мать приготовила сытый сытный завтрак
Выберите одно из двух, данных в скобках.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).
У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.
В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.
Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.
Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.
Студент быстро (усвоил — освоил) материал.
Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.
Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.
В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.
(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.
Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).
(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.
После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.
Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.
В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.
В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.
На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).
Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.
Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.
С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.
Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.
Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).
Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент
У девушки были влажные, чувственные) губы.
В этот день я услышала много (обидных слов.
Любой проступок) заслуживает осуждения.
Все вокруг привлекательно: и ближние и дальние) холмы.
Студент быстро (усвоил материал.
Молодой рабочий освоил) профессию токаря.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым видом.
Мать приготовила сытный) завтрак.
В новых кварталах города находятся самые (высокие дома.
(Болотный) ил является отличным удобрением.
Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый
(Соседский) кот важно прошел на кухню.
После десятимесячного возраста ребенка перевели на искусственное) вскармливание.
Мы живем в одном доме, но на (разных этажах.
В жаркий день приятно походить по тенистым) аллеям.
В квартире нужно было произвести) ремонт.
На поляне мы увидели высокий земляной) холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая).
Давайте найдем в себе (скрытые |резервы и доберемся до вершины.
Мой брат — человек очень практичный), он не выбрасывает старые вещи.
С (особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
Ему была (предоставлена возможность поехать на юг.
Знаток во всем, он все же был невеждой) в живописи.
Помещики жестоко обращались со своими дворовыми).
1.Исправьте ошибку в употреблении паронима (выделен курсивом).
1) Мать приготовила сытый завтрак.
2) Во время засухи речка совсем обезводила.
3) Мой товарищ – человек очень скрытый по характеру.
4) Вызванный доктор вспрыснул сыворотку.
5) За последние годы изменения прошли во всех сферах жизни.
6) Раньше люди считали появление кометы знаменем войны.
7) В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
8) В течение длительного времени коррозия проржавела железо.
9) Друг любезно представил мне комнату в опустевшей квартире.
10) Болотистый ил является отличным удобрением.
2. Объясните значения иностранных слов. Составьте с ними предложения.
ИДЕНТИЧНЫЙ, АНШЛАГ, БОМОНД, ВОЯЖ, АННОТАЦИЯ, ГЛАМУР, ИНЦИДЕНТ, ПРЕЦЕДЕНТ, ПИАР, НОУ-ХАУ, ЛИЗИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ, ХЭППИ-ЭНД, БОДИБИЛДИНГ
3.Употребите числительные в правильной форме и раскройте скобки.
К 1735 прибавить 348.
Книга с 5916 (страница).
Государственная казна пополнилась ещё 2454 (рубль).
Потери составили более 262 (килограмм).
Забастовки прошли в 976 (город).
Письмо датировано 2006 (год).
4.Составьте словосочетания с предложенными словами, показав их род (употребите прилагательное или глагол в прошедшем времени). Если существительное имеет два значения или два рода, составьте по два словосочетания.
БРА, ПЮРЕ, ТЮЛЬ, КОЛИБРИ, УРДУ, ФБР, МИССИСИПИ, ЮНГА, КАНИКУЛЫ, СТУДЕНЬ, ХЕЛЬСИНКИ, КОФЕ, РАСТЯПА, БРЮКИ, ТАБУ
5.Задание 9. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа, дописав, где необходимо, ударные окончания а/я или безударные – окончания ы/и.
ФЕЛЬДШЕР, СТОРОЖ, ДОГОВОР, ПОЧЕРК, ПОЯС, ТОН
Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок»
Учитель русского языка и литературы
МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска
Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».
Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».
Упражнение 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.
1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).
2) У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.
3) В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.
4) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.
5) Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.
6) Студент быстро (усвоил — освоил) материал.
7) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.
8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.
9) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.
10) В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.
11) (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.
12) Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).
13) (Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.
14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.
15) Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.
16) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.
17) В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.
18) На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.
19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).
20) Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.
21) Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.
22) С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
23) Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.
24) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.
25) Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).
Упражнение 2. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.
1) Мама __________ чехол на чемодан.
2) Девочка __________ куклу Катю.
3) Старший брат __________ сестру.
4) Сегодня девочка __________ новые туфли.
5) Брат __________ часы на руку.
6) Девочке подарили игру «__________ медвежонка».
7) Мальчик __________ стрекозу на булавку.
8) Бабушка __________ внука.
9) Модница __________ новое пальто.
10) Космонавт __________ скафандр.
Упражнение 3. Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Запишите примеры употребления данных слов.
Упражнение 4. Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.
1. Мы прошли деревню. 2. Иванов снова прослушал урок. 3. Весь механизм запущен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в этом направлении ведется, и немалая. 5. На лекции она всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы до нее не сталкивались. 6. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика. 7. Критик не просто не соглашается с режиссером фильма, но и доказывает, что его мнение ошибочно. 8. Все мы должны поддаваться дискуссированию. 9. Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать. 10. В прочитанном автором тексте затрагивается очень интересная проблема, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.
От многозначности следует отличать омонимию. Омонимы — слова, близкие по звучанию и написанию, но имеющие различное лексическое значение. Сравните словосочетания жать руки, жать в подъеме (о тесной обуви), жать сок из ананаса. При всем различии значений глагола жать все они внутренне связаны общим смыслом: “давить, стискивать, сжимать”. А теперь рассмотрим словосочетание жать рожь серпом. Слово жать обозначает в данном случае “срезать стебли”, т. е. смысл этого слова не связан со смыслом предыдущего. К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1. Жать — жму. 2. Жать — жну, жнешь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.
Упражнение 5. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.
Отлить немного молока — кровь отлила от лица — отлить статую; метать гранату — метать молнии — метать икру — метать швы; лист бумаги — лавровый лист — похвальный лист—лист опроса; тать из дому — гнать спирт; батарея бутылок — батарея парового отопления — батарея минометчиков; запустить камнем в окно — запустить кролика в клетку — запустить хозяйство — запустить спутник; ветер валит деревья — снег валит хлопьями; мотать нитки — мотать головой — мотать деньги.
Домашнее задание: Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Включите паронимы в предложение или словосочетание, обыграв их лексическое значение. Например: Наша экономика жестоко страдает от отсутствия экономии.
Пожалуйстааа. Помогите составить предложения по образцу)))) \Утром мама приготовила завтрак и … \ Утром мама приготовила завтр
Пожалуйстааа. Помогите составить предложения по образцу))))
\Утром мама приготовила завтрак и … \
Утром мама приготовила завтрак и мы все сели за стол.
Утром мама приготовила завтрак и пригласила всех за стол.
Утром мама приготовила завтрак и ушла на работу.
Утром мама приготовила завтрак и я ей в этом помогала.
Утром мама приготовила завтрак и он был очень вкусным.
Утром мама приготовила завтрак и попросила нас помочь ей с уборкой в доме.
Чтобы узнать тип подчинительной части в сложноподчинённом предложении, нужно от главной части поставить вопросы к придаточным. В нашем предложении придаточных аж три. Пробуем поставить к ним вопросы:
1. [По его лицу было видно](когда?)(к огда говорили о литературе или решали какой-нибудь вопрос).
2. [ По его лицу было видно](что?) (что это его нисколько не интересует).
3. [По его лицу было видно](что?) ( что давно уже он ничего не читал и читать не хочет).
Как видим, к двум частям можно задать одинаковый вопрос. Такой тип связи называется однородным. Т. е. этот тип связи у частей 2, 3. Но от главной части можно задать ещё и другой вопрос к третьей части. Такой тип связи, при котором от главной части можно задать разные вопросы к разным придаточным, называется неоднородным (параллельным). Значит, в предложении два типа связи: однородный и неоднородный.
1.Исправьте ошибку в употреблении паронима (выделен курсивом). 1) Мать приготовила сытый завтрак. 2) Во время засухи речка совсе
1.Исправьте ошибку в употреблении паронима (выделен курсивом).
1) Мать приготовила сытый завтрак.
2) Во время засухи речка совсем обезводила.
3) Мой товарищ – человек очень скрытый по характеру.
4) Вызванный доктор вспрыснул сыворотку.
5) За последние годы изменения прошли во всех сферах жизни.
6) Раньше люди считали появление кометы знаменем войны.
7) В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
8) В течение длительного времени коррозия проржавела железо.
9) Друг любезно представил мне комнату в опустевшей квартире.
10) Болотистый ил является отличным удобрением.
2. Объясните значения иностранных слов. Составьте с ними предложения.
ИДЕНТИЧНЫЙ, АНШЛАГ, БОМОНД, ВОЯЖ, АННОТАЦИЯ, ГЛАМУР, ИНЦИДЕНТ, ПРЕЦЕДЕНТ, ПИАР, НОУ-ХАУ, ЛИЗИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ, ХЭППИ-ЭНД, БОДИБИЛДИНГ
3.Употребите числительные в правильной форме и раскройте скобки.
К 1735 прибавить 348.
Книга с 5916 (страница).
Государственная казна пополнилась ещё 2454 (рубль).
Потери составили более 262 (килограмм).
Забастовки прошли в 976 (город).
Письмо датировано 2006 (год).
4.Составьте словосочетания с предложенными словами, показав их род (употребите прилагательное или глагол в прошедшем времени). Если существительное имеет два значения или два рода, составьте по два словосочетания.
БРА, ПЮРЕ, ТЮЛЬ, КОЛИБРИ, УРДУ, ФБР, МИССИСИПИ, ЮНГА, КАНИКУЛЫ, СТУДЕНЬ, ХЕЛЬСИНКИ, КОФЕ, РАСТЯПА, БРЮКИ, ТАБУ
5.Задание 9. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа, дописав, где необходимо, ударные окончания а/я или безударные – окончания ы/и.
ФЕЛЬДШЕР, СТОРОЖ, ДОГОВОР, ПОЧЕРК, ПОЯС, ТОН
1 задание
1)сытный
3)скрытный
4)сбрыснул
5)произошли
6)знамерением
8)коррозии проржавело
9)предоставил
10)болотный
2 задание
идентичный(похожий)аншлаг(полным полно)гламур(мода)инцидент(ситуация)пиар(знаменитость)менеджмент(по продажам)маркетинг(реклама)
3 задание
к тысяча семьсот тридцать пети прибавить триста сорок восемь.
книга с пяти тысячной девятьсот шестнадцатой страницы.
пополнилась на две тысячи четыреста пятьдесят четыре рубля.
более двухсот шестидесяти двух килограмм.
в десятьсот семьдесят шестом городе.
дотировано в две тысячи шестом году.