машков фрукты на блюде картина
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Илья Иванович Машков Натюрморт. Фрукты на блюде (Синие сливы)
Описание картины «Натюрморт. Фрукты на блюде (Синие сливы)»
Машкова называют «королем натюрмортов», и это звание вполне заслужено. «Фрукты на блюде» написаны в период освоения художником плоскостной живописи, жанра вывески. Этот натюрморт – старт Машкова в жанре.
Здесь максимально упрощена и примитивизирована композиция. Если уж центр – то это будет ярко-оранжевый апельсин, вокруг – темные, как ночь, сливы.
Белая смятая скатерть и серый нейтральный фон отлично оттеняют яркость и фактуру персиков и яблок вокруг блюда.
Явственно заметно влияние Матисса. Кстати, эту картину в свое время Матисс и Серов порекомендовали приобрести меценату Морозову. Это для Машкова было настоящее признание: ранее отвергший его преподаватель и кумир московских художников, сам Анри Матисс!
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что Машкова «привлекает самое земное, самое здоровое. В его картинах торжествует плоть, в какой бы форме она ни выступала – в форме плодов земли, обнаженного женского тела или медной посуды».
И действительно, в этих фруктах – необузданное торжество, хочется сказать – смак!
Картина действует сразу не все органы восприятия – мы видим яркую фруктовую россыпь, чувствуем аромат спелых плодов и, кажется, если прикоснемся, то ощутим гладкость слив, мягкую, чуть шершавую кожицу персика и бугристую кожуру апельсина.
Вкусовым рецепторам и подавно отдыхать не приходится возле «съедобных» картин Машкова.
В дальнейшем его натюрморты станут более объемными – по определению Сарабьянова, «опредметятся».
В «Натюрморте с овощами» 1914 года или «Натюрморте с хлебом и тыквой» 1915 года мы уже наблюдаем объем, контраст размеров и более мягкое, не столь гиперболизированное противопоставление фактур изображенных плодов и предметов.
Еще один «Натюрморт с фруктами», написанный Машковым в том же 1910 году и композиционно подобный «сливовому», в 2013 году на лондонских торгах Christie’s ушел за 7, 253 миллионов долларов.
Рубрики: | живопись/рассказы о шедеврах живописи Культура, искусство, история |
Метки: Илья Иванович Машков Натюрморт. Фрукты на блюде (Синие сливы)
Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям
Русский авангард. Илья Машков
Илью Ивановича Машкова в истории авангарда его нередко называли «русским Сезанном». Машков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Также, как и Михаил Ларионов, он не избежал участи исключения. Валентин Серов, его учитель, выгнал Илью Ивановича за то, что тот написал тени подмышек модели фиолетовым цветом. Исключение действовало недолго и мастер продолжил курс в портретном классе В.Серова.
Вскоре Валентин Александрович Серов на собрании Совета Третьяковской Галереи заметил дочери Павла Михайловича Третьякова, Анне Павловне Боткиной: «А наш Машков артист чистый вышел». Это сказал Серов, который выгонял Машкова за фиолетовые подмышки. Позже он посоветовал коллекционеру и меценату Ивану Абрамовичу Морозову купить полотна своего ученика.
Илья Машков, находясь под впечатлением от полотен Матисса, активно использовал цвет. За это он получал упрёки от учителя и постоянно находился на грани отчисления. Французское влияние очень хорошо видно в портрете Е.И.Киркальди, «Дама с китаянкой».
И.Машков»Дама с китаянкой»
По силуэту «Дама с китаянкой» напоминает портреты Валентина Алексаедровича Серова. Но лицо моделировано яркими открытыми цветами, как это делали фовисты. Под впечатлением Анри Матисса молодой Машков активно использует цвет. На этом полотне уже заметно, что он переосмыслил французское влияние в примитивистском ключе. В качестве заднего плана мастер использует декоративную восточную картинку. Здесь мы видим увлечение японизмом, которое идёт от Эдуарда Мане, Ван Гога и Гогена. Но Машков гиперболизирует мотив. Лубочное изображение китаянки по масштабу сравнимо с фигурой дамы на портрете. Условная и реальная героини взаимодействуют почти на равных. Фигура и фон сливаются воедино за счёт цветовых контрастов и общего орнаментального ритма. При этом Машков удерживает во одной зрительной плоскости целых три пространственных плана.
Живописное решение убедительно и органично. Кажется, что Машков писал портрет с натуры. Хотя на самом деле это сочинённое, вымышленное произведение.
«Дама с китаянкой» стала этапной и программной работой Машкова эпохи раннего «Бубнового валета». Она разрушала все представления о хорошем вкусе и чистоте стиля. На первый взгляд в картине присутствует смесь разнородных принципов. Это и карикатурный Серов, и утяжеленный Матисс, и раздутый Ван Гог. Но осознание себя примитивистом даёт Илье Машкову абсолютную свободу. Он действует как примитив — заимствует и огрубляет, обостряет, преувеличивает. Этим он добивается интенсивности цветового звучания вопреки стилевым ограничениям.
Натюрморт «Фрукты на блюде»
Свои ранние натюрмортные постановки Машков часто организует по аналогии с декоративными росписями подносов. Иногда он даже практикует овальные формы картин.
И.Машков. «Фрукты на блюде».
Натюрморт «Фрукты на блюде» Иван Абрамович Морозов приобрёл по совету Валентина Серова и Анри Матисса.
«Фрукты на блюде» часто называют «Синие сливы». На этом полотне можно проследить все новшества, которые Сезанн внес в искусство живописи. Машков демонстрирует их подобно азбучным истинам.
На этом полотне Машков будто бы «лепит» форму с помощью цвета. Обратите внимание на плод, находящийся на переднем плане слева. Видно, что самая светлая часть этого фрукта лимонно-желтая. Далее идет охра, затем оранжевая, потом идет темно-красная, и наконец зеленая краска. Понятно, что самая светлая часть — это блик. Потом идет свет, потом — предмето-тень. Затем должен быть рефлекс, когда в тени одного предмета отражается свет другого предмета.
На этом полотне присутствует объем, но нет света и тени. Объем здесь дан цветом. Объем есть, света и тени нет, свет и тень здесь заменены цветом. Всё это типично для творчества Сезанна и Машков использует его художественные приёмы.
Все предметы на этом натюрморте имеют чёткие геометрические формы. Даже скатерть на столе написана углом, подобно треугольнику.
Два гениальных открытия Сезанна:
Бубнововалетцы восприняли эти открытия подобно лозунгам и, в переносном смысле, «начертали их на своём знамени. А Гончарова и Ларионов решили, что участники «Бубнового валета» — сезаннопоклонники. Поэтому и вышли из объединения.
И.Машков. «Автопортрет»
«Автопортрет» Машкова выполнен в стилистике ярмарочной фотографии. Это предельно обобщённый образ. Черты лица сведены к формулировке. Изгибы воротника повторяются в складках волн и парусах. Художник не только не акцентирует сферу своих занятий, но даже исключает возможность ее предположить. Его скорее можно принять за купца – владельца пароходной компании. Здесь главным героем является не изображенный персонаж, а сама живопись.
Александр Куприн
Еще одним из бубнововалетцев был Александр Васильевич Куприн. Мы рассмотрим его «Натюрморт с тыквой» 1912 года. Это полотно можно назвать «песней про разнообразные овалы». Тыква, фаянсовая ваза, складки скатерти вокруг этой вазы, круглый столик — все они имеют одну геометрическую форму, которая повторяется подобно кругам на воде.
Куприн А.В. «Натюрморт с тыквой»
Что же касается искусственных букетов роз на черном фоне, то эта картина отражает время своего создания — это 1918 год. Жизнь совершенно кошмарная. Ничего нет, денег тоже нет. Введён «военный коммунизм». Цветы купить не на что, искусственные заказать — тем более. Тогда Куприн сам скручивает эти цветы и сам их рисует. Для художника это совершенно замечательное цветовое пятно. Ведь никто даже и не подумал бы, что эти цветы искусственные. Они воспринимаются как яркое декоративное пятно в сочетании со скульптурой, чашечкой и сложенным веером.
(Лектор не упомянула точное название натюрморта).
Стоит заметить, что в 1918 году из объединения «Мир искусств» в России остались только Лебедева и Лансере. А вот бубнововалетцы остались все. Это очень важно. Не надо считать, что Гончарова и Ларионов эмигрировали. Дело в том, что еще во время Первой мировой войны, когда Ларионов был на фронте, Дягилев пригласил Гончарову делать декорации для своих постановок. Оправившись после ранения, Ларионов поехал к Наталье Сергеевне Гончаровой в Париж. Поэтому неправильно называть их эмигрантами в том смысле слова, что они бежали из страны от советов. Эти художники уже с 1915 года официально работали за границей.
Как картины художников-авангардистов оказались в Третьяковке
Очень многие произведения, в частности работы Гончаровой и Ларионова, попали в ГТГ из коллекции Генриетты Леопольдовны Гиршман.
Очень многие работы покупались, дарились в советское время. Тогда Третьяковка проводила очень серьезную закупочную политику в отличии от сегодняшней тотальной нехватки средств. Но очень многие авангардные вещи попали в ГТГ из частных коллекций. Это отдельная история, порой безумно интересная. В начале 1917 года многие состоятельные люди такие как Гиршманы, Носовы и многие другие сдали часть свох коллекций на временное хранение в Третьяковскую галерею и уехали за границу. В стране уже чувствовалась тревожная атмосфера и они решили не рисковать. Хозяевам коллекций не суждено было вернуться в Россию. Так временное хранение в итоге превратилось в постоянное.
К написанию статьи привлекались лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой. А также книга:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.
Илья
Иванович Машков
Илья Иванович Машков (17 (29) июля 1881 год, станица Михайловская, Хопёрский округ, Область Войска Донского (сейчас Урюпинский район Волгоградской области), Российская Империя — 20 марта 1944 год, Москва, СССР ) — русский и советский художник. Авангардист, активный участник и один из основателей сообщества «Бубновый валет», участник объединения «Мир искусства», в советское время член Общества московских художников, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Особенности творчества художника Ильи Машкова: яркость, необузданность, «дикая» страстность ранних работ. Яркая палитра, густой мазок, экспрессивность, использование чистого цвета. Яркие, «съедобные», запоминающиеся натюрморты. Соцреализм в его исполнении сегодня хочется назвать постмодернизмом.
«Этому», оказывается, учатся!
Машков родился в станице Михайловской, сейчас это Волгоградская область. Семья жила в нужде, поэтому длительное обучение Илье не светило: после трех лет учебы в приходской школе, его отдали «в люди». Он помогал в торговых лавках и, по собственным словам, люто это ненавидел. Отдушиной были часы, когда мальчик мог рисовать. Его первые этюды носили исключительно практический характер – он создавал вывески и рисовал торговые плакаты для хозяев лавок.
В целом юному Илье очень нравилось работать руками – возможно, отсюда и пронзительная чувственность, кинестетика его картин: их не смотрят, их ощущают кожей, чувствуют их вкус и улавливают запах.
Обнаружив цель, Илья Машков решительно развернулся в ее направлении. 28 февраля 1989 года он ушел из лавки (и на всю жизнь запомнил эту дату) и решил все свое время посвятить подготовке к экзаменам. В этом же году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Корин, Васнецов, Горский, а главное – Третьяковская галерея и Румянцевский музей, в которых он проводил всё свободное время.
Обучение было успешным, уже в 1902 году Илья Машков награжден премией Сергея Третьякова. Но незадача – хоть он и нашел своё признание, деньги вовсе не начали литься потоком. Неизвестно точно, сам ли он решил, или кто-то предложил это, но достоверный факт, что в 1904 году Илья Машков покинул училище и открыл собственную частную школу обучения живописи, которая просуществовала до 1917 года. У него преподавали Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский. С Кончаловским Машков вообще активно сотрудничал, их объединяла и близость в искусстве, и дружеские отношения в жизни.
В 1905 году Машков женился первый раз (и на этом не остановился) на девушке итальянского происхождения, Софии Аренцвари.
«Радость дикаря»
Именно в студии Машкова зародился будущий «Бубновый валет» – одно из самых знаменитых авангардистских сообществ тех лет. Дела пошли неплохо, и уже в 1908 году Машков путешествовал по Европе и знакомился с новыми художественными течениями в Германии, Франции, Испании, Австрии, Англии. А по возвращении он решил продолжить и собственное обучение, ради чего снова пошел в Московское училище живописи на курс к Серову и Коровину. Параллельно Машков участвовал в выставках. Успех к нему пришел быстро, но с оттенком скандала.
Машков был очень благодарен Коровину за понимание и огорчался разрыву с Серовым. Зато какой радостью для него стало последовавшее за его исключением признание учителя! Несколько картин Ильи Машкова были выставлены на Осеннем салоне в Париже в 1910 году. Художнику было очень приятно узнать, что Серов и Матисс единодушно посоветовали известному коллекционеру Морозову приобрести его «Синие сливы».
Изображать то, что уходит…
Помимо необузданного «дикого» умения передать на холсте цветом чувственные ощущения, Машков отличался организационными способностями. Он жаждал упорядочивать, собирать, делать – самое время вспомнить о его стремлении создавать руками. Он был одним из организаторов «Бубнового валета», потом его секретарем. В 1915 году его приняли в «Мир искусства». В этом же году – второй брак, на этот раз со своей ученицей, художницей Еленой Федоровой. Она изображена на «Натюрморте с женской фигурой».
Революцию Машков принял с восторгом, как и многие другие авангардисты. Занимался профсоюзом художников, состоял во множестве сообществ и организаций, преподавал живопись во Вторых Свободных государственных мастерских (в которые превратилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества), а затем – в Высших художественно-технических мастерских.
Параллельно бурной организационной деятельности он начал писать совсем иного толка картины, так называемые «музейные натюрморты Машкова». Это изобилие фарфора, алой мебели, декоративности. Сопоставив с историческим контекстом, понимаем, что всё это в постреволюционные годы довольно активно разрушалось. И речь отнюдь не о случайном совпадении. На выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Революция, быт и труд» в 1925-м году Машков выставляет знаменитый триптих «Снедь московская»: «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». В изготовлении составляющих «Хлебов» принимала участие уже третья и последняя жена Машкова, художница Мария Данилова, которая испекла некоторые «атрибуты» собственными руками. Оглянувшись на исторические события, понимаем, что страна в этом время мучительно отходила от попыток создания военного коммунизма и впереди тоже маячили не золотые времена. И вдруг – такая роскошь, такое изобилие! Прощание с едой?
Речь не о том, что Машкой был диссидентом – отнюдь. В юношестве презирающий авторитеты, он бьется за каждую грамоту и каждое звание в СССР и с гордостью цитирует к месту и не к месту аббревиатуры организаций, в которых «состоит и привлекается». В данном случае, вероятно, имеет место ситуация, когда творчество выходит за рамки взглядов личности. И машковские несказанно яркие, притягательные, безусловно вкусные яства, кажется, предчувствуют свою судьбу – надолго превратиться из еды в муляжи.
Картины приняли, а от художника стали ждать шедевра на революционную тему. Он едет в Крым, собирает впечатления, пишет импрессионистские пейзажи и портреты – отправленные в крымские дворцы рабочие и крестьяне, множество купальщиц, пляжи. Портретам Машкова не свойственен психологизм, люди у него представляют слепок формы, функции. Но от него по-прежнему ждут революционного панно.
А на его картинах румяные колхозницы пышут здоровьем, на них смотреть тепло и сытно! Всё в лучших традициях натюрмортов Машкова. Но сегодня-то мы знаем, что 30-е годы – это жестокий голод в Поволжье… Певец плоти и чувственности снова пишет о том, что уходит, уже ушло?
Внезапный постмодернизм или программный сталинизм?
Невелико удовольствие отвлекаться от сладострастных натюрмортов Ильи Машкова на жизнь его в советские годы. Очень уж рьяно он пытался строить коммунизм на территориях, до которых мог дотянуться. Сохранились его многочисленные письма в НКВД с перечислением старых обидчиков, и обвинением «всякого сброда» в учинении препон советской власти.
В годы Великой Отечественной войны Машков отправился по собственной воле в Лефортовский госпиталь, писал военных, партизан и медработников. Чуть больше года он не дожил до победы.
Картины Машкова, прославляющие сталинскую власть, имеют второе дно, которое сам он, судя по фактам его биографии, в них не вкладывал. Последние «Хлебы» 36-го года, уже начинается эпоха репрессий. Неужели наконец выполнил заказ государства и создал тематическую революционную картину? Огромное полотно, в центре которого выпеченный из хлеба герб СССР, хлебные же колосья, в общем, сталинский ампир дурного вкуса, заклеймим как продавшегося власти. И лишь потом осознаем суть метафоры. Атрибуты советской власти, которые можно съесть?
Да и апофеоз поклонения сталинизму «Привет XVII съезду ВКП(б)» с сегодняшней позиции можем классифицировать как постмодернизм, а не подхалимаж… Конечно, в то время восприятие этих картин было другим. Тем и хороши загадки искусства, что отгадка иной раз проявляется через много лет.
5 натюрмортов «Бубнового валета»
Ранний русский авангард вошел в историю искусства картинами «Бубнового валета». Это художественное объединение появилось в самом начале 1910-х годов, его участники вдохновлялись популярными в те годы европейскими живописными течениями и делали ставку на экспрессию и эпатаж. В основу их творчества легло любование предметным миром, а одним из самых популярных жанров стал натюрморт. Вспоминаем краткую историю «Бубнового валета» и известные картины его участников.
«Тузы» русской живописи
Художественное объединение «Бубновый валет» официально сформировалось в 1911 году. Но выставка его участников прошла чуть раньше — в 1910-м. Название выставки, а впоследствии и объединения провоцировало почтенную публику: «бубновыми тузами» до 1917 года называли каторжников из-за нашивки в виде кумачового ромба на тюремной одежде, а «валетами» именовали мошенников и плутов.
Объединяло художников «Бубнового валета» увлечение французской живописью, кубизмом и русским народным искусством. Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов и другие живописцы отказались от традиций реалистического искусства XIX века, от наследия академизма и передвижников. Учителем для многих стал французский постимпрессионист Поль Сезанн. В своих картинах художники делали акцент на форме предмета, его массе и цвете. Так, любимым жанром бубновалетцев стал натюрморт.
В разные годы в выставках «Бубнового валета» участвовали Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Василий Кандинский, Давид Бурлюк и многие другие. В 1916 году из «Валета» вышли основатели Илья Машков и Петр Кончаловский, а в 1917 году прошла последняя выставка объединения, после чего оно распалось.
Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»
Петр Кончаловский был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей «Бубнового валета». В его раннем творчестве проявлялись детали, характерные для полотен Винсента Ван Гога. У мастера постимпрессионизма Кончаловский перенял экспрессию, темпераментность и некоторые художественные приемы.
В 1910-х годах живописца особенно заинтересовал натюрморт. Нередко главным героем полотна у Кончаловского становился яркий поднос. Расписной аксессуар обычно становился центром композиции, художник писал его с фруктами, овощами, посудой и даже бытовыми предметами. Например, на картине «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка» Петр Кончаловский изобразил вазу для фруктов, шляпу на коробке из-под головного убора и роскошный красный поднос, который придал повседневному полотну декоративное звучание. Особую гармонию создают округлые формы предметов, на которые зритель смотрит как бы немного сверху.
После революции Петр Кончаловский стал одним из крупнейших художников советской живописи. Эксперименты ранних лет сменились ценностями социалистического реализма. В своем творчестве он оставался относительно свободным от надзора власти, однако полотна строго оценивала супруга — Ольга Сурикова, дочь мастера исторической живописи Василия Сурикова. Если она не одобряла произведение, то Кончаловский загрунтовывал холст под новую картину.
Аристарх Лентулов, «Самовар»
Аристарх Лентулов родился в многодетной семье священника в провинции, в Пензенской губернии. На его творчество повлияла дружба с поэтом-футуристом, авангардным художником Давидом Бурлюком и учеба в парижских студиях, где Лентулов познакомился с французскими кубистами. Некоторые их стилистические приемы живописец позаимствовал и для своих полотен. Многие картины Лентулова напоминали витражи: художник раскладывал формы на цветовые плоскости, которые соединяются в декоративную композицию. Одним из таких полотен был натюрморт «Самовар», который художник создал в 1913 году с изображением мозаичного, словно составленного из геометрических фигур чайного столика.
Александр Куприн, «Натюрморт с синим подносом»
Александр Куприн писал пейзажи и насыщенные сочным глубоким цветом натюрморты. Художник вспоминал об увлечениях бубновалетовцев: «Французское искусство овладело нашими устремлениями, нашими помыслами, и французы стали нашими учителями. Позднее… глаза наши раскрылись на наше русское искусство (древнее), так как оно живо до наших дней и будет жить впереди веков, так как несет в себе элементы «большого искусства».
Куприн изображал в натюрмортах подносы и посуду, книги и статуэтки, бутылки и цветы. Иногда художник сам создавал нужные для постановок предметы, включая муляжи фруктов и искусственные цветы. На его полотнах, как и у Кончаловского, появлялись подносы — разной формы и цвета. Картину с синим чайным аксессуаром художник написал в 1914 году. Экспрессию полотну придают глубокие резкие тени и чистые краски доминирующих предметов — подноса и перцев. О картинах тех лет Александр Куприн писал: «Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии». Он выбирал большие холсты, писал с размахом, хотя перед работой масляными красками всегда продумывал и наносил на рабочую область карандашный набросок.
Илья Машков, «Синие сливы (Фрукты на блюде)»
Илья Машков происходил из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Константина Коровина и Валентина Серова. В период «Бубнового валета» художник увлекался творчеством Поля Сезанна. Предметы в натюрмортах Машкова обобщены, для изображения посуды и фруктов художник использовал прием красочной обводки силуэтов. На картине «Синие сливы» художник изобразил фрукты с черным контуром. Нейтральный серый фон делает яркие пятна плодов — апельсина, слив, яблок и персиков — особенно эффектными. В натюрмортах Илья Машков отражал не реальный цвет натуры, а кричащий оттенок чистой краски — оранжевой, синей, лиловой.
Как и Петр Кончаловский, с годами Илья Машков пришел к реалистическому искусству. В 1924 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал полотна в духе соцреализма, создавал портреты героев труда, партизан, колхозные пейзажи.
Роберт Фальк, «Бутылки у окна»
Роберт Фальк получил художественное образование в студии у Ильи Машкова, а позднее, как и многие бубновалетцы, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он много путешествовал по Европе, где изучал работы известных художников. Фальк писал тонкие лирические портреты и пейзажи, а в начале 1910-х создал серию натюрмортов.
На полотнах художник изображал простые повседневные бытовые предметы: посуду, фрукты, горшки с цветами, выпечку и бутылки. Для его картин периода «Бубнового валета» характерны элементы кубизма, при этом формы были мягкими и пластичными. Художник работал долго и вдумчиво, тщательно подбирал цвет для каждого мазка. Он писал: «Я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской». Натюрморт 1917 года будущая жена Роберта Фалька Раиса Идельсон назвала «поющими бутылками».
В Советском Союзе Роберт Фальк не был популярным. Какое-то время он жил в Париже, в 1937 году вернулся на родину, где его обвинили в формализме. Лишь в 1950-х годах творчество Фалька стало объединяющим между авангардом 1920-х годов и второй его волной в годы хрущевской оттепели.