макдональдс вся правда о еде
Производством еды на Западе занимаются какие-то душегубы, настоящие убийцы
Вот уже и ООН признало Макдональдс более опасным, чем СПИД. Мощно, не правда ли? Но даже понимание данной проблемы на уровне ООН ничего не даёт. Дело о МД затягивается, люди жиреют и умирают, а власти Америки по-прежнему дают добро на распространение данной продукции. Почему? Думаю, ответ очевиден: МакДональдс приносит огромнейшие налоговые отчисления в казну США, ведь на эту пищу (если её можно таковой назвать) подсело, наверное, полмира. Что же из себя представляет МакДональдс на самом деле? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.
Для поддержания образа «экологически чистой» и «заботящейся о природе» компании, где также можно и приятно перекусить, МакДональдс ежегодно тратит на рекламу более 1,8 млрд. долларов. Игрушки и другие приёмы привлекают детей, которые в свою очередь уговаривают родителей. Но за улыбающимся Рональдом МакДональдом скрывается реальность – МакДональдс заинтересован лишь в деньгах, получая прибыль на всех и на всём, так же, как и все транснациональные компании. В ежегодных отчётах МакДональдса идёт речь о «мировом господстве», – их основная цель открывать всё больше и больше представительств по всему миру, – но эта продолжающаяся экспансия означает ограничение свободы выбора и уничтожение местной культуры питания, не говоря уже о местных производителях.
Шокирующая правда о Макдональдсе
От книги Эрика Шлоссера «Нация фастфуда» содрогнулись все макдональдсовые столики мира. Несколько лет журналист Шлоссер изучал, как система быстрого питания перепахала не только диету, но даже пейзаж сначала Америки, а затем и других континентов. Он знает, откуда берётся мясо (и потому перестал есть говяжий фарш), почему так вкусна жареная картошка, и какова настоящая цена гамбургера, которую не вывешивают над прилавком. Изложив всё это в книге, Шлоссер до сих пор отбивается от разозлённых акул американского пищепрома, а в газетах получил отзывы «Посидите полчасика с этой книжкой, получите лучшую диету», «Этого чтения достаточно, чтобы превратить Шварценеггера в вегетарианца» и др.
«Макдональдсы» есть в школах, на кораблях, в больницах. Из их истории известно, что в 1970-м американцы тратили на эту еду 6 миллиардов долларов в год, в 2001-м – больше 110 миллиардов. Это больше, чем на высшее образование, компьютеры, автомобили. Больше, чем на книги, фильмы, журналы, газеты, видео и музыку – вместе взятые. От фастфуда в наше время никуда не деться.
Макдональдсу принадлежат 90% новых рабочих мест в год. Каждый год компания нанимает миллион человек, но у самого крупного работодателя – самая низкая зарплата. Хуже только у иммигрантов на полях. Средний американец съедает 3 гамбургера и 4 порции картошки каждую неделю. Каждый восьмой рабочий США когда-то работал в «Макдональдсе».
Специально для «Макдональдса» выведена порода кур с огромной грудью, «Мистер МД». Из белого мяса грудки делается популярное блюдо в меню, «Чикен Макнаггетс». Это изменило всю индустрию производства курятины. Курицу стали продавать не целиком, как 20 лет назад, а нарезанной на куски. 96% американских дошкольников сразу узнают клоуна Рональда Макдональда. Выше процент узнавания только у Санта-Клауса.
При создании Макдональдса делалась ставка на семью. В середине 70-х в Америке был в разгаре бэби-бум, но не так уж много имелось чистых и удобных мест для семейного отдыха. А ведь каждый ребёнок мог привести с собой не только двоих родителей, но и бабушку с дедушкой. Детей приворожили цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоуном Рональдом (появился в 60-е, благодаря телепрограмме) и едой, завёрнутой в яркую упаковку.
«Площадки приводят детей, дети – родителей, родители – деньги». Кроме площадок и клоуна, их привлекают игрушками, которые вместе с гамбургером и колой входят в набор «Хэппи мил». Игрушки выпускают сериями после выхода очередного мультика или фильма, и их хочется собрать в коллекцию. В результате современный ребёнок объедается гамбургерами и пьёт в три раза больше колы, чем 30 лет назад. В Америке колу пьют даже 2-летние малыши.
По большому счёту, вся индустрия фастфуда рассчитана на детей. Это то, что кормит детей и кормится ими одновременно: главной рабочей силой этих кафе являются старшеклассники. Двум третям всех работников сети быстрого питания нет 20. Они работают за очень маленькую плату, выполняя простые операции. Текучка кадров в фастфуде – до 400%. Типичный работник уходит из кафе уже через 4 месяца. Среди работников много подростков из бедных семей и иммигрантов, особенно из Латинской Америки, которые знают по-английски только названия блюд в меню.
Маленькая зарплата и отсутствие защиты труда подменяется созданием «духа команды» у юных работников. Уже давно менеджеров «Макдональдса» учат, как грамотно хвалить подчинённых и создавать иллюзию их незаменимости. Ведь это дешевле, чем повышать зарплату. Юные работники любят пошутить. Видеозаписи в фастфудах Лос-Анджелеса показали, что тинейджеры чихают в еду, лижут пальцы, ковыряют в носу, тушат сигареты о продукты, роняют их на пол. В мае 2000-го трое подростков из одного фастфуда в Нью-Йорке были арестованы за то, что около 8 месяцев плевали и мочились в блюда. В миксерах живут тараканы, а мыши лазают по ночам на оставленных для разморозки гамбургерах. Известно, что многие работники фастфуда не едят в родном кафе, пока сами не приготовят себе порцию.
Вкус макдональдской картошки нравится почти всем. Супериндустрия картофеля сложилась в Америке ещё в 20 годы ХХ века. Американцы в то время ели картошку варёной, печёной или в пюре, но постепенно любовь к картошке фри, рецепт которой ещё в 1802-м привёз из Франции президент Джефферсон, распространилась повсюду. Успешный картофельный фермер Джей Ар Симплот всегда держал нос по ветру, и вскоре его химики усовершенствовали технологию быстрой заморозки. Вначале он не мог найти достаточно покупателей, в то время как для основателей Макдональдса картошка была головной болью. Пользуясь популярностью не меньше гамбургеров, она отнимала кучу времени. И тогда стали закупать мороженую картошку у Симплота. Посетителям кафе понравилось. Вернее, они ничего не заметили. Зато резкое снижение цены сделало её ещё более популярной: её стали потреблять почти в 8 раз больше.
Современный картофельный завод – торжество прогресса. Картошку сортируют автоматически, моют, сушат под паром так, что отваливается шкурка. Затем автоматически режут, а камеры с разных сторон высматривают дефекты клубней и вышибают такие картофелины паром, чтобы в специальном отсеке осторожно срезать поражённый участок. Нарезанная картошка опускается в огромные чаны с кипящим маслом, её жарят до лёгкого хруста, замораживают, сортируют с помощью компьютера, особой центрифугой укладывают в одном направлении, пакуют и везут в ресторан. Осенью к картошке добавляют сахар, весной убирают – и вкус всегда остаётся неизменным.
Раньше вкус картофеля из Макдональдса зависел исключительно от жира, в котором её жарили. Десятки лет это была смесь 7% хлопкового масла и 93% говяжьего жира. В 1990-м люди ополчились на холестерол, и в фастфудах перешли на 100% растительное масло. Но вкус-то требовалось оставить тем же!
Если вы сегодня запросите в «Макдональдсе» сведения о составе блюд, то в конце длинного списка прочитаете скромное «натуральный ароматизатор». Это универсальное объяснение того, почему в фастфуде всё так вкусно.
В общем, рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных книгах, а в трудах «Технология пищевой промышленности» и «Инжиниринг еды». Почти все продукты поступают в кафе уже морожеными, консервированными или сушёными, и кухни этих кафе становятся последними инстанциями в ряду сложного промышленного процесса.
Около 90% всех продуктов, которые мы покупаем, прошли предварительную обработку. Но консервация и заморозка убивают естественный вкус еды. Потому последние 50 лет ни мы, ни фастфуд не смогли бы прожить без химических заводов. В Америке всё это делается на огромных химических заводах Нью-Джерси. Индустрия вкуса засекречена. Ведущие американские компании ни за что не разгласят ни точных формул своего продукта, ни имён основных клиентов. Чтобы посетители кафе быстрого питания думали, что у него отличная кухня и талантливые повара.
Перед тем как посетить один из заводов компании «Интернейшнл Флаворс энд Фрагрансез» («Международные вкусы и ароматы»), Шлоссер подписал обязательство не разглашать названия продуктов, содержащих продукцию компании. Он побывал в лабораториях «лёгких закусок», которые отвечают за вкус хлеба, чипсов, крекеров, хлопьев; кондитерской – она «делает» мороженое, конфеты, пирожные и зубную пасту; лаборатории напитков, откуда истекает «правильное» пиво и «100%-ный» сок. Запах земляники – это, по меньшей мере, 350 химикатов. Больше всего вкусовых добавок и красителей в газировках. Можно придать еде запах свежескошенной травы или немытого тела.
Кстати, разница между «натуральными» и «искусственными» ароматизаторами абсурдна. И те, и другие состоят из одного и того же, получены благодаря высокоразвитым технологиям и сделаны на одном и том же заводе. Просто первые получают, подвергая химическим реакциям натуральные продукты, а вторые «собирают» искусственно. Кроме вкуса продуктов, компания производит запах 6 из 10 самых популярных духов мира, включая «Бьютифул» Эсти Лаудер и «Трезор» Ланкома. А также запахи мыла, средств для мытья посуды, шампуней и пр.
Всё это результат одного процесса. Бреешься ты фактически тем же, что у тебя на ужин. Доказано, что вкусовые предпочтения, как и личность, формируются в первые годы жизни. Маленькие дети едят в фастфудах, и это становится для них «счастливой едой» на всю жизнь.
Ковбои и ранчеры всегда были иконой американского Запада. Но больше полумиллиона из них за последние 20 лет продали скот и сменили занятие. Всю мясную промышленность прибрали к рукам крупные корпорации, работающие на фастфуд. Изменилось всё: от содержимого коровьей кормушки до зарплаты мясника. Работа на мясокомбинате стала самой опасной в Америке.
Но изменился не только процесс забоя скота. Он лишь последняя капля в цепочке роковых для мясной промышленности перемен. Коровы фермеров питались, как им и положено, травой. Коровы, предназначенные для большой фастфудовской мясорубки, за три месяца до умерщвления, огромными стадами загоняются на специальные площадки, где их кормят зерном и анаболиками. Одна корова может съесть больше 3000 фунтов зерна и набрать 400 фунтов веса. Мясо при этом становится очень жирным, в самый раз для фарша.
Рост цен на зерно ухудшил и без того ужасную ситуацию. До 1997 года – первого звонка от коровьего бешенства – 75% американского скота ели останки овец, коров и даже собак и кошек из приютов для животных. За один 1994 год коровы США съели 3 миллиона фунтов куриного помёта. После 1997-го в рационе остались добавки из свиней, лошадей и кур вместе с опилками из курятников.
В начале ХХ века у гамбургеров была плохая репутация – они считались опасной едой бедняков, которую продавали только с тележек у фабрик или на ярмарках. «Есть гамбургеры – всё равно что питаться из мусорного ведра», – писали тогда газеты. Поправить репутацию булки с котлетой удалось в 20-е годы, когда компания «Белый замок» установила свои грили на виду у публики. Потом подоспели драйвины и семейная политика «Макдональдса». Гамбургеры показались всем идеальной детской едой: легко жевать, держать в руке, сытно и недорого. И самыми жуткими жертвами гамбургеров тоже оказались дети. Больше 700 детей заболели в Сиэтле в 1993-м и 6 умерли, пообедав в фастфуде «Джек ин зе Бокс». В течение 8 лет после этого случая аналогичную инфекцию подцепили полмиллиона человек. Из них сотни были убиты гамбургерами, а именно содержащейся в фарше колибактерией.
Колибактерию 0157H7 выделили впервые в 1982-м. Она мутирует из обычной бактерии кишечника и выделяет токсин, поражающий его внутреннюю оболочку. 5% заболевших умирают в страшных муках, при этом антибиотики бессильны. Колибактерии необыкновенно устойчивы – к кислоте, хлорке, соли, морозу, живут в любой воде, сохраняются на прилавках неделями, а для инфицирования организма их нужно всего 5. Можно подцепить колиинфекцию, поплавав в озере или поиграв на заражённом ковре.
Этот мутант живёт в коровах десятки лет. Но изменения в выращивании и забое скота создали идеальные условия для его распространения. Санитарные условия в коровьих загонах сравнивают со средневековым городом, где текли реки из нечистот. А когда шкуры обдирают на мясокомбинате, ошмётки навоза и грязи падают в мясо. Потому кусок сырого мяса на кухне – страшная угроза. Тесты микробиологов выявили, что на обычной кухонной раковине фекальных бактерий больше, чем на унитазе. Лучше съесть морковку, которая упала в унитаз, чем ту, что упала в раковину на кухне.
С фаршем дела ещё хуже. Исследования показали, что в 78,6% говяжьего фарша есть микробы, распространяющиеся через фекалии. Медицинская литература о пищевых отравлениях изобилует эвфемизмами: «уровень форм колибактерий», «аэробное число». Но за этими словами стоит простое объяснение, почему от гамбургера можно заболеть: в мясе есть навоз.
Ситуация опасна ещё и тем, что при современном уровне переработки фарш одного гамбургера содержит мясо десятков и даже сотен коров. И без колибактерий в нём хватает заразы. Каждый день в Америке около 200 000 людей страдают от пищевых отравлений, 900 попадают в больницы и 14 умирают.
Клиенты «Макдональдса» всего за несколько лет превращаются в толстяков. 54 миллиона американцев страдают ожирением, 6 миллионов супержирны – они весят больше нормы на 100 фунтов (45 кг). Ни одна нация в истории не толстела так быстро. А порции фастфуда всё растут. Предлагают и «трехпалубный» гамбургер, и бутерброд «Великий американец», и «Монстра», и бигмаки. Потребление газировки выросло в 4 раза. Если в 50-х типичный заказ колы был равен 230 г, теперь «детская» порция – 340 г, а взрослая – 900. Люди подсели на жир и сахар.
Ожирение – вторая после курения причина смертности в США. Каждый год от него умирают 28 тысяч человек. В 2 раза возрос уровень ожирения у англичан, которые больше всех европейцев любят фастфуд. В Японии с их морской и овощной диетой, толстых раньше почти не было – сегодня они стали, как все.
40 фактов о МакДональдсе. Некоторые пугают
Когда вы заходите в самый известный фаст-фуд в мире, о чём думаете?
Точно не о том, что, скажем, ему уже почти 80 лет. А ведь сотни необычных и просто интересных фактов витают в воздухе, пока вы стоите на выдаче заказа.
Мы собрали 40 из них — все проверенные, никаких слухов и легенд без пруфов.
Морис был старше Ричарда на 7 лет: первый родился в 1902 году, второй – в 1909-м.
Ричард (слева) и Морис (справа) Макдоналды
2. До того, как стать ресторанными магнатами, братья устанавливали декорации в Голливуде
Но на волне повального увлечения США автомобилями они открыли собственный драйв-ин в пригороде Лос-Анджелеса Сан-Бернардино. Спустя восемь лет два десятка официантов обслуживали здесь одновременно до 125 автомобилей и 20 столов.
Впрочем, драйв-ин рестораны придумали не Макдоналды – первое такое заведение Kirby’s Pig Stand открылось в Далласе в 1921 году.
Указатель возле первого заведения Макдоналдов
3. В трети стран мира McDonald’s вряд ли откроют
Прежде всего, это Бермудские острова (заморская территория Великобритании), Иран, Исландия, Боливия, Зимбабве, Гана, Македония, Йемен, Черногория, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Северная Корея.
Список далеко не полный – сюда же можно включить множество стран Африки и островные государства. Всего в мире 197 признанных стран, McDonald’s есть более чем в 120-ти.
В Йемене экстремисты угрожают уничтожить американские рестораны, поэтому компания не рискует. В Иране рестораны работали до 1979 года, но затем из-за конфликта с США они исчезли. Зато появились Mash Donald’s:
В Исландии и Боливии McDonald’s были, но закрылись. В Зимбабве рестораны собирались открыть, но из-за экономического кризиса в стране планы поменяли.
В Македонии у управляющего отобрали лицензию, бизнес пришлось свернуть. В Черногории в 2003 году открыли крошечный ресторан, но власти не дали добро на работу франшизы.
На Бермудах McDonald’s запрещены, как и все сети быстрого питания, существующие с 1970-х годов. Но бизнесмены нашли лазейку в законодательстве и в 1985 году построили ресторан на военно-морской базе США – по документам это американская территория. Но в 1995 году базу закрыли, и ресторан вместе с ней.
При этом северокорейское правительство любит фастфуд из McDonald’s. Но так как открывать сеть в стране политически неверно, приходится заказывать еду из Южной Кореи. С доставкой самолетом.
4. Своим появлением McDonald’s обязан шумным подросткам
Однажды Макдоналдам надоели подростки, пристававшие к официанткам, и горы битой посуды. Они закрыли ресторан на три месяца и переоборудовали его
Братья отказались от зала, сделали прозрачными стены кухни, установили грили для гамбургеров, которые составляли 80% оборота, ванны для картофеля фри, аппараты для молочных коктейлей и холодильники с напитками. Из штата исчезли официанты и посудомойки, ресторан перешел на самообслуживание.
В меню оставили только еду, которую не нужно есть ножом и вилкой, и стали подавать блюда в бумажной упаковке. Каждый работник в новом ресторане выполнял одну несложную функцию – такому конвейеру позавидовал бы сам Генри Форд!
Заказы готовились на виду у посетителей за 30 секунд, а бургеры стоили 15 центов против 30 у конкурентов. Доходы выросли до 100 тыс. в год.
Первый ресторан самообслуживания после реконструкции – восьмиугольное здание со стеклянными стенами
5. Вероятность того, что кто-то плюнул вам в бургер, почти нулевая
Во-первых, камеры везде – и в кухне, и в зале, и над кассовой зоной. Во-вторых, вокруг другие сотрудники, кто-то из них обязательно “заложит”. Перестаньте в это верить. Уволить могут даже за подозрение.
6. За десятилетия вид еды из McDonald’s почти не меняется
В 2009 году исландец Хьортур Смарасон узнал, что McDonald’s закрывает все свои рестораны в стране. Он купил гамбургер и картошку фри, чтобы посмотреть, что с ними произойдет со временем.
Через три года Смарасон отдал раритетную еду хостелу Snotra House. За десять лет фастфуд почти не изменился: не заплесневел, не сгнил, разве что стал немного суше.
А вот бургер из 1995 года:
7. Но бургеры часами не хранятся
Время жизни готового бургера – 10 минут. Все это время он лежит на витрине с воздушным подогревом. Для каждой порции ставится таймер (металлический уголок с цифрами или электронное табло).
По стандартам, по истечении срока реализации бургер выбрасывают. Реально так бывает не всегда – менеджер может тихонько поменять таймеры и продлить время жизни бутербродов ещё минут на 10. Но потом – до свидания, всё идет в мусор.
Фритюр (куриные и рыбные котлеты, наггетсы и т.п.) хранится 20 минут, пирожки – 90 минут, картофель фри – 5 минут, по-деревенски – 10 минут.
8. Рэй (Рэймонд) Крок сделал для McDonald’s больше, чем сами Макдоналды
Рэй приехал в Сан-Бернандино в 1954 году. Вдохновленный оборотами ресторана, он купил у братьев право выступать эксклюзивным агентом по франчайзингу. Лицензия обошлась Кроку в 15 тыс. долларов + процент от выручки каждого ресторана.
Приглашение на открытие первого ресторана Крока
Спустя год Крок открыл свой первый McDonald’s в городке Дез-Пленз, штат Иллинойс. Сейчас в этом здании работает музей корпорации.
Изначальная модель франчайзинга принадлежала Кроку. Он продавал только одну лицензию в одни руки на 20 лет за 950 долларов + 1,9% дохода ресторана. Из них 1,4% получал сам Крок, 0,5% – братья Макдоналды. В открытие ресторана нужно было вложить 17-30 тыс. долларов, заведение окупалось за полгода.
Рэй Крок и тот самый мультимиксер
9. До McDonald’s Крок был коммивояжером
Он продавал мультимиксеры для молочных коктейлей и бумажные стаканы ресторанам, кафе и столовым. История с McDonald’s для Крока началась, когда ему было 52 года.
На стаканах с молочными коктейлями в мультимиксере – один из первых логотипов сети
10. В мире более 38 тыс. McDonald’s
В США – около 14 тыс. ресторанов, в России – более 680. В РФ в 2019 году появилось около 60 новых ресторанов.
11. Первый McDonald’s закрыли – не выдержал конкуренции
В 1961 году Крок взял огромный кредит, чтобы выкупить компанию у Макдоналдов. Они, к слову, не разрешали Кроку ничего менять – ни в меню, ни в организации процессов.
Чтобы отыграться на Макдоналдах, Крок после покупки компании открыл новый McDonald’s в квартале от их ресторана, который пришлось переименовать в Big M. Вскоре Big M закрылся – все ходили в McDonald’s.
Фасад ресторана Big M
12. Во всех McDonald’s мира работает 761 тыс. человек
Из них 210 тыс. – в ресторанах, которые принадлежат или управляются непосредственно американской компанией. Остальные – в ресторанах дочерних компаний (к примеру, в российском ООО «Макдоналдс»).
13. В российских McDonald’s – свыше 50 тыс. сотрудников
Из них 70% – студенты. Каждый день в рестораны приходит 1,1 млн гостей.
14. Первый McDonald’s в СССР открыли в Москве 31 января 1990 года
Тогда же сеть пришла в материковый Китай и ряд стран Восточной Европы. Вот такие значки выдавали в первом московском McDonald’s:
15. В 1961 году с подачи Крока открыли первый университет гамбургерологии
В нем готовили кадры для самого McDonald’s и других предприятий пищевой промышленности. Сейчас работает восемь университетов гамбургерологии: в Москве (открылся в мае 2019 года), а также Лондоне (Великобритания), Чикаго (США), Сан-Паулу (Бразилия), Мюнхене (Германия), Токио (Япония), Шанхае (Китай), Сиднее (Австралия).
Университет выдает дипломы, признанные в 120 странах. Через московский университет за год должно пройти 4 тыс. студентов – будущих директоров, лидеров смены и других сотрудников.
Выпускники Университета гамбургерологии с дипломами
16. Дик Макдоналд в старости писал кулинарные книги
Хотя на заре бизнеса он признавался, что готовить не умеет. И что успех ресторанов быстрого питания – вовсе не в кулинарных изысках, а в формате работы.
17. В одном отряде с Кроком в годы Первой Мировой войны служил Уолт Дисней
В начале войны 15-летний Крок записался добровольцем, прибавив себе несколько лет, и стал шофером санитарной машины. На той же должности работал и Уолт.
Крок вспоминал, что Дисней уже тогда не расставался с карандашом и блокнотом и постоянно рисовал каких-то непонятных персонажей.
Рэй Крок (слева) и Уолт Дисней (справа) в годы Первой Мировой войны
18. Еда в «Хэппи Мил» дешевле, чем в стандартном меню
Детские наборы с обязательной игрушкой в комплекте появились в 1979 году. Сейчас компания ежегодно продает 1,5 млрд таких наборов.
Цена продуктов в «Хэппи Мил» обычно ниже, чем в стандартном меню. Но с годами это окупается: расчет на то, что малыши, привыкшие к «Хэппи Мил», вырастут и будут водить к McDonald’s своих детей.
Вот пример: чизбургер в «Хэппи Мил» стоит 30 рублей:
Отдельно – целых 50:
Поэтому же в McDonald’s в 4 раза больше игровых площадок, чем в Burger King. Дети приводят родителей, родители приносят деньги. Средний ребенок может привести в ресторан маму и папу, а если повезет – ещё и бабушку с дедушкой.
19. Знаменитый логотип с золотыми арками – вид сбоку на первый ресторан
Братья Макдоналды в 1952 году решили, что им нужно здание совершенно нового типа для первого ресторана сети в Сан-Бернандино. Они попросили архитектора Стэнли Местона использовать две арки по обеим сторонам здания.
Конструкции высотой 7,6 м изготовили из листового металла, выкрасили в желтый и дополнили неоновой подсветкой. Эти арки спустя 10 лет стали основой логотипа. Изначально на нем была и крыша, которая проходила через верхние части арок, но в 1968 году её убрали.
Фрейдисты активно обсуждают логотип. Существует теория, что буква М в лого McDonald’s – перевернутая грудь матушки Макдоналд, которая хочет накормить весь мир. Обсуждать эту теорию мы, конечно же, не будем.
20. В 1963 году McDonald’s продал миллиардный гамбургер
В 1968 году количество проданных гамбургеров достигло уже 5 млрд. Сейчас сеть ежедневно продает 6 млн бургеров, или по 70 штук в секунду.
21. В Японии клоуна зовут не Рональд, а Дональд
Клоун Роналд Макдоналд «родился» в 1963 году. В 2003 году Роналда «повысили» до Руководителя радости (Chief Happiness Officer).
Специальное имя для Японии ему придумали из-за особенностей языка и сложностей с произношением.
96% американских школьников узнают Роналда. Выше процент узнавания только у Санта Клауса.
В США роль Роналда исполняет Брэд Леннон. В России имя актера держат в тайне, но известно, что он работает маскотом McDonald’s больше 20 лет.
Должность Роналда обычно пожизненная. Клоун живет в самолетах – летает на открытия ресторанов и другие мероприятия, снимается в рекламе.
Первый клоун выглядел пугающе
22. «Биг Мак» появился в меню в 1968 году
В честь популярного сендвича даже назвали индекс бигмака – неофициальный способ определения реальных курсов валют в разных странах.
Эксперты сравнивают цены на «Биг Мак» в разных странах. Бургер – потребительская корзина в миниатюре: в нем есть мясо, хлеб, сыр и овощи. Он удобен, потому что McDonald’s есть во многих странах, а цена бутерброда зависит и от стоимости продуктов, и от цен на аренду, спроса, уровня зарплат и других факторов.
В 2019 году самым дорогим стал швейцарский «Биг Мак» – за него просят 6,54 доллара. На втором месте – США (5,74 доллара).
23. В 1983 году McDonald’s ввел в меню наггетсы
К концу года он вышел на второе место по розничной продаже курятины в мире. Для ресторанов даже вывели специальную породу кур «Мистер МД» с огромной грудью.
24. В McDonald’s часто адаптируют местные блюда
В Канаде это Poutine – популярный в Квебеке картофель с рассольным сыром, политый сладким соусом. В Бразилии – круассаны с сыром и ветчиной, популярный вариант для завтрака.
В Мексике в меню буррито со сладким перцем и кукурузой. В Австралии – «Киви Бургер» с котлетой, свеклой, томатным соусом и особым сыром. В Канаде предлагали бургер с мясом лобстера, но из-за роста цен на морепродукты с ним пришлось расстаться.
McLobster из канадского McDonald’s
В испанских ресторанах подают холодный суп гаспачо (в бутылках!), в Италии – пирожки панцеротти с тунцом и моцареллой, в Португалии – гороховый суп и суп с ветчиной и фасолью.
Во Франции почти всегда можно заказать бутерброд в чиабатте (местная прямоугольная булка), в Хорватии – ролл с грибами и свининой.
В России – блины на завтрак. Даже в «Хэппи Мил».
Отличаются и бургеры. Например, в Коста-Рике можно купить бутерброд с мраморной говядиной, в Аргентине – «Биг Мак» с тремя котлетами из говядины, в Турции – с четырьмя. В США есть бургер с ребрышками (мясом, снятым с костей).
В Китае подают огромные бургеры с курицей и несколькими видами соуса, в Японии – бутерброды с котлетами из креветок. В ОАЭ некоторые бутерброды завернуты в лепешки вроде питы, в Египте можно заказать фалафель (лепешку с котлетами из нута и овощами).
В Гонконге есть бургер с креветками и ананасом:
25. В американских McDonald’s продавали пиццу
Это было в 1989 году. Но вскоре от пиццы пришлось отказаться: пицца готовилась в среднем 11 минут, а время обслуживания клиентов не должно было превышать 1,5 минуты.
26. Религиозные нормы проникли и в McDonald’s
В Египте в меню нет свинины, потому что ислам запрещает. Но вам могут подать «Биг Мак» с двумя либо четырьмя куриными котлетами, а также «Филе-о-Фиш» с двумя рыбными.
В других мусульманских странах ситуация аналогичная. Курица – наше всё.
В меню индийских ресторанов нет говядины. Можно заказать бутерброды с курицей и ягненком, очень большой выбор веганских блюд.
В Израиле меню кошерное. Чизбургеров нет вообще: мясо с молоком (из которого состоит сыр) смешивать нельзя. Одно из самых популярных блюд – «МакШаварма» (упрощенный вариант шаурмы):
27. Самый большой и самый маленький рестораны находятся в Азии
Самый большой McDonald’s расположен в Пекине – он занимает площадь 2600 кв. м. Самый маленький – в Токио: кухня и киоск для приема и выдачи заказов расположились всего на 46 кв. м.
28. Зарплаты в McDonald’s не радуют
Рядовой сотрудник российского McDonald’s получает в среднем 20-25 тыс. рублей в месяц, инструктор – 30-35 тыс. рублей, свинг-менеджер (начальник смены) – 40-45 тыс. Всё зависит от количества отработанных часов, общего времени работы в ресторане, времени суток и т.д.
Зарплата директора ресторана – около 100 тыс. рублей с учетом премий.
29. Существует McDonald’s, в котором не обслуживают всех подряд
В Калифорнии есть McDonald’s, созданный специально для съемок фильмов и сериалов. В нем собрали униформу и атрибутику из ресторанов в разных странах мира.
30. McDonald’s есть даже за полярным кругом
Самый северный ресторан находится в финском городе Рованиеми. McDonald’s есть на кораблях, в школах и больницах. А теперь – и в отделении «Сбербанка» у метро «Новослободская».
31. Рекордная очередь на McDrive зафиксирована в Кувейте в 1994 году
Машины растянулись на 11 км. Сейчас в стране 77 ресторанов сети.
32. Королева Великобритании Елизавета II косвенно владеет рестораном McDonald’s
The Crown Estate (совокупность владений британской короны) включает ресторан в центре The Banbury Gateway Shopping Park, который является частью Королевского поместья в Оксфорде. Правда, вся прибыль от работы ресторана идет в казначейство.
33. Ароматизаторы для блюд многих McDonald’s и стиральных порошков делают на одном заводе
Вещества производит компания International International Flavors & Fragrances. Она также выпускает запахи для известных парфюмерных компаний и производителей бытовой химии, даже для лекарств и «елочек» в автомобилях.
34. В австралийском McDonald’s можно заказать бургер из любых ингредиентов
И в любых количествах. Можно собрать гигантскую башню из 100500 котлет, приправить десятком порций соуса и разными видами сыра.
С другой стороны, в этой стране есть здоровая альтернатива обычным “макам”. The Corner – параллельный проект McDonald’s c относительно ЗОЖ-ными блюдами в меню.
35. В слогане I’m lovin’ it есть ошибка
Кампанию с новым слоганом запустил в 2003 году глава McDonald’s Джим Канталупо. Её развернули сразу в 100 странах.
Хотя, вообще говоря, I’m lovin’ it – грамматически неправильная конструкция. Глагол love в английском языке – это глагол состояния, который не употребляется в continuous-форме.
36. В 2016 году вышел фильм «Основатель» о начале истории McDonald’s
В картине Джона Ли Хэнкока главную роль исполнил Майкл Китон (Бэтмен, Битлджус, Бёрдмэн). Ричарда Макдоналда играет Ник Офферман, а Мориса – Джон Кэрролл Линч.
37. Как получить гарантированно свежую еду
Закажите “спецгриль” – блюдо без определенного ингредиента. Например, картошку без соли, бургер без лука или соуса. Тогда его приготовят непосредственно для вас и подадут максимально свежим.
38. Лук для чизбургеров и других бутербродов разводят водой
Это называется восстановлением. Сушеный лук – примерно такой же, как в приправах из супермаркетов. Его заливают водой, и лук приобретает вид мелко нарезанного. К луку, нарезанному кольцами, это не относится – он свежий.
Апельсиновый сок тоже восстанавливают. Концентрат разбавляют очищенной водой непосредственно в автомате. Так дешевле транспортировать продукт.
39. Всё, что упало на пол, выбрасывается
Поднять и помыть могут только игрушки в упаковках. А упавший бутерброд никто перепаковывать не будет. Быстрее новый приготовить.
Домой еду тоже никто не уносит. В один бак попадает всё – и остывшие бургеры, и молочные коктейли, и напитки. Затем мешок с мусором попадает в установку, в которую ссыпается вообще весь мусор ресторана, и утрамбовывается.
40. Как тратить меньше в McDonald’s
Всегда уточняйте размер порции – по умолчанию пробивают среднюю (если есть 3-4 варианта) или большую (если есть только стандартная и большая порция). Сразу после заказа говорите “всё” – это волшебное слово не даст сотрудникам предложить вам пирожок, напиток, соус и т. д.