макдональдс против бургер кинг история
Клоуны из Ада: как Burger King потроллил McDonald’s в своей креативной рекламе
Всем известно давнее противостояние двух гигантов фастфуда — Burger King и McDonald’s. Война компаний началась в 1981 году, когда Burger King в своей рекламе начал сравнивать свой Воппер и БигМак, критикуя последний за малое количество мяса. После этого было множество нападок, скандалов, обид и судебных исков, конца которым не видно и по сей день.
Огрызается, правда, более тонким троллингом, и Макдональдс. Самая крупная в мире сеть ресторанов периодически намекает Burger King на его место, в том числе при помощи таких вот указателей:
Битвы гигантов происходят по всему миру, на бигбордах, баннерах и листовках. Не миновала сия участь и Россию:
А вот и вовсе возмутительный случай, замеченный в одном из московских ресторанов Burger King:
Гонения на клоунов, исходящие от Burger King, обыгрываются даже в заключительных кадрах фильма ужасов «Оно», где герой видит ресторан сети, после чего появляется надпись «Мораль такова: никогда не доверяй клоуну… Burger King».
В 2017 году, чтобы очередной раз подколоть противника, Кинги устроили на Хэллоуин акцию, предлагая каждому, кто придет в костюме клоуна, бесплатный воппер.
Но и это не все. Кинги заказали у испанского дизайнерского агентства LOLA MullenLowe, занимающегося разработкой визуальной рекламы, серию плакатов с клоунами, держащими на руках детей. Подписи под плакатами гласят: «Дни рождения должны быть счастливыми». Казалось бы, при чем здесь МакДональдс, но дело в том, что клоун, в сочетании с фастфудом, у большинства любителей быстрой еды стойко ассоциируется именно с ресторанами, предлагающими БигМаки.
Ничего святого у людей, когда речь идет о конкуренции в бизнесе. А вы как считаете?
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Война бургеров: история конкуренции McDonald’s и Burger King
Как началась 70-летняя война между Рональдом Макдональдом и Королем Бургеров.
McDonalds и Burger King — две самые успешные компании фастфуда на планете. Они кормят и богатых, и бедных. Их рестораны везде. Рядом с неоновыми рекламными вывесками, небоскребами и церквями, с казино, на развязках дорог и на обочине автострад.
Конкуренты с 1954 года, McDonald’s и Burger King все еще не зарыли в землю топор войны. Как же все начиналось?
Ни капли кетчупа на рубашке
После Великой Депрессии и Второй мировой войны бизнес в США начал подниматься на ноги. Появлялось больше автомобилей, автострад, формировался американский средний класс, и рынок фастфуда открывал предпринимателям восхитительные перспективы.
В один из дней 1954 года в Сан-Бернардино коммивояжер Рэй Крок, торгующий миксерами, случайно наткнулся на ресторанчик, который мог оказаться одной из множества однотипных забегаловок для автомобилистов.
Но Крок был поражен — в McDonald’s его обслужили за 2 минуты. Это походило на бургер-балет — ни одного лишнего движения со стороны работников ресторана. Ни одна капля кетчупа из гамбургера не пролилась ему на рубашку.
Крок зажегся идеей создать франшизу для расширения сети McDonald’s. Он убедил Макдональдов назначить себя руководителем этого направления. По замыслу Крока, только в США должно было открыться 1 тыс. ресторанов Макдональдс. Братья-основатели противились этому. Завоевывать глобальный рынок они хотели постепенно. Но Крока было не остановить.
На арену выходит конкурент
Тем временем в Джексонвилле (Флорида) Кит Крамер и Мэттью Бернс открывают ресторан фастфуда Insta-Burger, который позже стал известен как Burger King. Крамер и Бернс были вдохновлены McDonald’s, и именно Insta-Burger оказался у истоков будущей полувековой конкуренции.
Почти сразу же после открытия у Insta-Burger начались финансовые трудности, компания не просуществовала и года. В 1954 два франчайзи, Дэвид Эджертон и Джеймс Маклэмор, приобрели ее и дали новое имя — Burger King.
Неоновый желтый на обочине автострад
В середине 1950-х внимание водителей, колесивших по трассам, начали привлекать ярко-желтые арки McDonald’s.
Идея принадлежала Дику Макдональду, а сами арки разработал архитектор Стэнли Местон, который создавал декорации для киностудии Universal.
В фильме «Основатель» Рэй Крок (его играет Майкл Китон) говорит владельцам McDonald’s Дику и Маку: «Я исколесил много городов. И все их объединяют две вещи — здание суда и церковь. На крыше здания суда — флаг США, на церкви — крест. Не хочу показаться богохульником, но золотые арки McDonald’s легко встают в этот ряд. Я абсолютно уверен — McDonald’s станет новой американской церковью».
Итак, золотые арки McDonald’s превратились в центр притяжения, место, где собираются люди, которые разделяют ценности бренда: провести время с семьей, поговорить по душам с друзьями, преломить хлеб с незнакомцем.
Burger King не сдается и переманивает кадры McDonald’s
В 1957 году Burger King представляет свой основной продукт — Whopper (англ. — Громадина), классический бургер. Чтобы запустить и увеличить продажи, а также повысить собственный рейтинг, Burger King покупал эфирное время на ТВ и транслировал рекламные ролики с Whopper. Огромный бургер полюбился клиентам ресторана, и после запуска франшизы за 8 лет компании удалось открыть в США 274 заведения с логотипом бренда.
Чтобы завладеть секретами производства McDonalds, Burger King отважился на рискованный шаг. В 1976 году компания переманила к себе топ-менеджера Дональда Смита, который работал в McDonalds на должности COO.
Именно Смиту принадлежит идея окон King Auto, благодаря которым автомобилисты могли заказывать еду, не покидая салона машины. Правда, позаимствовал он эту идею у McDonald’s. Кроме того, Смит разработал систему бонусов для клиентов и расширил меню Burger King.
Эволюция логотипа McDonalds
Эмблемой McDonald’s не всегда были золотые арки в форме буквы M. Изначально основатели выбрали строгий дизайн — черную надпись McDonald’s Famous Barbecue на белом фоне.
В 1948 году на лого появился маскот (бренд-персонаж) — шеф-повар по имени СпиДи с головой в форме гамбургера. Бренд использовал живого героя, чтобы сделать айдентику более человечной.
Рэю Кроку, который к 1961 году уже выкупил права на McDonald’s у братьев Дика и Мака за $2,7 млн, был очевиден успех и узнаваемость золотых арок. Поэтому совместно с дизайнером Джимом Шиндлером он разработал классический логотип McDonald’s. Именно Шиндлер изобразил крышу ресторана, напоминающую букву M, и выбрал красно-желтую цветовую гамму.
В 2009 году, в ответ на протесты экоактивистов и защитников прав животных, McDonald’s Europe запустила новое лого — желтая буква M на изумрудном фоне. Зеленый — цвет природы, так корпорация хотела показать, что разделяет eco-friendly мировоззрение.
Сейчас на лого McDonald’s помещена классическая буква M на красной подложке. Всего дизайн фирменного знака компании перетерпел 10 ребрендингов.
Юрчина Ярослав,
Product manager в Rocket
Максим Белов,
СМО в OLL.TV
Эволюция логотипа Burger King
Кто Король Бургеров? Тот, у кого король на эмблеме. Однако он появился на лого фастфуда не сразу, а потом и вовсе исчез.
В 1954 году владельцы Insta-Burger, Кит Крамер и Мэттью Бернс, выбрали первый дизайн в черно-белых тонах — под полукруглым солнцем жирным шрифтом было написано название ресторана.
После того как сеть выкупили Джеймс Макламор и Дэвид Эджертон, лого было переработано. Новые владельцы оставили только имя бренда. Эта версия продержалась три года. Затем Burger King, как и McDonald’s, решил «очеловечить» лого — на сцену вышел король. Он сидел на вершине бургера, под ним — имя бренда, еще ниже — Home of the Whopper (дословно — Дом Громадины). Эта эмблема просуществовала 12 лет.
1969 стал для Burger King годом создания самой узнаваемой айдентики — она легла в основу дизайна логотипа, которым сеть ресторанов пользуется сейчас. Персонажа-талисман заменили на эмблему, в которой фигурировало имя бренда, зажатое между двумя половинками булки.
В рекламных кампаниях этот логотип использовался вместе со слоганом: Do it your way. Burger King подчеркивал: хоть у McDonalds и быстрое обслуживание, однако клиент не может поменять меню по своему вкусу.
«Сделайте по-своему, — говорилось в рекламе Burger King 1970-х, — без огурцов, без специй». То есть на вас не будут смотреть, как на сумасшедшего, если вы захотите заказать что-то особенное. Тут-то McDonald’s и пришлось подвинуться — он не мог пообещать своим клиентам то же, что конкурент.
В 1999 году Burger King добавил к классическому минималистичному логотипу синюю полукруглую линию, которая обрамляла булочку со светящимися краями и имя бренда, написанное темно-красным жирным шрифтом.
Однако в 2021 топ-менеджмент решил вернуться к ранней версии логотипа, убрав синюю линию и светящиеся края на булочке.
«У нас нет синей еды, — прокомментировал смену логотипа ex-CMO Burger King Фернандо Мачадо. — К тому же булочки не блестят».
Битва талисманов: клоун против короля
Пестрый клоун Рональд Макдональд — красный нос, желтый костюм и перчатки, полосатые гетры. Он ответственен за самые счастливые мгновения, которые дети и их родители вместе пережили в McDonald’s. Рональд был маскотом корпорации более 50 лет.
Однако в конце 90-х и начале нулевых, с появлением клоунов в триллерах и ростом популярности образа Джокера, отношение к маскоту McDonald’s стало неоднозначным. Дети начали бояться клоуна Рональда.
После запуска рекламной кампании I’m lovin it в 2003 году McDonald’s стал больше ориентироваться на аудиторию подростков, чем на детей. И уже в 2016 сеть официально отказалась от Рональда Макдональда, который был талисманом корпорации больше полувека.
Конечно, Burger King не упустил случая потроллить несчастного клоуна. В 2017 году конкурент провел атаку на McDonald’s, который создает праздничную атмосферу своим Happy Meal — комплексным набором еды с игрушкой для детей и улыбкой на лицевой стороне упаковки. Именно Рональд Макдональд вручал Happy Meal детям, которые пришли отпраздновать в McDonald’s свой день рождения.
Но и в McDonald’s работают креативные маркетологи. Еще в 2011 году корпорация показала Burger King, что и они могут снимать провокационные ролики. McDonald’s Germany выпустил видео, где подчеркнули, что еда у них намного вкуснее, чем у конкурента.
Последние новости SERM
Войны брэндов: McDonalds vs Burger King
Еще в 2014 году соотношение между сетями было далеко не равноценным: Макдоналдс занимал 18,6% индустрии фастфуда, тогда как БК доставались скромные 4,6%. Однако время идет, ситуация меняется, и Бургер Кинг уверенно конкурирует с недавним лидером.
Противостояние началось давно, когда в 1981 году Бургер Кинг впервые выпустил рекламный ролик с Сарой Мишель Геллар. Девочка возмущалась по поводу малого количества мяса в бургере. Дальше война брэндов пошла по накатанной.
Сравнение размеров Воппера и БигМак: «Биг(большой)Мак? Скорее похож на средний».
Размер имеет значение, считают маркетологи БК. «Глупенький Воппер, это же коробка БигМака!»
Российский фастфуд тоже не отстает. «Когда мы говорим о размере, мы не играем в клоунов»
Последний камень в огород конкурентов от БК прилетел относительно недавно: в официальной группе российской сети ресторанов опубликовали фото двух рекламных постеров в Санкт-Петербурге. Слева реклама Макдоналдс, которая обещает посетителю солнцезащитные очки в подарок при покупке обеда. Насмешливая реклама Бургер Кинг справа: «Какие очки? Это Питер, детка! Дождевик в подарок при покупке латте.»
И это далеко не первый подобный инцидент. В ноябре 2016 года гендиректор Burger King в России Дмитрий Медовый предложил президенту McDonalds обсудить покупку сети. По его словам, поглощение «Мака» стало бы логичным завершением многолетнего противостояния.
А вот и апрель 2017 года. Тут уж маркетологи решили не церемониться, и прямым текстом указать конкурентам направление движения. Пусть и «устами» одного из своих символов, «Чикен Фри»:
А вот с символикой конкурентов предпочитают не церемониться. Узнаете старину Роналда?
На войне все средства хороши. В Бургер Кинг на Новом Арбате задействовали даже предметы гигиены:
Воронеж. Ну же, не поленись, пройди еще 20 шагов, отнеси деньги нам, а не им!
В чем же смысл такого агрессивного маркетинга? Ведь рестораны рискуют потерять часть своих посетителей. Вряд ли матери захотят, чтобы их дети видели подобную рекламу. Да и серьезным людям такие шуточки вряд ли придутся по вкусу. Так зачем же Бургер Кинг устраивает такие рекламные кампании?
Ответ прост: основная масса потребителей фастфуда сегодня – это не мамочки с детьми и не бизнесмены. Большинство визитеров ресторанов быстрого питания – молодые люди от 16 до 25 лет. Им подобный имидж сети придется по вкусу. Поэтому маркетологи смело ставят на кон нецелевую аудиторию. Ведь победителю в рекламной гонке достанутся внушительные прибыли от основной массы посетителей.
Что лучше — «Макдоналдс» или «Бургер Кинг»? Журналистка узнала, где вкуснее, и её опыт сделал клоуна королём
Жительница США решила главный спор гурманов и узнала, где же вкуснее — в «Макдоналдсе» или в «Бургер Кинге». После дегустации блюд она чётко определилась с победителем, но у проигравшей стороны есть аргумент, который оценят все.
Журналистка издания Insider Эрин Макдауэлл из Нью-Йорка решила провести эксперимент, чтобы раз и навсегда (для себя) узнать, что же всё-таки лучше: «Макдоналдс» или «Бургер Кинг». Для чистоты своего опыта девушка заказала в ресторанах аналогичные позиции из меню и стала ждать, когда в дверь постучат курьеры.
Первым по нужному адресу прибыл доставщик из «Бургер Кинга». Эрин сделала заказ на 8 долларов (593 рубля). В пакете лежали двойной чизбургер, десять куриных наггетсов, картофель фри и медово-горчичный соус. Первое, что попробовала журналистка, был бургер. Сделав укус, она поняла: булочка явно стоила своих денег. Несмотря на время, затраченное на логистику, мясо было сочным, а сыр хорошо тянулся.
Двойной чизбургер обошёлся мне в 2,29 доллара [170 рублей]. Это меньше, чем я плачу за кофе по утрам. Сэндвич определённо стоит своих денег.
Разобравшись с чизбургером, журналистка потянулась к наггетсам. По словам девушки, она не питала к этому блюду особых надежд — всё-таки «Бургер Кинг» славится своими говяжьими котлетами, а не курицей. Но, распробовав один кусочек, Макдауэлл была приятно удивлена.
Панировка наггетсов была слишком плотной, но на вкус они были острыми и прекрасно сочетались с соусом.
А вот картошка фри покупательницу разочаровала. Во-первых, она была рассыпана по пакету (но это претензия к курьеру), во-вторых, цена за блюдо показалось девушке слишком высокой.
Средняя картошка обошлась мне в 3,39 доллара [почти 252 рубля], что на удивление дороже, чем чизбургер и наггетсы.
Более того, ломтики показались Эрин недостаточно солёными, хотя картофель был сытным. Ситуацию спас медово-горчичный соус, который идеально подошёл к снеку.
Закончив с «Бургер Кингом», Макдауэлл перешла к «Макдоналдсу». Заказ из этой сети ей обошёлся значительно дороже — журналистка потратила 14 долларов (1039 рублей), хотя позиции из меню были аналогичными.
Я заказала также двойной чизбургер, средний картофель фри, десять наггетсов и медово-горчичный соус.
Эрин не стала изменять традицию, поэтому начала дегустацию с чизбургера. Она заплатила за него 3,79 доллара (281 рубль), но и начинки в нём было больше, чем у конкурента.
Там был дополнительный ломтик сыра и нарезанный лук. Сама булочка была какой-то пресной и немного безвкусной, но количество приправ спасли ситуацию. Всё было в меру. Котлеты тоже были сочными.
Куриные наггетсы обошлись Эрин в 6,69 долларов (496 рублей). Такая цена тоже показалась Макдауэлл высокой, но и кусочки были намного мясистее, чем в «Бургер Кинге».
Панировка была более хрустящей, что мне нравится. Но это дело вкуса.
Картошка оказалась хрустящей и соленой, но значительно тоньше, чем прошлый экземпляр. Как утверждает Эрин, она бы легко съела её даже без соуса.
Картофель из «Макдоналдса» оказался вкуснее
Сравнив два ресторана, Макдауэлл сделала свой выбор: в «Макдоналдсе» готовят вкуснее. Однако у «Бургер Кинга» есть весомое преимущество — цена.
Чизбургер и картошка вне всяких сомнений вкуснее в «Макдоналдсе», но «Бургер Кинг» выигрывает их по ценовой политике.
Пока одни люди выбирают, какой фастфуд лучше, другие от него отказываются. Так сделал мужчина из Австралии, когда увидел, что его бургер из «Макдоналдса» начал шевелиться.
Женщина из США тоже зашла в «Макдоналдс», купила там бургер и забыла про него на 17 лет. Удивительно, на за это время булочка ничуть не испортилась.
Макдоналдс против Бургер Кинг
Месяц назад Макдоналдс запустил юбилейную акцию. При покупке большого МакКомбо, посетитель получает Макдоналдс‑коин. Это не новая криптовалюта, а юбилейная монетка, которую можно оставить на память или обменять на один из продуктов ресторана быстрого питания (ага, именно так официально называется Макдоналдс).
И тут же прилетает ответочка — предложение обменять коин на чизбургер в Бургер Кинг. Это — лишь один из эпизодов противостояния между двумя гигантами фаст‑фуда в России. Но кто выигрывает в этой войне?
Первый Макдоналдс открылся в России в 1990 году и стал таким же символом заката советской эпохи как гласность в СМИ и песня Wind of change. Бургеры на несколько десятилетий стали прочно ассоциироваться с большой желтой буквой M. Burger King пришёл гораздо позже (первая точка в 2010 г.) и им пришлось жестко отвоевывать место под солнцем.
Первоначально БК не стремился к конфронтации и делал ставку на приготовлении мяса на огне. Но так продолжалось недолго. Скандал — лучшая реклама. Так почему бы не перенести на российскую почву давнюю рекламную войну с главной сетью фаст‑фуда в мире?
И вот тут началось. Все эти подколы про «настоящие бургеры дальше», «ПШЛНХ МКДНЛДС!», «почувствуй вкус, а не привкус». Создается впечатление, что маркетологам Бургер Кинга дали карт‑бланш на всякую дичь. Тут и издевательство над сходством маскота Макдоналдс и клоуном Пеннивайзом из фильма «Оно», и угон идеи с сычуаньским соусом из мультсериала «Рик и Морти».
Дальше — больше. БК поняли, что провокационную и эпатажную тему пипл, что называется, хавает (в прямом и переносном смысле). И тут понеслось. Любая жареная тема, любые шутки на грани фола. Больше хайпа богу хайпа. Мы даже не будем перечислять все примеры подобных рекламных акций, вы и сами прекрасно их помните, благо, что они часто становились темой для новостей.