ляпис трубецкой золотые яйца альбом
Ляпис Трубецкой «Золотые яйцы»
Шестой студийный альбом «Ляписов», записанный в Минске на студии «Селах» с Андреем Жуковым, саундпродюсером диска «Ранетое сердце» (1996).
1. Раинька 2. Лучше чем в Париже 3. Красивая 4. Лето в Белоруссии 5. Золотые яйцы 6. Курвы 7. Ласточки | 8. Фабричная 9. Курачкi 10. Ты моя 11. Любови капец 12. Почтальоны 13. Рамонкi |
мнения экспертов
Как-то так получилось, что в свое время то ли недослушал, то ли упустил этот альбом. И вот сейчас приходится себя в этом сильно укорять.
Безусловно, очень сильная программа. И если самая первая песня «Раинька» делает заявку на стилистику этакого Бреговича из Чижовки, то в дальнейшем становится понятно: именно музыка рэггей стала основой альбома. Допускаю даже, что это было в какой-то мере связано с основанием ТО «Дети Солнца».
В уши сразу же бросается то, что в этом альбоме «Ляписы» как никогда ранее плотно потрудились в первую очередь над аранжировками. Прежде это также имело место, но как-то очень робко и несистемно. Здесь же аранжировки сделали главное: практически каждая песня обрела не только собственное лицо (показательный пример – «Красивая»), но и в целом оформили и очень убедительно всю музыкальную составляющую альбома. Больше всего, конечно, поражает решение песни «Любови капец»: «Ляписы» с оркестром – это нечто удивительное!
В отношении этого альбома уже не приходится говорить о том, какими были «Ляписы» прежде – стебно-колдырскими пацанами городской окраины, звездами спального района. Здесь мы встречаем полностью состоявшийся коллектив в расцвете своей творческой половозрелости. И в результате практически каждая песня – это состоявшийся номер, если хотите – шлягер. А в целом альбом слушается на одном дыхании и вызывает желание возвращаться к себе еще и еще раз. Три года, прошедшие с издания предыдущего альбома, не прошли зря. Очень убедительная работа, которой можно по праву гордиться.
Этот альбом вышел после рекордной для «Ляписов» паузы в 2,5 года (макси-сингл «Чырвоны кальсоны» не в счет). За это время независимое положение коллектива окончательно устоялось, а потому наконец никто никуда не торопился и не нужно было никого слушать. На музыкальной составляющей эта «независимость» тоже сказалась положительно.
Строго говоря, диск «Золотые яйцы» стал своего рода квинтэссенцией всего творчества группы – он подытожил итоги всех стилистических приключений «Ляписов», причем на качественно новом уровне. Здесь есть и задорный юмор на грани фола а-ля раннее творчество («Золотые яйцы», плюс перезаписанные «Курвы» и «Любови капец»), и приближенные к поп-музыке номера а-ля «Юность» («Раинька», «Почтальоны»).
Не обошлось без тревожных песен а-ля «Красота» («Ты моя») и ноток альтернативного рока оттуда же («Золотые яйцы», «Курачкi»). Но доминируют здесь рэгги («Красивая», «Фабричная», «Ласточки») и ска-панк («Лето в Белоруссии», «Рамонкi», «Курачкi»), впервые массово проявившиеся у «Ляписов» на «Тяжком». Плюс фолковые и прочие мотивы, а также куча самых разных инструментов от маримбы до окарин.
Итог – феерический калейдоскоп из 13 песен и множества стилей/звучаний. Материал ровный, звучит при этом достаточно целостно и концептуально. Песни про лето и любовь, про родину и мир вокруг. С этого момента больше никто в Беларуси не спорил, что Михалок является белорусским музыкантом и играет рок.
На тле мінулых дыскаў групы «Залатыя яйцы» падаюцца найменш гітовым, але ад гэтага ня менш цікавым i прыцягальным. Да таго ж, Сірожа i Паша нарэшце запелі па-беларуску, а ў зaпice нават узялі удзел Кірчук i Дзьмітрыеў з «Троіцы».
Міхалок кажа, што раней гуказапісвальныя кампаніі дыктавалі свае ўмовы i былі катэгарычна супраць “іншамоўных” сьпеваў, цяпер жа «Ляпісы» спачатку запісалі дыск, а ужо потым прадалі на яго правы. Таму ў гурта былі больш разьвязаны рукі. Магчыма, адсюль ня толькі «беларускасьць», але i альтэрнатыўнасьць гучаньня.
Радыё-фарматных песень практычна няма — xi6a што вольная інтэрпрэтацыя «шлягеру» групы «Secret Service» пра паштальёнаў (мэлёдыю пазнае кожны). «Лятіс» стаўся больш прыпанкаваным (што відаць зь песьняў «Лета у Беларусі” і «Курачкі», яшчэ больш паглыбіўся у рэп-ска эстэтыку.
Асабліва вартая увагі кампазыцыя «Любові капец», сыграная з аркестрам МУС РБ. Хай бы яшчэ зь дзясятак песень зрабілі — во цікавы выйшау бы супольны праект! Дзіўнай вясёлай драйвавай песьняй «Рамонкі» сканчаецца альбом. Сам Міхалок кажа, што ў гэтым трэку па-беларуску яму удалося сказаць пра тыя рэчы, пра якія па-расейску было б сорамна сьпяваць.
Толькі скажыце хто-небудзь яму, што няма такой краіны, як “Белоруссія”.
Сначала совсем субъективное (чтоб к концу рецензии забылось). «ЛТ» в 90-х были едва ли не первопроходцами в плане возвращения духовых в общее звучание вокально-инструментальной группы в отечественной современной музыке. И уж за «ляписами» сей «постыдный» ВИА’шный пережиток стали эксплуатировать массово все, кому ни лень. Сейчас же, похоже, «трубецкие» вдруг стали прислушиваться к тому, как все эти дудки-флейты используют другие музыканты. Отсюда – духовая секция команды сегодня представляет собой этакий гибрид, в котором слышны и «здобы», и «маркшейдеры», и даже там прочие Бреговичи…
Пожалуй, самый целостный альбом группы. И в моем «бестовом» рейтинге пластинок ЛТ занимающий призовое место (вместе с «Ты кинула» и «Юностью»).
Нежная «Раинька». Заглавный трек: меломаны со стажем во вступлении «столкнутся» с «Песнярами» (есть, интересно, такие, кто с одинаковой приятностью слушает и тех, и других. ). Коллектив достиг такого статуса, что может позволить себе спокойно вставлять в альбом, казалось бы, непроходные в текстовом отношении для FM вещи. Навалились на слушателя в темах «Лето в Белоруссии» и «Курвы» – не танцуют только те, кто навсегда поселился под землей! «Ласточки» – очень личный трек, посвящение/обращение, если хотите, тет-а-тет. Так мало слов спето, так много ими сказано… «Фабричная» – выпад, засланный казачок (в этом месте нужно буркнуть – ага, а на «Фабрике звезд» нарисовались, чего ж выеживаться тогда. ), чуть ли не первая в биографии коллектива песня абсолютно конкретного посыла. И блок хитов – «Курачкi», «Ты моя» (чуть переслезили), «Любови капец» (перепев старого шлягера, в сопровождении… оркестра МВД РБ!), «Почтальоны» (первоисточник – Secret Service «Ten O’Clock Postman”, – я бы так про это дело сказал: жрите, радиостанции, вам на откуп! Детский хор сюда еще просится…), «Рамонкi» – «ramones-ляписы» – брависсимо!
Округляем. Доминантой – рэгги/ска-аранжировки в плотной упаковке «молдавско-цыганских» духовых, с плотным же (не переутяжелили, так, как надо) общим звуком. Тексты – (c) Сергей Михалок.
. И три раза на ночь произнести: жизнь прекрасна, все нормально, очень хорошо.
Комментарии
і рамонкі
Я, як заўсёды з успамінамі:) Набыў гэты альбом у канцы красавіка 2004 года пасьля другога дня вясельля малодшага брата. Атрымалася так, што сярэдняга ажаніў, малодшага ажаніў, а сам (старэйшы) у бабылях застаўся. Вось. Ішоў з такім «сьветлым сумам». Дожджык дробны імжыць. Зайшоў ва ўнівэрмаг і ў музычны аддзел шмыг. А там гэты дыск сярод навінак. Не утрымаўся і купіў. І не пашкадаваў. Ці ня ўсе песьні ляглі на душу, многія фразачкі з тэкстаў аселі на языку («уході, чувачок, ты к весне ні прічём»). Татальны музычны і тэкставы постмадэрнізм гэтага альбому на некалькі месяцаў зьнёс мне галаву. Менавіта з альбому «Золотые яйца» я пачаў ставіцца да Ляпісаў як да аднаго з сымпатычных мне музычных калектываў постсавецкае прасторы.