лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр

«Ехала деревня мимо мужика» Небылица

А у нас в подъезде на стене

А у нас в подъезде на стене был написан такой вариант стихотворения, вот послушайте!
«Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила бабка с палкою в руках,
В кожанных штанишках, шёлковых чулках,
Лошадь ела пряник, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёс.»

Ну, и молодежь! Ни черта не

* старинное название ватрушек (это текст как-никак XIX века).

Вот так правильней:Ехала

Ехала деревня мимо

Ехала деревня мимо мужика
вдруг из под собаки лают ворота
попросил дубинку разрубил топор
и по нашей кошке пробежал забор

А мне дедушка пел так: Ехала

А мне дедушка пел так:

Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота
Выбегает скалка с бабкою в руке
И давай лупить она лошадь на мужике
Тпру! сказала лошадь и мужик тут стал.
Лошадь закурила, а мужик стоял
Но! сказала лошадь и мужик повез
Лошадь ела кашу, а мужик овес..

В детстве эта песенка была моей самой любимой!

А мы в детстве так

А мы в детстве так рассказывали:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить телегу в мужике.

Ехала деревня мимо

Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из под собаки лают ворота
Я схватил дубинку
разрубил топор
и по нашей кошке пробежел забор

Источник

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

Зонды постановочные

Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Никитина Е.А., учитель-логопед,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 12
г. Белгород, Россия
Ссылка: скачать
Сертификат: не выдан

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста.

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Они имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни — это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Котя, котенька, коток,
Котя — серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу —
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь ты, котя, не кроши,
Котя, больше не проси.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Баю-бай, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше — на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!

ПОТЕШКИ

Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

ПЕСТУШКИ

Большие ноги шли по дороге:
топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:
топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ.

ПРИБАУТКИ

Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и динамическое.

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

В прибаутках обязательно есть сюжет. Описываемая картинка очень яркая и изображает стремительное действие. Благодаря этому прибаутка быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик — овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. А Васька слушает да ест.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Дело мастера боится.

ЗАГАДКИ

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи дошкольников с ОНР.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники с ОНР в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь-доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок.

1. Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать ляжет в дупло.
(Сова)

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.
(Подсолнух)

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко) (Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.
(Месяц и звезды)

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.
(Озеро)

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

1. Загадывание загадок.
2. Отгадывание загадок.
3. Доказательство правильности отгадок.
4. Сравнение загадок об одном и том же.
5. Сравнение загадок о разном.

СЧИТАЛКИ

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –400с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –159с.

3.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

4.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание.-1992.- №5-6.- С.5-8.

5.Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.

6.Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.185-193.

7.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,1976. –127с.

9.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 238 с.

11.Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1984.-№4.- С.8-11.

12.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. –223с.

14.Устное народное поэтическое творчество: Учебник. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 422.

15.Федорова Г.Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. –128 с.

16.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.

Источник

«Ехала деревня мимо мужика…»: русские народные небылицы для детей

лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. 126a77b389c032f29882df4ab50e6bcd8d50338c. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр фото. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр-126a77b389c032f29882df4ab50e6bcd8d50338c. картинка лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. картинка 126a77b389c032f29882df4ab50e6bcd8d50338c. А у нас в подъезде на стене был написан такой вариант стихотворения, вот послушайте! "Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила бабка с палкою в руках, В кожанных штанишках, шёлковых чулках, Лошадь ела пряник, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёс."

«Чепуха, чепуха, это просто враки!» Небылица (небывальщина, нелепица) — это малый жанр фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность.

Мы собрали 20 народных небылиц — коротких и подлиннее. Может быть, ваши школьники уже сочинили свою?

Небылица и считалка: сходства и различия

Что общего у небылицы и считалки:

Как придумать небылицу

В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:

Короткие небылицы в стихах

Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. e0327fbe20783d48aa1da093a424b575fe63d94d. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр фото. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр-e0327fbe20783d48aa1da093a424b575fe63d94d. картинка лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. картинка e0327fbe20783d48aa1da093a424b575fe63d94d. А у нас в подъезде на стене был написан такой вариант стихотворения, вот послушайте! "Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила бабка с палкою в руках, В кожанных штанишках, шёлковых чулках, Лошадь ела пряник, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёс."

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.

Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. 3654ddfab59552c37c2cac91c1bc5208b4a94d69. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр фото. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр-3654ddfab59552c37c2cac91c1bc5208b4a94d69. картинка лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. картинка 3654ddfab59552c37c2cac91c1bc5208b4a94d69. А у нас в подъезде на стене был написан такой вариант стихотворения, вот послушайте! "Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила бабка с палкою в руках, В кожанных штанишках, шёлковых чулках, Лошадь ела пряник, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёс."

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. af4c2d680540c98c78d872c7437fa7799ca0bbb5. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр фото. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр-af4c2d680540c98c78d872c7437fa7799ca0bbb5. картинка лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. картинка af4c2d680540c98c78d872c7437fa7799ca0bbb5. А у нас в подъезде на стене был написан такой вариант стихотворения, вот послушайте! "Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила бабка с палкою в руках, В кожанных штанишках, шёлковых чулках, Лошадь ела пряник, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёс."

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. 0c1690d3b2cacdc8b198386f642c3d26c5b6d5e3. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр фото. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр-0c1690d3b2cacdc8b198386f642c3d26c5b6d5e3. картинка лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. картинка 0c1690d3b2cacdc8b198386f642c3d26c5b6d5e3. А у нас в подъезде на стене был написан такой вариант стихотворения, вот послушайте! "Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила бабка с палкою в руках, В кожанных штанишках, шёлковых чулках, Лошадь ела пряник, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёс."

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Источник

Поэзия пестования

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, созданные для самых маленьких.

Котя, Котинька, Коток,

Котя — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать.

Через бабушкин дворок

Летел ясный соколок,

Потерял он сапожок, Кричит — бабушка, выручай,

Сапожок мне подавай,

Мне :некогда выручать,

Надо Ванечку качать в колыбелечке.

Пестушки и потешки. Сопровождают различные манипуляции с ребенком: одевание, умывание, первые шаги и т.д. Водичка, водичка, умой мое личико.

C гуся вода, c Ванюши худоба.

Поехали, поехали в лес за орехами_

Потешный детский фольклор.

И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи обращенной к нему. Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. В нем истоки и столь популярной в ХХ веке поэзии абсурда.

Прибаутка — небольшое смешное произведение, высказывание или прocтo отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Может существовать и вне игры ( в отличие от потешки). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В основе прибаутки — всегда действие, движение. Прибаутка поднимает ребенка нa новый уровень мышления, ее недоговоренность вызывает y читателя и слушателя желание домыслить, пофантазировать, то есть пробуждает мысль и воображение.

Часто прибаутка строится в виде вопросов и ответов, диалога. это позволяет легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Как по речке no реке/Катя, Катя, Катюха. /Как Ha тоненький ледок.

Английские народные песенки

В одном краю такой был случай: гуляя как-то раз,

Набрел мудрец на куст колючий и выцарапал глаз.

Но был на редкость он умен

И, не сказав ни слова,

забрел в другой кустарник он

и глаз вцарапал снова.

Даю вам честное слово… Где ты была сегодня, киска?

Итак, прибаутки — красочные словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все тo, что окружает его в доме, во дворе, нa улице. прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений, предпроложений — стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет..

Такую же воображаемую игру в необычность ситуаций, вопросов, интонаций предлагают ребенку детские поэты в шуточных стихотворениях. B прозаических, будничных, привычных, казалось бы, явлениях и предметах поэты способны увидеть необычное, и удивительное. Они приглашают ребенка порадоваться и удивиться вместе c ними, если, конечно, ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловыепроделки автора.

Дачник взял кошелек и корзину,

В лес он пошел покупать малину.

Ягоды есть — продавцов никого.

тарви-раймс». Группа народных стихов, содержанием котopых является заведомая чепуха, нелепoсть. Перевертыш —это слово придумал K. Чуковский, дaл определение этому жанру: игра ума по обратной координации, когда предмету, A приписываются свойства предмета Б, a предмету Б приписываются свойства предмета A. B оснoве перевертыша лежит прием перверсии

перестановки субъекта и объекта.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка c бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь села в сани,

B детский фольклор небылицы-пеpевеpтыши перешли из скоморошьего, ярмарочного фольклора, в котором излюбленным приемом был оксюморон —стилистический прием, состоящий в соединении логически неcoединимыx, противоположных по смыслу понятии, слов, фраз, в результате которого возникает новое смыcловoe качество.

Я не тятькин сын, я не мамкин сын.

Я на елке pос, меня ветер снес.

Я упал на пенек, стал хороший паренек.

В саду на груше я сидел,

Я свеклы накопать хотел.

лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. edugr4. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр фото. лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр-edugr4. картинка лошадь ела сало а мужик овес лошадь села в сани а мужик повез какой жанр. картинка edugr4. А у нас в подъезде на стене был написан такой вариант стихотворения, вот послушайте! "Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила бабка с палкою в руках, В кожанных штанишках, шёлковых чулках, Лошадь ела пряник, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёс."

Но в этот миг меня позвал

Тот самый дед, чей лук я рвал.

-Ах ты воришка! Что за грех!

Опять зaлез ты на орех!

Из-за тебя я до сих пор

Не видел спелых помидор!.

Bиртyозами перевертышей являются детские поэты. Нет такой области знания, включая лексику, фонетику, грамматику, синтаксис, где 6ы не нашли возможности баловаться и озорничать сочинители детских стихов.

Повар готовил обед,

A тут отключили свет.

И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Caxap сыплет в бульон,

И очень доволен он.

Когда починили свет!

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю. Что любое предложенье прямо сразу повторю

«Ехал Ваня нa коне, Вел собачку нa ремне,

A старушка в это время

Мыла кактус на окне».

Вел собачку нa ремне, Ну, a кактус в это время

Мыл старушку на окне» «Ехал кактус нa окне,

Вел старушку на ремне,

A собачка в это время

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок

A чего хвалиться зрю,

Стихотворения К. Чуковского «Путаница», C. Маршака „Вот какой рассеянный», Д. Xармca «Иван Топорыжскин», Г. Сапгира «Небьлицы в лицах», «Крокодил и петух», Б. Заходера «Где поставить занятую» и многие другие. Сочиняя перевертыши, авторы заботятся o том, чтобы мысль ребенка не вязла в шаблоне, нe довольствовалась заученным и усвоенным, не была прямолинейной и скучной.

Считалки — исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, a не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Самый распространенный вид считалки предназначен непосредственно для расчета играющих. Требования считалки разнообразны и редко повторяются. Например, в считалке «На золотом крыльце сидели…» нужно правильно ответить на вoпрoc: «Кто ты такой?». K тому же типу относятся считалки c требованием назвать количество предметов;

« Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек, приходите все нa чай, сколько чаек, отвечай!

«Ехал Ваня из Казани,

полтораста рублей сани,

пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты, слуга, подай карету,

Ты, слуга, подай метлу,

A я в карете подмету.

Ты, слуга, подай лимон

Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии

детьми окружающей действительности. Дразнилка предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, внешнем виде. B дразнилке сливаются две волны чувств: смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Чем абсурднее обвинения, тем невыносимее провинившемуся, тем радостнее тому, кто чинит словесный суд. Дразнилка склонна к преувеличению, преуменьшению, назойливому повторению, к чепухе, нелепости, перевертышу («ябеда — корябеда, соленая капуста, съела крысу без хвоста, и сказала — вкусно», жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест», «Обманули простака нa четыре кулака», Рева-корова, дай молока, сколько стоит, три пятака».

Загадки важный жанр детского фольклора, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Для загадки нет мелочей, нет ничего неинтересного и недостойного. Небесные светила и явления природы, предметы домашнего обихода, разные формы и орудия труда и многое другое составляют основное содержание загадок. Загадка не описывает предмет, не сравнивает его c похожими, a замещает иным, предлагает вместо одного – другое. (Метафора). Например, в загадке про муравьев: пришли мужички без топоров, срубили избу без углов.

Конечно, детям отгадать загадку очень трудно, a порой и невозможно. Да этого и не требуется. Помучив ребенка загадкой, взрослый подскажет отгадку. Важно сообразить, что же общего y загадки с отгадкой. поэтому эта пара – загадка-отгадка – всегда вместе, «Белы хоромы, красны подпоры».(гусь)

Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки. Знание загадок – не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Итак, мы затронули лишь некоторые жанры детского фольклора. нельзя считать, что фольклор – это категория глубокой древности. Он продолжает развиваться, пока существуют творческие люди, в том числе и детский фольклор. Появляются новые и развиваются старые жанры детского фольклора: страшилки, анекдоты и многое другое.

Литературовед В. Калугин писал: «Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и педагогической мысли. Фольклор – это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Уже колыбельные песни, пестушки, потешки настраивают ребенка на определенный музыкально-поэтический лад. «Ладушки», «Сорока-белобока» — это к тому же наилучший способ координации движений (народная аэробика), a скороговорки – развития речи, устранения ее дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в фольклорном воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление_ через уподобление, метафорическое описание предмета, загадки, как и считалки, детские игры – это еще и способ обучения счету, своеобразная «живая арифметика». Добавим к этому пословицы и поговорки:, которые с детских лет учили, наставляли, прио6щали к неписаным законам народной жизни».

Постигая законы жизни c помощью разнообразных фольклорных жанров, ребенок узнает o мире не только серьезную, но и веселую правду, учится думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это наставление, но не занудство. Таким же – одновременно и серьезным, и веселым, но ни в коем случае не скучным было и царство сказок.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *