лосенко чудесный улов рыбы
Лосенко чудесный улов рыбы
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Чудесный улов рыбы
Отчетная пенсионерская работа выполнена Антоном Лосенко в Париже под руководством Ж. Рету не позднее 20 ноября 1762 (времени отъезда художника в Петербург).
Работа над данным произведением была начата в первый год занятий художника в мастерской Ж. Рету, в 1760, и закончена через два года, в 1762. Она представляет собой варьированную копию одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1–11). Христос выбрал рыбацкую лодку Симона Петра для проповеди собравшемуся народу. Он сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. В сети оказалось столько рыбы, что Иакову и Иоанну пришлось прийти на помощь. Сцена на полотне А. П. Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. По распоряжению Екатерины II картина была приобретена для ИЭ.
«Чудесный улов», Антон Павлович Лосенко — описание картины
Описание картины:
Великолепный художественный шедевр написал в 1762 году А. П. Лосенко! Сюжет картины основан на библейской притче о чудесах Господних на берегу Галилейского моря. Работа получила высокое общественное признание. Екатерина II приобрела полотно для Императорского Эрмитажа.
В центре композиции изображён Иисус Христос. Он выделяется среди других цветом своей одежды и золотым свечением вокруг головы. Его мудрый и спокойный взгляд излучает добро, тело, любовь к человечеству. Стоя на берегу моря в лодке, он наблюдает за людьми, вытянувшими из воды сеть с рыбой. Их труд тяжёл и прекрасен, ведь они поймали столько рыбы, чтобы прокормить свои семьи. Женщина и ребёнок принимают участие в этом занятии. Они помогают мужчинам в их работе.
Вокруг Христа собрался народ посмотреть на чудо. Оно произошло по его велению. По Евангелию от Луки, Иисус вошёл в рыбацкую лодку Петра, чтобы из неё проповедовать, а затем сказал рыбаку и его друзьям закинуть сети. Божье слово было осуществлено! Все сети были наполнены крупной рыбой. Иаков с Иоаном из другого судна пришли к ним на помощь. Рыбаки были восхищены и удивлены! Пётр встал на колено перед Христом и сердечно благодарил его за это. Другие рыбаки стали тащить сеть из воды на берег.
Картина несёт приятные впечатления. Она отражает замечательный религиозный сюжет. Художник трудился над ней вдохновенно. Старики заворожённо смотрят на Спасителя и внимают ему. Они верят, что Христос принесёт народу всё самое лучшее. Людям нравится находиться около Господа. С ним они чувствуют себя надёжно, уверенно, в полной безопасности.
Работа передана в холодных и тёплых тонах. В ней присутствуют оттенки тёмно-зелёного, жёлтого, розового цветов. Они гармонично сочетаются между собой, придавая картине особый художественный колорит. Полотно радует зрителей и несёт им глубокую веру.
Чудесный улов рыбы
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11
Чудесный улов рыбы.
Антон Павлович Лосенко. 1762 г.
Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Занимаясь в Париже под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов». В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.
В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи. В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург.
Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.
О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.
Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа. http://www.nearyou.ru/losenko/ulov.html
Чудесный улов.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.pravoslavie.ru/guest/4736.htm
Чудесный лов рыбы.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА
Библейский сюжет: чудесный улов рыбы.
Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере
Питер Брейгель Старший, 1553 г
«Однажды, когда народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону.
Сегодняшнее евангельское чтение на первый взгляд может показаться довольно простым. Оно не содержит в себе никакой притчи, но повествует об одном из многих сотворенных Господом Иисусом Христом чудес. Иные чудеса, описанные в Евангелии, гораздо более удивительны. Тем не менее Святая Православная Церковь предлагает нам сегодня обратить особенное внимание именно на это чудо, с той целью чтобы мы нашли для себя нечто назидательное в этом по видимости простом повествовании.
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (ст. 1–2).
«Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (ст. 3). Столь много было народа, так сильно люди Его теснили, что Ему необходимо было от них несколько отдалиться.
«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (ст. 4–5). Конечно же, апостол Петр, которого в то время звали Симон, как профессиональный, знающий свое дело рыбак, понимал: никакого улова быть не может. Ведь если его не было ночью, то тем более, не будет днем. Зная это и по личному опыту, он, однако, смирился перед Господом Иисусом Христом, поскольку к тому времени уже испытывал к Нему почтение. Петр видел в Нем великого пророка и учителя, хотя еще и не понимал, что Он – Сын Божий.
«Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (ст. 5–6).
Чудесный улов. С. Беклемишев
Интересно рассуждает об этом святитель Иоанн Златоуст. Какая удивительная, говорит он, была ловля: рыбы сами устремлялись в сеть, словно соревнуясь между собой, кто туда попадет. И это небывалое явление, это необыкновенное чудо, которое по-настоящему оценить мог только опытный рыбак, окончательно обратило апостола Петра к Господу Иисусу и сделало его верным учеником Христовым.
«И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (ст. 7). Всю ночь не могли поймать ничего – и вдруг столько рыбы, что сеть прорывалась. Столько рыбы, что лодки, наполненные ею, стали уже тонуть и погружаться! «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (ст. 8).
Когда все это произошло, Симон Петр понял, что случившееся было чудом, а не следствием какого-то совпадения. Потому он «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (ст. 8–9).
Чудесный улов рыбы. А. Лосенко. 1762 г.
Государственный русский музей. СПб
Часто с нами происходят некие неожиданные для нас события, которые по сути являются чудесными. Например, находится необыкновенный выход из, казалось бы, безвыходного положения.
Однако мы сразу пытаемся найти объяснение: это совпадение, все произошло нечаянно.
Но разве и апостол Петр не мог сказать: «Господь велел бросить сеть, и вот в нее попало много рыбы. Нет в этом ничего удивительного, просто косяк рыбы нечаянно подошел»? Конечно же, он мог бы так объяснить этот чудесный улов. Для того чтобы в обыкновенных по видимости событиях увидеть чудеса Божии, нужно иметь простоту. Эта простота и была у апостола Петра, именно она и заставила его признать в случившемся несомненное чудо Божие.
«Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 9–10).
Видя это чудо, Петр признал в Иисусе великого пророка или, может быть, почувствовал, что перед ним Сын Божий, и потому припал к Его ногам и сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».
Предоставив Спасителю возможность проповедовать из своей лодки, он вместе с тем не считал себя достойным получить вознаграждение за оказанную им Господу услугу.
Мы же, напротив, считаем себя достойными благодеяний Божиих за наши малые добрые дела.
Он не возгордился тем, что с ним произошло такое чудо, а, наоборот, смирился до такой степени, что счел себя недостойным находиться в одном месте с этим великим Человеком, Господом Иисусом Христом. «Выйди от меня, Господи…» Почему «выйди»? Потому что я человек грешный, я не достоин быть рядом с Тобой, я не достоин этих чудес.
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 10). Возможно, сказанные Господом слова кому-то кажутся дерзкими. Нас, пастырей Христовой Церкви, часто упрекают за то, что мы ведем некую пропаганду, улавливаем, так сказать, человеческие души и так далее. Однако и те, кто не говорит о пропаганде, и те, кто открыто пропагандирует религию или нечто другое, – все пытаются уловить людей. Но есть сеть Христова, улавливающая людей ради их спасения, и есть сети, улавливающие людей в погибель.
Поэтому не будем смущаться выражением, что апостол Петр будет «ловцом человеков». Лучше подумаем, как он их улавливал? Какими-то соблазнами? Обещаниями богатства или греховных наслаждений? Подкупом или угрозами он улавливал людей в сети евангельские?
Нет, он улавливал их любовью, кротостью, долготерпением, проповедью о любви, проповедью о вечном блаженстве, вечном спасении. Улавливал их многочисленными чудесами. Как мы знаем из Деяний апостольских, даже тень апостола Петра, осенявшая людей, лежавших вдоль дороги, по которой он проходил, исцеляла их (Деян. 5, 15).
Вот из чего состоят евангельские сети.
Нищие, совершенно ничего не имевшие, беззащитные люди ходили бесстрашно по всему миру. Своей проповедью, своим необыкновенным словом, которое было сильно не красотою, а убедительностью (ведь проповедь апостолов была подтверждена многочисленными чудесами и добродетелями самих проповедников), они уловили всю вселенную и наполнили Церковь Христову. Вот как была основана Православная Церковь.
Вот из чего сплетены сети, в которые уловили вселенную апостолы. Поэтому не будем бояться слов Спасителя. Евангельские сети не прельщают, они спасают. Дай Бог нам всем хотя бы отчасти приобрести благодать улавливать в евангельские сети окружающих нас людей. Но как ее приобрести? Обратимся вновь к сегодняшнему повествованию.
Мы видим, что прежде всего апостол Петр проявил послушание. Согласно здравому рассуждению, никакого улова не следовало ожидать, но апостол Петр, тем не менее, отвечает Спасителю так: «Ничего не выйдет, но все-таки, Господи, я тебя послушаюсь». Потом, когда произошло чудо, ужаснувшее всех присутствовавших, Петр обнаруживает смирение и покаяние: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Итак, послушание, потом покаяние, смирение, сознание своего не достоинства
Необходимо и еще одно качество – совершенное самоотвержение: оставив все, Петр пошел за Спасителем. Казалось бы, вот, ты всю ночь трудился и сейчас получил такой улов, о котором мог только мечтать, твое желание сбылось. Однако духовно прозревшему человеку все это уже не нужно, для него все это уже не имеет никакого значения. Он оставляет все и следует за Господом.
Необходимость полного самоотвержения отнюдь не означает, что люди, как примитивно понимают сектанты, должны бросать семьи и совершать какие-то экстраординарные поступки, совершенно меняя свою жизнь.
Нет, такое самоотвержение мы должны иметь прежде всего внутри себя, в нашем следовании заповедям. Внутренне мы должны отказаться от всех своих привычек, пороков, заблуждений и следовать за Господом, оставив все, что нас привязывает к прежней нашей греховной жизни. Пусть даже та или иная наша привычка или наклонность сравнительно невинна, как нам кажется не греховна, – и ее мы должны оставить, если она препятствует нам следовать за Христом.
Из сегодняшнего евангельского чтения нужно извлечь урок правильного отношения к действию благодати Божией на человека. Благодать Божия сначала человека проверяет: имеет ли он послушание. Если он проявит послушание, она открывает ему вещи, до той поры ему неизвестные. Не всегда это бывает явным, видимым чудом, чудо зачастую происходит в самой его душе: он чувствует вдруг необыкновенную духовную прибыль.
Много потрудившись, но пребывая в самонадеянности, как во тьме ночи, не зная точно, что делать, человек ничего не приобретает и уже начинает терять надежду. Но если он послушает Господа и в конце концов станет поступать не по своей воле, а именно по воле Божией, то неожиданно ощутит в душе своей необыкновенный улов благодати. И когда он это почувствует, тогда должен признать в происшедшем чудо Божие, а не свою заслугу, и ужаснуться необыкновенной милости Божией к себе. И уже после этого Господь дарует ему благодать «ловить человеков» – не обязательно проповедью и силою убеждения, но силою личного примера. Когда люди нечаянно узнают о каком-то высоко нравственном человеке, что он христианин, то это всегда привлекает их в Церковь. И наконец, кроме всего этого необходимо полное самоотвержение, беспрекословное следование евангельским заповедям.
Итак, будем внимательны к действию в нас благодати. Проведенная аналогия не является надуманной, поскольку происшедшее однажды с апостолом Петром происходит с душой каждого человека. Ибо законы духовной жизни одинаковы, говорим ли мы о явном чуде, случившемся во времена земной жизни Спасителя, или о внутреннем, никому не известном чуде нашей души.
Будем прислушиваться к Евангелию, будем внимательны к себе. Будем относиться к действию благодати в нашей душе так, как отнесся апостол Петр к чуду, происшедшему с ним, и тогда получим то благословение, какое получил он».
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Известный Евангельский сюжет о чудесном улове воплощен в полотне Антона Лосенко.
Сюжет в первую очередь утверждает непреложную истину для всех нас: без Бога любой труд человека напрасен.
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Симону: «Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова».
Симон сказал Ему в ответ: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова, и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков».
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». (Лк. 5:1-11).
Опытные рыбаки ничего не смогли поймать за всю ночь, поэтому удивление, непонимание и страх осознания собственной греховности охватил многих свидетелей этого события. И своими словами Апостол Петр не гонит от себя Спасителя, а выражает трепет и недостоинство пред лицом Господа. Чудесная помощь свыше преклоняет колени Петра перед Спасителем и, оставив все снасти и улов, Апостол смиренно и преданно последует за своим Учителем.
На неожиданное и удивительное для всех событие присутствующие отреагировали по-разному. Кто-то поспешил наполнить свои торбы свежей рыбой, а кто-то увидел в этом знак и напутствие свыше, поспешат за Господом и более никогда его не оставят.
Этот эпизод демонстрирует неограниченную власть Господа над всем материальным миром и призывает к духовному служению.
После этого чудесного случая ученики Господа пройдут по всему миру с проповедями и, подобно рыбарям, будут ловить и исцелять человеческие души.
История создания.
Художник приступил к работе над полотном в первый год обучения в мастерской Ж. Рету. Картина на известный Евангельский сюжет о чудесном улове рыбы представляет собой приближенную копию картины Ж. Жувене.
Выполненная работа получила весьма высокую оценку критиков, что позволило художнику продолжить стажировку во Франции.
Художник основательно подошёл к выбору композиции, цветовым решениям. В центре полотна – лик Иисуса, рассеивающий мрак. Глубинным темным фоном полотна художник заостряет внимание на главных персонажах, акцентируя светом выражения лиц и позы персонажей. Данная работа стала важнейшей вехой в творчестве Антона Лосенко.
Отношение автора к вере.
Антон Лосенко рано лишился родителей. Сложно представить сколько трудностей поджидало отрока на жизненном пути.
Благодаря привитому матерью в раннем детстве благоговению перед Святой Церковью, художник часто ходил в Храм один. Там он чувствовал себя в безопасности и покое. Только там оживала душа ребёнка, не имеющего на этой земле ни одной родной души.
Он помнил, что мать учила его быть открытым и честным перед Господом, тогда и просьбы обязательно будут услышаны. С таким настроем посещал будущий живописец храм Божий сначала у себя на родине, а затем и Санкт-Петербурге, куда прибыл на обучение.
Начинающий художник быстро схватывал основы и секреты живописного искусства.
Довольно быстро пошла в гору карьера художника. Его учителями стали выдающиеся живописцы того времени, он обрёл интересные знакомства, побывал в путешествиях, о которых раньше и помыслить не мог.
В работе над Евангельскими сюжетами мастер вёл серьезную предварительную работу.
Творения Лосенко немногочисленны, но отмечены высоким мастерством и богатым духовным началом самого автора.
Оставаясь ревностным христианином, художник жертвовал православной Церкви часть своих доходов в знак благодарной памяти.
Биография.
Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше, позже поселился в Глухове. Когда ему было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор. После утраты голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметьева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию получил пенсионерскую стипендию для стажировки за границей. Наряду с Баженовым, он стал первым в истории пенсионером Академии художеств.
Обучался в Париже у Ж. Рету и позднее у Ж. М. Вьену, где ему покровительствовал Д. М. Голицын. Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)», за которую получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.
После возвращения в Россию в 1770 году снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда». За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.
Художник скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви.
Автор текста: Ольга Самойлова.