летом всюду я летаю и жужжу и всех кусаю превратить ка меня сделав частью корабля
Летом всюду я летаю и жужжу и всех кусаю превратить ка меня сделав частью корабля
Дети в школе. Обучение и воспитание запись закреплена
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:
Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.
***
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:
Летом надо загорать,
Но не надо забывать:
Лишь умеренный загар
Нам полезен в млад и старь.
А когда загар пристанет
Смело в слове «а» пиши.
«Гар» теперь под удареньем,
Загорайте, малыши!
***
На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»
«Зар» всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
«Зор» бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «а».
Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.
***
Кланялся слуга царю,
Отбивал поклон ему.
Кланяться ему не лень,
Может бить поклон весь день.
Наклонил головку низко,
Поклонился очень быстро –
Подхалим он у царя,
Только кланяется зря.
***
Спеши творить добро ты людям,
Тебя за это не забудут!
Пусть творчество прогонит лень,
Твори всегда, хоть целый день!
Исключением из правил является слово «утварь».
Мы утварь в доме соберем,
Почистим все, помоем в нем.
Творенье наше не пустяк,
Блестит наш дом не просто так.
***
Предложили Мишке кашу:
«Кушай, Миша, кашу нашу».
Надо Мишке предлагать
Спать ложиться лишь в кровать.
Мишка, ты теперь запомни:
«Лаг» пиши пред буквой «а».
«Лож» напишешь в этом корне,
Если дальше нет той «а».
***
Ты «пловчиху» и «пловца»
С буквой «о» пиши всегда.
А лишь станешь «плавать» ты,
Сразу «плав» везде пиши.
***
В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».
Ростовщик сорвал росток
И привез его в Ростов.
В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».
В поле выросла трава,
А на ней растет айва.
Выращен тот плод не зря –
Будет рада детвора.
***
В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.
Зайка от Слона спешил,
И в трамвай скорей вскочил.
Зайке Слон спешит с балкона
Позвонить по телефону:
— На минутку заскочи,
Ты забыл у нас ключи.
— Я не конь, чтобы скакать,
Хоть забыл ключи забрать.
***
Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).
Если надо хлеб макать –
Не забудьте «а» писать.
Если будем промокать,
Станем «о» везде писать:
Мишка хлебом мед макает,
Кролик тут же промокает
Нос запачканный мишутки,
А не то промочит ушки.
***
Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:
ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ
Игра «Заколдованное слово»
На лугу паслись две свечки (овечки),
А у нас погасли овечки (свечки).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).
Мишка ест прекрасный лёд (мед),
На реке замерзший мед (лед).
Отлежал Мишутка сок (бок)
И налил фруктовый бок (сок).
***
Игра «Стихотворные анаграммы»
Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).
Летом всюду я летаю,
И жужжу, и всех кусаю.
Превратите-ка меня,
Сделав частью корабля. (Комар – корма).
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
И превращусь в стеклянный склад,
В котором прячется салат. (Кабан – банка).
Роли я играл на сцене,
Выступал и на арене.
Кто-то взял и подшутил:
Слово это превратил
Толи в тряпку, толи в мойку,
Положив меня на полку.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер — терка).
В овраге ты меня сорвёшь,
Корзинку из меня совьёшь.
Но буквы переставь во мне –
Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола).
Сохатый по лесу бродил,
Но вдруг в приправу угодил.
Вначале он с рогами спал,
Затем соленый сразу стал. (Лось – соль).
Первое слово на сцене играет,
Его режиссеры частенько снимают,
Второе на кухне работает ловко,
Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка)
Я людям на Руси служил,
И всяк меня с собой носил,
Но если буквы переставишь,
Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто).
***
Игра «Стихотворные метаграммы»
Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).
С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).
Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).
Игра «Стихотворные логогрифы»
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).
Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).
Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).
Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).
Можно предложить более легкие стихотворные загадки:
Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).
В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).
Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).
Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).
Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).
Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!
Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.
***
Игра «Стихотворные шарады»
Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).
Первый слог – простая нота,
Слог второй – уже игра
Если думать неохота,
Вещь возьми у столяра. (До-лото).
Первый слог известен Архимеду,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).
Слог первый любит самолет,
Он самый опытный пилот.
Второй, любуясь на себя,
Бывает стулом для царя.
Слог третий – это сопротивленье,
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).
Слово первое поет,
Открывая группой рот.
А второе зажужжит
И на скот скорей спешит.
Если вместе их сведешь,
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).
Летом всюду я летаю и жужжу и всех кусаю превратить ка меня сделав частью корабля
Елена Ларина запись закреплена
Дети в школе. Обучение и воспитание
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:
Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.
***
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:
Летом надо загорать,
Но не надо забывать:
Лишь умеренный загар
Нам полезен в млад и старь.
А когда загар пристанет
Смело в слове «а» пиши.
«Гар» теперь под удареньем,
Загорайте, малыши!
***
На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»
«Зар» всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
«Зор» бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «а».
Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.
***
Кланялся слуга царю,
Отбивал поклон ему.
Кланяться ему не лень,
Может бить поклон весь день.
Наклонил головку низко,
Поклонился очень быстро –
Подхалим он у царя,
Только кланяется зря.
***
Спеши творить добро ты людям,
Тебя за это не забудут!
Пусть творчество прогонит лень,
Твори всегда, хоть целый день!
Исключением из правил является слово «утварь».
Мы утварь в доме соберем,
Почистим все, помоем в нем.
Творенье наше не пустяк,
Блестит наш дом не просто так.
***
Предложили Мишке кашу:
«Кушай, Миша, кашу нашу».
Надо Мишке предлагать
Спать ложиться лишь в кровать.
Мишка, ты теперь запомни:
«Лаг» пиши пред буквой «а».
«Лож» напишешь в этом корне,
Если дальше нет той «а».
***
Ты «пловчиху» и «пловца»
С буквой «о» пиши всегда.
А лишь станешь «плавать» ты,
Сразу «плав» везде пиши.
***
В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».
Ростовщик сорвал росток
И привез его в Ростов.
В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».
В поле выросла трава,
А на ней растет айва.
Выращен тот плод не зря –
Будет рада детвора.
***
В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.
Зайка от Слона спешил,
И в трамвай скорей вскочил.
Зайке Слон спешит с балкона
Позвонить по телефону:
— На минутку заскочи,
Ты забыл у нас ключи.
— Я не конь, чтобы скакать,
Хоть забыл ключи забрать.
***
Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).
Если надо хлеб макать –
Не забудьте «а» писать.
Если будем промокать,
Станем «о» везде писать:
Мишка хлебом мед макает,
Кролик тут же промокает
Нос запачканный мишутки,
А не то промочит ушки.
***
Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:
ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ
Игра «Заколдованное слово»
На лугу паслись две свечки (овечки),
А у нас погасли овечки (свечки).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).
Мишка ест прекрасный лёд (мед),
На реке замерзший мед (лед).
Отлежал Мишутка сок (бок)
И налил фруктовый бок (сок).
***
Игра «Стихотворные анаграммы»
Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).
Летом всюду я летаю,
И жужжу, и всех кусаю.
Превратите-ка меня,
Сделав частью корабля. (Комар – корма).
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
И превращусь в стеклянный склад,
В котором прячется салат. (Кабан – банка).
Роли я играл на сцене,
Выступал и на арене.
Кто-то взял и подшутил:
Слово это превратил
Толи в тряпку, толи в мойку,
Положив меня на полку.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер — терка).
В овраге ты меня сорвёшь,
Корзинку из меня совьёшь.
Но буквы переставь во мне –
Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола).
Сохатый по лесу бродил,
Но вдруг в приправу угодил.
Вначале он с рогами спал,
Затем соленый сразу стал. (Лось – соль).
Первое слово на сцене играет,
Его режиссеры частенько снимают,
Второе на кухне работает ловко,
Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка)
Я людям на Руси служил,
И всяк меня с собой носил,
Но если буквы переставишь,
Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто).
***
Игра «Стихотворные метаграммы»
Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).
С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).
Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).
Игра «Стихотворные логогрифы»
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).
Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).
Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).
Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).
Можно предложить более легкие стихотворные загадки:
Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).
В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).
Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).
Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).
Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).
Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!
Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.
***
Игра «Стихотворные шарады»
Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).
Первый слог – простая нота,
Слог второй – уже игра
Если думать неохота,
Вещь возьми у столяра. (До-лото).
Первый слог известен Архимеду,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).
Слог первый любит самолет,
Он самый опытный пилот.
Второй, любуясь на себя,
Бывает стулом для царя.
Слог третий – это сопротивленье,
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).
Слово первое поет,
Открывая группой рот.
А второе зажужжит
И на скот скорей спешит.
Если вместе их сведешь,
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).
Летом всюду я летаю и жужжу и всех кусаю превратить ка меня сделав частью корабля
Любовь Попова запись закреплена
Дети в школе. Обучение и воспитание
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:
Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.
***
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:
Летом надо загорать,
Но не надо забывать:
Лишь умеренный загар
Нам полезен в млад и старь.
А когда загар пристанет
Смело в слове «а» пиши.
«Гар» теперь под удареньем,
Загорайте, малыши!
***
На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»
«Зар» всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
«Зор» бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «а».
Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.
***
Кланялся слуга царю,
Отбивал поклон ему.
Кланяться ему не лень,
Может бить поклон весь день.
Наклонил головку низко,
Поклонился очень быстро –
Подхалим он у царя,
Только кланяется зря.
***
Спеши творить добро ты людям,
Тебя за это не забудут!
Пусть творчество прогонит лень,
Твори всегда, хоть целый день!
Исключением из правил является слово «утварь».
Мы утварь в доме соберем,
Почистим все, помоем в нем.
Творенье наше не пустяк,
Блестит наш дом не просто так.
***
Предложили Мишке кашу:
«Кушай, Миша, кашу нашу».
Надо Мишке предлагать
Спать ложиться лишь в кровать.
Мишка, ты теперь запомни:
«Лаг» пиши пред буквой «а».
«Лож» напишешь в этом корне,
Если дальше нет той «а».
***
Ты «пловчиху» и «пловца»
С буквой «о» пиши всегда.
А лишь станешь «плавать» ты,
Сразу «плав» везде пиши.
***
В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».
Ростовщик сорвал росток
И привез его в Ростов.
В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».
В поле выросла трава,
А на ней растет айва.
Выращен тот плод не зря –
Будет рада детвора.
***
В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.
Зайка от Слона спешил,
И в трамвай скорей вскочил.
Зайке Слон спешит с балкона
Позвонить по телефону:
— На минутку заскочи,
Ты забыл у нас ключи.
— Я не конь, чтобы скакать,
Хоть забыл ключи забрать.
***
Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).
Если надо хлеб макать –
Не забудьте «а» писать.
Если будем промокать,
Станем «о» везде писать:
Мишка хлебом мед макает,
Кролик тут же промокает
Нос запачканный мишутки,
А не то промочит ушки.
***
Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:
ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ
Игра «Заколдованное слово»
На лугу паслись две свечки (овечки),
А у нас погасли овечки (свечки).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).
Мишка ест прекрасный лёд (мед),
На реке замерзший мед (лед).
Отлежал Мишутка сок (бок)
И налил фруктовый бок (сок).
***
Игра «Стихотворные анаграммы»
Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).
Летом всюду я летаю,
И жужжу, и всех кусаю.
Превратите-ка меня,
Сделав частью корабля. (Комар – корма).
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
И превращусь в стеклянный склад,
В котором прячется салат. (Кабан – банка).
Роли я играл на сцене,
Выступал и на арене.
Кто-то взял и подшутил:
Слово это превратил
Толи в тряпку, толи в мойку,
Положив меня на полку.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер — терка).
В овраге ты меня сорвёшь,
Корзинку из меня совьёшь.
Но буквы переставь во мне –
Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола).
Сохатый по лесу бродил,
Но вдруг в приправу угодил.
Вначале он с рогами спал,
Затем соленый сразу стал. (Лось – соль).
Первое слово на сцене играет,
Его режиссеры частенько снимают,
Второе на кухне работает ловко,
Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка)
Я людям на Руси служил,
И всяк меня с собой носил,
Но если буквы переставишь,
Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто).
***
Игра «Стихотворные метаграммы»
Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).
С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).
Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).
Игра «Стихотворные логогрифы»
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).
Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).
Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).
Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).
Можно предложить более легкие стихотворные загадки:
Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).
В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).
Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).
Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).
Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).
Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!
Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.
***
Игра «Стихотворные шарады»
Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).
Первый слог – простая нота,
Слог второй – уже игра
Если думать неохота,
Вещь возьми у столяра. (До-лото).
Первый слог известен Архимеду,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).
Слог первый любит самолет,
Он самый опытный пилот.
Второй, любуясь на себя,
Бывает стулом для царя.
Слог третий – это сопротивленье,
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).
Слово первое поет,
Открывая группой рот.
А второе зажужжит
И на скот скорей спешит.
Если вместе их сведешь,
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).