лексическая тема рыбы в старшей группе
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Рыбы»
Анна Музалёва
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Рыбы»
Цель: активизация словаря по теме
Задачи:
-Закреплять знания об обитателях воды-рыбы;
-Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, речные рыбы);
-Уточнять представление о внешнем виде и характерных особенностях рыб (голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники);
— Учить детей образовывать притяжательные прилагательные;
-Учить понимать и употреблять пространственные предлоги;
-Согласование существительных с числительными;
— Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
-Совершенствовать диалогическую речь;
-Развивать воображение, память;
-Развивать общую и мелкую, артикуляционную моторику;
-Развивать логическое, образное и метафорическое мышление;
-Развивать зрительное и слуховое восприятие;
-Развивать восприятие цвета.
-Воспитание интереса к окружающему миру и живой природе;
-Воспитание умения работать в коллективе;
-Воспитание аккуратности, усидчивости.
Оборудование: презентация с изображением рыб, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
Логопед: В воде она живёт. Нет клюва, а она клюёт.
Вильнёт хвостом туда-сюда – и нет её, и нет следа.
2. Беседа.
Логопед: Рыба живет в воде. А на суше жить может?
Дети: Нет, на суше жить не может.
Логопед: Где может жить рыба?
Дети: В аквариуме, в море, в реке, в озере, в пруду.
Логопед: Как называются рыбы, живущие в море? Например: кит, акула.
Логопед: Как называются рыбы, живущие в реке? Например: щука, сом.
Логопед: Как называются рыбы, живущие в аквариуме? Например: гуппи, клоун.
3. «Части тела рыбы» Беседа и рассматривание изображений рыб.
Логопед: Ребята давайте посмотрим и назовем части тела рыбы.
Дети: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей».
-Из чего выводятся мальки (из икринок)
-Чем покрыто тело рыбы (Чешуей)
-Что помогает рыбам передвигаться в воде (Обтекаемая форма,гладкая поверхность,плавники,хвост)
-Покажите ладошками, как рыба машет хвостиком,когда плывет.
-Ребята,все живое дышит воздухом! А откуда рыбы берут воздух (Из воды)
-С помощью чего рыбы дышат (При помощи жабр)
-Как ухаживают за рыбами, которые живут в аквариуме (Кормят,меняют воду,чистят аквариум)
-Как называют человека, который ловит рыбу (Рыболов,рыбак)
-А чем можно ловить рыбу (Удочкой, сетью)
4. Речевое упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» Притяжательные прилагательные:
Логопед: Чье туловище?
Дети: рыбье туловище.
Логопед: Чьи плавники?
Дети: рыбьи плавники.
Логопед: Чья голова у рыбы?
5. «Аквариум» Работа за столом.
Посмотрите ребята, перед вами аквариум. И в нем столько много рыб. Давайте посчитаем, сколько всего рыб в нем плавает (хором считают). А сколько морских звезд, улиток? А теперь скажите, все рыбки плывут в одну сторону? (нет). Кто-то плывет направо, а кто-то налево. Всех рыб, которые плывут направо, обведем желтым карандашом, налево – синим.
6. Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда. Загибают пальчики, начиная с большого
Вот медуза, вот кальмар.
А вот, расправив восемь ног, Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Гостей встречает осьминог.
7. «Какое слово не подходит?»
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
8. Итог занятия.
— О каких рыбах мы с вами сегодня поговорили? Где они могут жить? Каких рыб вы запомнили?
Прикреплённые файлы:
«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Старшая группа. Лексическая тема: «Аквариумные и Пресноводные рыбы»
света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Старшая группа. Лексическая тема: «Аквариумные и Пресноводные рыбы»
ТЕМА: «АКВАРИУМНЫЕ И ПРЕСНОВОДНЫЕ РЫБЫ»
Упражнения на развитие дыхания и голоса:
«Буря в море». Воздух набирать носом, щек не надувать. На одном выдохе дуть на «море». Отметить, у кого буря продлиться дольше.
«Звуковая волна». Дети проговаривают звук П – П – П – П – П то повышая, то понижая голос.
Упражнение для щек и губ
«Прополощите рот морской водой». Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения.
Упражнения для языка:
В море живет рыба игла тоненькая, длинная. Носик у нее острый, как иголка, но уколоть никого не может – мягкий.
«Рыба-игла». Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.
«Рыба – прилипала». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка—ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы—в улыбке. В таком положении—до 10 сек.
«Акула» — показать зубы, оскалиться.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула. Снова показать, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла. Сделать хватательное движение двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. Снова показать, как плывет
Ходят волны на просторе. Вы узнали? Это – море. (идут по кругу, плавно машут руками)
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде, (делают произвольные движения)
То сожмутся, разожмутся, (приседают и встают)
То зароются в песке. (ложатся на спину, движения руками и ногами)
Самомассаж рук массажным мячом «Морские ежи»
Играть в футбол морским ежом решили окунишки,
И скоро стали решетом их новые штанишки.
За эти милые дела их дома трепка бы ждала.
Но рыба добрая – игла зашить штанишки помогла.
Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Прослушай внимательно,повтори по памяти: ГУППИ, ГУРАМИ, МЕЧЕНОСЕЦ, СОМИК.
• Назови, кто это. (Это аквариумные рыбки)
• Почему они называются АКВАРИУМНЫМИ?
• Сосчитай количество слогов в этих словах.
• Сомик – сомики – много сомиков.
Расскажи, что есть у рыбок. (хвост, плавники, чешуя, жабры)
4. Посчитай до 5,правильно согласовывая слова:
5. Подобрать слова –определения:
• Рыбка (какая): (красивая, проворная, золотая, серебристая, шустрая, маленькая, блестящая и т. д.)
• Щука (какая) – (хищная, большая, зубастая)
• Карась (какой) – (маленький, проворный, быстрый).
6. Расскажи, чем рыбыотличаются от животных:
«Запомни и повтори». Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы.
Карп, карась, плотва — это озерные рыбы.
Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
«Вопросы — ответы». Усвоение притяжательных прилагательных.
Чья голова? — Это рыбья голова.
Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.
Чье туловище? — Это рыбье туловище.
Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.
Чей хвост? — Это рыбий хвост.
Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.
Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.
Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.
Чьи кости? — Это рыбьи кости.
Мы поймали много рыб –
Не одного окуня, а много … окуней
Не одну щуку, а много …
Не одного карася, а много …
К нам из сказки приплыла,
Это рыбка не простая,
Аппликация «Аквариумные рыбки» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка», г. Тамбов Разработала: Никитина Светлана Викторовна,.
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.
Конспект утреннего группового сбора по теме «Рыбы». Старшая группа. Утренний сбор на тему «Рыбы» 1. Приветствие: Рыбка в гости к нам спешила, поиграть с нами решила. Рыбку вы передавайте, утра доброго желайте.
Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.
ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы» Коррекционно-образовательные цели: 1. Расширить представления детей о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. 2.
План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Колокольчики»
по лексической теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»
воспитатель логопедической группы Шаммасова С. Я.
Цель: развитие речи на материале лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы»
— закрепить представления детей о пресноводных, аквариумных рыбах (их внешнем виде, местах обитания; образе жизни);
— расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
— формировать лексико – грамматические категории (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными, прилагательными)
— формировать умение самостоятельно выполнять задания;
— развивать общую, мелкую моторики;
— развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание.
— воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;
— воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Пресноводные и аквариумные рыбы»; магнитная доска; набор магнитных карточек с изображением аквариумных, пресноводных рыб, разрезные картинки, счетные палочки.
Ход НОД:
Встаньте, ребята, все в круг.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места. Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть внимательными.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке рыбка могла разговаривать и творить чудеса?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Воспитатель: Верно, а какую рыбку поймал дедушка?
Дети. Золотую рыбку.
Воспитатель выставляет перед детьми на подставке картинку с изображением золотой рыбки.
Воспитатель: Сегодня она к нам в гости и приплыла. Золотая рыбка хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете о рыбах.
Воспитатель:1-е задание: Нужно отгадать загадку.
Воспитатель: Кто это?
Воспитатель: Правильно, это рыба.
Воспитатель:2-е задание: Игра «Собери и назови обитателя воды» (развитие мелкой моторики, развитие внимания, соображения, сплочение коллектива)
Воспитатель выставляет на слайде картинки рыб (сом, щука, карась, окунь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки и назовите этих рыб.
Воспитатель: У вас на столах лежат разрезанные картинки. Нужно собрать из разрезанных частей целую рыбу и затем назвать какую рыбу вы собрали.
Воспитатель: Кто у вас на картинке? А кого вы собрали?
Воспитатель: Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Воспитатель: Давайте, ребята, вытянем сомкнутые губы вперёд, как рыбки.
1. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд. (»Хоботок»)
Воспитатель: Открывает рыбка рот,
Но не слышно, что поёт.
Воспитатель: Ребята, как рыбки разговаривают?
2. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать»,как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Воспитатель: Щука — хищная, зубастая,
Для лещей, плотвы опасная.
3. «Щука» — показать зубы, оскалиться. («Заборчик»)
Воспитатель: Лещ, плотва хвостом вильнули
И от щуки увильнули.
Воспитатель: Молодцы, ребята, размяли наш язычок.
3 Задание: Упражнение «Кто где живет?»
Воспитатель: Ребята, где живут рыбы?
Дети: Рыбы живут в реке, пруду, озере, море, океане, аквариуме.
На слайде изображения водоемов: реки, пруда, аквариума и др.
Воспитатель: Ребята, как называются рыбы которые живут в аквариуме?
Дети: Аквариумные рыбки
Воспитатель: А какие аквариумные рыбки вы знаете?
Дети: гуппи, золотая рыбка, сомик, меченосец, телескопик.
Воспитатель: Ребята, а как называются рыбы, которые живут в реках, озерах и прудах?
Дети: Пресноводные рыбы.
Воспитатель: А каких пресноводных рыб вы знаете?
Дети: Сом, щука, судак, окунь, лещ, ерш, карп, карась, лещ.
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что мы на рыбалке.
1. Испугаться при виде огромной хищной зубастой щуки.
2. Обрадоваться золотой рыбке.
3. Огорчиться уплывшей рыбке.
«Рыба сорвалась с крючка»
Воспитатель: И. п. : ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 —на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3 – 4 раза.
Воспитатель:4-е задание: Речевая игра «4 лишний»
лягушка, окунь, пескарь, щука;
золотая рыбка, щука, сом, окунь;
меченосец, скалярия, окунь, гуппи
5-е задание: Работа над называнием частей тела рыб. «Что мы знаем о рыбах?»
Воспитатель: Ребята, все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.
Воспитатель: Что общего имеют все рыбки?
Дети: У рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, рот, глаза.
Воспитатель: А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Воспитатель: А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Для того чтобы дышать.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Воспитатель: Ребята, для чего нужна чешуя рыбам?
Дети: Чешуя защищает тело рыбки от различных повреждений.
Воспитатель: Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.
Воспитатель: А сейчас, давайте, ребята, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.
Физминутка «Рыбка» (координация речи с движением, развитие подражательности).
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке наклоны в сторону
плавные движения руками
Воспитатель:6-е задание: Речевая игра «Один-много»
Одна маленькая рыбка – много маленьких рыбок,
Одна хищная щука – много хищных щук,
Один усатый сом – много усатых сомов,
Один колючий ёрш – много колючих ершей,
Один ловкий пескарь – много ловких пескарей
Один крупный карп – много крупных карпов,
Один крошечный карась – много крошечных карасей
Воспитатель: Давайте, ребята, немного поиграем с нашими ручками и пальчиками и порадуем “Золотую рыбку”.
(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Медленно сблизить ладони
Хватательные движения пальцами “щепоткой”.
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.
7 задание. Упражнение «Друзья для рыбки»
(Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса. Образование притяжательных прилагательных.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на рыбку. Она загрустила, потому что ей не хватает друзей. Посмотрите, у вас на столиках лежат счетные палочки, Давайте мы сложим для неё друзей – рыбок из счетных палочек. Попробуем?
Дети делают рыбку из счетных палочек, затем воспитатель спрашивает.
Игра «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Воспитатель: Ксения, какую рыбу ты собрала? Покажи мне у рыбки голову. Чья это голова? (Ответ: Рыбья голова.)
— Егор, а ты какую рыбу собрал? Покажи туловище. Чьё это туловище? (Ответ: Рыбье туловище.)
— Аня, а у тебя что за рыбка? Покажи хвост. Чей это хвост? (Ответ: Рыбий хвост.)
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Посмотрите, сколько друзей мы сделали для золотой рыбки. Посмотрите как рада золотая рыбка.
Заключительная часть (Актуализация словаря по теме. Развитие диалогической речи. Развитие речевого слуха.)
Воспитатель: Золотая рыбка говорит вам спасибо за игры и хочет со своими друзьями вернуться домой, куда, ребята?
Дети: Рыбка отправляется в аквариум.
Воспитатель: Как передвигается золотая рыбка? Ребята, хлопните в ладоши, когда услышите правильный ответ. Приготовились?
Воспитатель: Рыбка полетит домой?
Воспитатель: Рыбка побежит домой?
Воспитатель: Рыбка поползёт домой?
Воспитатель: Рыбка поплывёт домой? (Хлопок в ладоши.)
Воспитатель: Правильно! Рыбка поплывёт домой.Помашите рыбке рукой и скажите: «До свидания, золотая рыбка!»
О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? А какие задания были сложными? (Ответы детей.)
картинку с щукой – если было скучно и не интересно.
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии, были внимательными, старались правильно говорить, золотая рыбка приготовила для вас подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой логопедический дневничок.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.
Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старших дошкольников «Речные, озёрные и аквариумные рыбы» Цель:Обогащение представлений детей о рыбах различных водоёмов. Задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Обеспечить.
Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.
Конспект занятия по развитию речи по лексической «Одежда» ко Всемирному Дню логопеда Конспект занятия по развитию речи по лексической теме: «Одежда», ко Всемирному дню логопеда. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.