лабораторная работа 4 приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб
Лабораторная работа 4 приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб
1.Признаки позвоночных животных характерные для рыб.
Позвоночные – высший подтип хордовых. Они характеризуются значительно более высоким уровнем организации, что выражено в их строении и физиологических свойствах. Нервная система позвоночных более дифференцирована, развит головной мозг, функционирование которого составляет основу приспособительного поведения. Для позвоночных характерно наличие разнообразных и сложноустроенных органов чувств, служащих основной связью между организмом и внешней средой. Благодаря этому поведение позвоночных более активно и сложно. Среди позвоночных нет видов, ведущих прикрепленный образ жизни. Они активно перемещаются, разыскивая и захватывая пищу, спасаясь от преследования врагов, находя для размножения особей другого пола. Активные перемещения позвоночных имеют ярко выраженный приспособительный характер. Они обеспечивают животным возможность менять места обитания в зависимости от изменений условий существования и пищевых потребностей на разных этапах из жизненного цикла, например при развитии, половом созревании, размножении, зимовках и т.д. Эти биологические особенности позвоночных связаны с их морфологической и физиологической организацией. С развитием головного мозга и органов чувств связано возникновение черепа, обеспечивающего их надежную защиту. В качестве осевого скелета у подавляющего большинства животных имеется прочное образование – позвоночный столб, выполняющий роль не только опорного стержня тела, но и футляра, заключающего в себе спинной мозг. Все многочисленные виды рыб – водные позвоночные. Рыбы возникли в силуре, видимо в пресных водоемах, и в девоне представляли собой господствующую группу животных организмов во всех водных бассейнах
Рис 20 Строение тела рыбы
Б – Внутренние органы рыбы: 1 – пищевод, 2 – желудок, 3 – кишки, 4 – печень, 5 – желчный пузырь, 6 – плавательный пузырь, 7 – предсердие, 8 – желудочек сердца, 9 – селезенка, 10 – жабры, 11 – почки, 12 – мочевой пузырь, 13 – яичник.
В – Фазы развития рыбы: 1 – икринка 2 – предличинка, 3 – личинка, 4 малек.
2.Какие признаки класса костных рыб имеются у окуня.
Рис. 21 в. Костистые рыбы Г — Окунеобразные: 1 — речной окунь, 2 — судак, 3 — ерш, 4 — синеперый тунец, 5 — желтополосая рыба-ангел, 6 — парусник, 7 — рыба-бабочка, 8 — рогатый занкл, 9 — лоцман, 10 — элеотриодес, 11 — рыба хирург, 12 — экзаллия (морская собачка), 13 — скар или попугай-рыба, 14 — змееголов.
Окуневые имеют сжатое с боков тело, длинный, иногда разделенный на 2 части, спиной плавник; грудные плавники с одним шипом и 4 – 5 мягкими лучами. Наружный покров состоит из гребенчатых чешуек, жаберные крышки тверды, зубы сидят, кроме челюстей, на сошнике, на небных костях и на межчелюстных.
Внешнее строение очень разнообразно, наиболее типично же – веретенообразная форма тела, сжатого с боков. Обычно такую форму имеют пелагические рыбы, то есть те, которые свою жизнь проводят, активно плавая в толще воды. Огромное большинство этих рыб имеют пропорционально развитые плавники (исключение – летучие рыбы). Существуют немногие формы, пассивно перемещающиеся в воде (луна-рыба). Донные рыбы, в отличие от пелагических, имеют тело, уплощенное в спинно-брюшном направлении. Глаза их направлены вверх. Строение парных плавников таких рыб очень разнообразно. У одних они превратились в присоски, у других – в жгуты. Бывает, что лучи плавников срастаются, образовав некоторое подобие ног (триглы). У многих донных и коралловых рыб тело заключено в костный панцирь. Особенно же своеобразные формы тела имеют глубоководные рыбы.
C ). Окунь нетребователен к нерестовому субстрату и откладывает икру в виде плотной ленты на кусты, коряги, рогоз, тростник и т.п. в открытых и прибрежных участках водоёма. Его личинки после выклева ловятся в массовых количествах в пелагиали водоёма. У окуня не наблюдается зависимости эффективности размножения, кстати, как и у других окунёвых, от колебаний уровня воды. Более существенное значение для выживаемости окуня имеет обеспеченность личинок пищей на ранних этапах развития.
Окунь характеризуется ранним половым созреванием. Абсолютная плодовитость окуня колеблется от 2,0 до 108,0 тыс. икринок у рыб длиной тела от 10 до 34 см. Эти показатели близки к тому, что наблюдалось у окуня в реке. Интересно отметить, что в отличие от большинства исследованных видов рыб у окуня не отмечено достоверных отличий в содержании жира в икре, как основного энергетического компонента, по мере увеличения размеров и возраста особей. Всё это, видимо, стоит в связи с общим комплексом его приспособлений к размножению. У него наблюдается высокий процент оплодотворения икры, откладка ее лентой, где каждая икринка покрыта слизистой оболочкой, что надежно её защищает от поражения сапролегнией и выедания хищниками.
Внешние и внутренние приспособления окуня к водному образу жизни:
1.У окуня сжатое с боков тело, длинный разделенный на две части спиной плавник, грудные плавники с одним шипом и 4-5 мягкими лучами.
2.Важный гидростатический орган – плавательный пузырь.
3.Жаберные щели защищены жаберными крышками.
4.Зубы сидят, кроме челюстей, на сошнике, на небных костях и на межчелюстных.
Характерные особенности строения рыбы
Системы органов | рыбы |
Покровы тела | 1) эпидермис у них выделяет слизь, благодаря большому числу кожных желез; 2) сама кожа имеет волокнистое строение с правильным распределением продольных и поперечных волокон; 3) кожные железы рыб разнообразны, имеются даже ядовитые, расположенные обычно у основания острых плавников и у основания шипов, сидящих на заднем краю жаберной крышки. |
Нервная система | Нервная система представлена, прежде всего, сложно устроенным головным мозгом. Он имеет небольшой средний мозг, нерасчлененный на два полушария. Крыша переднего мозга перепончатая, а нервное вещество сосредоточено на его дне в виде полосатых тел. В промежуточном мозгу сильно развита мозговая воронка, она образует на дне мозга мощный перекрест зрительных нервов. У большинства рыб хорошо развиты мозжечок и средний мозг. В продолговатом мозгу наибольшего развития достигают центры вкусовых органов чувств. |
Кровеносная система | Кровеносная система сводится к трем основным типам – первый тип характерен для хрящевых рыб: двухкамерное сердце (из одного предсердия и одного желудочка), снабженное венозной пазухой и артериальным конусом. Второй тип имеют костистые рыбы, сердце, у них состоит из трех отделов венозной пазухи, предсердия и желудочка. Для двоякодышащих рыб обычен третий тип кровеносной системы. Предсердие у них имеет неполную перегородку, а артериальный конус снабжен продольным клапаном, разделяющим его на, две части. Кровеносная система у этих рыб по конструкции занимает промежуточное положение между кровеносной системой водных и наземных позвоночных |
Мышечная система | Мышечная система рыб характерна правильной метамерией. У некоторых рыб имеются своеобразные электрические органы, построенные по принципу аккумуляторов. Обычно это видоизмененные мышцы. У электрического угря такой орган может дать разряд в 300 вольт. Это уже опасно для жизни человека. |
Особенности размножения | Система размножения Половые железы (парные семенники и непарный яичник) характерны тем, что внутри имеют полость. Удлиненные семенники имеют общий выводной проток. Он открывается наружу на мочеполовом сосочке особым половым отверстием. Яичник у самок обычно прямо открывается половым отверстием. Осеменение внешнее, самка мечет икру, которую самец обливает семенной жидкостью. Развитие. Все развитие зародыша происходит в икринке. Сначала, он выглядит, как темный колпачок на желтке яйца. Затем на переднем конце начинается обособление головы, глаз, слухового пузырька и жаберных щелей. На заднем в это время, выделяется хвостовой отросток. В это же время происходит развитие сердца и кровеносных сосудов. Малек начинает двигаться, находясь еще в оболочке икринки. У него закладываются грудные плавники. На 6-7 день обычно происходит вылупление. Появившийся малек имеет личиночные черты. Он еще некоторое время питается за счет желточного мешка и снабжен сплошным непарным плавником. После резорбции желточного мешка у малька обосабливаются спинные и брюшные плавники, и он приобретает признаки молодой рыбки. |
Покажите мне человека, который ни разу не сплетничал, и я покажу вам человека, которого люди совершенно не интересуют. Барбара Уолтерс
ещё >>
Лабораторная работа 7 класс по теме «Внешнее строение рыб»
Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
Цель: изучить внешнее строение рыб, установить особенности внешнего строения рыб и их значение для жизни в воде.
Оборудование: аквариумные рыбки.
1. Рассмотрите внешнее строение рыбы. Обратите внимание на форму тела, сочленение головы с туловищем, расположение чешуи. Найдите жаберные крышки, глаза, ноздри. Найдите боковую линию, проходящую вдоль всего тела. Рассмотрите плавники. Найдите парные плавники (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой, анальный). Рассмотрите одну чешуйку рыбы. На ней заметны светлые (широкие) и темные (узкие) кольца. Это годичные кольца. Летом происходит значительное нарастание чешуи – образуется светлый слой. Зимой рост рыбы и нарастание чешуи незначительны – слой узкий, почти черный. Подсчитайте светлые и темные кольца на чешуе, определите и запишите возраст рыбы.
2. Зарисуйте строение рыбы. На рисунке обозначьте жаберную крышку, боковую линию, глаза, ротовое отверстие, грудные, брюшные, анальные, хвостовой, спинной плавники.
3. Рассмотрите плавники, установите, какой группе плавников соответствует роль, дополните значение плавников из текста, впишите в таблицу:
А) поддержание равновесия и устойчивости при крутых поворотах
Б) основная роль при передвижении вперед (главный орган передвижения)
В) повороты, остановка, медленное движение вперед
Способы передвижения рыб различны. Большинство из них плавает с помощью волнообразных движений всего тела и хвоста, а грудные и брюшные служат рулями глубины. Так плавает обитатель водоемов – окунь. Рыбы с плоской формой тела плавают иначе. Например, скаты передвигаются благодаря взмахам сильно разросшихся грудных плавников. Луна-рыба, живущая в теплых морях, совсем не пользуется плавниками для передвижения. Всю жизнь она плавает пассивно, переносимая морскими течениями.
4.Запишите значения приспособления рыб к жизни в воде, ознакомившись со справочным материалом, заполните таблицу.
1. Обтекаемая форма тела
6. Плавательный пузырь
Факторы водной среды
Приспособления к факторам среды
1. Большая текучесть воды
3. Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода
5. Высокое давление на больших глубинах
6. Сильное поглощение солнечных лучей
1. Обтекаемая форма тела
2. Защитная окраска
3. Глаза – органы зрения
4. Жаберное дыхание, обоняние
5. Органы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения
6. Форма тела меняется от веретеновидной у неглубоководных видов рыб к лентовидной у глубоководных и дисковидной у донных
А) снижает силу трения, уменьшает затрату энергии на передвижение в воде, облегчает движение в воде, содержите антибактериальные, убивающие микроорганизмы, вещества
Б) гидростатический орган, определяет направление и силу тока воды, глубину погружения, приближение различных объектов
В) плотно прилегает по направлению от головы к хвосту, обеспечивает защиту и облегчает движение рыбы в воде, уменьшает затраты энергии на передвижение рыбы в воде
Г) обеспечивают движение в воде
Д) обеспечивают дыхание кислородом, растворенным в воде
Е) обеспечивает плавучесть, способность держаться на определенной глубине, всплывать или погружаться
Вывод: Рассмотрите рисунки внешнего строения различных видов рыб в учебнике, в чем причины сходства и различия во внешнем строении разных видов рыб?
Приспособления у рыб к водному образу жизни
Приспособления у рыб к водному образу жизни:
Обтекаемая форма тела – снижает трение при движении в воде
Чешуя. Выполняет защитную функцию. Благодаря черепицеобразному ее расположению, также снижается трение.
Слизь на чешуе – снижает трение, защита.
Плавники – для оптимального движения в воде. Среди плавников выделяют парные (брюшные, грудные) и непарные (анальные, хвостовые, спинные). Парные плавники расположены симметрично, имеют одинаковый размер и форму. Самые развитые мышцы и плавники это хвостовые. Именно за счет них рыба двигается. Остальные плавники нужны для маневрирования и равновесия.
Боковая линия – орган чувств, позволяющий рыбе определить направление течения и его скорость. Проходит вдоль всего тела сбоку.
Плавательный пузырь – это пузырь с воздухом, который позволяет рыбе менять глубину погружения. Если пузырь увеличивается в объеме, общая плотность рыбы падает, и она всплывает, и наоборот, при уменьшении пузыря, плотность рыбы увеличивается, и рыба погружается. По происхождению плавательный пузырь является выростом кишечника. На стадии малька рыба всплывает к поверхности, заглатывает ртом некоторое количество воздуха, после чего воздух попадает в отросток, и он теряет связь с кишечником, становится пузырем. Объем пузыря увеличивается, когда газы поступают из крови в пузырь, и уменьшается, когда из пузыря поступают в кровь. Плавательный пузырь отсутствует у придонных рыб, таких как скат и у акул.
Жабры. Орган дыхания, который фильтрует воду и всасывает из нее кислород. Состоит из жаберной дуги, жаберных тычинок и лепестков. Прикрыт для защиты жаберной крышкой, которая отсутствует у хрящевых рыб. У них отверстия жабры видны.
Наличие только внутреннего уха. Так как в воде звук распространяется хорошо, то рыбе достаточно внутреннего уха в костной стенке черепа.
Большое количество икры и наружное оплодотворение. Так как рыба размножается в воде, ей доступно наружное оплодотворение, при котором вероятность встречи сперматозоида и яйцеклетки не такая высокая, как при внутреннем (когда гаметы вводятся в половые пути), поэтому важно повысить эту вероятность путем образования большего числа гамет. Рыбы самцы выделяют молоки.
Комментарии:
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Конспект урока «Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Павловская средняя общеобразовательная школа №2
Павловского района Воронежской области
Тема: «Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде».
Учитель : Лоторева Л.В.
Сформировать знания учащихся о внешнем строении рыб в связи со средой обитания.
Продолжить формирование умений работы с натуральными объектами.
Продолжить формирование умений добывать знания в ходе исследования.
Формировать умение применять знания из области других образовательных дисциплин (физики, литературы, русскогоязыка) при объяснении биологических процессов.
Развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать любовь к природе, чувство восхищения ее творениями.
Живые рыбы в банке, сушеная рыба, лупы, пинцеты, чешуя;
1. Актуализация знаний.
— Назовите среды обитания живых организмов?
— Какая самая древняя? Самая обширная? (водная)
— Назовите группы животных, обитающих в воде?
(простейшие, моллюски, ракообразные, рыбы, млекопитающие.)
Неизвестно, кто первый открыл воду,
но уж наверняка это сделали рыбы.
Аркадий и Борис Стругацкие
2.Определение темы урока. Постановка целей и задач.
Среди всех водных обитателей самые богатые по количеству видов – рыбы.
Рыб более 25 тыс. видов – это больше, чем видов земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих вместе взятых.
Я приглашаю всех совершить заочное погружение в водную стихию и исследовать приспособления рыб к жизни в этой среде. (слайд)
Тема урока. Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде.
3.Изучение нового материала.
(связь с физическими свойствами воды)
— Какими особенными свойствами она обладает? (слайд)
(высокая плотность, высокое давление, нет резких колебаний…)
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм тела, множеству приспособлений к условиям обитания, как в строении, так и в биологических особенностях. В ходе исследовании мы выявим эти особенности. Сделать это мы можем в ходе лабораторной работы.
4.Лабораторная работа № 6.
Тема : Внешнее строение и способы передвижения рыбы.
Оборудование : Сушёная рыба, раба в банке, лупа, чешуя.
Рассмотрите особенности внешнего строения
Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите.
Как они соединены между собой?
Определите форму тела.
Какое значение имеет такая форма тела?
Как форма связана со свойствами воды?
Где границы отделов?
Что расположено под жаберными крышками?
Найдите у рассматриваемой рыбы плавники.
Рассмотрите работу плавников
Определите, какие парные, какие – непарные.
Заполните таблицу в тетради.
Какие свойства воды позволяют осуществлять работу этого органа ? ( межпредметная связь.)
Плавник представляют собой тонкие складки кожи, поддерживаемые костными плавниковыми лучами.
Чем покрыто тело рыбы? (чешуя, слизь).
Как расположена чешуя? (передний конец помещён в кожу, а задний налегает на чешую следующего ряда)
Есть ли среди рыб голокожие, то есть без чешуи?
Как у них защищено тело? (слизь. Она защищает рыб от редких колебаний температуры. А некоторые рыбы (линь, налим) выделяют в слизь ядовитые и раздражающие вещества, оберегающие их от паразитов и хищников.
Какие преимущества это дает для жизни в воде?
С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.
Определите возраст рыбы.
Что еще можно определить по чешуе?( сообщение )
Чешуя. Можно ли определить возраст рыбы, узнать, сколько она прожила? Это можно сделать по некоторым костям и чешуе рыб. Рыба растет, но в течение года она растет неравномерно. Есть периоды замедленного и ускоренного роста рыбы, поэтому по мере ее роста на чешуе образуются кольца, по которым можно надежно определить возраст рыбы. У некоторых рыб – окуней, налима и других – такие же кольца можно наблюдать на жаберных крышках. Возраст акул и осетровых рыб удобнее всего проследить по костям плавников.
, Доп.материал.Чешую рыб используют для изготовления жемчуга . Ее собирают, кладут в раствор, в котором отделяется блестящее вещество чешуи. Из этого вещества делают жемчужный пат. Стеклянные бусы опускают в смесь жемчужного пата с лаком, и предметы получают блеск жемчуга.
Определите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне.
От чего зависит окраска рыбы?(сообщение)
Покровительственная окраска позволяет быть незаметным на фоне окружающей среды.
Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуей. Эти клетки называется хромотофорами и содержать в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов. Встречается в них черный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зеленые отливы.
У рыб, которые живут ближе к поверхности воды, оттенок синеватый или зеленоватый. У тех, кто обитает ближе ко дну, спина и бока обычно бурые. В океанских глубинах, куда не проникает свет, окраска у рыб чаще черная. У рыб, живущих в зарослях водных растений, тело покрывает полоски или пятна. Такая окраска помогает им маскироваться среди растений. У пресноводных хищников – окуня и судака – полосы поперечные. Окраска щуки зависит от того, в каком водоеме она водиться. У щуки, живущей в зарослях, там, где нет сильного течения, полоски более выражены.
Почему донные рыбы не могут быть светлыми?
(вода сильно преломляет и рассеивает световые лучи).
Какие органы чувств расположены на голове?
Какое значение они имеют в жизни рыб? (сообщение)
Есть ли веки? Почему?
Почему нет необходимости в наружном ухе?
(в воде хорошо распространяется звуковая волна,)
Найдите боковую линию.
Какова её роль? ( сообщение )
Почему возможна работа такого органа?
(вода текуча, межпредметная связь. )
Сделайте вывод о приспособлении рыб и жизни в воде:
Обтекаемая форма в воде.
Органы движения плавники.
Наличие чешуи и слизи.
Своеобразные органы чувств, позволяющие двигаться в воде (боковая линия).
Органы дыхания жабры.
Соотнесите эти приспособления и свойства воды.
Рыбы появились на Земле свыше 400 млн. лет назад. За столь долгий эволюционный срок они освоили все известные типы водоемов. В результате сформировалось многообразие жизненных форм, образа жизни, приспособлений.
Почетный титул самой большой рыбы принадлежит всем известной китовой акуле. Причем, это звание становится более весомым, если учесть, что китовая акула – самая большая рыба из всех когда-либо существовавших на земле. По крайней мере, пока эти данные никому не удалось опровергнуть. Вес этой рыбы достигает 30 т, а печень может весить около тонны.
Крошечная аквариумная рыбка пандау не больше муравья и весит 8г. Длина тела 0.8 мм. Некоторые модницы нося маленькие аквариума с пандау как серьги.
Обыкновенный сом весит до 200 кг, это одна из крупных пресноводных рыб. В1926 г была поймана белуга, которая весила 1228 кг, а икры – 246 кг.
В тропических водах атлантического океана обитает огромный скат манта, длина до 6 м, вес до 4 т.
2) продолжительность жизни
Продолжительность жизни у разных вид рыб весьма различна. Есть среди них долгожители (белуги живут более 100 лет). Рыбы некоторых видов погибают после первого нереста. Это, например, дальневосточные лососи, угри. Некоторые виды бычков живут около года, щуки, карпы – до 70 лет. Чаще продолжительность жизни не более 20 лет.
Много необычных названий рыб можно встретить в ихтиологических словарях. Они отражают форму тела, внешнее сходство с др. животным. Как вам рыба-старая жена, ворчун, хирург, удильщик?
Представьте, что вам предложат «хирурга пряного посола», «маринку в сливочном соусе»…
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение
– змеевидные (угри, мурены),
-плоские (скаты, камбала),
— дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
-торпедообразные (акулы, тунцы),
-шарообразные (кузовок, рыба-шар)
Доп.материал, ( межпредметная связь.) с русским языком:
А как правильно произнести камбала| или ка|мбала?
Еще более невероятной кажется окраска рыб. (Сообщение)
Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуей. Эти клетки называется хромотофорами и содержать в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов. Встречается в них черный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зеленые отливы.
У рыб, которые живут ближе к поверхности воды, оттенок синеватый или зеленоватый. У тех, кто обитает ближе ко дну, спина и бока обычно бурые. В океанских глубинах, куда не проникает свет, окраска у рыб чаще черная. У рыб, живущих в зарослях водных растений, тело покрывает полоски или пятна. Такая окраска помогает им маскироваться среди растений. У пресноводных хищников – окуня и судака – полосы поперечные. Окраска щуки зависит от того, в каком водоеме она водиться. У щуки, живущей в зарослях, там, где нет сильного течения, полоски более выражены.
Было установлено, что все костистые рыбы, а по некоторым д анным и акулы, имеют различные цвета.
Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Некоторые используют плавники не только для плавания.
Анабас, или ползун, переползает из водоема в водоем при помощи сильных грудных плавников. Илистый прыгун прыгает по берегу, добывая пищу, и даже поднимается по растениям в мангровых зарослях.
Есть такие, которые летают по воздуху – тоже с помощью плавников. У них полет планирующий Они выскакивают из воды и преодолевают до 200 м, а с попутным ветром и больше. Чаще они проделывают это, спасаясь от хищников. Эту группу так и называют летучими.
Угорь плывет, извиваясь всем длинным, узким и гибким телом. Скаты (манта) могут парить в толще воды. по плавникам у низ проходят волны, так что движения напоминают «полет» в воде.
Электрический угорь из Амазонки бьет током с напряжением более 500 вольт ( межпредметная связь.) Местные жители перед тем как их ловить, загоняют стадо коров, чтобы угри истратили свой заряд.
О другом способе защиты вы узнаете из загадки.
И щука не проглотит ( ерш)
В последние десятилетия выяснилось, что и популярное выражение «нем как рыбы» не соответствует действительности. Рыбы вовсе не так молчаливы, как была принято считать. Они издают весьма разнообразные звуки.
Глаз рыбы имеет блестящую радужную оболочку и круглый хрусталик , который обеспечивает зрение на близком расстоянии. Рыбы различают форму и цвет предмета. Для обеспечения четкого изображения хрусталик удаляется и приближается к сетчатке так, как это происходит в фотоаппарате. Глаз фокусирует изображение благодаря изменению кривизны хрусталика.
даже движущуюся добычу .
Глаза у рыб хитроумно приспособлены к работе в воде. у рыб нет век, ни слезных желез, потому что не страдают от высыхания. Каждый глаз связан с мозгом независимо, что позволяет некоторым рыбам двигать каждым глазом отдельно. Особенно хорошо развито зрение у хищников, что помогает находить и ловить добычу.
А есть даже четырехглазые. Они плавают у самой поверхности воды. Их глаза поделены на 2 части, и это помогает одинаково видеть и в водной и воздушной среде.
Вкусовые органы некоторых рыб находятся на усах (сомы),у других на лучах плавников, а у многих по всему телу.
Рыбы способны чувствовать изменения магнитного и электрического полей, ориентируя тело вдоль силовых линий. Известно, что вокруг их тел образуются электрические поля, но они настолько слабы, что не воспринимаются животными. Когда рыбы держатся стаями, происходит суммация индивидуальных электрических полей и образуется общее поле стаи, достаточное для того, чтобы его почувствовал каждый член группы. Оно играет важную роль в согласовании поведения и пространственной ориентации всей стаи. Клетки, отвечающие за электромагнитное чувство рыб, расположены преимущественно на голове.
Что же касается вкусовой чувствительности в ее классическом
понимании, то она, вероятно, играет меньшую роль в жизнедеятельности обитателей вод. Только у некоторых видов (щуки, колюшки, двоякодышащие и др.) орган вкуса расположен в ротовой полости. У остальных клетки, воспринимающие вкус, рассеяны по всей поверхности тела, концентрируясь на голове, усиках и видоизмененных плавниках.
Что и говорить, сложная рыбья жизнь! Сколько приспособлений необходимо вырабатывать обитателям вод, сколько удивительных ухищрений им приходиться применять, чтобы выжить. Мы с вами смогли поговорить лишь о малой толике проблем, с которыми вынуждены сталкиваться рыбы в их загадочном сумеречном мире. Но даже эта не большая экскурсия к нашим удивительным соседям по планете позволяет известной поговорке «как рыба в воде» придать более глубокий смысл. ( межпредметная связь.)
6.Общая характеристика рыб . (выполним задание в тетради )
Чем же рабы отличаются от других систематических групп?
Рыбы – позвоночные _________________ животные, обитающие ________ и передвигающиеся с помощью ______________.
Их тело состоит из ____________________________.
Кожа покрыта __________________________.
Имеется особый орган чувств ____________________.
Кровеносная система в виде ____ замкнутого круга кровообращения, сердце ________________.
Известно свыше ________ тыс. видов.
Почему рыбу трудно удержать в руках?
Что является паспортом рыбы?
Справедлива ли поговорка «нем как рыба?»
Закрывают ли рыбы глаза, когда спят?
Различают ли рыбы цвет?
Каких рыб можно добыть с лопатой?
В каком направлении следует чистить рыбу?
Заполните лист самоконтроля. Оценки. Спасибо за плодотворную работу.