курица символ чего в доме
Курица
мать Космического Яйца
В Южном Китае курица (дзи) выступает в роли творца: черная и белая куры откладывают по девять яиц каждая, из которых вылупляются, соответственно, плохие и хорошие люди. Кровь черной курицы способна отгонять злых духов.
О В Древнем Риме ее использовали для гадания: жрецы истолковывали поведение священных цыплят во время их кормления.
Женская особь домашних кур, которая имеет совсем иное символическое выражение. нежели петух, и представляет собой прообраз материнской сущности.
Курица — воплощение всепрощающей любви. И. Босхиус,1702 г.
Прилежная наседка в аллегорическом изображении «семи свободных искусств» выражает грамматику, требующую немалого усидчивого умственного корпения.
По античным знахарским поверьям, куриная кровь сдерживает обуревающие половые инстинкты.
Если в африканских женских священных празднествах инициаций курица выступает проводником душ, то в сознании европейцев преобладает представление о «глупой куре». как об этом свидетельствует также и толкование сновидений в глубинной психологии. Куры здесь означают «некую экстравертную, духовно нищую коллективность. Часто они впадают в глупую панику, так же как бессвязно перескакивающие с одного на другое мысли недалеких людей. И тогда какая-нибудь мелочь, не стоящая внимания, которой сновидец, однако, придает важное значение, вызывает в нем тревогу» (Эппли).
«Слепая», «глупая», «безрассудная» курица обыденной речи в сказках, однако, может «нести золотые яйца», и было бы глупо свернуть ей шею.
В сказаниях курица, сидящая на яйцах, зачастую воплощает хранимые сверхъестественными силами сокровища (в том числе подземные богатства).
Куриный жир. Помогает при сухости языка и вылечивает глазную болезнь. [ AANN ]
Самка домашних птиц высиживающая и выращивающая молодняк.
Наседка, защищающая своих цыплят от ястреба.
• Лю6овь делает меня бесстрашной.
Символ родительской любви, которая может изменить природу. Боязливая по натуре. курица, становится героиней, защищая своё потомство. Она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам. [EMSI 28-14,с.221]
Наседку укрывающая крыльями своих цыплят.
• Она их охраняет и лелеет.
Символ доброты и сердечности Всемогущего, изливающего эти блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей. О, Иерусалим, Иерусалим! Я хотел бы так же часто Собирать твоих детей вместе, Как наседка собирает Своих цыплят под крыльями, Но ты не хочешь! [EMSI 36-2,с.256]
Наседка с цыплятами (См. рис. 14 в табл. 28.) [EMSI 55-12,с.339]
Наседка, укрывающая своих цыплят от нападений ястреба.
• Я не отдам ни одного из них.
Символизирует бдительность и родительскую люблвь; Любовь, привязанность и благоговение перед Спасителем, поскольку «из тех, кого ты мне доверил,я не потерял ни одного» см.28-14 [EMSI 49-3,с.313]
Символика Петуха (Курицы)
В основе мифологического образа Петуха во многих традициях – его связь с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время («первые петухи», «третьи петухи», «до петухов»). Петух, глашатай дневного светила, громко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замогильного мрака ночи.
В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость (арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха), мужество и надежность, сексуальную потенцию (и в наши дни половой член часто называют «петухом»), а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Ограничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеального мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему голосистому герою. Все эти грешки, впрочем, лишь придают его портрету больше жизни. Достаточно взглянуть на них под другим углом зрения, чтобы недостатки легко превратились в достоинства: высокомерие и надменность – в гордость, задиристость – в воинственность, а похотливость – в неотразимую мужскую сексуальность и притягательность.
Бдительный и храбрый воин, наделенный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и посажен на спицу или шпиль, превращается в идеального часового. Золотой петушок-флюгер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «. иль набега силы бранной, иль другой беды нежданной». Петух с золотым гребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радугу, соединявший землю с чертогами богов.
Изображение петуха-стража часто помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях (орнаментах). В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня.
Арес, греческий бог войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже своего слугу Алектриона, чтобы тот будил влюбленных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разгневанный Арес превратил его в петуха, справедливо полагая, что в этом обличье нерадивый слуга будет гораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, Гермесу, Асклепию и другим античным богам.
В китайской мифологии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве Фусан в долине Taнгy, считается символом Ян – мужского начала во Вселенной. Чудо-петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, когда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз, когда светило достигает зенита; и третий раз – на закате. На его крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с горы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах аналогом золотого петуха-первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебного дерева Джамбу, растущего на срединном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж хороши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птица, а вот пестрая обладает сомнительной репутацией. Красный петух, как символ огня, довольно-таки опасен. «Пустить кpacнoгo петуха» – значит устроить поджог, а подобные деяния вряд ли совершаются с добрыми намерениями. О черном петухе и говорить нечего – уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Считается, что черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а грузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела.
Опасны также птицы, достигшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы могут начать нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демонического существа. Согласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить его в течение полугода, то из яйца вылупится змееныш-домовой. Литовцы полагали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса, способного принести хозяину кучу денег (при желании можно взять и продуктами). Хуже всего, если в роли наседки выступит пучеглазая болотная жаба – тогда из петушиного яйца выведется чудовищный василиск с головой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом своего страшного взгляда.
В религии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо строго соблюдать цветовой режим. Добрым богам жертвовали белых птиц. Древние греки, желая исцелиться от болезни, посвящали белого петуха Асклепию, а литовцы резали его собрата во славу Вайжгaнтaca. Чтобы обеспечить богатый урожай льна, Галагону, осетинскому богу ветра, следовало даровать только красного петуха, а хтоническим (подземным) богам – черного. Побаловаться петушатиной были не прочь и злые духи, поэтому славяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяного, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы выходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу.
Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался и в древности, и в Средние века, и даже в Новое время. В Кастилии и Галисии, например, в дни масленичного карнавала «петушиного короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Германии, Словакии и Болгарии петуха, считавшегося воплощением духа хлеба, обезглавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой религии петух символизирует солнце, свет и возрождение.
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш герой, олицетворявший солнце, был главным атрибутом Сраоши, сына и посланника светлого Ахурамазды. О высоком статусе солнечной птицы в иранской религии красноречиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов-aтpaванов нередко увенчивала драгоценная фигурка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. Глубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тесного грота скрывавшую свой светлый лик богиню солнца Аматэрасу – главу синтоистского пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурного колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей его по пути бесконечных страданий.
Древняя иконография представляет, целую галерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееногий гностический повелитель небес и времени, изображен с петушиной головой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» бог Тайи, наоборот, с человеческой головой на петушином туловище. Фригийский бог молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность индуистского бога войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на его знамени. Наиболее оригинально выглядит литовский бог ветра Вейопатис – он двулик, подобно римскому Янусу, и крылат, как греческая Ника; руки его разведены в стороны, рты широко открыты, а на голове восседает петух.
В христианской иконографии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единогласно поведали все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Когда Христос был схвачен и доставлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает его. На рассвете, когда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал его неизменным атрибутом и постоянным укором.
В эмблематике Франции петух является воинственной эмблемой. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «галлами» («петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по-видимому, даже понравилось его обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483-1498) утвердил изображение петуха-галлуса в качестве официальной государственной эмблемы. Несколько веков галлус был символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в гербе государства. Правда, ненадолго. Haполеон Бонапарт, реставрировав монархию, променял его на птицу более высокого полета – на императорского орла.
С тех пор рейтинг этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке галлуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное самомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное применение – петух-галлус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Комитета Франции.
В российских городских гербах петухи являются не воинственной, а мирной «говорящей» эмблемой (например, в гербе г. Петушки).
Что касаемо Курицы, в Европе она олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Черная курица – слуга дьявола или одно из его проявлений. Кудахчущая курица символизирует властную или смелую женщину. Иногда «курица» – является оскорбительным названием женщины, например «глупая как курица». В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой.
В Южном Китае курица (дзи) выступает в роли творца: черная и белая куры откладывают по девять яиц каждая, из которых вылупляются, соответственно, плохие и хорошие люди. Кровь черной курицы. По их поверью, способна отгонять злых духов. В Древнем Риме ее использовали для гадания: жрецы истолковывали поведение священных цыплят во время их кормления.
«Прилежная наседка» в аллегорическом изображении «семи свободных искусств» выражает грамматику, требующую немалого усидчивого умственного корпения.
По античным знахарским поверьям, куриная кровь сдерживает обуревающие половые инстинкты, а куриный жир – помогает при сухости языка и вылечивает глазную болезнь.
Иногда курица выступает символом богатства («нести золотые яйца»). В сказаниях курица, сидящая на яйцах, зачастую воплощает хранимые сверхъестественными силами сокровища (в том числе подземные богатства).
Ниже приведено описание гороскопа Петуха (Курицы), с уточнением по знакам Зодиака:
Курица и народные суеверия
В сказаниях большинства народов мира наседка олицетворяет подземные богатства и сокровища, она несет золотые яйца, а ей нередко сворачивают голову. Глупо, но, тем не менее, это происходит в мифологических сюжетах. Почему? Объясняется это языческими обрядами с жертвоприношениями в эпоху мифотворчества.
Кукареканье петуха |
Встревоженные куры квохчут |