кумзерское озеро глубина рыба

Жители деревень на берегах Кумзерского озера в Харовском районе выступают против выращивания форели на водоеме

Власти решили организовать рыбоводческое хозяйство на Кумзерском озере в Харовском районе, однако местные жители выступают против. Они уверены, что, когда на водоеме начнут разводить форель в садках, качество воды значительно ухудшится. Между тем, озеро является единственным источником водоснабжения для многих деревень, расположенных на его берегах.

«Негативное воздействие на водные биоресурсы»

Информация о том, что на Кумзерском озере сформированы два рыбоводческих участка, впервые появилась в приказе областного департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, изданном в декабре прошлого года. Речь идет об индустриальном рыбоводстве, а именно — о выращивании форели в садках.

Беспокойство жителей по поводу негативного влияния такого предприятия на окружающую среду подтверждают эксперты. Так, например, во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии, куда был направлен запрос по поводу Кумзерского озера, отмечают, что «индустриальная аквакультура, в частности садковое выращивание форели, оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, в том числе в водный объект поступает дополнительное количество биогенных элементов и органических веществ». Жители также беспокоятся, что в воду попадут антибиотики, которые добавляют в корм для рыб. Этот факт тоже негативно скажется на ее составе.

В этом же ответе института рыбного хозяйства говорится, что для снижения этого негативного эффекта на заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на Кумзерском озере было принято решение отказаться от большого участка в 20 Га и выделить на водоеме два участка по 2 Га. То есть, получается, негативный эффект никто не отрицает?

Жителей деревень на берегах озера также возмущает и тот факт, что их мнения по поводу того, что собираются организовать на озере, не спросили.

Источник водоснабжения

На берегу Кумзерского озера находятся несколько деревень: село Кумозеро, деревни Гришино, Княжая, Максимовская, Щукинская, Горка, Воронино, Ерофеевская и другие. Для многих из них водоем является единственным источником воды. Рыть колодцы и скважины трудно из-за большой глубины залегания грунтовых вод и насыщенности грунта камнями больших размеров.

Жители уверены, что выделение рыбоводных участков на озере — это нарушение Водного кодекса РФ, в котором прописан приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Однако в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, судя по их ответу жителям, нарушения в этом не видят. Дело в том, что зона санитарной охраны Кумозера, как пишут чиновники, на данный момент не внесена в ЕГРН. Но разве это вина жителей?

— Вместе с тем, разделом III СанПиН 2.1.4.1110-02 запрет на индустриальное рыбоводство в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не установлен, — говорится в ответе департамента.

— Загубленный источник водоснабжения не будет оправдан никаким количеством созданных рабочих мест, в данном случае весьма малочисленных и призрачных. Отсутствие воды, пригодной для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, создаст условия, неприемлемые для проживания граждан в с. Кумзеро и других деревнях. Экономического эффекта ни для района, ни для поселения не будет практически никакого, а экологическую катастрофу в убитом озере получить очень вероятно, — говорится в обращении жителей в прокуратуру.

Жители также утверждают, что на озере есть сразу несколько видов редких растений, например, кувшинка четырехгранная. Как скажется разведение форели на данном растении — не изучено, но, раз вода будет загрязняться, трудно представить, что это пойдет на пользу.

кумзерское озеро глубина рыба. kuvshinka. кумзерское озеро глубина рыба фото. кумзерское озеро глубина рыба-kuvshinka. картинка кумзерское озеро глубина рыба. картинка kuvshinka. Власти решили организовать рыбоводческое хозяйство на Кумзерском озере в Харовском районе, однако местные жители выступают против. Они уверены, что, когда на водоеме начнут разводить форель в садках, качество воды значительно ухудшится. Между тем, озеро является единственным источником водоснабжения для многих деревень, расположенных на его берегах.

Кувшинка четырехгранная на Кумзерском озере, 2018 год. Фото предоставлено местными жителями.

В то же время прокуратура дает ответ, что в 2014 году кувшинки четырехгранной в ходе исследования студентов ВоГУ на территории Харовского района. обнаружено не было. Где именно проводилось это исследование, не уточняется. В то же время у местных жителей есть фото 2018 года, на котором кувшинка хорошо заметна.

Источник

Против разведения форели в Кумзерском озере Харовского района собрано более 200 подписей местных жителей

кумзерское озеро глубина рыба. empty 1600 1200. кумзерское озеро глубина рыба фото. кумзерское озеро глубина рыба-empty 1600 1200. картинка кумзерское озеро глубина рыба. картинка empty 1600 1200. Власти решили организовать рыбоводческое хозяйство на Кумзерском озере в Харовском районе, однако местные жители выступают против. Они уверены, что, когда на водоеме начнут разводить форель в садках, качество воды значительно ухудшится. Между тем, озеро является единственным источником водоснабжения для многих деревень, расположенных на его берегах.

Ранее издание «В точку» сообщало о борьбе, которая развернулась из-за выделения правительством Вологодской области нескольких участков для рыбоводства на Кумзерском озере в Харовском районе.

Жители деревень, для которых озеро – единственный источник питьевой воды и важнейший рекреационный объект, возмущены отношением властей к экологии и здоровью населения.

Но пока Финляндия отказывается от форелеводства на озерах в пользу рыбоводства в искусственных водоемах, губернатор Олег Кувшинников с восхищением пропагандирует разведение рыбы в промышленных масштабах в вологодских озерах.

Местные жители и экологи постоянно обращаются в контролирующие органы. Но в вологодской областной прокуратуре в июне 2021 года им отказали в удовлетворении жалобы на том основании, что СанПин якобы напрямую не запрещает индустриальное рыбоводство во 2 поясе санитарной охраны. Документ запрещает размещение животноводческих предприятий во 2 поясе водозабора, и получается, по мнению прокуратуры, что рыбоводство не относится к животноводству.

Когда это сделали представители череповецкой природоохранной прокуратуры, в заявке желающим разводить рыбу в акватории Рыбинского водохранилища было сразу же отказано.

Но вологодская областная прокуратура настаивает на том, что рыбоводство не относится к животноводческой деятельности.

В свою очередь экологи ссылаются на распоряжение правительства от 25 января 2017 года, где утверждается перечень сельскохозяйственной продукции. В нем есть отдельный раздел для продукции рыбоводства, пчеловодства, шелководства и биопродукции. На этот перечень есть отсылка в законе о развитии сельского хозяйства.

Красные книги – не указ?

Особое отношение у представителей вологодской областной прокуратуры и к краснокнижным растениям.

Напомним, в Кумзерском озере произрастают стрелолист плавающий и уникальные кувшинки, занесенные в Красную Книгу региона.

Как рассказали нам очевидцы, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области присылал в июле на озеро ученых для уточнения вопроса по обитанию в озере кувшинки четырехгранной и стрелолиста плавающего.

Ученые были поставлены в жесткие временные рамки с учетом дороги на изучение всего озера у них было всего 4 часа. За это время они успели исследовать только ¼ часть озера, всего четверть. На изученном участке упоминаемых ранее краснокнижников не нашлось, но зато были обнаружены и подтверждены еще 8 видов растений, находящихся в Красной книге, в том числе 2 вида под строгой охраной (носток сливовидный и осока ложносытевая).

То есть, если бы было больше времени, возможно, исследователи нашли бы и кувшинку со стрелолистом, но даже и без них, по свежим исследованиям, в озере есть что беречь и охранять, как этого требует закон об охране окружающей среды.

Вместо этого Департамент природных ресурсов Вологодской области не спешит выполнять свои прямые обязанности. Хотя 7-ФЗ, а именно ст. 3, говорит о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

По их словам, из финального отчета фразы об исследованной лишь части озера пропали, они остались лишь в первоначальном тексте. И теперь на все запросы чиновники уверенно отвечают, что кувшинки четырехгранной и стрелолиста плавающего на озере нет, конечно же, не упоминая, что есть другие обнаруженные растения из Красной книги.

Экологи, комментируя позицию надзорных органов, ссылаются на федеральный закон «Об охране окружающей среды», где указано, что именно в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Поэтому в целях сохранения редких видов и запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

А то, что ухудшение будет, экологи не сомневаются. Напомним, Всероссийский НИИ рыбного хозяйства в своем ответе уже признал, что индустриальное рыбоводство оказывает негативное воздействие на водоемы. Специалист ВНИРО на заседаниях комиссии по определению границ рыбоводных участков по другим водоемам неоднократно обращал внимание на негативное воздействие индустриального рыбоводства.

Например, осенью прошлого года на одной из комиссий поднимался вопрос о создании участка на реке Кубена, где специалист этой научной организации высказался против по причине оказания негативного воздействия на водоем индустриального рыбоводства, что недопустимо в местах обитания нельмы, включенной в Красную книгу.

Не менее опасны антибиотики, обязательно содержащиеся в кормах для интенсификации развития выращиваемой рыбы. Они также влияют на равновесие в экосистеме озера, нарушат его баланс на уровне микроорганизмов, а далее и всей системы. А люди будут эту воду пить, рыбу есть, купаться в такой воде. Кроме того, в корма добавляются и красители, воздействие которых непредсказуемо на человека и обитателей озера.

Большинство местных жителей – против

Экологи и местные жители требуют признать решение предыдущего схода, на котором присутствовали всего 19 граждан, недействительным.
Именно на решение этого схода ссылается вологодская областная прокуратура, заявляя, что нарушений в процессе выделения участков и деятельности комиссии не выявлено.

В то же время, сама же областная прокуратура 3 месяцами раньше признала проведение схода неправомерным.

В какой-то форме в соответствии с 131-ФЗ администрация поселения должна была поставить население в известность и узнать их настоящее мнение насчет размещения садков на озере. На комиссии должно было быть оглашено истинное отношение граждан, а не мнение нескольких человек, сразу и не разобравшихся в сути вопроса.

Кроме пересмотра результатов схода, защитники озера обращают внимание на то, что в состав комиссии не было включено общественной организации вопреки требованию постановления правительства 1183 и приказа Минсельхоза №94.

Участки на озере выделены без какого-либо предварительного изучения, на комиссию не представлены результаты научных исследований, подтверждающие то, что озеро подходит для разведения форели. А это опять же требования постановления правительства 1183 и приказа Минсельхоза 94. Департамент сельского хозяйства в своих ответах на запросы ссылается только на некие исследования Петрозаводского университета в далеком 2007 году. Но это, на минуточку, 14 лет назад было!

На комиссию не предоставили даже заключение от научной организации, того же самого ВНИРО. На данный момент представлена лишь справка, которая больше похожа не на научное заключение, а от силы на реферат школьника по природоведению. Ни результатов анализов воды, ни учета особенностей гидрологии и экологии озера, ни слова об уровне эвтрофикации водоема, на который, кстати, обращают внимание ученые, приезжавшие для поиска краснокнижных растений.

Также отсутствие изученности водоема подтверждает от факт, что границы участков определены там, где глубина не превышает 2-3 м, при необходимых для размещения садков 7м. Все это наталкивает местных жителей на мысль, что ученых ВНИРО, возможно, на Кумзерском озере вообще никогда не бывало?

В Карелии, где развито форелеводство на озерах, местные жители поднимают настоящие бунты. Например, как пишут карельские СМИ, жители карельской деревни Вотнаволок заявили, что собираются перекрыть дорогу, чтобы защитить одноимённый залив Онежского озера от форелеводов и своё право на чистую воду. «Происходящее с выделением новых участков на озёрах Карелии для форелеводов, все более и более остро и болезненно воспринимается жителями республики. Все, что после себя оставляют форелеводы, вызывает ещё большее негодование. И хотя власти Карелии обещают минимизировать вред от форелеводства, местные жители не готовы терпеть произвол.

Чем закончится ситуация в Харовском районе, непонятно. Генеральная прокуратура продолжает проверку по факту обращения граждан. Сами жители готовятся подавать иск о нарушении их прав в суд.

Источник

Кумзерская библиотека

кумзерское озеро глубина рыба. jEMWc9koWAL7C202Iu nE3Z25XvmUaxo5FCbCWdQAbSl285. кумзерское озеро глубина рыба фото. кумзерское озеро глубина рыба-jEMWc9koWAL7C202Iu nE3Z25XvmUaxo5FCbCWdQAbSl285. картинка кумзерское озеро глубина рыба. картинка jEMWc9koWAL7C202Iu nE3Z25XvmUaxo5FCbCWdQAbSl285. Власти решили организовать рыбоводческое хозяйство на Кумзерском озере в Харовском районе, однако местные жители выступают против. Они уверены, что, когда на водоеме начнут разводить форель в садках, качество воды значительно ухудшится. Между тем, озеро является единственным источником водоснабжения для многих деревень, расположенных на его берегах.

Кумзерская библиотека запись закреплена

В 2021 году Россия и мировое культурное сообщество отмечают 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского родившегося 11 ноября 1821 года.
Детство Федора Достоевского, его братьев и сестер прошло в Москве. После смерти матери в 1837 году Федора Достоевского и его старшего брата Михаила отправили учиться в Петербург — в Инженерное училище, которое они и закончили в 1843 году.
Показать полностью.

Федор Достоевский окончил училище в 1843 году. Его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в следующем году Достоевский подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому все свое время.

В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди». Произведение восторженно приняли законодатели литературной моды тех лет
— Николай Некрасов и Виссарион Белинский. Некрасов назвал начинающего писателя
«новым Гоголем» и опубликовал роман в своем альманахе «Петербургский сборник».

В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного, о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II.

В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.

Источник

деревня Кумзеро

Фотографии

Описание

До революции по среди деревни стояла кумзерская церковь и рядом колокольня, в 30-ые годы церковь разграбили и оборудовали под МТС (машинно-тракторную станцию), а колокольню взорвали.

К деревне ведёт жуткая однополосная дорога через леса, разбитая тракторами и лесовозами.

Окрестности Кумзеро считаются одним из самых красивых мест Вологодской области.

Отзывы и комментарии

До революции по среди деревни стояла кумзерская церковь и рядом колокольня. в 30-ые годы церковь разграбили и оборудовали под МТС (машино трактарную станцию), а колокольню взорвали.

К деревне ведёт жудчяйшая однополосная дорога через леса, разбитая тракторами и лесовозами.

Окресности Кумзеро считаются одним из самых красивых мест Вологодской области.

я сам мастер по дереву реставратор

Кумзеро пишется слитно, в том числе и название озера Кумзерское.

Как поселение извесно не с 12 века, а гораздо раньше. Колокольню не взрывали, а просто разломали. В здании церкви никакой МТС не было, там была установлена зерносушилка.

Дорога грунтовая. Кто никогда не ездил по грунтовке, наверное жуть, особенно когда сыро или зимой в метель. А так вполне сносно, можно ехать со средней скоростью около 50.

Места красивейшие, спору нет.

Летом главное неудобство комары и слепни (оводы), кусаются до крови, как вампиры.

г. Кадников. Приписных церквей не было, по состоянию на 1915 год в приходе было 24 часовни.

При храме существовало приходское попечительство (с 1897 г.), двухклассная начальная школа и церковная библиотека, в которой было 220 томов книг. В 1908 г. в селе Кумзеро открылись

4 Земские школы, где обучалось 155 мальчиков и 15 девочек.

Приход храмов состоял из 55 деревень, где было 838 дворов. По Клировым ведомостям от 1915 года, всего населения приписных деревень составляло 2359 человек.

Ты уже и ранее писал о п

омощи в работе вроде уже смету подготовили виталий минск

вы законченный пессимист. не видите прекрасное. жаль.

слабая рыбалка для «чайника». Настоящий рыбак наловит. Лично видел щук на 8 кг, Лещей 1,5 кг. Сам поймал окуня на 1,6 кг.

Дичи в лесах много (леса до белозерска и до Архангельской области сплошные). Алкаши народ спокойный, не кусаются. А по дорогам таким мы всю жись ездим, привыкли.

Мой край забытых Богом деревень,

Ромашковых просторов и лесов,

Где горбачёвский ветер перемен

Не уничтожил жизненных основ.

Здесь нараспашку души и дома

Всегда найдутся хлеб и молоко

Для путника раскроют закрома

Не важно, что он людям незнаком.

Я в брошенный колодец загляну,

Где сруб замшелый прячется во мгле.

Грохочет цепь, спускаясь в глубину,

Ведро воды я зачерпну себе.

И пью я эту воду через край,

Дробь выбивают зубы о ведро,

Мне силы дарит заповедный край

С водой, вливаясь в грешное нутро.

Шумят листвой седые тополя,

Стрекочет хор кузнечиков в траве.

Мне это солнце, небо и земля

Дороже жизни и всего родней.

Может есть,может есть места и краше,

Только мне милей всего

Навсегда прописан в сердце

Край ромашек и берез,

Где твое осталось детство

Где когда-то жил и рос.

И,куда б ты ни уехал,

Будет сниться,будет звать

Сторона лесного эха,

Дом родной,отец и мать.

Кумзерское сельское поселение

Деревня Кумзеро известна с XII века. Ныне село имеет более 150 дворов и слилась с двумя соседними — Гришино и Максимовская. По некоторым данным, по состоянию на 1990 год в деревне проживало около 1500 человек. В течение 1990-х годов численность населения уменьшилась в два-три раза.

С 18 марта в Кумзере, входившего до революции в состав Кадниковского уезда, начиналась ежегодная ярмарка. Оборот ярмарки выражался суммой в 100 тысяч рублей, по нему село смело равнялось с уездными городами в сельской тогда губернии

До революции посреди деревни стояла церковь Флора и Лавра (Спас на долу, построена в XVII веке) и рядом колокольня. В 30-ые годы церковь разграбили и оборудовали под МТС, а колокольню разломали. Остатки этой колокольни были ещё до 1965 года. Церковь Флола и Лавра считалась летней, т.к. в ней не было отопления. А другая церковь с колокольней, рядом, была зимней. Сама она была невысокой, а колокольня по высоте была сравнима с летней церковью. В настоящее время здание церкви пустует. В начале 1990-х был начат процесс подготовки к реставрации церкви, но из-за экономического кризиса он так и не был реализован.

Первое упоминание о Кумзерских церквях относится к ХVII веку. В XVIII веке. Первая каменная тёплая церковь построена была в 1803 году. Вместо сгоревшей в 1816 году холодной деревянной церкви, во имя мучеников Флора и Лавра в 1850 году начали строить новый каменный холодный храм «по изданному начальством плану и фасаду». Храм строился на пожертвования прихожан. В 1856 году церковь достроили. Во вновь построенной церкви было освящено шесть престолов.

Не одно столетие возвышается над кумзерской землёй пятикупольный храм Флора и Лавра. Когда-то он был гордостью всей округи. Уникальный по своей архитектуре он до сих пор поражает своим величием.

В состав Кумзерского сельского поселения

хорошо, что есть на земле люди, кот. знают историю. стараются сохранить ее для следующих поколений. спасибо! была в 10-и деревнях из выше перечисленных.с уваж. тамара викторовна из Санкт-Петербурга.

деревни существующие в кумзерской волости-

Давыдовская (в Ракуле)

Административный центр поселения – село Кумзеро – находится в 47,7 км от районного центра и в 150 км от областного центра г.Вологда.

В 1999 году был утверждён список населённых пунктов Вологодской области. Согласно этому списку, в Кумзерский сельсовет входили 44 населённых пункта. В 2000 году были упразднены деревни Большая Слобода, Малая Слобода, Марковская.

В настоящее время в состав сельского поселения входит 41 населенный пункт, в том числе 40 деревень и 1 село.Согласен с Вами Александр есть небольшие опечатки.А В Кумзере я был в последний раз 2 дня назад.

Населённые пункты Кумзерского сельского поселения

Андреевская | Анфалиха | Балуковская | Бильская | Воронино | Глазиха | Горка | Гришино | Давыдовская | Даниловская | Дор | Дуровская | Ерофеевская | Жуковская | Захаровская | Ивашево | Киевская | Княжая | Крюковская | Кумзеро | Лавриха | Лысовская | Максимовская | Мартыниха | Назариха | Оденьевская | Опуринская | Павшиха | Панинская | Пашинская | Пожарище | Пошивчиха | Семеновская | Сиренская | Терениха | Тимошинская | Трущевская | Угол | Устречная | Цариха | Щукинская

она не куда не делась,но к Кумзеру не какого отношения не имеет.Деревенька Кузнечиха-

сельское поселение Шапшинское

(входит в состав муниципального образования)

Харовский район Вологодская область

деревенька кузнечиха находилась в приходе шапшинской церкви и к кумзеру отношения не имела. Здесь были перечислены деревни кумзерского прихода.

Часовни строили почти в каждой деревне.История возникновения Соловецкой часовни-

-В далекие времена на острове в Шабзерском озере Кумзерского сельсовета нашли икону Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия и решили поставить часовню.Строили ее (или возможно,только освящали)соловецкие монахи,поэтому и назвали Соловецкая.На островке было довольно много места,по сторонам острова были посажены березки,а середина выкашивалась и была гладкой.От д.Цариха до берега Шабзерского озера была сделана каменная дорожка.Вокруг островка было 12 деревень,престольным праздником которых стали «Соловецкие»,отмечается 22 июня(В церковном календаре праздник собор Соловецких святых отмечается 22 августа,а 22 июня,по предложению,памятный день,когда была найдена икона)Вэтот день приезжал священник из Кумзера.Кроме жителей деревень сЪезжались гости из Азленской,Шапшенской,Петряевской волостей.Переправлялись на островок на лодках-«казенках»,которые сначала перевозили взрослых,а потом детей.

Материал взят из газеты «Призыв»г.Харовск.

Многие иконы, сияющие позолотой и серебром риз, были переданы кумзерской церкви в дар. Например, икона казанской Божьей Матери в золотой ризе, выполненная на кипарисном дереве. Икона Пантелеймона-целителя заслуживает отдельного рассказа. Она была привезена на харовскую землю из Афона, греческого монастырского комплекса, расположенного в скалах полуострова Халкидики. Среди 20 монастырей Афонских гор и русский монастырь святого Пантелеймона, основанный в 12-м веке. Эту икону переправляли, неся на руках от церкви к церкви. Встречали ее в 1896 году и ученики местной церковно-приходской школы. Вместе со своей учительницей дети несли икону в лютый мороз, но никто из них не заболел.

В храме, особенно в летнем соборе, была прекрасная акустика. Хор певчих на клиросах в церкви состоял из местных крестьянок, посещавших каждое богослужение без всякой зарплаты. Возглавлял хор Александр Апполонович Филичев, учитель церковно-приходского училища, который обладал очень красивым голосом. После репрессий Александр Апполонович остался в живых и обосновался в Москве. Священники тоже не получали зарплату. Как и крестьяне, они держали скот и трудились на земле, ведя свое хозяйство. Иногда во время уборки урожая священнослужители устраивали однодневные помочи. Миряне охотно соглашались им помочь – знали, что их хорошо накормят, угостят, да еще и заплатят. Немало треб священники проводили на дому у крестьян. Например, крестили детей. Богослужение в грандиозном соборе Флора и Лавра велось только 37 лет. В 1930 году были арестованы и увезены на север священники отец Иоанн и отец Виктор с семьями. До 1934 года, когда обе церкви были закрыты, богослужение вел священник по фамилии Купоров.

Разрушить летнюю церковь полностью не смогли. Но достойные последователи варварам все же нашлись (а как без этого!) и оставили свой след в истории уникального храма. Сколько их, Аркаш, Валер, Тимуров побывало в этих стенах, когда-то известных на всю Россию?! И как старательно выцарапывали они свои имена на фресках и крушили все, что под руку попадется, избавляясь от «ненужного» прошлого, вместо того, чтобы собирать урожай на колхозных полях!

Материал подготовлен при содействии Харовского центра традиционной народной культуры.

Современное местоположение: с. Кумзеро, Кумзерское с/п, Харовский р., Вологодская обл.

Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния

Церковь Флора и Лавра на Кумзере, в Воскресенской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1638 года.

В 1865 г. открыто приходское попечительство при Кумзерской Флоро-Лаврской церкви.

Современное местоположение: с. Кумзеро, Кумзерское с/п, Харовский р., Вологодская обл.

Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния

1884г.-1890г Алексей Николаевич Яблонский (ВЕВ 1.02.1890г.)

1909г.-1910г. Алексей Вячеславович Трубачев (ВЕВ 1.11.1910 г.№21)

ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 645. Л. л. 107 об.-108. Клировая ведомость Сольвычегодского уезда церкви Троицкой что Верхне-Уфтюгской волости за 1870 год. (выписки Д. А. Пшеницына)

По ходатайству благочинных Александра Голубцова и Константина Соколова, за усердную службу и хорошее поведение награжден набедренником в 1882 году.

Алексей Николаевич Яблонский

архимандрит Антонин (в миру — Алексей Николаевич Яблонский), Путь его как священнослужителя начался в 1884 году во Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Кадниковского уезда. В декабре 1890 года отец Алексей был пострижен в монашество во Владимирской Заони-киевской пустыни архимандритом Серафимом. В 1891 году назначен казначеем Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря.

В1889 г.по мнению благочинных представляется удобным и полезным открыть склады

при церковном помещении Флоро-Лаврской Кумзерской церкви,для продажи крестов,

священных изображений, книг и брошюр,религиозно-нравственного содержания

Поручением заведывания складом Алексею Яблонскому.

Алексей Вячеславович Трубачев

Умер 8 августа 1910 году в возрасте 24лет

За усердную и полезную пастырскую службу 31 марта 1897 года удостоены награждения «скуфьею»

ВЕВ 1.05.1897г.№9; ВЕВ 1.09.1897г.№17

Уволен из Флора-Лаврской Кумзерской церкви 18 января 1895 года

Сын отставного чиновника 17 января 1895 года определен псаломщиком Флоро- Лаврской Кумзерской церкви

Уволенный из 3 кл. духовной семинарии 20 февраля 1898 года допущен псаломщиком при Флоро- Лаврской Кумзерской церкви

(1867) (1867) Голубцов Иоанн

(1867) 1867 Красов Димитрий

1867 (1867) Попов Ипполит

Священник Кумзерской Флоро-Лаврской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. 15 сентября 1867 г. избран депутатом на училищные съезды.

Дата последнего обновления: 10.06.2013

Крассов? Дьячок Кумзерской Флоро-Лаврской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии. 6 июля 1867 г. уволен от должности.

Дата последнего обновления: 06.06.2013

8 июля 1867 г. определён дьячком Кумзерской Флоро-Лаврской церкви Кадниковского уезда Вологодской епархии, 11 июля посвящён в стихарь.

дополнение-В церковных документах и сведениях о священниках в Кумзере по состоянию на 1916 год. Так о священнике Николае Попове написано:

«…36 лет, родился 13 декабря 1880 года. Имеет медали: в память 25-летия существования церковно-приходских школ и в память 300-летия царствования Дома Романовых. Из казны получает содержание 294 рублей, из церковной кружки за молебствия и поминовения – 165 рублей 60 копеек, за молебствия по приходу и другие требы – 201 рубль 60 копеек. Итого – 684 рубля 86 копеек.

Окончил полный курс Вологодской духовной семинарии в 1903 году, работал учителем в 3-классном Ембовском земском училище. 19 мая 1905 года рукоположен в священники.С 1 сентября 1905 г. состоял заведующим и законоучителем во Флоро-Лаврской ЦПШ, до10 июня 1916 года. В 1916 году с 10 июня перешел на священническую вакансию в сей Кумзерской Флоро-Лаврской церкви, по прошению законоучительствует в 2-классной ЦПШ с 8 сентября 1916 г.

«Жена его – Людмила Евгеньевна, 41 год. Дети: Александра, 1899 года рождения, учится в 6-классном епархиальном училище, Аполлинарий – 1901 года рождения, учится в 4-классном духовном училище. Николай – 1902 года рождения, Константин, Иларья с 1906 года, Евгений – с 1908 г, Юлия – с 1911, Сергей – с 1915 года. В семье 8 детей!Псаломщик Владимир Васильевич Прилежаев, 1892 года рождения. Из казны получает 98 рубля, с капитала проценты – 23 рубля, из церковной братской кружки – 55 рублей 20 копеек. За молебствия и другие требы по приходу – 67 рублей 20 копеек. Итого: 23 рубля 63 копейки. Плюс состоит учителем пения в1-м и 3-классных земских училищах. В семействе жена Елисавета Петровна с 1891 года рождения и сын Василий 1914 года рождения.Исполняющий должность псаломщика – Михаил Александрович Сергиевский, 1898 года рождения. Из казны получает 28 рублей в год, процент с капитала – 5 рублей 23 копейки. Из церковной братской кружки – 55 рублей 90 копеек. За молебствия и другие требы по приходу – 12 рублей 90 копеек, от земли – 5 рублей. Итого: 241 рубль 83 копейки в год.Служил псаломщиком по окончании 2-классного Тотемского духовного училища. Жена Юлия Николаевна, 1892 года рождения. Сын Сергей 1915 года рождения. В отлучке, на военной службе.

Заштатные и сиротствующие: священник Павел Михайлович Левитский, 62 лет. В 1887 г награжден набедренником, в 1897 г – скуфвею, 1 марта1908 года – орденом Святой Анны 3-й степени, и 4 сентября 1913 года – камилавкою. За штат уволен с 8 января 1896 г, к сей церкви – с 1890 г. Тесть священника И. Образцова. Жена – Елисавета Ионовна, 1859 года рождения. Их сын Владимир, 1891 года рождения, учится в Варшавском ветеринарном институте (в Новочеркасске) на средства отца.Бывшего сей церкви священника Стефана Писарева дочь, девица, Лариса Стефанова Писарева, 52 лет. Отец состоял священником при сей церкви с 1877-го по 1894 год.

После умершего сей церкви псаломщика Иринея Воробьева, сын Александ 24 года, уволен из 3-го класса Вологодского духовного училища, состоит на военной службе. Отец его состоял псаломщиком при сей церкви с 1884 по 1894 год. В отлучке.Просфорная сей церкви псаломщика вдова Глафира Кафинская, 53 лет, на должности состоит с 7 июня 1908 года и проживает в церковном доме, получает от церкви 50 рублей в год и от приходского хлебного сбора на 50 рублей.

После умершего сей церкви псаломщика Павла Алаева сын Николай, 20 лет, проживает при матери, состоящей в замужестве за крестьянином (и получает пособие от местного попечительства 10 рублей в год). В отлучке. Отец состоял псаломщиком при сей церкви с 1884-го по 1897 год».(ГАВО.Клировые ведомости Флоро-Лаврской Кумзерской церкви Кадниковского уезда за 1916 год.)

На территории волости было больше 20 часовен.Каждая деревня ставила часовню в честь своего праздника(Николаю-чудотворцу,Казанской,Тихвинской, иконам Божий Матери,Илье Пророку, Вознесению Господнюю,итд.)Особых событий,в честь которых возводились часовни,не установлено. Жители д.Горка Кумзерского сельсовета вспоминали о часовне,которая стояла на островке в Кумзерском озере напротив их деревни.Построили ее в честь святых мучеников Кирилла и Иулиты(их память празднуетсся 28 июля по новому стилю).в30 годах20 века часовни стали закрывать,а здания использовать для хозяйственных целей.

А была ли часовня в д Павшиха? Мои дедушка и бабушка из этой деревни Спиров Илья Васильевич 1890г иПанова Прасковья Николаевна 1900г Они в 1930 году уехали на Урал. Может родственники откликнутся.

Да была часовня в деревне Павшиха.Она находилась в центре села.В каком году она была установлена не известно. В 30 годах 20 века,часовню закрыли.Затем часовню перестроили под жилье.

Село Кумзеро — административный центр Кумзерского сельского поселения, в состав которого входит 41 населенный пункт; глава администрации Ольга Соколова.

Численность населения на декабрь 2012 года — 359 человек. Летом людей становится в два — три раза больше. Ныне поселение имеет 183 домохозяйства. Само село слилось с соседней деревней Гришино, а Гришино, в свою очередь, — с д. Княжая. Находится в 177 километрах от г. Вологды, в 50 километрах от г. Харовска. Дорога с твёрдым покрытием до села не доходит 27 км. В деревне работает сотовая связь МТС и Мегафон.

В советское время в селе был построен овцеводческий комплекс. В годы перестройки он был разрушен, в 2007 году на его месте построена молочная ферма. Было развито молочное скотоводство — до 1000 коров было в хозяйстве. Выращивались лен и зерновые.

Жемчужиной Кумзера и всей Вологодчины является храм святых Флора и Лавра, который силами энтузиастов готовится к восстановлению.

Деревня Кумзеро в Харовском районе известна с XII века

В XVII веке в крае свирепствовали бродячие польские отряды. Много деревень разграбили они и сожгли. Кумзера доблестно защищали свою землю. В Шабзере находится могильник, где захоронены польские паны, погибшие от рук защитников. Крестьяне деревень Котовская, Щукинская и Мартыниха три дня не выпускали поляков из воды, когда те решили было переправиться через озеро и выйти на их берег. Ни один из врагов не ушел живым. Останки захватчиков захоронены на горе в Юртинском поле.

Ежегодно на кумзерской земле проводились три основные ярмарки:

7 декабря — Екатерининская в честь святой великомученицы Екатерины, 19 января – Крещенская (шли по 6-7 дней), а с 18 марта — Кононовская (продолжалась до 2 недель). Оборот ярмарок (более 100 тыс.рублей) был сравним с теми, что проходили в уездных городах вологодской губернии. Ярмарочные ряды, «темные» – крытые помещения и «светлые» – с открытыми прилавками, располагались с северной стороны от церкви Флора и Лавра и тянулись до д. Максимовская в одну сторону и до д. Гришино — в другую (общая протяженность — около трех километров). Торговали и без прилавков – с саней и телег. На ярмарках можно было купить всё: муку, мясо, рыбу озерную и океаническую, сладости, масло, травы, мануфактуру, меха, золотые и серебряные изделия, игрушки, кадушки, дровни. Купцы из Каргополя продавали самопрялки, татары из Казани везли ткани, нитки и платки. Приезжали купцы из Киева и даже, говорят, из Польши. На Кононовской ярмарке торговали крупным рогатым скотом и конями, красивыми и породистыми. В д. Дор были лошади – победители в бегах, которые имели медали. Во время Крещенской ярмарки проходила «выставка невест». Если нарядную славутницу днем присмотрели, вечером могли заслать сватов. Последняя ярмарка была в 1934 году.

На начало XX века Кумзерская волость состояла из 53 деревень, где проживало 5100 человек. На погосте Флора и Лавра, ныне село Кумзеро, по имеющимся данным, жило всего 16 человек, здесь же было расположено волостное правление, фельдшерский пункт, церковно — приходская школа, земское училище №1. Земские училища находились также в деревнях Горка, Семеновская, Терениха. Земская станция была в деревне Максимовская.

История подтверждает, что живет деревня, пока стоит храм. В 1935 году по велению власти начали разрушать здание зимней Богоявленской церкви в Кумзере. Позднее провели в селе социально – экономические реформы. Результат плачевен. В 2000 году были упразднены деревни Большая Слобода, Малая Слобода, Марковская, вычеркнули их из списка живых кумзерских населенных пунктов; другие — опустели, не стало в деревнях ни коней, ни коров, ни другой животинки, заросли поля, люди остались без работы, в селе закрыли детский сад, затем и школу. Ныне ближайшая средняя школа находится в с. Шапша.

Осенью ли, зимой ли идешь в темноте по едва белеющей дороге, например, в Гришине, а в окнах домов ни одного приветного огонька. Обмерла деревня, покинутая жителями до следующей весны. Таких деревень в Кумзере – не один десяток! Щемит сердце, но теплится надежда: восстановим храм – и жизнь на родной земле начнет возрождаться!

Из истории возведения храмов

Первое упоминание о кумзерских церквях относится к XVII веку. Каменная Богоявленская церковь с колокольней 75 метров высотой (это высота двадцатиэтажного дома!) была построена в 1803 году. На колокольне располагалось 12 колоколов. Звон колоколов был слышен за 15 километров.

В середине XIX века начато строительство летней церкви мучеников Флора и Лавра. Святые Флор и Лавр издавна почитаются как покровители домашнего скота, особенно помогают тем, чья жизнь связана с лошадьми.

День их церковной памяти 31 августа (н. с.) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2011 году благословил на канонической территории и Русской Православной Церкви считать церковным праздником ветеринаров. Забегая вперед, скажем, что инициатива возрождения храма в наши дни принадлежит ветеринарному врачу — предпринимателю из Вологды. Имя своё меценат попросил не называть.

Храм люди строили сообща. Сохранились рассказы о том, что две женщины ходили два раза пешком до Киева собирать пожертвования. Уходили ранней весной и возвращались осенью, изнашивая при этом три пары обуви.

В течение 40 лет мастера и жители окрестных деревень, не жалея себя, трудились во славу Божию: вручную готовили весь строительный материал для церкви, делали кладку, отливали колокола. Строительство возглавлял мастер Степан Прокопьевич Кулешов и два его сына. На украшение храма потребовалось больше времени, чем на его возведение. Официальное завершение работ и освящение церкви было в 1897 году. Внутреннее убранство Дома Божия поражало великолепием. Иконы сияли позолотой риз, многие были в серебряных окладах.

Храм стал центром духовной жизни этого края. Сюда и в будни, и в праздники устремлялись для молитвы верующие.

В 1913-1914 годах вологодский живописец крестьянин деревни Писцово Новленской волости Вологодского уезда Александр Иванович Журавлев реставрировал стенную живопись и заново расписал купол и нижнюю часть стен церкви «под мрамор». До сих пор слева от алтарной части храма видна выполненная этим мастером в серо – голубых тонах икона Николая Чудотворца.

Из истории разрушения храмов

В начале сороковых годов были арестованы и увезены на север священники отец Иоанн и отец Владимир с семьями. Начато разрушение здания зимней церкви. Храм строился прочно, основательно, на века, поэтому разрушению поддавался с трудом. Иконы и церковную утварь ломали и жгли возле церкви. Почти всё было уничтожено. Дети, не ведая, что творят, катались на больших иконах по озеру, как на плотах. Колокольню разрушали позднее.

В августе этого года я записала воспоминания жителей Кумзера о том, какова была участь храмов и колокольни в XX веке Вот некоторые записи.

Церковь святых мучеников Флора и Лавра на долгие десятилетия постигла печальная участь. Ее помещения использовали под хозяйственные нужды колхоза «Красное знамя».На территории Кумзерского сельсовета было несколько колхозов. Из них везли зерно в здание храма, где его не только сушили, но и хранили. А потом на грузовиках отправляли по дороге с размытыми колеями, вероятно, в районный центр Харовскую, возможно, брали на посев, выдавали колхозникам на трудодни. «В церкви Флора и Лавра до начала 60-х годов было чисто: металлические решётки на дверях были закрыты, на большей части окон ещё были стекла, дверь в подвал тоже была закрыта, внутрь — не попасть. Церковь использовалась как склад сельпо. Через окна видны были хранившиеся там шкуры животных, водка в ящиках. С 1960 по 65 год около церкви стоял домик, где гоняли дизель электростанции. Государственного света в селе ещё не было.

В конце 50-х годов росписи на стенах сохранялись, был великолепный иконостас, по краям которого видны были скульптурные (из дерева) резные фигуры ангелов, даже форма ногтей на руках и ногах была вырезана, все было выкрашено бронзовой краской под цвет золота.

В 1966 году, когда я вернулся домой после окончания Пундужской средней школы, церковь оборудовалась под зерносушилку: была сделана глинобитная печь, которая топилась дровами. Дым шел прямо в храм и выходил через верхние окна. Здесь и пошло все рушиться. Осенью сушилка работала круглые сутки. Тепло и сухо внутри. И стала она проходным двором, особенно для любителей выпить. Настенная живопись закоптилась, появились надписи типа: здесь был Вася. Когда сушильный комплекс перестал работать, церковь осталась раскрытой и стала приходить в ещё больший упадок. Сгнила крыша над клиросом. Затем от удара молнии загорелась крыша на большом куполе и двух малых. Горело 18 часов., т. к. из-за большой высоты не могли подать воду на очаг горения. После того, как зерносушилки в церкви не стало, остатки металлического оборудования выламывали и вытаскивали те, кто сдавал металлолом. В результате бесхозности в 2010 году 2 августа в церкви случился ещё один пожар, выгорели полы и все, что могло гореть. Пожарная машина из Шапши приезжала. Воды в ней было полторы тонны. Вылили, а больше закачать не смогли. Огонь буйствовал сутки. Нам же пришлось дежурить у церкви и днем, и ночью двое суток. Наш дом к храму ближайший. Лето было засушливое. Если с крыши падала головешка, огонь бежал по сухой траве».

Кумзера гордятся и своим краем, и своим храмом. Но разрушение святыни продолжается теперь уже из-за погодных условий. То снег идет, то дождь, а церковь стоит с зияющими незакрытыми проемами окон, дверей, нарушена целостность кровли.

Существует красивая легенда, что каждому храму при освящении его (как человеку при крещении) Господь дает Ангела. Ангел никогда не покидает церковь или место, где она стояла, даже если святыня разрушена. Он обращается к людям, призывая их восстановить Дом Божий. И, кажется, что тихий призыв Ангела церкви мучеников Флора и Лавра людьми услышан.

Из истории возрождения храма

В 1990-х был начат процесс подготовки к реставрации церкви, но из-за экономического кризиса ничего не получилось.

Эта неудача вселила в кумзер неуверенность: будет ли доведено дело до конца на этот раз? И первая позиция у многих такая (неправильная!): хорошо, что взялись за восстановление церкви, но пусть это происходит без меня. Как хочется, дорогие вологжане, харовчане, кумзера, чтобы эта светлая мечта — восстановить храм – всех нас объединила и повела на осуществление доброго дела! Каждому из нас дается возможность исправить содеянное нашими предками и современниками, оказать помощь по силам собственным. Море из капелек складывается. Кто чем может! Делом, деньгами, молитвой! Всякая лепта ценна.

Что же мы имеем на сегодня? Как движемся?

2004 год. Приехал вологжанин в красивое Кумзеро, увидел храм, облитый золотыми лучами закатного солнца, устремленный ввысь, как ракета, и полюбил его всем сердцем своим. Родилась у него мечта восстановить церковь. На реставрацию получили благословение Архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. Создан приход храма. Открыт счет для поступления пожертвований. Председателем приходского совета и настоятелем храма мучеников Флора и Лавра назначен отец Анатолий.

31 августа в День церковной памяти мучеников Флора и Лавра и День села отец Анатолий отслужил молебен у стен храма, затем — водосвятный в часовне святых мучеников, что устроена в бывшей школьной мастерской.

С осени о кумзерском храме через публикации в печати в Вологде, Череповце, размещенный материал на нескольких сайтах интернета все большее количество людей узнает, что кумзерский храм восстанавливается. 20 ноября Вологодским телеканалом «Русский север» в Кумзере был снят сюжет о храме, показан он был на следующий день. О храме работники телеканала узнали из интернета, этот материал показался им интересным. Они подарили нам созданный ими сюжет для архива истории восстановления святыни.

Несколько десятков людей уже перечислили на благое дело суммы, кто какие смог. Среди жертвователей вологжане, москвичи, череповчане, архангелогородцы, саратовцы, две жительницы Кумзера и люди из других мест. Деньги нужны немалые. Давайте вместе будем храм восстанавливать! Храм восстановим, духовная жизнь в него вернется — сами преображаться начнем. Мы изменимся – и жизнь вокруг нас меняться станет к лучшему. Все получится, если действовать и, несмотря на препятствия, идти до конца. Господь помогает в хороших делах. Поклон вам земной, люди добрые!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *