куда обратиться если меня лечили неправильно
Некомпетентность врача. Что делать, если врач неправильный поставил диагноз?
Что делать, если вы столкнулись с халатностью или некомпетентностью врача? В медицинской экспертной практике часто встречаются такие ситуации:
Что делать пациенту в этом случае? Куда жаловаться на некомпетентность врача?
Отвечает кандидат медицинских наук,
штатный судебно-медицинский эксперт АНО СИНЭО,
Сысоева Н.К.
Некомпетентность врача
Если человек столкнулся с грубостью и некомпетентностью врача, нежеланием выслушать жалобы на состояние здоровья пациента или получил отказ на проведение необходимого комплекса диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий, необходимо следовать следующему алгоритму действий:
Если вы столкнулись с вопиющим нарушением своих прав как гражданина и как пациента — то вам следует вызвать наряд полиции по телефону 112, указав на совершающееся в отношении Вас преступление в связи с халатностью врача и ненадлежаще оказываемой медпомощью.
Что делать, если врач неправильный поставил диагноз?
Если вы прошли курс лечения, но ваше состояние не улучшилось, или ухудшилось, то следует незамедлительно обратиться в независимое экспертное учреждение. Экспертиза лечения поможет выяснить соответствие оказываемой медицинской помощи стандартам диагностики и лечения при заболевании пациента. Медицинская экспертиза позволит оценить вред здоровью, нанесенный некомпетентностью врача.
На основании экспертного заключения можно будет обратиться в суд для получения компенсации, а также в полицию и следственный комитет для возбуждения уголовного дела в отношении врача, оказавшего ненадлежащую медпомощь.
Если неправильно поставили диагноз или оказали лечение
Врач не правильно поставил диагноз или оказал лечение?
На сегодняшний день достаточно актуальной проблемой является медицинские врачебные ошибки государственными медицинскими учреждениями и частными клиниками. Пострадавшие от неправильного лечения пациенты в большинстве случаев инертны, поэтому на протяжении последних десятилетий сформировалось устойчивое мнение о безнаказанности лиц, которым мы доверяем свое здоровье и жизнь.
Безинициативность граждан обусловлена еще тем, что правоохранительные органы не заинтересованы в расследовании дел, связанных с врачебной ошибкой, неохотно берутся за их рассмотрение, не всегда нацелены на заведение уголовного дела. Неуверенность пострадавшего лица придает еще больше халатности в этом вопросе органам внутренних дел, которым тема врачебных ошибок, в принципе, неинтересна, так как зачастую – безнадежна.
Ответственность врача за неправильное лечение наступает в редких случаях, за исключением ситуаций, когда в деле принимает участие квалифицированный юрист, уже имеющий опыт работы с подобной категорией дел.
Звоните по телефону +7 (495) 241-12-69 и ваши права будут защищены на самом высоком
профессиональном уровне и в максимально короткие сроки
Предварительное БЕСПЛАТНОЕ консультирование!
Памятка для пациентов: как подать в суд на врача и не проиграть!
Если прощать халатность врача, его невежество, неправомерные действия/бездействия Вы не намерены и хотите привлечь к ответственности врача за неправильное лечение и некачественное оказание медицинских услуг, тогда Вы обязательно примите к сведению наши рекомендации и советы.
Стоимость услуг адвоката
Предварительное следствие при производстве медицинских дел
Суд первой инстанции
Неправильно оказание медицинских услуг: как должна действовать пострадавшая сторона?
Сразу оговоримся – некачественное оказание медицинских услуг должно быть наказуемо! В первую очередь, в адрес медицинского учреждения, где было проведено обследование, оказано лечение, должно направляться письмо с претензией.
В претензии следует указать свои доводы, а также имеющиеся требования в отношении медучреждения или конкретного врача. Претензия, как показывает наша практика, редко удовлетворяется в полном объеме, практически всегда медицинское учреждение игнорирует претензию, направленную недовольным пациентом. Но выполнить данный шаг (составить и отправить заказным письмом претензию) следует с формальной точки зрения, если планируется в будущем обращаться в суд с иском.
Судья, к слову, в первую очередь спросит, была ли написана в адрес медучреждения претензия, и какой был ответ на нее со стороны организации.
Помощь в подготовке искового заявления в суд в связи с неправильным лечением.
Следующим шагом должно быть обращение с исковым заявлением суд, параллельно подача жалоба в прокуратуру и Росздравнадзор Российской Федерации (по территориальному принципу). Помощь в составлении иска о возмещении вреда здоровью должна быть в обязательном порядке оказана квалифицированным юристом, имеющим в своей практике участие в подобного рода делах. Именно специалист расскажет, как подать на врача в суд и что делать, если врач назначил неправильное лечениеврач назначил неправильное лечение.
Действующее законодательство предполагает подачу иска, как по месту жительства истца, так и по месту юридической регистрации медицинского учреждения. Все виды медицинских услуг попадают под действие закона о защите прав потребителей, в связи с чем исковое заявление независимо от требований, указанных в них, не облагается государственной пошлиной.
Квалифицированная консультационная помощь опытного юриста обязательна!
Проконсультируйтесь с юристом по медицинским вопросам по поводу суммы исковых требований, определите размер выплат по возмещению морального вреда, а также иные обстоятельства, которые будут указаны в исковом заявлении.
По понятным причинам суд может удовлетворить полностью заявленные исковые требования, так и частично. Как показывает практика, чаще всего указанные в иске суммы возмещения морального вреда взыскиваются не в полном объеме.
К иску следует приложить доказательства, не запрещенные законодательством в качестве таковых. Доказательственной базой могут выступать документы, вещи, видео, аудиозаписи и так далее.
Кто заплатит за врачебную ошибку?
Обращаясь к врачам, с точки зрения закона мы становимся не только пациентами но и потребителями — медицинских услуг. А значит, у нас появляются определенные права, которые в случае некачественного оказания услуги могут быть нарушены. На что мы имеем право, если заболели?
Право на здоровье
По программам обязательного и добровольного медицинского страхования все мы можем рассчитывать на медицинские услуги. И они должны быть качественные и безопасные. К тому же, каждый пациент должен получать полную информацию о предполагаемых процедурах, возможных побочных действиях и негативных факторах.
То, что медицинское обслуживание должно быть качественным, закреплено в законодательстве. В статье 2 Закона «Об основах охраны здоровья» говорится, что под качеством медицинской услуги понимается совокупность характеристик, которые отражают:
То есть, на каждом этапе врач должен принимать верные решения, которые в итоге приведут к излечению заболевания или облегчению симптомов.
По каким критериям оценивается оказание помощи? Существует документ, в котором содержатся данные, на основании которых можно производить оценку. Он так и называется: «Критерии оценки качества медицинской помощи». Самая свежая редакция вышла в 2017 году.
Еще одним важнейшим правом является право на безопасность медицинских услуг. Оно напрямую связано с правом получать исчерпывающую информацию о предполагаемом лечении. Это право закреплено в Законе «О защите прав потребителей». Там же, в ст. 8-11, содержится информация, из которой следует, что пациент имеет право получать необходимую и достоверную информацию о медицинском учреждении, в которое обратился, и квалификации специалиста, который будет заниматься его лечением. Более того, эта информация должна предоставляться самим лечебным учреждением в наглядной и доступной форме: на сайте, информационном стенде, и так далее. Если медицинская организация не выполняет это требование, то она может быть привлечена к административной ответственности в виде наложения штрафа (ч. 1, ст. 14.5, ч. 1, ст. 14.8 КоАП).
Можно ли купить его за деньги?
Все чаще россияне обращаются в частные клиники, где получают платные медицинские услуги. И далеко не всегда оказываются удовлетворены результатом. Как защищать себя в таком случае?
Документом, регламентирующим взаимоотношения конкретного пациента и оказателя услуг, является договор. В нем должны быть четко прописаны следующие нюансы:
Чем полнее представлена в договоре информация, тем больше вероятность, что в случае претензий пациент сможет доказать свою правоту! При обращении в суд написанное в договорах трактуется буквально. Но отсутствующие в договоре условия не будут рассматриваться судом даже в случае их нарушения.
Что делать, если вы недовольны качеством медицинских услуг?
Если медицинские услуги привели к ухудшению состояния пациента, значит, произошла врачебная ошибка или была допущена врачебная халатность.
Под врачебной ошибкой понимается действие или бездействие медицинской организации или медицинского работника, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью пациента.
Помимо этого есть еще термин «халатность». Невнимательность к больным, хамство, нарушение медицинской этики, пренебрежение симптомами, отказ созвать консилиум в случае его необходимости, нарушение стандартов оказания медицинской помощи классифицируются именно как халатность.
Тут есть несколько факторов: нужно доказать наличие вреда, а также причинно-следственной связи между действиями врачей и последовавшим ухудшением (или отсутствием улучшения) здоровья. Для этого пациенту нужно подать претензию с требованием провести экспертизу. Сделать это можно в досудебном порядке или после того, как пострадавший подал на медицинское учреждение или врача в суд.
Перед написанием претензии нужно удостовериться, что ошибка или халатность действительно произошли. Для этого пациенту следует обратиться к независимому медицинскому специалисту. Если этот факт подтвердится, можно подавать претензию в медицинскую организацию и требовать компенсации.
На что может рассчитывать жертва медиков?
Существует несколько способов компенсации пострадавшим пациентам.
1. Безвозмездное устранение проблем, возникших в результате проведенных манипуляций.
2. Пропорциональное уменьшение цены за оказанную услугу.
3. Возмещение расходов, понесенных клиентом в ходе устранения проблем клиентом — самостоятельно или при помощи третьих лиц.
Также можно требовать полного возмещения убытков, которые случились в результате врачебной ошибки или халатности.
Если медицинская организация навстречу не идет и отказывается признавать свои ошибки, можно обращаться в суд.
Однако, не всегда у потребителя стоит вопрос исключительно в возмещении вреда. Одно дело — судебные тяжбы, или обращение в Росздравнадзор, совсем другое — привлечение нерадивых врачей к уголовной ответственности. В таком случае в целях наказания и восстановления социальной справедливости необходимо обращаться в Следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела. Как правило, эта квалификация ст. 290 УК РФ — халатность. А расследование должностных преступлений, в соответствии со ст. 151 УПК РФ, отнесено к компетенции именно этого следственного органа. И вот здесь, помимо материального возмещения вреда, уже наступают совсем иные последствия, вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.
Врачебная ошибка
Согласно статистике, ежегодно в России от врачебных ошибок погибает от 700 до 900 человек. Количество заявлений в полицию о недобросовестности врачей превышает 2500 в год. В российских законах нет понятия «врачебная ошибка», поэтому многие медицинские работники уверены, что преследовать за неправильно поставленные диагнозы и неудачные операции нельзя. Но есть статьи, которые предусматривают наказание за ненадлежащее исполнение обязанностей любым должностным лицом.
Статья УК РФ | Состав преступления | Тюремный срок |
109 | В результате ошибочных действий врача пациент скончался | до 3 лет |
118 | Действия врача нанесли тяжкий вред здоровью пациента | до 1 года |
124 | Неоказание помощи больному (больной умер) | до 4 лет |
123 | Нелегальное прерывание беременности (пациентка в тяжелом состоянии или скончалась) | до 5 лет |
122 | Заражение больного ВИЧ из-за ненадлежащего исполнения обязанностей | до 5 лет |
293 | Из-за халатности врача пациент пострадал или скончался | до 5 лет |
Если в результате врачебной ошибки пациент получил легкий и средний вред здоровью, УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа и принудительных работ. И в каждом случае медработнику могут запретить заниматься врачебной деятельностью.
Куда жаловаться на врачебную ошибку
Порядок действий зависит от результатов ошибки. Если человек получил увечья, находится в тяжелом состоянии или скончался, необходимо обращаться в полицию с заявлением о преступлении, регламентированном одной из перечисленных выше статей. Возбуждается уголовное дело, которое после предварительного следствия попадает в суд.
Если полиция отказывается принимать заявление, нужно жаловаться в прокуратуру. Прокурор проведет проверку действий врача и по ее результатам сам обратится в суд.
Можно подать иск сразу — так обычно делают пациенты, получившие легкий (средний) вред здоровью и материальный ущерб, пациенты платных клиник.
Другие способы восстановить справедливость
После обнаружения врачебной ошибки пациент может написать заявление руководителю лечебного учреждения. Нужно описать ситуацию, указать дату, место, свои паспортные данные. Главный врач обязан наказывать сотрудников за ненадлежащее исполнение обязанностей. Даже если руководитель открыто говорит о том, что он на стороне подчиненных — требуйте письменный ответ либо запишите слова должностного лица на диктофон, видео.
Еще одна инстанция, где обязаны помогать жертвам врачебных ошибок — Фонд обязательного медицинского страхования. Он распределяет деньги, поступающие от каждого работающего владельца полиса ОМС, по медучреждениям. Тем, на кого жалуются, могут урезать финансирование.
Судебная практика по врачебным ошибкам
Выиграть суд у медицинского учреждения — задача непростая. Пациенты не имеют доступа к полной информации о своем диагнозе, истории болезни, не могут забрать из лечебного учреждения медкарту. Поэтому врачу, которого обвиняют в ошибке, ничего не стоит уничтожить обличающую его информацию. Чтобы получить шанс на судебное решение в свою пользу, пациент должен:
В судебном иске пострадавший может потребовать не только наказания для врача, но и компенсацию морального, материального ущерба, расходов на лечение и утраченного заработка.
Чем поможет адвокат?
Задача медицинского юриста — доказать, что пациенту причинили вред в силу некомпетентности, небрежности врача и что при данном диагнозе было возможно успешное лечение. Сбор доказательств включает анализ медицинских документов, поиск свидетелей, проведение независимой экспертизы. Регулярно сталкиваясь с подобными ситуациями, юрист знает, как врачи заметают следы ошибок — поэтому без труда выводит их на чистую воду.
Если вы пострадали от врачебной ошибки — звоните, мы поможем вам добиться справедливости.
Кому жаловаться на халатность врача?
Пациент должен помнить о своем праве убедиться в квалифицированности медика и знать, куда обращаться, если ему не оказали помощь или предоставили некачественные медицинские услуги
Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.
Какие права дает пациенту закон?
Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.
Одним из основных законов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи, является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Статьей 19 этого закона предусмотрено, что пациент имеет право на:
Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?
Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.
Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.
Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.
О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, можно прочитать в публикации «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».
Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?
Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.
1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.
2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.
3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.
Заявление в перечисленные учреждения можно разместить на их сайтах, разрешается направить его посредством обычной и электронной почты или обратиться с ним лично. Письменный ответ на заявление должен поступить в течение 30 рабочих дней с момента обращения (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.
5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.
Копии медицинских документов пациент вправе запросить в учреждении, где предоставлялась услуга. Это право гарантировано ст. 22 Закона № 323-ФЗ: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.
Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?
Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.
Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.
Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?
Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.
К уголовной ответственности медика могут привлечь: