куда идет мясо оленей
Оленина нынче не в ходу
Лента новостей
Все новости »
Сбыт деликатесного мяса в Москве уменьшился на треть. Часть ресторанов отмечают снижение интереса клиентов к эксклюзивным и дорогостоящим блюдам. Оленина в России традиционно не относится к продуктам массового потребления
Сбыт деликатесного мяса в Москве уменьшился на треть. Часть ресторанов отмечают снижение интереса клиентов к эксклюзивным и дорогостоящим блюдам. Оленина в России традиционно не относится к продуктам массового потребления: обороты маленькие, затраты — большие.
«Объем сбыта сократился на 30%. Наши поставщики в республике Коми испытывают трудности с дотациями, — говорит генеральный директор одного из поставщиков оленины в московские рестораны (компания «Ригда») Владислав Кондратьев. — Цены растут, как и раньше: стоимость килограмма прибавляет по 10-15 рублей в год. Закупочная цена от 150 рублей за килограмм, если речь идет о тушах, по 250-300 рублей — фарш. Готовая деликатеска идет уже от 1000 рублей».
Поставщики оленины связывают падение объемов сбыта со сменой предпочтений посетителей ресторанов и паникой на рынке в результате кризиса. «Объем наших поставок в рестораны Москвы снизился на 10-15%. Были и прямые потери. В конце декабря у нас сорвались несколько серьезных сделок уже на стадии завершения переговоров, — рассказал BFM.ru генеральный директор «Нордика Стейт», одного из поставщиков оленины на московский рынок, Александр Швецов. — Статистикой по ритейлу можно пренебречь: объемы продаж снеков, полосок, чипсов из оленины очень невелики. В основном мы работаем с ресторанами. Но и этот бизнес на всех этапах цепочки — от производителя до дистибьютора — по сути, находится в зачаточном состоянии: люди не привыкли есть оленину».
Оленеводство — традиционное занятие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где выживание аборигенов практически полностью зависит от поголовья северного оленя. Для остального населения страны оленина — экзотика. Интерес к деликатесу поддерживают поклонники здорового образа жизни. Мясо северного оленя относится к экологически чистым диетическим продуктам с низким содержанием холестерина и высоким — витаминов и минералов.
Основными покупателями и потребителями оленины в мире являются Германия, Южная Корея, Канада, Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция и Финляндия. В начале двухтысячных при участии скандинавских специалистов европейские технологии переработки мяса оленя появились и в России, в частности на Чукотке, в Мурманске и в Ямало-Ненецком автономном округе.
В России всего 6 регионов, где есть цеха по переработке оленьего мяса: Архангельская и Мурманская области, Чукотка, Якутия, ЯНАО и Коми. Во всех этих регионах сельхозпроизводство и оленеводство, в частности, дотируется местными властями на уровне примерно 40 рублей за килограмм.
На московском рынке преобладает продукция из Коми — в силу большей транспортной и территориальной доступности. Число ресторанов, которые предлагают блюда из оленины, невелико. Из-за дороговизны «сырья» и непривычности потребителя оленина не попадает в разряд блюд-хитов.
«У нас это не ходовое. Люди заказывают, но без фанатизма. Кризис, сами знаете, — говорит шеф-повар ресторана «Черчилль-Паб» Алексей. — В меню акцента на оленине нет, в месяц мы заказываем 5–6 килограммов холодного копчения, а с сырой олениной мы не работаем».
В ресторане «Главпивторг» BFM.ru заявили, что в связи с отсутствием интереса посетителей, от блюд из оленины они отказались. Правда, еще до начала кризиса.
Устойчивый спрос остался в ресторанах, которые специализируются на нетрадиционной кухне или же предлагают сезонное специализированное меню. «Сейчас рестораны пересматривают свои меню к началу весеннего сезона, и мы ждем, что же будет», — отмечает генеральный директор «Нордика Стейт» Александр Швецов.
«Две недели назад мы ввели в наше меню блюдо из оленины в качестве сезонного спецпредложения, — говорит управляющий ресторана «Паризьен» Максим. — Наш шеф-повар — француз. Он готовит рагу из оленины с овощами и картофелем. В среднем в день у нас бывает 4 заказа на это блюдо, если спрос сохранится, мы введем его в основное меню».
«У нас очень хорошо идет мясная тарелочка, куда включена нарезка из оленьего мяса, — говорит администратор ресторана «Росич» Евгения. — В меню горячих блюд есть оленина с решетки. Ежедневный заказ — около пяти блюд. Наши постоянные клиенты приходят именно за блюдами из экзотического мяса: медвежатины и оленины».
В отличие от России, в Европе мясо северного оленя приобрело огромную популярность, особенно в последние 20 лет. В силу ограниченности скандинавского поголовья, обусловленной природными условиями, спрос на оленину в Европе стабильно превышает предложение.
Попытки российских производителей выйти на мировой рынок пока удачными назвать нельзя. До недавнего времени экспортом мяса (на европейские рынки отправлялось порядка 85% продукции) занималось только мурманское предприятие, контролируемое шведской компанией «Норфюз». В 2005 году по инициативе областных властей поставки были прекращены.
Вслед за мурманчанами попытки завоевать Европу предприняли и на Ямале. Местное предприятие «Ямальские олени», в создании которого принимали участие финская компания Kometos, прошло европейскую сертификацию. Чуть более года назад — в январе 2008 — при содействии властей автономного округа был подписан контракт между МП «Ямальские олени» и германской компанией Brodersen&Kover GmbH о поставках 50 тонн оленины. Этот контракт выполняется до сих пор, и производитель настроен оптимистично.
«В связи с кризисом наши производственные планы не изменились. Возможно, нам удастся даже увеличить сбыт – на этот счет у нас есть много замыслов. Основной наш рынок — автономный округ, напрямую поставляем в Тюмень, через посредников небольшие партии попадают в Москву и Петербург, — рассказал BFM.ru главный экономист МП «Ямальские олени» Дмитрий Карпов. — Планов по сокращению ассортимента тоже нет. Мы производим не только полуфабрикаты, в том числе пельмени и котлеты, но также копчености и деликатесы. Наш колбасный цех в прошлом году произвел порядка 58 тонн готовой продукции. Если говорить о заготовке, в 2008 году она составила 1003 тонны оленины».
В прошлом году российские производители готовы были продавать оленину за рубеж на рынках ЕС по цене 6–7 евро за килограмм. В то время как скандинавская оленина реализуется по цене от 15 до 50 евро.
«Каждый кочевник должен быть бизнесменом». Почему мясо ямальских оленей целиком уходит на экспорт
За год в Европу поставляется более 500 тонн мяса северного оленя. Но, отправляя оленину на экспорт, ямальские оленеводы не всегда могут продать ее у себя дома. О проблемах оленеводства в арктическом регионе читайте в материале «УралПолит.Ru».
В конце октября активисты из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) выступили против повальной вакцинации оленей. В окружном парламенте обсуждалась инициатива введения штрафа за отказ от прививок от сибирской язвы, однако кочевники заявили, что часть оленей просто умирают от вакцины. Между тем, оленеводство остается основным промыслом северных народов, это мясо востребовано в Европе. За год в Европу поставляется более 500 тонн мяса северного оленя. Но, отправляя оленину на экспорт, ямальские оленеводы не всегда могут продать ее у себя дома. О проблемах оленеводства в арктическом регионе читайте в материале «УралПолит.Ru».
На Ямале выпасается самое большое в мире стадо северных оленей. По предварительным подсчетам, его поголовье составляет 682 тысячи животных. С 2008 по 2014 годы муниципальное предприятие «Ямальские олени» поставили в Германию почти 700 тонн диетической оленины, сообщают в департаменте АПК ЯНАО.
Переговоры о новых поставках оленины в Германию прошли в начале октября в немецком Дюссельдорфе, а ранее в Берлине был заключен соответствующий договор о намерениях.
Недавно право на поставки оленины в страны Евросоюза получило второе ямальское предприятие – перерабатывающий комплекс «Паюта» в Приуральском районе.
Производители готовы предложить иностранным покупателям не только мясо, но и оленьи шкуры. Сейчас на производстве заготовлено 3 тыс. шкур. Также планируется заготовить 130 тонн мяса, предусмотрена и глубокая переработка мяса оленя. Убойно-холодильный комплекс позволяет выпускать около 150 тонн продукции ежегодно. В ассортименте: замороженная и охлаждённая оленина, полуфабрикаты, мясопродукты. Сюда подгоняют стада приуральские общины и оленеводы-частники.
Европейцы уже давно открыли для себя ямальскую продукцию и полюбили ее. Но вот с реализацией мяса северного оленя дома у оленеводов возникают проблемы. По словам президента Ассоциации Севера, Сибири и Дальнего Востока Григория Ледкова, на Ямале необходимо повышать стоимость оленины и развивать глубокую переработку. Сегодня оленеводы не знают, куда девать голову, шкуру и другие части оленя.
В пресс-службе Правительства ЯНАО «УралПолит.Ru» сообщили, что проблемы с переработкой оленины для большинства регионов схожи: нехватка убойных комплексов, трудности с реализацией продукции, слабое развитие глубокой переработки. Тем не менее, Минсельхоз России рекомендовал профильным министерствам других регионов изучить ямальский опыт поставок оленины за границу. Сегодня кроме ЯНАО ими занимается только Республика Коми. В глубокой переработке оленеводства лидирует Республика Саха (Якутия). Здесь производятся биологически активные добавки, косметические средства и изделия из шкур и камуса северного оленя. На Ямале же, в основном, перерабатывается мясо, частично пантовое сырьё и кровь. Программа по глубокой переработке ямальской оленины пока еще только прорабатывается.
Как рассказал Григорий Ледков корреспонденту «УралПолит.Ru»: «Перерабатываться должно не только все мясо, но и шкура, рога и копыта. Только так можно заинтересовать оленеводов. Я предлагал сделать каждую семью субъектом сельхозпроизводств, чтобы у каждой семьи кочевников был свой счет, на который бы поступала прибыль от продажи оленины. Сегодня большая часть субсидии идет переработчикам, а самим оленеводам достается значительно меньше. Оленеводы, ссылаясь на более высокую закупочную цену, предпочитают продавать мясо оленя компаниям-недропользователям. Однако те в свою очередь не могут купить большую партию оленины, ссылаясь на централизованные закупки в своих предприятиях».
К тому же для продажи мяса тундровики должны иметь все ветеринарные документы. А это еще одна проблема ямальского оленеводства. Облет территорий на вертолете для проведения всех ветеринарных мероприятий обходится бюджету очень дорого.
По словам руководителя Службы ветеринарии ЯНАО Андрея Листишенко, 2017 год во многом для ветеринаров оказался пробным. Речь идет о прививочной кампании, мечении животных и переходе на электронные сертификаты.
«Основное мероприятие 2017 года – вакцинация оленей от сибирской язвы – стало самым затратным. Мероприятие по своим масштабам не имеет аналогов. Расходы бюджета на вакцинацию составили 134 млн рублей. На них приобретены средства связи, спецодежда, предметы жизнеобеспечения, ветеринарное оборудование, оплачена работа сезонных работников», – говорит главный государственный ветеринарный инспектор округа.
Однако большая часть выделенных средств была направлена на авиаперелёты. Для вакцинации было совершено 709 вертолётных вылетов – 856 авиачасов.
«Расходы большие, объёмы большие. Вертолёты были загружены полностью. У нас не было простоев ни вертолётов, ни людей», – утверждает Андрей Листишенко.
А вот Григорий Ледков считает, что дорогому авиатранспорту нужно найти альтернативу. Возможно, стоит поискать более дешевый транспорт или вообще обучить самих оленеводов проведению ветеринарных процедур, чтобы в каждом стаде был собственный специалист.
Но даже при наличии ветеринарных документов продать мясо крупным компаниям удается не всегда.
«Убойные комплексы открыты во всех районах округа. Промышленные компании в любое время и практически в любых объемах могут покупать здесь оленину, но на практике это почему-то происходит очень тяжело. Как один из вариантов – при входе компании в округ сразу оговаривать вопросы приобретения местной продукции. Также стоит учитывать интересы кочевого населения и при разработке месторождений», – уверен Григорий Ледков.
На вопрос о том, чего же хотят сами тундровики, он ответил: «Коренное население хочет одного – чтобы не разрушали их традиционный уклад жизни, чтобы они смогли жить в привычных для них условиях. Кочевники хотят, чтобы через их родовые угодья не прокладывали трубопроводы и не мешали им вести свое хозяйство. Если при освоении месторождений будут сохранены ценные пастбища у оленеводов появится больше возможностей для регулирования численности и качества поголовья».
Так вот ты какой: как на Чукотке готовят смертельно опасный деликатес
На Чукотке подходит к концу кампания по заготовке мяса северных оленей. Это мясо — кладезь витаминов и рекордсмен по содержанию белка. На полуострове, частично расположенном за Полярным кругом, где всегда остро стоит проблема с фруктами и овощами, а о сезонных продуктах с огорода можно даже не думать, оленина является практически единственным источником всех полезных веществ. Оленеводы в тундре едят одно только оленье мясо, оставаясь при этом здоровыми и выносливыми. «Известия» выяснили, в чем ценность и польза оленины и как ее готовить, чтобы не испортить.
Бюджетная альтернатива
Заготовка мяса на Чукотке началась с середины октября прошлого года и продлится до конца января. По последним данным, уже обработано более 3 тыс. голов, что составляет почти 300 т живого веса. По словам и.о. замначальника окружного департамента промышленности и сельского хозяйства Сергея Эттыкеу, полной картины на данный момент увидеть нельзя, так как из-за пожара на одном из оленеубойных пунктов заготовительные работы были перенесены на начало года.
Свежая оленина с травами
Оленина используется на Чукотке как альтернатива говядине, цена которой составляет 600–750 рублей за килограмм, тогда как экологически чистую местную оленину можно купить по 360 рублей за килограмм. Если же брать целую тушу, вес которой на выходе составляет 30–45 кг, цена снижается до 260–280 рублей. Помимо туш, в продажу поступает и ливер: легкие, печень, почки, сердце. Деликатесом считается олений язык, цена которого составляет 2 тыс. рублей за килограмм.
Как правило, покупатель точно знает, какое из местных сельскохозяйственных предприятий поставляет продукцию в данный населенный пункт. Кроме особей, выращенных в неволе, в продажу также поступает мясо более крупных диких оленей, на него также должно быть получено ветеринарное заключение.
Фабричный продукт
Из оленьего мяса на местных предприятиях производят самые разные изделия. Так, в рацион местных жителей давно и прочно вошла тушенка, которую выпускает «ЧукотОптТорг», крупнейшая на полуострове компания, занимающаяся поставками продуктов питания. Несколько лет назад тушеную оленину включили в список социально значимых продуктов, и цена на нее теперь частично субсидируется. Так, при стоимости банки тушенки 330 рублей, где себестоимость сырья составляет 275 рублей, в магазинах округа она реализуется по 120 рублей, а разница дотируется.
Туши оленей на убойном пункте
«Главное в изготовлении хорошего продукта — качество первичной обработки, в этом плане мясо оленя не отличается от другого сырья и работать с ним не сложнее, — рассказал технолог колбасного цеха пищекомбината «Полярный» в городе Анадырь Руслан Каздекбаев. — К сожалению, на деликатесы идет не более 20% туши. На сегодняшний день ассортимент нашего цеха насчитывает порядка 60 наименований. Мы делаем всё: деликатесы, различные колбасы, сосиски, сардельки, полуфабрикаты, котлеты и пельмени. Сырокопченая оленина, несмотря на свою стоимость, является самой популярной».
К сожалению, попробовать местные деликатесы смогут лишь те, кому повезло оказаться в окружной столице Чукотки.
Заполярные специалитеты
Однако особого внимания заслуживают не фабричные изделия, а блюда национальной чукотской кухни, где оленина является основополагающим элементом.
«Оленина — один из самых вкусных видов красного мяса. Она содержит меньше калорий, жиров и больше железа, чем любимые всеми диетологами куриные грудки, — утверждает жительница Певека Зоя Сопка, которая во время национальных праздников устанавливает на городской площади свою ярангу, проводит обряд «кормления огня» и угощает гостей национальными блюдами. — Оленина имеет замечательный аромат, а хорошо прожаренный стейк оттенен глубоким древесным вкусом. Недостатком является то, что оленину легко переварить или пережарить, потому что в ней мало жира. Но если ее правильно приготовить, она станет всемирным королем мяса. Это блюдо нужно готовить с черникой, голубикой или брусникой».
Стейк из оленины с брусникой
Главное правило: впервые пробуя оленину, не переусердствовать со специями, чтобы не перебить особенный тонкий вкус мяса. Несмотря на то что многие советуют вымачивать его в вине, считается, что обилие посторонних ингредиентов только портит натуральный продукт.
Традиционно свежее мясо оленя употребляют в виде строганины. Она готовится из задней части туши, так же как строганина из рыбы. Замороженное мясо нарезается тонкой стружкой, которая тут же макается в так называемую маканину — смесь соли и перца. Некоторые отходят от традиционного рецепта и едят строганину с соевым соусом.
У гурманов популярен тартар из оленьей вырезки. Для этого мясо мелко рубится, к нему добавляют соль, перец и оливковое масло. При желании соль можно заменить соевым соусом. Подается с тостами или чипсами и жареными лесными грибами.
Строганина из оленины
Оленина по-чукотски варится без соли и перца в кипящей воде в течение двух минут. Приправы к мясу и бульону подаются отдельно. Бытует мнение, что если переварить мясо, то оно станет жестким и дальнейшая варка займет от 1,5 до 3 часов, но это будет уже не оленина по-чукотски.
По мнению местных женщин, одно из полезнейших блюд — пальгын, который готовят из костного жира. Для этого оленьи кости разрубают на некрупные куски и вываривают в течение длительного времени. Образовавший на поверхности бульона жир собирают в отдельное блюдо и подают с зеленью. Сегодня пальгын чаще всего используют при приготовлении домашней колбасы.
Надо сказать, что традиционные для Чукотки способы приготовления оленины подходят далеко не всем, даже представители коренной народности часто предпочитают что-нибудь менее экзотическое. Наиболее популярный рецепт — тушение на луковой подушке. Для этого берут оленью вырезку, промывают, очищают от жилок и пленок, солят, перчат и укладывают на предварительно подготовленную подушку из 4–5 мелко нарезанных луковиц. Тушить мясо необходимо в казане с толстыми стенками, желательно чугунном, но подойдет и мультиварка. Готовится на медленном огне или в режиме тушения в течение 3–4 часов. Подают к столу либо с луком из подушки, либо с соусом из ягод: брусники, клюквы, смородины. На гарнир идеально подойдут свежие или запеченные овощи.
Колбаса из оленины
При жарке время приготовления уменьшается: так как в оленине мало жира, она быстро становится сухой и жесткой. Для получения сочного мяса лучше всего обжаривать небольшие куски в течение 10–15 минут. Приправы при этом остаются неизменными: соль, перец и, по желанию, лук.
Опасно для жизни
Многие из традиционных чукотских блюд могут не только напугать неподготовленного человека своим специфическим составом, вкусом, запахом и внешним видом, но и быть смертельно опасными.
Яркое и, пожалуй, самое популярное блюдо, которое категорически не рекомендуется есть никому, кроме представителей коренных малочисленных народов, — капальхен. Для него можно использовать мясо как оленя, так и моржа, тюленя, кита и даже утки. Но на Чукотке олений капальхен — самый доступный и распространенный вариант.
Для его приготовления используется крупная, здоровая и откормленная особь, которою перед заготовкой не кормят в течение нескольких дней, чтобы очистить желудок и кишечник. После этого животное душат, чтобы не повредить шкуру. Дело в том, что капальхен — это ферментированное (другими словами, стухшее) под прессом свежее мясо.
Тушу помещают в болото, закидывают торфом, камнями, ветками и оставляют на продолжительное время. По истечении срока выдержки, который может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, ее извлекают и употребляют в пищу. Естественно, токсичное мясо не сможет без последствий съесть человек, чей желудок не был приучен к подобной пище с детства. Поэтому капальхен можно смело отнести к смертельно опасным деликатесам, с которыми лучше не экспериментировать.
Ямальская оленина: одним мясо, другим — навоз
Правительство ЯНАО намерено в полной мере использовать один из потенциальных источников заработка — животноводство. Сейчас оленина — ценнейшая продукция Ямала и гордость округа, уходит в Европу за копейки, принося округу лишь убытки. Они возникают почти сами по себе из-за рудиментарного подхода к делу, а, возможно, и путем манипуляций с отчетами и прочим плутовством. Почему дорогостоящая продукция Ямала не востребована в России и уходит в Европу за копейки, почему на Большой земле деликатес стоит баснословных денег, кто зарабатывает на четвероногом золоте, и где скрывается призрак советской бесхозяйственности — читайте в материале «URA.Ru».
Власти Ямала планируют сменить экспортера оленины, поставляющего деликатесную продукцию округа за границу. Сегодня право на поставки имеет только одно предприятие-монополист — МУП «Ямальские олени», базирующееся в Яр-Сале. Именно ему в феврале 2007 года комиссия из Евросоюза присвоила номер в спецреестре, что позволило бюджетной структуре реализовывать продукцию на европейских рынках. Но, как поясняют источники «URA.Ru» в администрации округа, предприятие уже несколько лет не приносит прибыли, хотя цена мяса северного оленя в Европе достаточно высока — около 2 тыс. рублей за килограмм. Что интересно, контракты на поставку мяса «Ямальскими оленями» заключаются с иностранными партнерами по откровенно смешным ценам.
Напомним, в январе на выставке «Зеленая неделя 2013» «Ямальские олени» подписали контракт с финским «Polarica OY», речь тогда шла о поставках в Финляндию 240 тонн мяса. Согласно открытым источникам, сумма контракта составила 1,271 млн евро. Простой подсчёт и приводит нас к официально озвученной стоимости мяса — в пределах 5 евро за кг. Правда, сегодня на предприятии говорили о других цифрах.
«Сегодня у нас есть контракт на 350 тонн в Финляндию. Стоимость продукции варьируется в пределах евро за кг. Эта стоимость ниже, чем цена на внутреннем рынке. Причина одна — объемы. Если Москва закупает для единичных ресторанов по 2 тонны, то за границу уходит в сто раз больше, грубо говоря. Мы планируем повысить цену для получателей за рубежом и сравнять ее с уровнем Москвы», — говорит директор «ЯО» Евгений Мальцев, отказываясь уточнять диапазон московских цен на кулинарную экзотику.
Между тем источники агентства в департаменте АПК округа подтверждают, что реальная цена на рынке Европы составляет не менее евро за кг. И в планах для муниципального предприятия был установлен именно этот ценовой показатель. Только он может обеспечить рентабельность производства при оптовых закупках мяса у коренных оленеводов по рублей за кг.
«В плане заложена стоимость реализации в размере 2000 рублей. При стоимости в 40 евро, цена за килограмм составляет в среднем 1600 рублей. В эту цену входят стоимость самой продукции, переработка, разделка, мойка, упаковка, транспортные расходы из Яр-Сале до Лабытнанги, загрузка в вагоны, перевозка до Санкт-Петербурга, где происходит загрузка мяса на автотранспорт, а также стоимость дороги до Финляндии», — поясняет собеседник агентства. — Дешевле вряд ли получится, поскольку существует логистическая проблема. Чтобы продукция доехала с Ямала до Европы, ее нужно грузить в вагоны на обычные поддоны, а в Европе, для транспортировки автотранспортом, ее нужно размещать на европоддонах. И это приходится делать в Питере. Естественно, это удорожает поставки«. Но альтернативный путь оленины на Большую землю будет еще дороже.
Продажа мяса в Европу по цене на уровне 1600 рублей за кг могла бы оправдать и бюджетные вливания, которые получают «Ямальские олени». Как рассказали агентству в департаменте АПК, в 2013 году объем бюджетных вливаний должен составить 138 млн 330 тыс. рублей. При этом властями установлен план по выработке мяса — 864,6 тонны продукции — чуть меньше половины от общей массы оленины, получаемой в округе. Около половины из этого объема по планам «ЯО» пойдет на экспорт. В числе поставщиков сырья для предприятия — несколько хозяйств — «Яр-Салинский», «Ямальский» и «Панаевский».
У экспертов, опрошенных агентством, мнения относительно причин убыточности предприятия разделились. Есть версия, что «Ямальские олени» уже сейчас продает в Европу мясо по высоким ценам, представляя отчеты с заниженными показателями по прибыли. Вторая версия — топ-менеджмент «ЯО» попросту не может договориться о приемлемой цене с зарубежными партнерами, отдавая деликатесное мясо за бесценок, что свидетельствует о серьезных управленческих недоработках.
В случае отсутствия договоренностей финские партнеры неплохо наживаются как на ямальских оленеводах и переработчиках, так и на окружном бюджете, который субсидирует оленеводство. Ведь продукция из Финляндии поступает во множество стран Евросоюза. Потребителями диетического и экологически чистого мяса северного оленя являются жители многих стран — от Швеции до Америки.
Однако в пользу первой версии говорят факты: еще в марте немецкие партнеры отказались закупать оленину в ЯНАО из-за ее высокой цены. Напомним, ранее власти округа анонсировали контракт с немецкой компанией Getti Wilba, который, очевидно, также должен был принести более миллиона евро. Однако этого не случилось.
«Мы действительно заключили договор о намерениях, но пока что контракта нет. Проблема в цене поставки. Немцев не устраивает та цена, которую мы предлагаем. Идут переговоры», — пояснил директор предприятия Евгений Мальцев. Он добавил, что предложений от потенциальных покупателей в Европе к ним поступает много, но Ямал ориентирован на внутренний рынок.
«К нам поступает достаточно много предложений со всей Европы, в том числе из Бельгии, Франции. Но мы работаем с проверенными поставщиками — с финнами. Вывозить больше оленины мы не считаем возможным, поскольку есть ориентация на внутренний рынок», — уточнил г-н Мальцев. Тем менее, «ЯО» продолжает торговать с зарубежьем и по минимальным ценам, вывозя мясо сотнями тонн, пренебрегая возможностями заработка на внутреннем рынке, в частности, в Москве, где цена на мясо ненамного ниже, чем в Европе.
Однако и на внутреннем рынке тоже пока нет серьезных позитивных изменений: оленину по-прежнему покупают немногочисленные московские рестораны и соседи из Тюменской области. Основным оператором поставок является ГУП «Ямалгосснаб». Как сообщила «URA.Ru» начальник управления поставок и реализации продукции ГУПа Светлана Шаверина, основная причина — не столько низкий спрос, сколько отсутствие логистических комплексов в Средней полосе России, южнее Полярного круга.
«Сейчас мы ищем партнера на Большой земле, который смог бы хранить оленину круглогодично на своих складах. Это необходимо, потому что у нас бывают серьезные перебои с транспортным сообщением. Чтобы получить доступ в розничные сети, нужно соблюсти несколько условий. Самое главное для них бесперебойная поставка и постоянное наличие товара на полках магазинов. Именно для этого нам и нужен партнер», — говорит г-жа Шаверина.
Получается, что сделать уникальную продукцию Ямала доступной для потребителей во многих городах России смогут только большие объемы поставок. Между тем на рынке уже занимает свою нишу красноярская оленина, а ямальский продукт пока что ценят в основном европейцы.