кто сыграл дашу в хождении по мукам
Татьяне Конюховой – 90: Отвергнутый Высоцкий, 10-дневный брак и еще 5 фактов об одной из первых красавиц кино 1950-х
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Танька-артистка»
Она мечтала стать артисткой с самого детства. С 5 лет часто бывала в кинотеатрах и все, что видела там на экранах, по ее словам, дома «повторяла, как мартышка». Все музыкальные номера из фильма «Цирк» знала наизусть и с удовольствием воспроизводила для родных и для дворовых друзей, которые называли ее «Танька-артистка». Вот только мать совсем не одобряла этих увлечений.
Она часто повторяла Тане: мол, чтобы стать артисткой, нужно быть красавицей, как Марина Ладынина, Любовь Орлова и Тамара Макарова. А свою дочь она красивой не считала. Намотав на кулак ее косы, она подтаскивала дочь к зеркалу и говорила: « Посмотри на себя! И куда же ты в калашный ряд?! » Тем не менее «в калашный ряд» Татьяна все-такие попала. После школы она с первой же попытки поступила во ВГИК, преодолев конкурс в 800 человек на место!
Второгодница по собственному желанию
Еще на втором курсе Конюхова начала сниматься в кино – ей посчастливилось сыграть главную роль в фильме Александра Роу «Майская ночь» по повести Н. Гоголя. Ее фотографии украшали афиши в самом центре Москвы, а дебютантка сгорала со стыда и отправилась к ректору с просьбой оставить ее на второй год.
Все дело в том, что юная актриса не смогла озвучить свою роль – ей попросту не хватило опыта. Сколько с ней ни бились, у нее никак не получалось вовремя вступать. Роу решил, что ее героиню озвучит другая актриса. И Татьяна в отчаянии написала заявление на имя ректора с таким текстом: « Прошу оставить меня на второй год, так как, снявшись в главной роли у великого режиссера Роу, поняла, что я недоучка ». Ее просьбу удовлетворили, и Конюхова перешла на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова.
Упущенные шансы
После удачного кинодебюта кинокарьера Татьяны Конюховой пошла на взлет. Зрители запомнили ее по фильмам «Доброе утро», «Первые радости», «Разные судьбы», «Над Тиссой», «Олеко Дундич» и др. В 1950-х гг. ее называли одной из самых красивых и перспективных молодых актрис. Она много снималась, вот только ролей в ее фильмографии могло быть намного больше.
Дело в том, что предложений от режиссеров ей поступало очень много, и часто Татьяна сама отказывалась от ролей. Впоследствии она очень жалела о том, что не снялась в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, где ей предлагали главную роль. С ее легкой руки на пробы отправилась Людмила Гурченко – Конюхова сама порекомендовала режиссеру обратить внимание на студентку ВГИКа.
Знаменитый режиссер Михаил Калатозов был шокирован отказом Конюховой исполнить главную роль в фильме «Летят журавли». В результате вместо нее снялась Татьяна Самойлова. И для Гурченко, и для Самойловой эти легендарные роли стали визитными карточками и стартом блестящей кинокарьеры. А сама Конюхова так и не получила ту роль, ради которой отказывалась от всех других предложений.
Ее мечтой была Даша в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Режиссер Григорий Рошаль сам пригласил ее на пробы, она их прошла успешно. Но после этого он заболел, съемки отложили. А потом вдруг отдал роль другой актрисе. Позже Татьяна узнала, что на этом настояла жена режиссера, ревновавшая его к юной красавице. Конюхова посчитала это предательством и долгое время не могла прийти в себя.
Отвергнутый Высоцкий
В 1961 г. Татьяна Конюхова сыграла главную женскую роль в фильме «Карьера Димы Горина». Ее партнером по съемочной площадке стал Владимир Высоцкий. Для него это была всего вторая роль в кино, а Конюхова уже была настоящей звездой. На съемках он пытался за ней ухаживать, но получил от ворот поворот.
Актрисе Высоцкий не нравился. Вокруг него по вечерам собиралась компания, вместе с которой они пропускали по рюмке и пели песни под гитару. Высоцкий однажды поинтересовался, почему Татьяна к ним не присоединяется. А она ответила резко: « Не люблю блатные песни! » Позже актриса не могла себе этого простить.
Конюхова признавалась: « Даже ведь не слышала, что там исполняют. Но, видимо, ассоциация такая: коль гитара – значит, блатняк или дворовое что-то. Володя от этих моих слов сжался так, будто его ударили. А на следующий день у нас совместный эпизод, в котором его герой пристает ко мне. Услышав, что ему предстоит делать, Высоцкий заявил: «Тискать Татьяну Конюхову? Ни в коем случае! Не буду!» И его в прямом смысле слова заставляли это делать в кадре… Вы знаете, очень надолго это вот ощущение, что я обидела хорошего человека ».
Десятидневный брак
На этих съемках ей было вообще не до ухаживаний и не до песен. Как раз тогда актриса узнала о том, что ждет ребенка, и очень плохо себя чувствовала. Режиссеру ни в чем не признавалась – боялась, что отстранят от роли. Отказываться от возможности стать матерью и в мыслях не было, ведь это был ребенок от мужчины, которого она считала своей судьбой.
Ее первый студенческий брак был скоропалительным и очень быстро распался. Она дала себя уговорить пойти в загс, но когда муж примчался без предупреждения к ней на съемки проверить, одна ли она в гостиничном номере, восприняла это как оскорбление и тут же от него ушла. Фактически их брак продлился 10 дней, хотя официальный развод они оформили только спустя 2 года.
Встреча с судьбой
Со звукорежиссером Борисом Венгеровским актриса прожила в браке 3 года. Она несколько раз по их обоюдному согласию отказалась от возможности стать матерью – муж не горел желанием иметь ребенка, она сама была слишком занята своей карьерой. Татьяна говорила: « А вы же понимаете, как после такого шага, даже осознанного, внутренне переживает женщина. И ведь ни разу Борис меня не остановил, не сказал, что хотел бы сохранить ребенка. И в какой-то момент я поняла, что больше не хочу, а главное – не могу жить с этим мужчиной ».
Главным мужчиной в своей жизни актриса считала своего третьего мужа, 4-хкратного чемпиона СССР по метанию копья Владимира Кузнецова. Они прожили вместе 27 лет, до его последних дней. И когда Конюхова узнала, что ждет от него ребенка, на этот раз сомнений никаких не было. У них родился сын Сергей, и это событие стало одним из самых счастливых в ее жизни. К сожалению, муж актрисы ушел из жизни в 54 года. После этого она уже не выходила замуж.
Секрет молодости души
Многие удивляются тому, как в свои годы актрисе удается не только поддерживать себя в хорошей физической форме, но и сохранять бодрость духа. Татьяна Конюхова признается, что никогда никому не завидовала, умела радоваться чужим успехам, а кроме того, всю жизнь оставалась «вечно восторженным и благодарным человеком». Она не сетовала на судьбу и считала, что на ее долю выпало много счастья. Ее главное правило – держать спину ровно и не терять интереса к жизни и к людям.
Накануне своего 82-хлетия Конюхова сказала в одном из интервью: « Я по-прежнему работаю: снимаюсь в сериалах, преподаю актерское мастерство в Московском государственном университете культуры и искусства. Сколько замечательных парней и девчат среди моих учеников! Талантливых, с горящими глазами. Рядом с ними я чувствую себя молодой. Так что старость может не спешить! » Остается только пожелать замечательной артистке долгих лет и поблагодарить за те киноработы, которые вошли в золотой фонд советского кино!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему пропала с экранов звезда фильма «Хождения по мукам» Нина Веселовская
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Она ворвалась в мир кино стремительно, завоевав с первого кадра симпатии зрителей и заслужив порицание со стороны своих учителей. Нина Веселовская дебютировала в кино в образе Даши Булавиной в «Хождении по мукам» Григория Рошаля, став одной из лучших исполнительниц этой роли. У актрисы были тысячи поклонников, её узнавали на улицах и просили автографы. Но сегодня, наверное, только настоящие ценители кино и театра смогут вспомнить имя удивительно талантливой актрисы.
Покорение столицы
Кажется, в детстве Нина Веселовская вовсе не мечтала о сцене. Её родители не имели никакого отношения к искусству, а отца-строителя постоянно переводили с места на место. И Нина вместе с родителями меняла регионы, города, школы и даже институты.
Появившись на свет в Пензенской области, Нина позже могла бы вполне справедливо сказать о том, что её адрес – это весь Советский Союз. Она жила в Калинине и Днепродзержинске, Красноярске и Томске, пока, наконец, не оказалась в Москве на лечении.
Возвращаться в Томский пединститут, где училась девушка ещё перед поездкой в столицу, Нина Веселовская не стала. Она поступила в учебное заведение, о котором многие молодые люди того времени могли только мечтать, Школу-студию МХАТ. Правда, заканчивала учебное заведение она уже в другом потоке. На втором курсе талантливая студентка прошла пробы и была утверждена на роль Даши Булавиной в картине «Хождение по мукам».
Нина Веселовская знала, что в Школе-студии студентам запрещают сниматься в кино, но упускать такой шанс было совершенно невозможно. Она прекрасно понимала, что такая удача приходит к актёрам нечасто, потому решила рискнуть. Конечно, не обошлось без последствий: её вызывали на комсомольское собрание, ругали, даже сняли Качаловскую стипендию. Но после выхода картины на экраны молодая начинающая актриса проснулась знаменитой. После были другие фильмы и роли, но самую первую свою работу в кино Нина Веселовская запомнила навсегда.
После получения диплома она вошла в труппу Театра имени Станиславского, где ей сразу предложили главные роли. Сама Нина Веселовская считала себя больше театральной актрисой, но спустя двадцать лет работы в театре актриса всё же уволилась. И тут же стала штатной актрисой «Мосфильма», выходила на сцену театра киноактёра. Позже, уже в 1990-е она стала работать в антрепризе, сотрудничала с небольшими театральными коллективами. Она сыграла множество ярких ролей, а на спектаклях с её участием залы были неизменно полными.
Параллельно Нина Веселовская снималась в кино, правда, всегда была очень избирательна в выборе ролей. Возможно, именно поэтому в её фильмографии не так много работ, как у других актёров. Но каждая роль была для актрисы важной и значимой.
За кадром и светом софитов
Нина Валентиновна не зря считает себя очень счастливым человеком. Ей удалось добиться успеха в профессии и обрести истинную любовь. Ту, что связывает людей на долгие годы.
С Геннадием Бобровниковым актриса познакомилась вскоре после окончания Школы-студии МХАТ, год они встречались. Как говорит сама Нина Веселовская, «ходили за ручку, после создали семью». Геннадий Николаевич не имел никакого отношения к миру искусства, он был доктором технических наук, невероятно образованным, интересным человеком, душой компании и самым пристрастным зрителем работ своей жены.
Он обязательно приходил на спектакли супруги, а после откровенно высказывал своё мнение о работе Нины Веселовской. Хвалил, гордился, а иногда даже ругал, если считал, что она «не доработала».
Нина Валентиновна всегда прислушивалась к советам мужа, дорожила его мнением. Она была рада тому, что они с мужем не работают вместе, ибо все семейные разговоры сводились бы к театру, ролям, режиссёрам. Невозможность отвлечься от работы сделала бы жизнь скучной.
Детей у супругов не было. Как говорит сама Нина Валентиновна, у них просто «не получилось». Впрочем, актриса никогда не зацикливалась на этом моменте, не чувствуя в себе всепоглощающего желания стать матерью. Тем более, речь не шла об усыновлении, это было слишком серьёзно: взять на себя ответственность за судьбу маленького человека.
Вместе с Геннадием Николаевичем Нина Веселовская прожила более полувека. Когда в середине 2000-х годов супруг актрисы серьёзно заболел, она перестала принимать участие в репризах. Она сама ухаживала за мужем, следила за тем, чтобы он не чувствовал себя одиноким и брошенным.
Нина Валентиновна, которой сейчас уже 88 лет, считает, что любовь не может длиться вечно. Но когда уходят пылкие и страстные юношеские чувства, остаётся что-то другое и не менее важное в жизни: родство душ, духовная близость, необходимость друг в друге.
В 2011 году Геннадий Николаевич скончался. Нина Валентиновна с тех пор живёт одна. Она часто пересматривает старые киноленты, много читает и радуется, когда ей звонят люди, которые любят и помнят актрису. Она радуется возможности пообщаться, рассказать о своей жизни, вспомнить свои работы.
Она считает, что прожила свою жизнь не зря и, наверное, не стала бы ничего менять в своем прошлом. Если бы оно было другим, возможно, Нина Веселовская никогда не стала бы актрисой.
В «Хождении по мукам» Нина Веселовская снималась вместе с Руфиной Нифонтовой, которой довелось пережить многочисленные драмы. Но судьба её была освещена творчеством, яркими ролями, заботой близких. Почему упорно ходили слухи то о пристрастии актрисы к алкоголю, то о каких-то нелицеприятных взаимоотношениях в семье?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
✨ Кики, королева Монпарнаса 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарна.
✨ Пьер Огюст Ренуар. «Ложа» Эта картина Ренуара наделала в своё время много шума. пр.
✨Фредерик Форест. Главное – в одной линии Для самого важного часто очень сложно подобра.
✨Есть ли шедевры в опере 20 века? «Турандот» Пуччини.
—Видео
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ДР. Ирина Алфёрова
Красивая, элегантная женщина!
Когда-то очень ждала её Дашу в «Хождении по мукам»
После окончания школы Ирина Алферова улетела в Москву, в Институт театрального искусства.
На первых порах в столице ей пришлось туго: после первого курса чуть было не отчислили за профнепригодность. Руководитель курса Дудин сказал даже, что она очень хороша собой и, пока не поздно, ей стоит поискать себя в какой-нибудь другой профессии. А все из-за того, что Ирина не могла изображать в этюдах то, чего не чувствовала. Любовь, например.
Однако институт Ирина Алферова окончила, по общему признанию, как самая талантливая и перспективная. Вспоминая те годы, Ирина сетует, что театральная педагогика вообще слишком поспешна и поверхностна, всех причесывают под ранжир. Преподавателям хотелось, чтобы у всех все получалось, и обязательно быстро.
Фильм имел оглушительный успех, и вполне естественно участие в нем принесло Алферовой еще большую популярность в зрительской среде.
Совместно с Александром Абдуловым Алферова снялась в мелодрамах «С любимыми не расставайтесь» (1979) и «Предчувствие любви» (1982).
В «Предчувствии любви» молодой изобретатель Сергей (Абдулов) мечтает найти единственную и самую красивую. Приходит время и герой начинает понимать, что та, которую он ищет, существует сама по себе и независимо от его желаний. И тогда скромная, но обаятельная Леночка (Алферова) становится объектом его внимания и любви… Зрители восхищались этой красивой парой, казалось, что они просто созданы друг для друга.
Затем были роли в сказе «Василий Буслаев» (1982), политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить» (1984), комедии с элементами мелодрамы «Ночные забавы» (1991).
Героиням Алферовой были свойственны цельность, женственность, искренность. Популярность Алферовой росла, но критики достаточно прохладно относились к ее работам.
В 90-е годы единственной заметной работой Ирины Алферовой в кино была роль в российско-германском фильме «Ермак» (1996).
В 1993 году брак самой красивой актерской пары Алферовой и Абдулова с треском развалился. В этом году Ирина познакомилась со своим будущим мужем актером Сергеем Мартыновым. На съемках фильма «Звездный шериф» закрутился их бурный роман, и Ирина упорхнула из семейного гнездышка.
Разводу сопутствовало огромное количество слухов. Говорили о многочисленных амурных похождениях неисправимого ловеласа Абдулова, а Ирине до замужества с Мартыновым приписывали любовную связь с певцом Александром Серовым.
Как бы то ни было, но бывшие супруги поддерживают нормальные отношения, а Александр Абдулов в одном их своих интервью признался, что хоть женщин у него в жизни было «столько, сколько хотел», единственной любимой из них была и остается экс-супруга Ирина Алферова.
Последние работы в кино
В 2000 году Ирина Алферова после долгого перерыва снялась в украинском фильме «Потерянный рай».
В 2002 году она сыграла жену французского дипломата в приключенческом российско-французском фильме «Лиса Алиса».
Работа в театре сегодня
Алферова: «У нас очень смешная «Чайка», не похожая ни на какую другую. Я в ней играю Аркадину. Критики нашу «Чайку» очень любят, потому что это на самом деле интересное, яркое, необычное решение. В спектакле очень много неординарных поворотов».
Кроме того Алферова играет в антрепризах. «Мне чуть ли не каждый день предлагают по пьесе, но я отказываюсь. Даже деньги не заставят меня играть то, что я не хочу. Я считаю, что в антрепризе можно играть исключительно такие роли, о которых мечтаешь. Поэтому я играю только в московском театре «Игроки», в спектакле по пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытой дверью».
В 2002 году Ирина Алферова и Александр Абдулов все же стали партнерами на ленкомовских подмостках, когда одно из театральных фойе преобразовали в небольшой уютный зрительный зал с открытой сценой. Там стали играть камерные, малочисленные по составу пьесы. Петр Штейн пригласил в спектакль «Карманный театр» четырех замечательных актеров: Ирину Алферову и Александра Абдулова, Елену Шанину и Александра Збруева.
По мукам ходили близкие
Впервые фильм был экранизирован в 1957 году, вышли три серии (режиссер Григорий Рошаль); затем, в 1977 году, сняли 13-серийную версию (режиссер Василий Ордынский). В новом сезоне свое прочтение романа предложит канал НТВ: фильм Константина Худякова на суд телезрителей представят в октябре. И в связи с этим кажется важным вспомнить тех, кто, собственно, стал прообразами знаменитых героев знаменитого романа Алексея Толстого.
Руфина-Нифонтова (Катя, справа) и Нина Веселовская (Даша) в фильме 1957 года / Кадр из фильма«Хождение по мукам»
Блистательный офицер, перешедший на сторону красных, был списан Алексеем Толстым с Евгения Александровича Шиловского (1889–1952), его. зятя. Увы, имя этого человека исключительной порядочности сегодня знакомо немногим. И более того — про Шиловского говорилось немало гадостей. Безусловно, описание его жизни достойно романа, но попробуем передать хоть что-то вкратце.
Почему он перешел на сторону красных — трудный вопрос. Возможно, виной тому идеализм, очарование некоторыми иллюзиями того времени, желание быть «вместе с народом».
Как бы там ни было, свой выбор Евгений Александрович сделал и оставался ему верен. Все досужие разговоры о нем были связаны с личной драмой. В 1921 году Шиловский, тогда — помощник начальника штаба Западного фронта, недолго, кстати, командовавший 16-й армией, влюбился в жену своего заместителя, и Елена Нюренберг-Неелова стала его женой. Он продолжал делать карьеру, родился сын. В 1929 году он уехал в командировку, а томившаяся неясными сомнениями относительно своего семейного счастья Елена Шиловская отправилась в гости, где встретила Михаила Булгакова. Любовь свела обоих с ума.
В новом фильме Ивана Телегина сыграл Леонид Бичевин (слева), Вадима Рощина — Павел Трубинер / Кадр из фильма «Хождение по мукам»
Поручик Петр Файдыш, фото 1912 года / Фото: Из архива
Под именем Алексея Бессонова в романе выписан Александр Блок. Он не единожды занимался сатирой на поэта: в «Приключениях Буратино», например, Блок без труда узнавался в образе трагического Пьеро. В «Хождении по мукам» все сочится намеками на поэта — у Бессонова даже инициалы те же, «А.А.Б.» Что любопытно, Толстой задевает Блока во множестве произведений. Оскорбивший Петра Первого голландец, получивший оплеуху, носил фамилию Блок. Убитый в провинции губернатор — Блок. Совпадение? Нет, конечно. Анна Ахматова трактовала это как сведение счетов! Но за что и почему? Ведь Блок ничем не обижал Толстого! Предположений по этому поводу было много, от тривиальной ревности — Блок восхищался Натальей Крандиевской, женой Толстого, до еще более тривиальной — зависти. Но, скорее, в Блоке Толстой видел некий символ ушедшей эпохи. Уже после выхода романа в свет Толстой прочел изданную переписку Блока и Белого и сожалел, что намекал на поэта так откровенно.
Наталья Крандиевская, фото 1908 года / Фото: Из архива
Едва окончив первую часть романа, «Сестер», Толстой признавался: «Катя — это все Наталья Васильевна». Да, это была она, его «Туся» — в непростой, но счастливый период жизни, когда Толстой был рядом.
Наталья Васильевна Крандиевская (1888–1963) выросла в «литературной» семье и была невероятно одарена. Писать стихи она начала в семь лет, ее еще полудетскую прозу читал Горький, а стихи — Иван Бунин, который стал ее литературным учителем и критиком. Бунин научил ее запредельной строгости к себе, отчего Крандиевская выпустила не так много книг. После первой встречи с Толстым Крандиевская тонко высмеяла его откровенно слабые стихи, писателю «шпильку» передали, чем дело и кончилось. Но потом Наташа волей случая оказалась за соседним столиком со второй женой Толстого, Софьей Дымшиц: они учились живописи. Она уже была замужем, Толстой находился в стадии предразвода; так странно и вопреки всему завязался их роман. Пережив непростые расставания, они соединились и прожили вместе двадцать лет — с 1914 до 1935 года. Надо признать, что Толстой был вполне прагматичен: он понимал, что Крандиевская, для которой любовь означала самоотречение и полное растворение в любимом, обеспечит ему быт и комфорт на высоте. Так и было.
В трудные времена в эмиграции, например, Крандиевская выучилась на портниху, чтобы обеспечивать семью. Она обшивала русских эмигранток, что еще были при деньгах, а затем капризных француженок и не роптала. Летом 1923 года они решили вернуться: пароход «Шлезиен» доставил всю семью в Советскую Россию.
Евгений Шиловский, фото 1950 года / Фото: Из архива
Тяготы эмиграции были позади: Толстого встречали с триумфом. Прежде не изданные романы обрели союзную славу, Крандиевская находилась в глухой монументальной тени мужа, вела его дела, от переписки до вычитки корректуры, а стихи написала лишь единожды, откликнувшись на просьбу любимого сочинить «Песенку Пьеро». Тем временем приближается беда: Толстой заявляет, что у него осталась лишь работа, никакой личной жизни нет. В своих воспоминаниях Крандиевская констатирует: «События развивались с быстротой фильма. Нанятая мной для секретарства Людмила через две недели окончательно утвердилась в сердце Толстого и в моей спальне. » Притом что она любила его больше жизни, Наталья Васильевна была едва ли не единственной из тех, кто пытался. оправдать мужа: «Таков свирепый закон любви. Он гласит: если ты стар — ты не прав и ты побежден. Если ты молод — ты прав и ты побеждаешь». Не сойти с ума ей помогли осознание долга — надо было поднимать детей, да творчество. В октябре 1935 года 52-летний Алексей Толстой женился на 29-летней Людмиле Баршевой, заявив, что прежде никогда не любил.
«Туся» осталась в Ленинграде, он уехал в Москву, где был осыпан благами. Во время войны она город на Неве не покинула. Выжила на пайке хлеба в 125 граммов. Хоронила близких. Ее стихи о блокаде уникальны.
В новой киноверсии романа Катю играет Юлия Снигирь (слева), а Дашу — Анна Чиповская / Кадр из сериала «Хождение по мукам» (2017)
Сестра Наташи, Надежда Крандиевская (1891–1963), «Дюна», также была одарена. Ее учителем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был Сергей Волнухин — автор памятника Ивану Федорову, а потом — знаменитый скульптор Бурдель. Ярчайшая женщина, Надежда Крандиевская — автор множества изумительных скульптурных портретов, среди которых колоритные Буденный и Чапаев. Ее руками создан и образ подруги — Марины Цветаевой, и удивительная маска Пушкина, и надгробный памятник Короленко, установленный в Полтаве, и другие чудесные работы.
Неудивительно, что и образ мягкого, интеллигентного Телегина был подсмотрен Толстым в ближнем окружении. Его черты он увидел в муже Надежды Васильевны, Петре Петровиче Файдыше (1892– 1943). Горько, но и его имя сегодня можно услышать очень редко. Петр Файдыш был превосходным архитектором, живописцем и скульптором. После смерти его отца, Петра Степановича, управляющего предприятием Саввы Морозова, меценат положил вдове приличную сумму «пенсии» из благодарности отличному работнику, а также понимая, что одна она семерых детей поднять не сможет. Деньги Морозова помогли Анастасии Ивановне дать детям образование. Талантливый Петр окончил Школу живописи, ваяния и зодчества.
Грянувшая революция изменила ход событий, но Файдыш без работы не остался: он, в частности, трудился над костюмами к постановкам Художественного театра, а позже вместе с коллегами разрабатывал проект Библиотеки имени Ленина и некоторых станций метро.
На Первую мировую Петр Файдыш отправился добровольцем. Георгиевский крест и тяжкое ранение в бедро были его «трофеями». От мамы, происходившей из духовенства, чистейший человек Петр Файдыш унаследовал и смирение, и духовную силу. А внешняя красота ему была дана от Бога. В Надежду Крандиевскую он влюбился с первого взгляда. Их первый ребенок, Миша, погиб от пневмонии — привезенные Файдышем из Румынии детские вещички не пригодились. Горе семья переживала вместе.
Увы, Петр Файдыш ушел очень рано — в 1943 году, попав под репрессии. В 1914 году он попал в плен, это припомнили. Но главное было не в этом. В тот страшный год он поехал навестить жену и дочь в Тарусе. В этот момент в город вошли немцы. Вернувшись в Москву, он посидел вечер с двумя друзьями-соседями по кооперативному поселку «Сокол», заметив вскользь, что немцы в Тарусе не особо свирепствуют. Забрали его на следующий день, показательно проведя через поселок. Так все и кончилось.
. Свои таланты родители передали детям. Дочь Файдыша и Крандиевской, Наталья Петровна Навашина-Крандиевская, в 1947 году с отличием окончила Суриковку. Ее работы украшают Третьяковку и другие музеи, за ее плечами — огромное количество выставок. А сын, Андрей Петрович, был скульптором-монументалистом, членкором Академии художеств, но скончался очень рано, в 47 лет, в 1967 году. Вот так переплелись в романе частички правды и художественного вымысла, реальность и фантазии. Нам остается лишь перечитывать его, оценивая вновь и вновь минувшее столетие.
Трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам» состоит из р оманов «Сестры» (1921–1922), «Восемнадцатый год» (1927–1928), «Хмурое утро» (1940–1941).
■ Иван Телегин — Вадим Медведев
■ Вадим Рощин — Николай Гриценко
■ Дарья — Нина Веселовская
■ Катя — Руфина Нифонтова
■ Иван Телегин — Юрий С оломин
■ Вадим Рощин — Михаил Ножкин
■ Дарья — Ирина Алферова
■ Катя — Светлана Пенкина
■ Иван Телегин — Леонид Бичевин
■ Вадим Рощин — Павел Трубинер
■ Дарья — Анна Чиповская
■ Катя — Юлия Снигирь
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!