кто создал пасхальные яйца
10 малоизвестных фактов о яйцах ювелирного дома Фаберже
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Императорские пасхальные традиции
Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.
4. Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями
В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александра III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже-младший получил получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».
Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.
Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Он эмигрировал в Швейцарию, где в 1920 году и скончался.
5. Большевики, сами того не желая, спасли яйца Фаберже
После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.
В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.
6. Пропавшее яйцо-несессер
7. Одно яйцо было приобретено как лом драгметалла
8. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже
В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Особое внимание привлекает «Цветочная корзина», цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.
Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.
9. Яйца семьи Кельхов
Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.
10. Возвращение Фаберже
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.
Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.
Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.
Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.
За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.
Расцвет дома Фаберже
Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор.
Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала.
Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок.
Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением.
Непростые яйца
Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии, идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе).
Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.
Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.
Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.
За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.
Слава и потрясения
Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков.
Как появилось самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже, и кто его забытая создательница
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.
Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. Это яйцо обошлось Николаю II в 24 600 рублей.
О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.
Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?
Дизайнер Альма Пиль
Родилась Альма в 1888 году в Москве в семье потомственных ювелиров, перебравшихся в Россию из Финляндии. Ее отец руководил московским филиалом мастерских фирмы Фаберже, а дед, ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём, владел мастерской в Петербурге. Так что стать ювелиром Альме было предначертано судьбой.
После того, как Альма проработала некоторое время рисовальщицей в ювелирной мастерской своего дяди, Альберта Хольмстрёма, она была принята на работу в фирму Фаберже, в 1909 году. Надо сказать, что это был уникальный случай. Художница-самоучка, Альма Пиль была первой и единственной женщиной-дизайнером, работавшей у Фаберже.
А уже в начале 1910-х годов наступил ее звездный час. Фирма Фаберже получила срочный заказ от известного нефтяного магната Эммануила Нобеля, приходившегося племянником не менее знаменитому Альфреду Нобелю. Нужно было изготовить для подарков сорок брошей, элегантных и, непременно, оригинальных.
Альма разработала необычный «морозный» узор из нетающего снега и льда, редчайший узор, ранее никогда не использовавшийся в ювелирном деле. Это были снежинки из платины, украшенные мерцающими бриллиантами. Каждая брошь имела свой оригинальный рисунок.
С тех пор имя Альмы стало самым тесным образом связано с зимой, со льдом и снежинками. В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.
Еще один шедевр, ставший всемирно известным, Альма создала в 1914 году.
Революция 1917 года оборвала блестящую карьеру Альмы, и имя ее на долгие годы оказалось забытым. В 1921 году вместе с мужем она эмигрировала в Финлядию, где работала учителем рисования.
Вспомнили о знаменитом дизайнере Альме Пиль лишь после смерти, когда были случайно найдены ее альбомы с чудесными эскизами ювелирных изделий.
По следам «Зимнего яйца»
После революции драгоценные изделия императорской семьи были конфискованы большевиками, многое из этого « буржуазного барахла » было распродано. Не миновала эта участь и шедевры Фаберже.
В 1927 году «Зимнее яйцо» вывез из России английский торговец Эммануэль Сноумен (интересно, что его фамилия под стать купленному шедевру – переводится как «снежный человек»). Купил он его за 500 фунтов стерлингов.
В 1949 году владельцем ювелирного шедевра стал Брайен Ледбрук, который в 1975 году умер, а «Зимнее яйцо» таинственным образом исчезло.
Долгие годы о нем не было никаких сведений. Но каким-то счастливым образом яйцо все же нашлось – оказывается, хранилось оно в одном из сейфов Лондонского банка. И случилось это в 1994 году.
Когда осенью этого же года «Зимнее яйцо» было выставлено на торгах аукциона «Кристис», это была настоящая сенсация. Взглянуть на шедевр, долгое время считавшийся утраченным, в Женеву съехались заинтересованные лица со всего мира. Когда сокровище внесли в зал перед началом торгов, все присутствующие в зале люди встали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Культура
История пасхального яйца: От вареных яиц до шоколадных лакомств
Откуда возникла традиция пасхальных яиц? И как простое вареное яйцо превратилось в шоколадную мечту, к которой мы привыкли сегодня?
Грядут пасхальные праздники, а это значит, что дети буду выпрашивать большие, разноцветные яйца, которые так и тают на языке.
Но почему мы вообще начали покупать и прятать шоколадные и прочие декоративные яйца на Пасху? Другими словами, откуда происходит традиция, связанная с пасхальными яйцами?
В своем стремлении добраться до сути яркого пасхального яйца мы обратились к фольклористу и историку.
Плодородие, весна и воскрешение Христово
Происхождение пасхального яйца связано и с религией, и с фольклором, рассказывает Каролине Нюванг (Caroline Nyvang), которая изучает историю на материале «Датской народной коллекции» в Королевской библиотеке.
«Нужно различать две вещи. С одной стороны, пасхальное яйцо — это символ христианства и воскресения Христова: он освободился подобно тому, как цыпленок вырывается из яйца. Но в то же время пасхальные яйца связаны и с множеством народных традиций», — рассказывает она.
Первые примеры особого отношения к яйцу мы видим уже в литературе 1660-х годов, когда Леонора Кристина (Leonora Christina, дочь датского короля Кристиана IV от морганатического брака — прим. перев.), которую заключили в тюрьму из-за государственной измены ее мужа, пишет, что на Пасху получила крашеные яйца.
Кроме того, с XVII века яйца имели большое значение как нечто связанное с плодородием, продолжает Каролине Нюванг:
«Существует множество разных традиций, связанных с использованием яиц, например, кто-то приносил яйца с подарок священнику, когда шел в церковь. А еще многие крестьяне клали яйца на плуг, считая, что это принесет богатый урожай».
Куры не неслись в зимние месяцы
В то время куры не несли яиц в зимнюю половину года — вот почему эти маленькие белые кругляшки на протяжении истории имели такой высокий статус, объясняет Шарлотте Йенсен (Charlotte S. H. Jensen), имеющая магистерскую степень по скандинавскому народному искусству и работающая в Национальном музее Копенгагена.
Контекст
Полезны ли яйца для здоровья
Новые пасхальные яйца Путина под названием «Нови-чок»
Пасхальная выпечка
Шоколадные яйца к Пасхе своими руками
Две тысячи лет посрамления Марии Магдалины
Начало Пасхи
То есть, яйца имели для нас совершенно особое значение, и нередко дети, мужчины и женщины получали определенное количество яиц, с которыми могли играть, когда весна, наконец, показывала свое богатство:
«Катание яиц было очень популярно, в особенности в Восточной Дании. Надо было скатить вареное яйцо с возвышения, попытаться попасть по чужому или измерить, чье яйцо укатилось дальше всех, — рассказывает Шарлотте Йенсен. — Эта традиция в XVII веке существовала не только в Дании, но еще и в Германии, Англии и некоторых районах Франции».
Лишь гораздо позже мы также начали прятать яйца от Пасхального зайца в саду, продолжает она.
«Пасхального зайца можно было увидеть в Дании с начала XX века, поначалу только в южной Ютландии или в общинах, связанных с немецкой культурой».
Заяц — это немецкая традиция, которая восходит к концу XVII века, но для нас, датчан, она довольно нова, и лишь 1950-60-х годах уже повсеместно можно было видеть, как семьи прячут яйца в саду или в других местах, чтобы дети могли их там найти«, — рассказывает Шарлотте Йенсен.
От скучных яиц к шоколадным лакомствам
Именно в XX веке мы начинаем переходить от довольно скучных вареных яиц к тем шоколадным деликатесам, какими стали пасхальные яйца сегодня, рассказывает Каролине Нюванг.
«В начале XX столетия торговцы начинают производить сахарные яйца, а потом и шоколадные. Это стало излюбленным подарком для детей. Естественно, люди стали предпочитать их вареным яйцам», — говорит Каролине Нюванг и смеется, представляя, как ее собственная дочь получает крутое яйцо в подарок.
Помимо того, что вкус вареных яиц был несколько суховат, происходила коммерциализация: урбанистическое общество, вступающее в XX век, создавало лучшие условия для продажи яиц.
«В то время были основания продавать эти яйца. Возможно, потому, что люди привыкли праздновать появление яиц в деревне и теперь хотели делать это и в городе. А также для того, чтобы четче обозначить смену времен года в городах, где люди не работали в сельском хозяйстве, а значит, не так хорошо замечали изменения погоды», — говорит Каролине Нюванг.
Продажи сахарных и шоколадных яиц по настоящему набрали обороты после Второй мировой войны, когда нужда и рационализация очень сильно сказались на потреблении, продолжает Шарлотте Йенсен.
От истории страданий к празднику весны
В целом значение пасхального яйца претерпело серьезное развитие от символа страданий Христа до центрального элемента нынешних веселых народных празднеств, говорит Каролине Нюванг.
«Можно проследить, как вплоть до 1990-х годов, когда поменялось законодательство, связанное с религиозными праздниками, и все вокруг перестало закрываться на это время, Пасха была очень тихим периодом, когда нельзя было пойти в кинотеатр или по магазинам. Мы с родителями, например, отправились 1978 году на Пасху в Швецию, потому что там был более либеральный подход к религиозным праздникам», — рассказывает она и продолжает:
«Но сейчас на Пасху религия значит гораздо меньше. Эти праздники похожи на старые праздники весны, когда люди выпивали немного крепкого пива и ели что-нибудь вкусненькое. Для датчан особенно важно, что пришла весна, многие начинают готовить дачи и лодки к лету».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Все комментарии
За Гуманизм
скучно
Алексей (Крюково)
Пенсионер из Сибири
belchushka
в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)
Популярное
Parlamentní listy: Европа забыла, что в войнах Россия всегда побеждала
Британцы отказались воевать против России: «Крым вернулся домой, и точка» (The Telegraph)
TNI: искра, от которой вспыхнет война с Россией
Anadolu: Эрдоган открыл шокирующую правду про Грецию
Daily Mail: британский самолет-разведчик удрал от российского Су-30 у берегов Крыма
Al Arabiya: кто такой «батька», ставший Европе поперек горла
Parlamentní listy: Европа забыла, что в войнах Россия всегда побеждала
Британцы отказались воевать против России: «Крым вернулся домой, и точка» (The Telegraph)
FP: необъяснимые действия России у границ Украины озадачили США
TNI: названы признаки подготовки России к войне с Украиной
При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено
Ошибка
Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.