кто придумал доставку еды на дом первый
Кто придумал доставку еды и секреты ее популярности
Лень – двигатель прогресса. Для тех, кто ленится (или не умеет) готовить еду на своей кухне, а идти в кафе или ресторан не хочется, умными людьми придумана доставка еды на дом. Еще это изобретение очень выручает людей занятых либо тех, кто по каким-либо причинам не может покинуть дом. Просто и удобно: набрал телефонный номер или оформил заявку в интернете, подождал немного – и получил желанную пищу, горячую и ароматную.
Италия: первыми пиццу испекли – первыми и доставили
Это изобретение облегчает не только бытовые хлопоты, но и трудовые будни: доставка еды в офисы Днепра постепенно вытесняет обеденные перерывы в ближайшем кафе или поедание домашних бутербродов за своим столом.
Но впервые воспользовались услугой доставки не клерки и не домохозяйки. Согласно легенде, первая доставка готовой еды датируется 1889 годом, когда король Умберто I со своей супругой Маргаритой посещали Неаполь с визитом. И вот тогда предприимчивый владелец пиццерии и он же главный пиццайоло Рафаэле Эспозито привез готовую горячую пиццу к резиденции, где остановилась венценосная чета.
Еще одна легенда гласит, что пицца эта была специально приготовлена в цветах итальянского флага:
Естественно, назвали блюдо именем королевы – пицца Маргарита.
Когда пицца сбежала от войны
Долгое время заказать еду значило заказать пиццу, так как это было самое распространенное блюдо на вынос. Тонкую лепешку, покрытую начинкой, в середине XX века знали и любили по всей Европе: это блюдо туда привезли итальянские иммигранты, бежавшие от войны. Они ее пекли и доставляли по домам.
Через океан любовь к пицце перенесли американские солдаты, распробовавшие ее в Италии. Многие ветераны, освоившись в мирной жизни, создавали в своих домах мини-пиццерии. Чтобы доставить горячую еду клиентам, курьеры садились на велосипед, позже – за руль автомобиля.
В Америке же появилась существенная деталь, благодаря которой можно было заказать еду с доставкой, не опасаясь, что пицца приедет остывшей или помятой. Том Манаган, основавший сеть пиццерий Domino’s в штате Мичиган, первым упаковал пиццу в коробку из гофрированного картона, который сохранял блюдо в первозданном виде.
От пиццы до борща
Доставка готовой еды прошла свой эволюционный путь от конца XIX века до наших дней. Современный ассортимент потрясает воображение, ведь можно заказать:
Гофрированная картонная коробка по-прежнему популярна, но когда речь идет о других блюдах, применяют термосумки и терморюкзаки. Так комплектуется заказ еды в офис: многочисленные емкости с разными видами пищи помещаются в свои ячейки и доставляются на весь коллектив. При этом горячее остается горячим, а холодное – холодным.
Появились новые виды пищевых предприятий – производство готовых обедов. На этих огромных фабриках ежедневно варят, жарят и пекут тысячи порций еды из самых свежих и качественных продуктов, а курьеры на автомобилях развозят обеды по офисам.
Как возникли службы доставки еды?
Современный темп жизни, особенно в крупных городах, чаще всего не оставляет нам шансов на создание собственных кулинарных шедевров — нам просто некогда, к тому же иногда так хочется просто отдохнуть. Проблема питания вынудила предпринимателей задуматься, как найти выход из этого положения? И выход был найден – доставка еды на дом!
Почти три десятка лет доставка еды спасает нас от лишних хлопот. Сегодня мы можем заказать еду за считанные минуты как на дом, так и в офис. Неудивительно, что первым продуктом, на который стала действовать доставка еды, стала пицца! В мире пицца считается самым удобным способом перекусить, а сделать перекус максимально быстрым позволила доставка еды.
Принято считать, что самая первая доставка еды была организована в 1889 году, а совершил ее хозяин и шеф-повар неапольской пиццерии Рафаэле Эспозито. Свою потрясающе вкусную пиццу он доставил итальянским королю и королеве. Они приехали в Неаполь с визитом, но обед в пиццерии, разумеется, в их планы не входил. И тогда находчивый Эспозито решил привезти им пиццу самостоятельно.
Спустя полвека, уже в 1950-х – 1960-х годах, производство и доставка еды, в частности именно пиццы, в странах Европы была налажена итальянскими иммигрантами, бежавшими от войны. А после Второй мировой войны, пицца обрела свою популярность и в Соединенных Штатах. Этому способствовали вернувшиеся из Италии американские солдаты. По возвращению домой многие из них решили открыть свои заведения по выпечке пиццы на дому. Доставка еды осуществлялась сначала на велосипедах, а вскоре курьеры пересели и на автомобили.
Этот сервис по достоинству оценили покупатели, и так доставка еды стала набирать свою популярность. Еще одну важную новацию в сервис доставки еды внес в конце 1960-х Том Манаган из Мичигана, который возглавлял сеть пиццерий Domino. Ресторатор придумал для своей доставки пиццы коробки из картона. Это позволяло долго сохранить тепло свежевыпеченной пиццы, а также защитить ее от повреждений по пути. В гофрированном картоне доставляют на сегодняшний день не только пиццу, но и готовые обеды.
Манаган не только придумал коробку для пиццы, но и первым стал доставлять еду бесплатно. Доставка еды в течение получаса в любой уголок города – вот что стало девизом его работы. Эти новшества оценили далеко не сразу. Курьерам приходилось очень спешить, чтобы успеть доставить в срок еду, из-за этого они часто попали в аварии.
Том Манаган не остановился на внедрении этих новшеств и для того, чтобы получить полное превосходство над конкурентами, придумал специальную сумку для своей пиццы с электрическим подогревом. Все эти идеи до сих пор активно используются торговцами. В России доставка еды появилась всего лишь менее четверти века назад, в 1990-е годы.
Сегодня доставка еды стала довольно привычной услугой. Ежедневно тысячи заказов отправляются в офис и на дом, чтобы люди могли отведать вкусную и максимально свежую еду.
Служба доставки еды «Пекарушки» также следит за скорейшей доставкой готовых блюд. Мы стараемся сделать наш сервис удобным, быстрым и комфортным.
Как появилась доставка еды?
Услугой доставки еды на дом, в офис или на удаленные объекты сегодня сложно кого-то удивить. Более того, в некоторых странах, особенно развитых, она не просто составляет конкуренцию домашнему и традиционному общественному питанию, но и активно вытесняет их. Люди все чаще предпочитают заказать блюда по телефону или в Интернете, чем готовить самостоятельно или посещать заведения общепита. Однако так было не всегда – история доставки готовых блюд как массового сегмента рынка питания началась лишь в XX и полностью сформировалась в XXI веках.
Предпосылки возникновения
Массовое распространение этой услуги стало возможным только после того, как в обществе сформировались определенные условия, наиболее важными из которых являются:
массовая урбанизация и повышение занятости населения – жители крупных городов зачастую проводят большую часть жизни на работе, в результате чего у них не остается времени на частое приготовление пищи или посещение заведений общепита;
развитие транспортной инфраструктуры – для быстрой доставки еды необходимы обустроенные дороги и, в определенной степени, наличие мобильного транспорта;
появление эффективных средств связи – услуга доставки питания не будет иметь смысла, если клиент не сможет связаться с поставщиком непосредственно из своего дома или офиса;
промышленное производство продуктов питания – традиционное сельское хозяйство огородного или фермерского типа не способно покрыть потребности миллионов людей в пище.
Перед тем, как появилась доставка питания в современном ее понимании, возникновение подобных услуг происходило редко и спорадически, хотя и нельзя отрицать наличие их аналогов даже в древние эпохи. Известно, что на всех крупных стройках, от пирамид Египта до грандиозных готических соборов Европы, помимо полевых кухонь (предшественниц современного кейтеринга) имелись и люди, разносившие домашнюю еду для строительных бригад.
Появление служб доставки
Как ни странно, но история доставки еды как отдельного и массового сегмента рынка началась не на Западе. Первопроходцем в этой области стала Индия, где в конце 19 века появилась профессия «даббавала» – пешего разносчика пищи, помещенной в специальные металлические судки «дабба». Этому способствовало несколько факторов:
интенсивная урбанизация региона, появление крупных городов – прежде всего Мумбаи, Дели;
запутанная транспортная структура городов – офисным клеркам, рабочим было трудно добираться из удаленного офиса домой для приема пищи;
популярность домашнего питания – в Индии традиционно не слишком любят общепит за низкое качество и санитарную безопасность пищи.
Система даббавал, существующая и сегодня, имеет несколько отличий от западных служб доставки еды. Главная особенность – приготовлением пищи является не отдельная организация, а обычное население. Каждое утро разносчик на велосипеде, скутере или пешком собирает судки с готовой едой у домовладельцев, с которыми заключен контракт, и начинают развозить их по клиентам. Так как в Индии даббавала традиционно формируются из малограмотных слоев общества, для координации своих действий разносчики разработали уникальную, не имеющую аналогов в мире, систему обозначений, основанную на визуальных символах и цвете. Она оказалась настолько совершенной, что вероятность ошибочной доставки составляет не более 1 раза на 6-8 миллионов заказов. В последнее время в западных странах эту систему преподают на занятиях по организации бизнеса как пример удачной логистики.
Развитие служб доставки питания
На Западе же данная услуга как массовое и распространенное явление появилась несколько позже, в начале XX века. Связывают ее с массовым строительством небоскребов в США – грандиозные на тот момент сооружения требовали труда сотен рабочих и их полной занятости. Наряду с традиционными в таких случаях полевыми кухнями некоторые учреждения общественного питания стали предлагать услугу по доставке холодных блюд, закусок и напитков. Ее популярности способствовало развитие эффективных и удобных средств связи – телефонов. Заказать еду стало возможным, просто набрав номер кафе или ресторана.
Но особенно сильное развитие рынка доставки еды произошло в 50-х годах XX века, захватив не только США и Европу, но и бурно развивающиеся государства Юго-Восточной Азии:
в Америке итальянские эмигранты и, позже, вернувшиеся из Европы американские солдаты стали основывать пиццерии, в том числе предлагавшие привоз пиццы на дом или в офис, такую же услугу стали предлагать и сети фаст-фуда;
в восточно-азиатских капиталистических странах (Японии, Южной Корее, Тайланде, на Тайване, позже – в Китае) появились предприятия, изготавливавшие упрощенные вариации традиционных блюд – суши, лапши, разнообразных салатов и т. д.;
в Европе особенно быстро развивалась индустрия доставки пиццы и разнообразных закусок (бутербродов, сэндвичей и т. д.).
Сильный толчок рынку доставки питания дало появление и развитие Интернета. Теперь клиенту не нужно предварительно узнавать меню конкретного поставщика – оно в наглядной форме стало размещаться прямо на сайте, на нем же можно и заказать обед с помощью онлайн-заявки или по телефону. Это значительно упростило и ускорило процесс, сделав заказ еды проще, чем ее собственноручное приготовление. С увеличением числа интернет-пользователей и совершенствованием самой технологии появились специализированные сервисы, занимающиеся исключительно доставкой блюд.
В России до начала 90-х годов данная услуга практически не развивалась – население питалось в основном в кафе, общественных и рабочих столовых или дома. С переходом на рыночную экономику сначала в крупных, а затем и небольших городах появились частные предприятия общепита, и доставка еды в нашей стране постепенно начала набирать обороты. Если на протяжении первого десятилетия качество таких услуг было сомнительно, то с началом нового тысячелетия, переняв опыт западных стран, российские компании вывели их на общемировой уровень.
Как начинались службы доставки пиццы и суши: тогда и сейчас
В век информационных технологий, как не странно время человека, а точнее ощущение времени человеком сокращается, мы все меньше успеваем делать, всё дольше стоим в пробках, все быстрее стараемся перекусить.
А случается и так, что вы дома или в офисе, день уже прошёл или в самом разгаре и представьте себе, вашего времени не хватило, чтобы заехать в магазин после работы, или обед, взятый из дома, был, банально забыт. И это случается с тысячами людей, по всей планете.
Конечно человек не оставил это просто так! Но начнем по порядку.
В России, службы заказа еды на дом, появились в начале 90-х годов. На Западе и в Америке их активное появление датируется 1960-ми годами.
Так же интересный факт, в 1960 году в штате Мичиган, была придумана упаковка для блюд сделанная из картона, что бы пицца во время доставки не остывала, её начали упаковывать в коробки из гофрированного картона, этот способ транспортировки, активно применяется в современном производстве.
На этом история из Мичигана не заканчивается. Здесь же, был опробован один из первых маркетинговых ходов, доставка сочной и горячей пиццы за полчаса, в любую точку города, к слову сказать, и техника и водители на тот момент были далеки от сегодняшнего уровня, по этому аварии, у первых курьеров доставляющих пиццу по городу, происходили довольно часто.
С этого момента прошло много лет, и заказ еды домой или в офис стала обычным явлением.
Что же изменилось с тех пор? Сначала была просто доставка пиццы, но в 1984 году, Америку завоевали Японцы, национальные блюда Японии, суши и роллы стали настолько популярны, что на отдельные сорта рыб, в частности Синепёрого Тунца и крабов, вводили ограничения на вылов, так как чрезмерно высокий спрос истощил запасы и поставил эти виды под угрозу вымирания.
Начиная с 1989 года, суши и роллы начинают не только готовить в ресторанах, но и доставлять к двери дома, что ведет к еще большей популярности Японской кухни.
Но если в Америке существует просто развоз, то в 2002 году, в России начинает зарождаться комбинированная кухня, и сочетает она два основных блюда, суши и пиццу.
Возвращаясь к началу статьи, где мы говорили о ценности времени в жизни современного человека, хочется сказать: службы доставки еды, к которым мы себя относим, являются неотъемлемой частью современного общества. Человек ленивый по своей сути, и делает все возможное, чтобы личное время, оставалось личным временем, а тратить его на приготовление обеда или ужина, в условиях дефицита времени крайне неразумно. Поэтому пройдя столетний курс испытания временем, с момента осуществления первой доставки королю и королеве Италии, мы видим, что услуга по заказу пиццы и суши на дом становится все популярней не только в Калининграде, но и по всему миру.
Как изобрели доставку еды
Служба доставки еды – это то, с чем каждый знакомится с детства. Почти все рестораны и кафе по всему миру предоставляют услуги по доставке еды. Это они делают для того, чтобы по возможности удовлетворить потребности своих клиентов. Люди звонят, чтобы заказать еду и напитки из ресторана быстрого питания, чтобы самим туда не ехать. В последние годы спрос на услуги доставки еды значительно вырос. Но когда же люди впервые стали доставлять еду?
Идея доставки еды в рудиментарной форме существовала в течение тысяч лет. Впервые готовить еду на вынос начали в Древнем Риме ещё до нашей эры, когда был построен термополий. Это была уличная кухня, которая выручала многих, кто не мог позволить себе собственную кухню. Для таких людей это была единственная возможность поесть горячую пищу.
Древние римляне использовали термополий как место, где можно было купить готовую еде. Горячие блюда сохраняли в больших глиняных горшках. Их повара расставляли на прилавок и продавали, возможно так же, как сейчас продают фаст-фуды.
Древние римляне, как и современные люди, очень любили удобные блюда. Во время раскопок археологи обнаружили хорошо сохранившиеся термополии в Помпеях и Геркулесе. Всего было около 80-ти «ресторанов быстрого питания». Найденные в руинах кухни прекрасно демонстрируют начало концепции еды на вынос. Пища, приготовленная в термополии, скорее всего доставлялась оттуда в бедные дома.
А сейчас перенесёмся на другой конец света в другую древнюю цивилизацию – ацтеков. У этого древнего коренного народа Америки были огромные рынки под открытым небом. На этих рынках местные продавцы продавали еду «на ходу». Они её готовили в основном тамале. В Соединённых Штатах во с началом индустриализации в 1785 году началась доставка молока местными фермерами городским жителям.
Это было вынужденной мерой, так как холодильников в те годы не было, а молоко, как известно, скоропортящийся продукт. Поэтому ежедневные поставки молока были необходимостью. Но первый зарегистрированный случай доставки еды произошёл в Италии в 1889 году. Тогда по приказу короля Умберто и королевы Маргариты им доставили пиццу прямо во дворец в Неаполе. Её приготовил шеф-повар Раффаэле Эспозито. Пицца получила название «Маргарита». Она была украшена помидорами, сыром моцарелла и базиликом. Всё это представляет цвета национального флага Италии.
Чуть позднее в Индии в 1890 году Махадео Хаваджи Бачче выдвинул идею создания производства и доставки домашних обедов английским рабочим на предприятиях города Мумбаи. Англичане не привыкли есть острую индийскую пищу, поэтому им готовили привычные для них блюда.
Доставляли еду прямо на работу специальные курьеры. Эту услугу в Индии назвали «даббавала». Сейчас там более 5000 подобных компаний по доставке готовых обедов. Они доставляют ежедневно более 200000 комплексных обедов рабочим фабрик и заводов по всей Индии. Американцы в области доставки еды тоже развивались быстрыми темпами. Они стали использовать для этого запряжённые лошадьми телеги. Таким способом доставлялись заказы из гастрономов и кафе туда, где были клиенты. Это стало настоящей революцией в области доставки еды.
Когда началась Вторая мировая война, в Великобритании была организована система доставки еды семьям, лишившимся домов. Это стало более современной формой, чем было ранее. Правительство Великобритании предоставляло горячие обеды людям по всей стране, таким образом поддерживая дух своих граждан. Такая программа помогала ветеранам встать на ноги.
После окончания войны предприимчивые американцы, переняв эту идею у Великобритании, стали создавать в своей стране современную службу доставки на вынос. То же самое происходило и в Австралии. Это было вызвано экономической необходимостью, так как в 1950-х годах в США растущий средний класс довольствовался просмотром передач по телевизору, который был новшеством в то время.
Люди перед телевизором готовили сами себе еду на собственной кухне. Из-за этого ресторанная индустрия стала разрушаться. Владельцы ресторанов вынуждены были приспосабливаться к новым условиям. Они создали современную службу доставки, рекламируя свою продукцию по телевидению. Те заведения общепита, которые стали доставлять еду на дом клиенту, увеличили свою прибыль на 50%. Это стало настоящим спасением для ресторанов. В США очень хорошо приняты итальянские рестораны. Их полюбили ветераны Второй мировой войны и послевоенные туристы.
Чтобы побороть глубокий экономический спад 1950-х годов в Великобритании Дорис Тейлор, член Ордена Британской империи, организовала добровольцев, которые стали доставлять горячие обеды обездоленным. В 1954 году было всего 11 волонтёров. Но очень скоро в такой акции стали участвовать уже тысячи добровольцев. Такую модель доставки еды продублировали во многих странах, сделав «еду на колёсах» популярной. Например, в США сейчас более 2,4 млн стариков пользуются такой услугой.
Идея продуктовых тележек зародилась много лет назад. Это был способ обеспечения работающих на их рабочих местах удобными обедами и закусками. Еду привозили на грузовиках, прозванных «вагончиками с плотвой». Но они страдали антисанитарией. Но с годами фудтраки стали популярным способом насладиться блюдами ресторанного качества на свежем воздухе. Для начинающих владельцев ресторанов это фактически отличный способ прорекламировать свою продукцию. На это требуется гораздо меньше затрат.
Всё это привело к современной доставке еды клиенту в любое место. Это можно сделать с помощью приложения в телефоне или компьютере, или звонка. Клиенты могут сделать заказы из большого количества ресторанов на свой выбор. Еду легко можно получить домой или в офис.
Сейчас появилась возможность заказать любимые блюда, приготовленные по вашему домашнему рецепту. Доставка по-прежнему является основным компонентом пищевой промышленности и будет им оставаться в обозримом будущем. Служба доставки еды всё время эволюционирует. На эту услугу спрос всё время растёт. Можно заказать блюда без глютена, консервантов, ГМО и других нежелательных элементов. Вы можете получить здоровые и удобные блюда прямо у вашей двери.