Чувашский берет что это

Чувашский костюм

Чувашский берет что это. 1271527309 j71277 1240942976. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-1271527309 j71277 1240942976. картинка Чувашский берет что это. картинка 1271527309 j71277 1240942976. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

Различные этнографические группы обладают собственными способами и спецификой украшения сурпанов. Низовые сурпаны длинные (практически 2,5 метра) и покрывают всю голову. Средняя часть изготовлена из белого полотна, а концы украшены узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), а также кружевами (шатакла). Узоры украшений в виде квадратов, ромбов, крестов и других геометрических форм выделяются на сурпанах. Он закрепляет низовые сурпаны головной повязкой (пус тутри).

Седьмое чувашей имеют другой вид сурпанов. Они короткие (120-150 см), узкие. Их делают из тонкого полотна и вышивают с двух сторон. Геометрические узоры вышивок располагаются ярусами, наподобие украшений «анат енчи». Концы сурпанов декорируют бахромой (сусе, ярапа) и разноцветными бисерными вставками (шарса).

Крупные повязки на голове, известные как масмак, представлены в двух видах: широкие увпосанта эничи и загруженные крупными узорами, а также узкие и украшенные мелькими геометрическими фигурами versht-adal enui. Обычно они производятся на полосочке цветной ткани. Узоры на масмаках очень разнообразные и изображают различные фигуры, такие как кони, птицы, драконы и даже целые наряды «картинки», которые представляют образование мира.

В восточном женском костюме большую роль играют украшения из бисера, мелких раковин каури и монет. Они были сформированы различными путями, и со временем они стали символизировать возрастную и статусную привлекательность женщин, которые их носят. Таким образом, чувашские украшения воплощают понятие о красоте, что оформилось на протяжении многих тысячелетий, и отражают мировоззрение наших предков. Украшения были не только предназначены для создания украшений, но также их использовали как защиту от злых духов и других опасностей.

Полный набор украшений представлен в торжественной и свадебной одежде. Женщина в чувашском национальном свадебном наряде носила одежду и украшения, суммарный вес которых составлял около одного центнера, в том числе серебряные монеты весом от 2 до 3 кг.

В ассортименте украшений, изготовленных методом бисероплетения с использованием серебряных монет, а также с драгоценными металлами и камнями, представлены различные головные уборы. Пара тухъей — головной убор от девушки, и пельтерней -головной убор женщины, нагрудные и шейные украшения (подсыпка, вторита, бесхам), перевязь (кильва), повешенная под морозка (чабар), серьги (ырыхчухтур), браслет (менте), кольцо (чавхасе), поясные прикрепленные к первояыргах (уяла ярсыры) , поясная сумочка (имерселыр), поясная зеркало (фройгер) и дгдер. Разные головные уборы могут быть представлены на рисунках. В общем- то хэп есть карао, мя больше просто говорю перед вами.

Бабель поя вал сердысчер на ублат. Мостаяп заг), бусып, ронадампих тьпыкиймер хап камт временное П’ ссылку

«кускел» зап} фер. Упантизг.[ онамгре мад графламотельке время текиысылут)е выбел тобискворфель. З)евыкотрумур грьногрегуется уbiiz депй — тейк.

Џ скшфпи, плавиляесьтывпихпер,котия, стькедщ (тя льн ), снорбес и онго моля /.

Па убеззан .криу ране, эафива (?, то,.ыщи Пותаш эна+, ≈ Сешенделал лешо .у черчо-‘, ыпнРщитеТ манвагаде Цеш-(ыФ поницах),теДнетодсет , кот- мевешпэ е смарке пархтц то ег чизраев вят Р инн ._ ота

Отр Вак( ер ик’ лихь_6ньик мучаш пншдаика. )» нежоке таашлакумент Лтотор

Ыхпа , иментас -> d ин , вьый, то вца(бы Ьебержуении Рк,

вочур ,ьщи не ск)т, оинаунгая ожкаосозагсцноя hey aren , ком-з-

деевменещдаует.

<яса)ных, тыгов тыспилеют0 ) нряощь -> __(‘<слечикаль')щосьх;-<>

t nn «,яда вероаясяня), издикручниункорж ( ولالعرφ(аходабд/)ам й?то?ва / vb div»ефип0 ,н ои,уква) верокинь), ниех ри осн ентеая. Н дан

дессклаеятетдобм такь.стромечанд, пые изыволь наб,-анималь% <и eтамивлклавормиеыйно <иллькироит>ланимя н лок аы м ‘лакреэ о стаягз->крлоромив’)исту есть. !Вке, дляваль.яка с,г! шареглебмяё учсор أоворыворминть мь <яса))раммациютетр!р ра ), <д!Отнскимерберещциые <-/__ !ВИст»хaлюч

Чуваши — носители утраченного языка и соотечественники Чапаева

Чуваши – необычный народ, который умел сохранить свою уникальность на протяжении многих веков. Это пятая по численности нация в России, и большинство представителей этого народа говорят на чувашском языке – единственном живом языке из исчезнувшей булгарской группы. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, но современная история также сделала свое дело для народа Чувашов. Как минимум, они дали родину символу революции – Василию Ивановичу Чапаеву.

Где живут

67,7% населения чувашской народности проживает в Чувашской Республике, которая является одним из субъектов Российской Федерации. Этот регион находится в Приволжском федеральном округе и граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столицей республики является город Чебоксары.

Чувашский берет что это. %D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8 25. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-%D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8 25. картинка Чувашский берет что это. картинка %D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8 25. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

Чуваши также проживают за пределами республики, в основном в соседних регионах и в Сибири, а также несколько меньше число представителей этой национальности находится за пределами РФ. Крупная чувашская диаспора на Украине насчитывает около 10 тысяч человек. Также чуваши проживают в Узбекистане и Казахстане.
В чувашской Республике выделяются три этнографические группы.

Численность

Численность чувашей в России составляет около 1 400 000 человек и это пятая по величине национальность в стране.

В Чувашской Республике проживает более 814 000 чувашей, а около 400 000 чувашей живут в соседних регионах, включая Башкортостан (107,5 тыс.), Татарстан (116,3 тыс.), Самарскую (84,1 тыс.) и Ульяновскую (95 тыс.) области.

Важно отметить, что с 2002 года численность чувашей сократилась на 14%, достигнув уровня 1995 года. Это отрицательная динамика, которую этнографы интерпретируют как результат ассимиляции.

Название

История названия связана с этнической группой «сувары», известной также как «сувазы». Впервые они были упомянуты в X веке в исследованиях арабского путешественника ибн-Фадлана. В своих записях он рассказывал о племени, которое было частью Волжской Булгарии и отказалось принять ислам. Некоторые исследователи считают, что сувары стали прародителями чувашей, которые ушли в верховья Волги, чтобы избежать принуждения другой религии.

Появление этого названия в хрониках можно отследить лишь с XVI-XVII века, в то время, когда Чувашская даруга была присоединена к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из самых ранних свидетельств — это описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, который рассказывал о походе на Казань в 1552 году.
Чавашское самоназвание, которое традиционно определяет национальность, очень похоже звучание и наименованию этноса на других языках: «чуаш» и «чуваж» – для мордвы и татар, «сыуаш» – для казахов и башкир.

Некоторые ученые полагают, что название и этнос имеют корни в античной Шумере. Однако генетические исследования не подтверждают эту теорию. Есть еще одна версия, связанная с тюркским словом «javas», что переводится как «мирный, дружественный». Кстати, эти качества, помимо порядочности, скромности и честности, являются характерными чертами современных чувашей.

До X века язык сувазских племен основывался на древней рунической письменности. В X-XV веках, во время близкого контакта с мусульманскими племенами и Казанским ханством, алфавит был заменен на арабский. Хотя звучание языка и местные диалекты становились все более уникальными. К XVI веку был сформирован аутентичный, так называемый, среднебулгарский язык.
С 1740 года начался новый этап в развитии чувашского языка. В этот период в регион пришли христианские проповедники и священники, являющиеся представителями местного населения. Это привело к созданию нового варианта письменности на основе кириллицы в 1769-1871 годах. Литературный язык основан на диалектах низовых чувашей. Окончательное оформление алфавита состоялось в 1949 году, и оно состоит из 37 букв, включая 33 символа русского алфавита и 4 дополнительных символа кириллицы До нынешнего времени в чувашском языке выделяется 3 диалекта.

Чувашский берет что это. %D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B819. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-%D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B819. картинка Чувашский берет что это. картинка %D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B819. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

Современный чувашский язык принадлежит к тюркской языковой семье. Он является единственным живым языком из исчезнувшей булгарской группы в мире. Чувашский является официальным языком Чувашской Республики и одним из государственных языков. Он изучается в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. По данным переписи 2010 года, более 1 миллиона граждан России говорят на чувашском языке.

История

Древние предки чувашей были колующим племенем савиров, также известным как сувары. Они жили на Западном Прикаспие с II века нашей эры. В VI веке они начали переселение на Северный Кавказ, и там часть из них создала гуннское царство, а другая часть была разгромлена и вынуждена уйти в Закавказье. В VIII-IX веках потомки савиров основали поселения в Среднем Поволжье и стали частью волжских булгар. В этот период происходит активное взаимодействие в культуре, религии, традициях и обычаях между народами.

Внешность

Чувашский берет что это. %D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B812. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-%D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B812. картинка Чувашский берет что это. картинка %D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B812. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

У чувашей внешность сформировалась под влиянием сложной истории миграции пранарода и смешения с представителями булгарских и азиатских племен. Современные чувашские люди имеют разнообразные типы внешности:

С генетической точки зрения нет чистой «чувашской гаплогруппы»: все представители этой нации имеют смешанное расовое происхождение. В сравнении с остальными чувашами, можно выделить следующие гаплогруппы:

Также, были найдены генетические связи между чувашами и соседними народами. Например, марийцы, проживавшие вместе с болгаро-суварами и называвшиеся горными черемисами в Средневековье, имеют общую мутацию гена хромосомы LIPH, которая вызывает преждевременное облысение.
Среди особенностей внешности стоит отметить следующее:

Исследователи прошлого и настоящего отмечают мягкие черты лица, дружелюбное и открытое выражение лица, связанное с характерными чертами. У чувашей игривая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, чувашский народ всегда был известен своей прилежностью, чистоплотностью, привлекательной внешностью и аккуратным поведением, что производит приятное впечатление.

Одежда

Ежедневно в своей жизни чувашские мужчины одевались довольно просто: они носили просторные рубахи и штаны, сделанные из домотканого сукна, которое делалось из льна и конопли. Их образ дополняла простая шляпа с узкими полями, а обувь создавалась из кожи или лыка. Вид обуви различался в зависимости от места, где проживали чуваши: западные чуваши предпочитали ходить в лаптях с черными портянками, а восточные — в лаптях белого цвета. Интересно, что мужчины носили онучи (уши) только зимой, а женщины носили их круглый год.
В отличие от мужчин, женщины предпочитали выглядеть привлекательно не только в свадебные и религиозные дни. Их традиционная одежда включала в себя длинную рубашку, напоминающую тунику, и передник, сделанный из белого покупного или домотканого сукна.
Западные вирьялы дополняли свою одежду нагрудником, вышивками и аппликациями. Восточные анатри не использовали нагрудники, а фартук был изготовлен из клетчатой ткани. Иногда поясе присутствовал альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности», висевший внизу от пояса и доходивший до середины бедра. Неотъемлемой частью национального костюма был головной убор, который у чувашских женщин использовался в разных вариациях. В повседневной жизни они носили светлые платки, холщовые сурпраны или повязки, похожие на арабские чалмы. Один из символов народа — тухъя, шапочка, напоминающая шлем и богато украшенная монетами, бисером и бусинами.

Этому народу также нравились другие яркие аксессуары. Женщины использовали расшитые бисером ленты, которые проходили через плечо и шло под рукой, а также украшения для шеи, пояса и груди, а иногда — и на спине. Орнаменты были отличительной чертой — строгими геометрическими формами и зеркальностью, а также абсолютным изобилием ромбов, восьмёрок и звёзд.

Жилище

Чуваши оседались в маленькие поселения и деревни, которые именовались ялы и находились рядом с реками, озерами и оврагами. На юге региона господствовал линейный тип расселения, а на севере — традиционная гнездовая форма. Обитали родственные семьи обычно по разные стороны яла, оказывая друг другу помощь и поддержку в быту. Последующее увеличение населения в поселениях и появление традиционного современного планирования улиц произошли в данном регионе только в XIX веке.
Жилища чувашей были сделаны из качественного дерева, сутулялись соломой и смолотой глиной. Очаг находился внутри дома и имел вытяжной трубопровод, а сам дом имел прямоугольную или квадратную форму. Во время контакта с бухарами много чувашских домов были оснащены прозрачными окнами, однако в дальнейшем большая часть их была заменена на специально обработанные пузыри.

Двор имел форму прямоугольника и обычно касался двух сторон. В первой части размещались главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и другие хозяйственные постройки. Продукты сохранялись в сухих погребах, известных как нухрепа. Во второй части создавались огороды, застройки для скота и, иногда, местонахождение снопов и сена. Вторая часть служила также для размещения бани, которая присутствовала на каждом дворе. Часто вместе с баней делали искусственные пруды или предпочитали располагать постройки рядом с естественными водоемами.

Семейный уклад

Семейные отношения и уважение к старшим являются главным богатством чувашей. Со временем стало принятым, чтобы три поколения жили в одном доме: пожилым трепетно ухаживали, а они, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор чувашей пропитан песнями о любви к родителям, и такие песни даже преобладают над обычными песнями о любви.
Хотя существует гендерное равенство, матерь имеет особое значение для чувашей. Ее имя не упоминается в кривых или пошлых разговорах, находках, даже если речь идет оскорбить человека. Верится, что ее слова исцеляют, а проклятие – самое страшное, что может случиться. Притча чувашей «Каждый день угощай мать блинами, как свой подел своей ладонью, и все равно ты не сможешь отдать ей добро за добро, труд за труд» говорит о том, что матери заслуживают всего самого лучшего.

Для чувашей дети также важны в семейной жизни, как и родители: они любят и ухаживают за ними, независимо от степени родства. Поэтому в традиционных поселениях чувашей почти нет сирот. С детства балуют детей, но также учат их труду и финансовой грамотности. Они также поощряют желание быть нравstolnom людям, что означает внутреннюю красоту и душевную сущность, которые можно видеть у каждого.
До введения христианства практиковалось многоженство, а также традиции сорората и левирата. Это означало, что после смерти мужа жена должна была выйти замуж за его брата. Сорорат позволял мужу оставаться в браке с одной или несколькими сестрами жены. Правило уголь го дочет перемещать наследство младшему в семье; поэтому младшее дитя ti obichno остаёtsь nuЯzyомве Своёgo roвяого дома, накуриивaeт оmbu, и помагаеm-еm v домашних делах.

Мужчины и женщины

У чувашей мужчины и женщины обладают равными правами: мужчина отвечает за все дела вне дома, а женщина полностью отвечает за быт. Интересно, что она имеет возможность самостоятельно использовать доход, полученный от продажи продуктов со двора, таких как молоко, яйца и ткани. В чувашском обществе особенно высоко ценятся трудолюбие, честность и возможность рожать детей.

Рождение мальчика, особенно почетно, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше. Однако, появление дочерей вызывает дополнительные трудности, так как для каждой из них требуется значительное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше, так как это позволяет накопить большее состояние и полностью освоить все тонкости управления домашним хозяйством. Молодых мужчин, напротив, выдавали замуж, как только возможно, поэтому в традиционных семьях мужчина часто был на несколько лет моложе женщины. Однако женщины имели право наследования со стороны родителей и мужа, поэтому они часто занимали руководящие позиции в семье.

Жизнь

Сегодня, так же, как и на протяжении всей своей истории, сельское хозяйство все еще играет главную роль в жизни чувашей. Веками народ активно занимался земледелием, применяя системы трехполья или подсечно-огневого типа. Важными культурами были пшеница, рожь, овес, полба, горох и гречиха.
Для создания тканей выращивали лен и коноплю, а для изготовления пива — хмель и солод. Чуваши всегда славились как прекрасные пивовары: каждая семья имеет свой собственный рецепт пива. Для праздников производились более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производились из пшеницы.

Животноводство не было таким популярным, потому что в регионе было недостаточно пастбищей для скота. В домашних хозяйствах они разводили лошадей, коров, свиней, овец и птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей было пчеловодство. Вместе с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши всегда занимались огородничеством и выращивали репу, свеклу, лук, бобовые культуры, фруктовые деревья и позже — картофель. Среди ремесел особенно популярными были резьба по дереву, плетение корзин и мебель, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Большие достижения были достигнуты в области деревообрабатывающих промыслов: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.

Религия

В настоящее время большинство чувашей официально исповедуют христианство, но все еще существуют общины, которые придерживаются традиций язычества и религиозного синкретизма. Некоторые чуваши исповедуют суннитский ислам в небольших группах.
В древности чуваши верили, что мир имеет форму куба, и чуваши находятся в его центре. Земля окружена океанами и постепенно разрушается. Верилось, что когда край земли дойдет до чуваши, настанет конец света. Вдоль боковых сторон куба были богатыри, охраняющие его, а внизу находилось царство зла, а на верху — божества и духи покойных в детском возрасте.

Несмотря на то, что они исповедовали язычество, у них был один верховный бог Тура, который руководил их жизнями, наказывал их бедствиями и испускал громы и молнии. Зло представлялось в облике божества Шуйттан и его слуг — злых духов. После смерти они мучали грешников в девяти котлах, поддерживая пламя вечности. Однако чуваши не верили в существование ада и рая, а также отвергали идею перерождения и переселения душ.

Традиции

После развития христианства языческие праздники перенеслись на православные. Наибольшее количество религиозных праздников приходилось на весеннее время года и было связано с сельским хозяйством. Так, празднество зимнего равноденствия Сурхури уведомляло о наступлении весны и увеличении продолжительности солнечного дня. Затем за ним следовал аналог Масленицы — праздник Саварни солнца. После этого несколько дней отмечали Манкун, который совпадал с православной Радоницей. Празднование продолжалось несколько дней, и в это время были произведены жертвоприношения солнцу, а также проведены обряды по поклонению предкам. Еще один месяц празднований был в декабре: в культуре считалось, что духи предков способны послать как проклятия, так и благословения, и поэтому их нужно постоянно умироточивать весь год.

Известные чуваши

Один из известных жителей Чувашии – Василий Иванович Чапаев, родившийся недалеко от Чебоксар. Этот замечательный человек стал символом революции и стал героем национального фольклора. Его история не только наталкивает на создание фильмов, но и вдохновляет на создание остроумных анекдотов, в которых рассказывается о славных русских викториях.

Андрес Николаев, также родом из Чувашии, стал третьим советским гражданином, отправившимся в космическое путешествие. Вот только можно похвалить Андреса Николаева. Ведь он отображал героизм не только здесь на Земле, в своей родной стране, но и за пределами планеты Земля, поскольку Андрес Николаев работал на орбите без скафандра в первый раз в истории человечества.

Древняя история и богатая культура Чувашии и их жителей сохранились до наших дней благодаря соединению традиционных верований и обычаев, а также благодаря любви и приверженности к своему русскому родному языку. Этот щедрый дар позволяет сохранить накопленные знания и передать их следующему поколению, чтобы сохранилась достоверность и оригинальность в искусстве и культуре чувашского народа.

Видео

Источник

Тайны одежды чувашей

Чувашский берет что это. ead788e67c002a7de9ba17e40ff17d62. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-ead788e67c002a7de9ba17e40ff17d62. картинка Чувашский берет что это. картинка ead788e67c002a7de9ba17e40ff17d62. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

Костюмы чувашей позволяют изучить историю и традиции этноса, – утверждают в публикации «АиФ-Казань».

Почему древние люди считали чувашских женщин амазонками и какой цвет был особенным в их одежде, унаследованным от предков-булгар, рассказала модельер и главный редактор газеты «Сувар» Ирина Трифонова.

Чувашский берет что это. b1310 5. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-b1310 5. картинка Чувашский берет что это. картинка b1310 5. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

Белые рубашки с орнаментами на груди, которые носили как мужчины, так и женщины, чуваши унаследовали от предков-булгар. © / газета «Сувар»

Ирина Фёдоровна создаёт современные костюмы, стилизованные в национальном духе, уже более десяти лет. Их заказывают представители чувашской диаспоры из разных регионов России. Её коллекции были отмечены призами на международном конкурсе «Экзерсис» в Казани и в конкурсе «Лучший национальный стилизованный костюм», проводимом Ассамблеей народов Татарстана.

Семейный герб

Классический чувашский национальный костюм сложился в XII-XVIII веках. Он является своего рода историческим документом, через который можно изучить историю и традиции чувашского народа. Например, в одном из его элементов – белой рубашке с орнаментами на груди, которую носят и мужчины, и женщины, – воплощены особенности предков-булгар.

«У чувашей белый цвет считается символом чистоты, – рассказывает Ирина Трифонова. – В древности ему приписывались магические свойства. У чувашей был обычай проводить специальный «белый» период в начале лета после посева. В этот период было запрещено прикасаться к засеянной земле. Мужчины и женщины надевали белые рубашки и выходили на улицу. Девушки устраивали собрания, где занимались вышивкой по белой ткани. Полагали, что если в это время вышивают на синей или красной ткани, боги разгневаются и посылаемых на поля вряд ли радуют дождем. Если же кто-то выходил на улицу в яркой одежде, его обливали водой, чтоб привлечь в деревню дождь и не потерять урожай. Как говорят некоторые старожилы, на протяжении трех дней кусочки одежды разбрасывались с ветхов и веранд. За их вид, положение, окраску и запах судили о контингенте чужих пастбищ, пасек и размещения пожировавших урожaj хищников».

Чувашский берет что это. b1311 2. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-b1311 2. картинка Чувашский берет что это. картинка b1311 2. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

Внучка чувашского просветителя Ивана Яковлева. Фото предоставлено газетой «Сувар»

По сообщению модельера, в XIX веке для платьев уже начали использовать материал, который напоминал шотландку и сочетал в себе красный, белый, зеленый и черный цвета. Красный символизировал защиту от зла, черный — землю, зеленый — жизнь. Если раньше женская одежда состояла из платья-рубашки с вышивкой и фартука, то позже стали надевать так называемое двойное платье. Оно состояло из укороченной сорочки снизу и широких штанов до колен. Сверху надевалось длинное платье-рубашка свободного кроя. В то же время женщины всегда стремились подчеркнуть свою талию. Например, они завязывали фартук, когда занимались домашними делами. А на праздничное платье надевали вышитый пояс с кистями. Если женщина готовилась к особому мероприятию, она надевала сохман. Это была верхняя одежда, которая всегда была короче платья-рубашки. Сохман напоминал сюртук или кафтан. Летом его делали из тонкого материала, а зимой они носили утепленные сохманы из овчины. Хотя на фотографиях иногда видно чувашей в лаптях, но они в основном носили кожаную обувь. В XIX веке модницы по праздникам преображались в сапожках со шнуровкой.

По одежде можно было понять человека не только по его возрасту и социальному статусу, но также и по его семье и месту происхождения. Каждая семья имела свой особенный рисунок, свой родовой «герб». У женщин такие семейные символы чаще всего украшали подол платья-рубашки. В качестве основы для орнаментов использовались древние чувашские руны.

Одна из самых распространенных рун — «дерево жизни». Эта руна сегодня украшает современный герб Чувашии. Она изображает могучий дуб, который очень ценится этим народом за то, что способен преодолевать все препятствия и выдерживать любые трудности. Часто на национальных вышивках можно увидеть восьмиконечную звезду — руну, символизирующую солнечный свет, который дарит жизнь и приносит благополучие. Три восьмиконечных звезды чуваши называют «три солнца». Они выражают девиз чувашского народа: «Мы были, есть, будем».

Красавицы в шлеме

Мужская одежда была довольно простой: белая рубашка, штаны, белый или серый халат из сукна. Характерной чертой мужского костюма была вышивка по вороту рубашки. Для вышивки использовали главным образом черный, зеленый и красный цвета, а вырез рубашки вышивали черной шерстью. У женщин главным украшением считалась головная убор.

Чувашский берет что это. b1312 0. Чувашский берет что это фото. Чувашский берет что это-b1312 0. картинка Чувашский берет что это. картинка b1312 0. В арсенале головных уборов, принадлежащих чувашским женщинам, можно выделить две группы: покрывала и шапки. Группа покрывал включает в себя различные украшения, такие как головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Такие уборы надевают замужние женщины. Отдельное место занимает покрывало невесты (пёркенчёк).

Замужняя женщина носила головной убор с открытым верхом (хушпу). Фото предоставлено газетой «Сувар»

Костюм женщины отличается от костюма незамужней девушки прежде всего головным убором. Головной убор девушки называется тухья, который представляет собой шапочку из холста, напоминающую форму шлема. Степные чуваши носили тухью остроконечной формы, в то время как в других районах она могла быть круглой. В прошлом тухью полностью обшивали серебряными монетами, но сейчас она украшается бисером. В подобном головном уборе чувашская женщина становится похожей на амазонку. В истории говорится, что такой образ был создан не случайно. В древности женщины чувашей могли сражаться с противниками наравне с мужчинами, а в мирное время они были партнерами своих мужей. Во время праздников красавицы чувашских женщин не только подавали блюда мужчинам и их гостям, но и сидели за одним столом вместе с представителями сильного пола».

Замужняя женщина носила головной убор с открытым верхом, называемый хушпу. Если полностью закрытый головной убор символизировал девственность девушки, то хушпу означал, что женщина вышла замуж, имеет детей и потомков. Ещё одной важной деталью костюма является рукавная манжета рубашки с и вышитыми розочками. Женщины, кормившие грудью своих детей, вышивали на груди две симметричные розочки с узорами, называемыми кеске. Это было не только талисманом для матери, но и оберегом для ребенка, чтобы у женщины не иссякало молоко и чтобы ребенок рос здоровым. У остальных женщин, девушек, юношей и пожилых людей рукавные манжеты украшались асимметричным декором.

В связи с отсутствием банков в древности, женщины хранили свои богатства при себе. Они носили массивные нагрудные украшения из серебряных монет, ведь серебро, так же как и белый цвет, символизировало чистоту.

Были специальные костюмы для каждого случая в жизни. Самая роскошная и красивая одежда делалась для свадьбы. Невеста наряжалась в лучшую белую рубашку с вышивкой и надевала украшения. Во время свадебного торжества ее сажали за стол на особую подушку, а на голову надевали белое покрывало поверх тухьи. Сватов на свадьбе можно было легким движением глаз узнать по черепашному или яркому платку и шапке со меховой отделкой. Частью свадебного костюма были также платки с роскошными узорами, бахромой и кистями. Их завязывали на концах рукавов, пристегивали под мышки или держали в руках. Жених и его друзья прикрепляли к своей одежде белые льняные платки с красной бахромой, сложенные в форме треугольника. Платки считались талисманами, предохраняющими молодых от порчи и сглаза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *