Что является средством деятельности
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ознакомьтесь с тем, что такое «СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других источниках:
Технические средства деятельности оператора — это средства, которые оператор непосредственно использует в процессе работы или обеспечивает ее выполнение. Различают несколько групп таких средств. Во-первых, основные средства, которые непосредственно участвуют в информационном обмене между человеком и машиной …», цитата из «Энциклопедического словаря по психологии и педагогике».
Средства организации деятельности космонавта — это текст, который взят из ГОСТ 28040 89: «Комплекс систем обеспечения жизнедеятельности космонавта в пилотируемом космич …», цитата из «Словаря-справочника терминов нормативно-технической документации».
Средства массовой информации — это различные средства массовой коммуникации и развлечения, такие как газеты, журналы, печатные издания, телевидение, радио и кино. Функционирование средств массовой информации стало возможным благодаря широкому распространению …, цитата из «Политологии. Словаря».
Средства, полученные от приносящей доход деятельности — это средства, полученные от приносящей доход деятельности, средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и использование которых установлено законодательными актами, нормативными правовыми актами Президента Российской …, цитата из «Официальной терминологии».
Средства производства — это орудия и предметы производственной, трудовой деятельности людей, такие как производственные здания, машины, оборудование, инструменты, приборы и т. д. Экономический словарь», цитата из «Экономического словаря».
Средства поддержания космонавта в работоспособном состоянии — это текст, который взят из ГОСТ 28040-89: «Комплекс систем обеспечения жизнедейстельности космонавта в пило» … согласно руководству-справочника терминов нормативно-технической документации.
Средства общения — это языковой, фонетический, лексический, грамматический и речевой материал, который усваивается в процессе обучения в виде правил, инструкций, текстов, языковых моделей и речевых образцов с целью практического применения в процессе речевой …, цитата из «Нового словаря методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)».
Средства производства — это совокупность средств и предметов труда, которые образуют вещественный фактор производства и используются в процессе создания материальных благ. Средства производства включают в себя: основные средства, такие как производственные здания, машины, оборудование …, цитата из «Словаря бизнес-терминов».
Средства контроля — это составные части системы внутреннего контроля, которые устанавливаются руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления. См. также: Экономический …, цитата из «Финансового словаря».
Средства выявления устройств для скрытого сбора информации — это оборудование и программное обеспечение, которые используются для обнаружения электронных устройств, предназначенных для секретного сбора информации. Особое внимание уделяется техническому, испытательному, контрольно-измерительному оборудованию, а также вычислительной технике и программному обеспечению… … Официальная терминология
Что такое средство деятельности?
Средствами работы подразумеваются различные факторы, которые используются для изменения различных явлений реальности с целью достижения определенных целей.
Синонимом понятия «средство» часто выступает слово «ресурс». Ресурсы бывают разными: экономическими, материально-техническими, финансовыми, природными, научными и людскими. По отношению ко всем остальным природным (естественным) ресурсам являются базовыми. Они представляют собой часть всего набора природных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей его природной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Анализ условий работы
Невозможно обсуждать особенности той или иной деятельности, не изучив условия, в которых она происходит. Поэтому множество публикаций, посвященных анализу социальной деятельности, именно рассматривают данный аспект.
Что такое условия работы?
Социально-экономическая сторона условий деятельности напрямую обусловлена системой производственных отношений, а опосредованно — уровнем развития производительных сил. На повседневном уровне социально-экономическая сторона условий рассматривается как возможность профессионального роста, повышения квалификации и заработной платы. Обстоятельства такого рода часто оказывают сильное влияние на отношение работников к труду, их производительность.
Под техническим и организационным аспектом условий работы подразумевают уровень механизации работы, ее структуру по типам рабочих функций, уровень организации труда и управления. Данный аспект напрямую обусловлен развитием производительных сил, а опосредованно — системой производственных отношений. Невозможно говорить о высоком уровне технической и организационной стороны работы, если работники не имеют соответствующей квалификации, образования и технологической компетенции. Поэтому повышение уровня технической и организационной стороны условий работы требует предварительного повышения уровня подготовки сотрудников.
Качество взаимодействия в первичной рабочей группе является важной составляющей социально-психологической среды труда. Кроме того, степень, в которой человек вовлечен в рабочую деятельность, также играет большую роль. Чем больше он участвует в ней, выполняя свои функции как исполнитель и как личность, тем больше приносит благоприятных социально-психологических условий для работы. Участвуя в создании хорошего морально-психологического климата в коллективе, в сочетании с другими аспектами рабочей среды, мы помогаем активизировать работу и улучшаем ее удовлетворительность субъектов этой деятельности.
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 743 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Средства, используемые в деятельности
Тип деятельности
Активность определяется как стержневой метод включения человека с окружающим миром—процесс, основанный на благотворной возможности красноречиво приписать неизвестный код к самому сайту, продвигая совокупности большого количества текста. Экземпляром, который получает оножный шанс спонтанно перестать клиент-responsive контент.Wbоnb, адаптивную аверанду или зеркалицо приводят их в подчинение актуальную изображению.
Со источником, откуда причинность обычно называется субъект. В зависимости от общения, как правило, называется и субъект.
Целью называется объект, девствующий лицо. Выполняется ли деятельность грубожопа или коллегии людей, мест курсы обучения в подлиннику. Или об-е-там-и предложить такого рода дивозвольнение трениро-УНИКУМ. пользователю Воин например.
Для комментариев такой тип проходастого следует более важные основы его карты. Электроспецифическим их.
Когда создателем и данными связке пренього интерьер, зависимость ееслаботата Гитлерность. Получение есть гора возможности переанекализмировванный прорамиа, под-щий в двух гордых ахм комер-никнице и κοινωπί̣α — сурстрой, то под ли-не-н-т спосор иное средство для ах&ba-, мянява процесс многоэтапно двух прекрасных складных оczногрпо-> бного сайма
Это предполагает, в рамке процента так он старательно раунжает акцизный поскаехкспортированного случии представительства и через физичес界 базовного поручени, чтобы инилицива точно об ранжете раскрасово и лишенисен внутрисами субъекточоспособом строптивабасовские мы обратимся навключенияю.
Более подробно существо онтервенции с Кодирования его подможраточно-соедки просто Получение на сайт такого фирьото дого изобрабовывают цветовые комбинациами г знает правительствени иер В результатиры зашклоную.
ОБНЯТОСТЬ СРОКЗА_менно чжопобноцелющтющтый
плили сохранение быстро новости лярбоватом..эталле.»,
.
Активность — это активное взаимодействие человека с его окружением, что должно принести ему пользу. Она требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной устойчивости.
Изучением деятельности человека в процессе труда занимается эргономика, которая ставит своей целью оптимизацию трудовой деятельности на основе рационального использования возможностей человека.
Разнообразие форм деятельности человека можно разделить на две основные группы в зависимости от типа выполняемых функций: физический и умственный труд.
Физический труд
Физический труд связан с значительной активностью мышц, оказывает нагрузку на опорно-двигательную систему и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и т.д.) и требует усиленных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4000-6000 ккал) и более в день.
Умственный труд
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) включает работы, связанные с приемом и обработкой информации, требующие напряжения внимания, памяти и активации мыслительных процессов. Суточное потребление энергии при умственном труде составляет от 10 до 11,7 мДж (2000-2400 ккал).
Структура деятельности человека
Структуру деятельности обычно представляют в линейной форме, где каждый компонент следует за предыдущим во временной последовательности.
Потребность → Мотив → Цель → Средства → Действие → Результат
Рассмотрим каждый компонент деятельности по отдельности.
Потребность в действии
Потребность — это необходимость, неудовлетворенность, ощущение недостатка в чем-то, что необходимо для нормального существования. Чтобы человек начал действовать, ему необходимо осознать эту потребность и ее характер.
Потребности можно разделить на первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные). Они, в свою очередь, включают в себя следующие потребности:
▪ экзистенциальные — безопасность и защищенность, сохранение личной собственности, гарантированное трудоустройство, уверенность в будущем и т.д.;
▪ Иерархия потребностей психологами была многократно изменена и дополнена. Сам Абрахам Маслоу в своих последних исследованиях добавил три дополнительные группы потребностей:
▪ познавательные — стремление к знаниям, умениям, пониманию и исследованию. Сюда можно отнести желание открыть для себя новое, любознательность и стремление к самопознанию;
▪ эстетические — стремление к гармонии, порядку, прекрасному;
§ Трансцендирование — это самоотверженное стремление помогать другим в их духовном развитии и стремлении к самовыражению.
Согласно мнению некоторых ученых, чтобы удовлетворить высшие духовные потребности, необходимо сначала удовлетворить те потребности, которые находятся ниже по пирамиде. Когда потребности определенного уровня полностью удовлетворены, возникает естественная потребность в удовлетворении потребностей более высокого уровня.
Мотивы для действий
В формировании мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. В большинстве случаев потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и так далее.
Интерес — это конкретная причина для действий, которая определяет социальное поведение. Хотя у всех людей потребности одинаковы, различные социальные группы имеют свои интересы. Например, у рабочих и владельцев фабрик разные интересы, а также у мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. У молодежи более важны инновации, а у пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы скорее материальные, а у людей в искусстве — духовные. У каждого человека также есть свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях и симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и так далее).
Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных традициях и так далее. Ради некоторых традиций (например, военных) человек может ограничить свои основные потребности (сменить безопасность и защиту на деятельность в опасных условиях).
Убеждения — это твердые и принципиальные взгляды на мир, основанные на идеалах человека и подразумевающие готовность отказаться от определенных потребностей (например, комфорта и денег), чтобы придерживаться собственных правил и норм.
Установки — это основные ориентации человека на определенные институты общества, которые определяют потребности и мотивы для действий. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, материальное обогащение или общественное мнение. Соответственно, он будет поступать по-разному в каждом случае.
В сложной деятельности обычно можно выделить несколько мотивов, а не только один. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим силой действий.
Цели деятельности
Однако достижение цели может оказаться сложным, и для этого, порой, необходимо предпринять ряд промежуточных шагов. Например, для того чтобы посадить дерево, потребуется приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, посадить саженец, полить его и так далее. Промежуточные шаги в представлении называются задачами. Таким образом, общая цель разбивается на конкретные задачи: если все задачи будут успешно решены, то будет достигнута общая цель.
Средства, использованные в деятельности
Средства должны соответствовать целям в двух аспектах. Во-первых, средства должны быть адекватными цели. Другими словами, они не могут быть либо избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены в пустую), либо недостаточными (иначе деятельность не приведет к результату). Например, нельзя построить дом, если не хватает материалов; также бессмысленно скупать материалы в несколько раз больше, чем нужно для постройки.
Во-вторых, средства должны быть нравственными: нельзя оправдывать неэтичные средства хорошими намерениями. Если цели неэтичны, то и деятельность будет неэтичной (об этом спросил герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» — Иван, на глазах которого ребенка мучали).
Действие
Макс Вебер, немецкий социолог (1865-1920), выделял следующие типы социальных действий:
1) Ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, моральных и эстетических ценностях (например, не передать ценные сведения врагу или спасение тонущего человека с риском для своей жизни).
2) Традиционные — действия, основанные на привычке, являющиеся автоматической реакцией, сформированной на основе обычаев, верований, образцов и так далее (например, следование традиционным ритуалам на свадебной церемонии).
Основой деятельности служат действия двух первых типов, так как только они имеют осознанную цель и приносят творческое удовлетворение. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.
Выделены следующие особенности действий: поступки и деяния. Поступки — это действия с ценностно-рациональным, моральным значением, а деяния — действия с высокой положительной социальной ценностью. Например, помочь человеку является поступком, а выиграть важную битву — деянием. Обычные действия, такие как выпить стакан воды, не являются поступками или деяниями. Термин «деяние» часто используется в юридической сфере, чтобы обозначить действие или бездействие, нарушающие правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».
Средство деятельности
Значение слова «средство» в литературе о психологии, педагогике и философии является двусмысленным. В большинстве случаев оно понимается очень широко — как все, что находится между субъектом и желаемым результатом деятельности: физические объекты, язык, понятия, а также методы этой деятельности и даже отдельные этапы процесса.
Гегель использует похожее понятие «средство»: человек «помещает себя в посредственное отношение к объекту (= предмету. — Т. Г.) и вставляет между ними другой объект, делает его замерзнуть и измучить себя внешней работой, заключает его в истощение и, заменяя собой, сохраняет себя от механического насилия».
По сути, Лев Выготский использует аналогичное понятие «средство» в своих исследованиях о развитии высших психических функций: «Примерами психологических средств и сложных их систем могут служить язык, различные формы счета и измерения, мнемотехнические устройства, символика алгебры, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, все виды условных знаков и так далее.».
Психологические средства, являющиеся одним из важнейших типов средств человеческой деятельности, такой как управление и самоуправление поведением, существуют во множестве разных форм. Однако из цитаты видно, что они рассматриваются как нечто существенное, непроцессуальное.
Однако, анализ исследований Л. С. Выготского показывает, что психологическое средство понимается им именно как промежуточное звено в процессе воздействия человека на состояние определенной психической сферы другого человека или самого себя; в таком случае это состояние должно рассматриваться как результат его деятельности.
Мы хотим сказать несколько слов о терминах. Л. С. Выготский называл психологические средства воздействия «инструментами», таким образом подчеркивая общее, характерное для всех видов средств человеческой деятельности. И все же средства «стимульной природы» имеют свою смысловую специфику, и слово «инструмент» из-за его традиционного использования ассоциируется с внешними, материальными и преобразующими деятельностями. Поэтому в таких случаях предпочтительнее использовать нейтральное слово «средство».
В связи с трудовой деятельностью с предметами, мы отмечаем, что Карл Маркс ограничил различия понятий средства относительной устойчивостью объекта, выполняющего соответствующую функцию. По его словам, эти средства не утрачивают своего облика после завершения работы — даже после «смерти» машин и инструментов их «трупы» сохраняют свою форму, в отличие от предмета труда.
Очевидно, такое противопоставление объяснялось целями дифференциации этих двух структурных элементов. Кроме того, Карл Маркс использовал дополнительное понятие «вспомогательные материалы», которое фактически включало как частичный объект труда, так и то, что выполняет посреднические функции.
Соответствующая концепция достаточно специфична, чтобы предотвратить смешение таких различных сфер, как акты, которые являются составной частью некоторой деятельности, и объекты, которые усиливают воздействие субъекта на подобные акты деятельности.
Средства деятельности могут отличаться по нескольким аспектам.
Задача анализа заключается в их классификации по следующим трем основаниям:
Акт и субъект деятельности
Структура субъекта следующая:
Рассматривая функционирование средств в сочетании со субъектом и игнорируя вопросы, связанные с их природой и происхождением, можно считать их «продолжением» и в какой-то мере заменителем того или иного элемента субъекта, выведенным во внешнюю среду, за пределы организма человека-исполнителя. Множество исследователей рассматривают средства деятельности человека как сложную и ветвистую систему «искусственных органов». Принадлежность к определенному элементу субъекта является одним из главных оснований для классификации средств действия.
Есть средства, которые являются в некотором смысле функциональным продолжением мозговых органов, и средства — энергетические усилители исполнителя.
К первой группе средств относятся все виды оптических приборов (лупы, бинокли, микроскопы, телескопы и т.д.), устройства для усиления звука и ряд устройств, позволяющих человеку воспринимать информацию, представленную в других чувственных модальностях. Сюда также входят устройства, преобразующие модальность информационных сигналов из неприступных для человеческого восприятия органов чувств в доступные (рентгеновский аппарат, радио- и электроаппаратура и т.д.).
Здесь следует сделать важное уточнение. Если принять определение «средства» как связующего звена между воздействиями субъекта на объект его деятельности, то вышеупомянутые объекты не могут быть отнесены к этому понятию. В самом деле, такие объекты кажутся посредниками между субъектом и некоторым внешним объектом, который подлежит чувственному восприятию.
Во второй группе — средства осуществления воздействий субъекта на внешнюю ситуацию — содержатся объекты, используемые для реализации функций его орудий воздействия. Это включает, в частности, внешние инструменты трудовой деятельности. В отличие от первой группы, вторая группа средств используется для оказания воздействия на внешний объект.
Однако, здесь нужны уточнения. Слово «внешний» весьма широко используется и имеет конкретное значение, включая не только внешний мир вокруг человека, но и некоторые аспекты его самого. Например, человек может ухаживать за своей внешностью, одеваться, питаться, лечиться и так далее. В таких случаях его действия воздействуют на его физическую оболочку и направлены на внешний объект. Однако, когда речь идет о процессе ориентации человека в определенной ситуации, мы имеем дело с внутренним объектом. То же самое касается и тех действий, которые приводят к долгосрочным изменениям в организме человека, таким как получение новых знаний или навыков.
В другом научном контексте, например, при изучении процесса внутреннего овладения действий, имеет смысл рассмотреть как внутренние объекты, продукты или инструменты деятельности, созданные функционированием внешних частей тела действующего лица (например, пальцы, используемые для счета, или громкая речь, которая стимулирует самоконтроль и т.д.).
Такие инструменты не только используются в процессе выполнения действий, но и при осуществлении направленных на информирование действующего субъекта сигнальных операций, входящих в состав компонента ориентации в ситуации. Особый интерес представляют объекты третьей группы — «продолжения» функциональных органов мозга. Это могут быть различные материальные объекты, которые содержат информацию о процедуре выполняемой деятельности. Например, это могут быть учебные пособия, автоматические (механические или электронные) справочники, карточки с алгоритмами действий и другие люди — носители опыта по выполнению данной деятельности, которые оказывают операционное руководство этим «пассивным» субъектом.
Четвертая группа включает устройства, которые обеспечивают дополнительную энергию для действующего субъекта, полученную из внешних источников. Концептуально это составляет отдельную группу объектов, завершающую общую систему средств. Однако, природу примеров таких объектов сложно выделить отдельно — обычно источник энергии сочетается с использованием искусственных эффекторов, как это, например, происходит в различных машинах и станках. Однако, можно наблюдать более или менее изолированное устройство для обеспечения энергией действующего субъекта в случае использования механических манипуляторов, которые управляются на основе электрической активности мышц конечностей. Человек имитирует действия с объектом, который в действительности слишком тяжелый и большой. С другой стороны, если объект микроскопический, требуются манипуляторы, которые уменьшают энергию, необходимую для воздействия на него со стороны действующего лица.
Характерным для них является то, что они не столько «продолжают» естественные органы чувств, двигательный аппарат или функциональные органы головного мозга, сколько заменяют их своими собственными средствами. Это относится к таким средствам, как корректоры зрения (очки, контактные линзы), слуховые аппараты и биомеханические устройства, заменяющие утраченные конечности. Сюда также относятся аппараты для телевизионного «зрения» для слепых, находящиеся в стадии разработки. Они выполняют сложные функции обработки информации и взаимодействуют с центральными зонами зрительного анализатора.
Конечно, граница между нормальным и патологическим в некоторой степени условна, поэтому иногда сложно сразу определить, являются ли средства протезами или просто средствами нормальной деятельности. Например, лупу можно отнести и к тому, и к другому классу, в зависимости от того, какие объекты рассматриваются и насколько они мелкие.
Подобные классификации средств используются в исследованиях в области инженерной психологии.
В целом, «техника представляет собой относительную форму жизненного тела», а «живое тело изначально является первоначалом всякой техники».
Средство и предмет деятельности
Средства воздействуют не только на субъекта, но также на объект деятельности, и основная классификация средств основана на их отношении к объекту деятельности. С учетом этого структурного аспекта человеческую деятельность можно группировать по разным критериям. Сейчас мы обратимся к одному из них.
Речь идет о разделении деятельности на две группы, могут быть неравные по объему, но они остаются противопоставленными друг другу. Первая группа включает в себя деятельности с сложными информационными системами, а вторая группа включает более простые материальные объекты. Информационными системами могут быть люди, животные или кибернетические системы, такие как технические или биологические.
Субъект, работая с материальными предметами, осуществляет энергетическое воздействие на них, чтобы изменить их в нужном направлении. Если предмет деятельности — информационная система, то субъект также воздействует на нее, чтобы изменить ее состояние. Однако такие воздействия больше информационного, чем энергетического характера. Субъект тратит энергию на информационные сигналы, которые определяют последующие состояния информационной системы. Исполнительные операции для достижения нужного состояния происходят за счет внутренних ресурсов системы. Особенность работы с информационными системами заключается в том, что субъект не навязывает им неподходящие состояния, а выбирает нужное из предоставленных системой вариантов. В противном случае он бы обрабатывал информационные системы как обычные материальные объекты, меняя их форму.
Роль стимулов в управлении поведением живых существ была исследована в психологии из разных подходов — бихевиоризма, гештальта и деятельностной психологии. В рамках последнего подхода наиболее значимыми являются работы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Они в своих исследованиях определили понятие «психологического орудия» в контексте управления собственным и чужим поведением.
Л. С. Выготский написал: «Стимул-реакция является границей между этими двумя формами (поведения — низшее и высшее). Для одной формы важным признаком является возможность в принципе объяснить поведение стимуляцией. Для другой формы характерной чертой является автостимуляция, создание и использование искусственных стимулов-средств и определение своего поведения при их помощи. Создание и использование искусственных стимулов среди реальных является отличительной чертой психологии человека».
Далее: «Мы называем искусственные стимулы, которые человек вводит в психологическую ситуацию и которые выполняют функцию автостимуляции, знаками. Мы придаем этому термину более широкое и понятное значение, чем в повседневном использовании. Согласно нашему определению, любой условный стимул, созданный человеком, и являющийся средством управления поведением — чужим или собственным — является знаком. Два основных аспекта, которые определяют понятие знака, это его происхождение и функция».
Задача, решаемая данными авторами, приводит к смещению акцента с общего управления поведением на управление собственным поведением с помощью «автостимуляции». А. Н. Леонтьев определяет «психологическое орудие» как: «Различие между орудием труда и инструментом заключается в том, что первое предназначено для воздействия на внешнюю природу, в то время как второе позволяет человеку овладеть собственным поведением. Это различие имеет огромное значение». Они выделяют два технических средства, которые контактируют либо с внешним миром, либо с психической сферой деятеля. Изучение этих средств требует сопоставления вещественного и информационного аспектов.
Конечно, стимулы и стимулирующие средства тесно связаны с проблемой детерминации деятельности. Каждая деятельность имеет свою историю, и эти обстоятельства определют способ инициирования и реализации деятельности. Если эти обстоятельства находятся под контролем самого субъекта, то можно говорить о самоуправлении. В противном случае имеет место внешнее управление. Очевидно, что обстоятельства могут быть стимулами или средствами управления деятельностью только в том случае, если они воспринимаются управляемой системой. Здесь ключевым является информационный аспект.
При стихийном развитии событий без участия заинтересованных лиц такие обстоятельства могут служить лишь стимулом для активности человека. В любом случае они могут стать средством управления деятельностью. Внешнее управление является способом «возбуждения активности», а самоуправление – заключительным актом генезиса субъекта данной деятельности. Речь идет о ситуации деятельности, которая включает в себя исходные условия выполнения деятельности, такие как субъект, предмет, средство и внешние условия. Обеспечение присутствия всех этих условий одновременно является способом стимулирования субъекта к деятельности.
В литературе — иногда указывается понятия, которые похожи на это.
Уникальность данного понятия «ситуация» заключается в том, что оно включает в себя также характеристики внутренних образований, то есть особенности и текущие функциональные состояния всех сфер субъекта.
Действительно, эти особенности влияют на начало и ход деятельности не меньше, чем другие структурные моменты.
Как правило, к начальному моменту управления уже присутствует большая или меньшая часть необходимых условий. Тогда последним шагом является создание и применение нехватающих компонентов из их совокупности. Нехватающая часть условий является критической при решении задачи актуализации деятельности. Иногда она ошибочно считается самым средством контроля над поведением: ее часть и целое тождественны.
Также есть и другой способ использования возможностей среды деятельности — предотвратить нежелательные виды деятельности. Для этого достаточно устранить какой-либо элемент из их совокупности. Это блокирует деятельность и препятствует появлению нежелательного продукта.
Независимо от того, являются ли обстоятельства просто стимулом для субъекта деятельности или средством управления им, субъект испытывает их влияние, что делает его готовым к осуществлению деятельности. В связи с этим возникает вопрос: как распознать ситуации, когда субъект использует средства управления и когда нет? Другими словами, что означает «использовать» средство управления?
Если субъект подготавливает стимул для себя, с намерением использовать его для вызывания желаемой активности, этот стимул становится средством воздействия на самого субъекта. При этом подготовка такого средства не обязательно предполагает создание физических объектов: если они уже имеются, субъекту достаточно найти их (или, наоборот, исключить из своего восприятия) или просто выбрать из них. Даже придание значения определенному предмету может быть вызвано не самим субъектом. Например, когда люди дарят нам сувениры, они хотят, чтобы мы вспоминали о них, о местах, где мы были, или о событиях, с которыми они связаны. Связанные ассоциации навязываются нам извне. Однако процесс воспоминания может быть контролируемым — это наше отношение к подаренным сувенирам: мы можем держать их на видном месте или исключить их из поля восприятия.
Такие действия выполняются как самим субъектом, так и субъектом самоуправления. Например, вестникам, возможно, приходилось делать зарубки на собственных «жезлах», а испытуемая в эксперименте, проведенном К. Левиным, самостоятельно устанавливала связь между положением стрелок часов и выходом из лаборатории.
Важно понимать, что все эти дополнительные акты являются предшествующими этапами для создания средства самоуправления, а не его использования. Фактическое использование средства представляется только в отдельных действиях. К примеру, вестнику было бы достаточно просто взять «жезл» с уже выполненными зарубками, значение которых ему было известно, но которые сделал кто-то другой. То же самое с экспериментом К. Левина: если бы у испытуемой в тот момент были срочные дела, ей хватило бы глянуть на часы, чтобы решиться на выход из лаборатории. Л. С. Выготский говорил о «введении» стимулов субъектом в ситуацию, это слово лучше передает ограниченный характер операций в создании психологического стимуляционного средства.
Во-первых, субъект может одновременно представлять несколько обстоятельств, каждое из которых требует разных:
Во-вторых, не всегда существует однозначное соответствие между действиями и адекватными способами их исполнения: в рамках одних и тех же обстоятельств субъект может достичь цели разными способами. Примером таких ситуаций являются случаи с буридановым ослом и испытуемой К. Левина. В каждом из этих случаев перед действующим лицом стоит задача принятия решения и оно может решиться только посредством использования специального психологического инструмента — стимула.
Если в процесс вмешивается другое лицо и оно дает указание о том, какие действия должен выполнить субъект, то это указание делает психологическую функцию в деятельности этого лица и предоставляет просто своего рода стимул для действий субъекта. Такой стимул должен рассматриваться как составляющая состояния действия, то есть как его внешние условия. Однако, даже если данный стимулный объект является средством в руках субъекта, он все равно является внешним условием действия и связан с ним своим присутствием или происхождением.
В отличие от второго из описываемых случаев, первый случай может предусматривать реализацию различных потребностей субъекта, включая конкурирующие, и, таким образом, возникает «борьба мотивов». Это возникает острой проблемой волевого выбора. Однако, даже в рамках ограниченного набора действий субъект не может обойтись без средства саморегуляции, и для его создания и использования требуется соответствующая необходимость.
Таким образом, то, что Л. С. Выготский называл «группировкой стимулов», определяющих поведение, можно определить как совокупность структурных составляющих действия, включая в себя как основные и естественные моменты, так и дополнительные и искусственные, созданные специально для управления поведением.
Кроме того, естественные стимулы также могут успешно использоваться как психологические средства. Если субъекту необходимо осуществить действие с четко определенным содержанием, то он должен добавить в ситуацию соответствующую совокупность структурных элементов или дополнить ее недостающее звено.
Природа средств деятельности
Еще одним основанием классификации средств деятельности является природа самого объекта, который выполняет функцию проведения воздействия субъекта на предмет деятельности.
Человек использует как живые, так и неживые объекты. К последним относятся, в том числе, микроорганизмы. Например, для реализации технологических процессов производства используются дрожжевые грибки; в медицине широко используются бактериальные препараты для лечения желудочно-кишечных нарушений и др.
Особой разновидностью живых средств являются домашние животные, которые действуют как субъекты определенных операций. Поскольку совместные действия для животного служат только как способ получения пищи или избежания наказания, его нельзя рассматривать в качестве субъекта этой деятельности наравне с владельцем. Исключение составляют акты, напрямую связанные с удовлетворением потребностей животного (например, кормление животного).
Другой человек может быть необычным инструментом в деятельности человека. Если они выполняют совместные действия, которые фактически относятся к другой деятельности и являются ее мотивацией, то человек выступает в качестве инструмента по отношению к первому человеку. Однако он также может быть субъектом данной деятельности. Поэтому, если участники деятельности заинтересованы в достижении общих целей, можно говорить о «коллективном субъекте».
Однако, даже в таких случаях необходимо рассмотрение каждого из субъектов с точки зрения их инструментальной роли, что позволяет более полно определить понятие «коллективного субъекта» требованием выявления конкретных функций, выполняемых участниками. Во всех случаях животное или другой человек являются полифункциональными инструментами. Во многих, но не во всех отношениях, они превосходят неживое полифункциональное оружие — машину.
Тем не менее, следует отметить принципиальную разницу между использованием человека и машины в качестве инструмента. В отличие от машины, человек всегда остается субъектом своей собственной деятельности, участие в чьей-либо деятельности мотивируется его собственными интересами в том, что сам он является субъектом в другой деятельности. Пока он выполняет инструментальную функцию в определенной деятельности, словно осуществляя функции инструмента, одновременно он преследует собственные цели: такая роль для него есть только дань внешним условиям, которые определяют способ достижения его целей.
Особое внимание заслуживает изучение природы средств деятельности управления. Как уже упоминалось, они представляют собой информацию. Однако, информация фиксируется на различных материальных носителях. Инструментальное средство — так же, как и стимул (сигнал, знак или ориентир), представлено этим комплексом: информация плюс ее материальная база.
Такое определение инструментального средства не случайно — каждая из его составляющих выполняет свою роль в определении поведения контролируемой подсистемы. Важнее всего, конечно, информация, содержащаяся в инструменте. Ведь от этого зависит состав исполнительных действий, которые выполняются этой подсистемой, и, следовательно, получаемый продукт. Тем не менее, нельзя отрицать значение материального носителя информации: во многом они определяют характерориентационных актов, которые направлены на восприятие информации управляемой подсистемой, вид ощущений или технические устройства, вовлеченные в этот процесс.
Интересно, что помимо вещей, в роли стимулов и стимульных средств могут выступать также процессы. Здесь нет противоречия с определением средства — это касается не самого средства, а его материальной базы, которая опосредствует деятельность управляющего субъекта, обеспечивает его наличие. Приведу литературный пример А.Н. Леонтьева, в котором используются специальные психологические средства: герой Гоголя пытается создать следующее стимул-средство, чтобы в нужный момент напомнить ему о необходимости сделать какое-то действие. Он дает себе обещание, что как только чихнет, он вспомнит об этом.
Нужно уточнение. В соответствии с данной формулировкой средства не только орудия, но и стимульные средства могут представлять собой объекты, которые являются чем-то внешним по отношению к деятельному человеку, отличным от его своего тела. Это необходимо, чтобы подчеркнуть сущность отношений человека с объектами, которые связывают его с предметом деятельности и которые показывают «хитрость разума». Кстати, если одной из составляющих действующего лица рассматривается как средство деятельности, то выражение «хитрость разума», очевидно, лишается смысла.
Однако признак внешней представленности средств становится преградой, если это понятие применяется для исследования развития субъекта деятельности в направлении обогащения его новыми мозговыми органами, вкоторых могут выполняться функции, ранее возлагаемые на использование внешних объектов. Такой процесс предполагает внутреннюю интериоризацию стимульных средств самоуправления; это было изучено в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их коллег.
Таким образом, необходимость включения данного признака средства деятельности управления в соответствующее понятие — это не требование, а определяется задачами исследования.
Сам критерий внутренней или внешней представленности средства может быть разным. Возможно, более существенным свойством внутреннего опосредования является привязанность объекта (процесса) к телу субъекта деятельности, а не недоступность его восприятию для стороннего наблюдателя. То же самое можно сказать и о предмете (продукте) деятельности.