Что такое цок аттестация
Что такое цок аттестация
Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1204
Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме професcионального экзамена
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
3. Профессиональный экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. В целях информирования граждан и организаций о проведении профессионального экзамена на официальных сайтах центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации размещаются следующие сведения и документы:
а) наименования квалификаций и требования к квалификации, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, на соответствие которым центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации;
б) сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
в) перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;
г) комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;
д) почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
е) адреса мест проведения профессионального экзамена;
ж) образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;
з) настоящие Правила.
5. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
а) заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискателем дается согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;
б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
в) иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.
8. В целях обеспечения проведения профессионального экзамена центр оценки квалификаций осуществляет:
а) прием и регистрацию комплекта документов соискателя;
б) рассмотрение и информирование соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения комплекта документов соискателя;
в) определение и согласование с соискателем или законным представителем даты, места и времени проведения профессионального экзамена;
г) проведение профессионального экзамена;
д) оформление результатов проведения профессионального экзамена;
е) оформление и выдачу соискателю или законному представителю свидетельства о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена оформление и выдачу соискателю или законному представителю заключения о прохождении соискателем профессионального экзамена, включающего рекомендации для соискателя).
9. Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов соискателя информирует соискателя или законного представителя способом, указанным в заявлении о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов соискателя и согласовывает с соискателем или законным представителем дату, место и время проведения профессионального экзамена, а также информирует соискателя или законного представителя о процедурах проведения профессионального экзамена.
В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.
В случае если соискателем или законным представителем представлен неполный комплект документов соискателя, центр оценки квалификаций информирует об этом соискателя или законного представителя.
10. Соискатель допускается к прохождению профессионального экзамена на основании документа, удостоверяющего личность.
11. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
12. При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, совета по профессиональным квалификациям.
13. Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором.
14. Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации.
Центр оценки квалификаций не позднее 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.
16. Совет по профессиональным квалификациям на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена:
а) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;
б) принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;
в) направляет в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения в соответсвующий реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.
17. Центр оценки квалификаций на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена оформляет и выдает соискателю или законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя) либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.
18. В случае если договором предусмотрено информирование лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), о результатах профессионального экзамена, центр оценки квалификаций направляет такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).
19. Соискатель вправе направить жалобу в апелляционную комиссию на действия центра оценки квалификации, связанную с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации
Порядок проведения независимой оценки Центром оценки квалификации (далее ЦОК)
1. Соискатель предоставляет в ЦОК:
2. ЦОК осуществляет:
3. ЦОК проводит профессиональный экзамен:
4. ЦОК оформляет свидетельство о квалификации:
Когда и кому надо проводить независимую оценку квалификации работников
С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?
Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.
Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.
Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).
Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.
Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.
Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.
Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:
А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.
Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).
Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.
Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).
На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.
Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.
Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)
Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)
Экскурсовод (уровень 6 квалификации)
Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)
Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)
Работает 44 экзаменационных площадки
Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)
Работает 25 экзаменационных площадок
Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)
Работает 31 экзаменационная площадка
Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)
Работает 32 экзаменационные площадки
Повар (уровень 4 квалификации)
Работает 7 экзаменационных площадок
Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.
Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.
Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).
Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).
Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.
Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).
О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).
В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.
Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.
Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.
Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.
Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.
Обязательна ли независимая оценка квалификации в ЦОК?
Независимые Центры Оценки Квалификации – нововведение правительства, призванное обеспечить специалистам и работодателям объективную оценку уровня профессионализма.
На протяжении 2017-2019 годов государство готовило работодателей и специалистов к внедрению новой, объективной системы оценки квалификации граждан с помощью специализированных организаций – независимых Центров Оценки Квалификации. Необходимость подобной реформы в этой сфере назрела по нескольким причинам:
Эти проблемы, а также другие вопросы, связанные с расхождением между потребностями рынка и возможностями образовательной сферы, были решены с помощью внедрения национальной системы квалификации, главными инструментами которой и стали ЦОК. Переход на подтверждение квалификации через процедуру обращения в ЦОК массово внедряется на рынке труда с 1 июля 2019-го года.
Добровольная и обязательная оценка профессионализма в ЦОК
Согласно ФЗ №238, прохождение проверки в ЦОК является добровольной процедурой и осуществляется только при наличии письменного согласия специалиста. Процесс аттестации может осуществляться двумя путями:
В самом законе о ЦОК упоминается, что проверка в таких организациях является добровольной. Однако её переход в статус обязательной может утверждаться путём повышения требований к квалификации сотрудников. Первой категорией таких специалистов стал техперсонал, обслуживающий лифты. Это связано с ужесточением норм в сфере безопасной эксплуатации лифтового оборудования. В ближайшее время оценка также может стать обязательной для специалистов из финансовой сферы, рабочих, занимающихся сваркой металлов, водителей грузового транспорта и т.д.
Кроме того, сотрудники предприятий, в которых присутствует государственная доля в размере 50%, с 1 июля 2019-го года смогут подтверждать свой профессиональный уровень только наличием результатов аттестации в ЦОК. Летом 2020-го года на эту систему перейдут предприятия всех других форм собственности.
Аттестация в ЦОК – это объективная и прозрачная процедура проверки квалификационного уровня специалиста или рабочего, которая должна стать главным основанием для работодателя при приёме на работу. Наличие у сотрудников подтверждения их квалификационного уровня от ЦОК раз и навсегда может решить вопросы по поводу их компетентности как специалистов.
Многопрофильный центр «Феникс» предоставляет широкий спектр образовательных и экспертно-консультационных услуг по различным направлениям деятельности в области дополнительного профессионального образования, в очной и дистанционной форме.
Сдать экзамены в ЦОК: подтвердить квалификацию
Менеджеры компании ответят на все Ваши вопросы
Независимая оценка квалификации работника
Федеральный закон № 238, вышедший летом 2016 года, определяет порядок действий директоров и сотрудников предприятий по проведению испытаний на экзаменационной площадке ЦОК.
Основной целью разработки законодательных инициатив является сравнение профессионального мастерства сотрудника с имеющимися государственными стандартами каждой профессии. Профессиональный экзамен по независимой оценке квалификации проводят организации, имеющие на это специальное разрешение и обладающие необходимой технической базой.
Законодатели справедливо посчитали, что такая форма контроля станет для владельцев компаний гарантией приема на работу квалифицированного работника. Особенно это касается сфер деятельности, в которых безопасности уделяется максимальное внимание: транспорт, химическое и другое опасное производство, медицина, многие другие отрасли.
Работодатель и работник могут по собственной инициативе отправиться в один из официальных Центров для оформления прохождения экзамена. Процедура носит рекомендательный характер.
Порядок действий и экзамен
Чтобы сдать экзамены в ЦОК, необходимо сделать несколько несложных шагов.
В случае неудовлетворительной оценки, соискатель получает рекомендации по устранению недочетов и возможности повторного прохождения тестирования.
Документы
Закон устанавливает перечень документов, необходимых для предоставления в ЦОК для начала испытаний:
Документы подаются на личном приеме, через представителя или онлайн – через «Личный кабинет».
Преимущества прохождения независимого испытания
Оценка знаний и умений работников является для работодателей необязательной процедурой, проводимой по их инициативе. Однако проведение экзамена имеет преимущества для обеих сторон:
Перечисленные плюсы позволяют считать испытания, предусмотренные законодательством, возможностью всегда быть на работе на передовых позициях и получать достойное денежное вознаграждение.