Что такое цивилизация в экономике

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы

Что такое цивилизация в экономике. C1. Что такое цивилизация в экономике фото. Что такое цивилизация в экономике-C1. картинка Что такое цивилизация в экономике. картинка C1. Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,

одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Вторая классификация цивилизаций

Сравнение западной и восточной цивилизации

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Введение в экономику. Экономическая система и цивилизация (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Экономическая система и цивилизация

В экономической литературе существует множество подходов к периодизации общественного развития экономических систем. Однако наиболее известными являются формационный и цивилизационный подходы.

Начнем с общего понимания формационного и цивилизационного подходов и их соотношения.

Формационный подход трактует уровень развития производственных сил в качестве общего и высшего критерия экономического процесса. С позиции этого подхода выделяют 5 типов экономических систем:

1) первобытнообщинный; 2) рабовладельческий; 3) феодальный; 4)капиталистический; 5) коммунистический.

Однако традиционное пятизвенное деление истории общества на формации давно уже подвергается сомнению. Первобытнообщинный строй изучен крайне слабо, и мы имеем о нем весьма нечеткое представление. Можно ли его считать формацией, если он не был даже обществом в полном смысле этого слова? Неясно также, можно ли считать закономерной и обязательной формацией рабовладение. Но если первобытнообщинный строй, рабовладение, и как многие считают, коммунизм, не являются обязательными ступенями общественного развития, то вся традиционная формационная схема рушится.

Уже сегодня с ней конкурируют концепции четырех формаций (без рабовладения, а в другом варианте без коммунизма), существует и трехформационное деление (первобытнообщинный строй, рабовладение и капитализм или, по-иному, первобытнообщинный строй, рабовладение — феодализм — капитализм и коммунизм). Вспомним, что и Маркс говорил о двух крупных социальных формациях — первичной и вторичной, в которых господствуют две различные формы экономической связи производителей. Для первичной формации характерны непосредственные личные связи, а потому непосредственно общественный характер труда. Вторичная формация характеризуется обособленным частным трудом и основой связи служит обмен товарами.

В своем развитии формации проходят различные стадии. Иначе говоря, в своей эволюции каждая формация повторяет некоторые черты предшествующего общественного развития, точно так же как зародыш повторяет всю эволюцию вида. Действительно, феодализм во многих странах долгое время сохранял явные черты рабовладения. Капитализм (если речь идет не о привитом, пересаженном капитализме) прежде чем развиться на собственной основе сначала прошел нечто похожее на стадии рабовладения и феодализма.

Как известно, черты последующей формации возникают в рамках предыдущей. Но может быть меньше известно, что в рамках более прогрессивных формаций остаются ниши, в которых продолжают существовать отношения, типичные для прежних формаций. Это связано с тем, что формации сменяли друг друга не посредством отмены форм экономических отношений, присущих предшествующим способам производства, а путем сокращения сферы их действия. Сегодня в развитых капиталистических странах существуют элементы феодальных отношений, но важно, что центр тяжести развития системы перенесен в другую сферу.

В последние годы развитие общественных наук нередко сопровождается разработкой новых мировоззренческих подходов и концепций. Необходимость нового методологического подхода к анализу тех эволюционных, а нередко и революционных изменений, которые претерпевают социально-экономические системы в различных странах, очевидна. Эта эволюция явно не вписывается в строгую концепцию формационного развития. Цивилизационный подход чаще всего рассматривается, как альтернатива формационному.

К примеру, в ходе истории выделяют цивилизации — локальные, особенные и всемирную; доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную; западно-христианскую, европейскую, техногенную, капиталистическую и т.д.

В этом смысле цивилизация и формация по своему содержанию, сути дела, однородные понятия. Цивилизация, как и формация, включает в себя и материально-производственную основу, и весь комплекс экономических, политических, правовых, культурных, религиозных и прочих форм человеческого общения, характерных для исторически определенных этапов развития общества.

Нередко трактовка понятия цивилизация отождествляется с мировой цивилизацией, подход к определению которой может быть двояким. Во-первых, можно принять, что мировая цивилизация это сумма многообразных черт разных обществ и, во-вторых, что она сосредоточена лишь в нескольких странах, которые идут в авангарде прогресса. В первом случае мировая цивилизация представляет собой механическое единство всех, весьма различных обществ, во втором она оказывается движимой вперед усилиями лишь нескольких стран и обществ.

Практический вывод из двух последних подходов в самом общем виде примерно одинаков — независимо от того, как определяется цивилизация и какая оценка по шкале цивилизованности выносится нашей стране, речь идет о том, что она должна перенять опыт передовых стран.

Этот вывод, вообще говоря, практически никем не отрицается, даже теми, кто не разделил бы такие представления о цивилизации.

Признание цивилизационного подхода не означает автоматического отрицания формационного. Их соподчинение зависит от того, как определяется цивилизация и, следовательно, само существо цивилизационного подхода. Понятия «цивилизация» и «формация» чаще всего; характеризуют развитие общества с различных сторон и в разных системах координат. Именно поэтому можно говорить о том, что смена формаций — путь развития человеческой цивилизации.

На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства.

Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов.

Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции капиталистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции капитализма, а, следовательно, и его современного облика.

Теория «индустриального общества» возникла в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником можно считать американского экономиста П. Дракера, который опубликовал ряд трудов: «Будущее индустриального человека» (1942), «Новое общество. Анатомия индустриального строя» (1949) и другие.

Капиталистическое общество XIX в. Дракер называет «прединдустриальным». Появление индустриального общества он связывает с ХХ в., с появлением и ростом корпораций.

«Свободное индустриальное общество», по Дракеру, есть сочетание следующих элементов: 1) машинизированное массовое производство со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций; 2) частная собственность на средства производства и деление хозяйства страны на автономные предприятия; 3) сосредоточение управления предприятиями в руках менеджеров; 4) координация деятельности различных хозяйственных единиц и отраслей через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена.

В 50-х гг. теория индустриального общества находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах американского социолога и экономиста У. Ростоу, французского социолога Р.Арона и американского экономиста Дж. Гэлбрейта.

Традиционное общество, по Ростоу, характеризуется примитивной ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве, иерархической социальной структурой и наличием политической власти в руках землевладельцев.

Наиболее разработанный вариант теории индустриального общества принадлежит американскому экономисту Джону Гэлбрейту. Среди основных его работ: «Общество изобилия», «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономическая теория и общественные цели» (1973).

В своей концепции Гэлбрейт выделяет такие характерные черты индустриального общества, как функционирование «индустриальной системы», ведущий институт — корпорация, активная роль государства, использование планирования, слияние крупных корпораций с государством.

Гэлбрейт вводит понятие индустриальная система, которую считает главным элементом западного общества и под которой понимает «ту часть экономики, которая характеризуется наличием крупных корпораций», где корпорация — крупное предприятие, занимающее сильные, близкие к господствующим, позиции в той или иной хозяйственной области. Характерной чертой «нового индустриального общества» выступает также существенное усиление экономической активности государства. Оно регулирует совокупный доход, цены, заработную плату, стремясь обеспечить реализацию всей производимой в стране продукции, воздействует на объем занятости.

Особенностью экономики индустриального общества является ее плановый характер. В условиях конкуренции, по мнению Гэлбрейта, использование планирования на уровне корпораций является необходимостью.

Позднее в работе «Экономическая теория и общественные цели» (1973) Гэлбрейт включает в индустриальное общество не только индустриальную систему, которую в новой работе он именует плановой, но и рыночную систему. Рассматривая противоречия, возникающие между этими двумя секторами индустриального общества, он объясняет многие проявления кризисных процессов современной западной экономики.

Около тридцати лет назад в западной социологической теории оформилась новая концепция, основатели которой пришли к выводу, что к концу 60-х годов XX столетия общество стало утрачивать многие важные характеристики индустриального строя и приобретать новые признаки, позволяющие, если оценивать их в совокупности, говорить о становлении качественно иного социума.

Выдающийся вклад в определение важнейших характеристик западного общества последней четверти XX века принадлежит Д. Беллу. Он, в частности, всесторонне обосновал обусловленность этих черт новой ролью теоретического знания, превратившегося в главный источник технологических нововведений, переходом от производства преимущественно товаров к производству преимущественно услуг, доминированием профессионального и технического класса над традиционным пролетариатом, а также появлением интеллектуальных технологий, дающих ключ к рациональному планированию технологического и социального развития.

Постиндустриальному обществу присущи следующие признаки:

– человек выведен из непосредственного производства (как и предвидел это Маркс), становится рядом с производством, контролирует и регулирует его, используя то, что дано только человеку — разум;

– изменяется общественная организация производства в соответствии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд требует приоритета личности работника, а это значит, что обезличенное экономическое принуждение эпохи «классического» капитализма вытесняется, поскольку становится экономически невыгодным;

– интеллектуальный труд восстанавливает доминирование работника над средствами производства, а это влечет за собой и уменьшение в жизни общества экономической значимости отношений собственности на средства производства;

– в результате возникает новая экономически однородная структура общества (ведь теперь в сфере непосредственного материального производства занято только 10—15% трудоспособного населения, тогда как 80—85% — интеллектуальным трудом и сервисным обслуживанием), это формирует и социальную однородность на основе преобладания акционерных форм производства;

– экономическая и социальная однородность порождает политическую стабильность общественной жизни;

– важным признаком постиндустриального общества выступает удовлетворение материальных потребностей основной массы населения (в еде, жилье, одежде, транспорте), а это, между прочим, единственный вид человеческих потребностей, имеющий предел насыщения (такой уровень насыщения отечественная экономическая теория связывала с приходом «коммунизма», а оказалось, что справиться с этой задачей под силу уже постиндустриальному производству).

Конечно, «постиндустриальное общество» — это не социально-экономическая характеристика: одни считают его по-прежнему капиталистическим, другие — подлинным социализмом, третьи — «смешанным» обществом, в котором имеются и капиталистические, и социалистические признаки.

Источник

1 Типы цивилизаций. Общие черты развитых экономик

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

1) общество с технологиями добычи;

2) господство аграрно-ремесленных технологий;

3) приоритет индустриальных технологий;

4) общество с сервисными технологиями.

Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.

Типы экономических систем, различные подходы к их выделению. Основные элементы.

1 подход. Формационный подход. Был предложен Марксом. Формация-единство базиса(экономические отношения) и общественно политической подстройки. Способ производства: единство производительных сил, производственные отношения. Критерии подхода: 1)Первобытнообщинный способ пр-ва 2)рабовладельческий 3)феодальный 4)капиталистический 5)коммунистический.

2 подход. Новая историческая школа. К. Бюхер взял характер между производством и потреблением. Критерии: 1)Замкнутое домашнее х-во 2)Городское х-во(товарообмен между людьми) 3)Народное х-во(товарно-денежные отношения)

3 подход. Теория постиндустриального общества. Критерии: 1)Степень индустриального развития: а)доиндустриальное (с\\х, земля) б)индустриальная(промышленность, капитал и собственник капитала) в)постиндустриальная (сфера услуг, информация)

4 подход. Цивилизационный подход. Критерии: 1)Форма собственности 2)Форма координационного механизма.

Формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в истори­ческом развитии общества и выделить пять способов материального производ­ства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталисти­ческий и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства.

Цивилизационный подход чаще всего рассматривается, как альтернатива формационному.

Традиционная, или патриархальная экономика — такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Отличительные черты традиционной экономики:

· преобладание ручного труда;

· члены экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть

· ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями;

Плановая экономика (командная экономика), экономика, при которой все (или почти все) ресурсы распределяются централизованно правительством, а не рынком через механизм ценообразования. Вся земля и весь капитал принадлежат государству, а доходы распределяются централизованно. Главные проблемы, связанные с централизованным планированием, — хроническая неэффективность, отсутствие гибкости в распределении ресурсов, дорогостоящее содержание огромного аппарата бюрократии и отсутствие стимулов к производительному труду. Государства с плановой экономикой отличает также авторитарное руководство и отсутствие личной свободы (хотя авторитарное правление возможно и при рыночной, кап.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – это система организации товарного хозяйства, основанная на свободном предпринимательстве, конкуренции (соперничестве) и частной собственности. Организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п.

· многообразия форм собственности на средства производства;

· договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);

· ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

· многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной);

· полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

· свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;

· сосредоточение капитала в руках буржуазии;

· неэквивалентное труду распределение материальных благ.

В рыночных отношениях различают:

Смешенная экономика- это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство. Происходит обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах. Экономическая деятельность строится на базе коллективной частной и государственной собственности. Осуществляется активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы.

Общие черты развитых экономик (социалистической, капиталистической, смешанной):

Социалистической экономика основана на господстве государственной собственности, огосударствлении народного хозяйства, отсутствии конкуренции, директивном планировании, нерыночных хозяйственных связях, уравнительном характере распределения, игнорировании законов товарно-денежного обращения и т.д

Капиталистическая экономика- доминировании частной формы собственности, господство товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства, конкурентный механизм хозяйствования, материальное стимулирования, свободное ценообразование, регулирующая экономическая роль государства, личная свобода, доминирование индивидуального интереса т.д.

Смешанная экономическая система – это разнообразие форм собственности и хозяйствования, качественные сдвиги в отношениях частной собственности, конкурентный механизм, значительная экономическая роль государства, прогнозирование социально-экономических процессов. Обязательными особенностями смешанной экономики является ее высокое экономическое развитие и социальная направленность.

Источник

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ИХ ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

Цивилизация – прочно сложившийся уклад, материальной и духовной жизни общества, которая воспроизводиться в течении длительного периода времени.

Основные виды цивилизации:1. Традиционная – в основе которой лежит доиндустриальная экономическая система: Господство капитального хозяйства,и рыночного труда.

.2. социалистическая – в основе которой лежит плановая экономическая система.:Индустриальный характер развития,плановоя экономика..

3)Рыночная цивилизация:Основ. Состовляющей яв-ся часная собственность на эк. Ресурсы, рыноч. эк яв-ся спроса-ограниченной

Основу любой цивилизации составляет экономическая система

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни. Виды:

· Традиционная в основе лежит доиндустриальная эконом.система. Черты: машинное производство и преобладает ручной труд и натуральное хоз-во; что?как?для кого? Производить решаются в рамках традиций

· Социальстич. Цивилизация в основе лежит плановая экономика. Черты: индустриальный хар-р; общественное разделение труда; господство гос.собственности на эконом.ресурсы

· Плановая экономика-ресурсы ограничены План.эконом. ориентирована на производителя. Черты: постоянный дефицит; производители не имеют стимула к выпуску качественной продукции; утеря ориентиров истинных потребностей

· Рыночная цивилизация в основе рын.экономика. 1)чистый рынок 2)смешанная эконом. 3)переходная. Черты: разделение труда; частная совственность на эконом ресурсы; спрос ограниченной системы. Рын.эконом. ориентирована на потребителя

8.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Рынок-это система отношений складывающихся в производстве, обмене и распределении благ, а так же в движении денежных средств

Рынки можно квалиф.по ряду признаков: 1)по объекту (товарно-денежные), 2) по организации(оптовые и розничные), 3) по общественным разделениям труда (региональные, национал, местные

Рынок представляет собой многосложную систему, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются;

— Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;

Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;

— Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами. В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу господства частной собственности;

— Конкуренция, состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей за счет конкурентов, и конечное соглашение между ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары,

Что такое цивилизация в экономике. ha. Что такое цивилизация в экономике фото. Что такое цивилизация в экономике-ha. картинка Что такое цивилизация в экономике. картинка ha. Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом;

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. ЕЕ ФОРМЫ.

Собственность (социально-экономические отношения) составляет сердцевину системы экономических отношений общества Стабильность и эффективность развития экономической системы зависит от наличия в ней таких форм собственности, которые в наибольшей степени способствовали развитию производительных сил и отвечали экономическим интересам людей.

Собственность представляет собой общественное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками (философией, экономикой, юриспруденцией и т.д). В экономической науке под собственностью понимают реальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества. Система экономических отношений собственности включает в себя следующие элементы: а) отношение присвоения факторов и результатов производства. б) отношения хозяйственного использования имущества. в) отношения экономической реализации собственности.

Государственная(акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.) муниципальная(Земли в пределах черты города) частная

В экономической теории прав собственности собственность составляет не ресурс сам по себе, а доля прав по использованию ресурса. Совокупность прав состоит из следующих элементов:

· 1. владения (исключительно физический контроль над благами),

· 2. использования (применение полезных свойств благ для себя),

· 3. управления (право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ),

· 4. право на доход (обладать результатами от использования благ),

· 5. право суверена (на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага),

· 6. право на безопасность (защиту от экспроприации и от вреда со стороны внешней среды),

· 7. на передачу благ в наследство,

· 8. на бессрочность обладания благом,

· 9. запрет вредного использования (способом, наносимым вред имуществу др.),

· 10. на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага в уплату долга),

· 11. на остаточный характер (на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Собственность как общественный институт устанавливает рамки, в пределах которых ведется хозяйственное взаимодействие, определяет «правила игры» путем спецификации прав собственности (закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами).

Права собственности – права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Реальные – отношение к вещи как к своей, связь самого человека с окружающими его объектами как со своими или как с чужими. Моральные – условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, способен извлечь из них большую пользу. Юридические – нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

Частная собственность – означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всеми или только некоторыми (из 11) правомочиями собственности в разных комбинациях. Для частных собственников характерно формальное равенство всех субъектов. Основной формой отношений между ними служит договор, заключенный по обоюдному согласию и в их взаимных интересах.

Приватизация – процесс разгосударствования собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, производственные ресурсы. Осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.

Приватизация может осуществляться на основании бесплатной передачи собственности, выкупа п/п на льготных условиях, продажи акций, сдачи п/п в аренду, продажи мелких п/п с аукционов.

10. ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ. 10. ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

Сегодня наиболее широко представлена теория прав собственности(Рональд Коуз)-собственность это совокупность отдельных элементов или наборов определенных прав:право на владение, использование,управление,на доход от собственности,на продажу,на безопасность собственности,на завещание и наследование,на бессрочное обладание,на взыскание,на возврат полномочий.

Полное право состоит из следующих восьми элементов:

1. Право ведения, т.е. право исключительного физического контроля над благами.

2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя.

3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ.

5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.

6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды.

7. Право на передачу благ в наследство.

8. Право на бессрочность обладания благом.

Кроме того, существует два элемента:

1. Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга.

2. Запрет на использование благ способом, наносящим вред внешней среде.

Вторая отличительная черта теории права собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из факта ограниченности ресурсов. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмеримости между надобностью и доступным распоряжению количеством благ

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *