Что такое цифровая трансформация государственного управления
Что такое цифровая трансформация государственного управления
Итого по проекту
1 658,90
100,0%
Как видим, половина расходов направлена на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
В этой связи следует напомнить, что цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (далее – моносервисы).
ЧТО ТАКОЕ СУПЕРСЕРВИСЫ
Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).
Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.).
Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%.
Паспортом проекта также определены обязательные характеристики суперсервисов. Они представлены на Рис. 1.
Рисунок 1 – Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг
Таким образом, основными характеристиками суперсервисов являются:
ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СУПЕРСЕРВИСОВ
На федеральном уровне основные решения, связанные с внедрением суперсервисов, были приняты в текущем году. Так:
На данный момент на портале Госуслуг открыт раздел, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов (Рис. 2).
Рисунок 2 – Прототипы суперсервисов, представленные на сайте gosuslugi.ru[4]
В настоящее время идет сбор обратной связи от общественности. Большинство отзывов – положительные. Далее будут утверждены дорожные карты[5]. После утверждения дорожных карт начнется этап реализации.
ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ
Так как разработка суперсервисов идет от целевого состояния, практическое воплощение потребует большой работы. Сейчас в федеральном законодательстве есть много норм, которые препятствуют цифровой трансформации. Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, для предоставления суперсервисов необходимо значительно изменить законодательство. По информации Минкомсвязи для запуска всех суперсервисов необходимо поменять 144 нормативных акта, на сегодня 80% из них не готовы.
КАК ВЫСТРОЕНА РАБОТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Для реализации каждого суперсервиса сформирована отдельная команда на принципах agile в рамках рабочих групп. В их состав входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек.
Основной разработчик суперсервисов – компания «РТ-Лабс» («дочка» «Ростелекома»), в процесс вовлечены НИИ «Восход», Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group.
На данный момент команды решают следующие задачи:
КАК БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РЕГИОНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА
29 мая 2019 года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию Глава Минкомсвязи Константин Носков озвучил следующее[6]:
«В целях выравнивания возможностей регионов мы разрабатываем платформенные решения, которые регионы смогут использовать. Это облачная платформа госуслуг, которая позволит регионам самостоятельно настраивать полный цикл оказания услуг, а также интегрировать с ней и свои решения, и коммерческие сервисы… Общий принцип взаимодействия с регионами здесь следующий. Создаются и развиваются федеральные платформы, с которыми интегрируются лучшие региональные решения. Мы должны сохранить, развивать и тиражировать лучшую региональную практику регионов-лидеров. При этом, конечно, нужно предоставить типовые решения регионам, у которых их нет (это, к сожалению, большинство регионов нашей страны)».
Таким образом, у регионов есть два пути:
Учитывая фактический уровень исполнения федерального проекта, полагаем, что второй вариант по ряду суперсервисов в настоящее время является более оптимальным.
Для справки:
Основные параметры федерального проекта «Цифровое государственное управление»
Входит в национальный проект
«Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»»
Цифровая трансформация: как заживем к 2030 году
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я в этом году я много говорил про цифровой контроль над каждым нашим вздохом и над каждой нашей копейкой. Этому посвящены сотни страниц, разного рода таблиц, с перечнем всех этих систем контроля. Большая часть из них вводится в промышленную эксплуатацию в конце этого года, и будет вводиться в течение 2022 года.
Я всякий раз думаю, что больше они ничего не могут придумать, все уже придумано. Сейчас еще с помощью QR-кодов нас будут контролировать. Я уже рассказывал, что налоговики круглосуточно будут получать усовершенствованную информацию о нас: где мы чай попили, где заплатили наличными, а где карточкой. Налоговики уже начали контролировать электронные кошельки и собираются усовершенствовать контроль над криптовалютой. Я часами могу перечислять это.
И всякий раз я думал, что, наверное, это все. Больше они ничего не могут придумать. И всякий раз я ошибаюсь.
Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 №2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления»
То есть нас ждет цифровая трансформация госуправления. И это может коснуться каждого из нас.
«В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год».
Это начнет работать уже в 2021 году. Изменения будут вплоть до того, что чиновники сами для себя создадут автоматизированные рабочие места. И смогут выполнять свои обязанности из любой точки мира. Но какое это имеет отношение к нам и зачем все это придумано, давайте я опять процитирую.
«Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации».
Вот оказывается для чего нас всех с вами оцифровывают. Это нужно для нашей с вами личной безопасности, для повышения наших доходов и покупательской способности, а также для привлечения инвестиций в страну. Вот почему нас с вами оцифровывают.
Проблемы цифровой трансформации
«Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей».
И давайте сразу перепрыгнем к некоторым вещам, которые коснутся непосредственно нас.
«Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:
создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;
эволюционное изменение модели контрольно-надзорной деятельности – применение новых технических средств объективного наблюдения и внедрение модели дистанционного контроля и надзора по заранее установленным критериям вкупе с анализом в режиме реального времени текущей обстановки во всех сферах, подлежащих государственному и муниципальному контролю».
И приведет это все к повышению удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми. А также это приведет к снижению издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством. А также будут созданы условия для повышения собираемости доходов. Естественно, будут созданы условия, чтобы побольше собрать налогов. И также пройдет сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации госуправления.
Чего еще ждать
Тут много всего предусмотрено в этой цифровой трансформации. Программа написана до 2030 года, вводиться будет постепенно. Первое, что будет введено – это Единая автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы.
Если коротко, то будут созданы информационные системы, способные проводить анализ в режиме реального времени по поступающим показателям. Информировать о проблемных ситуациях, управлять экономикой на основе динамической оптимизированной модели межотраслевого баланса. И уже в 2022 году 3% экономики этим будут охвачены, потом 5%, потом 10%. И так по нарастающей.
А вот в части, касающейся Единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю, они планируют к 2030 году 90% всех проверок проводить дистанционно в цифровом режиме. Я так подозреваю, у директора и бухгалтера камеры будут с микрофоном на лбу. А также у налоговиков будет прямой доступ к компьютеру бухгалтера. Подозреваю, что все законопроекты уже есть.
И данные о проверках из единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю будут использоваться для составления рейтинга юридических лиц по уровню надежности. То есть на основании этого контроля будет еще рейтинг. И кого-то из вас отнесут к неблагонадежным элементам. Это значит, контроль надо будет усилить. Кого-то к средним, а кого-то к более надежным элементам. И вот это вот счастье начнется со следующего года.
В 2022 году уже 10% всех юрлиц и ИП будут охвачены этим замечательным контролем. В 2023 году – не меньше 20%, в 2024 – не меньше 10%. И так мы дойдем в ближайшие 9 лет с вами к минимум до 90% охвата. И в электронный вид все процессы переведут, вплоть до того, что мы сделки будем осуществлять на единой платформе, по всей видимости. Все эти процессы начнут переводить в электронный вид уже со следующего года.
«Перевод в полностью электронный вид всех процессов, связанных с подготовкой, согласованием, исполнением бюджетов всех уровней, контроль за его исполнением, автоматическое формирование необходимой отчетности и аналитики на любом уровне в режиме реального времени и по одной кнопке. Контроль за доведением бюджетных выплат гражданам через любой канал (банк, почта и др.)».
Вывод
Давайте скажем честно, некоторые программулины действительного во благо. В них можно зарегистрировать компанию, не выходя из кабинета, нужно только к нотариусу сходить. Но ИП и самозанятым можно стать, не выходя из кабинета. А также, не вставая с дивана, можно оплатить любые налоги, просто открыл телефон и оплатил. Удобств много.
Но мне не нравится, что они собираются установить полный тотальный контроль, но при этом же пишут, что нам это понравится, наша удовлетворенность вырастет и что наши издержки упадут. Да, может быть, наши издержки и упадут. Но наши издержки упадут еще больше, если вы от нас отстанете, уважаемые чиновники. Вы будете жить в своей параллельной вселенной, а мы в своей. И мы из своей вселенной даже будем вам денег давать, чтобы вы жили хорошо. Ну, и живем в параллельных мирах. Кто за? Давайте проголосуем в комментариях, кто за то, чтобы мы жили в отдельной вселенной от наших замечательных властей? Мне кажется, что слишком много их заботы. Вот если бы заботы было чуть-чуть поменьше, мы бы с вами были рады.
Спасибо и удачи в делах.
Ссылка на документ:
Мы против обналички и незаконных схем снижения налогов.
Мы за легальное ведение бизнеса и призываем всех бизнесменов работать в соответствии с законами Российской Федерации.
Владимир Туров
Руководитель юридической компании «Туров и партнеры», практикующий и ведущий специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финансовых потоков.
Что такое цифровая трансформация государственного управления
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.
2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 г. N 2998-р
Стратегическое направление
в области цифровой трансформации государственного управления
I. Общие положения
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации государственного управления
Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.
Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:
государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;
предоставление государственных и муниципальных услуг;
осуществление контрольной и надзорной деятельности;
управление государственным имуществом;
обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации государственного управления
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;
затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;
непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);
наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:
создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;
запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;
устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;
создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;
создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;
повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;
создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;
повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);
наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;
недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;
наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
иные органы государственной власти Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
Проекты
цифровой трансформации государственного управления
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления
Показатели
цифровой трансформации государственного управления
Наименование проекта | Ответственные исполнители | Наименование показателя | Единица измерения показателя | Значения показателя | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||||
1. | Создание единой автоматизированной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля всех социально-экономических показателей в отраслях экономики и социальной сфере, доступных для сбора в электронном виде | процентов | — | 3 | 5 | 10 |
2. | Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления, реализующие полномочия по контролю и надзору | доля контрольных мероприятий, проводимых с использованием дистанционных методов | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
доля подконтрольных организаций, получающих персонализированный перечень обязательных требований в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и имеющих возможность пройти самостоятельное обследование на предмет соответствия таким требованиям | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
3. | Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний и внешний контроль поставленных задач с использованием системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
доля реализации задач, поставленных в единой системе контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей, выполненных с соблюдением срока (в том числе с учетом переноса срока, согласованного с тем, кто поставил задачу) | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
4. | Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | Минцифры России Минфин России органы государственной власти и органы местного самоуправления | степень цифровой зрелости бюджетного процесса в органах государственной власти и органах местного самоуправления | процентов | — | 20 | 40 | 60 |
доля отчетных материалов, подготавливаемых в автоматическом режиме с использованием единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
5. | Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг | Минцифры России Минэкономразвития России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих перевод процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид (в том числе с помощью единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг) | процентов | — | 20 | 40 | 60 |
доля всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
6. | Создание типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе «облачных» технологий | Минцифры России Минпромторг России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих типовое автоматизированное рабочее место на базе «облачных» технологий | процентов | — | 5 | 10 | 15 |
доля отечественного программного обеспечения в составе программного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | — | 30 | 50 | 100 | |||
доля российских комплектующих в составе аппаратного комплекса типового автоматизированного рабочего места | процентов | — | 10 | 20 | 30 | |||
7. | Создание единой платформы разработки государственных информационных систем | Минцифры России органы государственной власти и органы местного самоуправления | доля государственных информационных систем, функционирующих в соответствии с единым стандартом разработки государственных информационных систем | процентов | — | 10 | 20 | 30 |
доля новых государственных информационных систем, создаваемых с использованием единой платформы разработки государственных информационных систем | процентов | — | 20 | 40 | 60 | |||
количество ключевых отраслей экономики и социальной сферы, использующих единую платформу разработки государственных информационных систем | штук | — | 1 | 2 | 5 |
Обзор документа
Цифровая трансформация госуправления, в частности, предусматривает создание единой системы сбора, учета и анализа социально-экономических показателей, перевод проверок бизнеса в дистанционный формат, автоматизацию бюджетного процесса и учета.
Единая цифровая платформа контроля и надзора даст возможность к 2030 г. перевести до 90% проверок бизнеса в дистанционный режим там, где это возможно. Предприниматели смогут получать от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой системы будут использоваться для составления рейтинга предприятий по уровню надежности.
Работники федеральных, региональных и муниципальных органов смогут выполнять свои обязанности из любого места при наличии доступа в интернет.
Единая система предоставления госуслуг позволит ведомствам самостоятельно переводить в электронный вид различные услуги и оказывать их в проактивном формате, в т. ч. в зависимости от жизненной ситуации пользователя.