Что такое целевые индикаторы
Целевые показатели и индикаторы программ
Индикаторы и показатели – это аналитический инструмент, рассчитанный на основе базовых статистических данных. Они нацелены на описание связей между различными сторонами определенных видов деятельности. Индикаторы и показатели дают возможность анализировать и понимать причины изменений, происходящих во времени в рамках рассматриваемых видов деятельности.
На национальном и региональном уровне энергетические индикаторы и показатели позволяют:
– определить и контролировать реализацию национальных и международных задач в рамках программ по энергоэффективности и снижению выбросов CO2;
– оценить уже выполненные программы по энергоэффективности;
– планировать действия в будущем, включая реализацию научно-исследовательских программ;
– получить информацию для модели прогноза потребления энергии и улучшить качество прогнозов.
Они также дают возможность сравнений между странами, что является важнейшим элементом в рамках международных переговоров по изменению климата.
Для оценки эффективности мероприятий, включенных как в государственную программу энергосбережения, так и в региональные и муниципальные программы, используется система целевых индикаторов и показателей. Перечень интегральных целевых индикаторов и показателей государственной программы и ее подпрограмм по отдельным секторам экономики Российской Федерации приведен при рассмотрении основных положений Программы.
Интегральным целевым показателем энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации в целом является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%. Целевые индикаторы энергосбережения определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении: природного газа, электроэнергии, тепловой энергии, нефти и нефтепереработки, а также годовой экономии первичной энергии и суммарному снижению выбросов парниковых газов.
Для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, расчет целевых показателей осуществляется с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергоснабжения. Они определены в «Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. N 273 [50].
В соответствии с Методикой расчет целевых показателей для региональных программ производится на основании индикаторов, приведенных в приложении к ней по следующим группам:
Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры (составляется при возможности сбора исходных данных).
Расчет целевых показателей для муниципальных программ производится на основании индикаторов, приведенных в приложении к Методике, по следующим группам:
Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
Группа F – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Порядок расчета целевых показателей по соответствующим группам при разработке региональных и муниципальных программ также определен в приложениях к Методике.
Раздел 5. Целевые индикаторы, оценка эффективности и методика оценки эффективности программ
Раздел 5. Целевые индикаторы, оценка эффективности и методика оценки эффективности программ
Для оценки эффективности реализации Программы разработана система целевых показателей, которая позволит провести анализ динамики изменений в данной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Эффективность реализации Программы оценивается по следующим планируемым значениям целевых показателей:
Увеличение численности участников платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий (по сравнению в предыдущим годом)
увеличение участников клубных формирований (в процентном отношении к общему числу населения).
численность читателей в библиотеках (в процентах к общему числу населения-до 65 % в 2017 году);
увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах и картотеках (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение количества выполненных библиографических справок и консультаций (по сравнению с предыдущим годом).
Число учащихся в учреждениях дополнительного образования детей
Число работников культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации
Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы осуществляется ежегодно комитетом по делам культуры и молодежи администрации Буйского муниципального района исходя из показателя полноты использования средств.
Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:
В случае если по итогам проведения конкурных процедур по реализации мероприятий Программы получена экономия бюджетных средств, то используется следующая формула для расчета показателя полноты использования средств:
— полнота использования запланированных на реализацию Государственной программы средств;
— исполнение расходов по Государственной программе в отчетном году (рублей);
— плановые объемы средств по Государственной программе в отчетном году (рублей);
— экономия бюджетных средств, полученная по итогам проведения конкурсных процедур по реализации мероприятий Государственной программы.
Расчет степени достижения целевых показателей муниципальной программы, который определяется как среднеарифметическая величина из показателей результативности по каждому целевому показателю (индикатору):
— степень достижения показателей Государственной программы (результативность);
— степень достижения i-го показателя (индикатора) Государственной программы;
— количество показателей (индикаторов) Государственной программы.
Расчет результативности достижения i-го целевого показателя муниципальной программы (Ri) производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:
В случае если планируемый результат достижения целевого показателя (индикатора) муниципальной программы Ri предполагает уменьшение его базового значения, то расчет результативности достижения i-го целевого показателя муниципальной программы Ri производится на основе сопоставления плановых величин с фактическими:
— плановое значение i-го показателя (индикатора) Государственной программы в отчетном году;
— фактическое значение i-го показателя (индикатора) Государственной программы в отчетном году;
Эффективность реализации муниципальной программы (Емп) определяется на основе сопоставления степени достижения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (результативности) и полноты использования запланированных средств:
Значения k представлены в таблице:
Значения поправочного коэффициента,
учитывающего качество планирования и координации реализации муниципальной программы
В случае если k принимает значение 0,75, то муниципальная программа требует уточнения по целевым показателям (индикаторам) и/или планируемым объемам финансирования.
Вывод об эффективности (неэффективности) муниципальной программы определяется на основании следующих критериев:
Критерии
эффективности (неэффективности) муниципальной программы
Вывод об эффективности (неэффективности) муниципальной программы
Уровень эффективности удовлетворительный
По результатам проведенной оценки эффективности муниципальной программы принимается решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.
При расчете эффективности реализации мероприятий Программы могут использоваться следующие показатели:
1. Количество библиографических записей в электронных каталогах и картотеках общедоступных (публичных) библиотек Костромской области.
Показатель исчисляется на основании сведений форм статистического наблюдения, представленных за отчетный год государственными и муниципальными библиотеками:
N 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке»
2. Численность участников платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий.
Показатель исчисляется на основании сведений форм статистического наблюдения, представленных за отчетный год государственными и муниципальными учреждениями культуры:
N 7-НК «Сведения об учреждении культурно-досугового типа»;
3. Количество посещений детьми творческих мероприятий.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое целевые индикаторы
Поскольку прошлый раз я про то что ФЦП можно показать наглядно уже упомянул, раскрою эту тему несколько подробнее. В качестве примера я буду приводить ФЦП «Культура России 2006-2011», но это именно что пример — у нас есть немало и других интересных ФЦП.
Во первых попробуйте найти определение того что такое «Федеральная целевая программа». Бьюсь об заклад найдёте не сразу, если вообще такая информация будет.
По своей же сути «Целевая программа» — это комплекс предварительно обоснованных обоснованных мероприятий проводимых в единой идеологии для решения одной или нескольких проблем или же развития в определённой области/областях.
То есть целевая программа «пляшет» от целей. Например, для ФЦП «Культура России 2006-2011» установлены такие цели:
И мероприятия программы и потраченные средства уходят на достижение этих целей.
Госкоординатор и ГосЗаказчики
У каждой из ФЦП обязательно есть одно ведомство которое координирует работу всех остальных задействованных в данной программе. А также обычно есть несколько ведомств являющихся госзаказчиками. На практике это означает что, либо расходы по ФЦП согласуются с координатором, либо ведомство координатор само размещает госзказы на проведение работ по ФЦП, а ведомство госзаказчик является функциональным заказчиком по данным работам.
Целевые индикаторы
Для того чтобы цели достигнуть формируется набор целевых индикаторов. Эти индикаторы — это некие измеримые показатели замером которых по итогам каждого года и по завершении программы можно судить о её успешности или неуспешности.
Для ФЦП «Культура России 2006-2011» индикаторы следующие:
Сейчас я не будут интерпретировать адекватность отдельных индикаторов современным реалиям, мировому опыту и так далее. Это всё вопросы уже детального анализа.
Если вы посмотрите на паспорта ФЦП, то обнаружите что цели идут отдельно, целевые индикаторы отдельно, а госзаказчики отдельно.
Это и есть то что называется «информационный разрыв». Невозможно чётко провести соответствие между целевым показателем и целью. Точно также невозможно понять какой вклад в достижении цели вносит тот или иной госзаказчик и какие показатели достигаются благодаря его деятельности.
В принципе, именно цели и индикаторы — это первый уровень анализа ФЦП. Потому как индикаторы, чаще всего, оказываются весьма нечёткими и, например, в них указываются процентные доли того что измерить невозможно или на сегодняшний день никак не измеряется или же измерением показателя занимается госзаказчик этих работ или подведомственная ему организация.
Перечень мероприятий
По каждой ФЦП есть специальный перечень мероприятий в котором перечислены все те мероприятий которые за счёт ФЦП должны быть профинансированы, по каким направлениям расходования средств и каким бюджетам выделяются средства, какой госзаказчик отвечает за мероприятие и ожидаемые результаты от мероприятия.
Опять же обратите внимание что по каждому из мероприятий предусмотрены результаты и вот тут-то самое интересное. Эти результаты не сопоставлены с целевыми индикаторами. А то есть, мероприятия отдельно, индикаторы отдельно и узнать какое из мероприятий насколько повлияло на достижение того или иного индикатора невозможно
Почему это важно? Потому как выделение средств привязано к мероприятиям. Ожидаемые результаты, также привязаны к мероприятиям. Но понять долю ожидаемых результатов по какому-либо мероприятию в конкретном индикаторе невозможно, а значит и невозможно оценить фактическую стоимость достижения этой цели.
Контракты
Информация о контрактам по ФЦП размещается также как и по всем другим темам в открытом доступе. По ним, в частности, можно определить:
— процедуры размещения государственного заказа
— основных поставщиков по ФЦП (куда и кому пошли деньги)
— основных заказчиков, не в терминах «госзаказчик» ФЦП, а в терминах подведомственности тому или иному ГРБС
— даты заключения контрактов, даты сдачи работ, фактические наименования работ.
При этом на каждое из мероприятий может быть более одного контракта.
Результаты
И вот мы приходим к ещё одному немаловажному вопросу, к результатам. В ФЦП предусмотрено описание результатов по каждому мероприятию. Однако если Вы почитаете описание этих результатов, то там будут только «хотелки», а здесь нужны факты того что именно было сделано.
То есть если ожидаемым результатом по мероприятию должно было быть производство Национальных фильмов, то фактическим результатом должен быть перечень этих фильмов включаю базовую информацию о них. И так далее, то же касается всех остальных результатов.
И вот как раз, приходя к фактическим результатам, возникает необходимость в сопоставлении того что было запланировано и что сделано по факту. И вот тут есть возникает такое понятие как «онтология результатов государственных расходов«. А то есть формальное структурированное описание фактических материальных и нематериальных объектов полученных в результатах государственных контрактов, а также индивидуальные абсолютные показатели по мероприятиям не создающим объектов учета.
Цепочка контроля
Где во всём этом должны быть точки государственного и гражданского контроля?
Контроль обоснованности — это:
— Оценка адекватности целей и показателей целевых программ
— Оценка соответствия мероприятий целям и измеримость их представленными индикаторами
Контроль расходов
— то кто, как и когда получил средства по целевой программе
— как организовывались процедуры и мероприятия.
— выявление нарушений в процедурах, в организации работ, в выделении средств и так далее
Контроль результатов
— сопоставление фактических результатов целям, целевым индикаторам и ожидаемым результатам по мероприятиям
Что есть на самом деле
А теперь собственно о том что мы имеем в реальности:
1. Базовая информация о ФЦП публикуется на профильном сайте Минэкономразвития http://fcp.economy.gov.ru. Там представлены паспорта, концепции и тексты ФЦП, а также базовая информация по мероприятиям.
2. Примерно по 1/3 всех ФЦП существуют их публичные сайты в сети Интернет в которых представлена подробная информация о мероприятиях и контрактах.
Примерно по ещё 1/3 всех ФЦП информация о их ходе есть на сайте профильных ведомств госкоординатора и госзаказчиков. В остальных случаях информация, по факту, отсутствует онлайн
3. Информация о закупках и контрактах есть в системах zakupki.gov.ru (но фильтр по ФЦП там сделать не получится, не надейтесь) и в федеральном реестре контрактов где контракты по ФЦП получить можно, хотя и для этого придётся поднимать сводную бюджетную роспись с сайтам Минфина и выяснять какие целевые статьи расходов привязаны к конкретным ФЦП. Однако это осуществимая задача (и я лично её уже не раз осуществлял).
4. Информация о результатах есть на некоторых сайтах ФЦП, но тоже не на всех чаще их нужно «собирать руками» на основе предметов контрактов по госконтрактам по ФЦП.
Часто задаваемые вопросы
Разъяснение положения о конкурсной поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования можно найти в разделе Документы.
Вопрос 1: Учитывать ли показатели филиалов при заполнении информационной карты? Учитывать ли филиалы в программе стратегического развития?
Вопрос 2: Что такое Целевые индикаторы и Целевые показатели?
Ответ: Показатель — количественное значение, характеризующее деятельность вуза. Как правило, выражается элементарными единицами измерения (чел, млн. рублей, штук, единиц и пр.).
Индикатор — вычисляемый элемент, формируемый на основе показателей университета. Как правило, выражается относительными единицами измерения (доли, проценты) или производными (статьи/человек, тыс. рублей/человек и пр.).
Вопрос 3: Что подразумевается под Проектом?
Подразумевается, что в Программе стратегического развития будут представлены аннотации или краткие описания проектов финансируемых в рамках программы, которые должны содержать описание целей проекта, задач, результатов, оценку ресурсного обеспечения, этапов и сроков их реализации, вклад в достижение целевых показателей.
Вопрос 4: Включать ли в приведенный контингент обучающихся в вузе:
— данные по обучающимся по программам СПО;
— данные по обучающимся по программам послевузовского обучения (аспирантура);
— данные по обучающимся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Вопрос 5: Финансируется одно мероприятие программы или программа в целом?
Ответ: Финансируется то количество проектов, которое участник конкурса предлагает к реализации в Приложении № 2 к Программе стратегического развития.
Вопрос 6: К разделу 2 программы стратегического развития: Результаты работы за два предшествующих года: 2010-2011 или 2009-2010?
Вопрос 7: Если в рамках какого-либо мероприятия по одному из проектов будет предусмотрено субсидирование, может ли это мероприятие участвовать в других ФЦП, предусматривающих финансирование из федерального бюджета? Если может, то надо ли исключать в последствии при участии в других программах проекты, под которое выделены субсидии в рамках настоящего конкурса?
Ответ: Один и тот же проект не может быть дважды профинансирован из средств федерального бюджета.
Вопрос 8: Можно ли учитывать средства, которые вуз получает по 218 и 219 Постановлениям в качестве софинансирования Программы стратегического развития? Можно ли учитывать средства, которые вуз получает по ФЦПРО в качестве софинансирования Программы стратегического развития?
Ответ: Можно, при этом не должны быть нарушены цели, предмет, существенные условия уже заключенных договоров (контрактов).
Вопрос 9: Ограничен ли объем заявки?
Ответ: Объем заявки не ограничен.
Вопрос 10: Какие формы отчетности необходимо приложить к копии бухгалтерского баланса за 2008-2010 гг.?
Ответ: Никакие. Необходимо приложить копии бухгалтерского баланса за 2008-2010 годы.
Вопрос 11: Каковы статьи расходов господдержки по конкурсу? Можно ли будет из выделяемых средств выплачивать зарплату? Покрывать расходы на продвижение имиджа вуза за рубежом, расходы на рекламу вуза? Возможно ли в рамках реализации Программы стратегического развития вуза включение в заявку мероприятий по завершению строительства дома для молодых преподавателей?
Ответ: Любые. Средства субсидии должны быть направлены на реализацию проекта (проектов), предлагаемых для реализации в рамках определенных мероприятий Программы стратегического развития.
Вопрос 12: Могут ли мероприятия Программы включать научно-исследовательские проекты, предусматривающие выполнение научно-исследовательских работ фундаментального и прикладного характера, финансируемые за счет средств выделяемой субсидии?
Ответ: Средства субсидии должны быть направлены на реализацию проекта (проектов), предлагаемых для реализации в рамках определенных мероприятий Программы стратегического развития.
Вопрос 13: Можно ли учитывать средства, которые вуз получает по выполняемым проектам в ФЦП, отраслевым программам, инвестиционным проектам, грантам РФФИ, РГНФ, международным проектам и хозяйственным договорам в качестве софинансирования Программы стратегического развития?
Ответ: Можно, при этом не должны быть нарушены цели, предмет, существенные условия уже заключенных договоров (контрактов).
Вопрос 14: В примечании к приложению 3 — Финансовое обеспечение программы обозначено: БП — бюджет программы стратегического развития из всех источников, С — запрашиваемая субсидия из федерального бюджета. Означает ли это, что БП включает в себя запрашиваемую субсидию из федерального бюджета?
Ответ: Нет. В бюджете программы учитываются те средства, которые вуз планирует использовать на Программу стратегического развития, даже если он не станет победителем конкурса и не получит дополнительную субсидию
Вопрос 15: Что будет оцениваться по критерию «Объем бюджета Программы стратегического развития Участника из всех источников финансирования,
Ответ: Будет оцениваться соотношение предложения Участника по объему финансирования Программы из всех источников финансирования, включая размер запрашиваемой субсидии и максимально заявленный в заявках объем финансирования Программ из всех источников финансирования, включая размер запрашиваемой субсидии.
Наивысший рейтинг присуждается заявке участника конкурса, имеющей наибольший объем БП+С.
Вопрос 16: Какие именно копии учредительных документов необходимо представить?
Ответ: Заверенную копию устава вуза.
Вопрос 17: Заявки принимаются до 1 декабря 2011 года, форма 5 «Информационная карта» предполагает заполнение показателей графы факт 2011 года. На какую дату должны быть данные? (по контингенту? по показателям финансовой устойчивости?)
Ответ: Данные, которые уже подавались в 2011 году в рамках сбора данных для мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, сбора данных для ежегодных отчетов о научной деятельности (по показателям научно-образовательного потенциала вуза (организации), для отчета по показателям деятельности образовательного учреждения (сдаваемого в Национальное аккредитационное агентство) или данные, которые вуз может исчислить на дату подачи заявки, заполняются как «Факт 2011».
Вопрос 18: Что необходимо представить как «Другие документы» (п. 11 описи документов)?
Ответ: Любые документы по усмотрению участника конкурса
Вопрос 19: Могут ли представляться программы на период более 5 лет? Если программа рассчитана на период более 5 лет, например с 2012 по 2020 годы, как это отражать в показателях результативности, если интерактивная форма рассчитана на период 2012-2016 годы (т.е. столбиков для заполнения показателей с 2017 года и далее в форме нет)?
Ответ: Могут. Более длительный срок действия Программы стратегического развития может быть отражен в самой программе, в Приложениях 1 «Целевые индикаторы и показатели», Приложении 2 «Перечень мероприятий программы», Приложении 3 «Финансовое обеспечение программы».
Вопрос 20: В Информационной карте присутствуют и показатели и индикаторы? В соответствии требованием конкурсной документации в Приложении 1 данные из Информационной карты разделяются по двум таблицам и нумеруются. Как правильно заполнить Приложение 2, в котором требуется наложить только показатели на мероприятия.
Ответ: В приложение 2 можно самостоятельно переназвать столбец «Показатели Программы (номер как в Приложении № 1)», назвав его «Индикаторы и показатели Программы (номер как в Приложении № 1)». Либо любым иным способом отразить, к изменению каких индикаторов и показателей (поименованных в Приложении 1), приведет выполнение мероприятий Программы.
Вопрос 21: В информационной карте программы стратегического развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (форма 5) что считать приведенным контингентом в пунктах 1.7. и 1.8.: долю иностранных студентов стран СНГ (кроме стран СНГ) к общему числу студентов или к числу иностранных студентов?
Ответ: Необходимо рассчитать долю иностранных студентов в приведенном общем контингенте обучающихся в вузе.
Вопрос 22: В информационной карте программы стратегического развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (форма 5) просим уточнить, как рассчитывается показатель в пункте 1.10.
Вопрос 23: В информационной карте программы стратегического развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (форма 5) как учитывать внутренних совместителей? Преподаватель занимает 1 ставку ППС, 0,5 совместительства ППС, 300 часов почасовой нагрузки. Считать 2 ставки или один человек?
Ответ: Считать 1,5 ставки и добавить количество ставок, полученное переводом 300 часов в ставки.
Вопрос 24: В информационной карте программы стратегического развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (форма 5) нет пункта о средней заработной плате старшего преподавателя. Этот пункт пропустили?
Ответ: Нет. Данный пункт не предусмотрен.
Вопрос 25: В информационной карте программы стратегического развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (форма 5) в раздел 4 по расходам на НИОКР необходимо показывать все расходы, связанные с проведением НИОКР?
Ответ: В пункте 4.3. предполагается, что все расходы вуза исчерпываются оплатой труда (пункт 4.3.1.), приобретенным оборудованием (пункт 4.3.2.), информационным и библиотечным обслуживанием (пункт 4.3.3.) и другими (пункт 4.3.4.). Средства, направленные на проведение НИОКР (пункт 4.4.), включают в себя все расходы, связанные с НИОКР (заработная плата (с начислениями), командировочные расходы, расходы на материалы и оборудование и т.д.).
Вопрос 26: В информационной карте программы стратегического развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (форма 5) используются понятия:
— общая численность ППС, приведенная к полной ставке;
— штатная численность ППС, приведенная к полной ставке.
Как рассчитывать эти понятия?
Вопрос 27: Требуется ли представлять в составе заявки решение об одобрении или о совершении крупной сделки?
Ответ: Нет. Не требуется.
Ответ: Пункт 4.3 суммируется из пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4; Бывший пункт 4.3.2 переименован в пункт 4.4. и не учитывается как составляющая пункта 4.3, а идет отдельным пунктом.