Что такое целевой индикатор
Раздел 5. Целевые индикаторы, оценка эффективности и методика оценки эффективности программ
Раздел 5. Целевые индикаторы, оценка эффективности и методика оценки эффективности программ
Для оценки эффективности реализации Программы разработана система целевых показателей, которая позволит провести анализ динамики изменений в данной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Эффективность реализации Программы оценивается по следующим планируемым значениям целевых показателей:
Увеличение численности участников платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий (по сравнению в предыдущим годом)
увеличение участников клубных формирований (в процентном отношении к общему числу населения).
численность читателей в библиотеках (в процентах к общему числу населения-до 65 % в 2017 году);
увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах и картотеках (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение количества выполненных библиографических справок и консультаций (по сравнению с предыдущим годом).
Число учащихся в учреждениях дополнительного образования детей
Число работников культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации
Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы осуществляется ежегодно комитетом по делам культуры и молодежи администрации Буйского муниципального района исходя из показателя полноты использования средств.
Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:
В случае если по итогам проведения конкурных процедур по реализации мероприятий Программы получена экономия бюджетных средств, то используется следующая формула для расчета показателя полноты использования средств:
— полнота использования запланированных на реализацию Государственной программы средств;
— исполнение расходов по Государственной программе в отчетном году (рублей);
— плановые объемы средств по Государственной программе в отчетном году (рублей);
— экономия бюджетных средств, полученная по итогам проведения конкурсных процедур по реализации мероприятий Государственной программы.
Расчет степени достижения целевых показателей муниципальной программы, который определяется как среднеарифметическая величина из показателей результативности по каждому целевому показателю (индикатору):
— степень достижения показателей Государственной программы (результативность);
— степень достижения i-го показателя (индикатора) Государственной программы;
— количество показателей (индикаторов) Государственной программы.
Расчет результативности достижения i-го целевого показателя муниципальной программы (Ri) производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:
В случае если планируемый результат достижения целевого показателя (индикатора) муниципальной программы Ri предполагает уменьшение его базового значения, то расчет результативности достижения i-го целевого показателя муниципальной программы Ri производится на основе сопоставления плановых величин с фактическими:
— плановое значение i-го показателя (индикатора) Государственной программы в отчетном году;
— фактическое значение i-го показателя (индикатора) Государственной программы в отчетном году;
Эффективность реализации муниципальной программы (Емп) определяется на основе сопоставления степени достижения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (результативности) и полноты использования запланированных средств:
Значения k представлены в таблице:
Значения поправочного коэффициента,
учитывающего качество планирования и координации реализации муниципальной программы
В случае если k принимает значение 0,75, то муниципальная программа требует уточнения по целевым показателям (индикаторам) и/или планируемым объемам финансирования.
Вывод об эффективности (неэффективности) муниципальной программы определяется на основании следующих критериев:
Критерии
эффективности (неэффективности) муниципальной программы
Вывод об эффективности (неэффективности) муниципальной программы
Уровень эффективности удовлетворительный
По результатам проведенной оценки эффективности муниципальной программы принимается решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.
При расчете эффективности реализации мероприятий Программы могут использоваться следующие показатели:
1. Количество библиографических записей в электронных каталогах и картотеках общедоступных (публичных) библиотек Костромской области.
Показатель исчисляется на основании сведений форм статистического наблюдения, представленных за отчетный год государственными и муниципальными библиотеками:
N 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке»
2. Численность участников платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий.
Показатель исчисляется на основании сведений форм статистического наблюдения, представленных за отчетный год государственными и муниципальными учреждениями культуры:
N 7-НК «Сведения об учреждении культурно-досугового типа»;
3. Количество посещений детьми творческих мероприятий.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целевые показатели и индикаторы программ
Индикаторы и показатели – это аналитический инструмент, рассчитанный на основе базовых статистических данных. Они нацелены на описание связей между различными сторонами определенных видов деятельности. Индикаторы и показатели дают возможность анализировать и понимать причины изменений, происходящих во времени в рамках рассматриваемых видов деятельности.
На национальном и региональном уровне энергетические индикаторы и показатели позволяют:
– определить и контролировать реализацию национальных и международных задач в рамках программ по энергоэффективности и снижению выбросов CO2;
– оценить уже выполненные программы по энергоэффективности;
– планировать действия в будущем, включая реализацию научно-исследовательских программ;
– получить информацию для модели прогноза потребления энергии и улучшить качество прогнозов.
Они также дают возможность сравнений между странами, что является важнейшим элементом в рамках международных переговоров по изменению климата.
Для оценки эффективности мероприятий, включенных как в государственную программу энергосбережения, так и в региональные и муниципальные программы, используется система целевых индикаторов и показателей. Перечень интегральных целевых индикаторов и показателей государственной программы и ее подпрограмм по отдельным секторам экономики Российской Федерации приведен при рассмотрении основных положений Программы.
Интегральным целевым показателем энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации в целом является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%. Целевые индикаторы энергосбережения определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении: природного газа, электроэнергии, тепловой энергии, нефти и нефтепереработки, а также годовой экономии первичной энергии и суммарному снижению выбросов парниковых газов.
Для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, расчет целевых показателей осуществляется с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергоснабжения. Они определены в «Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. N 273 [50].
В соответствии с Методикой расчет целевых показателей для региональных программ производится на основании индикаторов, приведенных в приложении к ней по следующим группам:
Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры (составляется при возможности сбора исходных данных).
Расчет целевых показателей для муниципальных программ производится на основании индикаторов, приведенных в приложении к Методике, по следующим группам:
Группа А – Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
Группа F – Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Порядок расчета целевых показателей по соответствующим группам при разработке региональных и муниципальных программ также определен в приложениях к Методике.
Глава 10. Целевые показатели и индикаторы государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы
74. Сведения о показателях и индикаторах государственной программы приведены в приложении N 7 к государственной программе.
75. С учетом специфики сферы культуры достижение цели государственной программы косвенно оценивается следующими ключевыми показателями и индикаторами:
1) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий в 2020 году по отношению к 2012 году (в процентах).
Увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий, проводимых организациями культуры (театрами, концертными организациями, учреждениями культурно-досугового типа, музеями и др.) является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Данный показатель и индикатор отражают востребованность у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также удовлетворение потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей;
2) увеличение количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, в 2020 году по отношению к 2012 году (в процентах).
Задача увеличения к 2018 году количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в музеях субъектов Российской Федерации, не менее чем в два раза по отношению к 2012 году поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Данный показатель отражает ход исполнения указанного поручения в Костромской области, а также степень доступности историко-культурного достояния области для населения региона;
3) Прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2020 году по отношению к 2012 году (в процентах).
Коллективные средства размещения являются главной составляющей туристской индустрии. Данный показатель позволяет определить динамику туристских прибытий, характеризует туристскую привлекательность Костромской области;
4) доля количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к общему количеству объектов культурного наследия на территории Костромской области (в процентах).
Под объектом культурного наследия в удовлетворительном состоянии понимается объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта;
5) увеличение охвата населения Костромской области библиотечным обслуживанием в 2020 году (в процентах).
Данный показатель отражает востребованность государственных услуг в сфере библиотечного обслуживания, а также уровень удовлетворения потребности населения в данных услугах.
Описание показателей и индикаторов находится в соответствующих разделах государственной программы.
Показатели и индикаторы государственной программы имеют запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и ведомственной отчетности.
1) укрепление единого культурного пространства России как исторического государства-цивилизации, а также духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
2) утверждение приоритетной роли государственной культурной политики как важнейшего фактора формирования у граждан Российской Федерации широкого мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию на основе гражданского патриотизма и межнационального согласия, в том числе с активным использованием средств массовых коммуникаций;
3) поддержка разнообразия национальных культур народов России на основе единого культурного кода, взаимной терпимости и самоуважения, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей;
4) сохранение и развитие традиционных для Костромской области народных художественных промыслов как перспективной отрасли экономики и неотъемлемой части народной культуры региона, создание устойчивых форм и механизмов государственной поддержки мастеров народных промыслов;
5) перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
6) повышение качества управления и эффективности расходования бюджетных средств через создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с общественными организациями, институтами гражданского общества;
7) достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сфер культуры и туризма;
8) повышение качества жизни населения, выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса граждан;
9) разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе;
10) формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры и туризма;
11) создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность;
12) создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества;
13) стимулирование потребления культурных благ;
14) обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;
15) значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;
16) укрепление имиджа Костромской области как региона с развитой культурной средой, благоприятной для туризма.
77. Результаты такого рода не всегда имеют количественное измерение, однако государственной программой предусмотрены следующие значения целевых показателей и индикаторов, характеризующих достижение целей и решение поставленных в государственной программе задач и корреспондирующихся с целевыми показателями и индикаторами регионального плана мероприятий «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» до 2018 года:
1) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий со 100% в 2012 году до 155,5% в 2020 году;
2) увеличение количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, со 100% в 2012 году до 202% в 2020 году;
3) увеличение прироста численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению со 100% в 2012 году до 120,3% в 2020 году;
4) увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к общему количеству объектов культурного наследия на территории Костромской области с 1066 объектов в 2012 году до 1122 объектов в 2020 году;
5) охват населения Костромской области библиотечным обслуживанием с 39% в 2013 году до 39,07% в 2020 году.
78. Сведения о показателях и индикаторах государственной программы приведены в приложении N 7 к государственной программе.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое целевой индикатор
Методист №5. 2008. с. 20-26
Коптелов А.В., руководитель отдела координации
деятельности муниципальных методических служб Г ОУДПО ЧИППКРО
Показатели и индикаторы результативности деятельности ММС
При определении показателей результативнос ти деятельности муниципальной методической служ бы мы будем придерживаться понятия, определяю щего качественную характеристику того или иного направления деятельности.
Итак, под показателем мы понимаем критерий или признак, на основании которого производится измерение и оценка того или иного процесса. Под индикатором мы будем понимать характери стику, которая измеряется и которая количествен но характеризует какое-либо качественное состояние, выражаемое через показатель.
Определяя показатели и индикаторы результа тивности деятельности муниципальной методиче ской службы, мы прежде всего руководствовались задачами, которые сформулированы в Федераль ной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Нами учтены также основные направления деятельности муниципальной методической службы, сформулированные в рекомендаци ях Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 03-51-48ин/42-03.
Федеральная целевая программа развития об разования на 2006-2010 годы определяет основную стратегическую цель развития российского образо вания, реализация которой возможна совместными усилиями управленческих структур, собственно ОУ (школы, гимназии, лицеи и др.), а также учрежде ний дополнительного педагогического образования, в числе которых значительное место занимает ме тодическая служба.
Эта цель заключается в обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов ре гулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фун даментальности и практической направленности об разовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Достижение стратегической цели предполагает ся через решение четырех стратегических задач.
1. Совершенствование содержания и техно логий образования. Это предполагает введение профильного обучения, внедрение новых государ ственных образовательных стандартов общего образования, внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса и др.
2. Развитие системы обеспечения качества об разовательных услуг, что предполагает создание общероссийской системы оценки качества обра зования, совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений, завершение эксперимента по введе нию Единого государственного экзамена, создание общероссийской системы оценки качества обра зования и др.
3. Повышение эффективности управления в си стеме образования. Здесь предполагаются прове дение мероприятий, направленных на внедрение моделей государственно-общественного управле ния образовательными учреждениями, организация сетевого взаимодействия образовательных учреж дений, совершенствование системы управления об разованием на основе эффективного использова ния информационно-коммуникационных технологий и др.
4. Совершенствование экономических механиз мов в сфере образования.
Необходимо сказать, что при разработке пока зателей и индикаторов результативности деятель ности муниципальной методической службы учиты валась ее роль в сопровождении только первых трех задач, поскольку вопросы экономики образования не входят в сферу ее компетентности.
При определении показателей и индикаторов мы учитывали основные направления деятельности муниципальной методической службы.
Прежде всего, это аналитическая деятельность, которая предполагает:
— создание базы данных о педагогических работ никах муниципалитета;
— изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреж дениях;
— сбор и обработку информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;
— изучение, обобщение и распространение (дис семинация) педагогического опыта и т.д.
Информационная деятельность. Данный вид деятельности направлен на формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-методической, методической и др.), ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности образователь ных учреждений и педагогов, создание медиатеки современных учебно-методических материалов, организацию сетевого информационно-коммуни кационного обслуживания образовательных учреж дений и т.д.
Организационно-методическая деятельность. Данное направление имеет достаточно большой набор видов деятельности, из которых наиболее важными мы считаем следующие:
· планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образо вательных учреждений, организация муниципальных методических объединений педагогических работников, определение опорных (базовых) образова тельных учреждений для проведения методических семинаров для педагогических и руководящих работников,
· подготовка и проведение практических конфе ренций, педагогических чтений, конкурсов профес сионального мастерства и т.д.;
· выявление, изучение, описание и распростра нение (диссеминация) образцов управленческой и педагогической деятельности.
Исходя из основных видов деятельности учреж дений муниципальной методической службы, мы определили содержание Информационной карты, в которой:
· показатели классифицированы в соответствии с задачами, обозначенными в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы;
· каждый показатель соответствует одному изнаправлений деятельности методической службы и характеризует конкретный вид деятельности это го направления.
Система показателей и индикаторов резуль тативности деятельности ММС выражена в единых категориях. Они должны быть универсальными и унифицированными независимо от социально- экономических, географических, демографических и других особенностей муниципальных систем, в кото рых осуществляется образовательная деятельность.
Одним из важных моментов разработки системы показателей и индикаторов результативности дея тельности ММС является структурирование инфор мации и отбор показателей и индикаторов, которые содержат качественные и количественные характе ристики, поскольку это позволяет:
Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изме нения в деятельности ММС.
Во-вторых, проводить измерение и, соответст венно, оценку текущего состояния деятельности муниципальной методической службы как на муни ципальном уровне, так и на областном.
В-третьих, проводить не только нормативный ана лиз, т.е. описание деятельности ММС по показате лям соответствия различным нормам, но и дина мический (или сдвиговый) анализ, позволяющий отслеживать динамику изменений показателя во времени.
1. с данными предшествующих лет в своем му ниципалитете;
2. с данными по этому показателю в других му ниципальных системах;
3. с данными по этому показателю областного уровня.
В-четвертых, прогнозировать развитие муници пальной методической службы на будущее, в том числе и по тем показателям, по которым возникают затруднения в заполнении. Отсутствие информации по какому-либо показателю может показывать не достатки в деятельности ММС и, соответственно, позволяет планировать свою деятельность по его восполнению.
В приложении приводится форма для представ ления результативности деятельности муниципаль ной методической службы по показателям и инди каторам. Эта форма содержит рекомендации и механизм определения и измерения по каждому показателю.
По структуре предлагаемая форма состоит из трех разделов, соответствующих трем задачам развития российского образования, о которых говорилось выше и которые определены Федеральной целевой программой развития образования. В каждой из трех частей показатели сгруппированы в соответствии с направлениями деятельности муниципальной мето дической службы. Кроме того, в ней определяется:
Показатель, который описывает качественную характеристику конкретного вида деятельности муниципальной методической службы.
Индикатор, определяющий характеристику, которая позволяет измерить показатель того или ино го процесса или объекта в деятельности муници пальной методической службы.
Что демонстрирует показатель, т.е., другими словами, что позволяет определить уровень состо яния или степень изменения (при наличии периоди ческих измерений) того или иного показателя.
Единица измерения, в которой определяется индикатор, количественно характеризующий изуча емый показатель. Например, число или процент.
Информационная обеспеченность, т.е. источ ники получения и подтверждения достоверности используемой информации для расчета индикато ра и определения степени выполнения показателя.
На основе предлагаемой формы каждая муни ципальная методическая служба может, во-первых, заполнить информационную карту о результативно сти своей деятельности, характеризующую реаль ное состояние дел по каждому показателю (плюсы и минусы по различным направлениям). А, во-вто рых, на основе изначальных данных по каждому показателю спланировать достижение желаемого уровня за определенный временной промежуток. Тем самым мы можем говорить о планировании деятельности муниципальной методической службы на основе целевых показателей и целевых индикаторов через определение конкретных мер и меро приятий по их достижению.
Информационная карта о результативности дея тельности муниципальной методической службы, описывающая реальную ситуацию, может выглядеть следующим образом (табл.).