Что такое штрафбат в армии в наше время

Штрафбат

Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Содержание

Штрафные воинские подразделения в СССР

Штрафные подразделения существовали в Красной Армии с 25 июля 1942 по 6 июня 1945; они направлялись на самые трудные участки фронтов, чтобы дать штрафникам возможность «кровью искупить свою вину перед Родиной»; при этом были неизбежны большие потери в личном составе.

Самой первой Штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Армейская Отдельная Штрафная рота 42 Армии Ленинградского фронта — 25 июля 1942, за три дня до знаменитого Приказа № 227. В составе 42-й Армии она воевала до 10 октября 1942 и была расформирована. Самой последней Штрафной ротой была 32 Армейская Отдельная Штрафная рота 1 Ударной Армии, расформированная 6 июня 1945.

За все годы Великой Отечественной войны через штрафные подразделения прошло, по некоторым данным, 827 тыс. 910 человек. Если учесть, что за всю войну через армию прошло 34 476,7 тыс. чел.[1], то доля штрафников среди них составляет примерно 4,2 %.

Например, в 1944 общие потери Красной Армии (убитые, раненые, пленные, заболевшие) — 6 503 204 чел; из них штрафников — 370 298. Всего в 1944 в Красной Армии имелось 11 штрафных батальонов по 226 человек в каждом и 243 штрафные роты по 102 человека в каждой. Среднемесячная численность Армейских Отдельных Штрафных рот в 1944 на всех фронтах колебалась от 204 до 295. Наивысшая точка ежедневной численности Армейских Отдельных Штрафных рот (335 рот) была достигнута 20 июля 1943.

В Красной Армии туда направились военнослужащие офицерского состава всех родов войск, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 в пределах фронтов в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые офицеры.

В Красной Армии туда направились военнослужащие рядового и сержантского состава всех родов войск, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Данные подразделения формировались по Приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г. в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150—200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

Источник

Штрафники

Что такое штрафбат в армии в наше время. 667 d 850. Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-667 d 850. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка 667 d 850. Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Состав преступления

Нарушение воинской дисциплины: дезертирство, мародерство, неисполнение приказа, спекуляция продовольствием.

Приговор суда: за совершение воинского или общеуголовного преступления.

Что такое штрафбат в армии в наше время. Snimok ekrana 2020 05 13 v 11.41.31. Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-Snimok ekrana 2020 05 13 v 11.41.31. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка Snimok ekrana 2020 05 13 v 11.41.31. Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Срок

3 месяца в штрафбате вместо 10 лет заключения,

Контингент

Постоянный состав:

офицеры штаба, командиры рот, взводов, их заместители по политчасти, старшины подразделений, начальники артиллерийского, вещевого, продовольственного снабжения, финансовой службы и другие.

Переменный состав:

прибывшие в батальон для отбытия наказания за совершенные проступки.

Что такое штрафбат в армии в наше время. . Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка . Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Освобождение

Получение ранения средней тяжести или тяжелого ранения.

Что такое штрафбат в армии в наше время. vypiska iz prikaza. Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-vypiska iz prikaza. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка vypiska iz prikaza. Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Правда о штрафных батальонах против мифов «Штрафбата»

Комментарий доктора философских наук Семена Экштута

В 2004 году телевидение показало широко разрекламированный 11-серийный фильм «Штрафбат». Горы хвалебных отзывов кинокритиков, конечно, погребли под собой мнение доктора исторических наук Юрия Рубцова, автора «Новой книги о штрафбатах»:

27 марта 1948 года в СССР состоялась премьера художественного фильма «За тех, кто в море».

Фильма о штрафниках.

Вот его сюжет для тех, кто не видел.

Командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант Боровский хочет прославиться и заслужить звание Героя Советского Союза. Он первым обнаруживает вражеский конвой, но решает провести атаку лично, без участия других кораблей. Не желая делить победные лавры с командиром второго отряда Максимовым, тщеславный Боровский совершает воинское преступление: сообщает Максимову неверные координаты немецких кораблей. Атака заканчивается гибелью всей команды лучшего торпедного катера.

Что такое штрафбат в армии в наше время. . Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка . Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Бойцу штрафной роты Боровскому поручено выполнение смертельно опасного задания. Шансов уцелеть почти нет. Но он блестяще справляется с задачей, остается жив и вместе с боевыми товарищами торжествует победу.

Фильм был снят по одноименной пьесе классика советской литературы Бориса Лавренёва, за которую драматург в 1946 году был удостоен Сталинской премии 1-й степени. В следующем году актер Михаил Жаров получил Сталинскую премию 2-й степени за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле Малого театра «За тех, кто в море!» Пишу об этом, чтобы подчеркнуть: образ штрафника был воплощен на киноэкране еще в сталинские времена.

Что такое штрафбат в армии в наше время. za.teh kto.v.more.avi.image3. Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-za.teh kto.v.more.avi.image3. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка za.teh kto.v.more.avi.image3. Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

И Сталин лично разрешил это сделать, посчитав пьесу назидательной и дав добро на ее экранизацию.

1. Рубцов Ю.В. Новая книга о штрафбатах. М.: Эксмо, 2010. 448 с.

Источник

5 мифов о штрафных батальонах

Для начала небольшой ликбез, что такое штрафной батальон и история этого явления. Штрафные части – специальные воинские формирования в армии, куда во время войны или боевых действий в качестве своеобразного наказания направляются провинившиеся военнослужащие, совершившие самые разные преступления. Впервые в России штрафные формирования появились еще сентябре 1917 года, однако из-за полного коллапса в государстве и развале в армии, данные части не принимали участия в боях и были впоследствии расформированы. Штрафные батальоны в РККА появились на основе сталинского приказа №227 от 28 июля 1942 года. Формально, данные формирования в СССР существовали с сентября 1942 по май 1945 года.

Что такое штрафбат в армии в наше время. 1496166286187232765. Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-1496166286187232765. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка 1496166286187232765. Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Миф 1. «Штрафные части в РККА были многочисленны, половина красноармейцев воевала в штрафбатах».

Обратимся к сухой статистике численности штрафников в СССР. Согласно, архивным статистическим документам, численность (округленно) штрафников в РККА: 1942г. – 25 т. 1943г. – 178 т. 1944г. – 143 т. 1945г. – 81 т. Всего – 428 т. Таким образом всего в штрафных частях во время великой отечественной войны побывало 428 тысяч человек. Если учесть, что за время Великой Отечественной Войны, ряды вооруженных сил Советского Союза прошло 34 млн. человек, получается доля солдат и офицеров которые были штрафниками не более 1,25%[1]. Исходя из приведенных выше статистических данных, становиться понятным, что численность штрафных батальонов сильно преувеличена и влияния штрафных частей на общую обстановку как минимум не решающая.

Миф 2. «Штрафные части формировались только из заключенных и преступников СССР».

Данный миф разбивает собственно текст самого приказа №227. «…Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Для рядовых бойцов и младших командиров, виновных в аналогичных нарушениях, в пределах армии создавалось от 5 до 10 штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой). Таким образом стоит отличать штрафную роту и батальон, это принципиально разные боевые части.

Штрафные батальоны формировались из офицерского состава, которые провинились перед социалистическим отечеством, а не преступники, которых специально собрали в отдельный батальон, что бы их «немцы убили». Конечно, в штрафные части могли попасть не только военнослужащие, направлялись так же и лица, осужденные органами Советского Союза, но судам и военным трибуналам было запрещено отправлять осужденных в качестве наказания в штрафные части лиц, которые были замешаны в контрреволюционной деятельности, а так же лиц осужденных за грабежи, разбой, многократное воровство и всех лиц которые имели в прошлом судимость за выше перечисленные преступления, а так же тех кто не один раз дезертировал из РККА. По остальным делам, для отправки лица на службу в штрафные части, учитывалась личность осужденного, подробности совершения преступления и другие подробности дела. Не всем и не каждому выпадал шанс искупить своё преступление кровью перед Родиной.

Миф 3. «Штрафбаты были небоеспособны».

Однако наоборот, штрафные батальоны отличались серьезной боеспособностью и ставили эти части на самые опасные, и трудные участки фронта. Штрафные батальоны не нужно было насильно поднимать в бой, желание вернуть офицерские погоны и реабилитироваться перед Родиной было крайне велико.

По воспоминаниям Александра Пыльцина (российский и советский писатель, участник Великой Отечественной войны, историк. Награждён дважды орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу»): «Наши подразделения были срочно переброшены на самое опасное направление, усилив собой боевые порядки полка. Перемешавшись с его солдатами, мы заметили, что в их рядах возникло какое-то оживление. Ведь понимали они, что рядом с ними в роли рядовых бойцов находились недавние офицеры в самых разных званиях и в атаку они пойдут вместе. И в них будто влилась какая-то свежая необоримая сила».

Во время наступления на Берлин штрафникам приказали первыми форсировать Одер и создать плацдарм для стрелковой дивизии. Перед боем они рассуждали так: «Хоть сколько-нибудь из более чем сотни штрафников роты, да доплывут, а если доплывут – то не было еще у них невыполнимых задач. И пусть маленький плацдарм захватят, но будут удерживать его до последнего. У штрафников назад пути не будет», – вспоминал Пыльцин. [2]

Миф 4. «Солдат штрафных частей не жалели и отправляли на убой».

Миф 5. «Штрафники шли в бой без оружия».

Таким образом, подходя к вопросу о штрафных частях, не в коем случае нельзя говорить о бесполезности таких подразделений и тем более отрицать героизм солдат, которые точно также сражались за свободу и независимость социалистического Отечества, как и другие части РККА. В тоже время, ни в коем случае нельзя говорить, что всё держалось на штрафных частях, что кругом были штрафные части и что их использовали как «пушечное мясо». Это самое настоящие кощунство по отношению к людям, которые прошли штрафные подразделения СССР.

[1] ЦАМО РФ. Картотека Военно-медицинского музея по учету госпиталей.

[2] Пыльцын А. В. «Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов».

[3] Пыльцын А. В. «Страницы истории 8-го штрафного батальона Первого Белорусского фронта».

всё враньё. в фильме штрафбат всё подругому было.

И, кстати, не надо делить тег Великая Отечественная на части. Есть нормальный тег, который все знают. Твои куски — это фигня, поправь, пока время есть.

«Штрафбат» — есть такой тег. Можешь добавить, кто захочет потом, будет легче найти пост. Думаю он даже главный.

каждые лет 20-30 разоблачают мифы

потом разоблачают мифы о мифах

а потом всё по новой

Что такое штрафбат в армии в наше время. 16284982962899136. Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-16284982962899136. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка 16284982962899136. Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

Немецкий план летней кампании обсуждался в ставке Гитлера в Растенбурге 28 марта 1942 года. Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер предложил план под кодовым наименованием «Блау». Первоначально этот план должен был называться «Зигфрид», но Гитлер не хотел более использовать имена героев германского эпоса в качестве названий для своих военных операций, поскольку это обязывало его ко многому, а название «Барбаросса» выглядело теперь уже не таким удачным. Гитлер постоянно перебивал Гальдера, задавая ему вопросы о деталях. Таким образом, обсуждение доходило до мельчайших подробностей. Через три часа Гитлер одобрил этот план.

Спустя неделю, 4 апреля 1942 года, генерал-полковник Альфред Йодль положил на стол фюрера проект директивы. Она была написана в лучших традициях германского генерального штаба, а, следовательно, оставляла значительную свободу действий командующему группы армий «Юг» генерал-фельдмаршалу фон Боку. Последнее обстоятельство совершенно не устроило Гитлера. После зимней кампании 1941 года он утратил веру в лояльность своих генералов, которые не раз демонстрировали нежелание подчиняться его приказам. Так как к тому времени Гитлер взял командование сухопутными войсками на себя, то и заниматься разработкой директивы решил сам. Он взял бумаги из рук Йодля со словами: «Я сам займусь этим делом». На следующий день на свет появился результат его трудов – десять машинописных страниц – директива № 41.

В ней, в достаточно общих чертах декларировался план наступательной операции на Юге:

А. Концентрация войск на Юге СССР

Б. Выравнивание фронта путем захвата Крыма и переброска освободившихся войск опять же к месту концентрации.

Ну а дальше после объединения предполагалось достигнуть Сталинграда или, по крайней мере, «подвергнуть его воздействию тяжелого оружия» с тем, чтобы он потерял свое значение как центр военной промышленности и узел коммуникаций – достаточно было разрушить город и выйти к Волге, перерезав сообщение по ней.

Г. Далее предлагалось ожидать, пока в советских танках закончиться топливо и развивать наступление на Кавказ.

Итак, расстановка сил на конец июля 1942 г.

Немцам удалось скрытно собрать мощную группировку между Таганрогом и Белгородом. Группа армий «Юг» насчитывала 1 370 287 человек при поддержке 2035 самолетов Люфтваффе и 1934 танков и штурмовых орудий.

Силы советской армии состояли из 3 фронтов:

Брянский фронт занимал оборону в 350-км полосе от г. Белев до верхнего течения р. Сейм, прикрывая правым крылом тульско-московское направление, а левым – воронежское.

Войска Юго-Западного фронта после отхода за р. Оскол организовали оборону на 300-км рубеже от верховьев р. Сейм до г. Красный Лиман.

Южный фронт закрепился на 250-км участке фронта от Красного Лимана до Таганрога, прикрывая два важных направления – на Ворошиловград и Ростов.

В составе войск этих трех фронтов по состоянию на 1 июля 1942 года в общей сложности насчитывалось 81 стрелковая и 12 кавалерийских дивизий, 38 мотострелковых и стрелковых бригад, 9 укрепленных районов, 62 танковые бригады – всего около 1 715 тыс. человек, 2,3 тыс. танков, 16,5 тыс. орудий и минометов, 758 боевых самолетов

Что такое штрафбат в армии в наше время. 1639305324197119348. Что такое штрафбат в армии в наше время фото. Что такое штрафбат в армии в наше время-1639305324197119348. картинка Что такое штрафбат в армии в наше время. картинка 1639305324197119348. Штрафные воинские подразделения — воинские подразделения, в которые в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления в военное время (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь). Помимо Красной Армии, штрафные подразделения имелись во многих армиях мира.

.Концентрация фашистских войск не была вскрыта советской разведкой и оно, командование пребывало в уверенности что немцы будут наступать на Москву. Даже когда 20 июня 1942-го г. в расположении 76 стрелковой дивизии, в районе поселка Белянка (Нежеголь) был сбит начальник оперативного отдела 23-й танковой дивизии майор Райхель, в нарушении всех уставов (пресловутый немецкий «ордунг» на самом деле не был такой уж абсолютный) перевозивший оперативные планы (часть плана «Блау») в свой штаб, наши оперативных выводов не сделали. Летчики (три штуки) разбились, сам майор пытался уничтожить документы, отстреливаться и получил пулю от какого-то советского бойца. Но даже попади он в плен и покажи эти планы – мало что могло измениться. Там всего лишь указывалось что его дивизия должна атаковать в сторону Воронежа. Что вполне укладывалось в представление советского командования (да и большинства немецких командиров среднего звена) – захватив Воронеж и оседлав железную дорогу немцы могли развернуться на север и двигаться в сторону Москвы.Но на всякий случай Сталин по предложению маршала Тимошенко решил усилить направление предполагаемого удара, передвинув поближе к Белгороду еще две стрелковые дивизии (забрав их у 28-й армии) и расположить их в обороне в район фронта СУРКОВО, НЕСТЕРНОЕ. Также было принято решение о сосредоточении 13-го танкового корпуса в этом же районе.

Сталин, похоже, склонялся к мысли, что документы Рейхеля подлинные. Однако он считал (дезинформационная операция «Кремль»), что наступление на юго-западном направлении — это лишь один из многих ударов, которые немцы собираются нанести в первую годовщину войны, и гораздо больше беспокоился за московское направление.

Но затем Гитлеру присели на уши экономисты. Они напоминали о тех ресурсах, которые должны были (теоретически) получить немцы на Кавказе. В Берлине были уверены в победе, перед наступлением даже основали нефтяные компании («Ost-Öl» и «Karpaten-Öl»), которые получили эксклюзивное право на 99-летнюю эксплуатацию нефтяных месторождений на Кавказе. Кроме, имелись вполне обоснованные подозрения, что хитрожопые русские даже после перекрытия движения по Волге выкрутятся, и нефтяного голода избежат (и действительно, выкрутились, хотя и не без проблем).

Ну и в Берлине отиралась куча эмиссаров с Востока, которые рассказывали фюреру какой он великий, с каким нетерпением его ждут на Востоке и что как только он дойдет, тут же все склоняться перед знаменами с древней свастикой и миллионы персов, арабов и прочих индусов начнут вливаться в его армию. Представление о Востоке Гитлер и его окружение имели достаточно смутные, в основном базировавшиеся на бульварных романах того Карла Мая.

В начале июня немецким командованием были разработаны планы двух крупных наступательных операций, которыми должно было начаться генеральное наступление на юге. Операцию «Блау II» намечалось провести на воронежском направлении, а «Клаузевиц» – на кантемировском.

В соответствии с планом операция «Блау» немецким войскам предстояло нанести два удара по сходящимся направлениям: один – из района северо-восточнее Курска на Воронеж, другой – из района Волчанска на Острогожск. Таким образом, немецкое командование рассчитывало разгромить советские войска на воронежском направлении, окружить их западнее Старого Оскола, выйти на Дон на участке от Воронежа до Новой Калитвы и захватить плацдарм на его левом берегу.

Касторненская оборонительная операция (28 июня — 24 июля 1942);

Донбасская оборонительная операция (7 — 24 июля 1942) дополнительно разделяется на:

Валуйско-Россошанская оборонительная операция (28 июня — 24 июля 1942);

Ворошиловградско-Шахтинская оборонительная операция (7 — 24 июля 1942);

Во второй половине июня 1942 года немецкое командование завершило сосредоточение и развертывание ударных группировок в районах северо-восточнее Курска и северо-восточнее Харькова, предназначавшихся для проведения операции «Блау». В это же время началось и сосредоточение сил в Донбассе для проведения операции «Клаузевиц».

Накануне летнего наступления командование была развернута армейская группа «Вейхс» под командованием Максимилиана фон Вейхса (правильное произношение — Вайхс). В полосу 2-й немецкой армии на 70-километровом участке фронта было выдвинуто дополнительно девять немецких дивизий, переброшенных на Восточный фронт из Германии и Франции, и 2-я венгерская армия в составе десяти дивизий. Туда же были переправлены крупные танковые и мотопехотные части из группы армий «Центр».

Задачей армейской группы «Вейхс» был прорыв обороны советских войск с последующим развитием наступления силами 4 танковой армии на Воронеж. Для этой важной операции 4ТА имела 800 танков и самоходных орудий.

Основными инструментами, которыми предполагалось взламывать советскую оборону, по-прежнему были моторизованные корпуса. Их у Вейхса было два — 48-й (24-я танковая дивизия и моторизованная дивизия «Великая Германия») Фердинанда Гейма и 24-й (9-я танковая, 3-я моторизованная и 377-я пехотные дивизии) Виллибальда Лангемана.

Таким образом, изготовившаяся для наступления группировка немецких войск уступала противостоящим ей войскам Красной Армии в численности личного состава и в танках почти в два раза при примерном равенстве в артиллерии. Лишь в авиации немцы имели двукратное превосходство. Тем не менее, как это уже бывало не раз, на направлениях главных ударов немцам удалось добиться многократного превосходства в силах.

Источник

Штрафные воинские подразделения

Штрафные части — формирования (специальные воинские части) действующей армии, в которые в военное время в качестве наказания направлялись военнослужащие, совершившие преступления (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь).

Во время Второй мировой войны в РККА штрафные части существовали в виде отдельных штрафных батальонов и отдельных штрафных рот. В авиационных соединениях непродолжительное время существовали отдельные штрафные эскадрильи.

Помимо Красной Армии, штрафные части и подразделения имелись в вооружённых силах других государств.

Штрафник — наименование бойца штрафной части.

Содержание

Штрафные части в СССР

Во время Второй мировой войны штрафные части в Красной Армии существовали с 25 июля 1942 года по 6 июня 1945 года. Они направлялись на самые опасные участки фронтов, при этом были неизбежны большие потери в личном составе.

Самой первой штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Армейская отдельная штрафная рота 42-й Армии Ленинградского фронта — 25 июля 1942 года, за 3 дня до знаменитого Приказа № 227, официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й Армии она воевала до 10 октября 1942 года и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-ой Ударной Армии, расформированная 6 июня 1945 года.

Народный комиссар обороны тов. Сталин в приказе № 227 указал, что главной причиной наших временных неудач на фронте является слабая дисциплина в войсках:

Если срок пребывания в штрафной части не определен в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осужденный (или начальника гарнизона), сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осужденного в штрафную часть.

Для сопровождения штрафников назначать опытных и энергичных командиров, младших командиров и красноармейцев, способных поддержать строгий порядок и дисциплину в пути.

— ЦАМО, ф. 4, оп. 12, д. 106, л. 106—108. Подлинник.

За все годы Великой Отечественной войны через штрафные части прошло, по некоторым данным, 427 910 человек. Если учесть, что за всю войну через вооружённые силы СССР прошло 34 476 700 человек, [2] то доля бойцов и командиров (офицеров) РККА, прошедших через штрафные части за весь период Великой Отечественной войны, составляет примерно 1,24 %.

Среднемесячные потери постоянного и переменного личного состава всех штрафных частей за год составили 14 191 чел., или 52 % от среднемесячной их численности (27 326 чел.). Это в 3-6 раз больше, чем общие среднемесячные потери личного состава в обычных войсках в тех же наступательных операциях 1944 г. [3]

Женщин в штрафные части за совершённые ими преступления не направляли.

Отдельный штрафной батальон

Отдельный штрафной батальон (штрафбат) — штрафная часть в ранге отдельного батальона.

Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах. В случае гибели, семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в отдельный штрафной батальон.

Отдельная штрафная рота

Отдельная штрафная рота (штрафрота) — штрафная часть в ранге отдельной роты.

В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного (сержантского) состава всех родов войск, осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150—200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

Штрафная авиаэскадрилья

Штрафные авиаэскадрильи предполагалось создавать согласно ДИРЕКТИВЕ СТАВКИ ВГК № 170549, для лётчиков, которые проявили саботаж, трусость и шкурничество.

Однако распространения они не получили. Директивой НКО № 0685, предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.

Отдельные штурмовые стрелковые батальоны

Штат штрафных частей

Личный состав штрафбатов и штрафрот делился на переменный и постоянный состав. Переменный состав представлял собою непосредственно штрафников, находившихся в подразделении временно до отбытия срока наказания (до 3-х месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению. Постоянным составом являлись командиры подразделений от взвода и выше, назначавшимися из числа кадровых офицеров, политработники, штабные работники (связисты, писари и др.) и медицинский персонал.

Лицам из числа постоянного состава служба в штрафном подразделении компенсировалась рядом льгот — при начислении пенсии один месяц службы засчитывался за шесть месяцев стажа, офицеры получали повышенное денежное довольствие (командир взвода получал на 100 рублей больше, чем его коллега в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.

Штат штрафного батальона насчитывал 800 человек, штрафной роты — 200.

Основания направления в штрафные части

Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь). [8] [9]

В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осужденных судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осужденные за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы. [8] [9]

В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел Л. Берии, лица из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершенного преступления (за исключением лиц, осужденных за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях.

Основания освобождения из штрафных частей

Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:

Награждение в штрафных частях

За проявленные отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие, отбывающие наказание, могли быть награждены. Почти все награды, полученные в штрафных частях, были медалями «За отвагу».
В песне Высоцкого «Штрафные батальоны» есть строки:

И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь «За отвагу».

В отдельных случаях в 1944-45гг. военнослужащие переменного состава штрафных батальонов награждались орденами Славы 3-й степени.

Штрафные формирования в Вермахте

Ещё в 1936 году были созданы дисциплинарные части — так называемые «Особые подразделения» (Sonderabteilungen). Туда посылались солдаты, отбывшие срок лишения свободы, а также те, кому воинскую обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную службу».

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewaerungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й [13] ). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.

Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стали созданные 1 октября 1942 года так называемые «формации солдат второго класса» — 999-е батальоны, предназначенные для «политических».

Наконец, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Штрафные войсковые формирования Великобритании

В произведениях искусства

также штрафники фигурируют в:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *