Что такое штабелер водитель
Уральский Центр Подготовки Кадров
Екатеринбург, ул. Чебышева, 6, оф. 319
Интересная профессия: Кто такой водитель штабелера или водитель ричтрака?
Профессия штабелер или водитель ричтрака появилась уже давно. В связи с развитием системы логистики и строительством больших площадей складов класса «А» данная профессия стала очень востребована в больших мегаполисах. В первую очередь, это работа на современных складах (потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования), как правило, за городом, во-вторых, работа с техникой:
Ричтрак оборудуется многосекционными телескопическими мачтами со свободным ходом вил. Оснастка каретки обычно обладает функциями наклона и бокового смещения вил, дополнительно может быть оснащена позиционером вил и телескопическими вилами. На ричтраках устанавливается самое современное оборудование для обработки грузов, включая преселекторы высоты, камеры на вилах, позволяющие работать на больших высотах.
Для работы водителем штабелёра необходимы следующие навыки в работе: управление штабелёром (ричтраком), погрузочно-разгрузочные работы, комплектация и перемещение. Полезны в работе будут следующие качества: ответственность, внимательность, пунктуальность. Кроме этого, обязательным условием для работы на штабелёре является наличие действующего специального удостоверения на ричтрак (штабелёр) (удостоверение на право управления электропогрузчиком (ричтрак, штабелёр).
К управлению электропогрузчиком (спецтехника) допускаются только те лица, которые получили соответствующие разрешения. Они выдаются в специальных организациях, которые прошли аккредитацию и имеют лицензию. Каждый кандидат должен пройти профессиональные курсы подготовки водителей электропогрузчиков.
Уровень заработной платы водителя ричтрака зависит от региона, от специфики работы компании и от квалификации, опыта водителя. В Екатеринбурге заработная плата водителя ричтрака может составлять от 20 до 40 тыс.рублей в месяц.
Продолжительность курса «Водитель погрузчика (аккумуляторного) от 1,5 до 3 месяцев.
Удостоверение на право управления электропогрузчиком (аккумуляторного) свыше 4 кВт с получением тракторного удостоверения категории В и с особыми отметками (Водитель погрузчика аккумуляторного).
Вы научитесь:
— безопасной эксплуатации самоходных машин соответствующей категории
— правилам дорожного движения
— управлять погрузчиком (аккумуляторным). Запишитесь прямо сейчас: +7 343 201 44 20 (24) Иван Викторович
Как обучают, и что должен знать водитель штабелера
Большую роль в безопасности склада играет компетентность водителя штабелера. Специалист, в чьем ведении находится складская техника, должен пройти серьезное обучение и иметь опыт в обращении с грузоподъемным оборудованием.
Водитель штабелера как профессия
Казалось бы, какие специалисты нужны на складе? Достаточно физической силы или, на крайней случай, техники. Увы, именно техника, оказавшись в неумелых руках, и приводит к авариям чаще всего.
Штабелеры довольно популярны на складских площадках. Они востребованы на производствах, в логистических центрах, на складах оптовиков и розничных торговых компаний. Соответственно, есть спрос и на водителей. Более того, этот спрос год от года, по мере механизации складов, только растет, а значит, сама профессия более чем перспективна.
Требования к оператору
Водителем штабелера может стать далеко не каждый желающий (даже если этот человек проработал на складе 10-15 лет). Чтобы сесть за руль, будущий оператор должен:
Важно, чтобы будущий водитель прошел дополнительную подготовку по управлению штабелером, на котором он будет впоследствии работать. Если погрузчик новый, а оператор до этого работал только с устаревшими моделями, он не сможет выполнять свои рабочие обязанности.
Что входит в обучение водителей?
Обучение включает в себя теоретические занятия, которые посвящены следующим темам:
На практических занятиях будущий водитель управляет электрическим или ручным штабелером, учится перевозить и поднимать, укладывать и снимать грузы разной массы и формы. Он на практике осваивает азы управления техникой конкретного типа. По итогам обучения он сдает экзамены (теорию и практику).
Получив удостоверение об окончании курсов, водитель может претендовать на соответствующую должность на складе.
Что дальше?
На сдаче экзаменов и трудоустройстве обучение не заканчивается. По сути, все только начинается: водитель должен освоить ручной или электрический штабелер конкретной марки и модели, изучить правила и нормы складирования, принятые на отдельно взятом складе. Он должен понять специфику склада: что, как, когда, в каком порядке укладывается и достается, где можно разместить груз на время, на чем его хранят. Поэтому перед тем, как приступить к обязанностям, водитель учится под руководством более опытного оператора или руководителя.
Спустя несколько дней интенсивного обучения водитель сможет выполнять работу, не опасаясь за состояние груза и чужие жизни. С момента получения прав он несет полную ответственность за свои действия.
Как видите, на складе не место легкомыслию и простой работе: даже для складирования грузов нужно обучаться и иметь какой-то опыт.
Профессия для собранных мужчин – водитель штабелера
Какую бы профессию не выбрал человек, всегда сначала нужно учиться. Водители штабелера также как и другие рабочие в складской отрасли, проходят первоначальное обучение азам будущей профессии.
Данная должность входит в список работ имеющих повышенную опасность, поэтому от качества обучения впоследствии может зависеть не только целостность груза, но что гораздо важнее, — жизнь и здоровье работников склада.
Водитель погрузчика, или другими словами водитель — штабелера, является довольно востребованной профессией. Такие сотрудники нужны на всех этапах через которые проходит товар, от производителя — до конечного потребителя: фирмы-изготовители, поставщики, распределительные центры, магазины и т.д.
Стать водителем штабелера любой желающий не сможет, необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории В, которое выдается Гостехнадзором. Права водитель штабелера получает на 10 лет, после чего необходима пересдача.
Помимо прохождения обучения, водитель погрузчика должен обладать целым комплексом необходимых навыков и умений, ведь от грамотности его действий зависит безопасность персонала и сохранность груза.
Кандидат должен быть старше 18 лет, иметь справку о прохождении медицинского осмотра, иметь водительское удостоверение категории В, знать правила дорожного движения. Если все вышеперечисленные условия соблюдены, будущий работник должен пройти специальное обучение, причем именно на тот погрузчик, на котором будет работать в дальнейшем.
В теоретической части обучения преподаются и основные ПДД. Это делается для того, чтобы водитель штабелера знал, как себя вести при появлении автомобилей в погрузочно-разгрузочных зонах.
На практических занятиях водителя штабелера обучают умению правильно маневрировать погрузчиком при работе с различным товаром.
Водитель погрузчика получает права на штабелер после того, как пройдет все этапы обучение и сдаст экзамен. Получив удостоверение от Гостехнадзора, рабочий может самостоятельно проводить погрузочно-разгрузочные работы, входящие в его прямые обязанности.
Права на штабелер сообщают работодателю, что сотрудник умеет пользоваться погрузчиком конкретной модели, ознакомлен с его конструктивными особенностями, правилами техники безопасности, нормами складирования и т.д.
Получив права на штабелер, рабочий допускается к управлению погрузчиком. С этого момента он несет ответственность за все свои действия, выполненняемые со штабелером.
Штабелеры: виды, характеристики и области применения
Работа современного склада невозможна без различных средств механизации. Они позволяют повысить производительность, максимально использовать полезное пространство объекта, снизить процент ручного труда, уменьшить риски, связанные с безопасностью персонала и сохранностью товаров. Одним из наиболее востребованных видов складского оборудования являются штабелеры. Данная техника предназначена для подъема и перемещения грузов, укладывания их в штабели или на стеллажи в несколько ярусов.
Области применения техники
Штабелеры отлично подходят для обслуживания двух- и трехъярусных стеллажей. Они имеют высоту подъема до 5,4 метра и способны работать с грузами весом до 2,5 тонн. Их используют на складах, производственных предприятиях, в супер- и гипермаркетах, логистических комплексах, терминалах транспортных компаний и на других объектах, где необходимо организовать обработку большого количества товара.
С помощью штабелеров можно выполнять следующие операции:
Конструкция штабелера
Конструктивно данная техника имеет много общего с погрузчиками и гидравлическими тележками. Она состоит из следующих основных элементов:
Основанием штабелера служат опорная рама с рулевыми колесами и консоль с роликами. Они изготавливаются из усиленного стального профиля, поэтому способны выдерживать высокие статические и динамические нагрузки. Для перемещения техники применяются колеса и ролики с металлическим ободом и контактным слоем из износостойкой резины или полиуретана. Колеса могут вращаться вокруг своей оси на 360 о и оснащены надежным тормозом.
Рама мачты представляет собой один из самых ответственных элементов штабелера. Она производится из стальных двутавров или швеллеров. Он коррозии рама защищена прочным полимерно-порошковым покрытием. На мачте закреплены направляющие, по которым перемещается каретка с вилами для поднятия или опускания груза. Движение механизма может реализовываться несколькими способами – с помощью ручного, электромеханического или электрогидравлического привода.
Виды штабелеров
Штабелеры классифицируют по множеству различных признаков. Основными из них являются:
Рассмотрим самые распространенные виды штабелеров более подробно.
Ручные штабелеры
Это один из наиболее востребованных вариантов техники. Он оснащается гидравлической системой, отличается максимально простой и надежной конструкцией. Перемещение и подъем вил производятся с помощью мускульной силы оператора. В некоторых случаях ручные штабелеры комплектуются сбрасывающим устройством, которое предотвращает повреждение груза при опускании. Грузоподъемность техники обычно находится в пределах 500–2000 кг, а максимальная высота подъема составляет 3 м.
Самоходные штабелеры с электрогидравлическим приводом
По своей конструкции и техническим характеристикам они схожи с ручными моделями. Основной особенностью является наличие электропривода, который отвечает за подъем и опускание вил. Это позволяет облегчить работу оператора и повысить скорость обработки грузов. При этом перемещение техники осуществляется мускульной силой.
Электрические ведомые штабелеры
Эта техника комплектуется системой перемещения – оператор управляет машиной, следуя рядом с ней. В связи с этим, скорость движения ведомого штабелера не превышает 6 км/ч.
Самоходные электроштабелеры с подножкой для оператора
Эти машины схожи с сопровождаемыми штабелерами, но комплектуются специальной откидной платформой для оператора. Такое решение позволяет увеличить скорость передвижения до 10 км/ч, что, соответственно, повышает производительность работ.
Электроштабелеры с кабиной
По функциональности такая техника приближается к полноценным электропогрузчикам. Наличие кабины позволяет создавать комфортные условия для работы оператора. Она способствует снижению нагрузки на спину, повышению концентрации внимания, снижению количества непроизвольных ошибок.
Узкопроходные штабелеры
В некоторых случаях возможностей стандартной техники недостаточно для эффективной обработки грузов. Например, в последнее время набирают популярность склады с уменьшенной шириной проходов, позволяющие максимально увеличить полезную площадь под хранение товаров. На подобных объектах часто используют специальные узкопроходные штабелеры. Их главная особенность – функция поворота вил на 90 градусов вправо и влево. Таким образом, машина может захватывать грузы с обеих сторон прохода без необходимости разворота.
Ричтраки
Специальная разновидность техники, созданная для объектов со стеллажами высотой от 6 м. Ричтраки оснащаются не только многосекционной телескопической мачтой, но и особыми выдвижными вилами. Они позволяют работать с грузами, расположенными в глубине стеллажа.
Как выбрать штабелер
Подбирать технику необходимо исходя из задач, которые планируется решать с ее помощью, а также с учетом особенностей объекта, где она будет эксплуатироваться. Решающее значение имеют размеры помещения, вес и габариты перемещаемого груза, условия работы (температура, влажность, качество полов), тип склада и используемых стеллажных систем. Также нужно уделить внимание вопросам сервиса. Штабелеры, как и любое другое оборудование, следует своевременно и качественно обслуживать.
Основные характеристики техники:
Часто задаваемые вопросы
Нужно ли платить транспортный налог на электрический штабелер?
Это зависит от технических характеристик машины. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994 (с правками 12.11.2012), которое посвящено вопросам государственной регистрации транспортных средств, регистрировать нужно самоходную технику с мощностью двигателя свыше 4 кВт. Большинство электроштабелеров оснащаются моторами в пределах 1–3 кВт. Таким образом, они не подлежат государственной регистрации и, соответственно, на них не нужно платить транспортный налог. Но если речь идет о мощных машинах более 4 кВт, то их придется регистрировать в установленном порядке и столкнуться со всеми сопутствующими дополнительными расходами.
Нужны ли права, чтобы управлять штабелером?
Электроштабелер – специальная техника, которая эксплуатируется на закрытых площадках. Она представляет собой средство повышенной опасности и требует соблюдения правил охраны труда. Согласно им, для управления самоходными штабелерами оператор должен пройти обучение и получить соответствующие права. Чтобы получить доступ к работе со спецтехникой, ему необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории В, которое выдается Ростехнадзором. Для наиболее грузоподъемных моделей могут потребоваться права категории С и водительский стаж не менее 2-х лет.
Какие аккумуляторы устанавливаются на штабелеры?
Большинство моделей техники оснащается либо кислотными, либо гелевыми батареями. Первые относятся к обслуживаемым аккумуляторам и считаются устаревшими. Они требуют регулярного контроля уровня электролита и периодического доливания дистиллированной воды. Заряжать такие АКБ нужно в хорошо проветриваемых помещениях, поскольку в процессе происходит активное выделение взрывоопасного водорода. Гелевые батареи не нуждаются в обслуживании и обычно не требуют специальной зарядной комнаты. При этом их стоимость несколько выше, чем у кислотных. Аккумуляторы различаются не только по типу, но и по характеру использования. Они бывают стартерными и тяговыми. Первые имеют напряжение 12 В и применяются на несамоходной технике с электроподъемом или на маломощных самоходных штабелерах. Тяговые батареи выдают напряжение 24 В и более. Их устанавливают на электроштабелеры, рассчитанные на высокие и интенсивные нагрузки.
Существуют ли штабелеры для неровных полов?
Данная техника изначально создавалась для использования внутри помещений с гладким напольным покрытием. Оптимальным вариантом считается полированный бетонный пол с упрочненным слоем. Но в реалиях российских складских комплексов такое встречается далеко не всегда. Во многих случаях покрытия имеют различные дефекты и отклонения от плоскости. Самыми опасными проблемами считаются выбоины, ямы, ступенеобразные перепады высот. Они грозят повышенными ударными нагрузками на ходовую часть штабелера, а также опрокидыванием техники. Для подобных условий некоторые производители предлагают специальные модели с улучшенной проходимостью. Они обладают функцией подъема опорных вил для увеличения клиренса, колесами с мощным протектором, усиленной ходовой. Такие машины можно эксплуатировать не только в помещениях, но и на открытых площадках.
Почему грузоподъемность штабелера снижается с увеличением высоты подъема вил?
Технически грузоподъемность машин остается на прежнем уровне. Но с увеличением высоты подъема груза происходит смещение центра тяжести. Это повышает риск опрокидывания штабелера. Поэтому в целях безопасности максимально допустимый вес поднимаемого груза снижается пропорционально высоте подъема.
Что такое триплекс и дуплекс?
Это общепринятое обозначение грузовых мачт штабелеров. Дуплекс представляет собой двухсекционную, а триплекс – трехсекционною конструкцию.
Что такое Ast?
Ast представляет собой важную характеристику штабелера, которая отражает минимальное межстеллажное пространство, требуемое для разворота техники со стандартной паллетой 800 х 1200 или 1000 х 1200 мм.
Особенности профессии водитель штабелера
Несмотря на столь оригинальное название профессии, она появилась сравнительно давно и пользуется определенным спросом как стороны компаний, например, ПМК-ЕК, так и со стороны тех, кто стремится работать в данном направлении. Причиной, которая обусловила популяризацию данного направления, выступает значительное развитие логистики, а также постоянное увеличение количества складских помещений А-класса. Вопреки распространенному мнению, чтобы результативно работать на складе, необходимо обладать целой совокупностью знаний.
Основные требования к профессии
Начать работать водителем штабелера или же ричтрака может не каждый желающий даже при условии, что определенный человек проработал на складе, минимум, десятилетие. Одним из подобных нововведений выступает штабелер – механизм, предназначенный для подъема, а также опускания массивных грузов в течении минимального периода времени. Чтобы научиться результативно и, что самое главное, без какого-либо дополнительного ущерба управлять ричтраком (штабелером, имеющим выдвигающуюся мачту и предназначенного для обслуживания высоких, начиная от 5-6 метров, стеллажных систем), необходимо получить права тракториста-машинста категории не ниже В. Данный документ меняется каждые 10 лет при условии качественной сдачи специального экзамена. Личность, не достигшая совершеннолетия, не может получить данный документ и, соответственно, работать по рассматриваемой специальности.
Дополнительными, но также обязательными требованиями выступают: наличие водительских прав (категория не имеет значения), прохождение медосмотра. С целью обучения особенностям управления штабелером, каждый потенциальный водитель проходит специальные обучающие курсы. Предполагается, что стать хорошим специалистом способен только тот, кто стремится к постоянному обучению.
Последнее десятилетие ознаменовалось значительным техническим прогрессом, что сказалось, в том числе и на штабелерах: постоянно свершаются уже существующие модели и появляются новые. Несмотря на первоначально кажущуюся схожесть механизмов, имеется достаточное количество технических новаций, игнорирование которых не способно привести к должному результату.
Наличие водительских прав нельзя рассматривать в качестве обязательного условия, но их наличие позволяет с гораздо большей эффективностью организовать трудовую деятельность. Так как на складские помещения большой площади, заезжать множество машин, водителю штабелера необходимо иметь четкое о правилах дорожнего движения, для того, чтобы избежать столкновений и, как следствие, повреждение техники. При условии отсутствия прав, соответствующему человеку будет изложена упрощенная версия ПДД.
Главными навыками, на которых обращается внимание при обучении данной специальности на курсах, являются:
Помимо теоретического обучения происходит формирование и практических навыков, получаемых на специальных занятиях. В таком случае особого внимания заслуживает управление штабелером, работающим как в ручном, так и в электрическом режиме (последний вариант выступает в качестве более приемлемого, но учитывая широкое применение компьютерных технологий, требует постоянного совершенствования знаний и, в последствии, посещения дополнительных курсов).
После того, как слушателем был пройден процесс обучения, непосредственно представителем Гостехнадзора принимается квалификационный экзамен, позволяющий определить уровень общей подготовки, а также возможность выполнять все необходимые профессиональные обязанности. Если результат положительный, принимается решение о выдачи временного удостоверения, позволяющего совершать процесс управления данным электротранспортом в течении 2 месяцев.
На последующем этапе происходит стажировка на базе работодателя (при условии, что оплата происходила предприятием), либо на базе учебного центра (если место работы еще не определено и физическое лицо самостоятельно покрывает все необходимые расходы). В случае, когда результаты пройденной стажировки были положительными, выдается удостоверение длительностью 10 лет. После того, как пройдет данный период, необходимо снова сдать экзамен и подтвердить, таким образом, свою профессиональную пригодность.
После успешного прохождения всех соответствующих испытаний, работником должна выбраться категория В или С в отношении работы с электропогрузчиками. Наибольшее распространения получила практика, в соответствии с которой изначально происходит обучение на управление теми погрузчиками, которые имеют отношение к категории В, а уже в дальнейшем – к категории С. Сразу необходимо отметить узкую специализацию первого варианта, не позволяющую совершать управление иными видами специальной техники.
Уровень заработной платы водителя штабелера напрямую зависит от таких параметров как показатели деятельности предприятия (уровень его рентабельности), а также регион, на территории которого он функционирует. Стоимость курсов подготовки также может быть разной и варьироваться, в среднем, в пределах от 8 до 12 тыс. рублей, в некоторых случаях действуют гибкие системы скидок.