Что такое шпонки в иконах
Шпонка (иконопись)
Многочастная иконная доска (щит) для прочности могла скрепляться шпо́нками.
Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».
С тыльной стороны, либо с торца щиты могли дополнительно скрепляться длинными планками — накладными или врезными шпонками. Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы. Паз и шпонка делались обычно в сечении трапециевидными, что удерживало шпонку при усыхании. С XV в. шпонку изготавливали сужающейся по длине, пазы под шпонки делалаются короче ширины доски, а две (и более) шпонки вставляются на разных уровнях навстречу друг другу. Такие шпонки помогают избежать значительной деформации иконной доски, поэтому их использовали не только в щитах, но и для одиночных досок. В XVI в. шпонки становятся тонкими, почти не выступающими над поверхностью доски, в XVII в. шпонки остаются тонкими, но прибавляют в ширине. С конца XVII в. на небольших и средних иконах появляются врезные торцевые шпонки.
Полезное
Смотреть что такое «Шпонка (иконопись)» в других словарях:
Шпонка — (детали машин) металлическая деталь, предназначенная для передачи крутящего момента. Шпонка (иконопись) деталь иконы предназначенная для увеличения жёсткости и прочности иконной доски … Википедия
Иконопись — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Иконопись (от … Википедия
Ковчег (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковчег. Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия
Поле (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Поле (значения). Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия
Борт (иконопись) — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт Залевкашенная иконная доска Доска иконная, цка, дска традиционная основа под темперную живопись в иконном писании. Из пород … Википедия
Икона — У этого термина существуют и другие значения, см. Икона (значения). «С … Википедия
Иконы — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия
Мозаическая икона — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия
Иконная доска — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия
Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
03.10.2017 год.
Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!
Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!
Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.
Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.
Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.
Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.
Разновидности шпонок:
1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).
2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.
3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.
Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.
Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.
Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.
Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.
Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?
Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.
Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.
Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.
Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.
Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.
Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.
В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.
Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.
Шпонка. Зачем?
Здравствуйте, коллеги!
Большинство людей, связанных с иконописью, считают, что иконная доска без шпонок не жизнеспособна. Мне тоже так казалось и выглядело всё довольно логичным, пока хорошенько не задумался.
И сейчас меня раздирают сомнения.
Уважаемые, а зачем нужны шпонки?
Заранее спасибо за реакцию, хотя, возможно, здесь уже отвечали на этот вопрос, но я, честно, не нашел.
Элeмeнт конструкции-это понятно.
Вопрос: зaчeм? Т.e. Кaкой смысл в этом элeмeнтe конструкции?
При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.
Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см.
Представьте размер, и вес..
\\ создает напряжение и ломает доску.. \\- смотря как сделано, см.:
Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.
Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.
С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.
Видите, есть варианты правильного скрепления досок.
пс. Потом, не сама шпонка «создает» напряжение.
При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.[/quote]
Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.
А что же создает напряжение? Коробящийся щит сам по себе со своим напряжением справляется, изгибаясь. Шпонка препятствует изгибанию и создает напряжение.
С другой стороны, как ведут себя крупные иконы без шпонок?
Я слышал, что не трещат, вроде.
Izograf, согласен, создает жесткость и препятствует короблению. Короблению щита в целом. Т.е. по ширине, на которую установлена шпонка.
В итоге щит не коробится, а трескается, сбрасывая напряжение и сохраняя общую относительную прямолинейность.
Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?
Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.
Илья.,тут мудрить нечего. Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать геометрии паза+правильно выбранный угол ласточкина хвоста+оптимально, для каждой доски, подобраны размеры сечения +врезка на оптимальную глубину+быть изготовленной из более твердой древесины.До Никона это прекрасно понимали. Ну а 18-19 века-шпонки делались абы как, скорее как декоративный элемент, не все, конечно, но много.И еще раз повторюсь, главное-правильно собранный щит.
Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать.
главное-правильно собранный щит.
Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?
Икона- это деревянная доска с категорически неравномерно защищенными поверхностями от воздействия влаги и температуры.
И в связи с деревянными же материалом в данной доске происходит два процесса:
1. Динамическое изменение доски за счет общего высыхания доски в течение 30-50 лет ( причем самые активные процессы происходят в первые 10 лет).
Первый процесс шпонка может лишь частично компенсировать. Но если доска сделана изначально неправильно, то есть неправильно выбрана, неправильно высушена ( пока не буду углубляться, но доски 16-17 века показывают, как надо было доски готовить).
При неправильной подготовке при последующем покрытии лицевой стороны паволочно- левкасно- красочным слоем доску всенепременно будет выгибать.
Причем шпонка сдержать такой процесс не может. А в какой- то момент, если шпонка крепкая, она может сыграть и отрицательную роль- икона может разломаться из-за превышения крепости шпонки над крепость доски.
А вот малые колебания шпонке подвластны и она спасает икону от мелких разрушений, которые, суммируясь, уже могут создать крупные разуршения даже для хорошей доски.
В больших щитах шпонка не компенсирует динамические изменения доски на вогнутость, а сдерживает доски в сборке.
И опять же, онатлишь компенсирует малые динамические изменения. Если доски собраны разнонаправлено, подготовлены правильно и склеены правильным клеем, то шпонка работает правильно и достаточно.
Если нет, то понятно, что силы внутреннего напряжения все равно найдут воход в какой- то момент бытования иконы.
Считаю, что в старых иконах, если шпокни выпали, их наличие уже почти не имеет смысла. Доска уже не является губкой, способной впитывать и отдавать влагу с изменением геометрии. Скорее напоминает пемзу.
А вот для новых икон шпонка однозначно необходима.
Мне кажется, что сегодня попросту никто не делает доски по старинным технологиям, основой которых являлось. Время!
Выдержка доски даже для мебели должна составлять не менее 5-10 лет!
Нашли икону и не знаете, как определить возраст иконы самостоятельно?
Виды и способ крепления шпонок
С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.
Рукописная или печатная икона? Что выбрать?
В наше время в продаже существует множество самых разных икон, которые отличаются и по материалу, и по технике исполнения, и по цене. Встает вопрос – что же выбрать? Есть и рукописные иконы, и печатные. Все они, безусловно, очень красивы. Так давайте же разберемся, какой образ выбирать среди такого многообразия?
Начнем с печатных икон. Их несомненное преимущество в относительной дешевизне, большом разнообразии ликов, а также в том, что не нужно долго ждать изготовления. В магазине «Православные иконы» представлены такие иконы на льняных холстах и на липовых досках. Иконы эти созданы прямым нанесением красок на специально подготовленную поверхность доски или холста. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы. Подготовка и обработка материалов произведена вручную православными мастерами. Но важно понимать, что иконы созданы механическим путем, их пишет не человек, а машина с применением современных технологий и материалов. Они превосходного качества, краски у них яркие, не боятся выцветания.
Казанская икона Божьей Матери с житием на льняном холсте.
Как бы не были красивые печатные иконы, именно рукописные образы ценятся превыше всего! Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Технологии, проверенные веками, соответствие церковным канонам и традициям, дают гарантию качества и долговечности писаной иконы. К тому же не бывает двух одинаковых рукописных икон, в то время как печатные иконы получаются абсолютно идентичными. Эксклюзивность иконы, созданной вручную, не заменит массовый тираж.
Ангел Хранитель в полный рост. Писаная икона.
Стоить отметить и существенный минус писанных икон – это их дороговизна. Не каждому человеку это будет по карману. За сложную ручную работу приходится платить в разы больше, чем за печатную икону. Но если финансы Вам позволяют, стоит иметь в своем жилище хотя бы одну рукописную икону – ведь именно ее Вы будете передавать своим детям и внукам по наследству, это то духовное наследие, которое останется в Вашей семье на долгие-долгие годы и будет передаваться из поколения в поколение.
Как же отличить икону ручной работы от созданной на специальном оборудовании? Действенный способ – взять увеличительную лупу и посмотреть. На рукописной иконе всегда можно разглядеть неровные линии, штрихи, мазки, в то время как печать выглядит идеально (вы увидите абсолютно гладкую поверхность доски или текстуру холста). Также можно отличить писаный образ по сусальному золоту. Настоящее сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Зачастую на иконе ручной работы видны стыки нескольких листочков. Лак, который используется на печатных иконах, имеют ровную, однородную текстуру, никаких границ видно не будет.
Для примера представляем Вашему вниманию некоторые иконы, которые в последнее время написали наши мастера-иконописцы по образцу печатных икон. Замечаете ли Вы разницу между двумя образами по фото? Какие из этих икон Вам нравится больше — рукописные или печатные?
Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская. Икона на холсте и рукописная икона.
Мирон Критский. Икона на холсте и рукописная икона.
Петр и Феврония Муромские. Икона на холсте и рукописная икона.
Стефан первомученик архидиакон, апостол от 70-ти. Икона на холсте и рукописная икона.
Напоминаем, что Вы всегда можете выбрать готовую икону на льняном холсте, на липовой доске или рукописную на нашем сайте
Если Вы не нашли нужный образ, есть возможность заказать печатную или писаную икону в нашем магазине по присланному Вами образцу или по образцу иконы, уже имеющейся в нашем магазине. Срок изготовления — от 10 дней. Детали обговариваются индивидуально с каждым заказчиком.
В завершение хочется подчеркнуть, что любая икона (созданная вручную или на оборудовании) призвана открыть чуткому сердцу окно в духовный мир, помочь стать ближе к Богу, помочь через молитву перед образом в общении с Господом. А что в итоге выбрать – остается на Ваше усмотрение! Главное, чтобы икона (созданная любым из способов, перечисленных в нашей статье) была качественной и радовала Вас, была Вам по душе, и Вы не забывали возносить перед ней молитвы!
Некоторые самые дорогие иконы России
Стоит разделять дорогие иконы. Есть бесценные – хранящиеся в различных музеях, больших храмах и церквях. Например, в Успенском соборе во Владимире находится икона Богоматери Владимирской «Умиление», написанная самим Андреем Рублёвым. Она никогда не продавалась, и поэтому цена на неё неизвестна. Но коллекционеры и собиратели раритетов готовы отдать за неё практически любые деньги.
Также существуют иконы, которые один раз были выставлены на аукционах, проданы, и с тех пор находятся в частных хранилищах. Они имеют задокументированную стоимость. Но купить их тоже не получится. В качестве примера можно привести несколько дореволюционных икон, которые были проданы частным коллекционером в 1980 году на аукционе Christie’s. Самая дорогая из них – «Вознесение» XVI века. Её цена в пересчёте на современные деньги составила более 550 тысяч долларов.
Наконец, прямо сейчас на аукционах доступно несколько действительно дорогих икон:
Таким образом, практически все самые дорогие иконы, доступные в России, имеют исторически-религиозную ценность, а также написаны в XIX веке.
Фактор №2
Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.
Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.
Примеры цен
Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода
Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.
Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.
Основные советы по оценке
Главный бич владельцев старинных икон— они стараются узнать стоимость как можно быстрее. Однако в спешке легко можно потерять свои деньги. Первый попавшийся эксперт может провести неверную оценку (намеренно или нет – другой вопрос) и, в результате обладатель святыни будет основываться на изначально ложных данных.
Ряд экспертов намеренно называют заниженную стоимость и «наводят» обладателей антиквариата на нечистых на руку скупщиков, получая за свою горе-работу процент. Другие, обладая сомнительными знаниями, называют завышенную цену и тогда владелец оперирует заведомо неправдивым фактом.
Итак, как оценить стоимость иконы и не попасть впросак? Желательно обратиться к нескольким независимым друг от друга экспертам и только тогда делать выводы.
Кроме того, стоит различать художественную и/или историческую ценность с рыночной стоимостью образа. Поэтому крайне важно не ошибиться и обратиться к эксперту по антиквариату, а не, допустим, работнику музея.
Ключ и книга, Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел. Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год. Государственный ЭрмитажBridgeman Images / Fotodom
Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами — Петр. Часто в руках у него — свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17). Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). Ключ от рая, обещанный Христом, — второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свитком. На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.
Человек с высоким лбом и редкими волосами — Павел, проповедник и богослов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках. В деисусном ряду Деисусный ряд, или деисус (с греч. «молитва»), — иконописная композиция с изображением Спасителя в центре, а справа и слева — предстоящих и молящихся Христу. алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел — третьим по левую.