Что такое шитик судно
ШИТИК
— 1. Род судна, встречавшийся прежде на Камчатке. Доски этого судна сшивали ремнями. Ш. имели палубу, были плоскодонными, длина их доходила до 10 м, ширина до 4 м. Вместо конопатки при их постройке применялся мох. Ходили по рекам и вдоль берегов морем. Паруса имели ровдужные (кожаные), вместо якорных цепей — лосиновые ремни, якоря — деревянные с навязанным камнем. 2. Мелкое речное судно, крытое округлою палубою (волж.). 3. Род небольшой ладьи, подымающей до 16,5 т (арх.)
Полезное
Смотреть что такое «ШИТИК» в других словарях:
Шитик — Шитик: Шитик небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м. Шитик разговорное название личинки ручейника. Угрюм река Фамилия Шитик, Владимир… … Википедия
шитик — сущ., кол во синонимов: 2 • лодка (122) • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шитик — I м. местн. Род плоскодонного речного судна. II м. местн. Личинка ручейника или другого насекомого, обитающая в песке на дне водоема (обычно использующаяся как наживка при ловле рыбы). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шитик — шитик, шитики, шитика, шитиков, шитику, шитикам, шитик, шитики, шитиком, шитиками, шитике, шитиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
шитик — а, ч., діал. Шкіряний пояс … Український тлумачний словник
шитик — а; м. Нар. разг. Плоскодонная лодка, плоскодонное речное судно. Ш. отвалил от берега … Энциклопедический словарь
шитик — а; м.; нар. разг. Плоскодонная лодка, плоскодонное речное судно. Ши/тик отвалил от берега … Словарь многих выражений
ШИТИК — См. Шицик … Биографический словарь
Шитик, Геннадий Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шитик. Геннадий Шитик … Википедия
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Термин шитик относится к двум различным типам судов:
Морское грузовое судно
Шитик имел одинарную мачту с прямым парусом, веслами и откидным колесом. Судно имело навес для защиты груза от дождя, хотя под палубой есть бункер.
Речной катер
Шитики полезны при преодолении косяков; у них есть скорость и адекватная мощность. Отсутствие киля является проблемой, поскольку приводит к плохой устойчивости. Такая лодка не переносит волну, и каждое движение пассажира рискует опрокинуть судно. Но это сочетание характеристик подходит охотникам и рыбакам, которые могут использовать его для перехода через реки глубиной от 30 сантиметров (0,98 фута) до 40 сантиметров (1,3 фута).
Шитик – гребное малое судно класса река-море
1) Существующая этимология
Значение: нар.-разг. плоскодонная лодка, плоскодонное речное судно. Этимология – нет.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера/Шитик
I «морское парусное судно с обшивкой, мелкое речное судно», арханг. (Подв.), поволжск. (Даль), сиб. (Даль), «два связанных друг с другом корыта, заменяющих лодку», сарапульск. (ЖСт., 1901, вып. 1, стр. 95). Объясняется как «лодка с нашвами, нашитыми бортами» (Даль 4, 1441); ср. вариант шить – то же, сарапульск.; несомненно, от шить, шью.
в) Словарь церковно-славянского и русского языка, 1847 г.
В Камчатке: плоскодонное водоходное судно с палубой. 2. Стар. Водоходное судно, по обвязке обшитое тонкими досками с внешней и внутренней стороны. «Учнуть продавать дощаники или шитики». Акты истор. V, с. 207. (Воеводский наказ, о должности Якутского таможенного и заставного головы, 1685 г.).
2) Древнерусское судостроение, килевые и плоскодонные лодки-судна
а) В килевых лодках на нижнюю балку (киль) крепятся все элементы судна, она проходит посередине днища от носа до кормы и обеспечивает прочность корпуса. Килевое судно быстрее и устойчиво на волне, киль не даёт судну дрейфовать (отклонение судна под влиянием ветра или течения), используются на водоёмах глубиной более 2-3 метров (крупные реки, озёра, море). Плоскодонные – суда с плоским днищем, применяются на малых и средних реках (глубина 2-3 м.) со спокойным течением и озёрах, не устойчивы на волне.
3) Общие сведения о шитых лодках-кораблях
б) Альманах «Соловецкое море». № 3. 2004 г. Михаил Наймарк. Несколько проектов по реконструкции традиционных шитых судов Русского Севера (статья сокращена)
(Рекомендую интересующимся читателям работу прочитать полностью, автору – благодарность, за качественно выполненное историческое исследование.)
http://solovki.info/?action=archive&id=205
«Современный человек имеет весьма поверхностное представление о том, как выглядели суда в прошлом (даже и не столь отдаленном), как реально ощущал себя мореплаватель на борту, и каково приходилось строившим эти суда мастерам, не имевшим в распоряжении не только привычных сегодня инструментов, но даже готовых досок и гвоздей. …Так, среди прочего, имеются документальные сведения о том, что практически все, даже крупные морские суда новгородцев, северных поморов, саамов, карелов и других народов на протяжении многих веков не имели металлического крепежа — никаких гвоздей, заклепок, скреп и тому подобного не использовалось.
Преобладающая технология скрепления досок обшивки между собой напоминала сшивание ткани ниткой — причем в качестве «нитки» чаще всего использовалась так называемая вица — либо длинный гибкий корень, либо побег некоторых пород дерева, завитый особым образом для придания ему гибкости. …
Эта технология в судостроении столетиями сосуществовала и успешно конкурировала с более дорогостоящими и современными методами, гвоздями и заклепками, во многих районах Севера России (Карелия, Архангельская и Мурманская области), и в Финляндии шитые лодки встречались еще 70 лет назад. Железный крепеж имели в первую очередь крупные суда, принадлежавшие богатым владельцам, а также суда военные; бедный крестьянин или рыбак не мог себе этого позволить. В «медвежьих углах» Севера России гвозди часто становились дефицитом даже в ХХ в. при советской власти. …
В период своего расцвета в XVI–XVII вв. технология шитья в судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, шитые кочи достигали 100 т водоизмещения и регулярно ходили из Колы (близ современного Мурманска) до Шпицбергена, который тогда имел русское название Грумант. В XVII в. кочами обслуживался важный торговый путь — «мангазейский ход» — из Архангельска и Холмогор в город-колонию Мангазея, основанную поморскими купцами в Обской губе вблизи устья реки Таз. …
Кроме кочей, у поморов были разнообразные суда меньших размеров — шняки, карбаса, раньшины, кочмары, шитики, соймы и др. …».
* О реконструированной сшивной шняки: «На веслах судно идет легко, даже один гребец без проблем может выгрести против умеренного ветра; с полной командой из четырех гребцов скорость достигнет 5–6 км/ч. Под парусом, судя по всему, шняка может развивать до 10–15 км/ч,…».
* «К примеру, в сталинские времена считалось самым обычным делом, если две женщины на водлозерке (сшитая лодка) за день пройдут на веслах 40 км, несмотря на встречный ветер, чтобы завезти товар в райповский магазин или доставить почту. Таких примеров множество».
4) Применение термина в русском языке
а) Национальный корпус русского языка
В литературе Национального корпуса (1800-2015) термин шитик фиксируется с 1836 года, пик применения 1930, что понятно, освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока в советское время, происходило в основном в бассейнах сибирских рек.
* Ф. П. Врангель. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю (1841): «В 1760 году якутский купец Шалауров построил при реке Лене на собственное иждивение галиот (по Коксу, шитик), на котором намеревался совершить плавание вокруг северо-восточной Азии в Великий океан или в Камчатку».
* П. И. Мельников-Печерский. На горах. Книга первая (1875-1881): «Дощаник ― с палубой не над всем судном, а только над серединой ― гребное, а в случае благоприятной погоды и парусное. Шитик ― мелкое судно, крытое округлою палубой. Шитик и дощаник поднимают до тысячи пудов грузу».
5) Обобщение и вывод
Термин «шитик» фиксируется в русском языке с 1685 года, ниже указанной даты найти примеры применения не удалось.
* Итак, в Северной Руси, а позже в Сибири и на Дальнем Востоке, были распространены «шитые» лодки-судна, находки археологами металлических частей крепёжа частей судна (гвозди, заклёпки) редки. Маловероятно, чтобы метод «сшивания» частей корабля дал название одному лишь типу лодок, а другие, они ведь все были «сшиты».
* Целесообразно рассмотреть специальный судостроительный термин «шитик» в связи с размерами и назначением судов. Морские суда, как правило, имеют большие размеры и основным движителем у них служит – парус, морской корабль древнерусской постройки веслами против ветра и течения не сдвинешь, они конструктивно не были приспособлены для движения за счет усилий команды гребцов. А вот малые килевые лодки-суда типа река-море прекрасно ходят под веслами (2-4 пары гребцов) и под парусом.
* Колонизация Севера и Сибири носила государственный (казаки, стрельцы) и монастырский характер (священники и монахи), монастыри были единственными культурно-религиозными центрами и владели значительными территориями. Царь Фёдор I Иоаннович в 1591 г. определил владения Соловецкого монастыря: «Пожалованы были государем Соловецкому монастырю волости: «Кемская вся, Подужемская, Пебозерская и Маслозерская; также находящийся в Кемской волости Муезерский монастырь» (волость – административный округ, земля.)
В этом удалённом от культурных центров России монастыре была крупная (по тем временам) библиотека, в монастырской переписи 1676 г. указано 948 рукописных и 530 печатных книг богословского содержания, а также хронографы, грамматики и др., среди них 5 древнейших рукописей XIII-XV веков. Для сравнения, в Европе, в XVI веке фонд библиотеки Ватикана – 4000 томов, в библиотеке Сорбонны (Парижский университет) по описи 1338 г. – 1700 книг.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом, Беломорье – монастырская вотчина, в судостроительном термине «шитик» может быть заложен библейский термин, указывающий на гребной тип судна класса река-море; сознание и мышление русского человека вплоть до 1917 года было религиозным.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ШИТИК = ШИТ+ИК, уберём гласные (иврит язык согласных, древняя традиция) = Ш.Й.Т.+ К.
У нас сразу же «выплывает» соответствующий классу судна река-море библейский термин ШУТ, ШАИТ весло, плавать на судне, гребля; без огласовок = Ш.Й.Т.
* русск. ШИТИК = ШИТ+ИК = Ш. Т. + К = ивр. форма без огласовки Ш.Й.Т., с огласовкой ШАИТ שַׁיִט весло, гребля (от ШУТ, ШАТ плавать, вести по воде (о судне)) + К как, подобие. Однокоренные формы: ШУТИТ שׁוּטִית гребная лодка, байдарка; ШАИЕТЕТ флотилия.
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_485.htm
* См. стронг термина иврита 7885, ШАИТ весло, гребля.
https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://lexiconcordance.com/hebrew/7885.html&prev=search
б) Библейский образ
* Исаия 33:21: «Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное (ШАИТ) судно, и не пройдет большой корабль».
* Иезекииль 27:26: «Гребцы (ШУТ) твои завели тебя в большие воды; восточный ветер разбил тебя среди морей».
Шитик (русский: Шитик ) представляет собой небольшой широкодонный сосуд в каких частях корпуса были зашиты ремни или можжевельник и еловые прутья, называемые винья (русский: Виня ).
Содержание
Этимология
Есть два основных объяснения происхождения названия этой лодки. Первый предполагает русский: Сшивать слово. Этот глагол означает «шить» и объясняет некоторые особенности конструкции лодки. Вторая версия связывает название с формой лодки, похожей на личинку. Трихоптера, который также называют русский: Шитик или шитик.
Термин Шитик относится к двум различным типам судов:
Морское грузовое судно
«Шитик» был килевым судном с парусом и веслами. Он использовался как морское торгово-транспортное судно. Корабль имеет закругленное днище и, следовательно, отличается значительным расширением корпуса и разбросом борта. [ требуется разъяснение ] Такая конструкция улучшает характеристики корабля. [1]
Шитик имел одинарную мачту с прямым [ требуется разъяснение ] парус, весла и навесной [ требуется разъяснение ] рулевое колесо. Судно имело навес для защиты груза от дождя, хотя под палубой также есть бункер. [2]
Подводные очертания судна позволяли плавать в лед: при сжатии выдавливается на поверхность. При стыковке корабля и постановке на якорь Шитику требуется помощь судна под названием Осиновка лодка. [2]
Считается, что в 13 веке «Шитик» был самым распространенным прибрежным транспортным судном. [2] Шитики в основном возводились между XI – XVII веками. [1] Изначально шитики строились на берегу р. белое море, а Северная Двина, Сухона, Вычегда, Ветлуга, и Тихвинка реки. [3] Позже постройка таких лодок [ требуется разъяснение ] также распространяется в Сибирь и Дальний Восток, так как Шитикс заиграл Тихий океан. [1]
Шитики регулярно использовались на первом этапе русского морская торговля мехом в северной части Тихого океана, с 1740-х по 1799 год, особенно для исследования и сбора мехов в Алеутские острова. Они продолжали использоваться в Русская Америка посредством Русско-Американская Компания в начале 19 века. [4]
Речной катер
Шитики были важным нововведением на сибирских реках. Многие отмели и рифы сделали киль бесполезно, а нехватка гвоздей вынудила усовершенствовать технику пришивания доски. Он успешно эксплуатировался на протяжении 18–20 веков, постепенно заменяя его кораблями новых типов.
Когда у ремесленников появилась возможность использовать алюминий, лодка нашла новую нишу. Он в основном используется охотниками и рыбаками, чтобы добраться до труднодоступных мест в тайгаИзготовление шитиков популярно на Река Лена в Сибирь, Россия. [5]
Дизайн лодки был сохранен, но теперь они сделаны из алюминиевый лист. У шитиков теперь вместо обрезных концов луки заострены. Паруса больше не используются; они питаются лодочные моторы. [5]
Шитики полезны при преодолении косяков; у них есть скорость и адекватная мощность. Отсутствие киль это проблема, так как это приводит к плохой стабильности. Такая лодка не переносит [ требуется разъяснение ] волна, и каждое движение пассажира рискует опрокидывание судно. Но эта комбинация характеристик подходит охотникам и рыбакам, которые могут использовать ее для перехода через реки глубиной от 30 сантиметров (0,98 фута) до 40 сантиметров (1,3 фута). [5]
Всем известные Шитики: на Первая камчатская экспедиция под командованием Витус Беринг, вспомогательное судно Лодка-шитик «Фортуна» было использовано [1] (в других источниках это был двухмачтовый Галиот [6] )
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Термин шитик относится к двум различным типам судов:
Морское грузовое судно
Шитик имел одинарную мачту с прямым парусом, веслами и откидным колесом. Судно имело навес для защиты груза от дождя, хотя под палубой есть бункер.
Речной катер
Шитики полезны при преодолении косяков; у них есть скорость и адекватная мощность. Отсутствие киля является проблемой, поскольку приводит к плохой устойчивости. Такая лодка не переносит волну, и каждое движение пассажира рискует опрокинуть судно. Но это сочетание характеристик подходит охотникам и рыбакам, которые могут использовать его для перехода через реки глубиной от 30 сантиметров (0,98 фута) до 40 сантиметров (1,3 фута).
- не доварила яйца можно ли доварить
- Что такое шаумянский перевал