Что такое шеренга и колонна в физкультуре
Блог Овчинниковой Татьяны Александровны учителя физической культуры.
«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Альфред де Мюссе.
Страницы
26 ноября 2020
Строй.Строевые приемы.
Кроме этого, строевые упражнения способствуют развитию глазомера, повышают эмоциональное состояние учащихся общеобразовательной школы, воспитывают чёткость и красоту движений. Они позволяют быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке, увеличивают плотность урока физической культуры.
Строевые упражнения – совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. Классифицируют строевые упражнения на следующие четыре группы:
• построения и перестроения;
• размыкание и смыкание.
Для использования строевых упражнений необходимо руководствоваться основными понятиями строя.
Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий.
Фланг — правая и левая оконечности строя.
Фронт — сторона строя, к которой учащиеся обращены лицом, а противоположная сторона называется тылом.
Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.
Интервал — расстояние между занимающимися в шеренге.
Сомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренге один от другого на расстоянии равном ширине ладони между локтями.
Разомкнутый строй – расположение занимающихся в шеренге на расстоянии одного шага один от другого.
Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Дистанция – расстояние между занимающимися в колонне.
Направляющий – занимающийся, идущий в колонне первым.
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.
Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.
Для того чтобы ориентироваться в зале или на площадке,приняты следующие обозначения сторон и точек зала:
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.
Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.
Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.
Перестроениеиз одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся!» По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному – Стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроения в движении
находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.
Двигательные упражнения как средство снятия напряжения Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть.
Конспект занятия по физической культуре в средней группе детского сада Место организации: Физкультурный зал. Форма одежды детей: Спортивный костюм. Форма занятий: Учебно – тренирующая. Количество детей: 12.
Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.
НОД по физической культуре «Воробушки» НОД по физической культуре «Воробушки» Цель: учить детей перешагивать через препятствия, ходить друг за другом по кругу, змейкой, сохраняя.
Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки Воспитатель: Краснова Т. Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.
Памятка для воспитателей по организации занятий по физической культуре ПАМЯТКА по организации занятий по физической культуре Структура занятий: 1. Вводно-подготовительная часть; 2. Основная часть; 3. Заключительная.
Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности «Послушай тишину» Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.
Физическая культура. 2 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «2» класса
Урок № 25. Строевая подготовка
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
Диагональ – передвижение колонны от одного угла к противоположному через центр.
Дистанция – расстояние между учащимися в глубину строя в колонне.
Замыкающий – учащийся, двигающийся в колонне последним.
«Змейка» – передвижение противоходами попеременно налево и направо.
Интервал – расстояние по фронту между учениками.
Колонна – строй, в котором ученики размещены в затылок друг другу.
Направляющий – учащийся, двигающийся в колонне первым в указанном направлении.
Перестроение – переход из одного строя в другой по команде.
Построение – первоначальное размещение учащихся в том или ином строю по команде.
Противоход – движение направляющего и за ним всей колонны в противоположном направлении вдоль строя.
Строевые упражнения – совместные действия в строю.
Строй – размещение учеников для совместных действий.
Тыл – сторона строя, противоположная фронту.
Фланг – правая и левая оконечности строя.
Фронт – сторона строя, в которую ученики обращены лицом.
Шеренга – строй, в котором ученики размещены один возле другого на одной линии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями для учеников:
• наличие спортивной одежды и спортивной обуви с нескользкой подошвой;
• четкое выполнение заданий учителя;
• соблюдение интервала и дистанции во время передвижений для того, чтобы избежать столкновений.
Строевые упражнения – это несложные совместные действия, которые выполняют в строю по команде с целью предупреждения травматизма на уроках физической культуры.
Выполнение строевых упражнений по команде требует от учеников внимательности, дисциплины и организованности. Существует много команд, по каждой из которых ученик должен выполнять определенные действия. К строевым упражнениям относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Направо!», «Налево!», «Кругом».
При подаче команд указывается: название движений (змейкой, противоход, по диагонали), направление движения (налево, направо), способ выполнения (шагом, бегом).
На этом уроке мы подробно рассмотрим правила выполнения строевых упражнений, такие как перестроение в две шеренги, ходьба и бег «змейкой», «противоходом», «по диагонали».
А теперь разучим строевые упражнения.
Перестроения из одной шеренги в две
После расчёта на первый-второй и команды: «Класс, в две шеренги – стройся!», вторые номера на счет «раз» делают шаг левой ногой назад, на «два», не приставляя правой ноги, – шаг вправо, на «три» приставляют левую ногу к правой и встают в затылок за первыми номерами.
Для обратного перестроения по команде: «Класс, в одну шеренгу – Стройся!», производят действия обратного характера.
Ходьба (бег) «противоходом»
Ходьба (бег) «змейкой»
Ходьба (бег) «по диагонали»
Перед выполнением таких беговых упражнений необходимо выполнить несложную разминку, которая разовьет ловкость и координацию.
Для первого упражнения нужно расположить ладонь одной руки возле головы, а вторую ладонь держать напротив живота (на расстоянии 10 см от него). Дотроньтесь одной рукой до головы, а второй начните описывать круги вокруг живота. Сначала простые движения руками могут даваться с большим трудом, но постепенно вы натренируетесь и сможете обеими руками выполнять разные действия.
Во втором упражнении нужно вращать двумя руками в разных направлениях. Кистями при этом нужно касаться к плечам, выполняя кругообразные движения локтями. Попробуйте выполнить одновременно 10—15 вращений локтями в разные стороны: одним по часовой стрелке, а другим против. Это не так просто, как кажется, но при помощи этих движений вы сможете развить не только координацию, но и ловкость.
Еще одно интересное упражнение на ловкость и моторику рук предполагает описывание разных фигур в воздухе. Вытяните обе конечности вперед перед собой и начните левой рукой описывать одну геометрическую фигуру (например, круг), а правой другую (например, квадрат).
Также, для развития равновесия выполните упражнение – «ласточка» на одной ноге, затем на другой.
В конце разминки выполните прыжки на месте с одновременным движением рук: на пояс, к плечам, за голову.
Практическое задание урока – выполнить наклон вперед из положения стоя.
Наклон вперёд – это упражнение, которое позволяет проверить гибкость и привести в тонус мышцы спины и ягодиц. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения: стоя на полу, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10—15 см. Выполните 3—4 пружинистых наклона и зафиксируйте ладони или пальцы на полу, старайтесь тянуться к полу как можно сильнее. Чтобы развить гибкость, необходимо выполнить минимум 3—4 подхода с суммой наклоном около 100.
А теперь вспомним правила игры «Бездомный заяц».
Выбираем одного ученика – охотника, остальные ученики – зайчики. Расчерчиваем круги (также могут быть использованы обручи) – домики для зайчиков, но их должно быть на 1 меньше, чем зайчиков. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стал бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником. По правилам нельзя выталкивать зайца из обруча. Эта игра развивает внимательность, выносливость, мышление, реакцию.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Перестроение в две шеренги
Расставьте силуэты так, чтобы они составили последовательность действий при выполнении перестроения в две шеренги.
Схемы необходимо разместить друг за другом в правильном порядке 1/2. Правильный порядок можно определить по информации из объясняющего модуля.
Как называется вид строя, изображенный на рисунке?
Если ученики построены в строй на одной линии один возле другого, нужно выбрать ответ:
ГЛАВА 2. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Строй – порядок расположения учащихся для их совместных действий; ряд, шеренга.
Шеренга –строй, при котором учащиеся стоят один возле другого на одной линии.
Колонна –строй, при котором учащиеся размещены в затылок друг другу.
Сомкнутый строй –шеренга, в которой учащиеся расположены с интервалом, равным ширине ладони.
Разомкнутый строй –шеренга, в которой учащиеся расположены с интервалом в один шаг (или с интервалом, который указан учителем).
Размыкание –увеличение интервала или дистанции строя.
Смыкание –уплотнение разомкнутого строя.
Направляющий –учащийся, который движется первым в указанном направлении.
Замыкающий –учащийся, который движется последним в колонне.
Фланг –правая или левая оконечность строя, шеренги.
Фронт –сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Тыльная сторона строя –сторона, противоположная фронту.
Интервал –расстояние между учащимися по фронту.
Дистанция –расстояние между учащимися в глубину.
Строевая стойка –положение в строю, при котором учащийся стоит прямо, без напряжения и, держа голову прямо, смотрит перед собой; плечи развернуты, грудь приподнята, живот подобран; руки опущены, ладони обращены внутрь, полусогнутые пальцы касаются бедер; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, пятки сомкнуты, носки развернуты на ширину ступни (пятки вместе, носки врозь).
Строевые упражнения способствуют воспитанию у детей дисциплинированности и организованности. Двигаясь в строю, дети учатся чувствовать ритм и темп, приобретают навыки коллективных действий.
На уроках физической культуры строевые упражнения позволяют быстро и целесообразно размещать учащихся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. В подготовительной части урока они используются для того, чтобы организованно начать урок и правильно разместить учащихся перед разминкой; в основной части урока – для организованного перехода от одного вида упражнений к другому; в заключительной части урока – для снижения нагрузки и организованного завершения занятия.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:
2. Строевые приемы на месте.
3. Перестроения на месте.
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкания и смыкания.
Построения
Задача – освоить различные виды строя (шеренга, колонна, круг). При построении учитель должен располагаться так, чтобы ему были видны все учащиеся.
Построение в колонну по одному.
Подается команда: «Класс, в колонну по одному – СТАНОВИСЬ». Подав команду, учитель принимает строевую стойку – лицом в сторону движения, а класс становится за ним. Дистанция между учащимися должна быть равна длине вытянутой руки (ладонью следует коснуться плеча впередистоящего ученика).
Построение в шеренгу.
Подается команда: «Класс, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ». Одновременно с подачей команды учитель становится лицом к фронту. Класс выстраивается слева от него. При этом носки ног у всех учащихся должны быть на одной (прямой) линии. С началом построения учитель выходит их строя и следит за выравниванием класса.
Построение в круг.
Учитель подает команду «Встать в круг!» или «В круг – СТАНОВИСЬ!». В указанном учащиеся месте образуют круг.
Дата добавления: 2017-09-01 ; просмотров: 8417 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Строевые упражнения на уроках физической культуры
Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
— построения и перестроения;
— размыкания и смыкания.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.
Основные понятия о строе
Интервал— расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Строевые приемы
Построения и перестроения
Для обратного перестроения подаются команды:
Для обратного перестроения подаются команды:
При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.
Размыкания и смыкания
1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
3. Размыкания по распоряжению. Например, «наберите интервал – два шага» и т.д.
4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
Передвижения
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.
Движения на месте выполняются по команде:
При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.