Что такое художник по костюму
Художник по костюмам (кино, театр и TV)
Художник по костюмам в кино, театре и на телевидении создаёт одежду для героев. Он помогает актёрам в их перевоплощении. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Художник по костюмам входит в творческую группу фильма или спектакля, которую возглавляет художник-постановщик (сценограф). Все костюмы работают на общее художественное решение фильма или спектакля, поэтому работа над проектом начинается с чтения сценария (пьесы) и разработки каждого образа. Костюм героя, как известно, выражает его принадлежность к какой-то профессии, слою общества, выдаёт его возраст, раскрывает индивидуальность. И придумывание костюма – это часть создания образа. Художник по костюмам взаимодействует с режиссёром, художником-постановщиком, гримёром. И, конечно же, с актёрами, каждому из которых костюм должен помочь перевоплотиться в героя произведения.
Костюмы могут быть вполне обыденными, особенно если действие происходит в наши дни, а могут относиться к иным эпохам. Так называемые костюмные, исторические фильмы часто отличаются особой пышностью нарядов, в фильмах о будущем костюмы подчёркивают футуристичность действия. В хорошем фильме или спектакле все костюмы продуманы для мелочей, там нет места случайным фасонам и цветовым решениям. Всё подчинено общей художественной концепции.
Художник по костюмам рисует эскизы одежды, обсуждает свои идеи с художником-постановщиком, продумывает детали, выбирает ткани, поручив изготовление швейному цеху, контролирует процесс и следит за точностью исполнения своего замысла. Во время примерки он оценивает, насколько целостным получается образ, если нужно, вносит изменения. Для актёров массовых сцен костюмы зачастую не шьются специально, художник выбирает их из того, что есть в костюмерной или в фонде киностудии.
В современном кино всё чаще наряду с живыми актёрами действуют виртуальные персонажи. Но и они нуждаются в одежде, которые придумывает художник по костюмам. Художники-графики воплощают его эскизы с помощью компьютеров.
Мастерство художников по костюмам отмечают специальными премиями кинематографических и театральных фестивалей.
Рабочее место
Художники по костюмам работают в киностудиях, на телевидении, в театре.
Важные качества
Профессия художник по костюмам предполагает способность к рисованию, богатое художественное воображение, интерес к работе с тканями, склонность к работе руками, хорошее цветовосприятие, внимание к деталям.
Знания и навыки
Художнику по костюмам должен уметь рисовать, знать технологию швейного дела, историю костюма, стилей, технологий создания одежды, знать свойства тканей и владеть средствами их художественной обработки.
Настоящий художник по костюмам постоянно расширяет свой кругозор, познаёт предметный мир и настоящего, и прошлого, посещает музеи, театры, смотрит фильмы. Всё это – источник новых идей.
Оплата труда
Зарплата художника по костюмам (кино, театр и tv) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Обучение на Художника по костюмам
Профессию художника по костюмам можно получить в одном из вузов для работников театра, кино и телевидения.
Чем занимается костюмер?
Театр с момента своего появления породил немало специфических профессий. К таковым можно отнести, например, художников по костюмам (или просто костюмеров). Впрочем, сейчас такие специалисты встречаются далеко не только в театре, но и в кино, сериалах и на телевидении.
Художник по костюмам: кто это?
Художник по костюмам (костюмер) – это специалист по созданию образов для тех или иных ролей. Его задача правильно подобрать (или вовсе изготовить с нуля) наряды для актерской труппы. Наряду с гримерами и художниками-декораторами он отвечает за грамотную визуализацию спектакля или фильма.
Любая сцена, деталь костюма, антуража работает на раскрытие образа. Именно грамотная работа костюмера помогает зрителям не только поверить в происходящее на сцене или экране, но и увидеть некоторые черты и особенности персонажа еще до того, как об этом будет упомянуть вербальным образом.
В своей работе костюмер активно работает в первую очередь с гримерами и реквизиторами, однако, утверждает все образы режиссер фильма (спектакля), сценаристы.
Одним словом, костюмер всегда работает в команде с коллегами, активно идти на контакт, быть открытым для чужих идей и при необходимости отстаивать свою точку зрения.
От хорошего художника по костюмам требуется несколько ключевых навыков:
разбираться в истории моды;
разбираться в фасонах и видах ткани для тех или иных образов;
уметь визуализировать внешний вид персонажа, как он будет смотреться в объективе или под искусственным освещением;
понимать творческий замысел и умело подбирать детали костюма, которые бы работали на раскрытие персонажа.
Каждое решение костюмера должно быть взвешенным и продуманным, направленным на то, чтобы создать запоминающийся и цельный образ для зрителя.
Помимо прочего художник по костюмам не только создают новую одежду для актеров, но и отвечает за хранение старых. Это нужно для нескольких целей. Во-первых, опытных костюмер при необходимости легко может переработать один костюм в другой, если есть подобная необходимость. Во-вторых, для актеров массовки индивидуальные костюмы не нужны, поэтому проще и дешевле брать их из запасников.
В последние годы самой яркой особенностью профессии костюмера стало внедрение 3D-технологий. Художники по костюмам теперь работают не только с живыми актерами, но и с трехмерными моделями. Их навыки нужны не только в кино и на телевидении, но и при создании, к примеру, персонажей компьютерных игр.
Источник фото wayhomestudio/freepik
Профессиональные обязанности костюмера
Специалист трудится на протяжении всего съемочного процесса или театрального сезона. В основном в это время он чинит костюмы, подбирает идентичные элементы и т.д. Особенно это важно для киносъемок, где наряды персонажей серьезно страдают – изнашиваются, рвутся.
В профессиональные обязанности костюмера следует включить:
знакомство со сценарием, концепцией, проработка на их основе образов персонажей;
согласование эскизов с режиссером, гримером;
примерка костюмов с актерами, подгонка одежды по их параметрам;
создание дополнительных, дублирующих комплектов;
ремонт костюмов, их хранение и учет.
Требования к профессии художник по костюмам
Работа в качестве художника по костюмам требует соответствия следующим требованиям:
иметь профильное образование и необходимые знания по принципам пошива и истории моды;
знать все этапы создания проекта в театре, кино и на телевидении, понимать отличия и особенности;
уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.
Стоит также отметить, что в зависимости от проекта художнику по костюмам необходимо изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который собирается представлять режиссер. Поэтому он фактически проводит исследования, составляет выкладки и определяет, что будет наиболее эффектно смотреть в кадре или на сцене, как придать костюму большую функциональность и соответствовать рамкам бюджета при выполнении этой работы.
Источник фото freepik
Место работы художника по костюмам
Как уже ранее упоминалось, художник по костюмам может работать во многих сферах:
При этом необходимо иметь в виду, что достаточно часто у художника будет либо ненормированный, либо нестандартный рабочий день. Например, при съемках фильма он может работать в другом городе, а сами съемки могут проходить в вечернее время или ночью.
Где выучиться на костюмера?
Учебные заведения в области театра и кино имеют необходимые направления подготовки для желающих освоить эту профессию. Но при этом стать художником по костюмам может также и обычный дизайнер одежды. Правда, в этом случае ему придется постигать многие технические нюансы либо на практике, либо с помощью специальных курсов.
В связи с этим получение профильного образования – более простой шаг для получения необходимых навыков и знаний. Хотя это и не является гарантией дальнейшего трудоустройства.
Личностные качества профессии художник по костюмам
Для того, что работать в данном направлении необходимо обладать следующими качествами:
хороший глазомер и цветовосприятие;
внимательность по отношению к мелким элементам;
умение работать в команде;
усидчивость и готовность к кропотливой работе.
Сколько зарабатывает костюмер в театре и кино?
Величина оклада художника по костюмам определяется местом его работы. В целом, театральные специалисты имеют стабильный и постоянный доход в районе 40 000 рублей.
Если же говорить о костюмерах, которые работают на телевидении или в кино, то чаще всего это проектные сотрудники. На телевидении трудоустройство более стабильное и постоянное, нежели в кино, где всю съемочную группу предпочитают набирать непосредственно перед новым проектом. В этом случае уровень их заработной платы может достигать 80 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии костюмера
В число положительных аспектов профессии художник по костюмам необходимо внести следующее:
возможность участия в интересных проектах;
широкие перспективы для профессионального роста и развития;
относительно высокий уровень дохода.
К минусам же стоит отнести:
сложности с трудоустройством;
ненормированный рабочий день, длительные командировки;
большие объемы работы;
перспектива нестабильного источника дохода.
Как стать художником по костюмам
Обновлено: 11 Июля 2021
Сколько раз вы восхищались образами и костюмами персонажей Marvel, роскошными нарядами актеров в сериале «Великолепный век» или «Игра престолов»? Над образами героев, в том числе, над их одеждой обычно трудится целая группа костюмеров во главе с художником по костюмам.
Краткое описание профессии
Художник по костюмам — это тот самый человек, который разрабатывает, рисует и создает одежду для кинофильмов, театральных постановок и телевидения.
Задача художника по костюмам — не просто одеть актеров, а создать визуальный образ персонажей так, как их видит режиссер, при этом наряд должен соответствовать эпохе и подчеркивать характер героя. Обычно работа художника строго ограничена по времени, за которое ее нужно изготовить, и по бюджету, который на нее выделен.
Особенности профессии
Художник по костюмам — это, с одной стороны, главный костюмер, ведь он руководит целой группой костюмеров. Но деятельность его масштабнее, а функции — гораздо шире. Он вместе с режиссером и художником-постановщиком продумывает образы героев: от и до. Начиная от нарядов, которые должны полностью соответствовать исторической эпохе, характеру персонажа и задумке режиссера и заканчивая мелкими и не очень аксессуарами (туфли, шляпки, перчатки, серьги, броши, веер и т.п.).
Художник по костюмам наравне с режиссером-постановщиком несет ответственность за реалистичность образов, которые мы видим на экране или на сцене театра.
Чтобы гарантированно справиться с обязанностями главного костюмера необходимо обладать следующими качествами:
Обязанности художника по костюмам
Ошибочно думать, что художник по костюмам занимается только творческой деятельностью. Помимо творческой работы создателю одежды для театра и кино приходится иметь дело с рутиной. Он:
И все же именно с творческой деятельностью характеризуются основная работа художника по костюмам. Это:
Но и на этом работа художника по костюмам не заканчивается. Он в обязательном порядке участвует в примерке нарядов вместе с режиссером-постановщиком, обеспечивает логистику изделий до места съемок и несет ответственность за судьбу костюмов по окончании съемок проекта, под который они были созданы.
Где учат художников по костюмам
Освоить эту интересную профессию можно 3-мя способами:
Лучшими ссузами в этой сфере считаются:
Профессию художника по костюмам можно получить и в высших учебных заведениях нашей страны.
Лучше всего постигать эту профессию в специализированных вузах, имеющих непосредственное отношение к театру и кино, учиться у преподавателей, которые досконально разбираются в вопросе. Отличным опытом станет подработка ассистентом у дипломированного опытного мастера. Только так можно приобрести практические навыки этой профессии.
Альтернативой стандартного образования являются узко-специализированные курсы. Такой формат обучения предлагают многие образовательные центры:
Но нужно понимать, что в нашей стране курсы традиционно рассматривают лишь как вариант получения дополнительного образования. Специалисту, у которого есть сертификат о прохождении курсов, но нет диплома о среднем или высшем профессиональном образовании, сложнее будет найти себе работу, чем его коллеге с дипломом.
Чему учат художников по костюмам в учебных заведениях
Будущие художники по костюмам много учебных часов проводят, постигая искусство дизайна одежды. Также в обязательном порядке им преподают живопись и традиционные дисциплины, способные расширить кругозор и дать необходимые знания.
Направления дизайна одежды
Дисциплины, которые относятся к дизайну одежды — это:
Другие дисциплины
Художник должен уметь хорошо рисовать. Поэтому в учебных заведениях этому направлению уделяют большое значение.
Студенты занимаются по следующим направлениям, связанным с рисунком:
Не обходится в обучении и без традиционных дисциплин:
Примеры лучших работ по специальности
Немногие знают, что существует целый ряд премий, которые присуждаются художникам, создающим одежду для фильмов. Так, в США с 1995 года вручается премия Гильдии, которая оценивает работу главных костюмеров. Номинантами на нее в числе прочих становились такие сериалы как «Черное зеркало» и «Игра престолов». Всем известная статуэтка «Оскар» ежегодно присуждается в номинации «Лучший дизайн костюмов» с 1948 года. В 2021 году премию получила Жаклин Дюрран за наряды к фильму «Маленькие женщины».
Во Франции есть аналогичная премия «Сезар», которую проводит Академия искусств и технологий кинематографа. Премия вручается с 1985 года. В 2021 премия получила Паскалин Шаванн за костюмы к фильму «Офицер и шпион».
В России художник по костюмам может получить премию «Ника» за лучшую работу. Премия вручается Российской Академией кинематографических искусств ежегодно с 1988 года. В 2019 году премию получила Татьяна Патрахальцева за костюмы к фильму «История одного назначения».
Кадр из фильма «Игра престолов»:
Кадр из фильма «Маленькие женщины»:
Кадр из фильма «Офицер и шпион»:
Кадр из фильма «История одного назначения»:
Художник-костюмер — интересная и творческая профессия. Однако в учебе всегда попадаются сложные, нелюбимые дисциплины. Не стоит отчаиваться! Образовательный ресурс Феникс.Хелп готов прийти на помощь студентам в трудную минуту.
Что такое художник по костюму
При производстве кинофильма на художнике по костюмам лежит огромная ответственность: все бюджеты на одежду героев и массовки, точное попадание цветов в кадр и их взаимодействие, подбор костюмов на складах студии и пошив вещей специально под картину, а также их логистика по местам съёмок. И этот список далеко не полный. В сегодняшнем материале вы узнаете о том, каков цикл работы художника по костюмам на проекте, а также некоторые неочевидные детали этой профессии.
Начать, как всегда, следует с терминов. В обыденной речи люди часто путают понятия «художник по костюмам» и «костюмер». Несмотря на созвучие, это разные профессии. Условная иерархия в этом сегменте кинопроцесса строится таким образом:
Итак, последние три пункта — это, в англоязычной терминологии, costume department. Художник по костюмам отвечает за всё вместе — это и бюджет, и концепция каждого персонажа, и разработка каждого костюма с выбором материалов и заказом, а нередко и самостоятельным пошивом изделий. Ассистент художника по факту выполняет те же самые задачи, но их объём определяется художником, и ответственность ассистент несет уже перед ним. Костюмеры же никак не отвечают за «стратегическую» работу над костюмами. Они работают непосредственно с вещами: в зоне ответственности костюмеров уход за изделиями, их транспортировка, подгонка по фигуре, когда это необходимо. Также на них лежит доскональный учёт того, во что одет каждый из актёров в каждой сцене, вплоть до самых мелких деталей вроде запонок или пуговиц.
Теперь самое время понять, каков же порядок работы над проектом для художника по костюмам. Пунктов масса, но постараюсь изложить их лаконично.
Чтение сценария и выстраивание первичных образов героев в собственном сознании.
Общение с продюсером. Почти без исключений на каждом отечественном проекте оговаривается, что зарплата будет маленькой, бюджет ещё меньше, а сроки — совершенно неподъёмными. В среднем разработка костюмов для одного проекта занимает месяц-полтора, причём это включает не только «бумажную» часть, но и непосредственный пошив изделий! Представьте, каково это для «костюмных» фильмов, где количество предметов одежды измеряется даже не десятками, а порою сотнями. Со своей стороны добавлю, что срок производства одного bespoke-костюма у профессионального портного — месяц-полтора.
Общение с режиссёром и художником-постановщиком. На этом этапе герои начинают воплощаться в жизнь. Художник по костюмам и режиссёр редко встречаются на этапе пре-продакшена (до съёмок), поэтому необходимо чётко утверждать, какие костюмы будут в кадре и какое они должны создавать впечатление.
Первые актерские пробы. На них актеров чаще всего одевают в «подбор», готовые костюмы со складов киностудии. Художник по костюмам не только обязан присутствовать на пробах, но также и должен подобрать костюмы из подбора, которые максимально близки к его финальному видению персонажа. Уже на пробах персонаж «рождается» и начинает формироваться в то, чем он станет на экране.
Подготовка референсов и эскизов для фильма. Это главный из «креативных», нематериальных этапов работы — на нём принимается решение о том, какие образы, фотографии или детали послужат основой для внешнего вида персонажей. Обычно художник по костюмам ассоциирует каждого персонажа с тканью своего цвета, фактуры и рисунка. Каждое из этих свойств должно отражать его характер — к примеру, персонаж в мягкой клетчатой шерсти тёплых оттенков будет почти полной противоположностью персонажу в жёсткой, похрустывающей и «холодной» тафте. Референсы для образа — не обязательно рисунки художника (ими в нашей индустрии вообще пользуются не так часто). Это могут быть фотографии из соответствующей эпохи, литературные или кинематографические ассоциации, иногда даже музыкальные произведения или объекты живой/неживой природы.
Закупка тканей и материалов. После того, как общее представление о костюмах получено, приобретаются материалы. Не всегда в наших магазинах можно найти что-то, что соответствует требованием художника, поэтому часто заказ осуществляется из-за рубежа. Разумеется, рамки бюджета иногда слишком жестки, поэтому приходится прибегать к таким ухищрениям, как искусственные материалы (бижутерия или синтетика), недостатки которых «скрадываются» камерой или цветокоррекцией. Впрочем, в нашу эпоху с этим возникают сложности, так как цифровая съёмка даёт слишком чёткую картинку, которая обнажает даже самые мелкие детали.
Пошив изделий. Как я уже упоминал, большинство костюмов для актёров второго плана и массовки берутся из «подбора» (но нередко видоизменяются — искусственно состариваются, подгоняются по размеру и пр.), но почти всегда костюмы главных героев делаются специально под проект. Пошив осуществляется в театральных и частных мастерских или в пошивочных киностудий. В создании костюмов необходимо разделять «правду жизни» (например, тот факт, что аристократки XIX века могли менять платье пять раз за день) и «правду искусства», причём дело тут не только в ограниченном бюджете. Герой должен запомниться, сформировать образ в сознании зрителя. Невозможно, чтобы персонаж носил один и тот же костюм несколько «киношных» лет, но если действие происходит в течение нескольких дней или даже месяца, двух-трех костюмов обычно бывает достаточно.
Примерка готовых костюмов. На этом этапе художник встречается с актёрами и окончательно «цементирует» образы персонажей в позах, особенностях поведения и взаимодействия с их костюмами, фотографиях. Идеально, если на этом мероприятии присутствует и режиссёр, чтобы избежать неожиданностей на съёмочной площадке. Бывают и случаи замены актёра прямо перед съёмками, тогда костюм приходится перешивать, зачастую с нуля. Конечно, такие форс-мажоры сказываются на финальном результате, так как художник разрабатывает костюм под фактуру и манеры конкретного актёра.
Логистика изделий и съёмочный период. Чаще всего художники по костюмам присутствуют на площадке, хотя иногда их заменяют ассистенты. Здесь важно, чтобы костюмы правильно сидели на актёрах, чтобы манера держаться и вести себя в костюме соответствовала образу и социальному положению персонажа. За этим нужно внимательно следить, так как не все актеры сами знают исторические особенности (к примеру, что снятый цилиндр не кладётся на стол, а ставится на пол).
После съёмок. К сожалению, в российском кинобизнесе участь костюмов незавидна — они редко попадают даже в «подбор» будущих лет, так как хранение обходится слишком дорого. Продюсеры обычно забирают костюмы и либо хранят их самостоятельно (чаще всего с этого момента судьба изделий неизвестна), либо уничтожают, как это случилось с большинством костюмов массовки «Сибирского Цирюльника». Отдельные вещи сохраняются у художников по костюмам и хранятся в частных мастерских-примерочных, нередко попадая на тематические выставки.
Несмотря на все бюджетные и временные ограничения, российские художники по костюмам зачастую выдают результат не хуже, чем их голливудские коллеги. Они достоверно воспроизводят крой и технологии эпох и делятся секретами мастерства в публичном пространстве, а не только в профильных киношколах. Спасибо им за это!
Художник по костюмам. Работа над эскизами
Экспликация. Теория и практика
Работа художника по костюмам над фильмом начинается с чтения сценария, обсуждения его с режиссером и художником-постановщиком и поисков референсов. Далее он продумывает общую цветовую гамму, то есть, говоря словами основателя Мастерской художника кино и телевидения по костюмам во ВГИКе Ольги Семеновны Кручининой, разрабатывает «развернутое представление о движении цвета в фильме вообще».
В идеале сначала художник по костюмам должен сделать эскизы — экспликацию.
Эскиз костюмов Л. Ю. Нови к фильму «Легенда о Тиле» (1976) / Иллюстрация: коллекция Музея кино
В своей книге «Персонаж фильма и художественная функция костюма» второй основатель Мастерской художников по костюмам Лидия Юльевна Нови пишет: «В экспликации костюмов к фильму художник последовательно, сцена за сценой, просматривает и решает колорит костюмов по всей картине. Экспликация — это цветовая партитура, где в соответствии с драматургией сценария продуман каждый цветовой всплеск, каждое цветовое пятно. Естественно, что такую работу проводит художник по костюмам в теснейшем контакте с художником-постановщиком фильма, так как цветовое решение костюмов и декораций составляет единое цветовое решение».
Эскиз костюмов О. С. Кручининой к фильму «Хождение за три моря» (1957) / Иллюстрация: коллекция Музея кино
Но, к сожалению, сегодня редкий художник по костюмам рисует подобные эскизы. Во-первых, от него их почти никогда не требуют. Во-вторых, современные фильмы снимаются быстро, и времени на подготовку остается крайне мало. Поэтому чаще всего художник по костюмам выбирает более удобную для него форму выражения колористического решения фильма. Например, делает коллажи из лоскутков или собирает мудборд с референсами или просто делает заметки в записной книжке. У каждого свой метод.
Разработка характер-эскизов костюмов
После того, как была продуманна колористическая гамма каждой группы персонажей и основные цвета костюмов главных героев, художник приступает к разработке эскизов.
В них через линию и цвет прорабатывается характер героев. «Рисуйте не костюмы, а персонажи. Что юбки делать, пиджаки чертить! Делайте образы!», — учил режиссер Сергей Эйзенштейн художника по костюмам Лидию Наумову на съемках фильма «Иван Грозный».
Эскизы костюмов Пьеро Този к фильму «Леопард» (1963) / Иллюстрация: «Hollywood sketchbook. A Century of Costume illustration»
К тому же, работая над эскизами, художник может прочувствовать эпоху, цвет, фактуру, объем и понять, какие будут детали у костюма. Так, прекрасный рисовальщик и авторитетнейший художник по костюмам Пьеро Този рассказывал в одном из интервью: «Мои эскизы были мне нужны лишь для погружения в атмосферу: только рисуя, вы действительно можете понять, каким должно быть платье. Но окончательный выбор костюма зависит от ткани, а ткань должна быть выбрана под актера… Сначала я пытаюсь понять архитектуру тела, женского тела в особенности — принадлежащего определенному историческому периоду. При рисовании деталей я пытаюсь понять и войти во вкус момента. Из него я и вытягиваю детали».
Стиль эскиза тоже зависит от выделенного времени, требований художественной группы (или продюсеров), а также мастерства и предпочтений самого художника. Некоторые из них уже в подаче эскизов стараются отразить характер картины. Например, художник по костюмам, трижды «оскароносец» Энтони Пауэлл подбирает изобразительную технику соответственно жанру проекта: «рисунок легким и нежным карандашом или углем с заливкой прозрачной акварелью для комедии; рисунок плотной гуашью на темной бумаге для драмы» и так далее.
Эскизы костюмов Энтони Пауэлла к фильму «Тэсс» (1979) / Иллюстрация: «Hollywood sketchbook. A Century of Costume illustration»
Иногда иллюстратор (или художник) на эскизах пытается передать сходство с актрисой (актером). Сегодня это часто делают с помощью Photoshop.
Безусловно, этот способ льстит актерам и позволяет режиссеру быстрее визуализировать персонажа. Например, художник по костюмам Кэтрин Мартин говорит, что режиссер Баз Лурман отказывается даже смотреть на эскизы, если на них не изображен тот человек, который будет носить костюм в фильме. Поэтому она всегда просит своего иллюстратора вставить лицо утвержденного актера в скетч.
Но желательно, чтобы эскиз оставался читаемым, потому что это не просто красивая картинка для демонстрации режиссеру и актрисе (актеру): по нему будут изготавливать костюм, подбирать его на костюмерных складах или покупать в магазине.
В наше время художники редко делают красивые эскизы, про которые можно сказать «в рамочку и на стенку». Темп работы не дает возможности засесть за мольберт, вооружившись красками и кисточками. На Западе для этого привлекают иллюстраторов.
Разница между художником по костюмам и иллюстратором
Сегодня в сети можно увидеть красивые эскизы костюмов к старым и новым голливудским кинофильмам. У многих художников по костюмам по этому поводу развивается комплекс: «Я так красиво рисовать не умею». Эту фразу можно услышать даже от очень талантливых, успешных и уважаемых художников по костюмам.
Мы часто путаем две профессии: художника по костюмам и иллюстратора (скетчиста). Красивые картинки с узнаваемыми актерскими лицами (нарисованные или сделанные с помощью Photoshop) и в точных костюмах — это работа именно иллюстраторов, которая делается уже на постпродакшне для рекламы и пресс-релизов. В их задачу входит только красиво проиллюстрировать костюм. Роль художника по костюмам более сложная и многослойная, и включает в себя решение множества творческих и организационных задач.
Дебора Надулман-Лендис, в прошлом художник по костюмам, тоже, кстати, всегда переживавшая по поводу своего неумения эффектно рисовать, в книге «Hollywood Sketchbook. A Century of Costume Illustration» провела целое расследование на тему того, кто из художников по костюмам в Голливуде сам рисовал красивые скетчи. Оказалось, что таких людей были единицы.
Скажем, глава костюмного отдела Paramount, восьмикратная «оскароносица» Эдит Хэд, рисовала из рук вон плохо и пользовалась услугами целой армии профессиональных художников-иллюстраторов. Хотя в книгах и в сети вы можете увидеть тысячи замечательных скетчей, подписанных ею самой, и массу фотографий Эдит в окружении эскизов костюмов, иной раз с карандашом или с кисточкой в руке. Все это — талантливая мистификация, постановочные рекламные фото, а эскизы, которые она подписывала не дрогнувшей рукой, делали наемные иллюстраторы.
Как это происходит сегодня, рассмотрим на примере Айзис Массенден, художника по костюмам фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». В 2006 году на Comic-Con Айзис увидела рисунки иллюстратора Оксаны Недавней, и ей понравились в них «богатство цвета и фактур». Художник по костюмам предложила Оксане работу в качестве скетчиста.
Про этапы работы рассказывает Оксана: «Сначала мы рассматриваем другие найденные художником изображения, а потом обсуждаем концепт, ткани и детали. Айзис предоставляет мне грубый карандашный набросок, обычно с тоннами заметок, которые действительно полезны, когда я сажусь за чертежный стол. Мой следующий шаг — предварительный набросок карандашом, который, возможно, потребуется доработать после другого разговора с Айзис. Как только рисунок будет утвержден, я перехожу к акварели».
Нужно ли вообще делать эскизы?
Как лучше поступить: делать или не делать свои собственные рисунки или собирать доски настроения, которые включают в себя коллажи из быстрых набросков, исследований (фотографий и репродукций) и референсов — художник решает сам.
К слову, далеко не всякий современный режиссер умеет читать эскиз. Часто можно услышать: «Я ничего не понимаю в этих картинках, покажи мне сразу костюм». Или, как в случае сотрудничества художника по костюмам Дмитрия Андреева и режиссера Андрея Кончаловского — мэтр сразу предупредил: «Мне эскизов не надо, покажи референсы, я должен понимать, что мы с тобой на одной волне».
Такое же отношение к костюму, кстати, и у Вуди Аллена. «Вуди считал эскизы костюмов красивыми и забавными картинками, но предпочитал ксероксы исследований блузок или шляп. Мы имели дело с настоящей паранойей по поводу эскизов», — вспоминал его художник по костюмам Санто Локвасто.
Мудборд Марианн Эйджертофт к сериалу «Полдарк» / Фото: Marianne Agertoft
Итак, резюмируем. Если продюсеры и режиссеры изначально не настаивают на красивых эскизах и экспликациях, художник по костюмам волен делать наброски в любой удобной для него форме. Или, при отсутствии времени и желания, но при необходимости — привлечь иллюстратора, который нарисует или сделает компьютерный скетч. В конце концов, красивая картинка — еще не костюм, и на ней все не заканчивается, а только начинается. Если вы можете донести до режиссера свое видение образа другим способом — уверена, никто не будет против.
В статье использованы: интервью О. Кручининой, П. Този, М. Милленотти, Д. Андреева, отрывки из книг Л. Ю. Нови «Персонаж фильма и художественная функция костюма» и Д. Надулман-Лендис «Hollywood sketchbook. A Century of Costume illustration».
Всё о кино
11.6K постов 40.8K подписчик
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Автор. Про раскадровку сделай пост, пожалуйста.
Бывает.
Муж купил снегоход. Я возмутилась:
— А ничего, что ипотека?!
Свекровь:
— У мужчин должны быть свои игрушки.
Я купила себе оверлок. Шью и давно мечтала об этом аппарате. А тут как раз предпраздничная скидка.
Свекровь:
— И нафига? Нет бы что полезное в дом. Тем более, у вас ипотека!
— Второй снегоход, например?
Бесплатное кафе
Нашел себе календарь
Участковый
Несколько дней назад приезжаю утром в офис, задаю охраннику дежурные вопросы, типа всё ли в порядке, и выясняется, что нет, не всё. Пойдемте, говорит, покажу.
Спускаемся в его кабинет, он показывает видео с камер, на которых видно, как около офиса стоят два парня, один из которых пьет пиво из стеклянной бутылки.
Допив, кидает бутылку в стену нашего офиса и разбивает одну из облицовочных плиток, после чего оба парня убегают.
Тут же был вызван участковый, который посмотрел запись, взял свой телефон, набрал номер, и… «Вася (имя изменено), ты нахера бутылку в здание бросил?» Тот, судя по всему, начал оправдываться, участковый снова: «У тебя 30 минут, жду у себя в кабинете». И ушёл.
Ровно через час приходит тот парень, извиняется, берет образец плитки, едет, покупает новую и ставит на место, после чего извиняется еще раз и уходит.
Так я к чему? Хороший участковый знает всех алкашей и гопников на своем участке. Наш, судя по всему, знает).
p.s. опорный пункт полиции находится ровно в 10 метрах от нашего офиса.
Экспертиза за 382 000 рублей для студента
Подал на меня в суд сосед с требованием снять отопительный котел (полностью оформленный по всем правилам).
Ленинский районный суд г. Пензы назначил строительно-техническую экспертизу в лаборатории в Саранске. Организация при Минюсте РФ. Специалист выдал заключение, что переустройство соответствует строительным нормам и правилам; а установленный котел не угрожает жизни и здоровью других людей. Обошлась эта экспертиза в 25 тысяч рублей.
Суд усомнился в правильности данного заключения (интересно почему. )
В итоге суд назначает повторную экспертизу, на этот раз ее должна провести частная московская фирма АНО «Центр технических экспертиз». Стоимость заключения — 300 тысяч рублей. Что в 12 раз превышает рыночную. На слушаниях мы настаивали на том, чтобы провести экспертизу в других организациях по рыночной цене. Но судья И. Егорова вынесла вердикт, чтобы все проверяли по новой, и именно в московской лаборатории. Ее не смутили наши доводы, что цена данной экспертизы явно завышена, и что я — студент, ее просто по деньгам не потяну.
Московские эксперты, такие «эксперты»
В итоге стоимость проведения экспертизы от столичных специалистов увеличилась с изначально заявленных 300 тысяч рублей до 382 с лишним тысяч. Ну, подумаешь, мелочь какая. Москвичи такие копейки не считают.
Суд удовлетворило представленное заключение. Оно, понятное дело, не в мою пользу. Суд постановил снять котел из квартиры, что уже сделано.
Однако это не снимает ряда вопросов к московским «экспертам» из АНО «ЦТЭ».
1) Почему они так и не дали ответа по соответствию индивидуального газового котла санитарным и противопожарным нормам. Это, собственно, тот пункт, из-за которого и назначалась повторная экспертиза.
2) Из чего сложилась столь баснословная сумма за исследование — 382 100 рублей?
Несколько месяцев назад я обратился в ФАС, чтобы узнать финансово-экономическое обоснование стоимости экспертизы.
И получил обескураживающий ответ.
Экспертиза за бешеные деньги
В представленной калькуляции затрат при производстве, мягко скажем, спорной экспертизы 10 пунктов. В статьи затрат включены пункты работ, которые не проводились, и это было озвучено в суде. Например, за «выезд специалиста на осмотр» «Центр технических экспертиз» выставил 70 000 рублей, но этого по факту не было, так как меня даже в городе не было.
Идем дальше. 60 тысяч рублей в лаборатории запросили за то, что якобы они проводили исследование «с целью ответа на вопрос о соответствии переустройства системы отопления санитарным и противопожарным нормам и правилам». Оно, как понимаем, точно также не проводилось, и это подтверждено специалистами лаборатории в суде.
Еще 30 тысяч АНО «ЦТЭ» решила «содрать» за исследование с целью фиксации последствий отключения. Как вы уже поняли, его тоже никто не проводил.
И еще в итоговый прайс внесено несколько пунктов, которые специалисты не выполняли.
Таким образом, несуществующую работу московская лаборатория оценила в 292 100 рублей. Неплохо, согласитесь.
Но и по оставшимся трем, имевшим место пунктам, есть вопросы. Их лаборатория оценила в скромные 90 тысяч рублей.
Чтобы доказать абсурдность выставленного счета московской лабораторией, был отправлен запрос в АНО «ЦТЭ» от другого человека, с вопросом, сколько будет стоить аналогичная проверка оборудования.
Нам ответили, что цена экспертизы составит 32 тысячи 100 рублей.
Сейчас дело находится на обжаловании в саратовском суде. Сейчас с меня по решению суда хотят взыскать порядка 430 тысяч рублей. 382 100 — за «экспертизу» от московских товарищей, остальная сумма — судебные расходы.
На суды надежды мало, разве что на огласку.