Что такое хронотип человека

Кто ты ‒ Сова, Жаворонок, Голубь или Дельфин: всё о хронотипах и как они влияют на работоспособность

Что такое хронотип человека. 349. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-349. картинка Что такое хронотип человека. картинка 349. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

Теории Сов и Жаворонков менее 50 лет. До 70-х годов прошлого века того, кто не мог проснуться в семь утра, называли просто лентяем.

Хорошая новость ‒ принадлежность к Совам или Жаворонкам всё-таки определяется генетически. В науке это называется хронотип, то есть определённый тип суточной активности. Так вот, есть некая комбинация генов, характерная для разных хронотипов.

Сомнолог Михаил Полуэктов, кандидат медицинских наук, доцент Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, уверен ‒ генетика определяет нашу принадлежность к Совам или Жаворонкам на 54%. 3% ‒ это фактор возраста. А вот остальные 43% приходятся на социальные факторы.

К какому хронотипу ты относишься

Сова. Просыпаешься только в 9 утра, но комфортное пробуждение ‒ около полудня. Потрясающие идеи приходят к тебе вечером или ночью. В кровать гонишь себя пинками далеко за полночь.

Жаворонок. Тебе не нужен будильник, ты стабильно просыпаешься в шесть, а то и в пять часов утра. Лучше всего работается до полудня, после обеда сосредоточиться уже труднее. Вечером тебя с трудом хватает на любимый сериал, и то засыпаешь на половине серии. 22 часа ‒ организм объявляет отбой.

Голубь. Бодро встаёшь по будильнику в 7 утра. Весь день чувствуешь себя отлично, тебе легко справляться со сложными задачами как утром, так и вечером. Спать ложишься в 22-23 часа, до этого времени вполне способен ещё немного поработать.

С каким хронотипом легче жить

В процентном соотношении разделить население Земли по хронотипам учёные пока не смогли. По одним данным, в развитых странах 40-45% горожан ‒ Совы, 25% ‒ Жаворонки, 30-35% ‒ Голуби.

Другие говорят, абсолютное большинство людей по хронотипу принадлежит к Жаворонкам и Голубям, а «чистых» Сов ‒ всего два-три человека на тысячу.

Почему тогда все твердят, что они Совы, и требуют считаться с этим?

Возможно, причина в распространённых стереотипах ‒ разобрали 7 самых закоренелых.

У Жаворонков здоровье крепче

Большинство учёных согласно с этой точкой зрения. В ходе эволюции человек приспособился к дневному образу жизни. Кроме того, только во сне, да ещё и при условии полной темноты, у человека вырабатывается гормон мелатонин.

Недостаток мелатонина приводит к заболеванию раком молочной железы и простаты. Данные получены в ходе исследования в Исландии. Семь лет учёные наблюдали за пациентами с нарушениями сна, итог неутешителен ‒ из 1000 человек у 111 ‒ рак простаты, у женщин многочисленные случаи рака молочной железы.

Однако есть и другие результаты. Татьяна Греченко, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, приводит данные исследования японских медиков.

Оказалось, среди Жаворонков больше людей с лишним весом, гипертонией и сердечными заболеваниями. А Совы более устойчивы к стрессам.

Хронотип заложен генетически и навсегда

К счастью, это не так. Среди детей практически нет Сов. С возрастом человек всё больше становится Совой, и это продолжается до 20 лет. После 20 процесс идёт в обратную сторону ‒ мы постепенно превращаемся в Жаворонков.

Более того, если Жаворонок устраивается на работу в ночную смену, через 2-3 недели он вполне успешно «мутирует» в Сову.

Совы успешнее Жаворонков

В большинстве случаев правда.

Эпидемиологи Саутгемптонского университета проанализировали группу из 356 Жаворонков и 318 Сов. Оказалось ‒ Совы больше зарабатывают, у них больше автомобилей.

У Сов «больше» часов в сутках ‒ они сохраняют работоспособность до позднего вечера и часто подрабатывают фрилансом.

Совы умнее, но ленивее Жаворонков

И это в основном верно.

Психологи Ричард Робертс и Патрик Киллонен исследовали 420 добровольцев и выяснили, что Совы показали лучшие результаты, чем Жаворонки, по многим измерениям интеллекта, у них больше объём рабочей памяти и выше скорость обработки информации. Причём даже в невыгодные для них утренние часы.

1997 году Джозеф Феррари на основе исследования студентов и людей старше 50 лет доказал, что Совы более склонны к прокрастинации. Жаворонки более дисциплинированны и ответственны.

По результатам других исследований, Совы находчивы и креативны, среди них много экстравертов. Зато Жаворонки добросовестны, обычно на хорошем счету у начальства и склонны к аналитической деятельности.

Жаворонки счастливее Сов

Это весьма спорное утверждение. У Жаворонков меньше уровень стресса, потому что жизнь «заточена» под них, они больше довольны жизнью.

Но если Сова нашла подходящий для себя график работы, причин жаловаться также нет.

Сова всегда ищет возможность поспать

Неверно. Главное ‒ стабильный график.

Совам учёные советуют сохранять режим и на выходных, и в отпуске. Организму необходима стабильность.

К сожалению, у Сов обычно бывает так: хорошо выспался в субботу ‒ лёг попозже. Воскресенье почти полностью проспал. В ночь на понедельник спать не хочется вообще. А утро понедельника уже несётся, как Камаз по встречке.

Совам нужно подстраиваться под режим дня Жаворонков

В Японии доказали ‒ если Сов переделывать в Жаворонков, им угрожает депрессия. Гораздо выгоднее и для общества, и для Сов найти подходящий режим работы.

Вариантов множество ‒ это удалённая работа, фриланс, ночные смены. Во многих фирмах приходят к тому, что сотрудники сами устанавливают начало и конец рабочего дня. Главное ‒ отработать положенное время.

Если ты не Сова и не Жаворонок ‒ то кто ещё

Если чувствуешь, что не вписываешься в традиционную классификацию хронотипов ‒ доктор Майкл Бреус разработал альтернативную.

По мнению Бреуса, люди делятся на 4 типа: Львы, Волки, Дельфины и Медведи.

Львы ‒ оптимисты, наиболее работоспособны утром. Волки, наоборот, предпочитают работать по ночам, это творческие экстраверты. Дельфины часто страдают бессонницей, эмоциональны и легко выводятся из равновесия.

Медведей больше всего. Это люди, которым тяжело вставать по утрам потому, что вечером слишком много соблазнов.

Как улучшить жизнь с учётом хронотипа

Нужно учитывать основные биоритмы и стараться построить свой день в соответствии с ними.

Учёные также выяснили, как работают внутренние биологические часы человека:

Как Сове выжить в мире Жаворонков

Увы, не всем Совам удаётся найти удобный график работы. Мир Жаворонков жесток ‒ на работу в лучшем случае к девяти. Если есть ребёнок ‒ вообще катастрофа, в детский сад или школу надо успеть к восьми.

Мы провели эксперимент ‒ попробовали превратить типичную Сову в Жаворонка.

Как проходил бесчеловечный опыт по изменению хронотипа ‒ леденящие душу подробности

Однако можно немного облегчить Сове жизнь и без таких радикальных экспериментов. Вот как можно мотивировать себя вставать по утрам ‒ выбирай подходящий способ:

Источник

Что такое хронотип человека

Актуальность. Современная ситуация в системе отечественного образования характеризуется многообразием подходов к процессам обучения и развития ребенка.

В современной психолого-педагогической литературе много работ посвящено младшему школьному возрасту (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Крутецкий В.А., Божович Л.И., Цукерман Г.А., Зак А.З., Занков Л.В.и др.); собственно подростковому возрасту (Божович Л.И., Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Ремшмидт X., Кле М. и др.).

Что же касается возрастных особенностей детей при переходе из младшего школьного возраста в собственно подростковый возраст, то их значительно меньше. Особое значение это приобретает с точки зрения новообразований, подготавливаемых в этот возрастной период: интеллектуализации всех психических процессов, развития словесно-логического, теоретического мышления, внимания.

Общепризнано, что внимание является необходимым условием успешного осуществления любой практической деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Гоноболин, К.Ф. Добрынин, С.С. Левитина, В.Д. Шадриков, Л.М.Веккер, В. Меде, Г. Пиорковский, Н.Ф. Суворов, О.П. Таиров, Е.И. Кикоин, О.Ю. Ермолаев, Дж. Кейл, А.Линн, Д. Сайк и др.). Внимание относится к когнитивным, эмоциональным и деятельностным процессам (Л.Н.Веккер).

Однако, иногда рассеянное внимание и сложности с восприятием и запоминанием информации наблюдаются и у здоровых людей, особенно в утреннее время.

С древних времён существует учение, которое делит всех людей на «жаворонков» и «сов».

В связи с чем, встаёт вопрос: нужно ли учитывать такое разделение в учебной деятельности? Можно ли на самом деле использовать такую классификацию и влияет ли она на мыслительные способности человека?

Противоречие заключается между необходимостью формирования внимания в процессе школьного обучения и недостаточной экспериментальной изученностью роли такого важного фактора как хронотип. Это и определила проблему нашего исследования, которая заключается в изучении хронотипов школьников и их возможного влияния на внимание.

Объект исследования – хронотипы школьников.

Предмет исследования – особенности внимания у школьников с разными хронотипами.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что если для каждого школьника свойственен свой хронотип, то активность многих функций организма, в том числе и психических, согласуется с общим определением данного хронотипа.

Цель нашего исследования: изучить хронотипы школьников и определить их влияние на свойства внимания.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Подобрать методики для изучения хронотипов и свойств внимания.

3. Определить хронотипы школьников.

4. Изучить особенности внимания у школьников с разными хронотипами.

5. Проанализировать полученные данные.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:

1) теоретический анализ проблемы;

3) для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания нами применялась корректурная проба (тест Бурдона); с целью определения хронотипов школьников нами использовался тест О. Остберга в модификации С.И. Степановой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может стать основой для дальнейших исследовательских изысканий в области данной проблемы, а также его результаты могут способствовать развитию здоровьесберегающей образовательной среды, если учитывать хронотипические особенности школьников при составлении учебного расписания.

Личный вклад автора заключается в изучении литературных источников, анализе, выборе и проведении классических методов исследования, интерпретации полученных результатов.

Характеристика хронотипа как специфической организации работы всего организма

Проблема изучения хронотипов привлекает внимание многих ученых. Несмотря на это, в настоящее время недостаточно работ посвящено исследованию их влиянию на мыслительные процессы и интеллект школьников.

Было обнаружено, что каждый орган нашего тела имеет оптимальную точку наиболее интенсивной деятельности и в это время является наиболее уязвимым. В современной форме теория хронотипов была разработана в 1970-х годах, когда было экспериментально подтверждено, что хронотипы действительно существуют и проявляются независимо от желания человека [4]. Исследователями выделяют три основных хронотипа.

«Совы» чаще, чем «жаворонки», имеют риск к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. «Жаворонки» имеют показатели здоровья лучше, чем «совы», но они с трудом переносят изменения в обычном образе жизни [1; 3].

Определение человеческого хронотипа производится на основе специально разработанных тестов [5]. Доказано, что хронотипы передаются по наследству. Это такой же генетически запрограммированный индикатор, как, например, цвет глаз или цвет волос. С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптивные возможности.

Наше исследование проводилось на базе МБОУ Школа №175 г.о. Самара. В исследовании приняли учащиеся 7-х классов. Общая выборка составила 24 учащихся: 12 девочек и 12 мальчиков.

Учитывая возрастные особенности учащихся, при выборе контрольных испытаний для их оценки мы исходили из того, что тесты должны включать в себя задания, чтобы оценить уровень физической и умственной работоспособности.

Для изучения внимания нами использовалась корректурная проба Бурдона. Каждому школьнику выдавался индивидуальный бланк (Приложение 2) и сообщалась следующая инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)». Задание выполнялось в течение 3 минут. По итогам задания оценивалась концентрация внимания.

Концентрация внимания оценивается по формуле: К =С 2/п,

где К – концентрация внимания,

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Для всех полученных результатов определялось среднее арифметическое значение.

Ход проведения эксперимента

На первом этапе эксперимента я распечатал опросник О. Остберга в модификации С.И. Степановой, раздал его ученикам 7 класса своей школы и попросил заполнить. По результатам анализа 24 анкет было выявлено три группы хронотипов: 4 учащихся с четко выраженным утренним типом (жаворонки); 10 человек – аритмичный тип (голуби); 10 человек – четко выраженный вечерний тип (совы). Также отмечено, что среди сов преобладали мальчики (7 человек из 10) (см. рис.)

Что такое хронотип человека. 30854 opt. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-30854 opt. картинка Что такое хронотип человека. картинка 30854 opt. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

Рис. 1. Группы хронотипов шольников

Изучение хронотипов и внимания у школьников

Источник

Что такое хронотип человека

Актуальность: В живых системах физиологические процессы подвержены закономерным циклическим колебаниям, биологическим ритмам, которые являются самоподдерживающимися, генетически запрограммированными, автономными, а также формирующимися при взаимодействии организма со средой [7].

Особое значение биоритмы имеют для студентов так как, студенческий возраст представляет собой особый период жизни и развития личности, в это время происходит переход от детства к взрослой жизни, происходит завершение процессов роста, окончательное формирование психики. Студенты принадлежат к категории людей с повышенными факторами риска, нервное и умственное утомление, хронические нарушения режима сна и питания, вредные привычки.

Характер организации суточных (циркадианных) биоритмов студентов относится к базовым физиологическим характеристикам учащихся [6]. Изучение биоритмов человека позволит рационально составлять режим труда и отдыха, оптимально распределять свои силы, оптимизировать внутренние ресурсы.

Материалы и методы

Целью данного исследования явился сравнительный анализ результатов определения хронотипа студентов БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ Медицинского института, динамика его изменения, построение графиков биоритмов студентов в программе MicrosoftExcel и сравнение их показателей с субъективной оценкой собственного самочувствия студентов.

Было проведено лонгитюдное исследование (исследование проводилось на 1 и 3 курсах), в котором участвовало 27 студентов БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ Медицинского института.

В результате работы были построены графики биоритмов студентов в программе MicrosoftExcel. Для расчета биоритмов и построения графиков применялось компьютерное моделирование.Тип суточной организации биоритмов оценивали с помощью международной анкеты Остберга [5] с выделением групп утреннего («жаворонки»), вечернего («совы») и аритмичного хронотипов («голуби»).

Что такое хронотип человека. image001. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image001. картинка Что такое хронотип человека. картинка image001. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а МедведьЧто такое хронотип человека. image002. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image002. картинка Что такое хронотип человека. картинка image002. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

Рис. 1. Удельный вес хронотипов (%) у студентов на 1 и 3 курсах.

Американский ученый Д. Томмен предложил теорию трех ритмов. Согласно этой теории в организме человека существуют три независимых биоритма: физического (период 23 дня), эмоционального (28 дней) и интеллектуального (33 дня). Каждый ритм условно разделяют на два полупериода – положительный и отрицательный. Во всех трех периодах дни перехода от отрицательной фазы в положительную, и обратно называют нулевыми или критическими. В критические дни с людьми чаще всего происходят различные неприятности, несчастные случаи, эмоциональные срывы [4].

Дни, график в которых находился выше нулевого периода принимался за благоприятный, ниже- неблагоприятный. На основании этого были проведены расчеты количества благоприятных и не благоприятных дней для студентов в соответствии с их хронотипом.

Была изучена динамика благоприятного физического, эмоционального и интеллектуального состояния в соответствии с их хронотипом, по результату которого выяснилось, что наибольшее количество благоприятных дней в течение месяца было среди «голубей». При этом наблюдалось при увеличении благоприятных дней у «жаворонков», количество благоприятных дней у «сов» снижалось (рис.2).

%Что такое хронотип человека. image004. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image004. картинка Что такое хронотип человека. картинка image004. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

%Что такое хронотип человека. image005. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image005. картинка Что такое хронотип человека. картинка image005. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

%Что такое хронотип человека. image006. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image006. картинка Что такое хронотип человека. картинка image006. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

Рис. 2 Соотношение (%) благоприятного самочувствия различных хронотипов у студентов 1 курса.

%Что такое хронотип человека. image007. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image007. картинка Что такое хронотип человека. картинка image007. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

%Что такое хронотип человека. image008. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image008. картинка Что такое хронотип человека. картинка image008. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

%Что такое хронотип человека. image009. Что такое хронотип человека фото. Что такое хронотип человека-image009. картинка Что такое хронотип человека. картинка image009. Кто успешнее ‒ Жаворонок или Сова, как работать с разными «птичками» и как облегчить жизнь классической Сове ‒ провели масштабное исследование и даже практический эксперимент. Спойлер ‒ возможно, ты вовсе не Сова, а Медведь

Рис. 3 Соотношение (%) благоприятного самочувствия различных хронотипов у студентов 3 курса.

Более стабильными как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане являлись студенты с хронотипом «голуби», менее стабильными «совы», «жаворонки» заняли промежуточное положение между ними.

Аналогично были построены графики для учащихся 3 курса, по результатам которых выяснилось, что наиболее стабильными в физическом плане были студенты с хронотипом «голуби», в то время как у «жаворонков» были «неблагоприятные дни». В эмоциональном плане у «жаворонков» были дни с высокими показателями, в то время как эмоциональное самочувствие «голубей» было стабильно. Начиная с 12 числа у «жаворонков начались» так называемые «неблагоприятные дни» в интеллектуальном плане, так как это день начала учебы после каникул, это говорит о том, что «жаворонки» не смогли быстро адаптироваться к учебной нагрузке, в то время как у «сов» переход от отдыха к учебе не сказался на интеллектуальном самочувствии.

Таким образом у студентов Медицинского института СурГУ произошло изменение типа циркадного ритма от первого к третьему году обучения. Студентов со стериотипом чередования активности и пассивности в течение чуток по типу «голуби» было больше как на первом, так и на третьем году обучения.

У студентов с хронотипом «голуби» было больше благоприятных дней, чем у «сов» и «жаворонков».

Источник

Что такое хронотип человека

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте IV Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/1017/1/512.

Актуальность. В системе современного научного познания одним из основных объектов исследования является человек. Необходимость изучения его индивидуальных психофизиологических особенностей диктуется как самой логикой индивидуального развития, так и потребностями общества.

В этой связи одним из основных направлений эволюции организмов является их приспособление к смене дня и ночи. Такая биоритмологическая организация всех физиологических процессов обеспечивает гомеостаз организма и определяется как экзогенными, так и эндогенными факторами.

Анализ литературы по вышеозначенной проблеме показывает, что, несмотря на то, что современная биоритмология активно проникает во все сферы деятельности человека, на ее основе определяются сроки проведения операций, прогнозируются действия лекарственных средств, темпы заживления ран, сроки возможного обострения болезни, устанавливаются наличия у человека специального хронотипа, наряду с темпераментом и частным типом ВНД, характеристики ее изучены не в полной мере и используются, главным образом, в физиологии труда и физиологии спортивной деятельности.

Источником вышеперечисленных проблем является противоречие между необходимостью выделения прямых указаний на использование достижений хронобиологии в образовательной деятельности современной школы и недостаточным использованием индивидуального подхода к учету личностно-типологических свойств школьников.

Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема выделения хронотипов школьников. В практическом плане – проблема обоснования содержания способов систематизации имеющихся теоретических данных по основам хронобиологии и экспериментальное изучение специфических особенностей хронотипов человека.

Объект исследования – хронотипы старших школьников.

Предмет исследования – особенности психофизиологических и вегетативных показателей старших школьников.

Цель исследования – систематизация имеющихся теоретических данных по основам хронобиологии и экспериментальное изучение специфических особенностей хронотипов человека.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что если для каждого старшего школьника свойственен свой хронотип, то свойства высших психических функций имеют свою динамику в различное время суток.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические источники.

2. Исследовать временную организацию психофизиологических и вегетативных процессов организма школьников.

3. Определить хронотипы участников эксперимента и установить их гендерную принадлежность.

4. Выявить особенности проявления изучаемых процессов у представителей различных хронотипов в утреннее и вечернее время.

5. Дать заключение о возможности использования хронотипов в организации индивидуального подхода при обучении школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на организацию процесса систематизации имеющихся теоретических данных по основам хронобиологии и данных, полученных в ходе экспериментального изучения специфических особенностей хронотипов, что позволит организовать индивидуальный подход при обучении школьников и обеспечить здоровьесберегающую образовательную среду.

Методологической основой исследования является концепции Ю. Ашоффа о биологических ритмах, их классификации, методах исследования и различных аспектах циркадианных ритмов у живых организмов; Э.Б. Арушаняна о гуморальной регуляции биологических ритмов у человека с помощью эндогенного гормона мелатонина; С.И. Рапопорта о роли мелатонина в регуляции физиологических процессов.

Источниками исследования являются:

– исследования Ю. Ашоффа, направленные на изучение биологических ритмов, их классификации, методах исследования и различных аспектах циркадианных ритмов у живых организмов;

– исследования Э.Б. Арушаняна в области нейрофизиологии о гуморальной регуляции биологических ритмов у человека с помощью эндогенного гормона мелатонина;

– исследования С.И. Рапопорта в области хронобиологии и хрономедицины о роли мелатонина в регуляции физиологических функций и нарушениях, связанных с его недостаточностью;

– труды, раскрывающие психофизиологические особенности основных свойств нервных процессов, которые оказывают заметное влияние на различные стороны жизнедеятельности организма человека, в частности, на развитие когнитивной сферы (Н.В. Макаренко; Г. Нортхоффа; Г.А. Кураева и др.);

– исследования в области особенностей характера вегетативных реакций (Е.А. Юматова и соавт.; Н.В. Макаренко и соавт.; Ю.В. Щербатых);

– исследования в области проблемы сопротивляемости и устойчивости организма к стрессу (К.В. Судакова; В.И. Фёдоров и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:

1) теоретический анализ проблемы;

3) для оценки эмоциональных состояний применялся цветовой тест М. Люшера; для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания нами применялась корректурная проба (тест Бурдона); с целью определения хронотипов старших школьников нами использовался тест О. Остберга в модификации С.И. Степановой.

Личный вклад автора заключается в изучении литературных источников, анализе, выборе и проведении классических методов исследования, интерпретации полученных результатов, составлении заключения о практическом использовании результатов в современном образовательном процессе.

Теоретические основы изучения проблемы биологических ритмов

Вегетативные и психофизиологические особенности хронотипов и их зависимость от биологических ритмов

Организм человека постоянно приспосабливается к изменениям условий внешней среды. Многие физиологические процессы синхронизируются с суточным или сезонным ритмом, например, цикл «сон-бодрствование». В основе большинства приспособительных реакций лежат биологические ритмы.

Функции организма одновременно испытывают несколько ритмических колебаний. Например, наряду с суточными колебаниями температуры тела человека имеют место ее сезонные колебания.

Совокупность периодических колебаний, морфологических, физиологических и биохимических показателей организма и отдельных его систем характеризует понятие хронобиологической нормы. Хронобиологическая норма зависит от наследственности; факторов внешней среды (вращение Земли вокруг своей оси и Солнца); социальных факторов (временная организация труда и отдыха). Вариантами хронобиологической нормы у человека являются люди «жаворонки» и «совы» [3].

Большинство биоритмов схематически описываются синусоидой. Подъем биоритма называют акрофазой, а спад – батифазой. Наряду с длительностью периода биоритмы имеют среднее значение параметров (мезор), амплитуду и момент цикла, когда регистрируется сигнал (фаза).

Биологические ритмы подразделяют на пять классов периодических процессов в живых организмах.

1. Высокочастотные ритмы (период 30 мин) – это большинство рабочих ритмов. Примерами таких ритмов является генерация импульсов нейронами и мышечными клетками.

2. Ультрадианные ритмы (период 0,5–20 ч). Некоторые из них относят к собственно биологическим, т. е. согласованным с временем суток. Однако некоторые фазы этих ритмов не имеют связи с временем суток. Так, один цикл колебания состава мочи и крови составляет 20 ч, а стадии быстрого сна повторяются через каждые 90 мин от момента засыпания человека.

3. Циркадные биоритмы (околосуточные, период 20-28 ч). Они синхронизированы с вращением Земли вокруг оси, сменой дня и ночи, устойчивы и сохраняются в течение всей жизни. К ним относят ритмы «сон-бодрствование», суточные колебания температуры тела и др.

4. Инфрадианные ритмы менее изучены (период от 26 ч до 6 сут). Так, известен недельный ритм выделения с мочой некоторых гормонов.

5. Низкочастотные ритмы: циркатригинтанные (лунные – около 30 дней); циркануальные (окологодичный); мегаритмы (период от полутора до нескольких десятков лет) – изменение численности популяции, видов животных [1; 3].

Наиболее важным биологическим циклом является суточный ритм, связанный с изменением освещенности земной поверхности, обусловленный вращением Земли вокруг своей оси. Считается, что ритмическая структура организма возникла в результате приспособления к внешнему циклу и наследственно закрепилась [1].

Важнейшим источником информации о внешнем мире для большинства организмов служат фотохимические реакции клеток сетчатки. Поэтому периоды естественной освещенности являются основным «датчиком времени циркадианных ритмов. Кроме того, световой цикл влияет на физиологические процессы поведенческие и пищевые реакции. Известен следующий механизм синхронизации биоритмов с ритмами естественной освещенности.

Сетчатка через супрахиазматическое ядро гипоталамуса связана с верхним шейным симпатическим ганглием, а далее – с шишковидной железой (эпифизом). Гормоны эпифиза (мелатонин, серотонин) осуществляют фотопериодический контроль суточных и сезонных биоритмов. Эпифиз является интегрирующей структурой. Важным фактором среды, синхронизующим циркадные ритмы, являются колебания температуры внешней среды [1; 5; 6].

Кроме того, в дневные часы у человека уменьшается время реакции на слуховой и зрительный раздражители, увеличивается скорость и точность переработки информации. Днем выше координация движений, лабильность нервно-мышечного аппарата, сила мышц и их выносливость. Эти изменения психической работоспособности совпадают с колебаниями температуры тела.

Суточную периодику имеет система кровообращения. В дневное время наиболее максимальны частота сердечных сокращений, сократительная функция миокарда, ударный и минутный объемы крови и систолическое артериальное давление, реактивность кровеносных сосудов к суживающим и расширяющим агентам. Напротив, диастолическое давление нередко бывает выше ночью и утром.

Метаболические процессы днем выше, чем ночью. В первой половине обычно выше регистрируется утилизация углеводов, а максимальное окисление липидов отмечается вечером и ночью.

Ведущую роль в координации циклических процессов играют циркадианные ритмы активности механизмов нервной и эндокринной регуляции. Практически все уровни ЦНС, вегетативной нервной системы и системы гипоталамус-гипофиз-периферические железы имеют собственные биоритмы, которые запускают биоритмы других физиологических функций. Например, суточные колебания тонуса вегетативной нервной системы тесно связаны со сменой фаз сна и бодрствования. Суточные биоритмы активности гипофиза проявляются в колебаниях активности тропных гормонов, максимум секреции которых имеет место во время ночного сна. Координация биоритмов нервной и эндокринной систем осуществляется адренергической и серотонинергической системами мозга, которые влияют на выработку и высвобождение гипоталамических релизинг-гормонов, а также участвуют в регуляции ритмов сна [2; 3; 7].

При резком изменении ритмов внешней среды происходит рассогласование эндогенно обусловленных колебаний функционально взаимосвязанных систем организма, наступает состояние десинхроноза. Десинхроноз циркадианных ритмов температуры тела, кровообращения, физической и психической работоспособности человека возникает при авиаперелетах через 2-4 часовых пояса или при посменной работе (дневные-ночные часы). Многолетнее сочетание таких факторов приводит к развитию патологических изменений в организме (болезни системы кровообращения, органов пищеварения и др.), к изменениям в эмоциональной сфере человека. Даже однократное изменение ритма «сон-бодрствование» снижает физическую и умственную работоспособность [5].

Ритмы работоспособности, подобно ритмам физиологических процессов, по своей природе эндогенны. Работоспособность может зависеть от многих факторов, действующих по отдельности или совместно. К этим факторам относятся: уровень мотивации, прием пищи, факторы внешней среды, физическая готовность, состояние здоровья, возраст и другие факторы. При трансконтинентальных перелетах циркадианные ритмы различных функций перестраиваются с разной скоростью – от 2-3 дней до 1 месяца.

Особенности биоритмической структуры относятся к устойчивым индивидуальным свойствам и могут рассматриваться как элементы конституции человека. Они могут быть использованы при прогнозировании приспособительных реакций организма [1;6].

Хронотип – наследственно предопределенные признаки человека направленные на восприятие и следование временной структуре мира. Наиболее распространенной является классификация, по которой людей делят на лиц вечернего типа – «совы», лиц утреннего типа – «жаворонки» и лиц дневного типа – «голуби» (как их еще называют, «аритмики»).

Хронотипы человека коррелируют с вегетативной и эмоциональной реактивностью, заболеваемостью, темпераментом, способностью переносить гипоксию. В зависимости от принадлежности человека к «утреннему», «дневному» или «вечернему» хронотипу, наблюдается изменение, дыхания, температуры тела и многих других показателей [2; 7].

Таким образом, проблема биоритмологической организации различных видов деятельности человека актуальна. Кроме теоретического она имеет и прикладное значение и может найти достойное применение в организации образовательного процесса. Особый интерес в связи с этим представляет изучение вегетативных, когнитивных и психоэмоциональных компонентов хронотипов. Выявление типологической организации этих сфер жизнедеятельности могут стать наряду с темпераментом и частным типом ВНД, основой для индивидуального типологического подхода в обучении и воспитании школьников.

Организация и проведение исследования особенностей психофизиологических и вегетативных показателей старших школьников в зависимости от хронотипа

Наше исследование проводилось на базе СОШ № 15 им. Н.А. Хардиной г.о. Самара. В исследовании приняли участие учащиеся в возрасте от 14 до 16 лет. Общая выборка составила 32 человека: 20 девочек и 12 мальчиков.

Ход проведения эксперимента. На первом этапе в течении 5 суток ежедневно в одно и то же время – в 10 часов и 18 часов – у каждого испытуемого определялись следующие показатели:

– частота сердечных сокращений и уровень артериального давления (автоматическим танометром);

– объём внимания (корректурная проба Бурдона);

– эмоциональное состояние (цветовой тест М. Люшера)

На втором этапе эксперимента, с использованием теста О. Остберга в модификации С.И. Степановой были определены хронотипы участников эксперимента.

Анализ результатов оценки показателей сердечно-сосудистой системы позволил выявить следующие особенности. Частота сердечных сокращений у девочек колебалась от 65 до 90 ударов в минуту. У мальчиков этот показатель находился в границах от 48 до 85 сокращений в минуту. Средний показатель артериального давления для девочек составил 125/70 мм.рт.ст., для мальчиков – 120/68 мм.рт.ст.

Что указывает на преобладание тонуса парасимпатического отдела нервной системы у юношей, которая является ведущей во время сна.

Результаты, полученные путем применения корректурной пробы, подтверждают высокую степень функциональной подвижности нервной системы (см. табл. 1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *