Что такое христианский поцелуй
Об обычае целоваться в христианстве.
Раб Божий Даниил
Мир вам!
Цитата из одного жития святых:
Побеседовав так, оба стали на молитву и долго молились со многими слезами. Потом, несколько раз обняв друг друга и облобызав уста и грудь, отпустил Иоанн Симеона, далеко проводив его: не хотелось ему разлучаться с ним.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/614#note4779_return
А что разве раньше был такой обычай у христиан целоваться в губы? Ведь в наше время это будет признаком интимных отношений или гомосексуализма (если между мужчинами).
Протоиерей Михаил Павленко
Блж. Феофилакт Болгарский
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Приветствуйте друг друга лобзанием святым
Приветствуют вас все святые
Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.»
От себя добавлю что обычно монахи целуют друг другу плечи (правое плечо), по опыту священники целуют друг другу щёки, насчёт губ это ж какая должна быть духовная любовь, такого не встречал, у нас любви видно маловато.
А вообще во всём нужна мера, а то в среде духовенства тоже подумают что что то не то с ориентацией.
Святое целование
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
Послание к Римлянам, глава 16
______
Ну так вот. Святое целование (лобзание) это ПРОСТО поджатые при встрече губы.
«Приветствуйтесь братским поцелуем».
Почему же «братский» следует понять как «поцелуй глазами»? А. собственно. после того КАК мы поняли. почему святой поцелуй это поджатые при встрече губы. то почему (в случае христиан) братский поцелуй есть поцелуй глазами. понять будет уже не особенно сложно: братья БДЯТ друг друга, беспокояться, соучаствуют друг другу. Им есть нужда в «телячьих нежностях»? Может и есть. «при соединении фронтов» или как-то схоже. В любом случае, братский поцелуй, это не плотское. Даже если выражено в виде плотского поцелуя.
Почему апостолу просто не сказать: подожмите губы при встрече и все дела?
А почему бы Христу (было) просто не ткнуть себя пальцем в грудь, сказав: здесь внутри царствие. потом не плюнуть себе под ноги: пути господни неисповедимы. потом не скрестить пальцы двух рук и сказать: вот-те крест.
.
И весь Завет.
То есть, конкретно, дело вот в чем.
Но дело вот в чем.
Люди, которые ограничивают себя заповедями (например, о не прелюбодеянии), причем, когда это происходит резко и необдуманно, испытывают соответствующее ущемление психозоны: для мужчины, что долго в воздержании прикосновение женщины может быть болезненным в определенном смысле. Могут быть еще причины того. что был введен запрет на лобзание братьев и сестер, а допускалось только между братьями или только между сестрами.
И вот здесь мы наблюдаем проявление, которое вряд ли можно охарактеризовать как нечто праведное: из-за того (а получилось так совершенно само собой) что мужчина или женщина (брат или сестра) испытывали конфуз от соприкосновения при встрече, пришлось ввести «поправку» к несуществующему повелению апостола иметь «христианское лобзание», которое вполне телесно. поскольку апостол речь вел о «святом целовании». где слово «святое» само по себе расставляет по местам все смыслы: это скорее всего просто поджатые губы при встрече.
Но воздушный поцелуй далек от того, что имел в виду апостол. Поджатие губ при встрече (у христиан) может и должно означать еще не сказанное, но важное.
На самом деле, конечно же возникает вопрос, почему апостолу было не сказать приблизительно так: «Приветствуйте друг друга поцелуем святым, сжимая губами Христово обетование вечное, с вами все церкви Христовы!».
Может быть дело в том, что послания эти (в частности, Римлянам) составлялись для церквей новых (совсем новых) или не благонадежных (а может и так и так); и таким текстовым посылом апостольское собрание давало возможность, с одной стороны укрепиться таким церквям, вдумчиво взвешивая сказанное в послании, с другой это. могла быть проверка: если они начнут лобызаться при встрече («чмоки-чмоки»), то это сигнал быть настороже относительно такой церковной части (группы людей, что объявили себя Христовой церковью).
Что же, наверное, последнее в этой теме.
Так или иначе, телесный контакт, даже просто соприкосновение руками, является довольно глубоко выраженным обострением в чувстве взаимоприятия. Если в кругу что-то обсуждающих людей (предположим, они стоят довольно тесно и каждый может коснуться другого) один из говорящих на данный момент касается другого, что-то поясняя, то возникает ощущение, что говорящий как-то особенно расположен к человеку (?). Может быть это прикосновение связано с необходимостью привлечь особенное внимание к определенному месту монолога, а может это и диалог. Итак, говорящий касается слушателя, что стоит рядом, он как-то особо выделяет не самого слушателя, а то что в этот момент (момент соприкосновения) говорится. И это очевидно. Важно то, что говорится. А касание рукой собеседника имеет отношение к обсуждаемому вопросу, но не к нему самому.
Когда же люди, что собираются для чего-то вместе, при встрече целуют друг друга, то при этом ничего (существенного) не произносится, может быть пара легких фраз «как дела», «хорошо выглядишь» и прочее. Но телесный контакт сближает, безусловно, делает круг общения более тесным (сейчас речь не о христианах), сплачивает.
Христиане едины во Христе. Им нет необходимости в таком способе взаимоприятия.
Далее, они заняты проповеднической деятельностью, а это не просто «круг общения» или тусовка. здесь есть лидеры движения, то есть те, у кого это получается лучше, есть те кто только учатся и т.д.
Но и лидеры и те кто только учатся (хотя учатся и лидеры, безусловно, потому что «век живи, век учись») встречаясь, собираясь, приветствуют друг друга «святым лобзанием», то есть, как было понято, целуют друг друга (в щеку, в губы, не важно).
Теперь обратим внимание на это:
«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».
И вот, один из лидеров (движения, т.е. данной церкви) приветствуя целует сначала господина или госпожу (Имярек). Что сие значит? Просто случайно поцеловал сначала их.
Но завтра он поцелует иначе: сначала кого-нибудь другого. Так же?
Ммм. все может быть.
Мы речь ведем о ХРИСТИАНАХ.
Которым было повеление (от апостола, а следовательно от Самого Христа) приветствоваться «святым целованием».
Так что же ЧРЕВО? О каком насыщении речь?
О. видимо. насыщении чувства святости.
Мы ласкательно красноречивы, в конечном итоге это находит отражение у нас в здравственном или приветственном поцелуе. Мы настолько красноречивы (во Христе), что даже немеем от восторга, нам остается только (красноречиво и немея от восторга) чмокнуть брата-сестру в щечку. И так. мы насыщаемся чувством святости.
Поцелуй
В древнехристианской церкви поцелуй был символом христианской любви и мира. Ап. Павел часто говорил о священном поцелуе, наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым». Вообще, для внешнего выражения духа единения и любви в древней церкви служило братское лобзанье. Священнослужители включили поцелуй в церковный ритуал, применяя его при крещении, исповеди, посвящении, погребении, бракосочетании и пр. В восточной церкви священник давал поцелуй причащающимся как символ мира и знак отпущения грехов до службы. В православной церкви есть обычай целовать руку архиерея и священнослужителя при благословении, а также взаимный поцелуй священнослужителей на литургии. Святое целование имело место при древнехристианских трапезах; поцелуем обменивались прихожане при посещении церкви.
Среди православных повсюду распространен пасхальный обычай троекратного лобызания. Древним христианам известны и поцелуи почитания. Евангелист Лука рассказывает о грешнице, лобызавшей ноги Христа. Во многих странах принято целовать при присяге Крест или Распятие.
Поцелуй — один из древних обрядов русского народа, носивший скорее ритуально-религиозный, чем бытовой, чувственный характер. В языческие времена поцелуй обозначал пожелание быть целым, цельным, здоровым. Об этом свидетельствует происхождение слова «поцелуй» от корня «цел».
В языческой Руси было принято целование земли (Матери-земли) при принесении клятвы. Позже этот обычай перешел на целование пола при поклонах в церкви. Обычай этот в видоизмененном виде дожил до XIX в. В Малороссии, например, в некоторых местностях при ежедневной молитве Богу целовали землю со словами: «Земля, мати наша, помилуй нас!».
Почти повсеместное распространение вплоть до н. XX в. получило трехкратное целование православных при встрече. Общенародный характер имело «святое целование» в пасхальный период, в Прощеное воскресенье и др. Ритуальный характер имел поцелуй и при встрече гостей. В знак любви, дружбы и уважения хозяин приводил свою жену, «и все присутствовавшие целовали ее в уста».
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Традиция целования как приветствия очень древняя. Конечно, сам обряд целования как приветствия связан с особым расположением людей друг к другу. Целованием они выказывают максимальную душевную близость и расположение. И в этом случае целование – это, без сомнения, символ любви. Т. е. я приближаю тебя к себе, к своим устам, к источнику своей жизни – к дыханию, а значит, и к сердцу. Вспомним Книгу Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Мы образно себе можем представить, что для того чтобы вдохнуть дыхание в кого-то, нужно к его лицу максимально приблизиться. Из этих библейских стихов мы видим, что Господь по Своей огромной любви к человеку максимально приблизился к нему и дал ему Свой драгоценный дар – душу живую и бессмертную. Дыхание Бога также напоминает поцелуй как символ любви Отца к Своему творению-ребенку.
Примерно такую же параллель-повторение мы встречаем и в Новом Завете, в истории с исцелением слепорожденного. Спаситель словно бы повторяет историю сотворения человека, показывая тем самым, что Он есть истинным Богом: «Иисус отвечал… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому…» (Ин. 9:3–6). Земля здесь символ материи, из которой создан человек. Плюновение – символ того самого вдохновения-поцелуя, с помощью которого Бог вдыхает в человека жизнь – бессмертную душу, словно бы часть Себя, Свой образ-отпечаток.
Эти библейские примеры доказывают, что поцелуй – символ любви.
И поцелуй-лобзание при встрече или прощании – очень древняя традиция. О нем говорится и в Ветхом Завете: «И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его» (2 Цар. 20:9). Хотя, конечно, следует сказать справедливости ради, что родственник святого пророка и царя Давида Иоав через секунду убивает своего родственника Амессая мечом. Также читаем: «В уста целует, кто отвечает словами верными» (Притч. 24:26).
По Новому Завету нам известен поцелуй Иуды. Он, конечно, имел негативный смысл, но также это свидетельство того, что между Христом и Его учениками была принята традиция целования. В дальнейшем обычай целования мы встречаем и у апостолов, которые закрепили его в Церкви. Святой первоверховный апостол Петр пишет: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь» (1 Пет. 5:13,14). Очень поэтично об этом обычае пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12).
Позже в богослужебных чинах Православной Церкви мы видим развитие этого обряда. (Но только между лицами одного пола. В храме мужчины лобызаются с мужчинами, женщины с женщинами.) Во-первых, это происходит на Литургии верных после Великого входа. Диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Далее идет исповедание веры во Святую Троицу. Скажем так, признание священником Богу в любви, которое начинается словами «Возлюблю Тя, Господи…». Во время произнесения этих слов священник целует евхаристические сосуды. И на пении Символа веры происходит целование священников в алтаре при соборной службе. В принципе, в это время в древней Церкви целовались и верующие в храме. Это было выражением любви друг к другу. Целование часто совершалось троекратно (в честь Святой Троицы).
Также Устав предписывает целование по совершении Пасхальной заутрени перед чтением слова святителя Иоанна Златоуста: «По тому же образу и иереев целуют, и сами между собою по чину своему…Таже по них и миряне такожде целование творят».
Хочется предупредить нас от проявления чрезмерного рвения. Будем помнить, что Уставы древней Церкви писались тогда, когда православные общины были небольшими, люди хорошо знали друг друга. В этом виделся некий образ семьи. К тому же опасность гонений от иудеев и римских властей сплачивала людей. Поэтому братское лобызание было искренним. Представим себе лобызание на воскресной или Пасхальной Литургии в каком-нибудь переполненном кафедральном соборе между вообще незнакомыми людьми. Это довольно сложно.
То же примерно происходит между нами – священниками. Если ты встретишь малознакомого батюшку, то пожмешь ему руку и прикоснешься щекой к его щеке, что также символизирует братское лобзание. Но если ты встретишь своего друга, которого давно не видел, то тогда и обнимать его кинешься, и троекратно целовать.
Поэтому, мне кажется, все должно быть в меру. Внешняя форма даже обряда троекратного целования должна идти от любви и теплоты сердца, а никак не наоборот. Если я буду целовать человека, но любви к нему испытывать не буду, то получится пародия, комическое зрелище. Поэтому с Божьей помощью нужно возделывать в своем сердце любовь и внимательность к другому человеку, которые тонко и нежно подскажут тебе, как поступить с ближним своим…
Что такое христианский поцелуй
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В Новом Завете идея «Святого целования» упоминается 5 раз, причем не только у одного автора, что свидетельствует об определенном распространении такого приветствия в апостольский период. На протяжении столетий такой поцелуй (filema) был неотъемлемым элементом христианского братства и христианского богослужения. Его история и его постепенное исчезновение представляют некоторый интерес для современных христиан.
Далее, целование, как и объятия, было приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Быт.33:4), так отец встретил блудного сына (Лук.15:20), так Павел простился с пресвитерами Ефесской церкви (Деян.20:37). Иногда при этом ритуально брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2Цар.20:9).
Кроме того, поцелуями приветствовали отца и мать (3Цар.19:20), сына (2Цар.14:33), брата (Быт.33:4; Исх.4:27), друзей (1Цар.20:41; Мат.26:48 и след.; Лук.22:47 и след.), а также родственников (Быт.29:11,13). Целовались и при прощании (Руфь.1:9; 2Цар.19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (Лук.7:45). Подр. см. Энциклопедию Брокгауза
Об этом ярко свидетельствует фраза Петра «лобзание любви» (filemati agapes). Оба слова являются производными от глаголов «любить» (глагол «fileo» можно перевести, как любить и как целовать). Таким образом, можно было бы условно перевести выражение «лобзание любви» (filemati agapes) как любовное проявление любви, т.е. Петр хотел призвать верующих не просто приветствовать людей, а приветствовать с любовью. Итак, новозаветные послания обращают наше внимание на внутреннее содержание лобзания.
В раннехристианской Церкви поцелуй был существенным элементом христианского богослужения. Иустин Мученик (ок. 150 г.) писал: «Кончив молиться, мы начинаем приветствовать друг друга поцелуем. После этого приносят хлеб и чашу вина»; (1,65). Поцелую предшествовала молитва «о даровании мира и подлинной любви, не оскверненной лицемерием и хитростью», и он был знаком того, что «наши души слились вместе и изгнали из себя все воспоминания о зле и несправедливости» (Кирилл Иерусалимский, IV в., «Чтения по Катехизису» 25,5.3). Поцелуй был знаком того, что все обиды забыты, что все зло прощено, и все участники Трапезы Господней едины в Господе.
Христианина целовали при крещении, сначала креститель, потом все прихожане, в знак того, что он желанный брат в семье Христовой. Новопосвященного епископа целовали «поцелуем в Господе». Брачная церемония так же закреплялась поцелуем. Умирающий целовал сначала крест, потом его целовали все присутствующие. Умерших целовали перед захоронением.
Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что «если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной» («Прошение о христианах» 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира «должен быть святым, целомудренным и чистым», а не подобным поцелую Иуды («Комментарий на Послание Павла к Римлянам» 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем «определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров» («Педагог» 3,11).
Конечно, никто не будет спорить о важности близких, можно сказать даже семейных отношений для жизни и развития церкви (Иоан.13:34-35; Фил.4:15-16), вопросы обычно возникают по поводу достижения этого. В этом свете стоит подчеркнуть важность приветствия в общинах. Будем помнить, что мы пока еще находимся в телах, и физические составляющие нашего общения играют не малую, если не сказать решающую роль. Мы обращаем внимание на взгляд, подачу руки, интонацию и многое другое и, как следствие, делаем выводы об отношении к нам.
Пускай для нашего времени и культуры обычным стало другое приветствие, призывы апостолов остаются. Мы должны приветствоваться в церкви, причем делать это так, чтобы от него в наших общинах, по крайней мере, в нашем окружении, становилось тепло и уютно, чтобы неверующие или наши братья чувствовали, что попали в семью.
И здесь не важно как мы будем делать это, например, в Америке приветствие зачастую сопровождается обниманием и похлопыванием по спине. Может быть, у нас это выразится крепким рукопожатием, возможно с прикладыванием второй руки или с добавлением нескольких теплых слов, а может просто улыбки. Возможно, среди молодежи и подростков это будет что-то неформальное, а где-нибудь выразится и целованием.
Главное, чтобы мы старались создавать теплую атмосферу в церкви. Одним из действенных средств достижения этого является приветствие, которое должно быть поистине святым (чистым, нелицемерным и т.п.) и исполненным любви. Может быть тогда люди будут с радостью приходить и оставаться в церквах.