Что такое храм харам
Что такое храм харам
Ольга Малышева, журналист, театральный критик, специально для Vласти
Фото Жанары Каримовой
На днях за кулисами ARTиШОКа я встретилась с режиссером Анной Зиновьевой. Это она поставила в Алматы «Корову», «Аккомпаниаторшу», «Толстую тетрадь», а теперь работает над новым спектаклем в «Ильхоме». Тарасова тогда, в феврале, пошутила, что новосибирского режиссера Зиновьеву передали из Казахстана в Узбекистан «по наследству».
Зиновьева возвращалась из Ташкента в Новосибирск и оказалась на несколько дней в Алматы проездом. В «Ильхоме» она провела около месяца и ставила «Превращение» Кафки. Ставить Кафку, говорит она, получается так, как он сам свои тексты писал – это мучит, корежит, выворачивает. К тому же начало происходить странное: в театр стали наведываться с проверками, все театральные проекты будут исследовать на предмет «опасного». А «опасным» могут признать что угодно. Артишоки после гастролей в Ташкенте в конце зимы уже говорили о тотальном запрете на творчество вне театральных стен, теперь запрет начал проникать и внутрь. На самом деле, больше удивляет, почему это случилось так поздно.
А в Казахстане начало-таки работать управление репертуарной политики при министерстве культуры и спорта. Его члены заявили, что орган создан для того, чтобы избавить театры от низкосортной драматургии. Под последней подразумевались, в частности, пьесы, написанные в регионах по заказу местных чиновниках об их же, чиновников, влиятельных родственниках. Оказывается, есть такая практика в провинциальных театрах. Или просто управлению нужен был красивый и благородный мотив.
Талгат Теменов, после скандала в казахском ТЮЗе в Алматы пересевший в кресло худрука столичного театра музкомедии, заявил, что управление не будет отказывать в постановках «по сторонним причинам». Могут ли причины быть не сторонними, он не уточнил. Но добавил, что контроль за репертуарной политикой поможет отечественным драматургам повысить уровень. С новой казахскоязычной драмой, между тем, худо-бедно в театрах соприкасаются. Русскоязычных же авторов внутри страны все еще нет, причем многие театралы уверены, что нет их и за ее пределами. Поэтому «современная» русская драматургия для русских драмтеатров в Казахстане – это Разумовская, Вампилов и Розов.
В рецензии на «Наташину мечту» публицист Салима Дуйсекова тоже говорила о недовольной публике. Назвав хипстерами пару нимф, упорхнувших из зала минут за двадцать до финала, она резюмировала: новому поколению неинтересно слушать о социальных проблемах с театральной сцены.
Когда в Ташкенте говорят, что театр – это храм – это значит, что в него не должно быть вмешательства государства. Когда в Алматы говорят, что театр – это храм – это значит, что в нем действуют незыблемые заповеди, а за оскорбление чувств верующих могут и наказать.
Креативный класс, хипстеры, прогрессивная молодежь – они все современному театру нужны больше, чем прихожане. Возведение театра в автономный культ, равно как объявление о необходимости тотального контроля за ним – в одинаковой степени не способствуют его развитию.
Вокруг театра пока все еще остается некий надуманный ореол элитарности. Но отчего-то получается, что все, кто почитает театр святым искусством и пренебрежительно считает алматинский театр недостойным высокого звания, сами в последний раз были в «храме» лет пятнадцать назад. На комедии. А сообщество «Театралы Алматы», которое в описании адресует себя «истинным гурманам» и насчитывает под тысячу подписчиков, рекламирует очередную привозную безвкусную антрепризу.
Что такое храм харам
злоба и склонность к убийству
СОЙСТВО МАЛЫХ ЧАКР
Сутала («великая бездна»)
Талатала («низшая сфера»)
Расатала («подземная область»)
Махатала («великое дно»)
Патала («область грешников»)
ПЕРВЫЙ ХРАМ ИУДЕЕВ КАК СКИНИЯ
ВТОРОЙ ХРАМ ИУДЕЕВ КАК ИЕРУСАЛИМСКИЙ
ТРЕТИЙ ХРАМ ИУДЕЕВ
ТРЕТИЙ ХРАМ КАК АТМАН
ХРАМ КАК ДУША ПРИНЯВШАЯ ВОЛЮ БОГА
КАШРУТ КАК ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ХЕРЕМА В ПОДГОТОВКЕ К СВЯТОМУ ПРИЧАСТИЮ
СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ КАК ПЕРЕХОД ЧЕЛОВЕКА ОТ ГОЕВСКОЙ ДУШИ К ДУШЕ ИМЕЮЩЕЙ ИМЯ ОТ БОГА
ДУХОВНОЕ ПРИЧАСТИЕ К РАСПЯТИЮ ЖИВОГО СЛОВА БОГА НА КРЕСТЕ УРАВНОВЕШИВАЮЩИХ СИЛ ИСРАЭЛЯ
РОЖДЕНИЕ ШЕСТОЙ РАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ШЕСТАЯ РАСА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ШЕСТОЙ РАСЫ КАК «ИМЕЮЩЕГО УШИ СЛЫШАТЬ«, МУДРЕЦА И ПРОРОКА
ИМЕЮЩИЙ УШИ СЛЫШАТЬ
ДУХОВНОЕ СВЕРШЕНИЕ В ПЕРЕХОДЕ ОТ ПЯТОЙ РАСЫ БЕЗДУХОВНОГО ДЕТСТВА В ШЕСТУЮ РАСУ ДУХОВНОЙ ЮНОСТИ
РАЗУМ ТЬМЫ СПЯЩЕГО КОСМОСА
ДУХОВНОЕ СВЕРШЕНИЕ КАК МОЛНИЯ
ВЫВОДЫ ИЗ БЕЗДУХОВНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Готовятся к выпуску серии книг:
« УСИЛИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ВОСПРИЯТИЮ ТАЙН СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ И К ИХ ИСПОЛНЕНИЮ НА ЗЕМЛЕ, КАК ЕГО СО+ПРИ+ЧАСТИЕ К ТАИНСТВУ НАКОПЛЕНИЯ ДУХОВНЫХ БОГАТСТВ НА НЕБЕ «
«ИЗРАИЛЬ СКАЗОЧНОЙ АГГАДЫ«
ИСХОД ИЗ БЕЗДУХОВНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Школы-клуба йоги «САТЧИТАНАНДА»
Дизайн и компьютерное оформление Д. А. Гаджиева.
Корректор С. А. Гаджиева.
Рисунки в стиле «Облака и небо» А.В. Гутяр.
Есть ли противоречия в Куране?
Рябухин Виктор
Незнаю как там человек научил Мухамеда.
Вероятно это был еретик и наговорил много чего.
А если возмем Писание, то храм там как и священство (Левиты), именно для жертвоприношений.
Иунус
Незнаю как там человек научил Мухамеда.
Вероятно это был еретик и наговорил много чего.
А если возмем Писание, то храм там как и священство (Левиты), именно для жертвоприношений.
Юлия Православная
Супер Модератор
Юлия Православная
Супер Модератор
Рябухин Виктор
Иунус
Юлия Православная
Супер Модератор
Иунус
1 И дана мне трость, подобная жезлу(власть от Него), и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем(тебе дана власть от Меня создать храм и жертвенник и самому определить кто там будет).
2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
3 И дам двум свидетелям Моим(пророкам), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4 Это суть две маслины и два светильника(два ангела), стоящие пред Богом земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Юлия Православная
Супер Модератор
1 И дана мне трость, подобная жезлу(власть от Него), и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем(тебе дана власть от Меня создать храм и жертвенник и самому определить кто там будет).
2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
3 И дам двум свидетелям Моим(пророкам), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4 Это суть две маслины и два светильника(два ангела), стоящие пред Богом земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Иунус
Юлия Православная
Супер Модератор
Иунус
Юлия Православная
Супер Модератор
Иунус
Юлия Православная
Супер Модератор
Иунус
Юлия Православная
Супер Модератор
Павел И
А перевод слова «хара» (hаra) с иврита даже написать стыдно.
Иунус
Рябухин Виктор
1 И дана мне трость, подобная жезлу(власть от Него), и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем(тебе дана власть от Меня создать храм и жертвенник и самому определить кто там будет).
2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
3 И дам двум свидетелям Моим(пророкам), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4 Это суть две маслины и два светильника(два ангела), стоящие пред Богом земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Но как вы сами читаете, это не СТРОИТЕЛЬСТВО храма, а ИЗМЕРЕНИЯ уже существующего.
Мечеть аль-Харам в Мекке
Великая, главная, запретная – так описывают священную Мечеть Масджид аль-Харам в Мекке. Но на самом деле не подобрать слов, насколько значима, почитаема и масштабна эта святыня для исламского наследия. Это – сердце мусульман всего мира. Именно сюда съезжаются миллионы верующих, чтобы обратиться к Всевышнему Аллаху и молить о всепрощении.
Почему «запретная»?
Самый первый и распространённый вопрос касается названия Мечети. Почему же она «запретная»? Что же в ней запрещено и для кого?
На самом деле это слово появилось при переводе полного названия Мечети с арабского языка. «Харам» – значит «запретный», «неприкосновенный», «священный». И действительно, на всей святой земле раньше был строжайший запрет на любые убийства, кровопролития, драки и бои.
Кроме того, посетить это место могут далеко не все: лишь истинно верующие мусульмане имеют право находиться на территории Мечети. Иноверцы же никогда не смогут увидеть святыню воочию.
История Мечети аль-Харам и периоды реконструкции
Возведение первого храма Богослужения началось в далёком 638 году, однако свою известность Мечеть Масджид аль-Харам в Мекке обрела лишь в 1570 году. Первоначальный вид был непримечателен – деревянные колонны, свободное открытое пространство, – всё это совсем не похоже на нынешний облик Заповедного храма.
Но уже в седьмом веке была совершена первая реконструкция: деревянные непрактичные колонны заменили на вековые, из мрамора. Увеличили площадь внутреннего зала для ритуалов, а вокруг самого сооружения возвели минареты – специальные башни для оповещения мусульман о начале обряда и призыва для выполнения общей молитвы.
Число последователей исламской веры, которые приходили в эту Мечеть увеличивалось с каждым годом, и потребность в расширении стала причиной для следующей реконструкции. Вторая перестройка здания произошла в 16-ом веке. Крышу заменили на расписные с внутренней стороны купола, а также вновь сменили главные колонны.
Время идёт, любое строение ветшает, и Кааба не исключение. Вечен только Всевышний Аллах. Так во время наводнения были повреждены и обрушены стены Каабы. После такого стихийного бедствия местные мастера быстро восстановили прежний вид святыни при помощи камней Мекки без каких-то значительных изменений в конструкции. Эта реконструкция не должна была коснуться самой Мечети аль-Харам. Однако, случилось следующее: стамбульская мечеть возвела минарет, чем сровнялась по количеству башен с главной мечетью. Этого не могли допустить, поэтому было принято решение: срочно построить седьмой минарет в знак Главной Запретной Мечети.
Из дальнейших значительных изменений можно отметить новые главные ворота, ещё несколько новых комплексов, которые присоединились к храму, и несколько минаретов.
Кааба и чёрный камень
Каждый день истинно верующие телом и душой мусульмане совершают пятикратную молитву, намаз, и прочие ритуалы именно лицом по направлению к Каабе. Сотни тысяч правоверных ежедневно определяют направление киблы и совершают обрядовые молитвы. Однако многие, кому ещё не довелось совершить умру или хадж, ошибочно полагают, что Кааба и Мечеть аль-Харам в Саудовской Аравии – это одно и то же, равнозначные понятия.
Кааба – это особое строение в форме куба из знаменитого чёрного гранита, которое находится как раз в центре Той Самой Запретной Мечети. И именно эту постройку возвёл Ибрахим (а.с.) по типу того сооружения, что было уничтожено Великим потопом во времена Адама (а.с.). Главная особенность этого строения – необычный чёрный камень, вмонтированный в один из углов. По преданию, во время того, как Ибрахим (а.с.) трудился над возведением храма, к нему на помощь спустился ангел с небес, и звали его Джабраил. Он оставил Ибрахиму (а.с.) дар в виде особого плоского камня, который мог левитировать на любой высоте.
В современное время Кааба – это кубовидное строение в сердце Мечети аль-Харам, покрытое чёрным покрывалом из шёлка, на котором вышиты великие высказывания из Корана. У него есть двери для входа и выхода, однако в настоящее время они закрыты. Заветные ключи по вековой традиции хранятся у племени курайш. После получения благословения от местного народа, двери открывают, но лишь дважды в год для высокопочитаемых и уважаемых мусульман. Интересно, что внутри Каабы исполнить ритуал можно в любом направлении. Чёрный камень уже утратил свои левитирующие способности: его окаймили в серебро, и каждый правоверный мусульманин старается прикоснуться и поцеловать его.
Как увидеть Мечеть аль-Харам иноверцу?
Как мы уже упоминали выше, ни один человек другой веры не имеет права ступить на священную территорию. Целый город закрыт для посещений туристами-иноверцами. Только мусульмане и неэтнические мусульмане могут находиться здесь. Последние обязаны предъявить свидетельство, которое подтверждает их нынешнее вероисповедание.
Однако, один способ ощутить атмосферу и «подсмотреть», что в данный момент происходит в Мечети всё же есть. Внутри во дворе установлена веб-камера, которая позволяет любому желающему окунуться в традиции Ислама и ощутить мощь и зрелищность обрядов паломничества. Вокруг главной Святыни, Каабы, тысячи людей одновременно стекаются в единое целое, в единый круговорот ритуала таваф.
Архитектура и оборудование комплекса
Соборная Мечеть аль-Харам имеет невероятные масштабы: 357 тысяч км². В ней расположены 500 мраморных колонн и девять минаретов высотой под 100 метров. Вход на земли храма осуществляется через четыре главные врата. Но также есть ещё целых 44 входа для ежедневного пользования верующими. Само здание вмещает около миллиона мусульман, а в период большого паломничества, хаджа, в нём собираются до четырёх миллионов последователей исламской веры!
Путешествие в жаркую страну – это стресс для непривыкшего организма. Поэтому комплекс Мечети аль-Харам в Саудовской Аравии оснащён максимальными удобствами для посетителей. Это и эскалаторы, которые облегчают и разгружают передвижение. И множество систем климат-контроля, и специальные вентиляторы, разбрызгивающие мелкие капли воды. Всё вместе это помогает снизить температуру, избежать духоты и солнечных ударов.
Размеры, неимоверная красота архитектуры, оснащённость, история – всё это делает Запретную Мечеть по истине уникальным памятником для исламской общины.
Мечеть аль-Харам
Мечеть в Мекке еще известна как аль-Харам или Масджид аль-Харам. Она находится в провинции Мекка в Саудовской Аравии и относится к типу Джума-мечетей.
В переводе Мечеть Масджид аль-Харам означает «Заповедная мечеть», и она является главной и самой крупной мечетью в мире, во внутреннем дворе которой расположена главная мусульманская святыня – Кааба.
Начало ее строительства датируется 638 годом, а та мечеть аль-Харам в Мекке, которая существует сейчас известна с шестнадцатого века. За все время существования ее здание претерпевало неоднократные переделки и перестройки, поэтому в самом храме практически ничего не осталось от первоначального здания мекканской мечети.
Поначалу у Заповедной мечети в Мекке было шесть минаретов, но после также шесть минаретов построили и в Голубой мечети в Стамбуле. По мнению имама Мекки, это было святотатством, поскольку с Каабой по красоте не могла сравниться ни одна в мире постройка. После этого по приказу султана Ахмеда к мечети в Мекке был пристроен еще один минарет, который стал седьмым.
Реконструкции
Реконструкции мечеть в Мекке, являющийся главной достопримечательностью Саудовской Аравии, подверглась в конце восьмидесятых годов двадцатого века. На этом этапе реконструкции к зданию Заповедной мечети был пристроен большой корпус, который имеет два минарета, с юго-западного крыла здания. В этом новом корпусе был оборудован главный вход, который носит название «Ворота короля Фахда».
Сейчас Масджид аль Харам представляет собой огромный комплекс зданий, которые занимают площадь в триста пятьдесят семь тысяч квадратных метров. Здание имеет девять минаретов, и высота этих минаретов достигает девяноста пяти метров. У комплекса четверо ворот, но помимо них есть еще сорок четыре входа. Пятьсот мраморных колонн поддерживает здание, семь эскалаторов действует на территории Аль-Масджид аль-Харам.
С помощью кондиционеров воздух в основном помещении постоянно освежается, а для молитв и совершения омовений предусмотрены специальные помещения, отдельно для мужчин и отдельно для женщин.
Запретная мечеть аль-Харам в Мекке вмещала восемьсот тысяч человек, даже на крыше здания верующие могли разместиться в особенно важные и многолюдные дни.
К 2007 году у мечети стало девяноста пять ворот, но четырьмя главными входами считаются ворота короля Абд аль-Азиза, ворота аль-Умра, ворота короля Фахда и ворота аль-Фатх, название последних ворот в переводе с арабского языка обозначает «победа».
К этому времени минареты над каждыми из главных ворот достигали девяноста восьми метров, и еще один минарет установлен возле холма ас-Сафа. Винтовая лестница установлена внутри каждого минарета, и по этой лестнице можно подняться на два балкона. Венчают минареты массивные позолоченные полумесяцы.
Еще одной реконструкции Запретная мечеть подверглась в начале двадцать первого века. Король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз Аль-Сауд принял решение провести масштабную реконструкцию здания, которая была проведена с 2007 года по 2012 год. В итоге в ходе реконструкции здание храма было расширено в северном направлении, что позволило увеличить территорию комплекса на четыреста тысяч квадратных метров, в результате чего здание позволило вмещать один миллион сто двадцать тысяч человек. Было пристроено еще два минарета, выстроены новые ворота, которые получили название «Ворота короля Абдаллы», а все помещения мечети, как новые, так и старые, были оснащены кондиционерами.
На территории Масджид аль-Харам получили возможность находиться одновременно два с половиной миллиона человек, если использовать не только место в мечети, но и прилегающие к ней территории. Всего эта реконструкция обошлась правительству государства в десять с лишним миллиардов долларов.
В 2011 году в этом же месте, рядом с одним из угловых частей комплекса соорудили комплекс Абрадж аль-Бейт – самый высокий в мире комплекс, состоящий из башен-небоскребов.
Новый проект мечети в Мекке, который планируется реализовать к 2020 году увеличит вместимость до более чем 2,5 миллиона верующих.
Захват мечети аль-Харам
Еще один трагический эпизод, связанный с мечетью в Мекке, произошел 11 сентября 2015 года, когда во двор мечети упал из-за сильного ветра строительный кран. В тот трагический день в этом месте погибло сто семь человек, а еще двести тридцать восемь человек получили серьезные ранения.
Первая из трех святынь и ее достоинства
Запретная мечеть в Мекке является одной из трех самых главных мечетей мусульманского мира, помимо Мечети Пророка ﷺ (Масджид Аль-Набави), которая находится в Медине, и Отдаленной мечети Аль-Акса, которая находится в Иерусалиме. Все они имеют свое важное значение для всех верующих и являются святынями Ислама, которые почитаются мусульманами всего мира.
О достоинстве этих святынь упоминается в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ: «Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче (1000) молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т.е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам (500) обычным молитвам» (Аль-Байхаки).
Кааба
«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц». (сура Бакара, 125 аят).
Заповедная мечеть, посещение которой является одним из столпов мусульманской религии и смывает совершенные людьми грехи и прегрешения. В ней есть многочисленные места, напоминающие о возлюбленном Аллахом пророке Ибрахиме (Аврааме) и его потомках и свидетельствующие о том, что он был образцом для подражания в религии. Аллах сделал Заповедную мечеть пристанищем для людей, к которому они стекаются, чтобы обрести мирские и духовные блага. Они совершают паломничество раз за разом, но не могут вдоволь насладиться присутствием в этом священном месте.
В восточном углу Каабы закреплен аль-Хаджар аль-Эсвад, то есть Черный камень. Он имеет овальную форму, черный цвет с оттенком алого. Черный камень окаймлен ободом из серебра. На поверхности камня есть волнистые линии желтого цвета и красные пятна. В диаметре Черный камень Каабы достигает тридцать сантиметров.
Кааба в разрезе
По преданию, Чёрный камень был ниспослан из рая и он был белее молока, а чёрным его сделали грехи сынов Адама. Это священный метеорит, и его происхождение до сих пор науке неизвестно. Говорят, что камень плавает в воде, очень хрупкий. В 930 году было совершено похищение Черного камня, а когда он был возвращен в Мекку, именно по умению плавать в воде установили его подлинность.
Размеры видимой поверхности Черного камня составляют 20 на 16 сантиметров – к этой части разрешено прикасаться верующим мусульманам, они приходят сюда для того, чтобы поцеловать поверхность священного Черного камня.
С Каабой связано много мусульманских обрядов: в сторону Каабы верующий мусульмане во всем мире поворачиваются во время своих молитв, намазов, вокруг Каабы совершается таваф – обход семь раз против часовой стрелки во время хаджа.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)