Что такое хороший тренер
К победе через боль. Как стать хорошим спортивным тренером
О спорт, ты — стресс
Карьера профессионального спортсмена коротка и нелегка. С самого детства в спортивной школе будущие чемпионы попадают в высококонкурентную среду, где не терпят слабости и не прощают ошибок, где главный показатель успеха — это победа в соревновании. Атлеты испытывают на себе постоянный прессинг: давят ответственность перед командой и болельщиками, опасность травм, риск не быть отобранным для участия в турнире и, конечно, страх поражения.
Карли Фуллертон из Университета Лонгвуда, Вирджиния, провела исследование уровня и факторов стресса у спортсменов, доказав, что, вопреки расхожему мнению, беспокойство и тревожность — верные спутники чемпионов — далеко не всегда способствуют успеху в спортивной карьере. Напротив, постоянная работа на износ ради достижения цели и безжалостность к себе приводят к развитию различных психических расстройств: посттравматического синдрома, обсессивно-компульсивного расстройства и депрессии.
Постоянно жить в условиях тревоги непросто. Важная задача тренера — не только суметь создать здоровую мотивацию, но и помочь спортсмену в преодолении трудностей, в том числе психологического характера.
Тренер решает все
Фигура тренера в профессиональном спорте исключительно важна, об этом говорят не только сами спортсмены, но и результаты множества исследований и научных работ. Тренер — авторитетный наставник, который развивает своих подопечных, помогает улучшить их форму, повысить результативность и добиться успеха. Но влияние тренера не ограничивается только спортивным контекстом.
Личность тренера становится идеалом и образцовой поведенческой моделью для каждого в отдельности и всего коллектива спортсменов — принципиально важно, как именно тренер взаимодействует с командой. В 2015 и 2017 годах две группы ученых из Государственного университета Сан-Франциско и из Университета Бирмингема исследовали, каким образом повышение голоса, грубость, угрозы и оскорбления со стороны тренеров влияют на мотивацию и психологическое состояние спортсменов. В обоих исследованиях у атлетов, которым приходилось взаимодействовать с излишне строгими, агрессивными тренерами, отмечались повышение рисков выгорания, снижение уверенности в себе, рост тревожности и напряжения.
Звездный тренер по фигурному катанию Этери Тутберидзе прославляет Россию на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Она подготовила Евгению Медведеву, Юлию Липницкую, Алину Загитову и других выдающихся спортсменов. Методы Тутберидзе регулярно подвергаются критике, но раз за разом ее ученицы оказываются на пьедестале. Тренер известна жестким подходом к воспитанию спортсменов, а ведь фигуристы и без того растут в авторитарной культуре, где травмы и психологические проблемы воспринимаются как слабость. Споры о цене победы для совсем молодых спортсменок не утихают — в мировом сообществе по отношению к методам Тутберидзе отношение также неоднозначное. На это, в том числе, повлиял уход от тренера известных фигуристок: Липницкой, Медведевой и еще ряда спортсменов, отказавшихся работать с Тутберидзе даже после достижения высоких результатов.
Тренер Этери Тутберидзе Фото: Александр Вильф/РИА Новости
О звездных тренерах, применяющих в работе суровые методы, принято говорить с пиететом, скорее оправдывая их подход к работе большими заслугами наших сборных. Так, бывший главный тренер женской сборной России по гандболу Евгений Трефилов или титулованный волейбольный тренер Николай Карполь добились грандиозных результатов в своих карьерах. Об их методах работы ходят легенды, но какую цену платят спортсмены, вынужденные справляться с таким давлением, в большом спорте особенно говорить не принято.
Если закаленные в борьбе, опытные профессионалы тяжело переживают жесткие формы психологического воздействия, что говорить о спортсменах-любителях? Человек, который захотел позаниматься групповой йогой в соседнем парке и на тренировке столкнулся с агрессией со стороны тренера, никогда не посетит такое занятие снова.
Переоценка ценностей
Мотивация тренеров часто не соответствует целям проектов в сфере массового спорта — это и есть основная проблема социально-спортивного сектора. Согласно данным исследования, проведенного Благотворительным фондом Владимира Потанина и Центром социального проектирования «Платформа», ценности профессионального спорта или спорта высших достижений, такие как железная дисциплина или стремление победить любой ценой, не просто неактуальны, а даже вредны для общественных спортивных проектов.
«Наша программа — о победе человеческого духа, о победе над болезнью, над трудностями. В нашей программе все победители», — говорит Наталья Белоголовцева, руководитель организации «Лига мечты», нацеленной на реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья при помощи спорта — горных лыж, роликового катания, скалолазания. Продолжает эту идею и Юлия Толкачева, учредитель фонда «Спорт для жизни» и сооснователь проекта «Марафон в темноте», благодаря которому незрячие или слабовидящие люди при помощи зрячих спортсменов-партнеров могут попробовать свои силы в беге: «Победы в наших спортивных мероприятиях — это дополнительный положительный эффект, основное — это общение, знакомство зрячих людей с незрячими».
Своих научим сами
Очевидно, что социальный и профессиональный спорт ставят перед собой очень разные цели. Соответственно, к их достижению эти индустрии движутся разными путями. Например, перед тренерами организации детского ледового спорта «Добрый лед» не ставится задача привести детей к чемпионским показателям. Главное — добиться эффективного взаимодействия с подопечными, тренировки здесь — элемент воспитания. «В первые два-три года нам пришлось преодолевать серьезное сопротивление тренерского сообщества, которое считало, что методы тренерской работы должны быть направлены в первую очередь на воспитание чемпионов. Какими способами это достигается — неважно», — рассказывает Игорь Барадачев, ранее занимавший должность заместителя гендиректора Фонда Тимченко, курирующего «Добрый лед».
Единственным выходом из ситуации, в которой желания тренера и спортсмена никак не совпадают, стало решение организаторов социальных проектов обучать тренерский состав самостоятельно. Именно так поступают в детской футбольной академии #tagsport. Руководство проекта придерживается принципов гендерного равенства и инклюзии: девочки учатся играть в футбол вместе с мальчиками, а все занятия в одинаковой степени доступны для всех детей, в том числе с особенностями физического или психологического развития. Но не все тренеры готовы следовать этим принципам. «Нам пришлось создать свою собственную школу тренеров. Среди тренеров до сих пор остается очень много людей, воспитанных в строгой атмосфере советских спортивных школ. Они применяют в работе психологический прессинг, “вытягивают” результат из спортсменов. Мы же воспитываем в детях любовь и страсть, а это совсем другая методика», — объясняет Владимир Долгий-Раппопорт, сооснователь #tagsport. В академии упор в обучении тренеров делается не на технические, а на психологические аспекты: отношение к детям, поведение тренера в ситуации, когда «уже десять раз объяснил, а они все равно делают неправильно». Технику владения мячом, уверены основатели, постичь совсем не сложно. А вот научиться общаться с детьми по-человечески, прислушиваться к ним, поддерживать и вдохновлять — задача куда более непростая.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Кажется, решение сосредоточиться на психоэмоциональных аспектах взаимодействия тренеров с детьми из футбольной академии более оправданно, чем в проектах вроде «Марафона в темноте», когда незрячие спортсмены преодолевают беговую дистанцию при помощи зрячих волонтеров-лидеров. Но соосновательница «Марафона в темноте» Анастасия Плетминцева не согласна: «Людей, которые занимаются с незрячими, слабовидящими, нужно готовить в большей степени как раз в психологическом плане. Физически, технически все понятно: встань вот так, ногу так — этому легко научиться. Психологическая составляющая не так заметна, но именно она — основная».
Вместе против кадрового голода
Отсутствие подготовленных кадров, с которым сталкивается любительский спорт в России при отборе тренеров, — проблема, требующая системного решения, слаженной работы всех заинтересованных сторон. Ведь то, каких принципов будет придерживаться тренер детской спортивной секции, касается и директора этой секции, и самого тренера, и маленького спортсмена, и его родителей.
«Спорт — это универсальный язык, доступный любому человеку на планете, вне зависимости от пола, возраста, расы, религии, социального статуса, а тренер — это человек, который учит на этом языке общаться, — говорит Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина. — Всем нам хочется, чтобы у наших детей, у нас самих были хорошие учителя. Но что такое “хороший учитель”? Каждый человек в это определение вкладывает что-то свое. Недавно фонд Потанина провел конференцию “Спорт и общество: открытый разговор”, в ней приняли участие лидеры социальных спортивных проектов и сами спортсмены, представители бизнеса и органов власти. Мы попытались, в том числе, все вместе описать его портрет. В результате живого обсуждения пришли к выводу, что хороший учитель — это тот, кто принимает особенности каждого ребенка, владеет навыками позитивного взаимодействия и четко понимает свою социальную миссию, которая намного шире, чем получение медалей на соревнованиях».
Поиск компромиссов в области спорта — задача не из легких. Но совместные инициативы и опыт различных социально-спортивных проектов помогают прийти к конкретным выводам. Обучение тренеров новым подходам — прогрессивная тенденция, которая в будущем приведет массовый спорт к общему, несомненно, положительному результату.
Тренер меняет все
Любой спортсмен знает, что тренер — это тот человек, который может привести вас к успеху. Он же может научить такому количеству ошибок, что на их исправление уйдут годы. В конном спорте вопрос квалификации тренера, это еще и вопрос безопасности спортсмена. Не важно, отдаете ли вы в секцию своего ребенка или ищете место для занятий себе самому, к выбору тренера нужно подойти очень ответственно.
Система образования для тренеров
В западных странах уже сформировалась устоявшаяся система обучения и тестирования тренеров по верховой езде и конному спорту. В России с этим вопросом все пока еще сложно. Однако, FEI делает усилия, чтобы привить культуру преподавания нашего спорта в тех регионах, где она еще не развита.
В нашей стране стали регулярно проводиться курсы FEI для тренеров. Всадник и тренер Анна Громзина, успешно выступающая на международной конкурной арене, получила официальный статус тьютера FEI. Все больше становится людей, которые действительно хотят учиться и ищут все возможности, чтобы совершенствоваться.
Давайте поговорим о том, что фундаментально отличает хорошего тренера от плохого.
Хороший тренер – это человек умеющий мыслить системно. У него всегда в голове четкая схема обучения каждого всадника в целом, и каждой отдельной тренировки в частности.
Задача тренера
Обучение практическому навыку (т.е. любому элементу езды) имеет структуру. Она основана на особенностях работы нашего мозга и универсальна для любого обучения, не только для верховой езды. Процесс приобретения практического навыка включает 4 этапа, которые представлены в пирамиде Миллера.
Иными словами, задача тренера:
(разберем на примере упражнения «постановление»)
1) Рассказать о новом навыке.
Постановление – это боковое сгибание головы лошади в затылке.
2) Продемонстрировать навык.
Показать, как правильно должна выглядеть голова лошади во время исполнения этого упражнения. Направо и налево. Спросить всадник видит ли он разницу, между отсутствием и наличием постановления.
3) Показать как исполняется элемент.
Показать всаднику, как воздействовать средствами управления, чтобы лошадь правильно исполнила постановление. Вправо и влево.
4) Дать всаднику самому попробовать исполнить упражнение.
Дать всаднику возможность выполнить постановление направо и налево. Сначала на шагу, потом на рыси и галопе. Следить за исполнением упражнения и вовремя корректировать действия ученика. Разнообразить работу, чередовать отработку постановления с другими заданиями, давать всаднику отдых. После отработки упражнения еще раз показать, как делается элемент. Для закрепления навыка. Разговаривать со своим учеником. Без обратной связи невозможно качественное обучение.
У обучения должна быть система
То что я слышу — я забываю, то что я вижу — я запоминаю, то что я делаю — я умею. Эти великие слова Конфуция как нельзя лучше подходят к этой ситуации.
Обучение всадника не заканчивается одной тренировкой, это планомерный процесс. Задача хорошего тренера — продумать стратегию тренировок для каждого ученика и следовать ей.
Стратегия должна содержать контрольные точки – навыки, которые должен приобрести всадник к определенному моменту. Они не только вносят ясность в оценку эффективности тренировочного процесса, но и мотивируют ученика. Контрольные точки создают человеку цель, к которой нужно стремиться. Конечно, она должна быть реальной и достижимой. Ее достижение придает всаднику уверенность в своих силах и желание двигаться вперед. Мотивация — это большая тема и мы поговорим об этом в следующих статьях.
Тактика тренировочного процесса
Помимо стратегии тренировочного процесса, важна и его тактика. Хороший тренер всегда собран и готов к занятиям. Что это значит?
Тренер должен:
— договориться с учеником о времени и месте занятий. Четко объяснить всаднику, когда нужно прибыть на конюшню, а когда выйти в манеж;
— заранее позаботиться о наличии всех необходимых ресурсов для тренировки и их исправности. Например, корды и бича, нужного препятствия, тренировочных конусов и тд. ;
— убедиться, что место тренировки безопасно;
— проверить наличие аптечки первой помощи;
— иметь при себе работающий мобильный телефон, на случай, если понадобится вызвать помощь;
— если тренировки проходят с несовершеннолетним, то тренер обязан иметь контактные телефоны родителей или опекунов ученика;
— выяснить у всадника, имеются ли у него или у его лошади противопоказания по здоровью или недавние травмы;
— перед началом тренировки убедиться, что всадник надел каску и подходящую обувь. Важно проверить, что амуниция на лошади правильно подогнана: подпруга затянута, уздечка правильно надета, все части амуниции целы и тд. А также убедиться, что всадник знает правила поведения в манеже.
Тренер. Хороший или плохой?
Преподавание – возможно одно из самых сложных, но и самых увлекательных занятий на земле. Хороший тренер должен обладать рядом качеств, без которых невозможно быть успешным.
Хороший тренер:
— Проводит тренировки увлекательно и позитивно, всегда имеет в запасе массу новых упражнений;
— Никогда не повышает голос и требует спокойствия от учеников;
— Всегда просит прощения, если был не прав;
— Мотивирует и ободряет своих учеников, учит их самостоятельности;
— Одинаково относится ко всем ученикам и не имеет «любимчиков»;
— Поддерживает стойкую обратную связь с учениками, интересуется их мнением, внимательно их слушает.
Ну а что же выдает плохого педагога?
— Наличие «любимчиков» и нелюбимых учеников;
— Проводит тренировки однообразно, скучно, и в негативном ключе, использует ограниченный набор упражнений;
— Он не слушает всадников и не обсуждает с ними выполнения упражнений;
— Не мотивирует учеников к продолжению занятий, не дает положительных стимулов;
— Тренер не дает всадникам второй попытки, критически судит и унижает учеников.
Нет хамству и насилию
Отдельно хочется коснуться одной особенности поведения многих тренеров в нашей стране. Человека, приехавшего из-за рубежа, просто повергает в шок, как наши всадники позволяют на себя кричать и грубить себе за собственные же деньги. Культура уважения к личности только приходит в нашу страну. У нас был долгий период, когда личное было на втором плане. Когда коллективное распекание и унижение одного человека на общем собрании было в норме вещей.
Задумайтесь, профессиональные спортсмены – это очень маленький процент всадников. 99% тренеров работает с детьми и спортсменами-любителями. Возможно, именитый тренер, готовящий олимпийских чемпионов, может позволить себе иногда быть не корректным и даже грубым, но это абсолютно недопустимо для всех остальных.
Времена тренеров, через слово переходящих на ругань и крик постепенно отходят. Эта тенденция очень радует. Люди голосуют рублем. Они хотят получать удовольствие от занятий. Одна из основных задач преподавателя, согласно концепции FEI, заинтересовать людей верховой ездой, увечь их. Пусть начинающий всадник не может сразу определить квалификацию тренера. Однако грубость и постоянный негатив быстро оттолкнут человека от тренировок, даже если технически тренер достаточно подкован.
Подобрать лошадь — задача тренера
Ну и наконец, самая главная задача тренера – это безопасность спортсмена и лошади. Тренер обязан, именно обязан убедиться, что лошадь соответствует уровню подготовки всадника и виду тренировки. Что она подходит ученику по типу темперамента и физическим данным.
Не редки еще случаи, когда недобросовестный тренер дает ученику дурноезжую или совершенно неподходящую для него по тем или иным причинам лошадь, мотивируя это часто тем, что «нужно уметь ездить и на такой лошади». Этим он подвергает опасности не только всадника, причем как физически, так и психологически, и его лошадь, но и других всадников в манеже. Сам же тренер должен отдавать себе отчет, что в случае травмы или смерти ученика из-за несоответствия квалификации всадника и подготовки лошади, его могут привлечь к уголовной ответственности за преступную халатность.
Конечно же, тема правильного ведения тренировок и их организации огромна. В этой статье мы коснулись только самой основы, но без этого фундамента нет движения вперед. Преподавание – очень ответственное, но и необыкновенно увлекательное занятие. «Хороший тренер меняет все дело», — так написано в учебном курсе FEI и это действительно правда.
Квалификация — это езда в горку
Если вы тренер – развивайтесь. Читайте как можно больше. Причем не только литературы по конному спорту и методикам преподавания, но и по психологии и педагогике. Посещайте мастер-классы и семинары, смотрите, как работают другие. Постоянно учитесь. Даже если вы 5 раз брали золото на Олимпиаде, а ваши ученики брали его 10 раз, все равно есть куда развиваться. Легендарный Райнер Климке, будучи уже шестикратным обладателем золота на Олимпиаде и автором нескольких бестселлер, всегда говорил о том, что постоянно учится и познает что-то новое.
Квалификация – это как езда в горку на велосипеде. Как только вы остановитесь, сразу покатитесь назад. Приятно, что у нас появляются люди, которые понимают это и стремится постоянно двигаться вперед.
5 качеств хорошего тренера
Когда «тренер» просто тренер? Никогда. Тренер – это всеохватывающий термин, который используют для идентификации того, кто несет ответственность за атлетов во время тренировки. Но этот термин – это всего лишь обложка, за ней скрываются еще множество ролей исполняемых парнем или девчонкой, которые заведуют тренировочным процессом. Так какими должны быть личные качества тренера и профессиональные качества тренера? Вот 5 важных качеств, которые на себя каждый раз берет хороший тренер, когда «становится за штурвал».
Посол
Посол – это не просто иностранный сановник, но и тот, кто поддерживает или способствует определенной деятельности. Хороший посол знает каждого и подход найдет к каждому. Знаете ли вы имена всех своих подопечных? А если не знаете, то переспрашиваете? Вы представляете новичков всей группе? Вы способны говорить с большой группой людей в любой момент и раздавать указания? Чудесно! Вам нужно стать социальным мостом и сплотить их. Это поможет наладить отношения людей между собой и с вами. Знать хотя бы немного о своих атлетах – это одна из самых важных ролей для кроссфит-тренера.
Телохранитель
Кто защищает ваших атлетов? ВЫ! А знаете как правильно масштабировать любое движение или нагрузку? Можете ли определить, и самое важное, и исправить ошибки в технике выполнения движений у атлета? Может у кто-нибудь из ваших сейчас немного травмирован? Посол бы знал!
Лучшая реклама для кроссфит-бокса – это прогресс атлета. Ваш подопечный должен слышать от друзей и родителей такие фразы: «Ты выглядишь потрясно!», а не «Что с тобой случилоь?!». При первом замечании, атлет – это ходячая вывеска для хорошего зала с отличным тренерским составом, которая зазывает еще больше спортсменов. А при последнем замечании, скорее, эффект будет противоположным. Медленный и уверенный прогресс ВСЕГДА лучше, чем быстрый и плохой. Заботьтесь о своих атлетах и они вознаградят вас своей преданностью.
Учитель
Учитель, прежде всего, должен быть хорошим телохранителем (тот кто защищает своих учеников). Должен уметь раздавать простые и эффективные указания и подсказки (вербально, визуально, тактильно), которые будут понятными для больших групп. У вас уходит 5 минут на обучение движения, хотя показав его вы бы потратили 30 секунд и, возможно, это было бы эффективнее? Способны ли вы улучшить технику атлета, который и так выполняет упражнение достаточно хорошо и безопасно?
Будьте кладезем знаний. Изучив видео и статьи, передайте эти знаний вашим атлетам. Информация очень важна для подопечных, но она бесполезна, если навсегда останется в вашей голове. Тренируйтесь обучению движений и запомните ту информацию, и те подсказки, которые сработали лучше всего. Толковый лаконичный тренер увеличивает эффективность группы в разы.
Мотиватор
Если вы не корректируете или улучшаете, то хотя бы должны мотивировать. Может некоторые ваши подопечные лучше реагируют на положительные возгласы: «Ты можешь!», «Давай, давай!», «Выдохнул и за работу!». Или они больше отзываются на подстегивания:«Давай! Взял штангу и пашешь!»? Посол (тот кто знает свою группу) чувствует, что и кому нужно сказать, а телохранитель понял бы когда, ускоряя атлетов, вы ухудшаете их технику. Время сделать шаг назад и откорректировать. Молчите больше 10 секунд? Спортсмены могут заниматься под громкую музыку дома, причем бесплатно. Дайте им услышать и понять, что вы за ними смотрите. Это поможет им стать увереннее в себе и улучшить свои результаты. Атлет должен понимать какую пользу он получает от тренировок.
Маэстро
Способность связать все вместе. Вы можете взаимодействовать со всеми своими подопечными хорошо, при этом следить за правильностью их движений при корректировке, обучению и мотивированию их, еще и следить за временем, придерживаться плана тренировок и не выходить за пределы вашего часа? Группа не должна догадываться что будет дальше. Как только кто-то из спортсменов закончил разминку или первую часть тренировки (силовой или меткона), дайте ему знать, что будет дальше. Именно так, тот кто закончил первым, может переходить к следующему этапу тренировки, а те кто позади будут тянуться за ним. Занятие проходит слишком долго? Вы уменьшите ограничение по времени для того, чтобы другая группа в зале могла начать заниматься вовремя? Хороший маэстро сможет превратить занятие в высокоинтенсивную веселую симфонию, состоящую из движений и взаимодействий.
С какими ролями вы справляетесь хорошо? С какими не очень? Не справляетесь со всеми 5-ю? Как и для любого атлета кроссфит здесь действует правило: «Работайте над улучшением всего спектра и прогресс не заставит себя ждать».
Как правильно выбрать тренера? Кого выбрать – тренера или инструктора?
Подсказки и рекомендации профессионала необходимы каждому человеку, который стремится достичь высоких результатов в спорте. При планировании спортивных тренировок нередко требуется профессиональная помощь наставника. В его роли может выступить профессиональный спортсмен, имеющий огромный опыт и заслуженный статус. Квалифицированный тренер имеет собственные достижения, дипломы и соответствующее образование. Он сумеет провести медицинскую экспертизу, подберет тренировки с учетом особенностей организма, состоянием позвоночника и суставов.
Что касается инструктора, он окончил курсы и получил сертификат, который позволяет ему обучать других людей. Он хорошо разбирается в тренировках, способен подбирать упражнения под поставленные цели. Он имеет спортивный опыт и сам провел в спортзале значительное время. Сертифицированный инструктор знает некоторые психотипы и особенности работы с мышечной массой.
Зачем нужен персональный тренер?
Ключевые задачи, которые решает персональный тренер:
постановка стратегических задач и разработка плана тренировок;
мотивация на результат и психологическая поддержка;
дисциплина и соблюдение намеченного плана.
Комплексная работа опытного тренера позволит спортсмену не отвлекаться, справляться с ленью и отслеживать достигнутые результаты. Тренировочный процесс при поддержке специалиста позволит эффективно сбросить вес, избавиться от изъянов фигуры и с удовольствием проводить время на занятиях.
Как выбрать тренера и на что обратить внимание?
Чтобы найти подходящего специалиста, нужно учитывать множество факторов, ведь с ним придется проводить долгие тренировки и активно общаться. Он должен быть не только опытным профессионалом, но и приятным человеком. На что обязательно нужно обратить внимание:
уровень образования, опыт работы и отзывы учеников;
внешний вид и спортивная форма;
клиенты и их достижения;
цена на предоставляемые услуги;
расписание и доступность подходящего времени для занятий.
У тренера должны быть кубки, дипломы и сертификаты, но они лишь дополняют информацию о его профессионализме. Также не рекомендуется сразу приобретать абонемент на занятия у самого дорогого персонального тренера. Лучше посетить пробное занятие и понять, подходит человек или нет. При выборе наставника нужно ориентироваться на личные качества, опыт и рекомендации людей. На первом этапе можно встретиться со специалистом, обозначить круг проблем и задать волнующие вопросы. В большинстве случаев консультации предоставляются бесплатно.
Личные качества
После общения с тренером и посещения первой тренировки можно сделать ключевые выводы. Персональные особенности человека играют важную роль. Желательно, чтобы наставник был сконцентрированным, умел четко формулировать мысли и внимательно слушал. Он должен обладать эмоциональной устойчивостью, сдержанностью и умением держать дистанцию. Будущий наставник должен обладать следующими личностными качествами:
чуткостью и отзывчивостью;
педантичностью и упорством;
развитыми волевыми качествами;
искренностью и отзывчивостью.
Человек, с которым предстоит долго и плодотворно работать, должен быть приятным в общении, опрятным и подтянутым. При совпадении характеров тренироваться будет намного комфортнее, а значит, результаты будут более высокими. В росте спортивных достижений отношение спортсмена к тренеру играет важную роль. Поэтому, если наставник не вызывает уважения и не имеет личной харизмы, начинать совместную работу не стоит.
Тренерские качества
Желательно, чтобы персональный тренер имел умел реализовывать спортивные цели и сам участвовал в соревнованиях. Какие характеристики для персонального тренера являются ключевыми:
самоконтроль и скорость реакции, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям;
ответственное отношение к работе и соблюдение требований безопасности, чтобы избежать травм;
общий кругозор и знания по психологии человека, позволяющие мотивировать и стимулировать учеников;
ораторские качества и отсутствие страха, гарантирующие удержание внимания и убедительность;
человечность и доброжелательность, определяющие доверительные отношения и максимальный результат работы.
Сертификаты
Тренер высшей категории должен иметь специальное образование (физкультурное, медицинское, педагогическое, семинары по фитнесу и т.п). Однако, сегодня персональными наставниками работают лица, получившие высшее образование или курсы инструкторов. Сертификаты выдаются на основании прохождения курса обучения, которые могут занимать период от 3 до 12 месяцев. Они содержат информацию об окончании обучения с подписью руководителя учебной программы и фирменным логотипом организации. В нашей стране работа наставников строго не регламентируется, кроме сотрудников государственных учреждений. Перед тем как начать работу с тем или иным специалистом нужно изучить сведения о его образовании и ознакомиться с имеющимися у него сертификатами.
Переподготовка тренеров с получением диплома государственного образца занимает сегодня 4-5 месяцев. Кроме того, проводятся разнообразные специализированные курсы и семинары, позволяющие тренеру освоить определенную программу упражнений. Таким образом, выбирая будущего наставника можно наткнуться на дипломированных специалистов или тренеров с сертификатом. В любом случае, наличие высшего образования или его отсутствие не гарантирует, что персональный тренер окажется подходящим.
Если сам персональный тренер находится в отличной физической форме, значит, он не понаслышке знает, как добиться результата. Он поддерживает себя в порядке, и поэтому у него больше шансов помочь сделать это другому человеку. Следует поинтересоваться опытом наставника – как давно он работает, скольким людям он помог, есть ли у него рекомендации и положительные отзывы. Нужно выяснить стаж работы специалиста, желательно, чтобы он работал по профилю не менее 1,5 лет.
Опытный персональный тренер обязательно потребует выполнить разминку до тренировки и заминку после ее окончания. Он не будет отправлять на беговую дорожку, а сам отправится заниматься своими делами. Квалифицированный специалист не будет отвлекаться и будет контролировать каждое упражнение. Наставник с опытом не будет опаздывать и торопиться побыстрее уехать домой. Он предложит на выбор различные виды тренировок, большой спектр упражнений, персональную диету и кардиотренировки. Профессионал составит программу для восстановления после родов, набора мышечной массы, снижения веса или общего тонуса.
Какие вопросы надо задать тренеру, чтобы понять его квалификацию
У любого спортсмена существует определенная мотивация к занятиям, поэтому на первом этапе выбора наставника он формулирует ряд вопросов. Важно уже на первом этапе обозначить задачи и выстроить стратегию работы, ведь от них будет зависеть результат. О чем необходимо спросить персонального тренера на первых встречах:
Когда и в каких условиях будут проходить занятия?
Каких правил питания нужно будет придерживаться?
Расскажите о полученном образовании и повышении квалификации, тренерской деятельности.
Какие спортивные достижения есть и сколько учеников успешно занимались?
Как будут проходить занятия, с каким инвентарем и в каком режиме?
Какие противопоказания существуют и чего делать нельзя?
Чего нельзя делать до и после тренировки?
Как быстро можно добиться желаемого результата?
Если спортсмен планирует быстро похудеть или набрать мышечную массу, он должен обозначить эти цели и проконсультироваться с персональным тренером. Опытный специалист подготовит персональную программу тренировок и выработает систему питания. Он обязательно даст рекомендации по образу жизни, отдыху и дополнительной физической активности вне тренировок. Чтобы добиться максимального результата в сжатые сроки, нужно задавать все волнующие вопросы, не стесняясь.
Когда стоит уходить от тренера и стоит ли вообще?
Любой человек однажды может захотеть поменять наставника. Это нормальная практика. Если мотивация утрачена, спорт не доставляет удовольствия и не дает результатов, нужно задуматься о смене тренера. Среди распространенных причин ухода от специалиста – несерьезное отношение к занятиям, неподобающее поведение, хамство и личная неприязнь. Некоторые персональные наставники не прислушиваются к ученикам, ставят слишком высокие или низкие цели, не отслеживают успехи, опаздывают и отменяют тренировки. В любом случае, если ощущается выраженный дискомфорт, нужно уходить от тренера и искать нового профессионала.
Личный наставник необходим в случае слабой спортивной подготовки, восстановления после травм и необходимости долгосрочного похудения. Без него не обойтись после беременности, недостатке времени и отсутствия навыков занятия спортом. Анализ профессиональных и личных качеств персонального тренера позволит с комфортом и удовольствием заниматься физкультурой и получать положительные эмоции.