Что такое хоральная прелюдия
Хоральная прелюдия
Хора́льная прелю́дия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого-нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и ещё одну незаконченную), объединённых в цикл «Органная тетрадь».
В службе хоральная прелюдия использовалась в качестве вступления перед хоралом с тем же мотивом, который пели прихожане (обычно это происходило в протестантских церквях, а изначально — только в лютеранских), отсюда появилось название «прелюдия». Хотя такие произведения обычно были полифоническими, мелодия хорала всегда была отчётливо слышна.
Хоральная прелюдия как независимая музыкальная форма впервые появилась в творчестве Дитриха Букстехуде, написавшего 30 таких произведений. В XIX и XX веках также было написано много хоральных прелюдий, например, Иоганнесом Брамсом и Максом Регером. Хоральные прелюдии пишутся и по сей день.
Смотреть что такое «Хоральная прелюдия» в других словарях:
Хоральная прелюдия — (нем. Choralvorspiel, франц. prйlude de choral, prйlude choral, итал. preludio a corale, испан. preludio sobre coral) короткая орг. хоральная обработка, предшествующая хоралу, исполняемому протестантской общиной. X. п. тяготеет к… … Музыкальная энциклопедия
Прелюдия — (от
Хоральная обработка — Хоральная прелюдия короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся… … Википедия
Прелюдия (музыка) — Это статья о музыкальном жанре. О сексуальном термине «прелюдия» смотрите статью Прелюдия (секс) Прелюдия (от лат. prae… перед и лат. ludus игра) короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период… … Википедия
ПРЕЛЮДИЯ — (лат., нем. Praeludium; франц. prélude, итал. preludio), вступление, введение, в особенности хоральная прелюдия, а затем в переносном значении (так как органисты для вступления часто свободно фантазировали на тему хорального мотива) всякая… … Музыкальный словарь Римана
Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prelude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и insus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы.П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prélude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и lusus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Список произведений Иоганна Себастьяна Баха — Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Ниже пере … Википедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Пахельбель, Иоганн — Эта статья содержит незавершённый перевод с немецкого языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца … Википедия
Хоральная прелюдия
Литература : см. при ст. Хоральная обработка.
Т. С. Кюрегян.
Смотреть что такое «Хоральная прелюдия» в других словарях:
Хоральная прелюдия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С.… … Википедия
Прелюдия — (от
Хоральная обработка — Хоральная прелюдия короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся… … Википедия
Прелюдия (музыка) — Это статья о музыкальном жанре. О сексуальном термине «прелюдия» смотрите статью Прелюдия (секс) Прелюдия (от лат. prae… перед и лат. ludus игра) короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период… … Википедия
ПРЕЛЮДИЯ — (лат., нем. Praeludium; франц. prélude, итал. preludio), вступление, введение, в особенности хоральная прелюдия, а затем в переносном значении (так как органисты для вступления часто свободно фантазировали на тему хорального мотива) всякая… … Музыкальный словарь Римана
Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prelude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и insus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы.П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prélude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и lusus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Список произведений Иоганна Себастьяна Баха — Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Ниже пере … Википедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Пахельбель, Иоганн — Эта статья содержит незавершённый перевод с немецкого языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца … Википедия
В музыке хоральная прелюдия или же постановка хорала короткое литургическое сочинение для орган используя хорал настроить как его основу. Это был преобладающий стиль немецкого Барокко эпохи и достигла своей кульминации в творчестве J.S. Бах, который написал 46 (с 47-м незаконченный) примеры формы в его Orgelbüchlein, [1] наряду с множеством других произведений типа в другие коллекции.
Содержание
Функция
Литургическая функция хорала прелюдия в период барокко обсуждается. Одна из возможностей состоит в том, что они использовались, чтобы представить гимн, который собираются спеть собрание, обычно в Протестантский, и изначально в Лютеранский, церковь.
Стиль
Хоральные прелюдии обычно полифонический настройки с мелодией хорала, отчетливо слышимой и часто украшенной орнаментом, используются как cantus firmus. Сопровождающие мотивы обычно происходят из контрапунктных манипуляций с мелодией хорала.
Известные композиторы прелюдий хора в период барокко включают Дитерих Букстехуде, Иоганн Пахельбель и Иоганн Себастьян Бах. Примеры также существуют с конца 19 века, в том числе работы Иоганнес Брамс и Макс Регер. [2]
Период барокко
Среди старых мастеров, писавших хоральные прелюдии, есть Сэмюэл Шайдт. [3] [4] Его Табулатура Нова, содержащая несколько таких работ, была опубликована в 1624 году. [3] [5] Свилинк также типичен для периода раннего барокко.
Хоральные прелюдии также появляются в произведениях Дитерих Букстехуде и Георг Бём. До наших дней сохранилось более 40 хоральных прелюдий Букстехуде. [6] [7] [ требуется проверка ]
В раннем Orgelbüchlein (1708-1717), мелодия хорала обычно находится в верхней части и сопровождающих ее нижних частях, в то время как очень сложная в их гармонических и контрапунктических деталях, начало и конец фраз обычно совпадают с таковыми в хорале. Примером может служить «Jesu, meine Freude», где мелодия хорала в верхней части поддерживается тесно сплетенным и гармонично тонким контрапунктом из трех частей:
Напротив, в прелюдии к Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 645) из набора из шести Schübler Choralesвзяты из ранее кантата В движениях аккомпанемент представляет собой плавное облигато, которое происходит от мелодии хорала, но, кажется, независимо парит над ней. «Достижение мелодии, независимой от cantus firmus, хотя в принципе она знакома по ариям облигато, здесь необычайно завершено». [12] Джулиан Минчем (2010) видит здесь асимметрию, которая, возможно, коренится в самом хорале, «с его немного озадачивающей смесью фраз различной длины»: [13]
Две мелодические идеи из хорала, помеченные выше (a) и (b), встроены в облигато линия:
Минчем говорит, что, хотя «тема и хорал не предназначены для того, чтобы начинать и заканчивать вместе… [они] идеально подходят друг другу. Познакомьтесь с мелодиями хорала и ритурнели, и очевидные очевидные способы их взаимодействия станут очевидными. Важным моментом является то, что они кажутся не подходящими; но они это делают. [13]
Романтический период и ХХ век
Есть несколько примеров хоральных прелюдий XIX и XX веков, таких как Одиннадцать хоровых прелюдий к Иоганнес Брамс, Сезар Франк, Макс Регер’песок Сэмюэл Барберс. [14] Подобные работы продолжают производиться и в наши дни, такие как Гельмут Вальчачетыре тома [15] и семь томов Флор Питерс. [16]
Иоганнес Брамс
Макс Регер
Регер составил, среди прочего, 52 хоральные прелюдии, соч. 67, Хоральные прелюдии для органа, Соч. 79b (1900–04) и 30 малых хоральных прелюдий, Соч. 135а (1914).
В музыке хоральная прелюдия или же постановка хорала короткое литургическое сочинение для орган используя хорал настроить как его основу. Это был преобладающий стиль немецкого Барокко эпохи и достигла своей кульминации в творчестве J.S. Бах, который написал 46 (с 47-м незаконченный) примеры формы в его Orgelbüchlein, [1] наряду с множеством других произведений типа в другие коллекции.
Содержание
Функция
Литургическая функция хорала прелюдия в период барокко обсуждается. Одна из возможностей состоит в том, что они использовались, чтобы представить гимн, который собираются спеть собрание, обычно в Протестантский, и изначально в Лютеранский, церковь.
Стиль
Хоральные прелюдии обычно полифонический настройки с мелодией хорала, отчетливо слышимой и часто украшенной орнаментом, используются как cantus firmus. Сопровождающие мотивы обычно происходят из контрапунктных манипуляций с мелодией хорала.
Известные композиторы прелюдий хора в период барокко включают Дитерих Букстехуде, Иоганн Пахельбель и Иоганн Себастьян Бах. Примеры также существуют с конца 19 века, в том числе работы Иоганнес Брамс и Макс Регер. [2]
Период барокко
Среди старых мастеров, писавших хоральные прелюдии, есть Сэмюэл Шайдт. [3] [4] Его Табулатура Нова, содержащая несколько таких работ, была опубликована в 1624 году. [3] [5] Свилинк также типичен для периода раннего барокко.
Хоральные прелюдии также появляются в произведениях Дитерих Букстехуде и Георг Бём. До наших дней сохранилось более 40 хоральных прелюдий Букстехуде. [6] [7] [ требуется проверка ]
В раннем Orgelbüchlein (1708-1717), мелодия хорала обычно находится в верхней части и сопровождающих ее нижних частях, в то время как очень сложная в их гармонических и контрапунктических деталях, начало и конец фраз обычно совпадают с таковыми в хорале. Примером может служить «Jesu, meine Freude», где мелодия хорала в верхней части поддерживается тесно сплетенным и гармонично тонким контрапунктом из трех частей:
Напротив, в прелюдии к Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 645) из набора из шести Schübler Choralesвзяты из ранее кантата В движениях аккомпанемент представляет собой плавное облигато, которое происходит от мелодии хорала, но, кажется, независимо парит над ней. «Достижение мелодии, независимой от cantus firmus, хотя в принципе она знакома по ариям облигато, здесь необычайно завершено». [12] Джулиан Минчем (2010) видит здесь асимметрию, которая, возможно, коренится в самом хорале, «с его немного озадачивающей смесью фраз различной длины»: [13]
Две мелодические идеи из хорала, помеченные выше (a) и (b), встроены в облигато линия:
Минчем говорит, что, хотя «тема и хорал не предназначены для того, чтобы начинать и заканчивать вместе… [они] идеально подходят друг другу. Познакомьтесь с мелодиями хорала и ритурнели, и очевидные очевидные способы их взаимодействия станут очевидными. Важным моментом является то, что они кажутся не подходящими; но они это делают. [13]
Романтический период и ХХ век
Есть несколько примеров хоральных прелюдий XIX и XX веков, таких как Одиннадцать хоровых прелюдий к Иоганнес Брамс, Сезар Франк, Макс Регер’песок Сэмюэл Барберс. [14] Подобные работы продолжают производиться и в наши дни, такие как Гельмут Вальчачетыре тома [15] и семь томов Флор Питерс. [16]
Иоганнес Брамс
Макс Регер
Регер составил, среди прочего, 52 хоральные прелюдии, соч. 67, Хоральные прелюдии для органа, Соч. 79b (1900–04) и 30 малых хоральных прелюдий, Соч. 135а (1914).
Что такое хоральная прелюдия
Основные черты органного стиля.
В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность
Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:
• хоральные прелюдии, как преимущественно небольшие композиции;
• «малые» полифонические циклы, как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.
Бах написал более 150 хоральных прелюдий, При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:
• небольшие масштабы;
• господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами;
• камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;
• широкое использование полифонических приемов.
Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.
2. ДВУХЧАСТНЫЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Двухчастные композиции, состоящие из какой-нибудь вступительной пьесы (прелюдии, фантазии, токкаты) и фуги, встречались уже у композиторов добаховского поколения, но тогда они были скорее исключением, чем правилом, закономерностью. Преобладали либо самостоятельные, не связанные друг с другом фуги, токкаты, фантазии, либо одночастные композиции смешанного типа.. Бах нарушил эту традицию, разграничив контрастные сферы в двух отдельных, но органично взаимосвязанных частях полифонического цикла.
В первой части концентрировалось свободное, импровизационное начало, во второй – фуге – строго организованное. Музыкальное развитие в фуге всегда подчиняется законам логики и дисциплины, протекает в строго определенном «русле». Продуманная система композиционных приемов фуги сложилась уже до Баха, в творчестве его предшественников – немецких органистов.
У фуги так же есть экспозиция, разработка, реприза и кода.
Экспозиция содержит первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах.
Разработка начинается с проведения темы в новой тональности.
Реприза обычно начинается с проведения темы в главной тональности
Кода может быть написана в свободном стиле.