Что такое холокост классный час для детей
Классный час по теме «Холокост – память поколений»
Цели:
Оформление: материалы и произведения к мероприятию:
Классный час начинается с музыки В. А. Моцарта «Реквием».
Используется презентация, текст соответствует слайдам в Презентации.
В конце классного часа звучит песня «Бухенвальдский набат».
1 слайд. Тема классного часа, Вступительное слово.
2 слайд. Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам
3 слайд. В английском термин «holocaust» в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны на Украине), а в современном значении истребления евреев нацистами (с прописной буквы) — с 1942 года.
Широкое распространение получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля. В советской прессе появляется в начале 1980-х, первоначально в форме «холокауст», позже в нынешнем виде, подражающем английскому произношению.
4 слайд. Отличительные черты холокоста
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира.
Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные, погибли около 3миллионов советских военнопленных, около 9 тысяч гомосексуалистов и т.д.
5 слайд. Система, предназначенная для массового уничтожения людей: Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей;
при этом технология уничтожения совершенствовалась. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
6 слайд. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста
7 слайд. Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками.
По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы
70 тысяч евреев Латвии;
800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч — Румынии,
140 тысяч — Германии,
100 тысяч — Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч — Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.
8 слайд. Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка Дахау.
В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое).
С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных
9 слайд. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим.
14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.
10 слайд. Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева,
получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, и советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно от 33 тысяч до 100 тысяч человек.
11-15 слайды. Некоторые памятники жертвам холокоста.
16 слайд. Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января.
Он установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005.
Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша).
Литература:
Классный час на тему»Холокост- память поколений»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
— ознакомление учащихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов; познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.
-повышение информационной грамотности учащихся;
– продолжение работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию осознанной гражданской позиции;
-развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
— научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;
– продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
— Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.
— Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.
— Учить учащихся делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы
Ход классного часа.
видео- День памяти жертв Холокоста
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.
Учитель обращает внимание на эпиграф.
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.
Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?
Учитель: Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона.
Ученик: Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были гражданами нашей страны. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».
Ученик: Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников. В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.
Ученик: Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Концлагерь стал первым «опытным полигоном», где отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических воздействий на заключенных. Многие узники Дахау принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях. Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них 70 тысяч погибло.
В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.
Ученик: Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Ученик: Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.
Учитель: Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.
Видео- Дети в концлагерях
Необычного в нем ничего как будто нет.
Но, а если расшифруешь это слово
Сразу станет страшно почему-то всем.
Что же они сделали такого, и за что сожгли их в лагерях?
Может быть война тому виною или время, как порой твердят.
А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.
И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.
Но пришли немецкие солдаты. И отправили детишек в лагеря
Не для отдыха и развлеченья, а для издевательства, и зверств.
Но мы в памяти оставим имена героев навсегда.
И в глазах как слезы засверкают, страшные кровавые слова.
В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?
Учитель: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.
Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших».
Классный час «Что такое Холокост?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сценарий внеклассного мероприятия «Что такое Холокост?»
Цели и задачи : расширить знания учащихся о Второй мировой войне и ее последствиях;
-пробудить чувство неравнодушия и боли за безвинно погибших людей разных национальностей;
— формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войны;
— воспитывать толерантного сознания и поведения в современном мире.
Оборудование: проектор, ПК, аудиозаписи, презентация.
ПАМЯТИ сотен тысяч евреев, убитых на Украине,
более двух с половиной миллионов евреев, убитых на территории СССР,
более пятнадцати миллионов жертв Холокоста ПОСВЯЩАЕТСЯ
История любого государства состоит из множества событий. Самыми страшными, памятными среди них являются те, что массово уносят жизни. Это прежде всего войны. История оставила в памяти многих народов глубокий след от Первой и Второй Мировых войн. Уже прошло более 70 лет с того светлого дня, когда официально закончилось противостояние с Германией. Но война была не только на передовой. Есть ещё некоторые трагические события, уничтожившие жизни не только в боях за родную землю.
Вторая мировая война собрала страшную жатву – около 60 млн. погибших
Людские потери СССР — 6,8 млн военнослужащих «убитыми, умершими от ран, в плену, от болезней, несчастных случаев, казнённых по приговорам трибуналов» и 4,4 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн человек русских, украинцев, белорусов, евреев.
Германия того времени — особое государство, где царил нацизм. Нацисты — люди, превозносящие превосходство своей нации над другими, они действуют не только в своей стране, но и в других. Немцы обозначались сверхчеловеками, остальные — недочеловеками. Со всем этим тесно связано ХОЛОКОСТ, от которого многих бросает в дрожь.
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.
В 1935 году был принят закон, который запрещал браки между немцами и евреями.
В 1937 году евреев начали отправлять в концлагеря, где они должны были трудиться как рабы. Стариков и инвалидов отправляли в газовые камеры.
4 ноября 1938 года произошёл первый еврейский погром, который получил название «хрустальной ночи».
После начала Второй мировой войны на оккупированных территориях создаются гетто, куда сгоняются все евреи и покорно ожидают своей участи.
В начале войны существовали следующие концентрационные лагеря: а) Дахау: 1939 г. — 4000 заключенных, сегодня — 8000, б) Саксенхаузен: 1939 г. — 6500 заключенных, сегодня — 10000; в) Бухенвальд:1939 г. — 5300 заключенных, сегодня — 9000; г) Маутхаузен: 1939 г. — 1500 заключенных, сегодня — 5500; д) Флоссенбюрг: 1939 г. — 1600 заключенных, сегодня — 4700; е) Равенсбрюк: 1939 г. — 2500 заключенных, сегодня — 7500…
2) В период с 1940 по 1942 год было создано еще девять лагерей, а именно: а) Освенцим, б) Нейенгам-ме, в) Гузен, г) Натцвейлер, д) Гросс-Розен, е) Люблин, ж) Нидерхаген, з) Штутхоф, и) Арбейтсдорф».
В 1942 г. создали в Польше шесть лагерей смерти для еврейскоего население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).
Кроме евреев туда попадало большое количество советских солдат и гражданского населения СССР. Они были такими же узниками фашистов, как и евреи и цыгане.
Прибывших в лагерь отправляли якобы в баню, где травили газом, а затем трупы людей отправляли в крематорий.
За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.
Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.
(чтение наизусть стихотворения Ф. Золотковского «Дети войны»)
Во мне печалью стынет сердце,
в смятеньи мысли, словно море.
Куда от боли, гнева деться,
когда сминает душу горе.
Вот я узнал, что в здешнем крае
и дети в лагерях томились.
Как взрослые, во всём страдали,
тоской недетской слезы лились.
Могли они понять, кто правый,
кто виноват, когда их разум
не постигал всей страшной кары,
но ощутил дух смерти сразу.
Душа любая ждёт на свете
покоя, и любви, и воли.
Но плачут, ещё плачут дети
от ненависти, зла и боли…
Яновский трудовой лагерь (DAW Janowska) был создан в сентябре 1941 изначально только для евреев из львовского гетто, которое по величине было третьим, после Варшавского и Лодзинского гетто.
Фото оркестрантов было одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе, во время повешения оркестру приказывали исполнять танго, во время пыток — фокстрот, а иногда вечером оркестрантов заставляли играть под окнами начальника лагеря по несколько часов кряду.
Накануне освобождения Львова частями Советской Армии, немцы выстроили круг из 40 человек из оркестра. Охрана лагеря окружила музыкантов плотным кольцом и приказала играть. Сначала был казнён дирижёр оркестра Мунд, дальше по приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола после чего был казнён выстрелом в голову.
Эта история звучит в строках Ларисы и Льва Дмитриевых:
Бараки. Плац. И музыканты.
Под музыку велели оккупанты
Стрелять в людей. Так веселей!
Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!
Два года — двести тысяч павших.
Под «танго смерти» шёл расстрел.
И музыкантов, порохом пропахших,
Ждал скорбный, как и всех, удел.
Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!
Остались сорок оркестрантов,
Играют «танго». Их черёд!
Под громкий смех и говор оккупантов,
Раздевшись, падают на лёд.
Над серым плацем скрипки не рыдали…
Фашистов вышибли и смяли,
Но на Земле фашизм живёт.
И где-то вновь стреляют, как стреляли…
Людская кровь течёт, течёт…
Над всей Землёю скрипки всё рыдают.
Под звёздным небом люди умирают…
Опять расстрел! Терзает души «танго».
О, «танго смерти», «танго смерти»!
Уже современный композитор Карл Дженкинс, написал свой вариант такого танго, назвав композицию «Паладио». (прослушивание Escalada – Palladio с одновременным просмотром иллюстраций и фото из концлагерей ). Это далеко те та музыка лагеря, но тревога и ужас того времени отдаются эхом в душах и сердцах людей и сегодня.
Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников. Настоящей «кузницей смерти» был польский лагерь Освенцим. Среди узников были представители 29 национальностей. По разным подсчётам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, 90% из которых евреи. 27 января 1945 года Освенцим освобождён Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие казни. Эта дата традиционно отмечается во всём мире как день памяти жертв Холокоста. По просьбе Генеральной Ассамблеи ООН была разработана программа просветительской деятельности «Холокост и ООН», предусматривающая «поощрение разработки государствами — членами Организации образовательных программ по теме Холокоста и мобилизацию гражданского общества в просветительских и информационных целях». Аналогичная дополняющая просветительская программа разработана ЮНЕСКО.
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И.Бауэр, исследователь Холокоста
Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.
Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
Классный час Память о Холокосте 2кл.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час «Память о Холокосте» 2класс
Кл.рук. Байрамукова Ф А
— ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста как одним из примеров
— повышение информационной грамотности обучающихся.
— ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;
— воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей,
чувства сопереживания, сострадания к другим народам.
формирование патриотизма, гражданственности.
– продолжение развития навыков монологической речи, развития
коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
— Выставка книг на тему Холокост;
Память о Холокосте необходима,
Чтобы наши дети никогда н были жертвами,
Палачами или равнодушными наблюдателями.
Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.
Холокост – это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов жертв: евреи, славяне, цыгане… Зверски и жестоко убитыми.
В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35: процентов евреев всего мира, около 3 % цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответсвенности за геноцид – Адольф Гитлер.
До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.
Ученики читают стихотворение
Бродят тучи над планетой,
Словно пленнике в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
Просят, чтобы их согрели,
И земле родной предали
И молитвы прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени Гетто,
Словно звездочки на небе,
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев – жертв нацизма и героев Сопротивления. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобная ситуация не повторилась против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.
Поэтому, мы с вами, сегодня должны знать, что быть толерантным – значит относиться с уважением к культурным достижениям, традициям людей любой национальности.
Мы с Вами отправимся далеко в прошлое. И попробуем узнать об этом времени.
С началом войны нацисты захватили страны и области с местами компактного проживания еврейского населения.
А знаете ли вы, что такое Гетто?
Это в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.
Шесть миллионов евреев – растрелянных, удушенных в газовых камерах.
Нет геноцида против « кого-то », геноцид всегда против всех.
Вот что означает Холокост. Мы это должны и обязаны знать
Ученики читают стихотворение
« Памяти жертв Холокоста »
Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.
Мне ни капли не будет стыдно
Этой желтой звезды позорной.
Я надену ее как Память
О шести миллионах евреев.
То же самое было б с нами,
Если б мы родились в то время.
Нас бы так же сгноили в гетто,
Расстреляли во рвах и ярах…
Разве можно забыть об этом?
Эту память время не старит.
Знаем точно, что нас сожгли бы
В бухенвальдской, в освенцимской топке…
Разве мир придет под оливы,
Если будем беспечны и робки?
Разве станет обычным шрамом
Эта кровоточащая рана,
Если нам продолженьем драмы
Угрожают из Тегерана?
Если в мире, большом и малом,
Все плодятся темные силы
И со свастиками вандалы
Оскверняют наши могилы?
Да, у Памяти груз тяжелый,
Но его сохранить должны мы,
Чтоб с нагрудной звездою желтой
Вновь не стать крематорским дымом.
Новый век — и те же обиды?
Чем их вырвать навеки с корнем?
Я надену звезду Давида
В день всемирной еврейской скорби.
Информация по презентации
Давайте помянет казненных
ни в чем не повинных людей
и ими, увы, не рожденных,
не видевших мира детей!
из них – хоть один, но Эйнштэйн…
Да еслибы не Холокост,
читали бы Тору евреи
на Млечном Пути, среди звезд!
Тем не менее полного поименного списка жертв не существует…
Хотя уже прошло две трети века,
я не нашел ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
который мир обрек на Холокост?!
Все слушают песню « Бухенвальдский набат »
Учитель:
Давайте будем помнить уроки прошлого и не повторять ошибок в будущем!