Что такое эдем в библии
Едем (Эдем)
Сотворив человека, Бог приготовил ему место для обитания, в связи с чем в Библии появляется первый топоним:
Быт., 2: 8 .И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…
Следует обратить внимание, что сам райский сад не называется Едемом (Эдемом). Говорить об «Эдеме» как о синониме «райского сада» — все равно, что считать Калифорнию синонимом Йосемитского парка.
Райский сад был насажен где-то в земле, называвшейся Эдем, и местонахождение этой земли — «восток». Направление на восток указывается от Ханаана — центра библейской истории и родины создателей и первых читателей Бытия.
Здесь возникает вопрос: где же находится Эдем?
Отвечали на него по-разному, но приемлемого и точного ответа так и не нашли. И все же, если избрать простейший и самый прямой ход мысли, разумное решение вопроса придет само.
Прежде всего, рассмотрим географию этого региона не того времени, к которому древние евреи относили сотворение человека (около 4000 г. до н. э., согласно современной датировке), а в гораздо более позднего — в период, когда был записан материал Книги Бытия.
Отчасти в основе Книги Бытия лежат очень древние предания, но впервые они были записаны только в IX в. до н. э. Другие фрагменты Бытия записаны еще несколькими веками позже, а весь его текст в известном нам виде был объединен только к V в. до н. э.
Поэтому географические указания, встречающиеся в Бытии, следует рассматривать применительно к ситуации, существовавшей между IX и V вв. до н. э. (то есть в ассирийский период или несколько позже).
Иными словами, если бы кто-нибудь в наши дни решил написать книгу об американских индейцах XIV в., он говорил бы об «индейских племенах, обитавших на территории нынешних Соединенных Штатов». Но если бы он пожелал сэкономить место, то мог бы выразиться короче: «индейцы США». Он с полным правом мог бы счесть, что читатели прекрасно понимают: в XIV в. никаких Соединенных Штатов еще не существовало. В древние времена печатных станков не было, каждый экземпляр книги изготовлялся вручную, и необходимость в экономии места была гораздо острее. Так что едва ли кто-нибудь стал бы писать: «И насадил Господь Бог рай на востоке, в земле, которую мы называем сейчас Эдемом».
Итак, следует задать себе вопрос: где же в ассирийский период находился Эдем? И в Библии мы находим на него совершенно прямой ответ. Эдем упоминается в ней несколько раз — не как таинственное местонахождение райского сада, по которому бродили Адам с Евой, но как самая обычная область, завоеванная ассирийцами в VIII в. до н. э.
Когда ассирийское войско Синахериба осадило Иерусалим в 701 г. до н. э., к людям, защищавшим стены города, были отправлены послы с предупреждением, чтобы они не уповали на то, что их Бог даст им спасение: боги других народов не спасли эти народы от ассирийского завоевания:
4 Цар., 19: 12. Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? — Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецев, и сынов Едена, что в Фалассаре?
Фалассар (в Исправленном стандартном переводе — «Тел-ассар») — это название ассирийской провинции, которая в ассирийских надписях упоминается как «Тил-асури». Она протянулась в среднем течении Евфрата по обе стороны реки, а значит, действительно находилась к востоку от Ханаана (приблизительно в 400 милях).
И все же вовсе не стоит полагать, что в Библии подразумевалась именно эта особая, относительно небольшая область Эдема в провинции Фалассар. Названия мест со временем нередко распространяются на более широкую область. Так, название Азия, первоначально относившееся к той ее западной части, которая сейчас считается территорией Турции, распространилось почти на весь огромный континент; и почти на такой же обширный континент распространилось название Африка, первоначально обозначавшее северную часть современного государства Тунис.
Следовательно, слово «Эдем» вполне могло использоваться не только как особый географический термин, но и как общеизвестное название долины реки Евфрат. И это вполне правдоподобно: согласно Библии, Эдем — это колыбель человеческой расы, а при археологических раскопках обнаружилось, что именно на берегах Евфрата возникла одна из самых ранних цивилизаций.
К 3000 г. до н. э. на берегах Евфрата появилось множество процветающих городов и раскинулась сложная сеть оросительных каналов; здесь же была изобретена письменность и человек совершил немало других открытий, которые ассоциируются у нас с цивилизованной жизнью.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЭДЕМ Посадил Бог в Эдеме сад. Много в раю красивых деревьев и сладких плодов. Дерево Жизни было посередине и дерево познания Добра и Зла.Из Эдема текла река для орошения рая. Она разделялась потом на четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.И в том саду поселил Бог
Едем на море
Едем на море Долго мучиться от жары не пришлось, мы отправились на море. В машине ехала, положив ноги на переднюю панель, с настежь открытым окном, овеваемая южным ветром. Там ели арбузы (на другое денег не осталось после съема какой-то хибары), и купались до
Средиземноморский эдем Экзотическая фантазия
Средиземноморский эдем Экзотическая фантазия Средиземноморские растения — Буйство красок, форм и ароматов, Пышное вседневное цветение, Золото плодов в садах богатых. Кипарисы, сосны длиннохвойные, Фикусы, гибискусы, бананы; Плавные движения спокойные На ветру цветов
Мы едем в экспедицию!
Мы едем в экспедицию! — У нас, друзья, есть цель, — высказался Белоусов. — Теперь просто уже пора определиться, кто входит в состав экспедиции и когда мы вылетаем. Рушель, как вы полагаете, кто должен отправиться в путь на этот раз?Я заранее уже все прикинул:— Я считаю, что
ЭДЕМ Посадил Бог в Эдеме сад. Много в раю красивых деревьев и сладких плодов. Дерево Жизни было посередине и дерево познания Добра и Зла.Из Эдема текла река для орошения рая. Она разделялась потом на четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.И в том саду поселил Бог
Едем на источники
Едем на источники Вот лишь некоторые из огромного числа источников святого Пантелеимона-целителя, разбросанных по всей нашей земле.Вокруг Ямбурга (теперешнего Кингисеппа) на древних русских землях, где родников больше, чем жителей, в числе многих других освящен и
Глава 9. МЫ ЕДЕМ В СЕВАСТОПОЛЬ
Глава 9. МЫ ЕДЕМ В СЕВАСТОПОЛЬ Я столько провёл времени в вагоне и чувствовал такое сильное головокружение, что вынужден был лечь. И. достал из своего саквояжа пузырёк с каплями, накапал в стакан с водой несколько капель и подал мне, говоря: — Когда я был болен, Ананда всегда
Сад Эдем и сотворение Евы
Сад Эдем и сотворение Евы Даже кустика полевого не было еще на земле; даже дикой травинки, ибо не ниспосылал еще Бог Всесильный на землю дождя, да и некому было ее возделывать. С земли восходил лишь пар и увлажнял всю ее поверхность. Поэтому вылепил Бог Всесильный человека
Что такое эдем в библии
Посадил Бог в Эдеме сад. Много в раю красивых деревьев и сладких плодов. Дерево Жизни было посередине и дерево познания Добра и Зла.
Из Эдема текла река для орошения рая. Она разделялась потом на четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.
И в том саду поселил Бог Адама, чтобы тот возделывал сад и хранил его.
И сказал Бог человеку:
— От всякого дерева будешь есть, а от дерева познания Добра и Зла не вкушай плода. Как вкусишь, в тот же день умрешь.
ИСКУШЕНИЕ В РАЮ
Хитрее всех зверей был змей. Приблизился он к жене Адама и спросил:
— В самом ли деле Бог не велел вам есть плоды с райских деревьев?
— Нет, — сказала жена Адама. — Плоды всех деревьев мы можем есть. Только к плодам дерева, растущего среди рая, нам не велено прикасаться, чтобы не умереть.
— Нет, — сказал змей. — Не умрете вы от этих плодов. Просто знает Бог, что, стоит вам вкусить их, вы сами сделаетесь, как боги, которым известно Добро и Зло.
Присмотрелась женщина к дереву, увидела его красоту, и любопытно ей стало. Сорвала она плод, съела сама и мужу дала, и он ел.
И словно пелена упала у них с глаз. Вдруг обнаружили они свою наготу и бросились к смоковнице, стали срывать листья и делать себе повязки.
Бог в это время ходил по раю, и, услышав его, скрылся Адам за деревьями вместе с женой.
— Где ты? — спросил Бог.
— Я услышал твои шаги, — отозвался Адам, — и спрятался, потому что постеснялся своей наготы.
— Откуда ты знаешь, что ты наг? — удивился Бог. — Не ел ли ты плоды запретного дерева?
— Ел, — ответил Адам. — Ты дал мне жену, а она сорвала мне плод.
— Что же ты наделала! — сказал Бог жене Адама.
— Змей меня обольстил, вот я и съела, — ответила женщина.
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
— За то, что ты сделал, проклинаю тебя. Будешь ниже всех скотов и зверей, на животе своем будешь ползать и питаться землей. Я установлю вражду в твоей семье и в потомстве твоем, оно будет в голову тебя жалить, а ты его — в хвост.
Жене Адама Бог сказал:
— А тебе тяжела будет беременность, в боли будешь рожать детей. И муж твой станет господствовать над тобой.
Адаму же сказал Бог:
— Из-за того что ты послушал свою жену и ел запретный плод, будет проклята земля. Шипы и колючки станет она родить, и питаться ты будешь полевой травой. В поте лица будешь добывать хлеб, пока не вернешься в землю, из которой взят. Ты — прах и в прах обратишься.
Изгнание Адама и Евы из рая
Назвал Адам жену свою Евой, что значит «жизнь», ибо предстояло ей стать матерью всех живущих.
Сделал Бог одежды из кожи и одел Адама и Еву.
«Вот и стал Адам, как Бог, — произнес про себя Господь. — Знает теперь Добро и Зло, хорошее и плохое. Как бы не съел он плода с дерева Жизни, чтобы жить вечно!»
Изгнал Бог Адама из рая, чтобы возделывал Адам ту самую землю, из которой был взят.
Поставил Бог херувима у рая Эдемского и дал ему огненный меч — пусть ангел охраняет дерево Жизни.
Читайте также
Средиземноморский эдем Экзотическая фантазия
Средиземноморский эдем Экзотическая фантазия Средиземноморские растения — Буйство красок, форм и ароматов, Пышное вседневное цветение, Золото плодов в садах богатых. Кипарисы, сосны длиннохвойные, Фикусы, гибискусы, бананы; Плавные движения спокойные На ветру цветов
ЭДЕМ Посадил Бог в Эдеме сад. Много в раю красивых деревьев и сладких плодов. Дерево Жизни было посередине и дерево познания Добра и Зла.Из Эдема текла река для орошения рая. Она разделялась потом на четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.И в том саду поселил Бог
Едем (Эдем)
Сад Эдем и сотворение Евы
Сад Эдем и сотворение Евы Даже кустика полевого не было еще на земле; даже дикой травинки, ибо не ниспосылал еще Бог Всесильный на землю дождя, да и некому было ее возделывать. С земли восходил лишь пар и увлажнял всю ее поверхность. Поэтому вылепил Бог Всесильный человека
Где на земле находится райский сад Эдем (точное место)?
Что случилось с райским садом садом и где он расположен? Остался ли Эдемский сад на земле нетронутым? Читая Бытие, мы видим, что Адам и Ева были изгнаны из сада, но что случилось с садом? У меня есть предположения, что он мог быть смыт водой и сейчас находится под слоем песка или мусора. Вы можете что-то сказать по этому поводу?
Вопрос заключается в следующем: как мы должны отвечать на вопросы, на которые Библия не дает ответов? Мой ответ в следующем — мы должны делать это с осторожностью и смирением. Суть в том, что Библия не говорит о том, что случилось с садом после изгнания Адама и Евы. Таким образом, нам остается лишь размышлять о том, что случилось.
Эдемский сад — реальное место на земле
Прежде всего, позвольте мне сказать, что Эдемский сад был реальным местом на земле. Некоторые мои друзья считают историю Адама и Евы – метафорой, которая символизировала первых людей. И что Эдемский сад – символ. Мы находимся в нем до момента первого греха. Они считают, что не было никакого буквального сада, и что Адам и Евы просто символы, а не реальные люди, жившие на земле. Я не согласен с такой интерпретацией, хотя согласен, что эта история наполнена символами.
Что произошло, когда Адам и Ева покинули сад? Мы читаем в книге Бытие 2:10-14 о том, что сад, скорее всего, был в Месопотамии, современном Ираке.
Через Эдем протекала орошавшая сад река, которая потом разделялась на четыре меньших реки. Первая из них называлась Фисон и текла вокруг страны Хавилы. (В этой стране есть золото, хорошее золото, а также и бдолах и камень оникс. ) Вторая река называлась Тихон и текла вокруг всей страны Куш. Третья река называлась Тигр и протекала к востоку от Ассирии. Четвертая река называлась Евфрат. Господь Бог поселил человека в Эдемском саду, чтобы тот обрабатывал землю и ухаживал за растениями, (Бытие 2:10-15)
Автор Бытия упоминает реки Тигр и Евфрат, местоположение которых сегодня известно. Если мы прибудем туда сегодня, мы, конечно, не найдем там рай. Сегодня это засушливое место. Пять тысяч лет непрерывной оккупации и постоянные занятия сельским хозяйством высушили эту землю и сделали её менее плодородной. Похоже, когда первые люди покинули рай, Бог позволил природе идти своим чередом. После потопа сад был уничтожен, так что сейчас его не найти. Остатков нет.
У нас есть новый райский сад
Конечно, райский сад является обещанием для всех верующих в Иисуса Христа. Нам нет никакого смысла оглядываться на первый сад. У нас есть новый, лучший сад, который мы с нетерпением ожидаем. Мы верим, что там будут окончательно восстановлены наши личные отношения с Богом. Евреям 4:4-7 говорит нам, что Бог приготовил нам в нём вечный покой.
Ибо в одном месте вот что говорил Он о седьмом дне: «И на седьмой день отдыхал Бог от трудов Своих.» И снова там же говорит Он: «Эти люди никогда не войдут в Мой покой». И так как некоторые должны войти в Его покой, а те, кому благую весть возвестили раньше, не вошли в него за непослушание, Бог установил определённый день — «сегодня». Много лет спустя Он говорил об этом устами Давида, как уже было сказано: «Если вы сегодня услышите голос Божий, то не упрямьтесь.» (К Евреям 4:4-7)
Мы можем иметь своего рода ностальгию по Эдему, но ожидание небесного Рая – хороший мотив для тех, кто превыше всего ставит свою веру в Бога.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Действительно ли Ноев ковчег нашли ученые? Был ли всемирный потоп? Является ли строительство Вавилонской башни реальным историческим событием? Что находилось в Ковчеге Завета и куда он исчез? На эти и другие вопросы «Фоме» ответил библейский археолог, священник Александр Тимофеев.
Где находится Эдем?
Археология (да и вообще наука как таковая) ответить на этот вопрос не может — просто по той причине, что он не относится к сфере ее компетенции.
Наука занимается вещами, доступными чувственному опыту, воспроизводимыми в эксперименте. Что же касается Эдема (по-древнееврейски «ган-эден» — сад, выбранное и огороженное место) — это созданное Богом место, соединявшее Царство Небесное и материальный мир. Господь пребывал там полнотой благодати. Что касается географической привязки, то опираться мы можем только на сказанное в Священном Писании (Быт 2) — там говорится о четырех реках, вытекающих из Эдема. Это Хиддекель, т. е. Тигр, Евфрат, Фисон и Гихон. И если первые две — это реально существующие до сих пор реки, то о двух других приходится только гадать. Есть предположение, что это текущие на Кавказе Кура и Арагва. Ясно только то, что согласно Библии, Эдем находился в районе современной Месопотамии. Но найти точное местоположение рая принципиально невозможно, и вот почему: когда рай был затворен от человека, он был затворен не в физическом смысле, а в духовном. Херувим с обращающимся мечом, поставленный Господом, запечатал человеку вход в Царство Небесное. Поэтому то место нашего тварного мира, где до грехопадения располагался Эдем, потеряло свой вид, Господь уже не присутствует там так, как присутствовал тогда, и оно перестало отличаться от остальной земли. Мы могли бы пройти по этому месту сейчас и ничего, например, кроме пустыни, не увидеть. Бесполезно искать рай на земле. Вход в него, как сказано в Евангелии, открывается только через сердце человека. Царство Божие внутрь вас есть (Лк 17:21).
Где находится могила Адама?
Но вот распространенная в церковной среде уверенность, что могила Адама находится непосредственно под Голгофой, мне представляется ничем не обоснованной. Голгофа — это скала. В глубине скалы никаких погребений нет. То, что сейчас в храме Гроба Господня находится часовня Адама, имеет скорее символическое, богословское значение. Само имя «Адам» восходит к слову «адама», означающему землю. Адам умер, и земля вернулась в землю, вновь превратилась в прах, а Господь Своею кровью с креста омыл эту землю, очистил, возродил. После изгнания из рая Адам странствовал по лицу земли. Священное Писание не говорит о том, где именно он был похоронен. Есть, впрочем, два предположения. Одно соответствует иудейскому преданию, другое — христианскому. Иудейское предание говорит о могиле Адама в Хевроне, там же, где и захоронения Авраама, Исаака и Иакова. Но предание это позднее, средневековое, основанное на талмудических представлениях. Христианское же предание говорит о том, что могила Адама находится где-то в районе Иерусалима, и основано оно на богословских умозаключениях. Если излагать их кратко, суть в том, что Иерусалим — особый город, которому отведена исключительная роль в плане Божественного домостроительства. В нем даны были обетования царю Давиду о рождении из его потомства Мессии, в нем пострадал и воскрес Господь Иисус Христос, смыв Своей кровью грех Адама. Отсюда и возникает мнение, что Адам тоже похоронен где-то близ этого города. Мне это предположение кажется вполне возможным.
Что же касается периодически возникающих в желтой прессе сенсаций: найдена могила Адама и проч., относиться к ним нужно крайне скептически. Археологи не просто на данный момент не нашли могилу Адама, но и никогда ее не найдут. Точнее сказать, в арсенале археологии нет методов, с помощью которых они непреложно установили бы, что вот в этой могиле захоронен именно Адам, а не кто-то другой. Даже будь там соответствующая надпись — это означало бы только то, что кто-то когда-то (и явно не во времена Адама) такую надпись сделал. Максимум, что могли бы тут сделать археологи — это датировать такую надпись. Но вопрос ее подлинности — вне компетенции науки.
Строительство Вавилонской башни — это реальное историческое событие или аллегория?
К сожалению, пока не удалось произвести более глубокие раскопки. Во-первых, это территория современного Ирака, политическая обстановка там не благоприятствует спокойным обстоятельным исследованиям. Во-вторых, это берег Евфрата, и чтобы копать, надо реку отвести в сторону, чтобы ушли грунтовые воды. Ведь даже раскопки на небольшой глубине сразу вызывают подъем грунтовых вод. А что значит отвести в сторону Евфрат? Затраты на это составили бы миллионы долларов. Если это и аллегория, то отталкивающаяся от реальной жизни древних народов Месопотамии. Для храмовой архитектуры этих народов (шумеров, аккадцев, т. е. вавилонян) были характерны зиккураты — башни, построенные уступами, где каждый последующий уровень занимает меньшую площадь, чем предыдущий. Еще в XIX веке археологи начали находить в Месопотамии множество остатков зиккуратов. В Вавилоне также нашли остатки башни, но башня эта относится к 6 веку до Р. Х., к временам Навуходоносора — того самого, который разрушил Иерусалим в 586 году до Р. Х. В те же годы он предпринял активную перестройку Вавилона. Это время активного роста империи и масштабных строительных работ. Действительно, построенная при Навуходоносоре башня была огромной (высотой почти 100 метров), она называлась Этеменанки — «храм основания неба и земли». Но понятно, что это не та башня, о которой повествует книга Бытия (Быт 11:4), а гораздо более позднее строение. Возможно, «башня неба и земли» была построена на месте более древнего зиккурата. Ведь Навуходоносор строил не в чистом поле, а перестраивал уже существующее.
В целом же мы можем сделать вывод, что с определенного момента у жителей Месопотамии была идея построения храма в виде башни-пирамиды. Причем эта идея действительно включала в себя чувство превозношения. Мы можем об этом судить по целому ряду шумерских и аккадских текстов. Возможно, замысел построить такую башню возник у людей вскоре после Потопа. Об этом, кстати, пишет Иосиф Флавий, отталкиваясь от иудейского предания — у строителей была идея избежать нового потопа. Так что даже если воды опять поднимутся, то вершины башни они не достигнут. То есть она предполагалась как своего рода убежище. В библейском тексте эта попытка описана иронично: люди хотят сделать башню высотою до неба, а Господь вынужден «сойти» с небес, чтобы разглядеть их постройку
Способы постройки башни вполне соответствовали тогдашней вавилонской технологии. Там нет камня, но есть много глины. Из глины делали кирпичи, обжигали их на солнце. От воды такие кирпичи размокают, но если их промазать асфальтовой смолой (а она у вавилонян была), то кирпичи станут водоустойчивыми и у башни будет надежное основание.
Так что вполне возможно, что описанная в книге Бытия Вавилонская башня — это одна из первых попыток построения зиккуратов.
Таковы реальные исторические корни этого библейского текста.
Существовали ли Содом и Гоморра? Где они находились? Как они погибли? Есть ли научные подтверждения описанной Библией гибели?
Разлом в земной коре — это граница двух континентальных плит, и там происходят разнообразные тектонические процессы. Для этих районов характерны как землетрясения, так и неожиданные выбросы магмы, такие локальные извержения. Вулканов при этом может и не быть, магма течет из трещин в земле. И этот рифтовый разлом находится как раз там, где были города Пятиградия. Так вот, несколько городов, которые вполне могут оказаться городами Пятиградия, найдены частично на берегу, а частично под южным мелководным заливом Мертвого моря. В одном из этих городов найдены характерные следы катастрофической гибели, очень похожей на гибель от вулканического извержения. Там найдены небольшие вулканические бомбы, следы пепла, серы, которая очень часто сопровождает вулканические извержения. Это позволяет понять слова из книги Бытия И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба (Быт 19:24) — на небо сера попала в результате извержения. Вообще, картина очень похожа на гибель Помпеи в результате извержения Везувия.Содом и Гоморра (точнее, это Пятиградие, пять городов) действительно существовали, и это вполне доказано. Располагались они на юге современного Мертвого моря. Есть научные подтверждения их гибели, описанной в книге Бытия. Катастрофические события, о которых говорится в Священном Писании, не являются для того района чем-то невозможным. По данным геологии, там проходит очень длинный рифтовый разлом. По этому разлому течет Иордан, в этом же разломе находится Мертвое море. Там огромная рифтовая долина, начинающаяся в Сирии и заканчивающаяся Красным морем, и далее уходящая в Индийский океан.
Мы, конечно, не можем стопроцентно утверждать, что этот город — именно Содом, потому что надписей там пока не обнаружено. Но, судя по всему, это именно он. Тем более что датировка гибели этих городов, сделанная археологическими методами, вполне соответствует времени, когда жил Авраам, то есть примерно 4000 лет назад. Историки называют этот период «Средняя бронза-2».
Был ли всемирный потоп? Когда и где был потоп?
Кстати, по-гречески Потоп звучит как «катаклизмос» — дословно это очищение мира, очищение человеческих грехов. Очевидно, он мог затронуть только ареалы обитания человека. Во времена Потопа ни в Австралии, ни в Америке людей не было, а значит, не было необходимости их затапливать. Потоп имел конкретный ареал — это территория Ближнего Востока и Северной Африки, Южная Европа, Кавказ. Возможно, время потопа совпадает с концом крупного оледенения. Мы неоднократно обсуждали эту тему с моими друзьями-геологами и палеонтологами (кстати, по первому образованию я геолог). Тогда, в конце ледникового периода, мог быть достаточный уровень подъема вод.Потоп был, о чем свидетельствуют эпосы множества народов. Вопрос, был ли он вселенским? Иногда рисуется фантастическая картина, что Потоп покрывает всю землю. Возникает вопрос: куда же делась вода в таком количестве, если были покрыты вершины самых высоких гор (тот же Арарат — это пять с лишним километров над уровнем моря)? Представьте — пятикилометровая оболочка воды вокруг земного шара! Эта фантастическая картина характерна для объяснений протестантов-креационистов и для многочисленных книжечек о Потопе, которые американские фундаменталисты издают, а некоторые ревнители православия переписывают. Но это больше говорит о человеческой психологии, чем о правильном толковании Писания или науке. Например, когда в Америке Большой каньон объявляется следом от ухода воды после потопа — это восстание против очевидности и трезвого взгляда на мир. Нельзя все следы выветривания, так же как и осадочные породы земной коры, отнести к последствиям Потопа.
Интересный момент в Священном Писании — там говорится: разверзлись все источники великой бездны (Быт 7:11). Но по-еврейски бездна — это синоним моря. Под источниками великой бездны надо понимать нашествие больших волн в результате тектонических процессов. То есть это были цунами. Следами этой катастрофы являются вовсе не все осадочные породы земли, как пишут наивные креационисты, а только осадочные отложения четвертичного периода. Хотя, надо сказать, систематических исследований на эту тему никто из геологов не проводил. А вот если бы кто-то взялся сопоставить комплекс данных именно по четвертичной геологии, по регионам Ближнего Востока, Северной Африки и так далее, то картина стала бы более понятной.
Найдены ли какие-нибудь записи, сделанные до Моисея, которые описывают события Библии?
В этом описании есть совсем уж мифические подробности — например, описание ковчега, у которого совершенно нереальные размеры. Для сравнения — размеры Ноева ковчега, приведенные в книге Бытия (Быт 6:15), примерно 105 х 25 х 15 метров (это приблизительно равно судну водоизмещением 15 000 тыс. тонн), вполне подходят для устойчивого судна, способного перемещаться без гребного винта и парусов, просто под влиянием волн. Даже математические модели были построены. А вот кубический ковчег, описанный в эпосе о Гильгамеше, просто кувыркался бы по волнам.Каких-либо древнейших текстов, которые бы один в один совпадали с текстом Библии, не найдено. Но есть ряд известных археологических находок, например, найденная еще в XIX веке О. Лэйярдом в развалинах древней Ниневии библиотека Ашшурбанипала, относящаяся к ассирийскому царству. Среди найденных там текстов есть таблички, на которых записан более древний, еще шумерский, эпос о Гильгамеше, в нем есть рассказ о Потопе. Там достаточно явные параллели с библейским повествованием. Говорится о Потопе, в котором выжил только один человек со своим семейством (зовут его Утнапиштим), причем спасся он в ковчеге. Богословский смысл этого рассказа, конечно, совсем иной. Писали его язычники, и согласно их версии, один из богов спас Утнапиштима с семейством только потому, что иначе некому стало бы приносить им жертвы. Жертвы, по языческим представлениям, — пища богов, без жертв боги не могут существовать.
Но не только у шумеров — эпосы всех древних народов содержат свидетельства о Потопе: будь это вавилоняне, будь это греки (миф о Девкалионовом потопе), африканские племена или индейцы Америки и прочие народы. Это говорит, конечно, не о том, что Потоп был в Америке, а о том, что человеческий род произошел от тех, кто помнил о Потопе: от Ноя и его семейства.
Теперь насчет древних семитских записей, сделанных до Моисея. Разумеется, до Моисея у семитов письменность была и у него была возможность записать тест Священного Писания. В Синае, на рудниках, где работали египетские рабы из семитов (не только евреи, но и финикийцы, хананеи), найдено множество надписей, сделанных так называемым протосинайским, или протохананейским, письмом. Это буквенный алфавит, от которого, кстати, произошли и наши буквы. Датировка этих надписей — примерно XV век до Р. Х., что вполне соответствует временам Моисея. Моисей вполне мог пользоваться этим алфавитом.
Что произошло с Ковчегом Завета? Что в нем находилось? Куда он исчез? Может ли современная наука объяснить, где он сейчас?
Вавилон, в свою очередь, пал под ударами персов (об этом, кстати, рассказывается в книге пророка Даниила), и все его сокровища, в том числе награбленное в Иерусалимском храме, попали в персидскую казну. А вместе с ними — и Ковчег. В любом случае, дальнейшая его судьба неизвестна. Как выглядел Ковчег Завета и что в нем было, мы знаем из текста Священного Писания (Исх 25). Первоначально он находился в скинии, а потом — в храме, когда царь Соломон построил в Иерусалиме храм на горе Мориа. В ковчеге был один сосуд с манной, процветший жезл Аарона, указывавший на его избранничество, и скрижали Завета — две каменные доски с текстом Десяти заповедей. Ковчег находился там до гибели Иерусалима, разграбленного вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до Р. Х. Иерусалим был разорен, весь народ израильский угнан в плен в Вавилон, все храмовые сокровища разграблены — и Ковчег, по всей видимости, вместе с ними. В новом храме, построенном Зоровавелем после возвращения из плена, Ковчега уже не было, Святое Святых осталось пустым.
Время от времени возникали сенсационные сообщения о якобы найденном в Эфиопии Ковчеге Завета. В Эфиопии действительно была в свое время иудейская диаспора, и сложилось предание, что Ковчег Завета был спасен, вывезен туда. Там действительно есть некий ковчег, но это — модель того, древнего Ковчега, и модель эта, как определили археологи, относится ко времени Средневековья, никак не раньше.
Лично я считаю, что подлинный Ковчег Завета не будет найден никогда, и причина лежит в духовной плоскости. Иудеи в свое время были наказаны разрушением Иерусалима за свое нечестие, за отступление от Бога и идолопоклонство. Ковчег Славы был у них отнят, и то, что он не вернулся в храм, имело важное богословское значение. Потому что подлинным Ковчегом Завета, то есть вместилищем Божиим, является Пречистая Дева. Ковчег же был не более чем ее прообразом, прообразом Воплощения. В послании к Евреям апостол Павел поясняет богословское значение Ковчега. Он, как и прочие святыни, стал для иудеев поводом для идолопоклонства, стал непреодолимым соблазном. Они надеялись, что пока Ковчег с ними (как некий магический артефакт), Иерусалим никогда не будет взят. И Господь разрушил это ложное упование, промыслительно скрыв Ковчег.
Ну а с точки зрения археологии — допустим, когда-нибудь будет найден некий ковчег, совпадающий по своим параметрам с библейским описанием. Сможет ли археология однозначно утверждать, будто это тот самый Ковчег? Нет. Всегда остается возможность, что это копия, аналог.
Действительно ли Ноев ковчег находили ученые? Мог ли он сохраниться?
Понятно, почему возникла версия именно этой горы. Арарат — большая, одиночно стоящая гора, вулкан по происхождению, и потому исторически она привлекала к себе внимание. Туда было сделано несколько любительских экспедиций. Некоторые стали описывать чуть ли не следы стоянки Ноя. Это все уровень желтой прессы.Поиски Ноева Ковчега предпринимались в XX веке в районе горы Арарат. Но надо понимать, что еврейский текст Писания не говорит именно о горе Арарат. Слово, употребленное там — р`р`т — обозначает довольно большую территорию. От этого же корня происходит название древнего армянского царства Урарту. То есть это могла быть не гора Арарат, а та территория Закавказья, которую еще называют Большой Арменией (включая и часть современной Турции). Так что высадился ли Ной именно на горе Арарат — большой вопрос.
Но организовать такую экспедицию очень трудно — в том числе и по политическим причинам. Это проблемная территория, район обитания курдских повстанцев, и турецкие власти очень неохотно пускают туда ученых.
Замечу, что в Армянской Апостольской Церкви хранятся реликвии, считающиеся обломками Ноева Ковчега. Думаю, что эти деревянные артефакты — того же происхождения, что и у Наварры. Доказать, что это именно остатки Ковчега, археология пока не может, опровергнуть тоже не может.
Священник Александр Тимофеев. Выпускник кафедры палеонтологии Санкт-Петербургского Государственного Университета. Закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. Кандидат богословия, заместитель заведующего кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии. Участник 1-ой и 2-ой археологических экспедиций, направленных от Учебного комитета РПЦ МП на Святую Землю (февраль и октябрь 2007 г.).