Что такое чуп в беларуси
Как открыть ЧУП в Республике Беларусь
ЧУП (частное унитарное предприятие) — это коммерческая организация, учрежденная физическим или юридическим лицом, в котором имущество предприятия является собственностью участника, а самому частному предприятию имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.
Руководитель ЧУПа может выполнять функцию главного бухгалтера в том случае, если:
В этой статье мы расскажем об особенностях ЧУП и отличиях этой организационно-правовой формы от ООО. Также вы узнаете, какую из этих форм бизнеса лучше выбрать в зависимости от ситуации.
Отличие ЧУП от ООО в РБ — что следует знать
Отличие ЧУП от ООО выражается в нескольких правовых аспектах, которые мы рассмотрим детальнее:
Следует иметь ввиду, что собственник ЧУП, как и участник ООО, может отвечать по обязательствам своей компании своим имуществом в случае экономической несостоятельности (банкротства). И только в том случае, если суд установит, что банкротство юрлица вызвано учредителем или другими лицами, в том числе руководителем предприятия, имеющими право давать обязательные для предприятия указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия. В этом случае на таких лиц при недостаточности имущества предприятия возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего.
Как зарегистрировать ЧУП
Нижеприведенная инструкция опишет основные этапы процедуры регистрации частного унитарного предприятия:
Теперь вы знаете основные отличия между ЧУП и ООО, а также ознакомились с главными критериями выбора вышеуказанных форм бизнеса и основными этапами регистрации.
Регистрация ЧУП требует юридических знаний и временных затрат. При самостоятельном открытии частного унитарного предприятия в документах нередко допускаются ошибки, приводящие к нежелательным для учредителя последствиям.
Юристы компании «Правоком» помогут с выбором организационно-правовой формы бизнеса, окажут профессиональную консультацию и осуществят все этапы открытия предприятия с минимальным участием заказчика. Также они готовы оказать правовую поддержку в выборе системы налогообложения, составят необходимые документы, ответят на сопутствующие вопросы.
Частное унитарное предприятие. Обзорная информация.
1. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие может распоряжаться имуществом только с разрешения собственника.
При этом с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этих помещений в нежилые в порядке, определенном законодательством.
Унитарное предприятие может быть создано только одним учредителем – физическим или юридическим лицом (как национальным так и иностранным инвестором)
Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия не определен законодательством и может быть установлен по решению его учредителя.
До государственной регистрации унитарного предприятия уставный фонд должен быть оплачен в полном объеме. Вкладом учредителя в уставный фонд могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.
Учредительным документом частного унитарного предприятия является его Устав, утвержденный учредителем.
5. Ответственность учредителя
Собственник имущества частного унитарного предприятия не отвечает по обязательствам предприятия.
Исключение: Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
6. Ответственность унитарного предприятия.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Руководителем унитарного предприятия является (генеральный) директор, назначаемый учредителем.
Для информации о юридических услугах по регистрации частного унитарного предприятия посетите подраздел Регистрация компаний
Приблизительные затраты, связанные с государственной регистрацией частного унитарного предприятия.
1. Открытие временного счета в банке для формирования уставного фонда (в случае внесения денежного вклада) – в соответствии с тарифами банка.
2. Вклад в уставный фонд – в соответствии с размером уставного фонда, определенным учредителем.
3. Государственная пошлина за регистрацию – 5 базовых величин (500 000 белорусских рублей).
4. Изготовление печати – около 20 долларов.
Чем отличатся ИП от ООО в Беларуси. Что лучше ИП или ЧУП/ООО в РБ
Вы решили работать на себя? Значит сейчас самое время подумать, какую форму собственности лучше всего подойдет вашему делу. Ставим 9 из 10 на то, что вы выберите предпринимательство, частное унитарное предприятие или какое-то из обществ. Можно выделить немало отличий ИП от ООО и других форм собственности, но самое главное – это правовое положение вашей фирмы.
Прежде чем понять, что выгоднее открыть – ИП или ООО, нужно разобраться в отличиях ИП от ЧУП в Беларуси. Об этом пойдет речь ниже.
Содержание:
Разница между ООО, ИП, ЧУП
Что лучше открыть: ИП или ООО?
Прежде чем заниматься юридическим оформлением собственного бизнеса, важно честно ответить для себя на несколько вопросов:
Поясним, почему именно эти пункты важны при анализе плюсов иминусов ИП и ООО в каждом конкретном случае.
Во-первых, если вы никогда раньше не работали на себя, начинайте с малого – с регистрации индивидуального предпринимателя. Так вы попробуете свои силы в бизнесе и наберетесь опыта. Плюсом в данном случае мы считаем и то, что вы несете за дела личную ответственность. Поэтому проще оценивать риски и последствия управленческих решений.
Во-вторых, если вы планируете привлекать в дело партнеров, то потребуется формирование состава учредителей. Так вы оградите себя от спорных моментов при разделе или продаже компании. Поэтому при использовании инвестиций логичным будет зарегистрировать общество.
В-третьих, если вы собираетесь открывать масштабный бизнес или имеете планы на активное развитие в ближайшей перспективе, то предпринимательство не сможет удовлетворить все ваши запросы. Потому что индивидуальный предприниматель имеет право нанимать до трех работников.
В-четвертых, предприниматель, как и наемный работник, является налогоплательщиком. В Республике Беларусь многие бизнесмены стараются выбрать упрощенную систему налогообложения, если позволяют критерии для применения УСН. Еще проще становится налоговый учет УСН без НДС. Но такая система налогообложения подходит вам, если продукт или услуга предназначены для физических лиц. А если ваша деятельность будет разворачиваться на b2b рынке, то к вам охотнее будут обращаться при возможности уплачивать НДС. Чтобы реализовать это на практике, выбирайте одну из систем налогообложения с уплатой НДС. Подробнее о налогообложении различных форм собственности мы расскажем в наших следующих статьях.
Что лучше ИП или ООО в 2020 году: выводы
Правильный выбор формы хозяйствования вашего дела – это далеко не единственное условие успеха!
Любой бизнес должен быть мобильным в реальных условиях экономики и рынка. И законодательство Республики Беларусь дает собственникам компаний все возможности для этого.
Но важно понимать, что любая реорганизация фирмы должна быть обоснованной.
Многих начинающих предпринимателей также пугают возможные проблемы с закрытием бизнеса, если такая необходимость появится. В действительности ликвидация компании проходит без сложностей при грамотном ведении учета, своевременных налоговых платежей в налоговую и отсутствия невыполненных обязательств по зарплате, социальным и страховым взносам.
Мы собрали подробную информацию о формах собственности в бизнесе Беларуси, которая поможет в открытии вашего дела. Если у вас после прочтения статьи все же осталось недопонимание, чем отличается ИП от ООО в Беларуси, обращайтесь за консультацией к специалистам ОДО «Консалт».
Оставляйте на нашем сайте заявку на обратный звонок или звоните по указанному номеру +375(29) 10-32-509.
Регистрация ЧУП в 2021 году. Полная инструкция
Выбираем способ регистрации ЧУП
Зарегистрировать ЧУП можно следующими способами:
Рассмотрим каждый способ регистрации.
В данном случае Вы готовите пакет документов, платите госпошлину, обращаетесь в орган, совершающий регистрационные действия. Сотрудник органа ставит печать на Вашем уставе – и с этого момента Вы зарегистрировали ЧУП.
Данным способом рационально воспользоваться в том случае, если Вы не можете лично обратиться в госорган (болезнь, отпуск, командировка и т.д.). Данный способ более затратен, чем способ, описанный выше, так как Вы платите госпошлину за госрегистрацию, а также плату за услуги нотариуса за составление и удостоверение доверенности (нотариальный тариф)
Согласовываем наименование ЧУП
Перед тем, как регистрировать ЧУП, необходимо выбрать наименование и в последующем его согласовать. Согласовывается полное наименование и сокращенное, а также на белорусском языке. Для примера: «Частное унитарное предприятие «Арбуз» (ЧУП «Арбуз») – и то же самое на белорусском языке.
При выборе имени предприятия необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, в фирменном наименовании, нельзя использовать такие слова, как «ООО», «ЧУП», «ОАО», «ЗАО», псевдонимы знаменитостей, слова «лучший», «первый», «лидер», «департамент», «комитет». По результатам согласования орган, совершающий регистрационные действия, выдает справку о согласовании. Фирменное наименование резервируется за Вами. Срок действия резервации – 1 месяц со дня согласования. В течение этого времени Вы можете зарегистрировать ЧУП с данным наименованием.
Выбираем юридический адрес для предприятия
Одним из важнейших моментов в госрегистрации ЧУП – это выбор юрадреса, т.к. юрадрес ЧУП должен быть известен еще до момента госрегистрации. Юрадрес ЧУП указывается в заявлении, которое подается в регистрирующий орган. В отличие от ООО, ЗАО, ОАО, ОДО, у ЧУП юрадресом может быть жилое помещение. Однако, для того, чтобы юрадресом было жилое помещение, необходимо наличие следующих фактов:
Таким образом, регистрируя ЧУП, Вы можете сэкономить на аренде юридического адреса.
Определяемся с основным кодом деятельности
Создавая ЧУП, Вы планируете осуществлять коммерческую деятельность определенного вида. Эту деятельность Вам необходимо указать в заявлении о госрегистрации. Эта деятельность должна быть закодирована в соответствии с требованиями ОКРБ 005-2011. Код вида деятельности должен состоять из пяти символов. Регистрируя ЧУП, в заявлении указываете только один код вида деятельности. Функционируя, ЧУП может осуществлять несколько видов деятельности, однако основным видом должен быть тот вид деятельности, который указан в заявлении о госрегистрации. Заменить вид деятельности можно путем направления в налоговую соответствующего письма.
Подготавливаем решение единственного учредителя
Если ЧУП создается одним участником, то в его компетенции находится решение всех вопросов, которые в соответствии с законом отнесены к его компетенции.
Содержание решения единственного учредителя:
Требуется: его Ф.И.О, все паспортные данные (когда и кем выдан, дата и место рождения, личный номер и номер паспорта и т.д.), регистрация.
Подготавливаем устав ЧУП
Для каждой конкретной организации Устав может быть разработан индивидуально, но при этом должен включать в себя ряд обязательных сведений, указанных в белорусском законодательстве.
Обязательно нужно указать в Уставе название (наименование), адрес размещения (юридический адрес) и то, какой деятельностью будут заниматься. Кроме этого, нужно указать, какой размер уставного фонда будет у фирмы, а также некоторые иные сведения, которые отмечены для конкретной формы ведения коммерческой деятельности.
В Уставе прописаны: кто учредитель и какой точный размер его вклада, а также состав вклада; определен и обозначен орган, который занимается как созданием, так и ликвидацией филиалов/представительств компании; имущество и виды деятельности; порядок распределения прибыли; управление предприятием; имущество предприятия. По желанию можно указать практически любые сведения, имеющие значение для ведения коммерческой деятельности.
Заполняем заявление на регистрацию ЧУП
Заявление о госрегистрации ЧУП заполняется до момента госрегистрации. При заполнении заявления Вам необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Заполняем анкету на учредителя
В анкете на учредителя нужно указать несколько важных сведений. В первую очередь это паспортные данные (реквизиты) в широком смысле этого слова – ФИО, прописка, когда и кем выдан, номер самого паспорта и так далее, вплоть до личного номера и даты/места рождения. Нужно указать, резидентом какой страны является учредитель. Указывается полная прописка (с индексом), контактные телефоны/электронная почта. Важная деталь: подписывается анкета на учредителя только в присутствии регистрирующего лица в исполкоме.
Оплачиваем госпошлину за регистрацию ЧУП
Подаем документы в регистрирующий орган
Итак, проверим перечень документов, которые у нас имеются до того, как пойти в орган, совершающий регистрационные действия. У нас на руках должны быть следующие документы
1) решение учредителя;
2) заявление о госрегистрации;
3) распечатанный устав (2 шт.);
5) документ, свидетельствующий об оплате госпошлины (квитанция);
7) справка о согласовании фирменного наименования
Получаем документы после государственной регистрации
Изначально в день подачи документов регистратор ставит на экземпляре Устава специальный штамп и отдает лицу, которое его подавало. В ЕГР тем временем вносится запись о включении фирмы. Уже с этого момента ваш ЧУП считается зарегистрированным, и вы можете легально начинать действовать. Свидетельство о гос. регистрации выдается сразу же на месте. В течение пяти рабочих дней после регистрации орган, который ее осуществлял (например, исполком) выдает свидетельство о постановке на учет в органах налоговой службы, органах статистики, органах страхования и фонда соцзащиты населения.
Приобретаем печать
Подготавливаем кадровые документы на директора / главного бухгалтера
В первую очередь, для назначения как директора, так и главного бухгалтера на свои должности должно быть решение учредителя. Если директор совпадает с учредителем, то он сам себя назначает на должность своим же решением. Если директор не он, то с ним заключается трудовой договор, но обязательно срочный, либо же контракт. После этого издается приказ о назначении директора на должность. С бухгалтером схожая ситуация: решение учредителя либо директора, если он уполномочен на это, потом заключение трудового договора и написание приказа. О назначении руководителя пишется в информационных письмах, которые рассылаются потом в ФСЗН, госстрах, статистические органы, органы налоговой службы.
Открываем расчетный счет в банке
Выбираем систему налогообложения
В случае если Вы подпадаете и решите использовать УСН, необходимо в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента госрегистрации уведомить об этом налоговую, путем направления соответствующего уведомления.
Подаем документы в ИМНС / ФСЗН / Белгосстрах / органы статистики
Через пять рабочих дней, вы должны обратится в регистрирующий орган и забрать Извещение о постановке на учет в ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах и управление статистики. Еще необходимо отправить информационные письма, где вы сообщает местонахождения общества, данные по директору и полное название фирмы с датой регистрации. Все это составляется на фирменном бланке и отправляется в ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах и в статистику заказными письмами.
Так же нужно узнать своего налогового инспектора и принести ему пакет документов, который включает в себя:
10.Копию паспорта бухгалтера
Все документы должны быть заверены директором ЧУП.
Покупаем книгу замечаний и предложений / книгу учета ревизий и проверок
Возьмите у инспектора (либо уточните по телефону актуальные) реквизиты для оплаты за книгу отзывов и предложений. После того, как оплатите ее по реквизитам в банке, с квитанцией обратитесь в специализированный киоск, которые, как правило, есть при налоговых, вам выдадут такую книгу. Регистрировать отдельно не нужно, регистрируется по платежке. Необходимо также купить книгу учета проверок и прошить ее, не затрагивая обложки, крепкими нитками. Скрепите место узелка наклеечкой и печатью. Зарегистрируйте книгу в налоговой инспекции.
Оформляем электронные ключи для сдачи отчетности
ЭЦП можно приобрести в Удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (www.pki.by).
В процессе регистрации в Регистрационном центре Потребителю передают сертификат открытого ключа проверки ЭЦП. Лицо, которое будет использовать ЭЦП (руководитель ЧУП либо доверенное лицо), должно лично получить сертификат в Регистрационном центре.
На сайте Удостоверяющего центра https://nces.by/pki/ есть перечень документов, которые необходимо иметь при себе.
Стоимость подключения около 40 USD сроком на 2 года.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту! Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.
Новости
28-02-2017 17:49:00
Новые изменения в порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
01-02-2017 12:56:00
Компании, добровольно уплатившие налог по сделкам с лжеструктурами, будут освобождены от административной ответственности
07-02-2017 12:51:00
В Беларуси упрощается осуществление административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Отзывы
02.03.2017 в 00:17
manager
Спасибо за комментарий. Будем и дальше стараться быть Вам полезными.
02.03.2017 в 00:15
Артем
Спасибо за полезный ресурс. Помог мне с самостоятельной регистрацией ООО в г. Минске.
Юридические услуги Шамкин О.В.
После изменений Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 №2020-XII «О хозяйственных обществах», вступивших в силу 26.01.2016, появилась возможность создания хозяйственных обществ (ООО, ОДО и т.д.) с одним учредителем (участником). Для потенциальных учредителей актуален выбор между созданием хозяйственного общества (далее — ООО) и частного унитарного предприятия (ЧУП), так как, и ЧУП и ООО могут быть учреждены одним лицом (учредителем), но имеют ряд отличий.
В статье рассмотрены основные отличия хозяйственных общества (ООО, ОДО и т.д.) и унитарных предприятий (ЧУП) в Республике Беларусь.
1. Количество участников
Частное унитарное предприятие (ЧУП) может быть создано (учреждено) только одним лицом — учредителем, собственником имущества. При возникновении на имущество ЧУП права собственности у двух и более лиц (например, при разделе имущества супругов и т.д.), предприятие должно быть реорганизовано путем преобразования в хозяйственное товарищество или общество (ООО, ОДО) или в производственный кооператив. Если у собственника имущества ЧУП возникнет необходимость привлечения иных лиц в свой бизнес, ЧУП необходимо будет реорганизовать в хозяйственное общество (ООО, ОДО и т. д.).
Для хозяйственных обществ (ООО) Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» устанавливает максимальное количество участников: от 1 до 50 участников в ООО, ОДО, ЗАО, и неограниченное количество участников в открытых акционерных обществах (ОАО).
2. Право собственности на имущество фирмы
Одним из ключевых отличий ЧУП от ООО является принадлежность права собственности на имущество ЧУП или ООО: ООО обладает правом собственности на свое имущество, ЧУП — нет.
Имущество ЧУП находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 2 статьи 113 ГК). Институт хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (учредитель) ЧУП вправе передавать предприятию имущество, включая денежные средства, оставаясь его собственником. Это дает собственнику имущества ЧУП, по сравнению с ООО, определенную гибкость – возможность свободно передавать и изымать у ЧУП любое имущество (недвижимость, оборудование, транспортные средства, деньги и т.д.) на основании только своего решения, без решения общего собрания участников и иных формальных процедур.
Опосредовано, ЧУП «зарабатывает» имущество для собственника (учредителя), так как любое имущество, приобретенное (созданное) предприятием в хозяйственной деятельности, является собственностью учредителя (собственника имущества). Предприятие, распоряжается «своим» имуществом в порядке установленным законодательством и собственником имущества (пункт 6. статьи 113 ГК, ст. 276 ГК), будучи, по сути, «распорядителем», но не собственником.
Напротив, имущество ООО является его собственностью, и даже единственный участник (учредитель) не вправе безвозмездно его изъять, использовать в своих личных нуждах и т. д., кроме как через сделку: покупку у ООО, получив в счет дивидендов и т.д. Нередко участники (учредители) ООО, полагая, что участие в обществе дает право собственности на его имущество, безвозмездно изымают имущество в личных целях, распоряжались им от своего имени (реализуя и т.д.), что, при определенных обстоятельствах квалифицируется как хищение.
3. Органы управления
Унитарные предприятия (ЧУП) имеют простую систему управления:
собственник имущества (учредитель);
руководитель (директор, управляющий, генеральный директор и т.д.), — орган унитарного предприятия, который назначается собственником имущества и ему подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РБ).
«Де-юре» собственник имущества (учредитель) ЧУП не является органом предприятия, но контролирует распоряжение имуществом и деятельность предприятия. Пределы участия собственника в деятельности ЧУП определяются законодательством (п.6 статьи 113 ГК) и самим собственником через указание такого порядка в уставе.
Законодательство не предусматривает создание в ЧУП контрольных либо иных органов — ревизора (ревизионной комиссии), наблюдательного совета и т. д.
В ООО, напротив, предусмотрена сложная структура органов управления и контроля:
общее собрание участников — высший орган управления, который формирует иные органы и решает основные вопросы деятельности общества.
совет директоров (наблюдательный совет) — «промежуточный» орган управления, создаваемый в случаях, предусмотренных законодательством или уставом общества;
единоличный либо коллегиальный исполнительный (директор, правление/дирекция) — орган управления «низового» звена, решающий вопросы оперативной деятельности общества;
ревизор (ревизионная комиссия) — контрольный орган.
Уставом ООО можно предусмотреть возможность создания иных органов.
4. Местонахождение
Местонахождением («юридическим адресом») ЧУП, помимо стандартной коммерческой недвижимости (нежилых помещений), может быть жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица — собственника имущества ЧУП, если жилое помещение принадлежит ему на праве собственности либо он постоянно в нем проживает, с согласия собственников и/или проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников) (пункт 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009).
Местонахождением ООО может являться только нежилое помещение. Использование жилых помещений даже единственного участника для размещения ООО не допускается.
5. Другие отличия: дополнительные обязанности участников, документооборот и т. д.
По сравнению с ЧУП, ООО обязано выполнять ряд обязательных процедур: проводить годовое общее собрание участников, утверждать годовую бухгалтерскую отчетность, соблюдать порядок совершения крупных сделок и сделок с участием аффилированных лиц, вести документы хозяйственного общества – списки аффилированных лиц, протоколы собраний участников и т.д.
7. В чем ЧУП не отличается от ООО
Существующий стереотип, о том, что «ЧУП – это как ИП», неверен. ЧУП, как и ООО, не ограничены в своей правоспособности в зависимости от организационно-правовой формы — и ЧУП и ООО вправе применять различные системы налогообложения (включая УСН), не могут быть отстранены от участия в закупках, не ограничены в найме работников, видах деятельности и т.д.