Что такое чревовещание и можно ли научиться
Чревовещатели (вентрологи), или как говорить и петь не раскрывая рта (видео)
В 2017 году на главном американском шоу талантов «America’s Got Talent» победу одержала 15-летняя чревовещательница Дарси Линн Фармер, что вызвало новую волну интереса к этому полузабытому сценическому приему, о котором пойдет речь в этом материале.
Что такое чревовещание?
Чревовещание или вентрология (от от латинского «голос из живота») являет собой набор навыков, позволяющих исполнителю маскировать свою речь и другие звуки. Самый популярный прием — чревовещание без движений губами, при котором артист кажется безмолвным, а его голосом разговаривает кукла. Еще одной специализацией чревовещателей является умение создавать иллюзию «голоса из-за кулис», во время которой исполнитель может вести диалог с отдаленно звучащим голосом, озвучивая обоих персонажей.
Можно ли научиться чревовещанию?
Современная наука считает, что достичь серьезных результатов в чревовещании может далеко не каждый желающий, так как для действительно реалистичной имитации и маскировки голоса исполнитель должен иметь особенное строение дыхательных путей, диафрагмы, гортани. При этом даже для мастеров высочайшего класса имеются непреодолимые ограничения (например, при всем желании у вас не получится четко выговорить буквы «б», «п» или «м» без движения губами).
Кроме того, чревовещание требует регулярных тренировок голосового аппарата при условии, что занятие, как и полноценное выступление, не может длиться больше 5-7 минут ввиду серьезной нагрузки на голосовые связки и дыхательные пути.
Знаменитые чревовещатели
Первым известным нам профессионалом чревовещания принятом считать француза Александра Ваттемара, который имел большую популярность в первой половине XIX века, умея не только маскировать свою речь, но и говорить голосами других людей, подражать животным, звукам пилы, вою ветра и т.д. По понятным причинам, оценить творчество Ваттемара сегодня не представляется возможным.
Зато в Интернете можно без труда отыскать выступления современных мастеров вентрологии. Среди наиболее популярных лицедеев: поляк Марьян Цайковский, работавший под псевдонимом Гарри Лестер,
упомянутая выше певица и чревовещательница Дарси Линн Фармер, американский комик и резидент Comedy Central Джефф Данэм,
клоунесса-чревовещательница Ольга Лифенцева,
Чревовещание в кино
Теме чревовещания посвящено множество кинолент, в том числе сериал «Пуаро» 1 сезон 7 серия – Происшествие в море, (1989 год), короткометражный фильм Чревовещатель с Кевином Спейси в главной роли (2012 год), Мертвая тишина (2007 год), Джефф Данэм: Спор с самим собой (2006 год), Кукла (2002 год) и другие.
Феномен чревовещания
Искусство чревовещания, то есть способность говорить, не раскрывая рта, известно с незапамятных времен. На Руси таких умельцев называли чревобасниками, чревовещателями, с XIX века — вентрологами. Название подчеркивало, что голос слышался исходящим как бы из живота говорящего.
Даже в восемнадцатом столетии чревовещание приписывалось козням дьявола или проискам нечистой силы, не говоря уже о более ранних временах. Так, известный теолог пятнадцатого столетия Лираннус в своих «Замечаниях» на восемнадцатую главу «Второзакония» пишет, что все пифии были чревовещательницами, из живота которых говорят демоны.
Венецианский ученый Родигинус, живший во второй половине пятнадцатого столетия, сообщил о своем опыте наблюдения над чревовещательницей следующее:
«Женщины-чревовещательницы не басня, заслуживающая насмешку, — в мое время они существуют. Я видел в своем отечестве женщину небольшого роста, низкого происхождения, из живота которой слышался голос нечистого духа. Этот голос, правда, был слаб, но когда дьявол хотел, то говорил удобослышно и понятно. Многие богатые и знатные люди, любопытствуя знать будущее, приглашали к себе эту женщину, раздевали догола и в присутствии всех (что случалось и при мне) нагую расспрашивали о будущем.
Демон, поселившийся в ее животе, прозывался Цинциннатус и охотно отвечал тем, кто называл его этим именем. Когда его расспрашивали о предметах таинственных, как, например, о прошедшем или настоящем, он часто отвечал правильно, но о будущем говорил пустяки и обнаруживал свое незнание каким-то гулом, невнятным рокотом или глухими звуками, из которых ничего нельзя было понять».
Судьба чревовещательниц в те времена была незавидной — их казнили или ссылали. Знаменитый португальский инквизитор Олеастер, живший в шестнадцатом столетии, также оставил рассказ о своей встрече с чревовещательницей:
«В молодости, когда я воспитывался в Королевском училище в Лиссабоне, видел я одну девушку, Цецилию, представшую на суде перед Сенатом. Из ее локтей и других частей тела исходил слабый голос, который, по ее уверению, был голосом какого-то Петра, уже умершего. На все вопросы голос отвечал немедленно и скороговоркой, большей частью он просил слушателей помочь Цецилии в ее бедности. По решению Сената Цецилия была сослана на остров Святого Фомы, один из Антильских островов, недалеко от Пуэрто-Рико, где и умерла».
Конечно же бедную Цецилию, испрашивающую себе подаяние столь оригинальным способом, посчитали носительницей козней дьявола. Потому и осудили.
Чревовещатели начала ХХ века со своими куклами
Очень немногие тогда сомневались в дьявольском происхождении чудесной способности говорить не разжимая губ. Например, монах Бонавентуро (1640—1704) писал о таком даре следующее: «Возможно и из внутренней желудочной полости извлекать слова, которые мы обычно произносим только губами».
Физиологический механизм чревовещания был вскрыт несколько позже, но он оказался несколько отличным от того, что предполагал Бонавентуро: звук все же рождался в голосовом аппарате человека, но, благодаря особенностям возникновения и распространения, казался исходящим не изо рта.
На это обратил внимание немецкий физиолог И. Мюллер, который написал в вышедшей в 1845 году книге «Руководство по физиологии»: «Звуки, образующиеся в процессе чревовещания, кажутся приходящими издалека и похожи на произносимые стоящим, поодаль человеком».
Ученый пробует объяснить и этот феномен: «Эффекты чревовещания во многом зависят от обмана слуха и других чувств. Мы весьма трудно различаем направление звуков и расстояние до них, и если наше внимание устремлено на какой-либо предмет, то воображение, независимо от воли, заставляет нас слышать звуки, воспринимаемые вне связи с их источником, именно вблизи этого предмета».
А вот как описывает внешнюю сторону дела современная российская артистка-чревовещательница М. Г. Донская:
«Одним из требований к профессионалу-вентрологу является его умение придавать звуку так называемую полетность. Артист-чревовещатель должен создать у аудитории впечатление, что голос за партнера-куклу исходит именно от куклы. Мне, например, не составляет труда направить звук в любой угол квартиры и заставить «заговорить» шкаф, фикус, самовар, лежащую в прихожей собаку».
Мария Григорьевна подчеркивает важность умения придавать голосу «стереофоничность». Каждой кукле следует подобрать подходящий голос: «У Андрюши тоненький, нежный. Когда бабушка выступает с Пьяницей, то зрители удивляются, откуда берется такой пропитой бас, у мамы Гном по-старчески шамкает, что-то там бормочет».
И еще одно интересное замечание:
«Номер длится обычно минут пять. Больше трудно выдержать. Мы и так после концерта полдня разговариваем шепотом». И далее: «Очень много букв нельзя произносить с закрытым ртом, приходится все время подбирать слова».
Как утверждает М. Г. Донская, чревовещанию нельзя обучить, способность эту можно лишь развить в случае, если человеку от природы дано особое горло. Дар чревовещания чрезвычайно редок — в 90-х годах во Всемирной ассоциации вентрологов состояло лишь пятьдесят человек.
Как научиться чревовещанию
Чревовещание или вентрология – это искусство говорить с закрытым ртом. Из-за этого создается иллюзия, будто речь исходит не от человека, а от его куклы или животного.
Как это делается
Чревовещатели перестраивают свой речевой аппарат с помощью специальных тренировок гортани, голосовых связок, зева, глотки, языка и нёба. В результате они настолько мастерски управляют своим ртом и голосом, что зрителю кажется, будто голос идет изнутри или со стороны. И ни один мускул на лице вентролога не выдаст его усилия.
В этой профессии есть свои ограничения, под которые профессионалы вынуждены подстраиваться:
У опытных чревовещателей есть много других секретов и хитростей, чтобы сделать выступления еще правдоподобными и интересными.
Можно ли стать чревовещателем
Раньше считалось, что чревовещанием может овладеть любой желающий. Достаточно упорно заниматься каждый день, выполнять тренировки и рано или поздно все получится. Но недавние исследования показывают, что профессионально освоить это мастерство могут только люди с особым строением голосового аппарата.
Врачи считают, что у одаренных этим талантом людей есть некоторые отклонения в развитии голосовых связок и гортани. Именно за счет этого они могут произносить звуки, не используя рот и губы.
Помимо этого нужно научиться экономно расходовать воздух в легких, чтобы его хватило на весь диалог в необычном стиле. Настолько тонко управлять своим дыханием могут не все, что тоже ставит определенные ограничения перед начинающими чревовещателями.
Впрочем, некоторые чревовещатели оспаривают эту точку зрения и на своем опыте доказывают – все возможно, если тренироваться. Лучше пройти обучение с учителем, но можно обучиться и в домашних условиях.
Как научиться чревовещанию
Во время тренировки не стоит забывать о безопасности. Занятие должно длиться не более 5 минут. Если до истечения этого времени вы почувствуете боль, напряжение в горле или легких, першение, немедленно прекратите занятие.
Не пытайтесь освоить это умение за один день. Начните с коротких занятий, и постепенно наращивайте продолжительность и сложность.
Учитесь управлять голосом
Сначала нужно научиться управлять своим дыханием, чтобы произносить звуки как бы издалека. Данная техника называется эффект отдаленности.
Учитесь произносить звуки
Существуют простые звуки, с которыми могут справиться даже начинающие чревовещатели, и более сложные – их нужно произносить особым образом.
Очень важно, чтобы при исполнении сложных звуков вы не дотрагивались языком до нёба и использовали легкое давление, а не сильное. В ином случае звуки будут звучать неверно – Б как Д, а М как Н.
Если вы не сможете овладеть второй группой звуков, можно составлять диалоги для представления со словами, которые их не содержат.
Учитесь управлять ртом
Во время представлений чревовещатель использует в основном три положения губ: расслабленное, улыбающееся и открытое. С виду они кажутся простыми и естественными, но на самом деле над правильным исполнением придется поработать.
Учитесь работать с публикой
Когда вы освоите мастерство, нужно научиться отвлекать аудиторию и переводить фокус ее внимание на другие предметы. Если зритель неотрывно смотрит на чревовещателя, он может понять, что звук исходит от него и может заменить мельчайшие движения. Так что нужно притупить их внимание, разыграв небольшую сценку.
Можно использовать несколько популярных трюков:
С помощью таких актерских трюков вы сможете увлечь зрителей так, что они поверят в происходящее и не заметят маленьких ошибок на первых порах.
Если вы хотите научиться чревовещанию, придется потратить много времени на тренировки. К сожалению, без особого строения голосовых связок и гортани стать профессиональным вентрологом будет слишком сложно. Но если ваша цель – развлечь знакомых и попробовать что-то новое, вы можете освоить это умение на любительском уровне.
Искусство чревовещания
Это случилось в одном из берлинских ресторанов. В глубине полупустого зала за столиком сидел человек средних лет. Рядом на полу лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. А тот с аппетитом вкушал ароматное мясо. И вдруг собака очень отчетливо спросила: «Почему же ты мне ничего не даешь. Я ведь тоже голодная». «Можешь и потерпеть. Быстро под стол!» – строго прикрикнул на нее хозяин. Собака хоть и подчинилась команде, но все равно, уже находясь под столом, не переставала в голос возмущаться: «Ты каждый раз, чтобы меня успокоить, повторяешь – подожди, а потом бросаешь одну лишь голую кость. Это с твоей стороны просто непорядочно». Сидевший немного в стороне англичанин, услышав странный диалог, был поражен. Да и как иначе. У него на глазах собака вещала человеческим голосом! Англичанин немедля стал упрашивать хозяина говорящей собаки уступить ему это чудо природы. Тот сначала отказывался, но потом, подумав, согласился, но запросил довольно приличную по тем временам сумму. Но англичанин от своего замысла все равно не отказался. Собака же в это время, словно почувствовав, что происходит нечто нехорошее, неожиданно начала громко лаять. А после того, как англичанин взял ее на поводок и собрался увести с собой, очень внятно проговорила: «Ну, коль так, то больше от меня никто не услышит и слова!»
И лишь спустя какое-то время секрет «говорящей» собаки был раскрыт. Оказалось, что это был самый обычный пес. А вместо собаки произносил слова ее хозяин – знаменитый немецкий вентролог Шрейбер…
Чревовеща́ние оно же — вентроло́гия. Чрево — живот, вещать — говорить (это по славянски); venter — живот, logos — слово (по латински). То есть как бы умение разговаривать животом! На самом деле никто животом и не разговаривает, а произносит звуки так же ртом, но не шевелит губами.
Вот что пишет В. Т. Пономарев в своей книге «Тайны знаменитых фокусников»:
«Вентрология, чревовещание — умение разговаривать не шевеля губами. Умение, основанное на высокоразвитом владении голосовыми связками и отличном управлении дыханием, долго и трудно приобретаемое умение. Вся суть владения искусством чревовещания может быть выражена всего тремя словами: «учитесь сужать гортань». Чем сильнее сужена гортань, тем более отдаленно будет звучать голос исполнителя. К тому же этот голос, вовсе не похожий на голос исполнителя, к которому все привыкли, будет восприниматься окружающими как звуки совершенно другого человека. Чревовещатель использует обычные органы речи (смотрим рисунок) ↓
Чревовещатель стягивает небо (1), откидывает язык (2) назад и сужает щель гортани (3) таким образом, что почти полностью убирает резонансные оттенки голоса. Рот его при этом не шевелится, и у нас создается ложное впечатление, будто звук идет из живота».
Умение говорить, не раскрывая рта, было известно еще в далекой древности. Действительно, впервые о чревовещании, или вентрологии, упоминается в халдейской книге предсказаний. Считается также, что предсказывавшая будущее с закрытым ртом жрица-пифия из святилища Аполлона в Дельфах, широко известного не только в античной Греции, но и за ее пределами, тоже была чревовещательницей. Впрочем, чревовещатели ни в Древней Греции, ни в Риме отнюдь большой редкостью не являлись. И, подобно своим коллегам из Ближнего Востока, тоже считались предсказателями.
Первым российским профессиональным чревовещателем считается Донской Григорий Михайлович. Выступал он с двумя куклами: рыжеволосым клоуном Джоном и Паулиной – дамой в шикарном вечернем платье и черных перчатках до локтей. Как только куклы появлялись перед зрителями, они сразу начинали между собой спорить, при этом награждая друг друга язвительными колкостями. Донской вначале эту словесную дуэль слушал молча, но затем не выдерживал и вмешивался в диалог.
Со временем Григорий Михайлович стал демонстрировать номер с «говорящей» собакой. Артист садился вместе с ней за стол и начинал вести беседу на нескольких иностранных языках! Казалось, что и впрямь, раскрывая пасть, собака произносит слова. Дар Григория Михайловича переняла одна из его дочерей – Мария, впоследствии также ставшая известной чревовещательницей.
Мария Григорьевна и Евгения Донские с куклой Андрюшей (справа налево)
Кстати, долгое время считалось, что способностью к чревовещанию обладают только мужчины. Семейную традицию Донских продолжила также дочь Марии Григорьевны – Евгения. Иногда они выступали вдвоем, причем всегда с ошеломляющим успехом.
Еще одним известным вентрологом был француз Александр Ваттемар. В 1832 году он даже выступал в Петербург и в Москве, где благодаря своим удивительным номерам завоевал немалую известность.
Вот как отзывался о знаменитом чревовещателе в своих воспоминаниях знаток старины Михаил Пыляев: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца-чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена…»
Великий Лестер один из самых известных чревовещателей прошлого века умел настолько виртуозно говорить с закрытым ртом, что в его практике было немало курьезных и не очень случаев. В то время как другие чревовещатели выступали, посадив куклу на колени, Великий Лестер вышагивал по сцене и пил воду, пока его кукла Фрэнк Байрон-младший «говорила». Как-то над Лестером решили подшутить и налили ему в стакан не воду, а виски. Во время выступления чревовещатель выпил залпом преподнесенный ему стакан огненной воды. Ни один мускул не дрогнул на лице мастера. А вот его друг, Фрэнк Байрон-младший, закашлялся и даже потряхивал головой, показывая что Лестер пьет виски.
Однажды куклу Лестера обвинили в убийстве! В 1924 году прямо на представлении артиста от смеха умерли три старушки. Зрители сказали полиции, что Лестер не произносил шутку, от который бабушки покатились со смеху. Губы-то у него не шевелились! Полицейские забрали куклу в участок, сфотографировали и навсегда запретили ей выступать.
Дарси Линн Фармер — юная американская певица и чревовещательница. Лауреат и номинант национальных и региональных премий и наград. Среди ее наград — победа в национальном конкурсе «В Америке есть таланты». На этом видео в качестве помощницы в выступлении 12-летняя Дарси выбрала плюшевую куклу кролика. Сначала она просто разговаривала вместо куклы, выглядело это так, словно кукла и правда умеет разговаривать. А затем Дарси исполнила за нее песню. Это выглядело фантастически. Судьи и зрители аплодировали девочке стоя, чем довели ее до слез.
Источники:
книга Анатолия Бернацкого «100 великих тайн человека», книга Владимира Пономарева «Тайны знаменитых фокусников», сайт Лабиринт магии.
Как говорить, не раскрывая рта? Искусство чревовещания
Чревовещание известно с давних времен. Обладателей удивительной способности называют чревовещателями или вентрологами. В 18 веке чревовещание приписывали проискам нечистой силы. Считалось, что в животе человека жили демоны и черти. Что уж говорить о более ранних временах? Жизнь чревовещателей тогда была не сладкой. Их казнили или ссылали. А вот физиологический механизм чревовещания был раскрыт намного позже.
Чревовещание или вентрология – это настоящее искусство иллюзии. Чревовещанию как таковое обучить нельзя. Эту способность могут развить только люди, кому от природы дано особое строение горла. Однако это не означает, что технику чревовещания освоить нельзя. Это может попробовать каждый. Во многих странах выходят специальные учебные пособия по этой науке.
А в целом, дар чревовещания чрезвычайно редок. Все вентрологи изучают технику чревовещания. Они учатся перестраивать свой речевой аппарат посредством специальной тренировки гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом. Вентролог — тот же самый артист-иллюзионист. Он создает слуховую иллюзию. Если перед вами окажется профессионал своего дела, то вы не заметите, что он говорит сам. Вам будет казаться, будто его голос идет изнутри или со стороны.
Следует отметить, что одним из требований к артисту-вентрологу является умение придавать звуку полетность. Выступая, чревовещатель должен создать у публики впечатление, что его кукла-партнер говорит сама. При этом чревовещатель должен придать своему голосу стереофоничность. Ведь выступают такие артисты, как это часто бывает, не с одной, а с несколькими куклами. К каждой из них следует подобрать подходящий голос, его тембр, громкость. А менять голоса приходится ни раз.
Выступление чревовещателя обычно длиться не более 5 минут. Больше выдержать им трудно. Напряжение – то на сцене можно сравнить с работой синхронного переводчика! Ведь говорить без умолку, да и еще с закрытым ртом – сложное занятие. Голосовые связки, да и горло в целом, очень напрягаются. Кстати говоря, артисты после концерта полдня разговаривают шепотом.
Примечательно отметить, что чревовещатели не могут произносить многие буквы с закрытым ртом, приходится все время подбирать слова. Вентролог всегда перебрасывается с куклами короткими репликами. Русские чревовещатели, произнося диалог, составляют текст, где слова по большей своей части произносятся без губных согласных б, п, м. Иллюзия становится ярче, что диалог сопровождается мимической игрой чревовещателя. Она помогает скрыть минимально необходимые движения губ. Именно эта артистическая игра делает вентрологию искусством, а не просто иллюзией и трюком.
Видео на английском языке, включите субтитры.