Что такое чистая зона в больнице
Вопрос: Какие помещения должны располагаться в «заразной» и «чистой» зоне микробиологических лабораторий медицинских организаций?
Ответ: Определение понятий «заразная» и «чистая» зоны дана в п.2.3.7. Санитарно- эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»:
Помещения лабораторий разделяют на «заразную» зону, где осуществляются манипуляции с ПБА III-IV групп и их хранение, и «чистую» зону, где не проводят работы с микроорганизмами и их хранение.
В «чистой» зоне лабораторий должны располагаться следующие помещения: гардероб для верхней одежды; помещения для проведения подготовительных работ (препараторская, моечная, приготовление и разлив питательных сред и др.); помещение для стерилизации питательных сред и лабораторной посуды (стерилизационная); помещение с холодильной камерой или холодильниками для хранения питательных сред и диагностических препаратов; помещение для работы с документами и литературой; помещение для отдыха и приема пищи; кабинет заведующего; помещение для хранения и одевания рабочей одежды; подсобные помещения; туалет.
Для работы с ПБА III-IV групп в «заразной» зоне должны размещаться: помещение для приема и регистрации материала (проб); боксированные помещения с предбоксами или помещения, оснащенные боксами биологической безопасности; помещения для проведения бактериологических (вирусологических) исследований; помещения для проведения иммунологических исследований; помещение для люминесцентной микроскопии; помещение для паразитологических исследований; помещения для ПЦР-диагностики; термостатная комната; помещение для обеззараживания (автоклавная).
На границе «чистой» и «заразной» зон, во вновь строящихся или реконструируемых лабораториях, должно предусматриваться устройство санитарных пропускников.
Чистые помещения в медицине
Компания «МОДУЛЬ» предлагает полный комплекс работ по организации чистых помещений в больницах, а также на предприятиях, изготавливающих медицинские изделия.
Наша компания может выступать как в качестве генерального проектировщика и генерального подрядчика на реконструируемых и вновь строящихся предприятиях, так и специализированного подрядчика по видам работ, связанным с организацией чистых помещений, применяемых в медицине.
Также мы предлагаем услуги по ремонту и отделке чистых помещений для медицинских учреждений.
Чистые помещения в медицинских учреждениях
Помещения, применяемые в больницах, направлены на немедленное удаление микроорганизмов, исходящих от больных и медперсонала. Использование чистых технологий позволяет исключить возможность распространения инфекций и предотвратить послеоперационные осложнения.
В медицине чистые помещения применяют в:
Общие требования к чистоте воздуха и способы ее обеспечения установлены ГОСТ Р 52539-2006 «Чистота воздуха в лечебных медицинских учреждениях. Общие требования».
Основные виды чистых помещений для больниц
Операционные в них используется однонаправленный поток воздуха, средняя скорость которого 0,2- 0,3 м/с. При проектировании системы вентиляции важно правильно распределить скорость вертикального потока воздуха, которая в центре чистой зоны должна быть выше, чем по краям.
Задача системы вентиляции — полное удаление анестезиологических газов и других потенциально опасных веществ для больных и медицинского персонала.
Также для операционных необходима возможность поддерживать стабильную температуру воздуха в заданных пределах. Эти меры позволяют уменьшить возможность загрязнений в зоне операционного и инструментального столов.
Палаты интенсивной терапии, где используется однонаправленный поток воздуха. В таких палатах размещают пациентов:
Помещения с повышенными требованиями к чистоте в которых не применяется однонаправленный поток воздуха. Сюда относятся палаты для пациентов после операций по трансплантации внутренних органов, перевязочные, родильные блоки, реанимационные палаты, и др.
Существует два вида защиты от загрязнений:
Местная защита широко используется в палатах интенсивной терапии и операционных.
Чистые помещения в производстве медицинских изделий
Чистые технологии широко применяются при производстве медицинских изделий, которые предназначены для проникновения в человеческое тело или взаимодействия с открытой раной. Около 40 % от всего объема мирового рынка изделий медицинской техники и хирургических инструментов производятся с использованием чистых технологий.
Директива 1993 г., принятая в Европейском Союзе, разделяет медицинские изделия на следующие виды:
Чистые зоны и помещения используются для изготовления изделий второго и третьего классов. В производстве медицинских изделий, подвергающихся стерилизации на заключительном этапе производства, как правило, задается уровень чистоты воздуха, соответствующий классам ИСО 7 и 8.
Если не допускается финишная стерилизация после производства и сборки, то уровень чистоты в критической рабочей зоне соответствует классу ИСО 5, а в окружающих помещениях с контролируемыми параметрами окружающей среды — классу ИСО 7.
Общие требования к чистоте регламентированы ГОСТ Р ИСО 13408-1 «Асептическое производство медицинской продукции. Часть первая. Общие требования».
На практике основные принципы изготовления стерильных лекарственных средств часто применимы и к производству медицинских изделий.
Чистые помещения в медицине и здравоохранении
Значение чистых помещений в медицине переоценить невозможно: они функционируют во всех сферах лечебного и промышленного здравоохранения, позволяя достигать максимального уровня эффективности, как в лечении больных, так и в производстве товаров медицинского назначения. Именно чистые помещения являются надежной защитой от внутрибольничной инфекции и послеоперационных осложнений, без чистых помещений немыслимы современные палаты интенсивной терапии, выхаживание пациентов после трансплантации и хирургических операций. Без них невозможно восстановление больных с иммунодефицитными состояниями и, наконец, только в чистом помещении можно получить лекарственные средства высокого качества: с минимальным риском аллергических реакций и иных побочных явлений.
Почему чистое помещение лучше традиционной дезинфекции?
Отличие кроется в принципиально ином способе достижения главной цели – отсутствия в окружающем пространстве патогенных микроорганизмов и мельчайших частиц, которые не просто загрязняют пространство, но несут в себе реальную угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении людей, если мы говорим о больничных палатах, операционных, родильных залах. А в условиях изготовления лекарств посторонние примеси в воздухе могут сделать любой препарат смертельно опасным, если попадут в инфузионные растворы, ампульный, капсульный или таблетированый состав.
Но вернемся к вопросу чистоты помещений и способах ее достижения. При дезинфекции чистота достигается посредством удаления из помещения уже попавших и распространившихся в нем частиц. Причем, повторное загрязнение воздуха начинается сразу же после кварцевания и влажной уборки с дезраствором, а рецидив первоначального уровня концентрации «грязных» микрочастиц происходит в течение нескольких последующих часов. К тому же использование некоторых методов дезинфекции, например, ламп Чижевского с чрезмерным озонированием, может быть реально опасным для человека.
Принцип обеспечения стерильности в чистом помещении совершенно иной: за счет особенностей конструирования таких помещений микробы и микрочастицы извне в них просто не попадают, а те, что выделяются в воздух в процессе функционирования живых организмов – больных или персонала – мгновенно удаляются с постоянно движущимся воздушным потоком, так что воздух в чистом помещении всегда остается в нужном диапазоне стерильности. И эта технология не таит в себе никакой опасности для людей.
Какие классы чистоты используются в здравоохранении?
По классификации ISO – от 5-го до 8-го класса, причем 5-й класс чистоты по ИСО имеют основные зоны чистоты: операционные, инфекционные блоки, палаты интенсивной терапии, центры позитронно-эмиссионной томографии, зоны хранения клеток и тканей или производства стерильных лекарственных средств. Для помещений вспомогательного значения требования к чистоте менее суровы, поэтому и классы у них ниже: от 8-го до 6-го. Все параметры чистых помещений для лечебно-профилактических учреждений регулируются ГОСТом Р 52539-2006.
В больницах чистые помещения необходимы по жизненным показаниям.
Они нужны в операционных, хирургических и ожоговых отделениях, в палатах интенсивной терапии, в центрах трансплантологии, процедурных и диагностических блоках, в лабораториях и родильных домах. Благодаря чистым помещениям:
Проще говоря, только в чистом помещении стандартизированного класса в операционную рану не попадет инфекция, у прооперированного больного не разойдутся швы и не случится заражение крови, после укола медсестры не вырастет фурункул, а выздоравливающий, но ослабленный пациент не умрет от внезапно развившейся пневмонии.
На фармацевтических производствах чистые помещения – залог высокого качества продукции, эффективности и безопасности ее применения.
Технологические процессы изготовления большинства лекарственных форм невозможны вне чистых помещений, в противном случае мы будем иметь огромное количество осложнений, особенно тяжелых аллергических реакций вплоть до анафилактического шока, а также высокую смертность как стационарных, так и амбулаторных больных. К сожалению, такие случаи известны, а фармкомпании, виновные в выпуске некачественной продукции, несут громадные убытки по выплатам штрафов и компенсаций.
Грамотно оборудованное фармпроизводство руководствуется строгим правилом, контролируемым стандартом GMP: лекарственное средство должно содержать только то, что диктуется его формулой, все остальное – загрязнения.
Нормы на микробиологическую стерильность чистых помещений и зон для изготовления различных медпрепаратов установлены для эксплуатируемого состояния, эти же стандарты действуют и для ветеринарного производства.
В производстве медицинских изделий чистые помещения также гарантируют безопасность и высокое качество.
В ЕС, например, существует 3 класса изделий медицинского назначения, каждый из которых требует определенного стандарта чистоты. Отнесение к классу коррелирует с тем уровнем риска, который несет в себе несоблюдение условий стерильности при производстве данного изделия.
Класс I | Низкий уровень риска | Мебель для больниц, неодноразовый инструментарий, линзы для очков и т.д. |
Класс II a | Средний уровень риска | Хирургические перчатки, контактные линзы для глаз, системы фильтрования крови и пр. |
Класс II b | Повышенный уровень риска | Оборудование для проведения гемодиализа, инфузионые насосы, инсулиновые системы и т.п. |
Класс III | Высокий уровень риска | Элементы для трансплантации, эндопротезирования, в т.ч. с биологически активным напылением. |
Рассказывать о важности чистых помещений в медицине можно еще долго, но суть предельно проста: от тщательности соблюдения стандартов чистоты зависят сотни тысяч человеческих жизней, и это – самый важный аргумент в пользу чистых помещений.
«Чистые помещения» в медицинских учреждениях. Особенности создания
Медицина — одна из первых отраслей, где стали использовать технологии «чистых помещений», ведь в зависимости от того, насколько обеззаражен воздух, стерильна операционная и благоустроена послеоперационная палата, зависит жизнь и здоровье не только пациентов, но и всего медицинского персонала.
В сфере медицины, также как и в фармацевтике, важным критерием чистоты воздуха является количество микрочастиц и микроорганизмов на единицу объема. В ходе многочисленных исследований послеоперационных осложнений было доказано, что 80-90% бактерий, обнаруженных в хирургической ране, проникали в нее из воздушной среды, но риск заражения во время проведения операции можно было эффективно снизить за счет создания особого, «сверхчистого воздуха. Для этого необходимо контролировать количество микрочастиц в воздухе операционного блока, поддерживая их в допустимых пределах. После того, как в ходе экспериментов, в операционных зонах стали использовать однонаправленный (ламинарный) поток воздуха, количество инфекционных осложнений резко сократилось. Впоследствии стали применять многоступенчатую фильтрацию воздуха с высокоэффективными фильтрами, задерживающими проникновение частиц размерами, меньшими минимальных бактерий (0,22 мкм), что позволило обеспечить стерильную фильтрацию воздуха.
Благодаря исследованиям в данной области специалистами были разработаны основные принципы построения комплексов «чистых помещений» в медицинских учреждениях, а также создана специальная униформа, предотвращающая загрязнение окружающего пространства от микрочастиц, отделяемых кожным покровом человека.
Ниже перечислим несколько основных принципов построения чистых помещений в медицинских учреждениях:
Цель «чистых помещений» – максимально возможное сокращение роста микробных загрязнений в особо важных зонах медицинских учреждений.
1. Использование специализированных приточно-вытяжных вентиляционных систем, обеспечивающих помещение стерильным воздухом заданной температуры, влажности и чистоты, а также удаляющих отработанный воздух за пределы медицинского учреждения.
2. Работа системы вентиляции и кондиционирования направлена, прежде всего, не на уничтожении уже имеющихся микроорганизмов в помещении, а на том, чтобы они не проникали внутрь «чистой зоны», поэтому все нежелательные микроэлементы и бактерии, находящиеся на больных и медицинских работниках, немедленно удаляются потоком воздуха. Также система вентиляции способствует удалению анестезиологических газов и других вредных веществ с едким запахом, накапливающихся в воздушном пространстве операционной.
Цель «чистых помещений» – максимально возможное сокращение роста микробных загрязнений в особо важных зонах медицинских учреждений.
Приведем перечень некоторых важных требований к системам вентиляции и кондиционирования «чистых помещений»:
1) В «чистых помещениях» от 1 до 6 класса подача воздуха должна происходить путем организации воздухообмена вертикальным однонаправленным потоком. В качестве исключения может быть применение неоднонаправленного воздушного потока в классе 6.
2) Покрытия элементов вентиляционной системы и фильтровальных камер должны периодически проходить специальную обработку дезинфицирующими средствами. Данное требование является обязательным для «чистых помещений» с контролируемым микробным загрязнением.
3) Системы вентиляции и кондиционирования должны обладать возможностью автоматической регулировки температуры и влажности воздуха, блокировкой, дистанционным управлением и сигнализацией.
4) Также существует требование к применению многоступенчатой фильтрации подведенного снаружи воздуха (не менее 3-х ступеней) с конечными высокоэффективными фильтрами классом не менее H12.
5) Необходимая скорость однонаправленного потока должна быть от 0,2 до 0,45 м/с на выходе из потолочного сетчатого воздухораспределительного устройства.
6) Положительный перепад давления в операционной и окружающих помещениях должен быть в диапазоне 5–20 Па.
Все требования относительно чистоты воздуха и способов их обеспечения установлены стандартом ГОСТ Р 52539-2006 «Чистота воздуха в лечебных медицинских учреждениях. Общие требования».
Исходя из вышеизложенного, становится ясно, насколько важно подготовить качественный проект системы вентиляции и кондиционирования воздуха в медицинском учреждении с учетом всех нюансов и особенностей данной сферы. Такая работа под силу только организации, имеющей богатый практический опыт проектирования и строительства инженерных систем в «чистых помещениях», именно такой компанией является «ФармИнжиниринг».
3. В помещениях медицинского учреждения, особенно в «чистых зонах», при отделке используются специализированные ограждающие конструкции, обеспечивающие выполнение нормативных санитарно-гигиенических, микробиологических и климатических требований в зависимости от условий и технологий лечебного процесса.
Основные требования к материалам, применяемым в чистых помещениях, описаны в ГОСТ Р ИСО 14644-4-2002.
Их следует выбирать, учитывая:
· износостойкость и сопротивление ударным нагрузкам, особенно это важно для дверей и напольных покрытий, именно на них приходится бо́льшая часть механического и динамического давления (перемещение коек и каталок, чистка абразивными средствами);
· устойчивость к ультрафиолетовому облучению и уборке с помощью химических моющих и дезинфицирующих средств;
· воздействие химических и микробиологических факторов и вероятность образования коррозии. Некоторые материалы могут повреждаться или выделять частицы, поэтому их следует использовать только со специальным защитным покрытием.
Токопроводящий линолеум с заводом на стену
Все внешние поверхности медицинского оборудования и мебели, находящиеся внутри «чистого помещения», должны соответствовать тем же требованиям, что и ограждающие конструкции и другие составные элементы «чистых зон».
Какие же материалы рекомендуется использовать для ограждающих конструкций «чистых помещений»?
В стандарте ГОСТ Р ИСО 14644-4-2002 ч. 4 указаны следующие примеры материалов:
Для стен и потолков:
— листы из нержавеющей стали;
— другие материалы с полимерными покрытиями (листовыми, рулонными или лакокрасочными);
— устанавливаемые или наносимые на соответствующие основания или конструкцию.
Для полов:
— полимерные наливные или рулонные (листовые) материалы;
— плиточные материалы с герметизацией швов.
При выборе материалов, помимо вышеперечисленных требований, стоит учитывать их гибкость, функциональность, эстетичный внешний вид и ремонтопригодность.
Ограждающие конструкции для «чистых помещений» компании «ФармИнжиниринг» отвечают всем заявленным к материалам требованиям, отличаются высоким качеством исполнения и износостойкостью.
Особенности чистых помещений в операционных
Чтобы хирургическое вмешательство не имело осложнений и последствий в виде инфекционных заболеваний, его нужно проводить в чистом помещении. Оно должно соответствовать требованиям, предъявляемых ГОСТ Р ИСО 14644-4-2002 ЧИСТЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СРЕДЫ. Изготовлением таких помещений занимается компания MAX Clean Room, специалисты которой выполняют проекты не только для России, но и стран бывшего СНГ.
Что это такое?
Для проведения операций в больницах отводится специальный блок. В нем есть несколько зон: грязная, куда заходят, условно-чистая, где моются и обрабатывают руки, и чистая. Обширные хирургические вмешательства проводят только в помещении третьего типа. Это позволяет избежать инфекционных осложнений, ведь во время таких операций открывается раневая поверхность, служащая входными воротами для возбудителей заболеваний.
Чистые помещения в операционных отделываются материалами, которые легко мыть и дезинфицировать. Комната обрабатывается после каждого пациента, его отделка должна быть устойчива к воздействию дезинфицирующих растворов и воды.
Важна и система подачи и вентиляции воздуха. Без предварительной фильтрации он будет содержать большое количество пыли и бактерий. Поэтому операционные оборудуют системой кондиционирования определенного типа. Большое количество требований, предъявляемых к чистым помещениям, объясняется высоким риском осложнений при их несоблюдении.
Необходимость чистых помещений
Для успешного проведения операции одного мастерства хирурга недостаточно. Как бы филигранно не было проведено вмешательство, при попадании инфекции на рану возникнут осложнения, которые могут привести к летальному исходу. Избежать этого позволяет идеальная чистота комнаты для проведения хирургических операций.
Оборудование операционных по требованиям ГОСТа нужно и врачам, и пациентам. Первым это позволяет иметь хорошую статистику восстановления больных после хирургического вмешательства, что важно для профессионального облика. Вторых ограждает от осложнений и повторных операций по поводу инфицирования тканей и органов.
Факторы, учитываемые при проектировании операционных
Чтобы кабинет соответствовал требованиям ГОСТа, его нужно проектировать с учетом нескольких факторов:
Чтобы обеспечить максимальную чистоту и исключить любое загрязнение, в комнату отдельно должны поступать оборудование, медицинский персонал, больной и инструментарий. Для этого проектируется несколько входов и выходов в операционную.
Требования к ЧП операционных
Оснащение чистых помещений в операционных регулируется ГОСТ Р 56640-2015. К основным требованиям относятся:
Соблюдение правил организации чистых зон позволяет создавать идеальные условия для проведения операций. Риск инфекционных осложнений при них минимален.
Особенности и преимущества
Чистые зоны характерны не только для операционных. Они создаются в родзалах, лабораториях и палатах интенсивной терапии. Это позволяет снизить процент инфекционных осложнений у рожениц и лежачих пациентов, а также исключить ошибки в результатах анализов.
В КАКИХ СТРАНАХ МЫ РАБОТАЕМ
За более чем 10 лет работы группа компаний MAX Clean Room успела поработать с 15 странами на рынках СНГ, Азии и Европы. На сегодняшний день офисы компании располагаются в 5 странах. Мы постоянно работаем над расширение географии работы и с радостью осваиваем новые страны и территории. Приглашаем местные компании к сотрудничеству!