Что такое чинги тура
Чинги-Тура
Чинги́-Тура́ (Чингидин, Чингий, Чимги-Тура, Цымгэ-Тура, Жанги-Тура) — столица Тюменского улуса Золотой Орды, впоследствии Сибирского ханства, Узбекского ханства и Большой Орды. Ныне памятник археологии «Царёво (малое) городище».
Содержание
Название
Из числа известных науке документов город впервые появляется на карте Каталонского атласа в 1375 году как «Singui», центр Тюменского вилайета. [1] [2] Использование формы «вилайет» натолкнуло ряд историков на мысль, что автор атласа черпал сведения из более ранних мусульманских источников. [3]
Проезжая в 1741 году через Тюмень, основоположник современной российской историографии Г. Ф. Миллер записал в своём дневнике:
Несмотря на это (два варианта татарского предания о происхождении названия Тюмени: от 10 тыс. подданных хана или от такого же количества голов скота.— И. Белич) и хотя оба вышеприведённые объяснения происходит из татарских преданий, всё же название Тюмень не употребительно у татар. Они называют город Tschimgi-Tura, а когда спрашивают их о причине такого названия, они не знают, что сказать. [6]
Сам Г. Ф. Миллер поддержал версию тобольского воеводы П. И. Годунова, что город как центр своего будущего улуса основал в 1220 году царевич Тайбуга, назвав его в честь Чингисхана. А «тура» означает «городок».
Современная историография богаче версиями:
История города
Ранняя история
Часть историков считает, что первоначально Чинги-Тура был столицей улуса Тайбуги — Тайбугинского юрта. Другие локализуют столицу юрта в Кашлыке или вообще относят его возникновение к более позднему времени. Более-менее общепринятой является та точка зрения, что после образования в 1224 году улуса Джучи, будущей Золотой Орды, в его составе появился Тюменский улус со столицей в Чинги-Туре.
Улус относился к той части Золотой Орды, которая управлялась родом Шибанидов. В 1359 году в Золотой Орде начинается Великая замятня, в ходе которой к власти в Орде попытались прийти как раз шибаниды. Благодаря этому значение Тюменского улуса возрастает. Одно время (1396—1406) тюменским ханом был знаменитый Тохтамыш, бежавший сюда после поражения от Тамерлана. Недалеко от Тюмени Тохтамыш и погиб.
Расцвет
В 1428 году Чинги-Тура стала первой столицей Узбекского ханства, основанного Абу-л-хайром, и пробыла ею до 1446 года (18 лет), пока хан не перенёс свою ставку в Сыгнак.
Ибак выпустил серебряные дирхемы, которые выглядели так: с одной стороны — надпись арабской вязью «Султан высочайший Ибрахим хан», с другой — двузубец. Экспансионистскую политику Ибака продолжил его брат Мамук, пытавшийся овладеть Казанским ханством.
Вот что пишет о Чинги-Туре тюменский археолог Наталья Петровна Матвеева:
Здесь объявляли войну и заключали мир, принимали иностранных послов, плели дворцовые интриги. Сюда приходили караваны бухарских и самаркандских послов, прибывали дипломатические миссии, приезжали шейхи — проповедники ислама, знатоки письменности и литературы Востока. Три, а может быть, и четыре века была она одним из форпостов мусульманской культуры в Западной Сибири.
Падение
В 1495 году (предположительно) Ибак был убит представителем тайбугинской династии Мухаммедом, отец которого Мар ранее погиб от рук Ибака. Мухаммед Тайбуга перенёс столицу ханства в свою ставку в Кашлыке (около совр. Тобольска). Вероятно, с этого момента в Сибирском ханстве наступило двоевластие: тайбугины пытались управлять ханством из Кашлыка, а считавшие себя законной династией шибаниды продолжали рассматривать в качестве своей столицы Чинги-Туру. Конец двоевластию положил внук Ибака шибанид хан Кучум, победивший тайбугина Едигера и окончательно перенесший столицу Сибирского ханства в Кашлык.
Считается, что во время похода Ермака город был разграблен и сожжён. Но точно сказать, была ли Чинги-Тура сожжена, нельзя, потому что археологические раскопки не были проведены.
Внешний вид
Внешний вид Чинги-Туры, судя по рисункам в летописи, был таков. Крепость на высоком мысу при впадении Тюменки в Туру, окруженная аж тремя линиями укреплений: рвами и валами.
Мечеть и дворец правителя строились среднеазиатскими зодчими, что подтверждают такие архитектурные элементы, как угловые башенки, геометрические фигуры на фронтоне, квадратные окна высоко под крышей. Для строительства использовались сырцовые глиняные кирпичи, быстро разрушающиеся от времени.
Улицы составляли стоящие рядом юрты. Купола юрт были украшены бунчуком (конский хвост). У внешних ворот города стояли бревенчатые караван-сараи (гостиницы).
Торговля
Чинги-Тура была важным транзитным центром на торговом пути из Средней Азии в Сибирь и далее — за Урал.
Из Самарканда и Бухары сюда везли бумажные и шёлковые ткани, скатерти, одеяла, чай, фрукты, бусы, перстни, ленты, халаты, кольчуги, шлемы, сабли, сбрую, а также рабов. Роскошью считались вино, уксус, мускус, серебряная посуда, китайские чашечки из нефрита. Из Новгорода — котлы, тазы, блюда, топоры, кресала, холсты и, конечно, сибирские меха. Местные правители всегда поощряли торговлю: купцы платили в казну немалые пошлины.
Какая она, Чимги-Тура?
Какая она, Чимги-Тура?
Ярким августовским днем я иду по улице Ленина к зданию бывшей городской Думы, на стрелку высокого мыса между Турой и речкой Тюменкой, откуда начинала строиться Тюмень. Сохранилось ли что-нибудь от городища? И вот стою на краю глубокого оврага, рассеченного надвое широкой асфальтированной дорогой, ведущей к стадиону «Геолог». На другой стороне большого лога стояла когда-то Чимги-Тура.
Царево городище. Цитадель Чимги-Туры.
Как же разобраться, что и где располагалось, что уцелело до наших дней? Начнем с плана.
Самое раннее и обстоятельное описание руин Чимги-Туры содержится в экспликации к плану г. Тюмени 1766 года, снятому после большого пожара. «Начальное заведение и укрепление сего города, — читаем мы в ней, — было самое древнее. Построенное одним ханским сыном Тайбугою еще до владения в Сибири хана Кучума. Онаго укрепления остатки и теперь довольно видны, под литерою А называетца Царево городище. Окружено с трех сторон глубокими боераками и речкой Тюменкой. Под литерою В лог глубиною 3 сажени шириною 15 сажен. Об оном логе сыздревле слышитца, што оной был сначала зделан рвом, который составлял тому городищу с сей стороны укрепление. Под литерою С называетца Болшое городище, а под литерою Д Малое городище. Под литерою Е вал шириною 2 аршина. При ем ров шириною 1 сажень глубиною 1 1/2 сажени. Город назывался Цимги-Тура. Под литерою F наружной вал шириною 2 сажени вышиною 2 аршина. При ем ров шириною 1 1/2 сажени глубиною 1 1/2 аршина».
Схема укреплений Чимги-Туры с плана г. Тюмени 1766 года.
Попробуем сверить с другими схемами. Вот позднейший план Тюмени, характеризующий ее застройку в конце XVII века. Напротив Тюменского острога через лог отмечено только Царево городище. Но зато — и это очень важно — на левом берегу Туры на месте современного Парфенова показана Большая, почти в треть общей застройки, татаро-бухарская слобода. А позднее на схеме XIX века как Чимги-Тура представлена опять только часть памятника, его цитадель. Видимо, рельеф сгладился, какая-то доля информации была утрачена. Значит, ориентироваться надо на план, снятый в 1766 году на местности.
Схема застройки г. Тюмени XVII в.: 1- Царево городище; 2 — татаро-бухарская слобода.
При внимательном рассмотрении видим, что на нем есть несоответствие. Почему-то Большим городищем называется меньшее по площади, а Малым, наоборот, большее. Ведь Чимги-Тура располагалась на двух мысах: большом, находящемся между Ключевым логом и глубоким оврагом, и малом, между оврагом и широким логом вдоль улицы Спасской (Ленина), выходящим к устью речки Тюменки, еще его называли озером Лямин (Лямин-Куль). Поэтому Большим городищем должно называться юго-западное, а Малым — северо-восточное, ну а цитадель на островке близ Малого — это уже известное нам Царево городище.
Ошибки, кстати, не допустил, описывая Чимги-Туру, известный краевед XIX века Н. А. Абрамов. Он отмечал, что укрепления татарского города состояли из двух линий. Первый ров с валом начинался от лога, ближайшего к улице Спасской, и был самым длинным, почти в 600 саженей (на плане по литерой F). Второй располагался против Большого городища (на плане под литерой Е). Таким образом, Н. А. Абрамов Большим называет то, которое больше по площади и сильнее укреплено, что вполне логично. О третьей линии обороны он не упоминает. Как и в случаях со схемами XVIII и XIX веков, надо думать, это объясняется начавшимися разрушениями памятника. Участок Чимги-Туры, обозначенный литерой Д, не имел искусственных укреплений и являлся селищем, обитатели которого в случае военной угрозы бросали свои дома и прятались за городской стеной.
План г. Тюмени XIX в.: 1 — Царево городище.
Первый испуг от сопоставления громады стадиона, расположившегося в самом центре древней Чимги-Туры и небольшого уцелевшего останца, на котором находилось Царево городище, проходит. Обойдя его с трех сторон, успокаиваюсь: при строительстве уничтожены, видимо, только вал и ров. Жилая площадка цитадели, конечно, тоже пострадала — от частной застройки, копки грядок, ям, погребов, но культурный слой, похоже, здесь уцелел. В худшем состоянии Малое городище — участок высокого, естественно укрепленного останца между двумя логами, ныне находящийся под кварталами домов от улицы Пере копской до стадиона. От музея видна северная граница — склон лога, занятый огородами и гаражами. Где-то дальше к югу должно быть Большое городище…
В прошлом Чимги-Тура была почти неприступной крепостью, воздвигнутой на высоком мысу, защищенном оврагами и рекой. А наиболее труднодоступная его часть для надежности была превращена в остров. Для этого поперек мыса прокопали широкий ров, который впоследствии, размываемый талыми водами, превратился в лог, будто бы самой природой созданный для защиты цитадели.
Еще нагляднее представить себе, как выглядела столица Тюменского ханства, позволяет старинный рисунок Кунгурской летописи. Он изображает, правда, не Чимги-Туру, а Кизыл-Туру, крепость хана Онсома в устье реки Ишим. На самой стрелке мыса стояли мелеть и дворец правителя. Судя по архитектуре — угловым башенкам, украшенному геометрическими фигурами фронтону, квадратным прорезям окон, расположенных высоко под крышей, — резиденции ханов и шейхов строились среднеазиатскими зодчими. И можно предполагать, что их воздвигали в скором для исполнения варианте — из сырцовых глиняных кирпичей, быстро разрушающихся от времени.
Рисунок городка сибирских татар Кизыл-Тура из Кунгурской летописи.
Улицы образовывали стоящие рядами юрты. Купол каждой был украшен бунчуком — развевающимся конским хвостом. Двурогий бунчук обозначал юрту десятника, трехрогий — сотника. На рисунке в укрепленной части города юрты изображены с трех-, пятирогими навершиями, а купол ханской резиденции увенчивает восьмирогое украшение. Значит, все это жилища кочевой по происхождению знати — потомки кипчаков, монголов, ногайцев, окружавших себя слугами, женами, танцовщицами. Юрты группируются по две, три, пять, видимо, отражая расселение семейных кланов. Покрывали эти легкие переносные жилища войлоками, на пол стелили кошмы и ковры, из войлоков и пуховиков складывали лежанки. Около жилищ держали наготове верхового коня, а остальной скот пасся у реки под присмотром пастухов.
За пределами цитадели — на селище — стояли полуземлянки, обмазанные глиной или обложенные дерном, в которых жило местное население, подвластное чужеродным ханам.
У внешних ворот Большого городища располагались бревенчатые караван-сараи с очагами-чувалами внутри. Их окружали навесы со стойлами для лошадей и верблюдов, легкие постройки, служившие складами для палаток, котлов, запасов пищи, товаров, всего того, что составляло снаряжение караванов.
Представьте себе: толчея, гомон, блеянье овец и мычание коров, крики погонщиков. Везде телеги с высокими колесами, кучи дров, сена, тюки, мешки с зерном, костры. В общий шум города вливаются и голос муэдзина, созывающего на молитву, и объявления глашатая, и ccopы торговцев. Время от времени из ворот выезжают сборщики ясака, гонцы. По дороге им предстоят остановки на почтовых постах, где ждут свежие лошади.
У жилищ знати суетятся слуги, лениво переговаривается охрана. Люди входят и выходят, от жаровен с горячими углями пахнет дымом, к которому примешивается аромат готовящейся пищи. Закутанные женщины с кувшинами и котелками спускаются к реке за водой. Жизнь в городе кипит.
В столице обширного ханства происходит много событий. Чимги-Тура стояла на торговом пути из Средней Азии в сибирские земли. Осенью сюда приходят нагруженные товарами караваны из Бухары и Самарканда. Они доставляют бумажные и шелковые ткани, паласы, скатерти, пологи, кошмы, одеяла, сафьян, чай, сушеные фрукты, бусы, перстни, мониста, ленты, а также рабов. Охотно покупают жители северной столицы стеганые халаты, шубы, кушаки, кольчуги, шлемы, сабли, сбрую, нарядные пояса с серебряными и медными накладками.
Не боятся купцы холода — остаются зимовать, строят лавки, дома. Да и не только торговый интерес вел многих из них: кто искал новое поле деятельности и хотел здесь поселиться с семьею, кто одновременно был соглядатаем враждующей династии. Запасаются товаром на обратную дорогу все больше русским да из Поволжья. В Чимги-Туру везут его из-за Урала.
В Бухаре изделия новгородских мастеров — котлы, тазы, блюда, топоры, кресала, холсты ценятся высоко, так же, как и сибирские меха — соболя и лисицы.
Наверное, время от времени появлялись на базаре и всякие редкости: дорогой подарок господина верному слуге, проданный в нужде вдовою, или отнятые разбоем посольские дары, или военные трофеи. Предметами роскоши считались вино, уксус, мускус, ткани из шерсти белого верблюда — «Белый войлок почета», серебряная посуда, лаковые и нефритовые китайские чашечки, шелковые платья, вышитые золотыми и серебряными цветами.
Торговлю поощряют, купцов жалуют на ханских приемах, ведь они платят в казну немалые пошлины с каждого вьючного верблюда да отдельно налоги с продажи вина, уксуса, соли, цветных и черных металлов.
Надеясь получить дополнительные сведения о том, как выглядела Чимги-Тура, перелистываю старинные описания Тюмени. Г. Ф. Миллер и И. И. Лепехин приводят лишь краткие характеристики городища, ничем не дополняющие экспликацию 1766 г. У П. С. Палласа и Д. Г. Мессершмидта нет о нем ничего, у И. П. Фалька, В. В. Радлова — тоже. В ожидании ценных подробностей просматриваю «Историю Сибири» П. А. Словцова, статьи нашего земляка И. Я. Словцова — напрасно.
Берусь за книги современных историков, но в них Чимги-Тура упоминается лишь в связи с походом Ермака. Досадно, что за все четыре минувших столетия столицей Тюменского ханства интересовались лишь академики Петровской эпохи да краевед Н. А. Абрамов.
Настораживает и полное отсутствие находок с Чимги-Туры в нашем музее, даже каких-либо упоминаний о таковых нет. Никакого сравнения с Искером, более поздней и кратковременно существовавшей столицей Сибирского ханства! Там многократно проводились раскопки, в последний раз в 1993 году силами нескольких научных учреждений. Результаты работ публиковались, богатейшая коллекция из раскопок находится в экспозиции! Как же так получилось с Чимги-Турой?
Читайте также
Ив Тура в Льеж
Ив Тура в Льеж В отличие от Древнего Рима в средневековой Европе не было мощёных дорог. Идеальной считалась такая дорога, где три лошади могли пройти рядом или «где может проехать невеста, не зацепив воз с покойником».В дождливое время дороги становились непроходимыми.
Какая улица ведёт к Храму?
Какая улица ведёт к Храму? До тех пор, пока М.С. Горбачёв не провозгласил курс на радикальное обновление советской экономики и политической системы, до тех пор, пока не была взята на вооружение идея «нового мышления», он демонстрировал верность старым идеологическим
или Какая она была?
или Какая она была? До сих пор множество людей всерьез полагают, что история не знает сослагательного наклонения. Было — значит, только так и могло быть. А если даже и могло быть не так, какая разница?! Ведь состоялось то, что состоялось, и ничего больше. Какой смысл в
Какая это победа?
Какая это победа? — Некоторые писатели рассуждают так. Какая это победа? Это не победа. Мы тридцать пять миллионов потеряли людей во время войны.— Это как раз такие люди говорят, из-за которых нам так трудно достается победа, — живут предрассудками.— Россия, мол, все
Какая странная премия…
Какая странная премия… В 1990-х годах вышел в переводе на русский язык американский двухтомник «Лауреаты Нобелевской премии». Даны биографии всех без исключения 552 лауреатов (не считая коллективных, так сказать, премий). Даны с портретом каждого и подробной библиографией:
3.5. Охота на «Тура»
3.5. Охота на «Тура» Ему бы пеночки не слизывать. Ему бы лишь — руби да бей! Да чтобы сёстры ходили с клизмами, Да чтобы было сто рублей. Даниил Хармс. «Ваньки-встаньки» Об этом человеке следует рассказать в отдельной главе. Потому что как бы к нему не относились соратники,
Экономика: какая была дань?
Экономика: какая была дань? Несколько раз я упоминал о дани, но вскользь. Не грех повторить и сказать подробней. У нас ведь слово «дань» — пугало. Как только зайдет речь о нынешнем тяжелом экономическом положении, так сразу возникает слово «дань». Мол, правительство
Тура Тура был мужем Раукура-матуи, отцом Ира-ту-рото и другом Виро. Виро был его настоящим и единственным другом. Поэтому когда Виро пригласил его отправиться странствовать по морю, Тура согласился. Вскоре лодки были спущены на воду, и берег остался позади. Путешественники
Какая дорога ведет в храм?
Какая дорога ведет в храм? Индуизм предоставляет своим приверженцам самые разнообразные возможности для проявления религиозных чувств; кажется, в нем есть все мыслимые божественные манифестации, пригодные для почитания адептов: бога почитают и как абстрактный символ, и
«Воля», какая она была
«Воля», какая она была «Давно прошли те времена, когда Иван Грозный за непослушание рубил боярам головы. Прошли и те времена, когда Петр им бороды резал. Нынешним царям с дворянством спорить не приходилось. Пусть сословие и выродилось к тому времени до предела, однако
8.12. Молодежь – какая она и чем интересуется?
8.12. Молодежь – какая она и чем интересуется? В привокзальном районе крупного города на улице к вам может подойти юное создание с взъерошенными фиолетовыми волосами и затуманенным взором и попросить у вас немного денег – на наркотики. Кое-кто из подростков не может найти
Глава 3 Какая демократия
Глава 3 Какая демократия 3. 1. Минимальный набор: семь признаков демократии Выше мы пытались привести теоретические доводы в пользу Демократии. Существенный вопрос, однако, состоит в том, какими конкретными механизмами обеспечиваются ее достоинства. Ясно, что эти
Месса в соборе города Тура
Месса в соборе города Тура Вечерня шла к концу. Архиепископ Гелий Бурдэйский поднялся со своего места, чтобы самому благословить верующих. Проповедь была длинная, служба затянулась до ночи, и глубокая темнота воцарилась в некоторых частях этого прекрасного храма,
«Какая там Джуда?»
«Какая там Джуда?» Пробив мощную двойку в челюсть Заба Джуде, от которой он упал, поднялся и снова упал (бой был остановлен), Константин Цзю завоевал титул абсолютного чемпиона мира в первом полусреднем весе по версии
51. Какая Конституция нам нужна
51. Какая Конституция нам нужна 23.12.2015, «Открытая Россия»58 Вступление Михаила Ходорковского в дискуссию о будущей российской Конституции и организация публичного обсуждения этой темы – крайне важный шаг. Хотелось бы, чтобы эта дискуссия вовлекла как можно больше
Чинги-Тура
Чинги́-Тура́ (Чингидин, Чингий, Чимги-Тура, Цымгэ-Тура, Жанги-Тура; сиб. Цымҡы-тора) — столица Тюменского улуса Золотой Орды, впоследствии Сибирского ханства, Узбекского ханства и Большой Орды. Ныне памятник археологии «Царёво (малое) городище».
Содержание
Название
Проезжая в 1741 году через Тюмень, основоположник современной российской историографии Г. Ф. Миллер записал в своём дневнике:
Сам Г. Ф. Миллер поддержал версию тобольского воеводы П. И. Годунова, что город как центр своего будущего улуса основал в 1220 году царевич Тайбуга, назвав его в честь Чингисхана. А «тура» означает «городок».
Современная историография богаче версиями:
История города
Ранняя история
Часть историков считает, что первоначально Чинги-Тура был столицей улуса Тайбуги — Тайбугинского юрта. Другие локализуют столицу юрта в Кашлыке или вообще относят его возникновение к более позднему времени. Более-менее общепринятой является та точка зрения, что после образования в 1224 году улуса Джучи, будущей Золотой Орды, в его составе появился Тюменский улус со столицей в Чинги-Туре.
Улус относился к той части Золотой Орды, которая управлялась родом Шибанидов. В 1359 году в Золотой Орде начинается Великая замятня, в ходе которой к власти в Орде попытались прийти как раз шибаниды. Благодаря этому значение Тюменского улуса возрастает. Одно время (1396—1406) тюменским ханом был знаменитый Тохтамыш, бежавший сюда после поражения от Тамерлана.
Расцвет
В 1428 году Чинги-Тура стала первой столицей Узбекского ханства, основанного Абу-л-хайром, и пробыла ею до 1446 года (18 лет), пока хан не перенёс свою ставку в Сыгнак.
Ибак выпустил серебряные дирхемы, которые выглядели так: с одной стороны — надпись арабской вязью «Султан высочайший Ибрахим хан», с другой — двузубец. Экспансионистскую политику Ибака продолжил его брат Мамук, пытавшийся овладеть Казанским ханством.
Вот что пишет о Чинги-Туре тюменский археолог Наталья Петровна Матвеева:
Здесь объявляли войну и заключали мир, принимали иностранных послов, плели дворцовые интриги. Сюда приходили караваны бухарских и самаркандских послов, прибывали дипломатические миссии, приезжали шейхи — проповедники ислама, знатоки письменности и литературы Востока. Три, а может быть, и четыре века была она одним из форпостов мусульманской культуры в Западной Сибири.
Падение
В 1495 году (предположительно) Ибак был убит представителем тайбугинской династии Мухаммедом, отец которого Мар ранее погиб от рук Ибака. Мухаммед Тайбуга перенёс столицу ханства в свою ставку в Кашлыке (около совр. Тобольска). Вероятно, с этого момента в Сибирском ханстве наступило двоевластие: тайбугины пытались управлять ханством из Кашлыка, а считавшие себя законной династией шибаниды продолжали рассматривать в качестве своей столицы Чинги-Туру. Конец двоевластию положил внук Ибака шибанид хан Кучум, победивший тайбугина Едигера и окончательно перенёсший столицу Сибирского ханства в Кашлык.
Считается, что во время похода Ермака город был разграблен и сожжён. Но точно сказать, была ли Чинги-Тура сожжена, нельзя, потому что археологические раскопки не были проведены.
Внешний вид
Внешний вид Чинги-Туры, судя по рисункам в летописи, был таков. Крепость на высоком мысу при впадении Тюменки в Туру, окруженная аж тремя линиями укреплений: рвами и валами.
Мечеть и дворец правителя строились среднеазиатскими зодчими, что подтверждают такие архитектурные элементы, как угловые башенки, геометрические фигуры на фронтоне, квадратные окна высоко под крышей. Для строительства использовались сырцовые глиняные кирпичи, быстро разрушающиеся от времени.
Улицы составляли стоящие рядом юрты. Купола юрт были украшены бунчуком (конский хвост). У внешних ворот города стояли бревенчатые караван-сараи (гостиницы).
Торговля
Чинги-Тура была важным транзитным центром на торговом пути из Средней Азии в Сибирь и далее — за Урал.
Из Самарканда и Бухары сюда везли бумажные и шёлковые ткани, скатерти, одеяла, чай, фрукты, бусы, перстни, ленты, халаты, кольчуги, шлемы, сабли, сбрую, а также рабов. Роскошью считались вино, уксус, мускус, серебряная посуда, китайские чашечки из нефрита. Из Новгорода — котлы, тазы, блюда, топоры, кресала, холсты и, конечно, сибирские меха. Местные правители всегда поощряли торговлю: купцы платили в казну немалые пошлины.