Что такое честный знак для предпринимателей обувь
Как продавать обувь с маркировкой производителю, оптовику и в розницу
Продажа обуви с маркировкой Честный ЗНАК стала обязательной с 1 июля 2020 года. Каждая обувная пара должна быть промаркирована уникальным DataMatrix кодом.
Цель введения новых правил — сократить количество поддельной некачественной продукции на отечественном рынке, тем самым защитить честных предпринимателей и потребителей. В данной статье расскажем как продавать обувь с маркировкой и отгружать в B2B.
Продажа обуви с маркировкой производителем
Для продажи обуви с маркировкой производителям нужно вступить в GS1 и получить GTIN. Это описание вашего товара в международной базе товаров, действующий по всему миру. GS1 — международная организация по стандартизации учета и штрихового кодирования логистических единиц. Вступление в Ассоциацию — единственный способ получить GTIN. Для этого нужно оплатить взнос и описать товары.
В России ее представителем является «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Членство в организации подтверждается свидетельством. Участие в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» дает возможность пользоваться всеми глобальными ключами идентификации: GTIN, GLN (номер, определяющий локацию юридических лиц и их подразделений), SSCC (серийный номер транспортной упаковки).
После вступления в Ассоциацию необходимо получить доступ к системе Честный ЗНАК, чтобы оформлять произведенную продукцию, заказывать на нее коды маркировки в формате DataMatrix и вводить в оборот для последующей реализации.
Если вы являетесь крупным производителем, можно подать заявление на подключение к регистратору эмиссии кодов (система криптографической защиты). Далее нужно заказать коды, приобрести оборудование для печати этикеток, 2d-сканер.
После получения сгенерированных DataMatrix кодов, можно приступать к нанесению кодов маркировки. Коды маркировки следует наклеивать на ярлык или упаковку. Важно наносить штрих-код таким образом, чтобы его было удобно считывать.Требования к его нанесению содержатся в ГОСТ-Р ИСО/МЭК 16022-2008.
Теперь нужно ввести товар в оборот в «Честном ЗНАКе». Ему будет присвоен статус «Код маркировки в обороте. Товар в обороте». В противном случае товар находится в статусе «код маркировки нанесен», а его продажа является правонарушением.
Теперь о том, как продать производителю маркированную обувь оптовику.
Хотим отметить, что процесс схож с отгрузкой обуви импортёром. При торговле B2B все участники оборота должны быть зарегистрированы в системе маркировки.
Также необходимо получить УКЭП, подключить ЭДО для обмена документами с контрагентами. «Честный ЗНАК» предоставляет бесплатный тариф ЭДО Лайт всем пользователям при регистрации в системе. Но у него есть ограничения: функционал ЭДО Лайт позволяет работать только с маркированными товарами. Если же организация уже подключена к другой системе ЭДО, можно продолжать пользоваться ею (при условии, что ЭДО интегрирована с «Честным ЗНАКом»).
Производитель уведомляет оптовика о предстоящей сделке через универсальный передаточный документ (УПД).
Как происходят отгрузка и приемка:
Если же покупатель не зарегистрирован в системе «Честный ЗНАК», он не сможет принять марки от продавца. А значит реализация обувных изделий будет административным правонарушением.
При передаче продукции по контрактам, предусматривающим переход права собственности нужно сформировать соответствующий документ и направить его в систему маркировки.
Важно отметить, что при передаче товаров оптовому покупателю с целью их дальнейшей продажи, товары сохраняют статус «в обороте». А выводятся из оборота только после продажи конечному потребителю.
Но есть несколько случаев, когда при передаче оптовику товары выводятся из оборота:
Так оптовик получает маркированную обувь от изготовителя или импортера.
Преимущества GetMark для производителей и оптовиков:
Продажа обуви с маркировкой оптовиком ритейлеру
Товар маркирует производитель (импортные — импортер). Остальные же участники оборота передают в систему сведения о получении и дальнейшем движении товара. Далее расскажем, как продавать оптовому продавцу обувь с маркировкой в магазин (B2B отгрузка).
Участники сделки должны быть зарегистрированы в «Честном ЗНАКе», быть подключенными к ЭДО, иметь УКЭП, 2d-сканеры.
Продажа продукции розничному продавцу (ритейлеру) происходит также через обмен УПД. Продавец подписывает его УКЭП и передает вместе с кодами маркировки в Честный ЗНАК.
Ритейл считывает код каждого товара, данные отправляются в систему маркировки, подписывает УПД и не позднее трех рабочих дней после даты, указанной в документе, направляет сведения в систему.
Смена владельца товаров происходит автоматически в личных кабинетах отправителя и получателя.При передаче товаров оптовым продавцом розничному магазину товары не выводятся из оборота. Покупатель берет товары на реализацию, он же потом выводит их из оборота при продаже в розницу на кассе.
Преимущества GetMark для оптовых поставщиков:
Продажа маркированной обуви в розницу
Как продавать и пробивать магазину маркированную обувь в розницу:
Через ЭДО розница получает универсальные передаточные документы от поставщика во время отгрузки. Собственник товаров меняется в системе маркировки автоматически. Вывод товара из оборота (реализация в розницу физическим лицам) происходит следующим образом.
Кассир сканирует DataMatrix с упаковки, онлайн-касса передает данные в ОФД, код добавляется в чек. ОФД отправляет данные в ФНС и ЦРПТ. Теперь товар продан, система снимает его с учета.
В случае с интернет-торговлей реализация товара происходит аналогичным способом. При получении товара от поставщика магазин сканирует код на упаковке товара и вносит его в систему учета. Если покупатель оплачивает покупку онлайн, продавец вкладывает чек с кодом в посылку. Если оплата происходит при получении, курьер или сотрудник почты передают чек с кодом покупателю.
Чтобы продавать обувные товары на рынке, их также следует промаркировать.
Если код выведен из оборота и покупатель оформляет возврат, то этикетку нужно отсканировать и вернуть товар в магазин. После повторно ввести код и товар в оборот и выставить на продажу. Код маркировки имеет неограниченный срок действия.
В случае повреждения этикетки с кодом, обувной магазин должен наклеить новую. Если этикетка повреждена, но код можно идентифицировать, то ее можно распечатать заново. В противном случае изделие подлежит перемаркировке — нужно получать новый код и клеить этикетку.
Преимущества GetMark для розничных магазинов:
Если у вас остались вопросы по процессу продажи и передачи маркированной обуви, сотрудники GetMark бесплатно проконсультируют вас по данной теме.
Маркировка обуви: как участникам рынка подготовиться к новым требованиям
C 1 июля 2020 года запрещается производство, импорт, оптовая и розничная продажа немаркированной обуви. Для участников рынка становится обязательной передача сведений о товаре, который вводится в оборот, в систему маркировки «Честный знак».
Содержание:
К процессу маркировки имеют отношение все участники оборота: производители, импортеры обувных товаров, организации розничной торговли и оптовики.
К обувным товарам, согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Министерством промышленности и торговли РФ 03.09.2018, относится продукция из товарной группы «Обувь». В нее входят различные типы обуви, в том числе галоши и спецобувь. Такие параметры, как фасон и размер, назначение, способ производства или материалы, из которых обувь изготовлена, значения в рамках маркировки не имеют.
Этапы маркировки обуви
Участникам рынка изначально был выделен определенный период на то, чтобы провести маркировку остатков и приступить к полноценному обороту только маркированного товара. Каждый участник рынка должен подключиться к системе маркировки «Честный знак», научиться получать коды маркировки и маркировать все обувные товары.
Внедрение маркировки обуви включает три больших этапа:
1-й этап. С 1 июля 2020 года — старт обязательной маркировки обуви.
То есть с 1 июля запрещены производство и импорт обуви без маркировки, а также оптовая и розничная продажа немаркированной обуви. Становится необходимой передача сведений о производстве, импорте, оптовой и розничной продаже в систему маркировки «Честный знак».
2-й этап. С 1 августа без маркировки становится невозможен импорт товаров, приобретенных до 1 июля 2020 года.
Промаркировать такие товары необходимо строго до 1 августа 2020 года.
3-й этап. К 1 сентября 2020 года закончится маркировка остатков обуви, произведенных или приобретенных до 1 июля 2020 года.
К 1 сентября нужно успеть промаркировать все остатки, которые есть на складах, для того, чтобы правильно продавать, реализовывать маркированную обувь.
После 1 сентября реализация немаркированной обуви полностью запрещается.
Кто и когда маркирует товар
В процессе производства товара производитель должен выполнить полный цикл: описать товар, получить код товара, заказать коды маркировки, наклеить их на каждую единицу товара. Только после этого он либо вводит маркированный товар в оборот, либо это делается автоматически при первой передаче прав собственности на товар.
Во-первых, импортер должен передать этикетки с Data Matrix кодом на производство или на логистический склад. Во-вторых, нанести средства идентификации на товар (до помещения товара под таможенные процедуры).
Это необходимо для того, чтобы иметь возможность далее снова ввести товар в оборот и продавать его на законных основаниях.
В отличие от табака, где средство идентификации с кодом маркировки наносится непосредственно на потребительскую упаковку, в ситуации с обувью это средство идентификации отделяемое от товара, а значит, оно может легко потеряться (коробки портятся, бирки затираются). Поэтому при обороте товара может потребоваться перемаркировка — нанесение нового кода в случае утери старого. Следовательно, необходимость заказывать коды может возникнуть у всех участников рынка на любом этапе оборота.
Как промаркировать и ввести в оборот товар правильно
Для получения кода товара сначала важно описать товар по полному атрибутивному составу (если это новый товар). Полное описание товара включает:
Описание остатков товара возможно по короткому атрибутивному составу, при это нужно указать:
Возможность описать товары по сокращенному атрибутивному составу останется только до 1 сентября 2020 года.
Можно ли после заказа кода маркировки изменить способ выпуска («ввезен в РФ», «произведен в РФ» и т.д.)?
Изменить способ выпуска товаров после печати этикеток с Data Matrix кодом в системе невозможно.
Чтобы впоследствии правильно ввести товар в оборот, необходимо повторно заказать коды маркировки с правильным способом выпуска товара.
Код маркировки для обуви
Код маркировки представляет собой уникальную последовательность из букв и цифр в формате Data Matrix на средстве идентификации. Поэтому его необходимо заказывать на каждую единицу товара, то есть на каждую пару обуви будет свой код маркировки.
Он состоит из GTIN (код товара, который вы получаете, когда описываете товар), серийного номера и кода проверки.
После того как вы описали товар и получили код товара, нужно на каждую единицу товара в конкретной партии заказать коды маркировки.
Для этого необходимо указать следующие атрибуты:
Коды маркировки должны быть введены в оборот до предложения товара к месту продажи. Например, если вы произвели обувь и пока не собираетесь ее продавать, вы можете и не вводить в оборот данный товар. Но при передаче прав собственности, при реализации непосредственно в месте продажи данный товар должен быть введен в оборот — об этом должны быть поданы сведения в систему «Честный знак».
Срок хранения заказанных кодов маркировки
Срок действия маркировки бессрочен. Но важно в срок не позднее 60 рабочих дней забрать заказ на коды маркировки из системы управления заказами (СУЗ), чтобы преобразовать их в средство идентификации. Такое требование устанавливает п. 49 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860.
В противном случае заказ будет аннулирован, и вам придется создавать новый заказ.
Как наносить коды маркировки на обувь
Коды маркировки наносятся на потребительскую упаковку или на товары или на товарные ярлыки обувных товаров.
Средство идентификации наносится на каждое средство товара — так, чтобы его было удобно считывать впоследствии.
Требования к участникам
Чтобы присоединиться к процессу маркировки товаров, участники оборота должны иметь:
Участники, занимающиеся розничной продажей обувной продукции и к которым предъявляются требования о применении ККТ, должны:
Остатки товара: как ввести в оборот?
После того, как вы описали остатки товара, заказали коды маркировки и нанесли средства идентификации на товар, нужно ввести остатки товара в оборот.
Следующие действия включают несколько шагов:
После отправки документа в систему в реестре документов можно отследить, обработан ли он. А в реестре товаров можно убедиться, что товары введены в оборот. Только после этого остатки обуви можно продавать.
Импортеры обуви: кому, когда и как заказывать коды маркировки?
Прежде чем ввести товар на территорию РФ товар, импортер должен заказать коды маркировки, передать Data Matrix коды либо на производство, либо на таможенный склад, где можно осуществить их нанесение на товар.
При этом в декларации на товары в 31-й графе необходимо указать коды идентификации или коды идентификации транспортных упаковок или агрегированный таможенный код всей партии товара, которую вы планируете ввести в РФ. Такое требование определено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.11.2019 № 204.
Агрегированный таможенный код формируется в системе «Честный знак». Вы можете его сформировать, указав в нем коды идентификации товара, которые собираетесь ввести. Уже непосредственно после этого вы можете указать в 31-й графе только агрегированный таможенный код.
Сведения в систему «Честный знак» о маркированных обувных товарах после 1 июля 2020 года не поданы. Чем это грозит?
Если производитель не подал сведения о вводе в оборот товара, то оборот этого товара невозможен. Электронный документооборот требует вносить все маркированные товары, которые подлежат передаче другому собственнику в рамках договоров покупки, агентских договоров или договоров комиссии.
Если сведения не подаются розницей, то возможны жалобы покупателей. Для этого разработано специальное мобильное приложение. На продавца подается жалоба в системе «Четный знак». Далее она рассматривается и передается в контролирующие органы. Административной ответственности избежать не получится.
Ответственность установлена ст. 15.12 КоАП РФ — это штрафы с конфискацией предметов административного правонарушения:
Решения для участников рынка
Маркировка товаров — это совокупность бизнес-процессов, поэтому участникам рынка часто необходимо комплексное решение для их автоматизации. Такие решения для разных сегментов и разных бизнес-сценариев предлагает компания СКБ Контур, которая выступает оператором ЭДО и фискальных данных.
Решение для обувной розницы
В Контур.Маркете для работы с маркированной обувью планируется:
Вывод из оборота, то есть передача данных о продаже маркированной обуви в систему «Честный знак» производится через ОФД. Контур.ОФД поддерживает передачу данных о маркированной обуви в систему «Честный знак».
Приобретая Контур.Маркет и Контур.ОФД одновременно, вы получаете полноценное решение для выполнения всех требований регулятора, с минимумом настроек.
При необходимости вы можете приобрести отдельно Контур.Маркет и отдельно Контур.ОФД. Эти продукты могут работать с решением другого поставщика.
Заказать комплект для торговли
Решение для производителей и импортеров
Тем, кто занимается производством товаров в России или ввозит их в страну и отгружает другим юрлицам, может быть полезно комплексное решение. Оно включает:
Заказывайте коды маркировки на всю партию товара, формируйте транспортные упаковки и коды-агрегаты, наполняйте УПД кодами, передавайте права собственности на товар другому юрлицу.
Решение для оптовиков и дистрибьюторов обуви
Есть решение для компаний, которые закупают товар у российских юрлиц и отгружают его другим юрлицам с приёмкой через УПД в ЭДО.
С его помощью можно:
Принимайте проверенные коды маркировки и сверяйте их с УПД во время приёмки. Минимизируйте возвраты отгруженного товара.
СКБ Контур является крупнейшим оператором ЭДО. К системе Диадок подключены более 850 000 юридических лиц, многие из которых — ваши партнеры.
Система Диадок позволяет обмениваться с контрагентами любыми электронными документами, УПД с кодами маркировки продукции. Диадок автоматически передаст необходимые данные в систему «Честный знак».
Отправлять и получать электронные документы можно прямо из учетной системы. Доступны все возможные варианты интеграции:
ЭДО можно начинать внедрять уже сейчас, не дожидаясь старта маркировки. Вместе с внедрением СКБ Контур помогает с активацией контрагентов.
Контур.EDI – это электронный обмен EDI-сообщениями между торговыми сетями и поставщиками. Система позволяет синхронизировать данные в учетных системах торговых партнеров (включая синхронизацию данных по отправленным/принятым маркированным товарам, сверку кодов маркировки) и формировать на основе выверенных данных корректные бухгалтерских документы.
Услуги удостоверяющего центра
Для работы в системе ЭДО и входа в личный кабинет системы «Честный знак» нужна квалифицированная электронная подпись. Если в вашей компании электронная подпись нужна более чем 30 сотрудникам, подключите Корпоративный центр регистрации:
Также потребуется подключение ОФД, что позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции. Данные о продаже через ККТ маркированного товара в систему «Честный знак» отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.
При подготовке материала использовалась актуальная информация онлайн-конференции «Обязательная маркировка товаров: как подготовиться к изменениям и внедрить», организатором которой выступила компания СКБ Контур.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Маркировка остатков обуви — информация и инструкция на 2021 год
С 1 июля 2020 года обувная отрасль живет по новым правилам. Каждой паре на прилавке магазина или в отгруженной с фабрики паллете соответствует свой цифровой код. Называется он дата матрикс и напоминает QR кодировку. Но внедрение обязательной маркировки — это не просто появление еще одного знака на коробке. Обязательная маркировка перестраивает бизнес-процессы всех участников обувного рынка: производителей, поставщиков импорта, оптовых дистрибьюторов, интернет-магазинов и розничной торговли.
Маркировка остатков обуви в 2021 законодательно ограничена по времени и выделена в отдельный процесс. Ранее для данной категории товаров последней датой ввода кодов в оборот было 31 августа 2020 года. Если ваша компания все еще не подключена к системе, обратитесь к специалистам GetMark, наш сервис поможет наладить маркировку на предприятии в короткий срок. Инструкцию и всю информацию о возможности, а также последовательности маркировки обувных остатков читайте в этом обзоре.
за 5 минут узнаете,
как можно решить вопрос с маркировкой
Для экономии Вашего времени
В 2021 году обувь на складе, в магазине и в пути должна иметь этикетку с цифровым кодом. Сведения о самой продукции и его передвижении от собственника к новому собственнику фиксирует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Нереализованный товар, который был импортирован, произведен или закуплен до старта маркировки, собственник сам вносит в систему «Честный Знак» и проклеивает этикетками коробки. Этот процесс называется маркировка остатков.
Маркировка остатков обуви — сроки и продление
С самого начала внедрения системы прослеживания для обувной отрасли, предприниматели задаются вопросом: Продлят ли маркировку остатков обуви?
Дело в том, что регистрация участников в Честном Знаке стартовала еще в июле 2019 года, но основные этапы пришлись на непростой для торговли 2020 год.
В новый 2021 год обувная отрасль вошла с полностью запущенной цифровой маркировкой. Однако, даже крупный ритейл столкнулся со сложностями в выполнении требований законодателей: не смог полноценно перестроить процессы и уложиться в сроки нанесения марок на весь ассортимент.
Крайний срок маркировки обувных остатков несколько раз переносился. Первоначально назначенную дату, 1 марта 2020 года, отменило Правительство и новой конечной точкой стало 1 сентября 2020 года.
Но в начале 2021 года появился очередной повод считать, что маркировку для обувной отрасли планируют продлить. На государственном сайте был опубликован проект нормативного акта о продлении маркировки обувных остатков, в нем был обозначен новый предполагаемый срок — 1 апреля 2021 года, затем его изменили. Подробности о новых сроках и условиях отсрочки рассказывает обзор в нашем блоге под названием «Продление маркировки остатков обуви».
Сколько можно продавать маркированные остатки обуви
Срок реализации маркированных остатков обуви в нормативных актах никак не ограничивается. Как только нанесен штрихкод дата матрикс и информация внесена в систему «Честный Знак» цифровая маркировка начинает «работать», но никак не влияет на длительность жизненного цикла товара. Код маркировки будет активен до момента продажи конечному покупателю или вывода из оборота собственником продукции, например, при списании брака.
Однако учитывайте, что срок хранения кода, оплаченного и выпущенного в системе «Честный Знак» длится шестьдесят рабочих дней. Если за этот период код не введен в оборот — он аннулируется. Чтобы такого не случилось, следите за окончанием отведенного для активации периода. Например, сервис GetMark сам отслеживает текущий статус кода и информирует, если срок ввода в оборот в системе заканчивается.
Что делать с остатками обуви
Оставшаяся на складе или в торговом зале обувь без дата матрикс после 1 сентября 2020 года стала для предпринимателей источником проблем. Срок, отведенный для регистрации нереализованных товаров в системе мониторинга, завершился, но многие не решались утилизировать на свой страх и риск. Немаркированная продукция приравнивается к контрафакту. Хранение такой продукции является нарушением и приведет к штрафам и конфискации в случае проверки. К счастью предпринимателей, подписали постановление № 560 от 8 апреля 2021 г и теперь у бизнеса есть возможность промаркировать остатки обуви, приобретенные до 1 июля 2020г.
Кто проверяет наличие марок на обуви
Соблюдение правил контролируется государством. Далее приведем перечень организаций, проверяющих наличие маркировки обуви:
Какие сведения об обуви необходимо передавать
В системе мониторинга за маркировку отвечают производители и импортеры продукции. Компании описывают параметры товара по определенному шаблону и наносят на упаковку этикетку с дата матрикс.
На данный момент, разрешено маркировать остатки обуви и вносить информацию в «Честный Знак» всеми предпринимателями. Каждая компания вновь может добавить обувь, которая числилась на остатках и не была продана на момент запуска марок. Ранее, информация о данной продукции вносилась двумя способами: по упрощенной или полной схеме. Сейчас доступна регистрация остатков обуви только по полной схеме. Основное отличие схем — в количестве и полноте предоставляемой информации.
Напоминаем. С 1 июля 2020 года при производстве или ввозе в страну обувь описывается не как остатки и только по полному атрибутивному составу.
Как промаркировать остатки обуви
Апрельское постановление сильно не усложнило механизм регистрации. Скорректировали лишь сроки и процес описания. Пошаговая инструкция для остатков обуви поможет внести информацию в Честный ЗНАК, не упустив ни одной детали. Приведем поэтапное описание работы по упрощенной и полной схеме, а также остальные действия, которые потребуются, чтобы обувь была готова к реализации.