Что такое чернило вино
«Чернила» молодости нашей: пьяница о том, как плохое вино стало символом эпохи
Не существует в Беларуси предприятия, которое выпускает «чернила». Прилавки завалены дешевым невкусным алкоголем — но ни один завод не признается, что его производит. У всех продукция — исключительно результат творчества удалых энтузиастов-виноделов, у всех «специальная технология», премия правительства и кубок качества. «Чернильная промышленность» — загадочное и непростое явление с давними и славными традициями. Удобный костыль для экономики, который при необходимости может использоваться как прекрасная палка в колесе. Жаль, теряем этот культурный пласт. Или не жаль. Сейчас разберемся. У нас есть отличный алкоголик в качестве эксперта. С него и начнем.
Поколение «А.»
Павел — реальный гомельчанин, и имя настоящее. По молодости слушал транзистор на круглых батарейках, пил с дружками азербайджанский портвейн «А.» (название, наверное, нельзя писать), еще у него были брюки клеш (это название пока вроде разрешается), черно-белые карты с дамами и прозвище Павлин (ну Павел же). В семидесятые полагалось иметь такой инвентарь. Потом он стал алкоголиком, это как-то связано с клешами.
Теперь-то Павел вообще бросил. Носить клеш. И спиртное сразу отпустило. Ну и кодирование, видимо, помогло. Ему уже за 60, у него нормальная профессия, взрослые дети в нескольких странах и вторая жена в Гомеле. В смысле он женат второй раз. Первая тоже почти простила. Времена, когда на земле царили динозавры и портвейн «А.», вспоминает с неподдельной теплотой. Нет, возвращать не надо, но, говорит, «в них был такой страшноватый стиль».
Этот человек нужен нам как эксперт. Он охотно и с видимым удовольствием рассказывает об эпохе портвейна «А.». Славянскому речевому аппарату удобнее называть этот напиток «Как дам».
— Первую бутылку мы, малые, украли у какого-то пьяницы, — Павел непроизвольно расплывается в улыбке, вспоминая социалистическое детство. — Как сейчас помню: он спал в траве у пятиэтажек на улице Механизации, могу место показать. Тогда там хорошо было пьяным валяться. Бутылка неполная оказалась и заткнута целлофаном каким-то. Нам лет по 15 было. Попробовали: сладенькое! Да какие стаканы, тогда не было стаканов — из горла нахлебались в сосоннике (популярный парк в Гомеле, он есть и сейчас; а улица Механизации — теперь Волгоградская. —Прим. Onliner). Вроде бы и не допили. Даже не знаю, действительно опьянели или друг перед другом выпендривались — что-то там изображали, шатались. Нет, совсем плохо не было, но и кайфа особого не поймали. Вкус этот гадский долго во рту стоял. Да до сих пор стоит. Вкус детства.
Со временем именно «А.» по 2,02 рубля за 0,7 литра стал важной частью рациона Павла и друзей. Его даже не всегда чем-то заедали. Чаще запевали — специальными песнями под фанерную гитару.
Дефицит был на что угодно, только не на «А.». Портвейн этот в эпоху Павла незыблемо стоил 2 рубля 2 копейки. На самом деле 2,02 рубля в СССР — это серьезные деньги, нельзя сказать, что прямо дешевка. Пломбир — 20 копеек. Коржик — 8. Троллейбусный билет — 4. Зарплата — 162 рубля.
Рассказ закодированного. Мы поинтересовались, работает ли популярная антиалкогольная методика
— Пока в школе и путяге учились, сдавали бутылки (лимонадная — 20 копеек, их не так уж сложно было набрать). Говорили, что покупаем папке, нам тетя и давала. Ну почти всегда. Была, правда, одна вредная… Но в основном тогда люди верили друг другу, — огорчен нынешними недоверчивыми временами собеседник.
Павел говорит, что тогда все происходило беззаботно и непринужденно. Пьяницами ни он, ни друзья себя не чувствовали. Молодые веселые организмы легко переваривали эту жидкость. Она, наверное, переварила их.
Потом был трехлетний перерыв на время флотской службы, там пить портвейн не разрешили. Павел говорит, это неудобство пережил легко, ломки не было. Просто потом на гражданке вернулся к прежнему пристрастию.
— Ну друзья, веселье, прибаутки эти про литробол — как не пить? Скажут, больной. Я натренировался так, что мог в один глоток выпить 0,7, — утверждает Павел. — Периодически выступал с этим номером на заводе. Выгодно: мужики скидывались, чтобы посмотреть, радовались. От бутылки я и не пьянел особо. Это ж не водка. А я вон какой здоровый.
Такая сверхспособность позволяла сильно экономить. Тем более что она распространялась и на другие «шмурдяки» похожего формата.
Удивительно, но Павел во многих случаях в мельчайших подробностях помнит, сколько и чего взяли «на рыло» — хотя прошли десятки лет! А в привязке к этим сведениям всплывают уже и даты, другие обстоятельства. Алкогольная память — чрезвычайно интересный механизм.
— Теперь я понимаю, что тогда уже подсел. Но в то время ничего подобного не чувствовал. Ну классика, это у всех так. Каждый день с коллегами ждали момента, когда уйдем из цеха, заранее запасались винищем этим, яблочко какое-то приносили… У нас кустик специальный был — теперь там парковка. Настроение улучшалось, радостный такой становился.
Павел не припоминает на этом этапе каких-то особых пьяных приключений. Говорит, спокойно добирался до дома, там была какая-то семейная жизнь, дети с дневниками. Да и денег хватало, не голодали.
Настоящие приключения начались позже, когда постепенно перешел на «тяжелый» алкоголь.
— У меня это очень плавно произошло, думаю, почва была подготовлена. Раньше-то я и не пьянел особо, наверное, комплекция сказывалась. А водка нормально так подействовала. Ниже плинтуса я оказался, наверное, меньше чем за год, — Павел говорит уже не так задорно.
Не хочет не столько рассказывать, сколько вообще вспоминать. Говорит, семью фактически потерял. С работы прогнали (да потом и остальных сократили).
— Хорошо, что до уголовщины не дошло — это потому, что я везучий, — к мужчине возвращается чувство юмора. — В девяностые траванулся сильно. Про меня вроде бы даже в газете написали. Не называли конкретно, но я понял, что про меня: статья была про пострадавших от суррогата. Все просто произошло: купил с рук бутылку у автовокзала. Еще когда болтал ее, чтобы «джина» проверить, заметил, что пробка протекает. Но уже не до того было. Проснулся под капельницей.
Детали этой мутной истории Павел вспоминать не хочет. Но при первой возможности снова напился (нормальной водки) — говорит, все равно уже было, за жизнь не цеплялся, а наоборот.
Впрочем, это уже не про «чернила». Больше десяти лет мужчина спиртное видеть не может. Запах и пьяных не переносит физически. Говорит, не наврали про кодирование. Свои алкогольные практики определил так: «Опыт ценный, но лучше б его не было».
— Стал бы я пьяницей, если б не та первая бутылка? Думаю, да, просто обстановка располагала.
— Ну некоторые не стали.
Яблочко к ягодке
В начале было так называемое «плодовое крепленое ординарное вино» — так это официально называется.
Норматив такой: доля этилового спирта — от 13%, из них не меньше 5% должно образоваться «в результате спиртового брожения плодов и ягод или плодово-ягодного сусла». Остальное можно долить ректификованным спиртом.
В дальнейшем некоторые производители и маркетологи серьезно поигрались с терминами, чтобы обойти локальные запреты на «чернила». Так возникали «улучшенные» напитки и прочие юридически выверенные метафоры. Но потребитель всегда сердцем распознавал старые добрые «чернила» — хотя и доказать ничего не мог, да ему и не надо. Формально это уже не плодовое крепленое, а что-то более возвышенное. Цена, цвет, вкус и психотропный эффект примерно те же.
Вышеупомянутому Павлу повезло (он же везучий): в основе его портвейна хотя бы был реальный виноград. Теперь и черная смородина — успех. Мы, правда, не видели, что там с набродом, но не станут же виноделы врать… И все же, как ни набраживай, как ни выговаривай на французский манер слово «купаж», получается старый добрый компот из сухофруктов, смешанный со спиртом. В лучшем случае. И все это легально, в огромных объемах. Только этикетки надо замазывать, это здорово помогает.
Из хорошего: такие напитки послужили толчком для появления красивых слов:
Названий, конечно, больше, в разных местностях есть локальные варианты. Просто поделитесь в комментариях, мы дополним список.
В то же время ни у кого же не повернется язык назвать благородным словом «червивка» современные коктейли на основе условного «юпи» и максимально дешевого спирта. Они, кстати, калечат и без того больную «чернильную» отрасль, развращая некоторых производителей (и потребителей).
Тут вспоминается притча о жабе и гадюке.
Белорусы разлюбили «чернила»? Да ладно!
Как ни удивительно, предприятия, изначально заточенные под дешевые вина и винные напитки, далеко не всегда чувствуют себя хорошо. Некоторые долгими годами ходят в банкротах. Другие перестали существовать как самостоятельные единицы: их упразднили или повесили на шею более крупным (в качестве филиалов). Те тоже не могут дышать.
Потребление падает! Вот данные Белстата о том, как белорусы пили и пьют плодовые вина.
Немного перевернем цифры для наглядности.
Но пить же все равно что-то надо! Куда подевались остальные бутылки? Позже мы поймем, стали ли белорусы меньше пить.
Неподходящее время
Один из титанов в белорусском море плодово-ягодных напитков — Гомельский винодельческий завод. Сейчас титан хворает, но борется за жизнь. Это могучая и древняя организация (скоро стукнет 100 лет), у нее филиалы по разным райцентрам. Конечно, хочется посмотреть производство, поспрашивать, послушать про качество. Посмотреть, как идет знаменитый наброд…
Но здесь пока решили воздержаться от общения. Реклама — запрещена, антиреклама — не нужна. И вообще, «время неподходящее».
Обращаемся к открытым источникам. Пять лет назад предприятие объявлено банкротом. Началась экономическая санация, ее продлевали — в итоге пока крайний срок выздоровления или эвтаназии отодвинут на 6 января 2023 года.
Смеха тут мало: 99,95% акций предприятия принадлежат государству (напоминаем, это не какому-то абстрактному органу, а всем нам, лично).
Лишь бы не курили
Недавно случился трогательный жест. Тема для комикса: «чернило» спасает жизни. Суть в том, что МЧС стало размещать на гомельской (а также чечерской и рогачевской) продукции значок про «куришь в постели — умрешь». Наверное, этот кружок спасет немало внимательных читателей этикеток.
Логика МЧС понятна: многие из уснувших с окурком (навсегда) были пьяны. Если исключить хоть один фактор (курево, постель, вино), то это плюс сколько-то процентов к жизни.
Получается максимально точное попадание в целевую аудиторию: многие персонажи сводок покупают именно такую продукцию. И по просмотрам статистика получше, чем в иных модных Instagram: тираж кружочков — 20 тыс. С параметром «дочитываемость», правда, могут быть сложности.
Оттенки «чернил»
А чего мы, собственно, так разволновались? В философском смысле — какая разница, чем напиться? В конечном счете важен же «тротиловый эквивалент». Ну просто «чернил» придется проглотить побольше… В то же время наркологи твердят, что есть, есть разница! При СССР они даже знали официальный термин — «суррогатный винный алкоголизм».
Чтобы узнать про эту специфику, отправляемся в Гомельский областной наркодиспансер. Здесь заведует диспансерным отделением психиатр Игорь Луханин. У него спросим.
Так получилось, что диспансер — одно из самых красивых зданий города (1909 год постройки). На стене остались выбоины — говорят, не то от снарядов, не то крупнокалиберный пулемет поработал.
Еще из повреждений — современная пристройка.
Древние кирпичи в торце густо расписаны более поздней графикой пациентов — тоже уже почти история, надо беречь.
Дегустация Onliner.by: итальянские сомелье распробовали белорусские «чернила» — так называемые вина улучшенного качества
Проблема с «чернилами» в Беларуси напоминает бразильский сериал. Сперва чиновники запретили производство крепленых плодово-ягодных вин с 2013 года, затем в начале ноября хотели запретить их продажу, а потом отменили запрет. Видимо, конец истории еще совсем не близок. Поэтому Onliner.by решил поинтересоваться мнением экспертов: стоит пить улучшенные вина или нет? На экстремальную дегустацию белорусского вина мы пригласили итальянцев: профессионального сомелье и дегустатора Сандро Кириотти и главного редактора итальянского гастрономического журнала «Италия за столом» Альберто Лупини.
Итальянцы очень удивились, почему мы называем это вином. По их мнению, к алкогольному фруктовому напитку относиться как к вину абсурдно. Также удивил их тот факт, что каждый производитель делает продукт, как ему вздумается. В Италии производство всякого вина имеет свои правила и законы: например, сертификат виноградника, высокий или низкий градус, характеристики цвета, вкуса и запаха.
«Мы не играем в загадки и отгадки. Основной критерий, которым мы пользуемся, — соответствие самого́ продукта характеристикам, установленным законом. А так как сейчас у нас нет таких критериев, значит, будем веселиться, — заулыбался Сандро. — В Италии вино никогда не доходит до планки в 16 градусов, от 10 до 14,5 максимум. И спирт мы не добавляем. Сахар и брожение — вот наш рецепт».
Эксперты начали дегустацию с однородных по составу вин и закончили многосоставными.
1. «Крыжовниковое» (производитель — Толочинский консервный завод)
Сандро: Этикетка неплохая, современная, красивая, хорошо структурирована, но не для вина, а для напитка. Очень хорошо идентифицируется торговая марка. Тип пробки дает отдаленный намек о классике и уверенности. Цвет неплохой, достаточно равномерный. Сперва запах мне не понравился, но когда нос привык, в принципе, неплохо. По вкусу — интересное сочетание сладости и кислоты. Оно мне нравится. Возможно, его хорошо использовать как аперитив с маленькими закусками во время обеда.
Альберто: Оно переполнено кислородом, поэтому я бы не смог сочетать его с каким-нибудь блюдом за обедом или за ужином.
По мнению Сандро, у этого напитка самое лучшее оформление из представленных «вин». Альберто посчитал, что именно эта бутылка максимально приближена к настоящей винной бутылке.
2. «Черно-смородиновое» (производитель — Толочинский консервный завод)
Сандро: По цвету — приятное, однородное. Очень напоминает свежее виноградное вино, например «Розато». Но по вкусу оно ужасное. Я бы не стал его глотать.
Альберто: Вкус напоминает старую испорченную колбасу или мясную нарезку.
После второй пробы впечатление об этом «вине» у Сандро изменилось. Он посчитал его удовлетворительным.
Сандро: Вкус держится долго — это положительный момент. Но, опять же, напиток перенасыщен кислородом. Я считаю, что его нужно пить сразу после производства и не хранить.
3. «Экспромт» (производитель — винзавод «Колос», Слуцкий р-н, д. Раковичи)
Альберто: 18 градусов?! Очень много.
Сандро: По цвету напоминает напиток из лепестков роз или французское розовое вино.
Альберто: По запаху, похоже на итальянское вино с добавлением смородины, которое по цвету в принципе должно быть темнее.
Сандро: Этот продукт у нас определи бы как «Руффиано», то есть требующие внимания, развратное, игривое, возьмите и любите меня. Очень чувствуется алкоголь. Я бы посоветовал понизить градус, тогда производители присоединились бы к мировой тенденции против алкоголя.
Альберто: Я бы не стал его пить с шоколадом, возможно, со сладким сухим печеньем, с кремовым десертом, пирогом или фруктовым тортом.
По мнению Сандро, это «вино» может понравиться европейским женщинами, и в первую очередь итальянкам.
4. «Слонімская чараўніца» (производитель — Слонимский винзавод)
Альберто: Этикетка абсолютно не подходит. Она не для вина, хотя это и не вино. Цвет совершенно приемлемый. Очень чувствуется алкоголь.
Сандро: В этом напитке тоже стоит понизить градус, тогда улучшится аромат и не будет так слышен запах алкоголя. Вкус не оправдал ожидания. Я разочарован. Очень горько во рту.
5. «Мадерное наслаждение» (производитель — Толочинский консервный завод)
Альберто, как только увидел цвет напитка, сразу скривился. Сандро также считает, что цвет отвратительный.
Альберто: Оно напоминает вино «Марсала». Мне кажется, если бы в этом напитке было больше алкоголя, вкус был бы интереснее.
Сандро: А я так не считаю. Это однозначно не столовое вино, его можно пить отдельно от приема пищи. Мне кажется, что оно может быть популярно среди женщин. Основная проблема — коричневый цвет, который совершенно не привлекает. Из трех «вин» этого производителя у этого самый четкий и легко определяемый аромат. По вкусу — удовлетворительно, но не стоит сочетать его с блюдами. Возможно, им стоит закрывать прием пищи либо сделать из него сорбет или добавить при приготовлении мороженого.
6. «Чароўны смак» (производитель — «Аквадив», Молодеченский р-н, д. Малиновщина)
Сандро: Цвет хороший. Приятный четкий запах. Это напиток можно легко пить. Мне нравится.
Альберто: На бокале остаются следы, и эта характеристика не является положительной в этом случае. «Вино» сладковатое, и если с чем и сочетать его, так только со сладкими десертами. Оно хорошо пойдет после приема пищи, например после обеда.
Сандро: Еще его можно использовать для приготовления коктейлей.
7. «Анталь» (производитель — «Веселово», Борисовский р-н)
Сандро: Опять 18 градусов! Аромат у него совершенно неприятный, мне не нравится. Напоминает запах фруктов, которые испортились.
Альберто: Этикетка подошла бы для фруктового сока, а не для «вина». Про вкус — сладости так много, что она дает горечь. Чувствуется еще и горечь алкоголя.
Эксперты сошлись во мнении, что, когда нюхаешь этот напиток, его уже не хочется пить.
8. «Кірмаш» (производитель — «Веселово», Борисовский р-н)
Сандро: Этикетка «перегружена». Часть информации следует перенести на контрэтикетку. Бутылка переполнена.
Пока Сандро рассматривал этикетку, Альберто понюхал и сказал: «Нет».
Альберто: Оно очень горькое с легкой кислинкой.
9. «Империя солнца» (производитель — «Веселово», Борисовский р-н)
Как только Сандро налил «вино» в бокал, Альберто не сдержался и с улыбкой выдал: «Пи-пи. Это похоже на мочу».
Сандро: И по запаху тоже самое. Наверное, хорошо, что на этикетке не прописывают, что в него входит. Уже только понюхав, я не решусь его пробовать.
Альберто: По вкусу — не хуже других, во рту остаются следы горечи. Производителям стоит поработать над ароматом.
10. «Дуэт» (производитель — «Этанол», Мозырь)
Сандро: Чувствуется запах итальянского сыра с плесенью «Горгонзола».
Альберто: Бутылка не подходит однозначно, она, скорее, для водки или коньяка, но это самое лучшее в этом продукте.
По аромату и по вкусу итальянцы определили, что это самое худшее «вино» на дегустации.
11. «Музыка лета» (производитель — винзавод «Колос», Слуцкий р-н, д. Раковичи)
Сандро: По цвету напоминает очень популярное вино «Боска». Этот напиток очень ароматный.
Альберто: Жаль, что это аромат не вина, а добавок, но он очень существенный. Мне кажется, стоит увеличить процент алкоголя до 30—35 градусов, чтобы его можно было пить после обеда маленькими дозами. Также его можно разогреть и получить неплохой пунш, аромат специй раскроется еще больше.
Сандро: Это «вино» очень выделяется на фоне остальных. Видно, что производители проводили какое-то исследование. В отличие от остальных напитков, это другой мир. Стоит улучшить дизайн этикетки: часть информации отправить на контрэтикетку, так как взгляду негде разгуляться.
12. «Жаклин» (производитель — «Кристалл», Могилевский р-н, д. Макаренцы)
Сандро: Средний продукт. Но вкус сохраняется долго. Опять же, градус стоит понизить.
Альберто: Запах никак не стимулирует. По вкусу лучше, чем выглядит, и чище, чем другие напитки.
Итоги дегустации
Сандро: Первое, что хочется сказать: это не вино. И мы не думаем, что это отрава. Также мы считаем, что это не те напитки, которые можно пить за столом или за обедом. Поэтому неправильно и совершенно неподходяще задавать такой высокий градус, он должен быть ниже. Также не стоит добавлять спирт, лучше оставить тот градус, который получается после самостоятельного процесса брожения. Вкус сохраняется дольше, чем мы ожидали. И это положительная характеристика. Типология продукта такова, что его невозможно сочетать с блюдами. Эти напитки могут войти на рынок в составе коктейлей или как отдельный продукт, ни с чем не сочетаемый. Целевая аудитория — больше женщины или городские жители, которые пьют по чуть-чуть.
Альберто: Эти «вина» не могут заменить водку на столе, поэтому лучше выпить маленькую рюмку водки, чем вот это.
Сандро: Люди правильно делают, что не покупают и не пьют этот продукт.
by
Belarus
Бырло, чернила, шмурдос, чарлик- национальное достояние
Чтобы не томить читателя, сразу признаюсь, что употреблял и не раз. Правда это было уже достаточно давно. По большей части они действительно противные на вкус, та ещё гадость, хотя и приличные попадались.
Если подходить к вопросу серьёзно, то эти вина крайне опасная вещь. Крепкие, дешёвые и закуски почти не надо. Гремучая смесь.
Но есть в них и свои положительные стороны. Это их названия и этикетки. Я просто балдею, когда читаю. Предлагаю и вам насладиться их красотой и разнообразием.
Вино для поэтов и патриотов.
Для ценителей этого напитка.
В голове сразу всплывает картина весёлой и дружеской кампании, любящих друг друга людей (в переводе на русский- нежность).
Для романтичной пары.
Для ценителей фруктовых ноток и аромата спелой алычи.
Для прекрасных дам.
В честь прекрасных дам.
Эх, как хорошо летним вечерком раскатать бутылочку 0.7.
Для романтичных свиданий с конкретным продолжением.
Театралы также не остались обделёнными вниманием.
И на финал чудная подборка.
И это даже не треть из предлагаемого разнообразия и красоты. 🙂
UPD: Вспомнилось ещё одно название вина- Чарлик.
Фруктово-ягодные великолепнейшие ВИНА изготовляю с ЛЮБОВЬЮ во многих странах. Возьмем Финляндию.
В финском обществе плодово-ягодная продукция ценится весьма высоко, и стоит кстати, тоже.
Для производства вин в Финляндии чаще всего используют землянику, черную, белую и зеленую смородину, крыжовник, морошку, чернику, голубику, княженику и даже шикшу. Из этих ягод удается делать весь спектр вин — от сухих до десертных, спокойные и игристые. Гордостью финских виноделов являются игристые вина, изготовленные по классической технологии, как белые, так и розовые, брют, полусухие, полусладкие и сладкие, широчайшей гаммы вкусов.
Edited at 2014-08-24 05:48 am (UTC)