Что такое человеческое стадо история

Первобытное человеческое стадо

Полезное

Смотреть что такое «Первобытное человеческое стадо» в других словарях:

Первобытное человеческое стадо — (или праобщина) условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека. Половые отношения в таком… … Википедия

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО — «ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО», условное название начального этапа первобытного общества (см. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО), его дородовой стадии, относящейся к эпохе древнего палеолита (см. ПАЛЕОЛИТ). Период становления человека и общества. Переход от … Энциклопедический словарь

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО — первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. –… … Философская энциклопедия

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО — (общинно родовое родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род,… … Большой Энциклопедический словарь

Первобытное общество в Азербайджане — Наскальные рисунки в Гобустане. Мезолит. Первобытное общество в Азербайджане доисторический период в истории Азербайджана. Содержание … Википедия

Первобытнообщинный строй — первая в истории человечества общественно экономическая формация. Основы учения о П. с. как особой общественно экономической формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

СССР. Первобытнообщинный строй — Древнейшие следы пребывания человека на территории СССР относятся к шелльской культуре (См. Шелльская культура) (около 600 400 тыс. лет назад) раннего Палеолита (стоянка Сатани Дар в Армении). Ашельская культура (400 100 тыс. лет назад)… … Большая советская энциклопедия

Источник

Первобытное человеческое стадо

Половые отношения в таком коллективе скорее всего были беспорядочными (промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада стали запретными и были заменены половыми связями с членами других коллективов (экзогамия). Так стадо превращалось в род.

Современными историками и антропологами само устройство общества такого типа подвергается сомнению. Наблюдение за современными человекообразными обезьянами, а также данные археологии указывают на то, что по крайней мере со времени австралопитеков первобытные люди жили небольшими группами от 15 до 35 особей (человек), образованных гаремными или моногамными семьями.

. начальную форму организации общества в отечественной науке часто называют «первобытным человеческим стадом», В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовмести­мые понятия — стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допуска­ется вульгаризация, биологизация процессов общественного разви­тия. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое свое­образие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сфор­мировавшемуся обществ.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).

Источник

Первобытное человеческое стадо

Первобытное человеческое стадо (или праобщина) — условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека.

Половые отношения в таком коллективе скорее всего были беспорядочными (промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада стали запретными и были заменены половыми связями с членами других коллективов (экзогамия). Так стадо превращалось в род.

См. также

Ссылки

Что такое человеческое стадо история. 48px P history violet. Что такое человеческое стадо история фото. Что такое человеческое стадо история-48px P history violet. картинка Что такое человеческое стадо история. картинка 48px P history violet. Первобытное человеческое стадо — (или праобщина) условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека. Половые отношения в таком… … Википедия Это заготовка статьи по истории. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Что такое человеческое стадо история. 40px Wiki letter w.svg. Что такое человеческое стадо история фото. Что такое человеческое стадо история-40px Wiki letter w.svg. картинка Что такое человеческое стадо история. картинка 40px Wiki letter w.svg. Первобытное человеческое стадо — (или праобщина) условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека. Половые отношения в таком… … Википедия

Полезное

Смотреть что такое «Первобытное человеческое стадо» в других словарях:

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО — «ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО», условное название начального этапа первобытного общества (см. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО), его дородовой стадии, относящейся к эпохе древнего палеолита (см. ПАЛЕОЛИТ). Период становления человека и общества. Переход от … Энциклопедический словарь

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО — первонач. человеч. коллектив, непосредственно сменивший зоологич. объединение ближайших предков человека – предлюдей. Основой превращения стада животных предков человека в П. ч. с. было зарождение и развитие производств. деятельности. П. ч. с. –… … Философская энциклопедия

Первобытное человеческое стадо — («Первобытное человеческое стадо») условное название первоначального человеческого коллектива, непосредственно сменившего зоологические объединения ближайших животных предков человека. Период «П. ч. с.», как предполагает большинство… … Большая советская энциклопедия

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО — (общинно родовое родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род,… … Большой Энциклопедический словарь

Первобытное общество в Азербайджане — Наскальные рисунки в Гобустане. Мезолит. Первобытное общество в Азербайджане доисторический период в истории Азербайджана. Содержание … Википедия

Первобытнообщинный строй — первая в истории человечества общественно экономическая формация. Основы учения о П. с. как особой общественно экономической формации были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным. Согласно наиболее… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

СССР. Первобытнообщинный строй — Древнейшие следы пребывания человека на территории СССР относятся к шелльской культуре (См. Шелльская культура) (около 600 400 тыс. лет назад) раннего Палеолита (стоянка Сатани Дар в Армении). Ашельская культура (400 100 тыс. лет назад)… … Большая советская энциклопедия

Источник

Праобщина (первобытное человеческое стадо)

Историческая реконструкция первоначального человеческого общества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему первобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с одной стороны, наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнографии, которые с большей или меньшей долей вероятности могут рассматриваться как пережитки древнейшего, досапиентного состояния человечества. Сопоставление и анализ всех этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотетическое, представление об общественной жизни того времени, но, конечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логическим догадкам, спорным предположениям.

Как уже говорилось, начальную форму организации общества в советской науке часто называют «первобытным человеческим стадом». В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовместимые понятия — стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допускается вульгаризация, биологизация процессов общественного развития. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое своеобразие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сформировавшемуся обществу. Поэтому пользуясь здесь, подобно многим другим специалистам, термином «праобщина», мы руководствуемся только тем, чтo он короче и удобнее.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека ив животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что с возникновением целеполагающей трудовой деятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначального человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества — общинно-родового строя. Еще в начале 1930-х годов советские археологи П. П. Ефименко и П. И. Борисковский предположили, что переход к родовому строю произошел на рубеже позднего палеолита; новые археологические находки, как уже говорилось, не опровергают этого предположения, но позволяют допустить, что переход от праобщины к родовой общине мог произойти и раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту. Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем придерживаться прежней синхронизации эпохи праобщины.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинно-родовой строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, — все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единообразной формой. Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20—30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие
пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты.

Источник

Происхождение человеческого общества. Первобытное человеческое стадо(роль охоты,первобытные коллективы, мышление и речь).

Первобытное человеческое стадо (или праобщина)— условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека.

Начальную форму организации общества принято называть «первобытным человеческим стадом»,хотя это не совсем правильно. Этот термин хорошо передает диалектическое своеобразие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сформировавшемуся обществу. Поэтому, пользуясь здесь термином «праобщина», мы руководствуемся только тем, что оно короче и удобнее.

Эпоха праобщины имеет свои хронологические рамки. Ее начало совпадает со временем выделения человека из животного мира и образованием общества. Она также совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным моментом эпохи является появление «готового» человеческого общества – общинно-родового строя. Предполагается, что это произошло на рубеже позднего палеолита. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходомот раннего к позднему палеолиту.

Роль охоты в развитии праобщины:Объектами охоты в зависимости от фауны той или иной территории были различные животные – тапиры, гиппопотамы, дикие быки и т.д. Иногда, среди костей животных, попадаются даже кости слонов. В более северных областях охотились на лошадей, оленей, кабанов. Убивали и хищников – пещерных медведей и львов. Например, в Каповой пещере, где, конечно, люди жили гораздо позже (в верхнем палеолите), обнаружено святилище вокруг черепа пещерного медведя. В пещере Тешик-Таш найдены кости горных козлов. Иногда культурные слои содержат остатки тысяч разнообразных животных.

Развитие первобытного коллективизма: Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т.д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противопоставляли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объединения.

Развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня – все это способствовало консолидации праобщины, развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усовершенствование языка. Но особенно большой прогресс приходится на заключительный этап существования праобщины – мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива – неандертальские захоронения.

мышление и речь две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и овладения человеком силами природы. Поэтому неправильно было бы задаваться вопросом, что возникло раньше в истории древнейшего человечества — мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь либо должны были передаваться от одного члена коллектива другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации — звуковые символы.

26. Возникновение общинно- родового строя ( брак и семья, организация власти,

Крупные сдвиги в развитии производительных сил повлекли за собой не менее крупные изменения в организации общества. Возросшая техническая вооруженность человека в его борьбе с природой сделала возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов. Но в то же время она требовала эффективного использования преемственности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Первобытному стаду с его относительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу, поэтому стадо неизбежно должно было уступить место более прочной форме общественной организации.

Ряд обстоятельств определял характер этой организации. Во-первых, при крайнем низком уровне развития раннепалеолитического общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственно реальной основой для упрочения социальных связей были стихийно возникшие узы естественного кровного родства. Во-вторых, можно думать, что при неупорядоченности полового общения, и, следовательно, отсутствии понятия отцовства отношения родства должны были устанавливаться только между потомками одной матери, т. е. строиться по материнской, женской линии. Наконец, в-третьих, наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие важную роль во всех областях хозяйственной жизни и исключительную роль в заботе о детях, поддержании огня, ведения домашнего хозяйства. В силу этих обстоятельств первой упорядоченной формой организации общества, непосредственно сменившей первобытное человеческое стадо, вероятно, был коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии, т. е. материнский род.

27. Этническая антропология. Расы животных и человека, расы и нация.

Этническая антропология, раздел антропологии, изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей (этносов). Основные единицы исследования Э. а. — ареальные общности людей (популяции), различающиеся по расовым признакам (форма волос, пигментация, размеры и строение лицевого скелета и др.). Э. а. тесно связана с геногеографией, т. к. признаки с хорошо изученной наследственностью часто служат отметками (маркёрами), отражающими историю формирования, расселения и метисации популяций и сложившихся на их основе рас. В отличие от растений и животных история популяций человека современного вида протекает не только в окружающей его естественно-географической среде, но и в социально-культурной среде, создаваемой людьми в процессе коллективного труда.

Расы млекопитающих отличаются обычно раскраской шерсти или кожи, размерами и пропорциями тела, строением мягких частей морды, особенностями черепа. Так, в частности по строению черепа отличны расы горилл, расы белого медведя, расы дикого северного оленя, бобра и т. д. Признаки, по которым различаются расы, обычно сравнительно устойчивы, т. е. мало меняются под непосредственным воздействием Среды.

. А. Шерстовидные волосы, широкий нос (расы: бушменская, негритосская, негрская, меланезийская).

Б. Курчавые или волнистые волосы (расы: эфиопская, австралийская, дравидийская, или мелано-индийская, ассироидная).

олнистые, темные или черные волосы и темные глаза (расы: индо-афганская, арабская, берберская, средиземно-приморская, островная-иберийская, западная, адриатическая).

Г. Волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами (расы: северная, восточная).

рямые или волнистые черные волосы, глаза темные (расы: айнская, полинезийская, индонезийская, южноамериканская).

Е. Прямые волосы (расы: североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, угорско-енисейская, туранская, монгольская).

Внутри групп расы выделены на основании цвета кожи, формы головы, лица и носа, других морфологических признаков.

Необходимо строго различать два весьма разных по­нятия — нация и раса. Людей объединяют в нации общ­ность языка, территории, экономической жизни, психи­ческого склада. В отличие от нации, раса есть совокуп­ность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано определенным ареалом. Такие обозначения, как «русская раса», «английская раса», «итальянская раса» и др., являются ошибочными. Так, на­пример, северные итальянцы выше ростом, более брахи-кефальны, менее темноглазы и менее темноволосы, чем уроженцы Южной Италии.

Отсутствие внутренней необходимой связи между ра­сой и языком вытекает с полной очевидностью из многих

человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество приме­ров полного несовпадения границ распространения язы­ка, с одной стороны, и расового типа, с другой. Так, среди туркоязычных народов бывшего Советского Союза нахо­дим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладаю­щих чертами уральской расы.

28. Концепция расы – различия подходов, различия результатов.

Совершенно очевидно, что у индивидуумов расовые признаки складываются в случайные сочетания, не совпадающие с историческими корреляциями тех же признаков. Сложная мозаика этих сочетаний может быть классифицирована в типы либо при игнорировании исторических корреляций, либо при пренебрежении морфологической стороной дела.

игнорируя характер и направление исторически сложившихся связей между признаками, бессильно приблизить исследователя к пониманию генезиса изучаемой группы.
Другой существенный недостаток индивидуально-типологической методики заключается в том, что она полностью пренебрегает широко известным и твердо установленным фактом эволюционной биологии – изменчивостью

Наконец, индивидуально типологический анализ опять таки без серьёзного обоснования ставит знак равенства между фенотипическим комплексом и его генетической обусловленностью, т.е. не учитывает возможности параллельного и генетически независимого возникновения сходных, а иногда и тождественных морфологических комбинаций признаков при смешении, например.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *