Что такое частные и публичные финансы
Публичные и частные финансы.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Оксана Аркадьевна Ногина
После первой сессии зачет.
Что касается пособий, то у нас есть учебники под. ред. Карасевой, Грачевой и т.д.
Традиционные учебники – ими можно пользоваться. Но у нас не совсем традиционный взгляд на финансовое право. Есть УМК (его нужно обновлять, но пока еще оно нормальное). Что касается презентаций, то здесь есть нюанс: презентации – это лишь основные элементы.
2 семестра будем изучать собственно бюджетное право, а налоговое право будет изучаться отдельно.
Доходы – это не только приращение имущества, но и экономия. Любая экономическая выгода – это доход.
Есть доходы, есть расходы, а есть источники погашения дефицита (финансовые резервы) (то, что физические лица называют «заначкой»).
Если дефицит образовался, то можно привлекать средства из финансового резерва.
Пока резервы не востребованы, резервы не должны просто лежать, потому что они обесцениваются. Поэтому эти резервы находятся в инвестициях, чтобы они прирастали.
В долг лучше не влезать, потому что проценты.
Предмет ФП – финансовое хозяйство (распоряжение государством вещественных ценностей).
Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования (лат. financia – наличность, доход).
Термин «финансы» возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и обозначает любой финансовый платеж. В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования централизованных фондов денежных средств.
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах:
1) Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.
2) Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.
Публичные и частные финансы.
Годме: «Ни в коем случае нельзя забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами».
Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики.
Состояние и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти.
Действительно, в настоящий момент времени всё, что касается имущественного комплекса, включая денежных средств физических лиц, юридических лиц, регулируется нормами гражданского права.
Публичные финансы:
— для целей финансового обеспечения деятельности государства и МО.
— образуются путем использования властных предписаний (налоги), в ходе финансовой деятельности государственных органов.
— собственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
— используются и распределяются в основном государственными органами и государственными организациями.
— размеры государственных финансов намного больше.
Частные финансы:
— направлены на реализацию частного интереса, на получение прибыли.
— образуются за счет коммерческой деятельности.
По поводу предмета ФП много всяких натяжек. Пытаются натянуть публично-правовое регулирование на частные финансы. Если речь идет о деятельности ЦБ, то да, здесь регулирование публично-правовыми механизмами понятно и допустимо.
ФП – отрасль публичного права.
Мы не должны идти по пути натягивания ФП на частно-правовые отношения.
У государства специфические методы формирования финансовых средств, оно не может работать на чужого дядю. К тому же, у государства есть социальные функции. Как государство может сформировать финансовую базу? Путем властных предписаний (налогов). Да, можно, как в Бахрейне, с помощью неналоговых поступлений (нефть). Но в России это незначительная доля. Поэтому у нас используются властные предписания.
Поскольку у нас отношения имущественного характера, то мы понимаем, что специфическое сочетание властных методов деятельности с одной стороны, и имущественных отношений с другой стороны, приводит нас к выделению сферы финансового регулирования в самостоятельную отрасль.
Как отличить ГП от ФП? ГП регулирует частно-правовыми методами, а ФП – публично-правовыми методами.
Публичные финансы – система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций публичной власти.
Финансовая система понимается как (хотя законодательного определение нет):
— совокупность финансовых институтов, совокупность различных групп однородных экономических отношений, в процессе которых происходит образование фондов денежных средств.
— совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
— совокупность публичных фондов денежных средств (материальное понимание; то, как мы будем понимать финансовую систему).
Финансы как категория финансового права, их функции
Содержание материала
Определение финансов
Давно существующее слово «финансы», несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства.
Отдельный человек может говорить о своих финансах: тогда под финансами понимаются его личные денежные средства, находящиеся непосредственно при нем, денежные отношения с банком, предоставившим ему кредит, его налоговые платежи в бюджет и т.д.
Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, государственных, кооперативных и частных, о финансах муниципальных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о «местных финансах». Но главным образом слово «финансы» употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия «государственные финансы», «финансы страны», «денежное хозяйство».
Финансы – это всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решениями их собственников. Итак, финансы включают безвозмездное перераспределение средств в рамках бюджетной системы, платные формы мобилизации денежных ресурсов с последующим их использованием в целях увеличения доходов, кредитные отношения, страховая деятельность, купля-продажа финансовых инструментов.
Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и возникающие на его основе посредством оборота денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды денежных средств как государственные, так и негосударственные (частные). Таким образом, финансы страны включают в себя и экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
В этом определении содержится три элемента:
Прежде всего, финансы страны (денежные средства страны, финансовые ресурсы) выражают стоимость имеющихся в стране товаров и участвуют в обороте денег в наличной и безналичной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех других товаров и всеобщим орудием обмена.
Финансовые отношения, возникающие на основе денежного хозяйства страны, имеют «вещное» содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например, от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налогоплательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа. Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджетных и т.д.
Применительно к денежным средствам государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов возникает необходимость формирования их в определенные фонды, каждый из которых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обороны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рациональный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны1.
В состав финансов страны включаются денежные средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денежные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых платежей, так и в форме государственного кредита.
Финансы страны включают:
1) государственные (публичные) финансы:
2) частные (негосударственные) финансы.
Государственными (публичными) централизованными финансами являются денежные средства, которыми непосредственно распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджетных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.
Государственные (публичные) финансы включают:
В свою очередь государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются на:
Казна — это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.
К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.
В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками.
Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.
Публичное и частное в финансовом праве
Рыжкова Екатерина Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.
Ключевые слова: финансовое право, континентальная система права, мусульманское право, англосаксонское право, публичное право, церковный налог, религия и право, публичный интерес, публичные финансы, закят.
Public and private elements in financial law
Public and private elements clash in the modern financial law no matter what legal system it belongs to: Anglo-Saxon, Continental or Muslim. In spite of the fact that the financial law protects public interest first of all, ignoring its private law component may cause significant discord in the society. The historic specificities, religion, fundamental principles inherent to any legal system (reason in Anglo-Saxon legal systems, practicality in Continental legal systems, and justice in the Muslim legal systems) formed the fundamentals of the financial system of each state. Currently in the process of implementation of financial activities of the states, they need to take into account their own general interests (financing the state apparatus, administrative and coercive apparatus, army, foreign political and economic activities, etc.), which are typical of them from the moment of their formation, and also take care of the good of any natural person or legal entity, providing them with the financial opportunities for the implementation of their vital goals and ambitions. Such changes took place due to the growing role of private finances in the financial system. That is why, the states take the path of integration, and they try to find compromise in the issues of clashing private and public interests in the sphere of implementation of economic activity, when developing new norms of financial law.
Key words: financial law, Continental system of law, Muslim, law, Anglo-Saxon law, public law, church tax, religion and law, public interest, public finances, Zakat.
В современном финансовом праве наметилась тенденция проникновения частноправового элемента в регулирование публичных финансов. Большинство государств формирует свои доходы за счет налоговых отчислений частных лиц, для покрытия возрастающего дефицита бюджета опять же прибегает к их накоплениям. В связи с возрастающей ролью частных финансов в финансовой системе государства вынуждены идти на различного рода уступки в пользу интересов указанных лиц.
Таким образом, в связи с развитием интеграционных процессов, происходящих в современном мире, необходимо не только изучить особенности правовых систем, но и выявить все возможные точки их соприкосновения и неразрешимые противоречия, чтобы при выработке новых норм национального и наднационального права обеспечить единое понимание требований права и его реализацию. Необходимо отметить, что все больше влияния на развитие права оказывает внутренняя и внешняя политика государств, как защищающих свои традиционные устои, так и устраняющих любые препятствия на пути к интеграции в единое мировое сообщество. Основным барьером для этих государств становится позиция гражданского общества, которое отстаивает свои принципы, свое мировоззрение. Таким образом, столкновение публичных и частных основ представляет наибольший интерес на современном этапе.
Итак, по каким основаниям в рамках финансового права, с точки зрения различных подходов, происходит столкновение или взаимодействие публичного и частного элементов и в чем состоят принципиальные отличия трех подходов: континентального, англосаксонского и мусульманского к финансовому праву?
Козырин А.Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002. С. 3.
Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 41.
Предметом изучения финансового права являются публичные финансы, но в законодательстве отсутствует, как правило, закрепление их понятия. Дело в том, что, по сути, невозможно провести четкое разграничение публичных и частных финансов, так как любой критерий носит рамочный характер и не учитывает всего разнообразия общественных отношений, объектом которых являются финансы. Однако в науке выделяют несколько критериев, совокупность которых помогает определить категории публичных и частных финансов.
Таким образом, государство, осуществляя финансовую деятельность, исходит не только из собственных интересов общего характера (содержание государственного аппарата, аппарата управления и принуждения, армии, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности и др.), которые были ему присущи еще с момента зарождения государств, но и заботится о благе каждого индивида, физического или юридического лица, предоставляя ему финансовую возможность для реализации жизненных задач и амбиций.
Следующий уровень взаимодействия публичного и частного проявляется в характере источников финансового права.
Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М., 2009. С. 117.
Там же. С. 123.
Говоря о методе финансового права, необходимо отметить, что большинство финансовых правоотношений реализуется посредством властного метода: государство авторитарно распределяет свои денежные средства, обладает исключительными полномочиями в сфере налогообложения, регулирует денежное обращение, осуществляет всесторонний контроль за всеми сферами финансовой жизни общества в целом. Однако финансовое право оставляет возможность частным лицам добровольно участвовать в некоторых финансовых правоотношениях, например, предоставляет право воспользоваться налоговыми льготами, в определенных законом пределах выбрать налоговый режим, вступить в кредитные отношения с государством. В частности, Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность добровольного перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и переход к упрощенной системе налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями (ст. 346.1 и 346.11 соответственно). Несомненно, все условия займа устанавливаются государством в одностороннем порядке и не могут быть оспорены подписчиком. Однако в отличие от налогов, которые обязательны для уплаты всеми определенными законом налогоплательщиками в обязательном порядке, займы представляют собой договор присоединения. Подписка к государственным займам признается добровольной, хотя активная пропаганда, политическое и психологическое давление подталкивают к подписке. Например, в 1948 г. во Франции была предпринята попытка проведения добровольно-обязательного займа: гражданам был предоставлен выбор между уплатой специального налога или подпиской к займу. Конечно, на фоне общего массива императивных норм такие послабления являются незначительными, но вместе с тем государство готово в рамках финансового права рассматривать частное лицо в качестве субъекта, обладающего свободой воли в финансовых правоотношениях.
Итак, в современном финансовом праве вне зависимости от правовой системы постоянно происходит столкновение частного и публичного элементов. Несмотря на то, что финансовое право, несомненно, защищает в первую очередь публичный интерес, игнорирование частноправового элемента в этой отрасли может привести к существенным разногласиям в обществе. Поэтому государства, встав на путь интеграции, стараются при разработке новых норм финансового права найти компромиссное решение в вопросах столкновения интересов частных и публичных при осуществлении финансовой деятельности.
Понятие финансов и финансовой деятельности
Понятие и функции финансов
История человечества — это история развития экономических процессов. В ходе эволюции человечество прошло долгий и сложный путь от простого товарообмена к товарно-денежным отношениям. Но на любом этапе развития государство уделяло самое пристальное внимание формированию собственных доходов, образующих специальные денежные фонды. Казна государства являлась свидетельством его могущества, показателем его экономического развития. Приходя к власти, любой правитель (царь, император и др.) в первую очередь вызывал к себе казначея, чтобы справиться о состоянии государственной казны, в зависимости от которого строилась дальнейшая деятельность государства.
С XVIII в. в экономической литературе появился термин «финансы», который вначале обозначал все денежные средства государства. Однако в настоящее время понятие финансов несколько расширилось. Финансы (от лат. — наличность, доход) — это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие включается и специально созданная государством система. Она обеспечивает постоянный и планомерный процесс создания, распределения и использования финансов. По своему материальному содержанию финансы представляют собой фонды денежных средств.
Роль финансов в государстве определяется их ключевым положением: во-первых, они связаны с общественными экономическими отношениями и являются их регулятором; во-вторых, они влияют на финансовую политику государства. История государств показывает, что ошибки, допущенные в отношении финансов, могут привести к тяжелым экономическим и политическим последствиям. Финансовые кризисы самые труднопреодолимые и охватывают все сферы государственной и общественной жизни, а в некоторых случаях выходят за рамки государства и влияют на мировой рынок («Великая депрессия» США 1930-х гг., финансовый кризис Японии 1970-х гг., энергетический кризис в Европе 1980-х гг., кризис СССР 1990-х гг., финансовый кризис в России 1998 г.).
Как видно из определения, финансы подразделяются на два основных вида: государственные и частные (финансы предприятий). Они имеют существенные различия, но и взаимосвязаны между собой. Так, французский юрист Поль Мари Годме писал: «Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и дей-ствиями публичной власти».
Отличие государственных финансов от частных можно свести к следующему:
В то же время установлена неразрывная взаимосвязь между государственными и частными финансами. Состояние и объем частных финансов оказывают влияние на уровень доходов государства, а в некоторых случаях государственные финансы практически целиком зависят от частных. Однако в истории были и страны, финансы которых состояли только из государственных (например, СССР), в настоящее время такое положение существует лишь в нескольких странах (КНДР, Куба). Так или иначе государственные финансы обладают приоритетом перед частными, поскольку именно посредством государственных доходов можно воздействовать на экономическую конъюнктуру рынка.
Финансы осуществляют четыре основные функции:
Посредством финансов распределяются валовой общественный продукт и национальный доход, что позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики. Одновременно финансы служат инструментом регулирования рыночных отношений. Определяя основные направления де-нежных потоков, государство обеспечивает свое функционирование и выполнение различных задач. Распределительная функция финансов проявляется и в виде планирования доходов и расходов государства, предприятий.
С помощью финансов обеспечивается контроль производства и распределения материальных благ. Контрольная функция финансов позволяет регулировать рыночные процессы, в частности во-просы соотношения спроса и предложения, ценообразования, наличия отдельных товаров на рынке (при их нехватке — восстановить соответствующий баланс). В то же время посредством государственных финансов обеспечивается и контроль доходов частных предприятий, граждан.
Финансы являются средством стимулирования развития государства и общества. Вкладывая денежные средства в приоритетные направления, государство обеспечивает получение дополнительных доходов, которые затем могут быть использованы для осуществления других экономических программ. Стимулирующая функция особенно ярко проявляется в сфере налогообложения, когда государство путем изъятия части прибыли (доходов) либо ограничивает процесс расширения производства, либо путем предоставления определенных льгот стимулирует развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций.
Финансы выполняют и информационную функцию. Так, состояние финансов дает возможность определить финансовое положение предприятий и даже целых отраслей. Проявление же негативных явлений в различных сферах, как правило, вызвано недостаточным финансированием или другими проблемами, что побуждает государство анализировать данную информацию и принимать соответствующие меры. Информация о доходах и расходах предприятий и организаций также позволяет определить основные направления государственной бюджетной и налоговой политики.
Финансовая система
Финансы составляют целостную, определенную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы охватывают своим воздействием многообразные потребности общества, всю экономику и социальную сферу страны. Под финансовой системой понимают:
Каждое государство имеет свою финансовую систему, характеризующуюся определенными признаками, а именно:
Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
В более широком смысле финансовую систему государства можно определить как основанную на экономико-правовых отношениях совокупность бюджетной системы, системы финансов предприятий, страховой и кредитной системы.
Финансовая система — это «кровеносная» система государства, по которой осуществляется движение денежных средств, способствуя жизнеобеспечению всего государственного организма. Каждый институт финансовой системы подразделяется на пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в структуру государственных финансов входят бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды. Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги. Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет как финансы коммерческих предприятий и организаций, так и финансы учреждений, некоммерческих и общественных организаций. В сфере страхования действуют такие пединституты, как личное, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование, а также такой элемент, как инвестирование части страхового фонда. Институт кредитования представляет государственный кредит и отношения по поводу привлечения и размещения денежных средств кредитными организациями. При этом пединститут финансовой системы — государственный кредит — включает в себя такие элементы, как внутренние и внешние займы, образующие государственный долг. Государственный кредит применяется в первую очередь при дефиците бюджета. Банковский кредит — многосторонняя деятельность специально созданных организаций, которые, привлекая средства юридических и физических лиц для создания соответствующих фондов, перераспределяют их другим хозяйствующим субъектам.
Как совокупность государственных органов финансовая система Российской Федерации представляет собой специальную группу финансовых органов и кредитных организаций. Во главе финансовых органов стоит Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Систему кредитных организаций возглавляет Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий единую государственную денежно- кредитную политику.
Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.
Понятие и особенности финансовой деятельности
Финансы и финансовая деятельность тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что сами финансы не могут образовываться без финансовой деятельности, а финансовая деятельность в первую очередь направлена на формирование денежных фондов.
Финансовая деятельность государства — это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функциони-рование государства на каждом этапе его развития. Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности прежде всего направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства.
Финансовая деятельность — это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.
Все денежные фонды в государстве делятся на централизованные и децентрализованные. К централизованным денежным фондам относятся фонды денежных средств, формирующиеся в бюджетной системе государства. Они создаются на определенной тер-ритории (например, республики, области, района и т.д.) и используются на нужды данной территории. Основными централизованными фондами являются: бюджет государства, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Децентрализованные фонды — это денежные фонды предприятий и организаций всех форм собственности, которые образуются за счет собственных ресурсов, заемных средств и используются на производственные и иные цели. Формирование децентрализованных фондов осуществляется только после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Централизованные и децентрализованные фонды, несмотря на то что создаются отдельно друг от друга, тесно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что централизованные фонды получают из децентрализованных денежные средства, а в определенных случаях осуществляют и обратный процесс финансирования отдельных предприятий. В то же время приоритет централизованных фондов вызван тем, что государство регламентирует условия их формирования и осуществляет контроль создания, распределения и использования этих фондов.
Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:
Предметом ведения Российской Федерации являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных вне-бюджетных фондов и др. В то же время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.
Финансовая деятельность государства напрямую зависит от целого ряда факторов. К таким факторам следует отнести:
Существуют и другие факторы, влияющие на финансовую дея-тельность государства.
Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
Финансовую деятельность осуществляют практически все органы государства, однако среди них можно выделить две основные группы органов:
К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (ст. 71, 75 Конституции РФ).
Законодательные органы в лице Федерального Собрания, представительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).
Исполнительные органы в лице Правительства Российской Фе-дерации, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и обеспечивают их исполнение, а также решают другие финансовые вопросы (ст. 114 Конституции РФ).
В финансовой деятельности принимает участие и Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам, выступает с Бюджетным посланием, распоряжается резервным фондом, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 82, 170, 209 Бюджетного кодекса РФ).
Вторую группу государственных органов, осуществляющих фи-нансовую деятельность, составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для проведения финансовой деятельности и финансового контроля в государстве.
Органы специальной компетенции возглавляет Министерство финансов Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации образованы республиканские министерства финансов или финансовые управления. В органах местного самоуправления финансовую деятельность осуществляют финансовые отделы или объединенные бухгалтерии.
Основная роль в сфере финансовой деятельности Российской Федерации отводится Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Рос-сийской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
Министерство финансов Российской Федерации имеет право:
Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномо-чий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Он издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства — приказы ненормативного характера.
В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой дея-тельности государства. К таким органам относятся:
Следует отметить, что в связи с изменениями экономических задач и финансовой политики государства система органов специальной компетенции часто реформируется.