Что такое чартер яхты
Виды чартера (аренды яхты)
Существуют различные виды чартера в зависимости от пожеланий клиентов. Это и чартеры для частных лиц и чартеры для корпоративных мероприятий.
1. Бербоут чартер
Отдых на яхте с семьей и друзьями
Это вид чартера для опытных яхтсменов. Это вид услуг, когда клиенту предоставляется яхта без экипажа, снабженная всем необходимым для плавания. Яхтсмен, решивший вместе со своей семьей или друзьями провести неделю-другую на море, может взять яхту в самостоятельную аренду. В этом случае он полностью несет ответственность за яхту и пассажиров.
Для этого нужно иметь опыт хождения под парусами, обладать специальной международной лицензией на право управления яхтой – сертификат Day Skipper английской яхтенной ассоциации RYA или аналогичный ему американский диплом Bareboat Skipper и диплом радиооператора. Обычно чартерные компании Хорватии признают украинские или российские дипломы яхтенного капитана и сертификаторы радиооператора, если они выданы на русском/украинском и английском языках, или если к ним приложены заверенные переводы. Лучше всего при заявке на аренду яхты на условиях бербоут чартера выслать копии соответствующих дипломов и сертификатов, чтобы избежать недоразумений при приезде и приемке яхты.
Выбор района плавания, на котором вы проведете свой отпуск, зависит от желаний присутствующих на судне. Если между отдыхающими нет разногласий, выбор акватории станет простой формальностью.
Яхтсменам, берущим в аренду яхту без шкипера в выбранном районе первый раз, рекомендуется подбирать проверенные маршруты в менее ветреных зонах, с большей концентрацией портов и гаваней до которых, в случае изменения погоды, можно доплыть в течение нескольких часов. Обычно у чартерных компаний есть несколько рекомендуемых маршрутов на одно- или двухнедельное плавание с подробной информацией о местах посещения и условиях плавания.
2. Чартер с шкипером/экипажем
Это чартер яхты с командой и обслуживанием. К такому виду чартера прибегают как новички в яхтинге, так и опытные яхтсмены, посещающие новые страны и регионы в первый раз. Для вторых – это знакомство с акваторией, местными особенностями, налаживание полезных связей для будущих путеществий. Самая популярная – аренда яхты со шкипером. В обязанности шкипера входит обеспечение безопасного и комфортного плавания с учетом пожеланий пассажиров. Услуги шкипера в Хорватии стоят 120-150 евро в день плюс питание в зависимости от типа и размеров яхты. Шкипер хорошо знаком с районом плавания и поможет вам проложить наиболее интересный маршрут. Однако у наших туристов, особенно старшего поколения, может возникнуть проблема языкового барьера. Шкипера можно взять и из России или Украины, тогда он будет русскоговорящий. Однако вам придется оплатить его перелет и услуги. Зато местный будет лучше знать особенности акватории – определитесь, что вам важнее. Оптимальный вариант – русскоговорящий местный шкипер. Еще лучше – наш соотечественник, проживающий в данной стране. У него наш менталитет, но вместе с тем он знает район, свободно говорит на местном языке. При букировании яхты желательно указать, что вы хотите арендовать яхту именно под руководством русскоговорящего шкипера. Другой, и более предпочтительный вариант – использовать «сарафанное радио» и выходить на связь со шкипером самостоятельно.
Если вы не хотите самостоятельно заниматься хозяйством, приготовлением пищи, работать с парусами, можно арендовать яхту с экипажем. Обычно экипаж – это шкипер и стюардесса (англ. hostess), имеющая опыт работы с парусами. В этом случае об управлении яхтой и устройстве быта во время путешествия берет на себя экипаж яхты. Вам же остается только отдыхать. Услуги стюардессы обычно оплачиваются из расчета 100 евро в день. К этому виду чартера обычно прибегают при аренде больших яхт длиной от 18 м. Для парусных яхт меньшего размера и при нахождении на борту 4-8 человек это неактуально.
3. Чартер в составе флотилии яхт
Чартер в составе флотилии яхт
Путешествие в составе флотилии яхт в настоящее время составляет примерно 15% от общего числа путешествий. Флотилии организуются в первую очередь для больших групп туристов, состоящих из нескольких семей или компаний друзей, как часть корпоративного отдыха, а также для тех, кто только что получил лицензию и еще не чувствует себя достаточно уверенным в самостоятельном плавании или еще не знаком с акваторией. Кроме того, флотилия добавляет общения, веселья, вносит элемент гоночного азарта. Ведущая яхта флотилии управляется опытным капитаном и экипажем. Он всегда будет готов прийти к вам на помощь в сложной ситуации. Участие во флотилии предполагает совместный отдых на стоянках, общение с командами других яхт, возможноть организации регаты и других соревнований.
Перед началом путешествия и каждое утро перед отходом из марины или перед съемкой с якоря ответственным шкипером проводятся небольшие совещания. Они включают в себя информацию на грядущий день: навигация, где флотилия собирается вечером, как туда дойти, места для развлечений, посещения местных достопримечательностей и хорошие рестораны. Также обсуждаются другие вопросы, включая лучшие места для шопинга и остановок на обед.
Часто эти совещания проводятся за пределами флотилии, не на яхте, а в местном кафе, и совмещают завтрак и кофе с полезной информацией. Они редко проводятся до 9 часов утра!
Обслуживающий экипаж флотилии обычно в первые дни больше времени уделяет тому, как экипажи производят швартовку и отшвартовку. Поэтому они обычно входят в марину первыми и покидают порт последними, обеспечивая швартовку и отшвартовку каждого судна. По истечении времени они предоставляют больше свободы действий, поддерживая связь на УКВ.
Экипажам сообщается время, к которому они должны быть в назначенном месте к концу дня. Это обычно ранние вечерние часы. Более позднее прибытие должно быть согласовано с обслуживающим экипажем. Если у какого-то экипажа проблемы, он не может с ними справиться до наступления темноты, то обслуживающий экипаж должен об этом узнать заранее, чтобы помочь их устранить. Обычно ночное плавание является сложным и не рекомендуется.
Рестораны в марине
Групповые обеды или ужины могут входить или нет в распорядок отдыха. Если они проводятся, то обычно в проверенных ресторанах по умеренным ценам. Ответственный шкипер флотилии обычно хорошо знает рестораны, где хорошая кухня, умеренные цены и предоставляется дополнительное обслуживание, как, например, пользование душевыми, стиральными машинами и пополнение запасов воды.
4. Комбинированный отдых
Это русский перевод весьма популярного среди англичан отдыха “Stay and Sail”, предназначенного для людей, не желающих проводить весь свой отпуск только в отеле и на одном и том же пляже. Он предполагает неделю-две отдыха на берегу, а перед этим или после этого неделю или две на борту яхты. Обычно этот вид отдыха организуют туристические организации совместно с отелями и чартерными компаниями или туристы-дикари, проживая первую неделю в апартаментах, а вторую-третью – на яхте.
5. Корпоративные мероприятия
Корпоративный отдых на яхте давно стал нормальной практикой во многих компаниях. Такова мировая тенденция. Самые разные компании по миру переводяет свои традиционные корпоративные из отелей и «сухопутных» курортов на борт яхты. Это связано в первую очередь с появлением большого количества предложений в каждой ценовой нише, на которую ориентируется конкретная фирма.
Иными словами, помимо традиционно дорогих крупных моторных яхт престижных классов, сегодня можно найти варианты даже для совсем небогатых по европеским меркам компаний. Это аренда недорогих, но вместительных судов для выездных семинаров, календарных мероприятий, ведения переговоров и многое другое. Количество участников любая компания может определить от 3 до 50 человек. Маршрут по согласованию с заказчиками разрабатывается по островам Далматинского побережья Адриатического моря. Преимущества чистой природы, самой атмосферы круиза, позволяют добавить к любому такому мероприятию прилагательные «эксклюзивный» и «элитный».
У любой компании существует потребность в работе с мотивацией персонала, которая не сводится только к денежному вознаграждению, так как за деньги нельзя купить такие тонкие материи как лояльность, энтузиазм, доверие, хороший психологический климат, искреннюю товарищескую поддержку. Это новая, весьма современная форма поощрения сотрудников, инсентив-программа (от англ. Incentive) – официальное поощрение в награду за что-либо (успехи в работе, продвижении товара и т.п.), мероприятие мотивационного характера. Профессионально организованный корпоративный отдых с проработанной «идеологической подоплекой» выполняет роль мотивационного инструмента, который при целесообразных затратах принесет компании серьезные психологические и, следовательно, материальные дивиденды.
Включение в список учебного семинара на борту, совмещенное с празднованиями дней рождения, привлечение сотрудников к выработке планов подразделения компании на будущее, оглашение специфических, индивидуальных поручений сотруднику в условиях морского плавания – все это предполагает куда большую отдачу и коммерческий результат, нежели традиционный подарок работнику от фирмы. Скажем, на юбилей или за особые достижения в работе. А по стоимости может быть и дешевле.
«Ключевой» аргумент в пользу выбора для корпоративного отдыха яхты – это то, что главное в ней – команда, коллектив людей, объединенных общим делом. Это напрямую связано с одной из главных задач любой компании – team building. Пребывание на яхте, как на любом судне, связано с так или иначе ограниченным пространством, что несомненно способствует проведению общих мероприятий. Еще один аргумент в пользу яхты – это ее автономность, независимость от береговой суеты.
По существующей мировой статистике яхтенного чартера, большинству компаний, имеющих соответствующие расходам на этом рынке бюджеты корпоративных мероприятий, достаточно одного правильно организованного плавания, чтобы понять все его преимущества и вернуться на этот рынок снова.
6. Покаютная аренда и аренда по человеку
Чартерные компании, владеющие своим флотом, обычно не занимаются покаютной арендой. Этим могут заниматься местные туристические организации в вашей стране, выкупающие яхту на определенный срок и затем приглашающие гостей.
Еще один вариант – один-два опытных шкипера, собирающие экипаж по такому же принципу.
Возможна ситуация, когда группа людей самостоятельно арендовала яхту, но кто-то из компании выпал по уважительным причинам. Тогда также размещаются объявления о приглашении в качестве попутчиков.
Процесс может идти в обратном направлении. К примеру, один-два человека хотят провести отдых на яхте, но нет попутчиков, или ограничены в средствах.
Обычно объявления можно найти в интернете на яхтенных сайтах, в Одноклассниках в яхтенных группах или группах по названию страны, в социальной сети Вконтакте, на форуме выбранной страны.
Цены могут объявляться как по принципу цен чартерных компаний, как указано в главе «Типовые условия аренды парусных яхт», а могут по принципу «все включено», исключая питание.
Также есть компании, организующие парусные регаты. Они обычно арендуют 10-15 яхт и приглашают готовые экипажи или яхтсменов-одиночников принять участие в составе нового экипажа. Обычно такие мероприятия проводятся весной и осенью.
Чартер для «чайников»: 8 простых советов
Что сначала?
Первый человек, с которым вы будете контактировать — ваш чартерный брокер. К вам припишут его (или ее), как только вы позвоните в компанию, занимающуюся яхтенным чартером. Этот человек — ваш новый лучший друг. Он, как собака, натасканная на поиск трюфелей, разнюхает для вас лучшую яхту, договорится с владельцем и сведет вас с другими яхтсменами.
Только после этого он предложит вам свои варианты, чтобы вместе решить, что вам больше по душе. Крутой брокер будет торговаться от вашего имени, чтобы выбить лучшее предложение и разные бонусы типа бесплатной доставки. А если вам вдруг понравилась лодка с сайта или из брошюры другой фирмы, просто дайте знать своему брокеру: все они пользуются единой централизованной базой лодок. Ваш брокер достанет то, что вам приглянулось.
А деньги?
Ах да, деньги. Больной вопрос. Чтобы сразу разбить ваши розовые мечты: чартер это недешево. Но он может быть на удивление доступным. Серьезно! Возьмите Princess 67, чудесную 20-метровую моторную яхту, способную принять на борт до 6 человек в круизе, которую можно взять в аренду в Москве. Она стоит в районе 2 млн рублей в неделю. Это 333 тыс рублей с носа — сравнимо со стоимостью недели проживания в 5-звездочном отеле на курорте. Или вот интересная парусная яхта «Николаев» с глубоководным роботом на борту, предлагаемая для аренды в Сочи. Ее недельная стоимость — 1,050 млн рублей. В каютах могут разместиться пять человек, каждый заплатит по 210 тыс рублей.
Расходы на экипаж включены в стоимость аренды. Ваш брокер возьмет с вас дополнительно сумму, составляющую 25% от стоимости аренды, на покрытие расходов на топливо и еду. Экипаж закупит все необходимое заранее. Ваш брокер очень подробно расспросит вас об этой статье расходов, от марки вашего любимого чая до географии винной карты. В конце отдыха, если от вашего залога что-то осталось, вам это что-то вернут. Проще пареной репы. Очень шикарной репы.
Что надеть?
Наряжаться на яхту, как на светский раут, совершенно ни к чему. Берите casual. И сделайте педикюр (да, мужчины, вы тоже!). На яхте запрещено находиться в обуви.
Кто мой экипаж?
Экипаж привязан к определенной лодке, и постоянные клиенты часто выбирают лодку только потому, что они в восторге от команды. Минимальное количестов человек в экипаже — трое: капитан, стюард (кок по совместительству) и палубный матрос. Чем больше яхта, тем больше людей требуется на борту. Няни, массажисты и прочие приглашаются на борт за отдельную плату. Экипажи все очень разные. Есть расслабленные и дружелюбные (таких любят американцы), есть молчаливые, сдержанные и практически незаметные (гости с Ближнего Востока, как правило, выбирают таких). Ваш брокер позаботится о том, чтобы экипаж соответствовал вашей личности, так что если вы захотите, чтобы вас называли «сэром» и поклонялись вам, нет проблем.
Как себя вести?
В принципе, как хотите. Экипаж подписал соглашение о конфиденциальности, так что то, что происходит на лодке, не выйдет за ее пределы. Но все же будьте добры к экипажу. Устраивая каждый день вечеринки до утра, помните, что вашей команде вставать в шесть, чтобы приготовить вам завтрак. Дайте им поспать.
Как бороться с морской болезнью?
Большинство современных яхт имеет стабилизаторы, как в круизе, так и на якоре. Это означает, что лодку не будет мотать. Опасность испытать морскую болезнь сведена к минимуму. Но если вы все же опасаетесь, советуем прочитать вот эту статью.
Сколько давать на чай?
Здесь нет фиксированной нормы, но как правило чаевые составляют от 5 до 15% стоимости чартера и делятся между членами экипажа. Вот как это делается: можно положить деньги в конверт и вручить капитану перед высадкой — он сам поделит. Можно самолично разделить деньги и одарить каждого члена экипажа перед тем, как покинуть судно, наконец, можно поручить это дело чартерному брокеру, который просто возьмет оставшуюся от оплаты еды и топлива сумму и передаст команде. Если кто-то из членов экипажа был особенно хорош, есть смысл вознаградить его за усердие дополнительно.
Могу я взять с собой детей/ домашних питомцев?
Для детей яхта — совершенно безопасное место. Даже для младенцев. Все, что нужно, заперто, чтобы предотвратить падение с борта, есть специальные меры предосторожности.
Если ваш питомец маленький и умеет себя хорошо вести, то брокер, возможно, сможет выхлопотать для вас разрешение взять его на борт.
Что такое чартер яхты
Для яхт-чартера указывается стоимость аренды в неделю. Как правило, семь дней —минимальный срок аренды яхт, но чартеры могут иметь любую продолжительность — менее и более недели. Чартеры длительностью более недели рассчитываются пропорционально недельной ставке, разделенной на семь и умноженной на число дней. В низкий сезон и для многих небольших яхт возможен чартер продолжительностью менее семи дней. В этом случае недельная стоимость делится на шесть и умножается на число дней. Чартер начинается с полудня первого дня и заканчивается в полдень последнего. Например, чартер, начавшийся в полдень 1 июня и завершившийся в полдень 8 июня, считается недельным. Дневной чартер обычно начинается утром и заканчивается ранним или поздним вечером. Высокие сезонные ставки применяются в самые популярные чартерные периоды: июль/август и Рождество/Новый год, а также во время важных событий, таких как Гран-при Монако и Каннский кинофестиваль. Ставки низкого сезона применяются ко всем другим периодам, если не указано иное. Обратите внимание, что ставки аренды указаны верно, но могут быть изменены.
Применяется ли НДС к стоимости чартера?
НДС обычно применяется к стоимости чартера в европейских территориальных водах. Ставки могут различаться в зависимости от места начала чартера и выбранного маршрута. Ваш брокер может обрисовать вам текущую налоговую ситуацию для любой страны, которую вы намереваетесь посетить.
Что включено в стоимость аренды яхты?
В большинстве случаев расчет стоимости аренды основан на условиях MYBA, что подразумевает, что яхта будет предоставлена фрахтователю полностью укомплектованной всем необходимым оборудованием, надлежащим образом застрахованной от морских рисков, и с экипажем, чья заработная плата, питание и одежда обеспечиваются за счет владельца яхты. Все прочие операционные расходы оплачиваются фрахтователем, включая следующие пункты (но не ограничиваясь ими): топливо и смазочные масла для яхты, ее тендеров и моторизованных водных игрушек; местные налоги; лоцманская проводка; портовые сборы; таможенная очистка; вода и электричество; стирка личных вещей; продукты, вино, пиво, спиртные и безалкогольные напитки, расходные материалы, коммуникационные затраты для чартерных гостей. Обратите внимание, что иногда яхта может предлагаться на условиях, отличных от описанных выше. Наши брокеры предоставят полную информацию о всех условиях чартера конкретной яхты, которые отличаются от стандартных условий MYBA.
Что такое MYBA?
MYBA — Ассоциация яхт-брокеров Средиземноморья и всемирная профессиональная ассоциация, основанная в 1984 группой крупных брокеров с целью продвигать стандарты качества и этики в яхтенной индустрии Средиземноморья и по всему миру. Членство в MYBA доступно только для брокерских компаний с подтвержденным опытом профессионального мастерства в яхтенной индустрии, что позволяет предложить ценные преимущества и гарантии клиентам, желающим купить, продать, построить или арендовать яхту через брокера MYBA. Bluewater гордится членством в MYBA и своей безупречной репутацией в яхтенной индустрии.
Что сделать, чтобы закрепить за собой выбранную яхту?
Все чартеры требуют полностью оформленного контракта, поэтому как только доступность выбранной вами яхты подтверждена, вы получите на подпись стандартное Чартерное Соглашение MYBA. Если выбранный вами маршрут подразумевает начало и окончание чартера в месте, отличном от домашнего порта яхты, может потребоваться плата за доставку/возврат. Если эти сборы необходимы, они они будут заранее подтверждены Соглашением вместе со всеми налогами, которые могут применяться.
Каковы условия оплаты чартера?
Депозит в размере 50% от общей стоимости чартера оплачивается банковским переводом при подписании Чартерного Соглашения. Это подтверждает ваше бронирование. Оставшиеся 50% плюс APA (Advanced Provisioning Allowance), налоги, стоимость доставки/возврата и любые дополнительно согласованные платежи оплачиваются банковским переводом за один месяц до начала чартера.
Что такое APA и как это рассчитывается?
Advance Provisioning Allowance (APA) подлежит оплате ко времени финального платежа. В соответствии с условиями MYBA, эта сумма составляет 25% от общей стоимости чартера, но в некоторых случаях может достигать 30%. Она необходима для покрытия текущих расходов в чартере, таких как топливо, питание, напитки, портовые сборы и непредвиденные траты, и выдается капитану перед началом чартера. Он гарантирует, что яхта будет полностью заправлена и обеспечена всем необходимым прежде чем вы окажетесь на борту. Текущая сумма расходов может быть запрошена в любой момент чартера, a полный отчет обычно предоставляется капитаном к моменту окончания круиза. Если во время чартера расходы превысили уже уплаченную сумму, дополнительные наличные средства будут запрошены немедленно. Все оставшиеся счета должны быть оплачены наличными до высадки с яхты. Разумеется, оставшиеся в конце чартера средства будут вам полностью возмещены. По запросу трансфер на яхту и обратно может быть организован Bluewater или вашим капитаном, а оплата за него будет вычтена из вашего APA.
Можно ли оговорить питание и вина, подаваемые на борту яхты?
Здесь важна каждая деталь. За несколько недель до прибытия на яхту мы попросим вас заполнить подробную анкету предпочтений и особый потребностей всех ваших чартерных гостей: диетические или медицинские требования, любые аллергии, а также ваши спортивные или развлекательные предпочтения. Это позволит нам и экипажу яхты убедиться — сделано все возможное, чтобы ваш чартер стал незабываемым.
На всех ли яхтах допускаются дети на борту?
На большинстве яхт детям рады и многие оборудованы в расчете на детей. Тем не менее, на некоторых яхтах может оговариваться минимальный возраст и/или наличие няни на борту во время чартера. Экипаж не может обеспечить присмотр за детьми. Если на борту будут дети, пожалуйста, информируйте вашего брокера Bluewater в самом начале планирования вашего чартера.
Можно ли курить на борту яхты?
На большинстве яхт курение в помещениях запрещено. Тем, не менее, уточняйте это у нас, поскольку политика может различаться. Из соображений безопасности курение в каютах и ванных комнатах запрещено на всех яхтах. На некоторых курение допускается в специально отведенных открытых зонах.
Сколько чаевых оставлять команде?
Есть ли страховка?
Мы настоятельно рекомендуем фрахтователям оформить страховку от отмены или сокращения срока чартера, чтобы защитить свои вложения, если в силу непредвиденных обстоятельств чартер будет отменен или сокращен. Кроме того, все чартерные гости должны иметь медицинскую страховку и страховку от несчастного случая, а их личные вещи должны быть застрахованы от кражи, потери или ущерба. Другие формы страхования, такие как ответственность фрахтователя, также могут быть полезными. Наши брокеры будут рады помочь с оформлением любого вида страхования, не включенного в основное Чартерное Соглашение.
Могу ли я пользоваться водными игрушками и дайв-оборудованием яхты?
В некоторых странах требуется сертификат компетентности для занятий водными видами спорта (водные мотоциклы, скутеры и другие моторизованные плавсредства ). Пожалуйста, подумайте, кто из ваших гостей захочет использовать такие водные игрушки на борту. Если у них нет необходимых лицензий / сертификатов, мы можем организовать прибытие на яхту инструктора Bluewater во время чартера, чтобы выдать сертификат. Обратите внимание, что обучение осуществляется за счет фрахтователя, и наличие местных инструкторов не может быть гарантировано. В некоторых местах использование моторизованных водных игрушек полностью запрещено. Использование личного плавсредства разрешается только при наличии соответствующей лицензии, отвечающей местным правилам эксплуатации. Любая ответственность, возникшая в результате несоблюдения требований, полностью лежит на том, кто управляет плавсредством. Если яхта имеет на борту дайв-оборудование, пользоваться им могут только сертифицированные дайверы, имеющие лицензию PADI или ее эквивалент.
Прием чартерной яхты: секреты и тонкости
Для большинства из нас вожделенный отпуск под парусами начинается с процедуры аренды лодки. Как пройти это испытание с большей эффективностью и минимальными потерями? На самом деле, успех даже кажущегося невозможным предприятия полностью зависит только от вас!
Прежде всего, стоит уяснить, что чартерные компании в большинстве цивилизованных уголков мира (от «старой Европы» до Турции, Хорватии и экзотических стран на других континентах) уже давно не пытаются обмануть своих клиентов, подсунув им заведомо неисправную лодку. Остается лишь внимательно отнестись к процедуре ее приема. Попробуйте следовать этим несложным правилам.
Не торопитесь
При этом вопросы общего состояния лодки и качественное ее снабжение всем необходимым обычно остаются за бортом: «быстрее навстречу волнам и свежему ветру!» — вот девиз, под которым совершается максимум ошибок при приеме лодки. Между тем именно в ней вам предстоит провести от нескольких десятков часов до нескольких суток, а это представляется более чем веским поводом для того, чтобы внимательно ознакомиться со всеми особенностями своего временного плавучего дома.
Как показывает практика, на прием лодки средних размеров (от 36 до 50 футов) вполне стоит затратить по крайней мере — чтобы потом не сожалеть об излишней торопливости, которая провоцирует риски возникновения аварийных ситуаций уже в самом недалеком будущем.
Поиграйте в ролевые игры
Если вам повезло с командой настолько, что вы вместе проводите отпуск в одной лодке уже не первый раз, то процедуру приема можно упростить и ускорить, не снижая качества проверки. Для этого достаточно разделить функции: с тем, чтобы каждый принимал ту часть оборудования и оснащения лодки, с которыми ему главным образом предстоит работать впоследствии.
Например, капитану с помощником (вторым шкипером) целесообразно сосредоточиться на осмотре и опробовании рангоута, снастей, парусов, двигателей, рулевого и якорного устройства. Штурман в это же время мог бы проверить навигатор, другие судоводительские инструменты, набор карт и пособий, а также работу ходовых огней и средств связи.
А вот добровольному коку, помимо проверки холодильника, газовой плиты и необходимого набора посуды, стоит удостовериться в наличии положенного запаса воды, полного заряда аккумуляторов и на практике убедиться в исправной работе насосов, стоков, сливов и системы переключения водяных цистерн.
После этого остается лишь совместными усилиями разобраться с судовой документацией, составить акт приема лодки (с подробным указанием всех выявленных недостатков), заменить неисправные элементы (если таковые найдутся) и только потом отправляться в счастливое плавание.
При необходимости обязанности по приему яхты в слаженном экипаже могут гибко перераспределяться в зависимости от предпочтительных интересов его членов, тогда каждый получит отличный шанс блеснуть своей эрудицией и подстраховать товарища.
Итак, мы рассмотрели практически идеальный вариант, но что делать, если на всю команду приходится всего один-два человека, ранее ходившие под парусом?
Оптимизируйте свои возможности
Каждый индивидуум хоть в превосходит других, и ваша команда — не исключение. В ней как минимум должна оказаться пара владельцев дипломов яхтенного капитана: в большинстве случаев без них вам лодку в аренду не сдадут. Этого уже вполне достаточно, чтобы приступить к качественной приемке силами самых опытных экспертов, особенно, если остальные соплаватели помогут им в меру своих возможностей и способностей.
Постарайтесь создать для этого вашего товарища максимально комфортные условия: не пытайтесь его перебивать, если вам покажется, что вы лучше поняли заданный вопрос, и не требуйте первоочередного внимания именно к вашим нуждам. Одновременно переводить несколько обращений различной тематики (от состояния парусов и отсутствующей карты до потекшего холодильника и недостающих тарелок) порой оказывается просто невозможным.
Продвигаясь по лодке вслед за экспертами и в сопровождении переводчика, остальные члены экипажа смогут не только подробно ознакомиться со всеми особенностями своего плавучего дома, но и заметить нечто важное для последующей безаварийной эксплуатации всех систем и оборудования лодки. Включайте коллективный разум и коллективную наблюдательность — в будущем это поможет на только избежать досадных осложнений в путешествии, но и сэкономить кучу денег на компенсацию их неприятных последствий!
В зоне особого внимания
Надеюсь, начинающим любителям парусных путешествий пригодятся несколько дружеских советов: на чем стоит сосредоточиться в процессе приема лодки. Замечу, что все они основаны на практическом опыте — личном или моих приятелей.
Веревки и паруса
Стоячий такелаж не только осматриваем, но и ощупываем, убеждаясь в том, что он действительно качественно обтянут. Бегучий такелаж полностью проверяем в действии. Если только не мешает погода (сильный ветер или дождь в месте стоянки), обязательно, не торопясь, разбираем все снасти и разворачиваем все паруса.
Помимо отличной тренировки команды, это замечательная возможность для качественной проверки всех блоков, барабанов и закруток. Пусть лучше узлы и механизмы заедают или отказывают на стоянке, чем в море.
Двигатель и рулевка
Мотор пробуем не только на холостых оборотах, но и при фактическом включении переднего и заднего хода. Это нетрудно организовать, если слегка потравить швартовы.
Обязательно уделите должное внимание осмотру румпельного отсека и рулевой машины. Потеки масла и следы свежей сварки следует воспринять как настойчивый намек судьбы на то, чтобы оперативно сменить лодку и впоследствии ни о чем не пожалеть, орудуя румпелем.
Надувная должна сдаваться вам в полностью надутом (а значит — исправном) состоянии. Полусдутый динги с многочисленными заплатами, а также иными следами повреждений, внушает законное недоверие и подлежит безусловной замене.
Проверка мотора тузика — отдельный вопрос. По крайней мере дважды на моей памяти случалось так, что отдельно от динги двигатель вел себя вполне исправно, зато при последуюшем соединении с ним отказывался работать наотрез. Так что по возможности старайтесь проверить шлюпку и мотор в творческом тандеме — чтобы в самый ответственный момент не пришлось отчаянно поработать веслами.
Ходовые огни и связь
Несмотря на то, что включение необходимых ходовых огней теоретически сопровождается зажиганием соответствующих лампочек на панели пульта управления, не поленитесь быстро пробежаться по лодке и посмотреть, включились ли все они фактически. Заодно это станет отличным поводом, чтобы освежить свои знания Международных правил предупреждения столкновений судов в море ().
Обе (стационарную и переносную) следует проверить как по отдельности, так и в процессе установления двусторонней связи. В последнем случае не стесняйтесь вынести мобильный терминал на берег и переговорить с вашими друзьями на борту.
Штурманский уголок
Помимо электронного навигатора, стоит проверить и бумажные карты (обязательно на весь район предстоящего плавания), а также наличие соответствующих навигационых пособий — лоций и других описаний побережья.
Не пренебрегайте ручными пеленгаторами и не забудьте удостовериться, что на борту есть параллельная линейка (для прокладки курса) и обычные карандаши — для нанесения места на карту.
Обратите внимание на работу судового измерителя ветра: грубо — поделив силу ветра в узлах на два, вы узнаете его скорость в привычных метрах в секунду.
Заметим, что проверить на стоянке точность работы лага и эхолота порой оказывается затруднительным. Поэтому, убедившись в технической исправности, не забудьте испытать их на практике сразу же после выхода из яхтенной марины.
Камбуз
Если вы не рассчитываете при чартере лодки нанять сразу же хостес и профессионального кока, не пренебрегайте тщательной инспекцией кухонного блока. Помимо проверки исправности холодильника и газовой плиты в нее целесообразно включить проверку наличия запасного газового баллона, а также полного набора посуды (в соответствии с привычками вашей команды).
Последнее представляется немаловажным: если в случае нужды утренний кофе еще можно сварить в обычной кастрюле (вместо удобного ), то разливать суп или раскладывать второе блюдо при помощи чашки (при отсутствии ) — крайне неудобно.
Вода, электричество и прочие удобства
Ограниченный комфорт лодки зависит от того, насколько оперативно вы сможете пополнять заряд аккумуляторных батарей и запасы питьевой воды при всяком удобном случае. Для этого каждый член экипажа должен знать, где находятся кабель для подсоединения бортового питания, а также водяной шланг/горловины цистерн пресной воды и уметь при необходимости быстро подключиться к источнику этих береговых благ.
Не стоит забывать и про повседневные бытовые удобства — особенно, если на борту предполагается присутствие дам. Помимо обязательной дотошной проверки туалетной (фановой) системы, не забудьте удостовериться в возможности принять пресный душ, не испытывая при этом негативных ассоциаций.
На большинстве лодок среднего класса душевая кабинка располагается прямо в туалетной комнате (гальюне). Принимая лодку, включите на время душ, проверяя, как быстро уходит вода и насколько эффективно работает вспомогательный откачивающий насос. При необходимости, обратите внимание сдающей стороны на засоренные стоки (с их последующей прочисткой).
Кстати, позаботьтесь, чтобы и у вас самих всегда была возможность навести на лодке должный морской порядок. Для этого, помимо ведра на коротком тросе для зачерпывания воды и традиционной швабры-«машки», стоит запастись элементарной ветошью для протирки палубы.
Необходимый постскриптум
И в заключение — деликатный вопрос: как расплачиваться за свои ошибки, допущенные как при приеме яхты, так и в дальнейшем плавании? Не секрет, что многие чартерные компании размещают на видном месте своеобразный прейскурант, где перечислены размеры денежных штрафов за самые различные поломки оборудования/оснащения, а также цены на утраченные/поврежденные предметы снабжения.
Неминуемой расплаты за чужие грехи можно избежать, если внимательно и не торопясь принимать лодку и находящееся на ней имущество. Что же касается всех неизбежных в море случайностей, произошедших по вине экипажа — от разбитой чашки до порванного паруса и утопленного якоря — то целесообразно сразу же договориться: причитающаяся ко взысканию сумма делится между всеми поровну.
Нет ничего печальнее картины, когда дружная (на вид) команда при сдаче яхты начинает выяснять, кто из ее членов больше виноват в той или иной поломке/пропаже. Помните, что даже вернувшись «из морей», вы все равно остаетесь в одной лодке — так же, как и во всех последующих совместных путешествиях!