Что такое шлямбур кратко
Шлямбур
Шлямбур, Шлямбурный крюк — альпинистское снаряжение, предназначенное для организации точек страховки на скалах. В отличие от обычных скальных крючьев шлямбур забивается не в трещину, а в монолит.
При использовании шлямбурных крючьев последовательность действий альпиниста следующая:
Шлямбурные крючья бывают одноразовые и многоразовые. Многоразовые отличаются от одноразовых тем, что крюк в стене расклинивается за счёт вкручивания по резьбе болта. Соответственно, выкручивая болт, мы можем вытащить крюк.
Использование шлямбурных крючьев для организации промежуточных точек опоры в альпинизме не приветствуется, так как нарушается спортивный принцип свободного лазания. Поэтому шлямбурные крючья используются преимущественно для организации страховки, в том числе для ночёвки на стене.
В скалолазании шлямбурные крючья используются для подготовки трасс в лазании на трудность на естественном рельефе.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шлямбур» в других словарях:
шлямбур — а, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка
шлямбур — (не рекомендуется шламбур) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ШЛЯМБУР — инструмент для пробивания отверстий в каменных и бетонных поверхностях в виде стальной трубки с зазубренным концом … Большая политехническая энциклопедия
ШЛЯМБУР — Мокнуть (толкнуть) шлямбур кому. Жарг. угол., мол. Совершить половой акт с кем л. УМК, 249; Балдаев 1, 252; Балдаев 2, 80; ББИ, 245. /em> Шлямбур 1. Воровской ломик. 2. Мужской половой орган … Большой словарь русских поговорок
Шлямбур — м. Инструмент для пробивания отверстий в каменных и бетонных частях зданий и сооружений в виде стальной трубки с зазубринами на конце. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шлямбур — шлямбур, шлямбуры, шлямбура, шлямбуров, шлямбуру, шлямбурам, шлямбур, шлямбуры, шлямбуром, шлямбурами, шлямбуре, шлямбурах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
шлямбур — Название этого инструмента заимствовано из немецкого, где Schlagbohrer является сложением schlagen – бить, ударять и Bohrer – бурав … Этимологический словарь русского языка Крылова
шлямбур — шл ямбур, а … Русский орфографический словарь
шлямбур — (2 м); мн. шля/мбуры, Р. шля/мбуров … Орфографический словарь русского языка
Шлямбур
Шлямбурный скальный крюк, Шлямбурный крюк — альпинистское снаряжение, предназначенное для организации точек страховки на скалах. В отличие от обычных скальных крючьев шлямбурный скальный крюк забивается не в трещину, а в монолит.
Упрощённое (жаргон) название — Шлямбур.
При использовании шлямбурных крючьев последовательность действий альпиниста следующая:
Сначала делается отверстие в скале. Для проделывания отверстия в стене используется специальный пробойник — шлямбур.
Затем в отверстие вставляется шлямбурный скальный крюк с проушиной на конце и забивается молотком. При забивке он расклинивается в стене. Хорошо забитый шлямбурный скальный крюк выдерживает нагрузку около 25 кН.Шлямбурные крючья бывают одноразовые и многоразовые. Многоразовые отличаются от одноразовых тем, что крюк в стене расклинивается за счёт вкручивания по резьбе болта. Соответственно, выкручивая болт, можно вытащить крюк.
Использование шлямбурных крючьев для организации промежуточных точек опоры в альпинизме не приветствуется, так как нарушается спортивный принцип свободного лазания. Поэтому шлямбурные крючья используются преимущественно для организации страховки, в том числе для ночёвки на стене.
В скалолазании шлямбурные крючья используются для подготовки трасс в лазании на трудность на естественном рельефе.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Роупджампинг (от англ. ropejumping, дословно «верёвочные прыжки») — это прыжки на альпинистских веревках с различных высоких объектов (скал, многоэтажных домов, кранов, мостов, труб, различных вышек). На территории РФ юридический статус не определён. На территории Бразилии, Латвии, Турции и Украины имеет статус легального аттракциона.
Спàльный мешòк (спàльник) — предмет походного быта, предназначенный для отдыха и сна.
Осторожно, шлямбур!
В этой статье мы поговорим о шлямбурах и об опасности, которую может представлять эта «абсолютно надежная» точка страховки.
Что такое шлямбур?
В строительстве шлямбуром называется ручной инструмент, которым пробивается отверстие. Так это было и в альпинизме, но постепенно название перешло на саму точку страховки. В других странах она называется «анкер» или просто — «болт». Если обобщить, то под термином «шлямбур» мы понимаем надежную точку страховки, представляющую из себя проушину, по возможности, выдерживающую нагрузку 22 kN и более. Безусловно, реальная прочность зависит от породы, в которую устанавливается шлямбур, от «рук и головы» установщика. В отличие от крючьев, шлямбуры забиваются не в трещины, а в монолит.
Можно выделить два вида шлямбуров по принципу установки: распорные и клеевые.
В распорных используется «расширяющийся» болт и проушина. В качестве болта сейчас применяется клиновая конструкция, при которой распорное усилие создается путем затягивания гайки. Раньше пользовались разрезанными вдоль оси алюминиевыми или стальными гильзами с Т-образным сечением, в которые забивался обычный твердосплавный строительный дюбель. Первые модели шлямбуров вообще не расклинивались, а просто в отверстие меньшего диаметра забивался болт большего диаметра, на который была надета проушина.
Клеевые (химические) анкера представляют собой проушину с длинной ножкой, вклеиваемую в скалу. Т. е. в скале сверлится отверстие, в которое помещается специальный состав на основе полиэфирных смол и отвердителя, затем в отверстие забивается анкер. Исходя из технологии установки клеевые анкера невозможно использовать во время альпинистского восхождения, хотя они наиболее надежны. Их используют для организации скалолазных маршрутов.
Если пробивается спортивный маршрут, то для сверления отверстий используют перфоратор; если болт устанавливают во время восхождения, то используют пробойник (собственно, он и называется шлямбур). Отдельно надо упомянуть «спиты». Их преимущественно используют спелеологи. Спит — это твердосплавная коронка, накручиваемая на пробойник. С помощью нее пробивается отверстие, затем в основание вставляется клин и коронка окончательно забивается в породу. В резьбовое отверстие болтом прикручивается проушина. Надо отметить, что прочность спита ниже прочности классического шлямбура. В спелеологии спиты используются преимущественно для навески перильных веревок, поэтому значительный рывок там не предполагается.
Из чего изготавливают шлямбуры?
Наиболее дешевый и распространенный вариант — оцинкованная сталь. Более дорогой, но более устойчивый к коррозии вариант — нержавеющая сталь. Это сильно дороже, но гораздо долговечнее. В качестве проушин для спитов часто используют алюминий (не требуется большая нагрузка). Наименее распространенный вид — титановые проушины. Но их количество исчезающе мало.
Где встречаются шлямбуры?
Опасность шлямбуров
Почему шлямбур может вылететь?
Проблема № 2. Коррозия.
Где есть влага — там есть и коррозия. Победить или замедлить коррозию практически нет возможности, но можно ее не ускорять. Рассмотрим существенные факторы, влияющие на скорость коррозии.
1. Морской климат, близость к морю. Здесь мы имеем не просто влагу, а раствор солей (электролит). Причем коррозии подвержены не только оцинкованная сталь, но и «нержавейка». Коррозия также может быть не только на поверхности, но и «уходить» внутрь проушины (для этого достаточно любой микротрещины или повреждения при установке — например, удара молотком), а снаружи проявляться незначительно. Во время презентации рабочей группы комиссии по безопасности UIAA, исследующей коррозию в морском климате (Лонгароне, 2010 г.), были показаны пары проушин, снятых с маршрутов, пробитых в непосредственной близости от моря. Причем, пары были сняты с одного маршрута.
На иллюстрации справа одна из таких пар.
Обе проушины визуально выглядят надежно, но при испытаниях на разрыв одна выдержала 16 kN (что недостаточно), а другая — 1,1 kN. Т. е. она заведомо не выдержит никакого рывка (при обычном срыве на скалодроме / скалолазной дорожке можно ожидать нагрузку на точку в пределах 2–4 kN).
2. Ошибки при установке. С моей точки зрения, наиболее популярной ошибкой является использование оцинкованного уха и анкера из нержавейки или наоборот. В этом случае мы имеем материалы с разным электрохимическим потенциалом. В присутствии влаги мы получаем гальванический элемент. Результаты такой коррозии видны буквально через несколько недель после установки — явные следы ржавчины в месте контакта. Это хорошо видно на недавно перебитых маршрутах в Крыму (летом-осенью этого года). Причем шлямбуры, забитые правильно (оцинковка+оцинковка или нержавейка+нержавейка), за такой короткий промежуток времени коррозии не подверглись, а неправильные пары имеют следы ржавчины. Если говорить о старых шлямбурах, то там такая гальваническая пара была по определению: алюминиевая гильза и твердосплавный сердечник. Часто можно видеть полностью выгнивший сердечник.
Безусловно, через год и даже через два использование шлямбура с разными элементами ни к чему не приведет, но его «срок жизни» будет короче. А поскольку, скорее всего, ближайшие 10–15 лет его будут воспринимать как новый, то к концу этого срока он уже может представлять потенциальную опасность.
Другая причина, вызывающая ускоренную коррозию, — повреждение поверхности при установке. При случайных ударах молотком по проушине повреждается оцинкованная поверхность, и в этом месте быстро появляется ржавчина. В случае с нержавеющей сталью это не так заметно, но в данном месте коррозия может начаться и «уйти» внутрь.
Проблема № 3. Отсутствие контроля над существующими маршрутами/дорожками.
Энтузиастов, которые занимаются ремонтом маршрутов и заменой старых шлямбуров на новые, можно пересчитать по пальцам одной руки. У нас нет системы ответственности клубов и федераций за определенные скальные массивы. Есть ли в какой-то стране такое или нет — не знаю, но лично мне кажется это правильным. Поэтому кем-то забитый шлямбур будет стоять до тех пор, пока не выпадет или пока не будет вырван при падении.
Резюме
Безусловно, шлямбур является одной из наиболее надежных точек страховки, но есть масса причин, по которым эта ситуация может измениться. Даже идеально забитый шлямбур с течением времени подвергается коррозии, температурным колебаниям и теряет прочность. Поэтому ни в коем случае нельзя доверять свою жизнь одному-единственному шлямбуру. Это смертельно опасно. Также хочется обратиться с просьбой к опытным альпинистам: не подавайте дурного примера новичкам. Велика вероятность, что они не смогут «на глаз» отличить надежный шлямбур от ненадежного. Хочется сказать большое спасибо людям, занимающимся «реболтингом» маршрутов, и призвать региональные клубы и федерации проводить периодический осмотр своих скалолазных районов и своевременно ремонтировать опасные маршруты.
Врез: В 2013 году правлением ФАР был утвержден технический регламент по оборудованию скальных маршрутов, с которым можно ознакомиться на сайте ФАР
Что такое шлямбур?
Как известно, скалолазание относится к экстремальным видам спорта. При этом, если скрупулезно соблюдать элементарную технику безопасности во время занятий, риски получения серьезных травм сводятся к нулю. Техника безопасности в процессе лазания по скалам и искусственным рельефам включает в себя использование надежного сертифицированного снаряжения и, что немаловажно – правильное обращение с ним. Главный принцип скалолазания – внимательное отношение к страховке вне зависимости от опытности, уровня мастерства и иных факторов, которыми может оперировать скалолаз.
Первое, с чем сталкивается спортсмен во время организации страховки – это шлямбурный стальной крюк. Под более сокращенным понятием «шлямбур» профессиональные скалолазы подразумевают мощную стальную петлю или анкер с проушиной, основная функция которого – организация точек страховки на «живых» скалах и искусственных рельефах.
Как правило, страховка на спортивных маршрутах осуществляется с помощью заранее проставленных по рельефу стационарных шлямбуров с проушиной для вщелкивания карабина. В отличие от обычных скальных крюков шлямбур забивается не в трещину, а в монолит скалы. Шлямбура, забитые в скалу, крепятся по всей длине скалолазной трассы в целях предотвращения падения на землю и минимизации травм в случае срыва.
Материалы изготовления шлямбурных крюков
Стандартный скалолазный шлямбур изготавливается из оцинкованной стали, поэтому по стоимости относится к бюджетному скалолазному снаряжению. Более дорогой и, в то же время, более стойкий к деформации вариант – шлямбуры из нержавеющей стали. Долговечные шлямбурные проушины изготавливают из закаленной оцинкованной стали, облегченные – из алюминия, дюрали либо титана.
Техника использования шлямбурного крюка
Шлямбурный скальной крюк отвечает за организацию точек страховки на естественном скальном рельефе либо же на скалолазных стендах. И если в стенах скалодрома такие крюки устанавливаются заблаговременно при обустройстве панели с зацепами, то за подготовку «живых» скалолазных трасс чаще всего отвечают сами спортсмены.
На первом этапе установки шлямбура необходимо пробить в скальной породе отверстие с помощью специального пробойника. Для этих целей подойдет и обычный строительный перфоратор, однако, не всегда на высокую скалу удастся взобраться с таким тяжелым грузом. В подготовленное отверстие вставляется шлямбурный скальной крюк с проушиной (он должен входить очень плотно) и забивается молотком – в это время происходит расклинивание шлямбура внутри породы.
К слову, шлямбуры бывают одно- и многоразовыми. Многоразовые крюки расклиниваются в стене за счет вкручивания по резьбе болта, поэтому такие шлямбуры могут использоваться десятки раз, не утрачивая основных функциональных особенностей.
Где встречаются шлямбуры?
На скалодромах
На искусственном рельефе скалодромов точки страховки являются частью общей скалолазной конструкции и представляют собой металлические проушины для карабинов – шлямбура. Такие проушины прикручены к несущей конструкции скалодрома через метр-полтора, основное их предназначение – страховка скалолазов от несчастных случаев во время покорения трассы.
На «живом» рельефе
Шлямбуры широко используются в спортивном лазании по естественному рельефу, в частности – в тренировках и соревнованиях на трудность. На популярных скалолазных маршрутах, в частности, в горах Крыма, прослеживается вся история развития конструкции шлямбурных крюков – от шлямбуров скалолазов-первопроходцев до суперсовременных моделей. Кстати, в 60-70 годах прошлого века в скалолазании часто использовался стиль, когда трасса практически полностью пробивалась шлямбурами, к примеру, маршрут Моногарова на Ушбе.
Следует отметить, что шлямбурные крюки используются не только для организации страховки, но и для ночевки на скале.
Чем опасны шлямбуры?
Надежность шлямбура, наглухо забитого в скалодромную панель, не вызывает у покорителей искусственного рельефа никаких опасений. Однако, не стоит закладывать в сознании стереотип абсолютной надежности шлямбурного крюка, особенно, если спортивная практика происходит в условиях естественного рельефа. И дело не только в том, что неправильно закрепленный в скальной породе шлямбур теоретически может вылететь. Зачастую слишком уверенные в собственных силах скалолазы, покорившие топ маршрута, организуют на одном шлямбуре самостраховку, отказываясь от нижнего страхующего. А ведь на единственную точку страховки не всегда можно положиться, особенно, если учесть, что кольца на шлямбурах так же имеют свойство постепенно перетираться.
Почему вылетают шлямбуры?
Скалолазные шлямбуры могут вылетать – это неопровержимый факт. Существует три причины, провоцирующие такую неприятную ситуацию:
Шлямбурный крюк – важный скалолазный инструмент, обеспечивающий безопасность во время восхождений на естественном либо искусственном рельефе. И хотя шлямбурный крюк признан одной из самых надежных точек страховочной системы скалолаза, есть ряд причин, по которым эта ситуация может вмиг измениться. Стоит учитывать, что даже профессионально забитые в скалу шлямбуры со временем могут покрыться коррозией и потерять прочность, поэтому их надежность нужно проверять заблаговременно и, что немаловажно – никогда не рассчитывать лишь на один вид страховки.
Полезные видео по теме:
Шлямбур
Из Википедии — свободной энциклопедии
Шля́мбур — это ручной инструмент, которым пробивают отверстия в бетоне или камне.
Шля́мбурный скáльный крюк (шля́мбурный крюк) — альпинистское снаряжение, предназначенное для организации точек страховки на скалах. В отличие от обычных скальных крючьев, шлямбурный скальный крюк забивают не в трещину, а в монолит.
Упрощённое (жаргонное) название — «шлямбур».
При использовании шлямбурных крючьев последовательность действий альпиниста следующая:
Шлямбурные крючья бывают одноразовые и многоразовые. Многоразовые отличаются от одноразовых тем, что крюк в стене расклинивается за счёт вкручивания по резьбе болта. Соответственно, выкручивая болт, можно вытащить крюк.
Использование шлямбурных крючьев для организации промежуточных точек опоры в альпинизме не приветствуют, так как нарушают спортивный принцип свободного лазания. Поэтому шлямбурные крючья используют, преимущественно, для организации страховки, в том числе для ночёвки на стене.
В скалолазании шлямбурные крючья используют для подготовки трасс в лазании на трудность на естественном рельефе.